- Назначение и принцип работы регулятора холостого хода
- Где расположен датчик холостого хода
- Как работает РХХ, задачи
- Выбираем регулятор на замену
- Диагностирование механики РХХ
- Как распознать неисправный РХХ
- Конструкция датчика холостого хода
- Немного теории
- Датчик холостого хода ВАЗ 2110: неисправности, замена РХХ
- Особенности выбора РХХ производства РФ
- Принцип действия
- Как проверить датчик?
- Причины поломки. Проверка узла
- Признаки неисправности ДХХ
- Методы диагностики РХХ
- Проверка датчика холостого хода, чистка РХХ и замена
- Устройство и расположение
- Где купить
- Как выявить неисправности датчика?
- Проверка исправности РХХ
- Проверяем датчик своими руками
- Проверка работы механической части датчика
- Как снять РХХ
- Основные признаки неисправности датчика холостого хода
- Признаки поломки
- Роль в работе двигателя
- Какие могут быть неисправности датчика
- Замена и калибровка регулятора
Назначение и принцип работы регулятора холостого хода
Датчик или регулятор холостого хода обеспечивает нормальные обороты холостого хода. Он регулирует скорость вращения двигателя, регулируя подачу воздуха в определенном количестве. В то время как карбюратор обычно требует ручной регулировки, на автомобилях с электронной системой зажигания именно этот датчик отвечает за регулирование этого процесса. ДХХ встречается на ВАЗах и иномарках, которые имеют:
- ЭБУ отвечает за составление соотношения топливной смеси;
- ЭБУ измеряет необходимое количество топлива для каждого цилиндра;
- Установлены датчики: датчик положения коленчатого вала, датчик положения дроссельной заслонки, датчик массового расхода воздуха, датчик детонации.
На основе информации, поступающей от этих устройств, активируется бензонасос и зажигание распределяется по цилиндрам двигателя. Регулятор холостого хода принимает решение о дополнительном обогащении смеси на основе информации, предоставленной ДПМВ. Информация, полученная от ЭБУ, заставляет байпас датчика открыться.
Если в карбюраторных приводах обычно требуется регулировка подачи воздуха, то здесь система сама регулирует подачу воздуха. Для этого в карбюраторе предусмотрены прокладки и ручка стартера. На инжекторных двигателях с электронным зажиганием этот процесс происходит автоматически. Принцип работы рычага дроссельной заслонки заключается в следующем:
- Блок управления двигателем обнаруживает датчик и калибрует его;
- Бортовой компьютер сравнивает показания датчика с данными, переданными ДПДЗ. Он использует эту информацию, чтобы определить, есть ли недостаток воздуха в системе;
- Напряжение подается на клапан холостого хода, и игла детали выходит из своего канала. Таким образом, подается необходимое количество воздуха. Затем его смешивают с бензином для создания правильной смеси.
Во время работы на холостом ходу устройство также анализирует данные о температуре моторного масла и антифриза. На основе этой информации устройство также может подавать дополнительный воздух при запуске двигателя. Карбюратор регулирует обороты холостого хода в зависимости от положения жиклеров и дроссельной заслонки.
Регулятор холостого хода представляет собой двигатель шагового типа. Он оснащен конической иглой, через которую подается воздух. В настоящее время на многих машинах используется четырехступенчатый регулятор. Он имеет ступенчатый регулятор обхода. Датчик состоит из следующих компонентов:
- Шаговый двигатель;
- Четырехступенчатый стебель;
- Игла;
- Весна.
Для понимания того, зачем нужен датчик холостого хода и как он работает, важно знать его расположение.
Где расположен датчик холостого хода
Если карбюратор практически не имеет такой детали, то на автомобилях с инжектором регулятор расположен на дроссельной заслонке, рядом с датчиком ее положения. Чаще всего его крепят шурупами, но иногда его можно приклеить с помощью лака. Эта деталь практически не требует регулировки при замене. Достаточно, чтобы расстояние от иглы до монтажного фланца составляло 23 мм. Простота регулировки этой детали считается одним из факторов, почему современные водители выбирают инжектор, а не карбюратор.
