- Вступление
- Способы обмана электронного блока управления
- Назначение
- Порядок действий при возникновении проблем с лямбда-зондом
- Почему умирает лямбда-зонд?
- Причины выхода из строя кислородного датчика
- Принцип действия датчика кислорода на автомобиле
- Как влияет лямбда зонд на работу двигателя, признаки его неисправности
- Где находится датчик кислорода
- Расположение
- Конструктивные особенности датчика кислорода ВАЗ 2114
- Как часто менять датчик кислорода?
- Проверяем работоспособность кислородного датчика своими руками
- Можно ли просто отключить датчик
- Признаки неисправности
- Как Обмануть Лямбда Зонд На Ваз 2114
- Что такое датчик кислорода
- Как датчик кислорода
- Лямбда-зонд: симптомы неисправности (ВАЗ-2114)
- Что может сказать электронный блок управления?
- Электрическая проводка
- Разъем подключения
- Чистка устройства
- Замена на новый
- Замена коллектора с катализатором на вставку
- Определение неисправности по коду ошибки
- Как проверить датчик кислорода ВАЗ 2114?
- Диагностика
- Код ошибок датчика кислорода
- Чистка датчика кислорода
- Стоимость и артикул
- Конструкция
- Как ухаживать за датчиком кислорода
- Возможные неисправности зонда
- Какие же типичные признаки неисправности лямбда зонда в ВАЗ 2114?
- Требуемые инструменты
- Датчик кислорода ВАЗ-2114: признаки неисправности :
- Характеристика
- Конструкция
- Где расположен?
- О чем может рассказать электронный блок управления
- Обманка датчика
Вступление
В наши дни дизайн автомобилей сильно продвинулся вперед, и теперь автопроизводители контролируются защитниками окружающей среды. Автомобили должны выбрасывать в окружающую среду минимум выхлопных газов, и для этого на автомобилях ВАЗ, в том числе и на ВАЗ 2114 стали использовать каталитический нейтрализатор, который устанавливается в выпускном коллекторе и контролируется специальным датчиком кислорода или лямбда-зондом.
В данной статье рассказывается о датчике кислорода в автомобиле ВАЗ 2114, а именно о его назначении, расположении, признаках неисправности, номере детали, цене и, конечно же, замене. В статье также описано, как обмануть датчик кислорода, который необходим при удалении каталитического нейтрализатора.
Способы обмана электронного блока управления
Есть еще три способа вернуть двигателю работоспособность, не покупая новый кислородный датчик. Они, несомненно, были придуманы нашими мастерами. Они заключаются в обмане электронного блока блока управления, чтобы он не заметил ошибок в работе датчика.
Первый способ — механический. Для его реализации между лямбда-зондом и корпусом коллектора (приемной трубой) вкручивается специальная проставка. Его использование позволяет отодвинуть контакты датчика от выхлопного газа. Таким образом, количество кислорода между ними искусственно увеличивается, и электронный блок управления «удовлетворяется» результатом.
Стоит такая обманка лямбда-зонда ВАЗ 2114 около 500 рублей. А если у вас есть токарный станок, вы можете сделать его сами.
Еще один способ обмануть ЭБУ — электронный. Суть его заключается в установке примитивного преобразователя, состоящего из одного резистора (1 мегаом), впаянного в разрыв разъема синего провода, и одного конденсатора (1 мкФ), подключенного между синим и белым проводами. В результате этого простого трюка ЭБУ будет постоянно получать правильный сигнал напряжения и воспринимать лямбда-зонд как правильно работающий.
По желанию можно прошить ЭБУ, изменив его программное обеспечение. Но лучше доверить такие манипуляции с «мозгами» двигателя профессионалам.
Назначение
Задача кислородного датчика — контролировать качество топливной смеси, т.е. в режиме реального времени подсчитывать количество кислорода в выхлопе двигателя. Он отправляет эти показания в блок управления двигателем (ЭБУ), который затем обрабатывает их и корректирует топливную смесь, подготавливая ее в таких пропорциях, чтобы не только уменьшить количество кислорода в выхлопе, но и снизить расход топлива.
Порядок действий при возникновении проблем с лямбда-зондом
Если вы заметили признаки неисправности кислородного датчика, не спешите бежать в магазин, чтобы купить новый прибор. Замена лямбда-датчика ВАЗ-2114 — удовольствие не из дешевых. Дело в том, что этот датчик стоит около 2 500 рублей. Поэтому в начале необходимо:
- визуально проверьте лямбда-зонд;
- установить его модификацию (в случае приобретения нового и его последующей замены);
- проверьте эффективность работы датчика.
Почему умирает лямбда-зонд?
Выше мы уже говорили, что срок службы кислородного датчика составляет 80-160 000 км. Вы можете задаться вопросом: почему существует такой разброс в сроке службы, достигающий 80 000 км? Фактически, это зависит от условий, в которых эксплуатировалось транспортное средство:
- Плохой бензин с большим количеством свинца и железа в выхлопе заполняет электроды датчика в течение нескольких заправок.
- Плохое состояние маслосъемных колец, маслосъемных пробок. Это может привести к попаданию масла в смесь, а вместе с ней и в выхлопную систему.
- Из-за заклинивания клапанов в выхлопную систему попадает поппинг, который разрушает рабочую поверхность манометра.
- Неправильная смесь, угол опережения зажигания, вызывающие перегрев датчика, треск от высокой температуры нейтрализатора или каталитического нейтрализатора.
Причины выхода из строя кислородного датчика
Каждая деталь автомобиля имеет ограниченный срок службы и рано или поздно изнашивается. Средний срок службы лямбда-зонда в «четырнадцатой» составляет 80-120 тысяч километров по пробегу, но зонд может выйти из строя и раньше. Основными причинами преждевременного выхода из строя являются:
- Плохое качество бензина в баке;
- Перегрев двигателя внутреннего сгорания;
- Механическое воздействие на датчик (удар при аварии, грубое обращение при снятии датчика)
- Производственный дефект детали;
- детонация двигателя;
- Несоответствие зажигания.
При демонтаже кислородного датчика следует учитывать, что эта деталь «боится» ударных нагрузок, поэтому стучать по лямбда-датчику с целью его откручивания ни в коем случае нельзя — керамика при ударе крошится и приходит в негодность.
Принцип действия датчика кислорода на автомобиле
У этого датчика есть и другое название. Лямбда-зонд — что это за конструкция и откуда взялось это название. В основе датчика лежит твердый керамический электролит из диоксида циркония, который в свою очередь покрыт оксидом иттрия. Пористые, проводящие платиновые электроды напыляются поверх керамического элемента.
Принцип его работы аналогичен принципу работы гальванического элемента. При установке в выпускной коллектор он нагревается в потоке выхлопных газов до 300 — 400 градусов. Именно в таком нагретом состоянии циркониевый электролит начинает проводить ток и обеспечивает правильную работу. Лямбда-зонд устанавливается таким образом, чтобы один из электродов дышал наружным воздухом, а другой — смесью отработавших газов.
При изменении количества кислорода на одном из электродов создается разность потенциалов, которая передается в виде сигнала в систему управления двигателем, которая регулирует подачу топлива для впрыска.
В науке о соотношении элементов в природе, стехиометрии, лямбда — это отношение фактического количества воздуха к необходимому.
Теоретически, оптимальное соотношение — это когда лямбда равна единице, т.е. в смеси столько реального воздуха, сколько необходимо.
Если лямбда больше единицы, то это бедная смесь, если меньше единицы, то богатая смесь, т.е. в смеси слишком много бензина и недостаточно кислорода для его сгорания.
Значение лямбда 14,7 считается оптимальным для силового агрегата автомобиля. 1, или постная смесь. Это связано с тем, что для эффективного сгорания CO и CH в каталитическом конвертере требуется определенное количество кислорода. Современный лямбда-зонд ВАЗ 2114 работает как пороговый элемент.
Как влияет лямбда зонд на работу двигателя, признаки его неисправности
Лямбда-зонд кислородного датчика оказывает непосредственное влияние на равномерную работу двигателя, поддерживая правильный состав смеси для двигателя:
- двигатель работает стабильно на низких оборотах, без колебаний;
- при резком нажатии на педаль акселератора двигатель своевременно переходит на смесь, соответствующую изменяющимся оборотам двигателя, что позволяет избежать рывков и пробуксовки;
- в атмосферу выбрасываются максимально качественные отработанные газы, благодаря эффективной работе каталитического нейтрализатора, который осуществляет дожигание загрязняющих веществ в выхлопной трубе.
Для обеспечения правильной работы датчика и продления срока его службы необходимо соблюдать несколько условий:
- Используйте только бензин, рекомендованный для ВАЗ 2114.
- При работе с добавками проверяйте их качество и одобрение типа.
- Никогда не используйте герметики, особенно силикон, для фиксации датчика.
- Не пытайтесь запустить двигатель более одного раза за короткий промежуток времени.
- Не отсоединяйте свечи зажигания при проверке работы цилиндров.
- Не допускайте перегрева выхлопной системы из-за скопления в ней несгоревшего топлива, датчик выдерживает температуру только до 950 градусов.
- Не мойте наконечники химически активными жидкостями.
- Убедитесь, что датчик плотно подсоединен к трубе.
Признаками, указывающими на замену датчика кислорода ВАЗ 2114, могут быть
- На малом ходу двигатель работает неустойчиво, обороты колеблются или двигатель глохнет;
- Наблюдается постоянное увеличение расхода топлива в стандартных условиях
- Динамические характеристики автомобиля ухудшаются;
- Характерный треск в районе каталитического нейтрализатора при выключенном двигателе и специфический запах тухлых яиц, вызванный большим количеством несгоревшего бензина в каталитическом нейтрализаторе;
- Бортовой компьютер указывает на ошибки, связанные с неисправным лямбда-датчиком.