Зная, как устроен датчик и где он расположен, необходимо также знать симптомы неисправности и способы проверки регулятора холостого хода.
Как работает РХХ, задачи
Функции, алгоритм работы клапана холостого хода:
- Функциональной задачей является дозирование поступающего воздуха. Когда впускной клапан полностью открыт и электроника (ЭБУ) определяет необходимость принудительного холостого хода, IAC изменяет положение своего затвора во впускном отверстии в виде толстой иглы или длинного конуса.
- Это регулирует объем поступающего воздуха. Перемещаясь, шток создает необходимый зазор.
- Это создает путь необходимой ширины для того, чтобы воздух мог обойти дроссельную заслонку и затем смешаться с топливом.
- В результате двигатель не глохнет.
Более подробная информация о работе дроссельной заслонки приведена ниже. Если двигатель запускается в холодную погоду, ЭБУ активирует клапан для открытия впускного отверстия, при этом для сгорания подается больше топлива. Обороты увеличиваются, и двигатель вынужден прогреваться. Когда двигатель достигает t° работы для силового агрегата, шаговый двигатель толкает ведущий конус вперед. Поток воздуха уменьшается, а интенсивность удара снижается.
Датчик холостого хода автомобиля ВАЗ 2112 стабилизирует и выравнивает его, предотвращает дозирование воздуха при закрытой впускной заслонке.
Выбираем регулятор на замену
На автомобиле ВАЗ-2110 с 8- и 16-клапанными двигателями с инжекторами используется датчик с кат. номером 2112-1148300. Кроме того, в конце обозначения имеется префикс, состоящий из двух цифр, например, 01, 02, 03, 04. Этот индекс указывает на производителя регулятора (01 и 03 — Pegasus, 02 и 04 — KZTA).
При выборе запасного регулятора следует обратить внимание на две детали — уплотнение и высоту выступа иглы над корпусом. Заводские запасные части имеют красное уплотнение, в то время как в подделках используется черный резиновый элемент. Высота выступа иглы над корпусом составляет 23 мм.
Перед установкой нового регулятора рекомендуется покрыть уплотнительное кольцо тонким слоем моторного масла, чтобы обеспечить плотное прилегание и предотвратить засасывание воздуха.
Диагностирование механики РХХ
Механика может быть сломана. Главное, что проверяется при диагностике, — это подвижность (длина) конуса затвора. Только специальный испытательный стенд или специальный тестер может на 100% определить состояние, но проверка «на глаз» также может выявить причину неисправности.
Проверка датчика на наличие механических неисправностей предполагает его разборку. Процедура:
- Поставьте автомобиль на «ручной тормоз».
- Отсоедините клемму «-» от аккумулятора.
- Отсоедините клеммную колодку от клапана.
- Очистите, протрите место, где находился продукт, крепежные элементы.
- Открутите крепежные элементы и снимите деталь.
Инструкция по проверке датчика холостого хода ваз 2110 (инжектор, 8 или 16 клапанов) после снятия:
- Вставьте датчик в гнездо.
- Подключите аккумулятор.
- Включите зажигание — конусный штифт должен двигаться вперед. Если этого не происходит, возможно, неисправен шток (возможно, коксование) или двигатель. Стандарт выступания (конусности) иглы из корпуса изделия составляет 23 мм. В рабочем состоянии при подаче питания шток поршня изменяет положение.
Как распознать неисправный РХХ
Несмотря на то, что симптомы отказа клапана холостого хода схожи с отказом многих других компонентов двигателя с инжекторами, некоторые симптомы указывают непосредственно на отказ датчика холостого хода. Рассмотрим, как провести диагностику своими руками и определить неисправный регулятор.
Конструкция датчика холостого хода
Состав регулятора холостого хода:
- небольшой электродвигатель шагового типа;
- шатун с калиброванным толстым иглообразным конусом и пружиной;
- ленточные выводы.
Немного теории
Преобразователь — это компонент, относящийся к категории измерительных приборов. В основном он используется для анализа, обработки и преобразования поступающей информации перед ее передачей на дисплейное табло.