Чаще всего при неисправном кислородном датчике должны проявиться все эти симптомы, и когда возникнет ситуация с его заменой, возникнет вопрос, какой датчик кислорода стоит в ВАЗ 2114. В зависимости от года выпуска в системе выпуска отработавших газов могут стоять как однопроводные датчики с заземлением от кузова, так и четырехпроводные. Цена лямбда-датчика ВАЗ 2114 в этом случае может составлять от 1 200 до 3 000 рублей.
При замене датчика проверьте его, протестировав с помощью подходящего устройства. Возможно, повреждены контакты в нагревательном проводе, и тогда кислородный датчик можно отремонтировать.
Если после снятия датчик сильно загрязнен, а датчик показывает, что разность потенциалов не слишком отличается от допустимой, можно удалить загрязнение. Для этого сильно нагрейте датчик, а затем резко охладите его. Нагар должен растрескаться и отслоиться, и вы сможете очистить его мягкой косточкой.
Некоторых водителей интересует, как отключить лямбда-зонд ВАЗ 2114. Сама процедура не сложная, но ее необходимость вызывает сомнения. Если это происходит, ЭБУ начинает подавать бензин на впрыск в усредненных значениях, что немедленно сказывается на стабильной работе двигателя, увеличивает расход топлива и ухудшает характеристики выхлопа. Не говоря уже о том, что потребуется перепрошивка бортового компьютера, так как он будет постоянно выдавать ошибку, связанную с отсутствующим кислородным датчиком.
Где находится датчик кислорода
На автомобилях ВАЗ-2114 лямбда-зонд может располагаться в разных местах, в зависимости от модификации двигателя. В «четырнадцатилетках», оснащенных полулитровыми приводами, он расположен сверху на приемной трубе. Доступ к нему возможен только снизу, после того как автомобиль будет загнан в смотровую яму или на эстакаду. На 1,6-литровом ВАЗ-2114 лямбда-зонд расположен гораздо удобнее. Он ввинчивается в верхнюю часть корпуса выпускного коллектора. Это сразу видно, когда поднимается капот.
Расположение
Поскольку датчик находится в тесном контакте с каталитическим нейтрализатором, его также следует располагать рядом с ним. Кислородный датчик на ВАЗ 2114 находится на выпускном коллекторе. Датчик вкручивается в корпус коллектора через резьбовое соединение. Также можно провести его через трубку, идущую в выхлопную трубу, для более быстрого обнаружения.
Конструктивные особенности датчика кислорода ВАЗ 2114
Датчик кислорода начинает эффективно работать только после того, как он прогреется до 350 градусов, поэтому такие устройства изначально устанавливались ближе к выпускному коллектору. Современный лямбда-зонд имеет встроенный нагреватель, что позволяет быстрее активировать его.
Датчик кислорода ВАЗ 2114 содержит следующие компоненты:
- Прочные керамические наконечники с отверстиями для отбора проб выхлопных газов и окружающего воздуха;
- Нагревательный элемент, расположенный внутри наконечников;
- коллектор электрического тока;
- Резьбовой металлический корпус, используемый для крепления зонда (в корпусе размещаются все компоненты конструкции, кроме сенсорных частей наконечников);
- набор проводов, подключенных к ЭБУ.
Устройства с набором проводов — это современная версия кислородного датчика, которая называется четырехпроводным датчиком (два белых провода — контакты нагревателя, черный провод — сигнальный контакт, белый или черный с полосками — «земля»).
Как часто менять датчик кислорода?
Срок службы лямбда-зонда ВАЗ составляет 80-160 000 км, в зависимости от качества бензина и других важных факторов. В автомобилях ВАЗ сервисная замена ЕК согласно инструкции должна проводиться при пробеге 60-70 тыс. км.
Как правило, при ежедневном использовании автомобиля владельцы отключают FC, прошивая мозги (Чип-тюнинг).
Проверяем работоспособность кислородного датчика своими руками
Как проверить лямбда-зонд на ВАЗ-2114 на исправность? Полная диагностика устройства может быть проведена только с помощью осциллографа. Но определить, работает он или нет, можно и без сложной электроники. Все, что вам понадобится, — это вольтметр.
Подключите «минус» зонда к общей земле, а «плюс» — к контакту «B» в разъеме датчика, не отключая его от бортовой сети. Включите зажигание и посмотрите на показания вольтметра. Напряжение на выводах устройства должно соответствовать напряжению батареи. Если он ниже, возможно, имеется обрыв в цепи датчика.
Если напряжение в порядке, проверьте также чувствительность рабочего элемента зонда. Для этого подключите «минусовой» щуп вольтметра к клемме «С», а «плюсовой» щуп — к клемме «А». Напряжение должно быть в пределах 0,45 В. Если оно превышает это значение более чем на 0,02 В, датчик необходимо заменить.
Можно ли просто отключить датчик
Некоторых водителей интересует вопрос, можно ли не заменять, а только отсоединить лямбда-датчик на ВАЗ 2114. Эксперты говорят, что сама процедура довольно проста, но нежелательна. При отключении датчика кислорода ЭБУ переходит на приблизительные параметры, подавая топливо на впрыск в усредненных значениях.
Это приведет к дестабилизации работы двигателя, потере динамики, увеличению расхода топлива и ухудшению характеристик выхлопа. Кроме того, бортовой компьютер начнет выдавать ошибку из-за отсутствия датчика, поэтому его необходимо будет перепрошить с помощью чип-тюнинга. Поэтому лучше всего установить новый датчик.
Признаки неисправности
При выходе из строя датчика кислорода в автомобиле ВАЗ 2114 возникают следующие неисправности:
- Снижение сцепления и управляемости автомобиля;
- Плавающий холостой ход, обороты двигателя скачут вверх-вниз;
- Характерный запах выхлопных газов;
- Значительное увеличение расхода топлива.
Если эти симптомы неисправности присутствуют в вашем автомобиле, они могут указывать на неисправность кислородного зонда, поэтому для постановки более правильного «диагноза» необходимо провести диагностику, которая покажет код неисправности лямбда-зонда.
Как Обмануть Лямбда Зонд На Ваз 2114
ВАЗ-2114 Лямбда-зонд: симптомы и замена датчика
Для измерения производительности двигателя современного автомобиля используется ряд различных датчиков, которые собирают информацию о работе той или иной измерительной системы. На основе полученных данных электрический блок управления регулирует качество топливной консистенции, регулирует количество топлива, поступающего в камеры сгорания, определяет подходящий момент зажигания и включает и выключает различные вспомогательные механизмы.
Далее поговорим о том, что такое датчик кислорода ВАЗ-2114 (лямбда-зонд), давайте рассмотрим его конструкцию и принцип работы. Кроме того, мы постараемся разобраться в недостатках этого компонента и способах их устранения.
Что такое датчик кислорода
Датчик кислорода — это электромеханическое устройство, предназначенное для измерения количества кислорода в выхлопных газах. Его использование является обязательным для всех автомобилей с экологическим классом выше Евро-2.
Почему? Дело в том, что современные экологические стандарты требуют, чтобы автомобиль содержал в своем выхлопе вредные соединения. Их можно уменьшить только путем достижения идеальной (стехиометрической) консистенции топлива. Зонд, или то, что называется лямбда-зондом, представляет собой служит этой цели. Электрический блок управления получает информацию о содержании кислорода в выхлопном газе и накапливает, или, другими словами, уменьшает количество образующей воздух консистенции.
Как датчик кислорода
Лямбда-зонд ВАЗ-2114 имеет достаточно традиционную конструкцию. В его основе лежит глиняный элемент с 2 электродами. Чаще всего они покрыты цирконием. Один из электродов находится в контакте с воздухом (удаленным за пределы выхлопной коммуникации), а другой. с выхлопными газами.
Механизм работы устройства основан на разности потенциалов, возникающей между контактами устройства при работающем двигателе. Электрический блок управления посылает электронный импульс на датчик и анализирует его конфигурацию. По увеличению или уменьшению напряжения на контактах датчика ЭБУ «определяет» количество кислорода в отработавших газах.
Лямбда-зонд: симптомы неисправности (ВАЗ-2114)
Выход из строя «четырнадцатого» кислородного датчика обычно сопровождается следующими симптомами:
- Световой индикатор «TEST» на приборной панели предупреждает водителя об ошибке;
- двигатель работает неустойчиво на холостом ходу (колебания оборотов, кратковременная остановка двигателя)
- происходит заметное снижение мощности и тяговых характеристик устройства;
- автомобиль «переключается» при наборе скорости;
- повышенный расход топлива;
- Избыток токсичных веществ в выхлопных газах (определяется путем измерений на специальных станциях).
Что может сказать электронный блок управления?
Если загорается лампочка на приборной панели, указывающая на неисправность двигателя, а его сгорание сопровождается вышеупомянутыми проблемами, лучше проверить контроллер. Теперь они делают это как на станции, так и дома. Если, конечно, у вас нет специального тестера и ноутбука (планшета, телефона) с соответствующим программным обеспечением. При подключении Этот стандартный слуховой аппарат выдает коды возможных проблем.
В автомобилях ВАЗ-2114 неисправный лямбда-датчик может вызывать следующие неисправности:
Электрическая проводка
Если причиной неисправности является повреждение электропроводки лямбда-зонда, необходимо отремонтировать соответствующий участок или заменить проводку.