Среди автовладельцев индикатор холостого хода обозначается аббревиатурой RTC. Это одна из самых важных деталей двигателя внутреннего сгорания, которая отвечает за стабильную работу автомобиля.
Этот регулятор является исполнительным устройством, и выявить нарушения в его работе непросто. Все это связано с тем, что в автомобилях ВАЗ нет самодиагностики. Например, ошибка «check engine» не появится, если неисправен регулятор холостого хода.
Датчик холостого хода ВАЗ 2110: неисправности, замена РХХ
Датчик холостого хода ВАЗ 2110, 2112 — измеряет поток воздуха, отвечает за балансировку холостых оборотов, неисправность диагностируется, когда двигатель не держит их, захлебывается, не заводится при открытой дроссельной заслонке. Разборка, замена регулятора холостого хода не требует особого опыта или специальных инструментов.
Особенности выбора РХХ производства РФ
Оригинальный продукт имеет собственное обозначение, где последние несколько цифр указывают на совместимость оборудования. Четные и нечетные номера взаимозаменяемы. Например, вместо датчика с цифрой 01 в конце обозначения можно установить устройство с последними цифрами 03. То же самое относится и к четным цифрам: RCC с маркировкой 02 и 04 взаимозаменяемы. Другими словами, невозможно установить 04 вместо 01.
В последние годы на вторичном рынке появилось много подделок, включая регуляторы холостого хода. Иногда их можно распознать по следующим признакам:
- Упаковка не является оригинальной — нет специальных этикеток, штрих-кодов или голографических наклеек;
- Наклейка на корпусе датчика желтого цвета и не имеет внешней рамки;
- игла имеет темный оттенок;
- заклепки на корпусе регулятора не имеют плоских поверхностей, диаметр которых должен составлять 3 мм;
- Прокладка-кольцо очень тонкая и имеет черный, а не красный цвет;
- Пружина белая с редким витком (должна быть черной);
- Корпус на 1 мм короче, чем «нормальный» корпус.
Принцип действия
Это регулятор холостого хода, который, как и инжектор, отвечает за подачу большего или меньшего количества топлива, но именно тогда, когда включен холостой ход.
Это делается путем обратного хода или продвижения иглы. Именно игла более или менее закрывает специальный канал.
Как проверить датчик?
Если у вас есть тестер, проверить это несложно:
- Поставьте автомобиль ВАЗ 2110 на ручной тормоз;
- Для проверки отсоедините блок дроссельной заслонки;
- Проверьте напряжение в цепи датчика ВАЗ 2110, 2112, при этом «минус» подключите к двигателю, «плюс» — к планке, т.е. к движениям A : D (обозначены на планке, можно посмотреть схему);
- Включите зажигание и проверьте показания регулятора холостого хода, которые должны быть около 12 вольт. Если показания меньше, то, скорее всего, батарея разряжена. Если напряжение отсутствует, проверьте всю цепь, а затем ЭБУ. Неисправностей нет, значит цепь исправна — проверяются двигатели ВАЗ 2112 и других модификаций;
- Клеммы тестера подключаются к колодке, схема следующая — сначала к контактам A : B, затем к C : D. Сопротивление должно быть в пределах 53 Ом;
- Затем проверяются пары A : C, B : D — в этом случае сопротивление с хорошим продуктом будет бесконечным.
Принципиальная схема VFD
Если в результате вышеуказанных проверок обнаруживается неисправность, датчик следует заменить. Также неисправность этих датчиков двигателя ВАЗ 2110, 2112, в открученном положении, можно проверить, приложив шайбу, после чего необходимо включить зажигание.
На работающем изделии при подаче питания штифт с иглой меняет положение. При неисправном датчике никаких изменений не произойдет. Если обнаружен неисправный регулятор холостого хода, его, конечно, следует отремонтировать. Однако нет необходимости спешить в автосервис — вы можете выполнить ремонт самостоятельно, сэкономив деньги и время. И прежде всего, нужно почистить регулятор холостого хода, часто после этого они возвращаются к «жизни».