Разъем подключения
Если соединение окислено, переподключите его, очистив клеммы.
Если разъем жгута проводов имеет механические повреждения, замените его.
Чистка устройства
Накопление сажи на корпусе кислородного элемента или на внешнем электроде кислородного элемента может привести к поломке. Чистка — это временная мера, и через некоторое время кислородный датчик ВАЗ 2114 все равно потребует замены.
Чтобы очистить его, замочите датчик кислорода ВАЗ 2114 в фосфорной кислоте или антикоррозийном препарате. Нагар должен сойти сам по себе. Принудительную очистку следует проводить предметами из мягкого материала. Не рекомендуется использовать твердые материалы (металлические щетки или наждачную бумагу).
Замена на новый
Если датчик неисправен и очистка отложений сажи не привела к его выходу из строя, его следует заменить.
Замена лямбда-зонда ВАЗ 211 производится следующим образом:
- Отсоединение проводки лямбда-зонда;
- Извлечение датчика кислорода из выпускного коллектора;
- Установка бездефектного датчика;
- Подключение электропроводки.
После ремонта или замены кислородного датчика на автомобиле ВАЗ 2114 необходимо еще раз проверить его работу после запуска двигателя и прогрева его до рабочей температуры.
Замена коллектора с катализатором на вставку
Каталитический нейтрализатор — «больное место» автомобилей ВАЗ, учитывая некачественный бензин, плохое качество изготовления и тяжелые условия эксплуатации, эта деталь служит сравнительно недолго и стоит довольно дорого. Самое простое решение — заменить каталитический нейтрализатор на новую запасную часть, но нет гарантии, что она будет выполнять свою работу и не потребует преждевременной замены.
Довольно часто владельцы автомобилей заменяют каталитический нейтрализатор на специальную вставку (стингер), что особенно важно для автомобилей 2114 с двумя лямбда-зондами. Жало для вазовского двигателя 1,6 л выполнено в виде обычного выпускного коллектора, но имеет два резьбовых отверстия для установки ДК, а для нижнего «щупа» сделан специальный отвод (датчик обдува).
Дополнительное вентиляционное отверстие, приваренное к корпусу стингера, позволяет «обмануть» блок управления (уровень токсичности отработавших газов, подаваемых на датчик, занижается), поэтому во многих случаях вмешательство в прошивку ЭБУ не требуется. Однако не всегда возможно внести коррективы в электронику двигателя, в этом случае ЭБУ все равно необходимо перепрограммировать.
Определение неисправности по коду ошибки
Каждая неисправность в электронной схеме управления двигателем выявляется с помощью различных диагностических приборов, индикаторная лампочка на приборной панели Check Engine информирует о возникшей неисправности. Каждая неисправность имеет определенный код, наиболее распространенные неисправности, связанные с отказом лямбда-зонда 2114:
- P0135 — Неисправность нагревательного элемента датчика кислорода;
- P0134 — нет ответа (эта ошибка часто вызывается обрывом проводов);
- P0133 — плохой отклик лямбда-зонда;
- P0130 — отсутствие или неправильное считывание сигнала;
- P0131 — низкий уровень сигнала датчика.
Следует отметить, что Check Engine загорается не во всех случаях, и в этом случае поиск причины неисправности двигателя внутреннего сгорания усложняется. Код определяется с помощью:
- специальный диагностический сканер;
- компьютерный симулятор;
- ноутбук, подключенный к диагностическому разъему ICE.
Определить неисправность можно и без использования диагностического оборудования, для этого используется одометр. В этом случае действуйте следующим образом:
- нажмите кнопку справа от спидометра, включите зажигание, все стрелки на приборах начнут двигаться против часовой стрелки;
- нажмите кнопку еще раз, и версия прошивки будет отображаться под спидометром;
- нажмите кнопку еще раз, в случае ошибок появятся коды, которые необходимо расшифровать.
Если в электронной системе двигателя не обнаружена неисправность, на дисплее отображается ноль. Чтобы стереть все коды, нажмите и удерживайте кнопку при включенном зажигании и дисплее в режиме неисправности до исчезновения индикации.
Как проверить датчик кислорода ВАЗ 2114?
Для базовой диагностики вам потребуется: получить руководство, в котором показано, как выглядит кислородный датчик, также вам понадобится осциллограф и мультиметр. Перед проверкой кислородного датчика прогрейте двигатель.
Но это еще не все! Обязательно ознакомьтесь с распиновкой кислородного датчика:
- A — провод от датчика на лямбде с плюсовым потенциалом,
- C — провод от сенсорного элемента на лямбде с минусовым потенциалом,
- B — провод нагревательного элемента на лямбда-зонде.
Теперь вот план действий для теста:
- Посмотрите на схему датчика и проверьте те части системы (их датчики!), на которые влияет лямбда-зонд: напряжение бортовой сети, систему зажигания, систему подачи топлива, осмотрите корпус датчика и проводку — на предмет повреждений.
- Снимите кислородный датчик и проверьте его с помощью мультиметра, который должен быть переключен в режим вольтметра: запустите, дросселируйте до 2500 об/мин, затем сбросьте до 2000.
- Четырнадцатым является инжектор, для этого снимите вакуумный порт с регулятора давления топливной смеси, подайте нагрузку на вольтметр, если показания близки к 0,9W, то лямбда-зонд в порядке, если цифра меньше 0,8 или вообще отсутствует, то зонд неисправен.
- Вы можете провести испытание смеси: возьмите ту же вакуумную трубку и создайте воздухозаборник. При исправной лямбде число на вольтметре будет достигать 0,2 Вт.
- В процессе стоит посмотреть на поведение датчика кислорода: установите его обратно на выхлопную систему, сопрягая с ним мультиметр. Поднимите дроссель до 1500 об/мин, проверьте цифры: если 0,5 Вт, то все в порядке.
Простая проверка лямбда-датчика требует базовых знаний о том, что может выйти из строя и что, скорее всего, выйдет из строя на нем:
- Если нагрев в кислородном датчике не работает,
- Если устройство не реагирует, значит, оно потеряло чувствительность к выхлопным газам и уровню кислорода,
- Нарушенная контактная система.
В последнем случае бортовой компьютер выдаст ошибку, указывающую на неисправный датчик. В других случаях ничто, кроме самодиагностики, не сообщит вам о том, что датчик умирает.
Диагностика
Периодическое техническое обслуживание включает в себя ряд проверок и регулировок.
Перед самостоятельной проверкой лямбда-зонда необходимо знание конструкции двигателя и, более конкретно, компонентов лямбда-зонда.
Диагностика включает два этапа: визуальный осмотр видимых компонентов и детальный осмотр со снятием датчика.
Визуальный осмотр включает в себя:
- Осмотр электропроводки и соединений. Повреждения, оголенные провода или нестабильные штекерные соединения недопустимы.
- Осмотр внешней стороны кислородной камеры на наличие твердых отложений или мусора.
Проверьте жгут проводов датчика кислорода ВАЗ 2114 с помощью мультиметра. Это позволит выявить проводимость и сопротивление проводов.
Таким же образом можно проверить и бортовой компьютер. Сигнал, который он посылает на тестируемое нами устройство, составляет 0,45 В. Если проверка на работающем двигателе показывает отклонение от этого значения, необходимо провести диагностику бортового компьютера.
Чтобы проверить лямбда-зонд, выполните следующие действия
- прогрейте двигатель до температуры 80-90 °C;
- остановите двигатель;
- подключите мультиметр к лямбда-зонду;
- запустите двигатель и поднимите обороты до 2500 об/мин один раз
- отсоедините вакуумный штуцер от регулятора давления топлива;
- проверьте напряжение на кислородном датчике. Дальнейший процесс будет зависеть от того, сколько вольт он обеспечивает. 0,8 В или менее является индикатором неисправного лямбда-датчика. В этом случае необходимо заменить датчик кислорода ВАЗ 2114.
Чтобы проверить, обнаруживает ли датчик плохую топливную смесь, искусственно перекройте пути поступления воздуха в двигатель. Если показания мультиметра составляют 0,2 вольта или меньше, датчик работает правильно. Если показания отличаются, это свидетельствует о внутреннем дефекте.
Сервисные центры предлагают еще один вид диагностики. Для этого используется диагностический компьютер, подключенный к бортовому компьютеру автомобиля. Все текущие или прошлые неисправности хранятся в его истории.
Когда он обнаруживает неисправность в одной из систем автомобиля, он записывает ее и присваивает персональный код. Все, что требуется от поставщика услуг, — найти расшифровку этого кода и принять меры по устранению неисправности.
Читайте также: Датчик коленвала на ВАЗ 2114: признаки неисправности, замена своими руками
Код ошибок датчика кислорода
Если лямбда-зонд в вашем автомобиле ВАЗ 2114 выйдет из строя, загорится лампочка «check engine» и в памяти контроллера двигателя появятся ошибки, указывающие на неисправность ДК.
Таблица ошибок НРС
Номер ошибки | Что является неисправным |
Ошибка P0130 | Недопустимый сигнал лямбда-зонда |
Ошибка P0141 | Неисправен нагреватель лямбда-зонда |
Ошибка P1102 | Низкое сопротивление нагревателя лямбда-зонда |
Ошибка P1115 | Неисправна цепь нагревателя лямбда-зонда |
Если диагностика выявила неисправный ПЧ, не спешите его заменять. Очистка может помочь.
Чистка датчика кислорода
Датчик кислорода иногда может засоряться выхлопными газами или маслом, если двигатель изношен. Очистка сенсора очень помогает, и он может снова стать работоспособным, но ненадолго.