Причины поломки. Проверка узла
Причинами выхода из строя регулятора холостого хода являются размыкание обмотки электродвигателя и заклинивание иглы из-за грязи или коррозии. Однако датчик не всегда виноват в снижении оборотов холостого хода. Поэтому перед снятием и проверкой датчика необходимо проверить цепь питания датчика.
Для всех проверок вам понадобится мультиметр. Цепь питания проверяется с помощью измерительного прибора, установленного в режим «вольтметр». Диагностика проста — отсоедините провода от регулятора, подключите «минусовой» щуп мультиметра к общей земле, а «плюсовой» — к контактам с маркировкой «A» и «D». Измерения проводите при включенном зажигании.
Если цепь исправна, показания должны соответствовать номинальному напряжению цепи. Если напряжение отсутствует, проверьте ЭБУ и реле, отвечающие за питание датчиков.
Для удобства проверки снимите сам датчик с автомобиля. Вам понадобится только отвертка. Чтобы снять деталь, необходимо:
- Отключите напряжение от бортовой сети (снимите клемму с аккумулятора).
- Найдите регулятор (установлен на дроссельном узле).
- Отсоедините жгут проводов (предварительно обработайте рукоятку).
- Выкрутите два крепежных винта;
- Снимите регулятор.
Проверьте компонент с помощью того же мультиметра, но установленного в режим «омметр». Сначала подключите щупы к контактам «A» и «B», затем к «C» и «D». Показания составляют 50-55 Ом. Затем подключите щупы к контактам «A» и «C», а затем к «B» и «D». Во время этого испытания омметр показывает бесконечность.
Если показания правильные, значит, внутри датчика нет трещины, и неисправность вызвана застреванием иглы.
Существует альтернативный способ проверки, который не требует использования измерительных приборов. Это очень просто:
- Снимите датчик с автомобиля.
- Подключите блок проводов обратно.
- Подключите его к бортовой сети (подключите к аккумулятору).
- Держа регулятор в руке, положите на него палец.
- Попросите кого-нибудь включить зажигание.
Если компонент неисправен, игла будет двигаться при включении зажигания, и вы сможете почувствовать ее пальцем.
Застревание иглы можно устранить, промыв иглу. Для этого используйте WD-40 или спрей для очистки карбюратора. Обработайте иглу и пружину этими продуктами. Затем высушите датчик и проверьте его работоспособность.
Если в регуляторе обнаружена оборванная обмотка или промывка не помогла, деталь заменяют.
Вот еще один полезный совет для вас:
- Как заменить регулятор холостого хода на ВАЗ-2108, 2109, 2114?
- Регулятор холостого хода принцип действия, конструкция и управление
- Причины колебаний оборотов холостого хода
Признаки неисправности ДХХ
Основные симптомы неисправного регулятора холостого хода следующие:
- Нестабильность оборотов холостого хода. Обороты колеблются и плавают сами по себе.
- Трудности с запуском двигателя. Она начинается с трудом, иногда может вообще не начаться. Это особенно заметно зимой или при низких температурах.
- При нормальной температуре двигателя обороты падают или повышаются. Проблему можно увидеть на приборной панели.
- Обороты падают при включении обогревателя, кондиционера или других электрических потребителей. Падение оборотов отображается на приборной панели при включении устройства.
- Автомобиль дергается на низкой скорости. Автомобиль заметно дергается при движении.
- Автомобиль может заглохнуть при отпускании дроссельной заслонки и включении нейтральной передачи.
- Автомобиль может заглохнуть при включении повышенной или пониженной передачи.
Симптомы неисправности регулятора холостого хода или неправильной регулировки регулятора холостого хода могут проявляться все сразу или наблюдаться только некоторые из них. Иногда проблема может иметь плавающий характер. В этом случае симптомы исчезают или исчезают на некоторое время, а затем появляются вновь.
Иногда причиной могут быть и другие аномалии. Поэтому при появлении вышеуказанных симптомов необходимо провести диагностику компонента. Тест может быть проведен несколькими способами.
Методы диагностики РХХ
Согласно правилам, проверка автомобильного ВВК проводится на специальном испытательном стенде. Часто его можно найти только в крупных автомобильных мастерских. Следовать ему имеет смысл только в экстренных ситуациях, когда другие способы определения причины отказа были невозможны. Обычно можно самостоятельно определить, что деталь неисправна.