Для очистки датчика снимите его и с помощью очистителя карбюратора очистите отложения нагара на рабочей зоне датчика.
Стоимость и артикул
Если очистка датчика не помогает, необходимо купить новый датчик. В настоящее время на рынке существует множество аналогов, и цены на них не дешевые. До 1000 рублей лучше не покупать.
Сделать | Номер статьи | Цена, рубли |
Bosch | 258005133 | 1800 |
Спарта | LD16133 | 1600 |
Карта дорог | 2112385001020 | 1500 |
Startvolt | VSOS0111 | 1900 |
Euroex | EX16537 | 1300 |
Цены могут меняться в зависимости от курсов валют. Цены в таблице являются ориентировочными.
Конструкция
Датчик кислорода ВАЗ-2114 устроен достаточно просто. Он состоит из нескольких компонентов:
- Защитный слой.
- Чувствительный элемент.
- Защитная оболочка (в датчике их несколько).
- Положительный электрод.
- Уплотнительный элемент.
- Отрицательный электрод.
Все это помещено в небольшой металлический корпус.
Как ухаживать за датчиком кислорода
Лямбда-зонд — сложная и дорогая деталь, поэтому не удивляйтесь его высокой цене. Чтобы не пропустить важные симптомы неисправности лямбда-зонда ВАЗ 2114, необходимо проводить технический осмотр не реже, чем через каждые 35 000 километров пробега. Почему важно проводить эту диагностику? Это поможет найти неисправности не только в самом датчике, но и выявить возможные проблемы с двигателем.
Возможные неисправности зонда
Как и любая другая деталь, каталитический нейтрализатор не вечен, поэтому через некоторое время он изнашивается или выходит из строя. Теоретически, эта деталь должна нормально выдержать около 150 000 км пробега. Но при хорошем обслуживании большинство датчиков могут прослужить гораздо дольше.
Какие же типичные признаки неисправности лямбда зонда в ВАЗ 2114?
- Повышенный расход топлива (иногда до 50 процентов);
- Темный дым из выхлопной трубы;
- В выхлопных газах появляется больше вредных соединений;
- Снижение мощности двигателя.
Эти симптомы подтверждают, что лямбда-датчик ВАЗ 2114 неисправен. Каковы другие методы проверки работоспособности датчика?
- Проверьте, нет ли механических повреждений;
- Проверьте состояние штекера;
- Проверьте состояние всех кабелей, подключенных к датчику;
- Проверьте состояние самого контроллера, используя специальное оборудование;
- Диагностика с помощью компьютера.
Среди наиболее распространенных неисправностей и их причин есть несколько моментов, на которые стоит обратить особое внимание.
- Внутреннее короткое замыкание указывает на то, что деталь изношена. С другой стороны, в случае внешнего короткого замыкания причиной может быть поврежденный кабель (часто вызванный механическим напряжением). Если кабель или вилка расплавлены, напряжение отсутствует. Также при слишком высокой температуре выхлопных газов датчик перегревается. Чаще всего это вызвано неплотным прилеганием клапана.
- Если зонд загрязнен белым или красным остатком, это связано с использованием неподходящих топливных присадок или некачественного топлива. Однако если появляется маслянистый или черный налет, это означает, что двигатель изношен и большое количество моторного масла просачивается в выхлопную трубу. Когда появляется зеленый цвет, это означает, что охлаждающая жидкость просачивается в камеры сгорания. Темно-коричневый налет на зонде указывает на неадекватную топливно-воздушную смесь или неисправность системы впрыска.
- Возможно также механическое повреждение проводов, вызванное внешним коротким замыканием. Возможно также механическое повреждение зонда — например, попадание камня во время движения или неправильная установка.
Требуемые инструменты
Для замены датчика кислорода на автомобиле ВАЗ 2114 вам потребуются инструменты из списка ниже.
Таблица — Инструменты для замены датчика кислорода
гаечный ключ | гаечный ключ 22″ | |
Отвертка | Плоское лезвие и крестовая отвертка | |
Торцевой гаечный ключ | «13» отвертка, «15» гаечный ключ | |
Проникающая смазка | например, ВД-40 | |
Ткань и металлическая щетка | Для очистки загрязненных поверхностей |
Для замены датчика кислорода в восьмиклапанном автомобиле ВАЗ 2114 используйте следующий алгоритм.
- Расположите автомобиль над смотровым окном.
- Откройте капот.
- Отсоедините минусовую клемму от аккумулятора.
- Снимите крышку картера.
- Отсоедините клеммную колодку.
- Открутите кислородный датчик.
- Установите новый кислородный датчик.
- Соберите все в обратном порядке.
- Проверьте работу двигателя.
Для замены контрольного кислородного датчика на автомобиле ВАЗ 2114 следуйте приведенным ниже инструкциям.
- Откройте крышку капота.
- Отключите напряжение бортовой сети.
- Снимите крышку обшивки силового агрегата.
- Нажмите на защелку на клеммной колодке и отсоедините ее.
- Открутите кислородный датчик.
- Установите новый лямбда-датчик в обратном порядке.
- Проверьте двигатель Следующие пошаговые инструкции помогут вам заменить диагностический кислородный датчик.
- Откройте капот.
- Отключите сетевое питание.
- Снимите капот и любые препятствия на пути к датчику.
- Открутите датчик. Для доступа к нему может потребоваться удлинительный кабель.
- Установите новый лямбда-зонд.
- Выполните сборку в порядке, обратном снятию.
- Проверьте работу двигателя внутреннего сгорания.
Датчик кислорода ВАЗ-2114: признаки неисправности :
ВАЗ-2114 — очень популярный автомобиль в России и странах СНГ. Этот автомобиль любят не только за его цену, но и за высокую ремонтопригодность. Почти каждый компонент в «Ладе» можно заменить своими руками. ВАЗ 14 является продолжением советской девятки.
Однако, помимо внешнего вида, основным отличием является новый тип впрыска — инжектор. Такая система требует не только инжекторов и другого топливного насоса, но и всевозможных датчиков. На их основе электроника затем готовит горючую смесь. Одним из таких компонентов является датчик кислорода ВАЗ-2114.
Симптомы поломки, замена и принцип работы — далее в нашей статье.
Характеристика
Какова цель этого компонента? Другое его название — лямбда-зонд. Это датчик, который контролирует концентрацию кислорода в выхлопных газах. Затем значение с лямбда-зонда поступает в электронный блок управления. Последний регулирует топливно-воздушную смесь, которая при необходимости нагнетается в цилиндры.
Этот датчик присутствует во всех инжекторных автомобилях, оснащенных каталитическим нейтрализатором и отвечающих экологическим требованиям Евро 2 или выше. К таким автомобилям относится ВАЗ-2114 с 8 клапанами.
Датчик кислорода не снижает уровень токсичных веществ, как считают многие. Он только измеряет. Каталитический нейтрализатор влияет на токсичность газов.
Именно он посредством химических реакций превращает свинец и другие металлы в безвредные оксиды и воду.
Конструкция
Датчик кислорода ВАЗ-2114 устроен достаточно просто. Он состоит из нескольких компонентов:
- Защитный слой.
- Чувствительный элемент.
- Защитная оболочка (в датчике их несколько).
- Положительный электрод.
- Уплотнительный элемент.
- Отрицательный электрод.
Все помещено в небольшой металлический футляр.
Где расположен?
В Lada 14-го года этот элемент может быть расположен в разных местах. Все зависит от типа двигателя и года выпуска автомобиля. Так, в старых полуторалитровых двигателях с восьмиклапанной головкой блока кислородный датчик ВАЗ-2114 расположен в верхней части впускной трубы.
Последний идет непосредственно в выпускной коллектор. По словам автомобилистов, добраться до этого компонента довольно сложно. Доступ к датчику возможен только снизу. Для этого нужно подъехать на автомобиле к эстакаде или смотровой яме.
На более новых автомобилях ВАЗ-2114 датчик кислорода установлен в верхней части выпускного коллектора.
Все автомобили, оснащенные 16-клапанной головкой и двумя распредвалами, имеют это расположение. Этот датчик можно обнаружить сразу после открытия капота. С ним также можно ознакомиться здесь. При его замене нет необходимости ставить автомобиль на домкрат или яму. Все, что вам нужно, — это гаечный ключ подходящего размера.
О чем может рассказать электронный блок управления
Если на приборной панели загорается сигнальная лампа неисправности двигателя, сопровождаемая вышеупомянутыми проблемами, стоит проверить контроллер. Сегодня это можно сделать как на станции техобслуживания, так и дома. Конечно, если у вас есть специальный тестер и ноутбук (планшет, смартфон) с соответствующим программным обеспечением. После подключения это устройство выдаст коды возможных проблем.
На автомобилях ВАЗ-2114 вышедший из строя лямбда-датчик может сообщать о своей неисправности следующими ошибками:
- P0130 — Неправильный сигнал датчика;
- P0131 — Чрезмерный уровень кислорода в отработавших газах;
- P0132 — Слишком низкий уровень кислорода;
- P0133 — Слабый или медленный сигнал датчика;
- P0134 — Нет сигнала датчика.
Обманка датчика
Нередко каталитический нейтрализатор выходит из строя при пробеге 100 000 км. Поэтому многие заменяют его на обычный коллектор без нейтрализатора, но после такой процедуры необходимо прошить блок управления двигателем или установить импактор. Второй способ намного дешевле и проще, поэтому многие выбирают именно его.
Бампстик вкручивается в кислородный датчик и имитирует работу каталитического нейтрализатора, чтобы датчик передавал правильные показания в ЭБУ.