Однако сначала следует убедиться, что неисправен именно этот компонент, поскольку подобные симптомы могут возникать и при других неисправностях. Для этого вам нужно как можно быстрее разогнать автомобиль. Тест лучше всего проводить в большом, ненаселенном районе или на пустой дороге, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения.
Если динамика автомобиля не изменилась, компонент, вероятно, неисправен. Если двигатель тянет и разгоняется хуже, потребуется не только проверка регулятора холостого хода, но и диагностика. Такое поведение часто указывает на серьезную неисправность в трансмиссии или на комбинацию неисправностей, включая неисправный регулятор холостого хода.
Также стоит выяснить, есть ли коды неисправностей в бортовом компьютере. Найденные неисправности можно расшифровать на специальных страницах в Интернете. По ним можно понять, связана ли неисправность с клапаном холостого хода или нет.
Диагностику датчика стоит начать с визуального осмотра. На нем часто видны следы нагара и других отложений, сломанная игла и другие детали. Неисправная деталь не подлежит ремонту. Поэтому при обнаружении внешних дефектов его следует заменить. Для удаления отложений можно использовать очиститель карбюратора. Рекомендуется очистить весь дроссельный узел этим очистителем, так как он тоже может быть загрязнен.
Если видимых повреждений не обнаружено, следует провести диагностику детали и проводки. Для этого существует несколько методов.
Первый метод. Для этого требуется диагностический сканер и программное обеспечение для компьютера или ноутбука. Иногда существуют и приложения для смартфонов. Для примера можно взять адаптер ELM327 и программное обеспечение OpenDiagMobile. Это устройство простое и недорогое. Найти эту программу обычно не составляет труда.
В меню рекомендуется установить положение датчика на 20 шагов выше текущего положения. Понаблюдайте, как работает клапан.
Второй метод. Иногда неисправен не сам регулятор, а проводка. Этот дефект приводит к неисправности детали. Используйте мультиметр для обнаружения проблемы. Измерения проводятся следующим образом:
- Выключите двигатель;
- Установите измерительный прибор в режим вольтметра;
- Отсоедините разъем от детали;
- Установите мультиметр на 0-20 вольт;
- Измерьте напряжение на отключенном разъеме. Это будет 12 вольт. Если значение отличается, значит, в проводке есть обрыв. Это необходимо найти и отремонтировать.
Третий метод. Проверьте показания ppmметра с помощью мультиметра. С помощью омметра измерьте сопротивление детали. Установите на тестере значение 0-200 Ом. Сначала измерьте сопротивление на выходах A и B, затем на C и D. Клемма должна быть отсоединена. Если УЗО работает, на дисплее будет отображаться 50-55 Ом. Сопротивление между A и C или B и D будет бесконечным. Если значения отличаются от указанных, деталь необходимо заменить.
Четвертый метод. Снимите датчик и дроссельный узел со своего места. Включив и выключив зажигание, вы сможете вживую увидеть, как работает деталь. Этот метод позволяет обнаружить неисправности, подозрительные шумы и звуки.
Причины неисправности рычага дроссельной заслонки могут быть электрическими или механическими. Чаще всего деталь ломается из-за нехватки времени или низкого качества. Срок службы зависит от регулярности технического обслуживания и условий эксплуатации автомобиля. Датчик не подлежит ремонту. Вы можете очистить его компоненты только для удаления грязи. В других случаях проблема устраняется только заменой деталей.
Читайте также: Не работает тахометр на ВАЗ-2114 инжектор, причины: подключение
Проверка датчика холостого хода, чистка РХХ и замена
Важно понимать, что приведенные выше симптомы неисправности регулятора холостого хода 2110 не означают, что виновником стал именно регулятор. Дело в том, что существует ряд других проблем, сопровождающихся похожими симптомами. Проблема может заключаться, например, в свечах зажигания или топливном фильтре.
Чтобы убедиться, что вышел из строя именно датчик холостого хода, правильность его работы проверяется тестером (мультиметром). Для этого необходимо знать, как проверить датчик холостого хода. Последовательность операций следующая:
- сначала автомобиль ВАЗ 2110 ставится на ручной тормоз;
- отсоедините блок клапана холостого хода, чтобы проверить его;
- проверить напряжение датчика, подключив «минус» к двигателю, а «плюс» — к снятой колодке (два крайних контакта колодки A и D);
- включите зажигание и проверьте показания регулятора холостого хода, они должны быть в пределах 12 вольт (если меньше 12 вольт, то аккумулятор разряжен, если значение равно нулю — проверьте цепь до ЭБУ);
- если цепь исправна, проверьте регулятор холостого хода, а именно проверьте сопротивление обмотки двигателя регулятора, измерив сопротивление между клеммами C-D и A-B и на самом датчике (номинальное сопротивление от 40 до 80 Ом, заводское 53 Ом);
- проверьте электродвигатель на наличие короткозамкнутых обмоток, измерив сопротивление на клеммах A-D и B-C (между двумя обмотками не должно быть контакта, если сопротивление есть, то обмотки замкнуты, и датчик необходимо заменить новым).
Также в некоторых случаях проводится механический осмотр ВАЗ 2110 VTA, промывка и очистка. Если с электрической частью датчика все в порядке, можно проверить механическую часть, очистив и промыв ее. Для выполнения такой работы не требуется много времени и усилий, достаточно приобрести очиститель карбюратора.
Процедура:
- Открутив винты крепления дроссельной заслонки, извлеките дроссельную заслонку из гнезда;
- подключите клеммную колодку к датчику и включите зажигание (клапан будет двигаться вперед);
- снимите клеммную колодку с датчика и тщательно очистите все контакты ватным тампоном, смоченным в чистящей жидкости;
- проверьте датчик на наличие масляных загрязнений и очистите дроссельный узел (очистите запорную иглу с помощью пружины, опрысканной очистителем);
- высушите датчик и установите его на место, предварительно измерив расстояние между корпусом датчика и его иглой (23 мм).
Если описанные выше действия не помогли, замените датчик холостого хода ВАЗ 2110. Если датчик холостого хода изношен (износ иглы, обрыв провода внутри корпуса и т.д.), замените его. Работа по замене датчика не требует больших усилий и не займет много времени.
Если вы следуете указанной процедуре, вы можете заменить датчик самостоятельно:
- отключите напряжение от бортовой сети автомобиля, сняв клемму «-» с аккумулятора;
- отсоедините колодку от датчика холостого хода, нажав на пластиковый выступ;
- открутите два крепежных винта (сначала левый, затем правый);
- Извлеките неисправный регулятор холостого хода ВАЗ 2110 из монтажного гнезда;
- Установите новый датчик, предварительно нанеся масло на уплотнительное кольцо (проверьте уплотнительное кольцо на наличие трещин, если таковые обнаружены, замените уплотнительное кольцо);
- установите все крепежные элементы в обратном порядке;
- включите и затем выключите зажигание на несколько минут, чтобы выполнить процедуру калибровки через электронное реле.
Устройство и расположение
Довольно простой деталью является регулятор холостого хода, который выглядит как небольшой электродвигатель. Он состоит всего из трех частей: пружины, шагового двигателя и стержня с иглой на конце.
Регулятор прикручен к устройству изменения положения дроссельной заслонки.
Где купить
Запчасти и другие автомобильные товары можно легко купить в автомобильных магазинах вашего города. Но есть и другой вариант, который недавно претерпел значительную подтяжку лица. Вам больше не придется долго ждать посылку из Китая: интернет-магазин Aliexpress сделал возможным отправку с перевалочных складов, расположенных в разных странах. Например, при оформлении заказа вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».
Как выявить неисправности датчика?
Существует два способа выявления неисправного GC в системе впрыска — наблюдение симптомов, указывающих на проблему, или проверка устройства.
Проверка исправности РХХ
Для начала поставьте автомобиль на ручной тормоз и подложите под колеса противооткатные брусья. Затем получите доступ к устройству, отсоедините его от жгута питания. Затем проверьте напряжение обычным вольтметром. Проверяемые контакты: минус к двигателю и плюс к контактам колодки жгута проводов A, D.
Для правильной проверки включите зажигание и оцените полученную информацию. Напряжение на измерителе должно быть не более 12 вольт. Если оно меньше, то, возможно, проблема в аккумуляторе. Если напряжения нет вообще, проверьте ЭБУ и всю систему.
Затем проверьте при включенном зажигании. Проверьте клеммы A:B, C:D. Оптимальное сопротивление должно составлять около 53 Ом. При снятом датчике и включенном зажигании, если подсоединить к нему подающую шину, игла конуса должна двигаться. Если ничего подобного не происходит, значит, сборка неисправна.
Если это не так, то неисправность кроется в регуляторе, но не паникуйте и сразу же отправляйтесь в мастерскую. Вы можете самостоятельно заменить или очистить рассматриваемое устройство.
Проверяем датчик своими руками
Датчик расположен в корпусе дроссельной заслонки, и чтобы снять его для проверки, достаточно открутить два винта.
Перед демонтажем необходимо очистить его крепление от пыли и грязи и снять отрицательную клемму с аккумулятора. Но прежде всего это вопрос проверки.
Схема подключения датчиков.
Посмотрим на схему подключения и проверим датчик обычным мультиметром в следующем порядке:
- Убедитесь, что на датчик подано питание. Для этого измерьте напряжение на двух крайних контактах, A и D. Включите зажигание, приложите черный щуп мультиметра к «земле» двигателя, а плюсовой щуп, в свою очередь, к контактам. Напряжение должно быть в пределах 12 вольт. Если он ниже или отсутствует, ищите обрыв в цепи или вините электронный блок управления. Но сначала проверьте напряжение на контактах 4 и 54 ЭБУ. Здесь, конечно, также должно быть 12 вольт.
- Переключим наш мультиметр в режим омметра и измерим сопротивление между контактами A-B и C-D на самом датчике. Как видно на схеме, мы проверяем сопротивление обмотки шагового двигателя регулятора. Номинальное сопротивление между этими контактами составляет от 40 до 80 Ом, заводское — 53 Ом.
- Проверьте электродвигатель на наличие короткого замыкания обмотки. Измерьте сопротивление на клеммах A-D и B-C. Сопротивление должно стремиться к бесконечности, т.е. между двумя обмотками не должно быть контакта. Если сопротивление есть, независимо от величины, делаем вывод, что обмотка закорочена. Это невозможно вылечить, поэтому замените датчик на новый.
Мы не можем сказать, что этот метод проверки гарантирует 100% эффективность датчика, мы проверяли только электрическую часть. Подвижность конического клапана и его ход очень важны. И это можно проверить только на специальном испытательном стенде или с помощью специального тестера.
Проверка работы механической части датчика
Однако, если электрическая часть в порядке, механическую часть регулятора можно проверить на глаз:
- Открутите датчик и снимите его с корпуса дроссельной заслонки.
- Подключите клеммную колодку к датчику.
- Включите зажигание. При включении клапан должен двигаться вперед. Если этого не происходит, то шток застрял или шаговый двигатель работает неправильно.
- Измерьте расстояние между корпусом датчика и коническим клапаном — номинально 24 мм.
Если вы сняли датчик с автомобиля и проверка прошла, но движения конусного клапана по-прежнему нет, попробуйте очистить регулятор мягким ватным тампоном, ватой и проникающей смазкой WD-40 или аэрозолем для очистки карбюраторов. Всем удачи и стабильных холостых оборотов при любых погодных условиях!
Как снять РХХ
Если есть признаки неисправности, характерные для клапана холостого хода, необходимо его снять (сначала проверить). На автомобиле ВАЗ 2110 этот датчик имеет небольшие размеры (легко помещается в ладони) и расположен в посадочном месте корпуса дроссельной заслонки (вы можете видеть его на фотографии).
Снятие регулятора холостого хода
При необходимости его можно сравнительно легко снять — он крепится всего двумя винтами. В очень редких случаях требуется демонтаж всего дроссельного узла ВАЗ 2110.
Разборка производится в следующем порядке:
- ВАЗ 2110 ставится на ручной тормоз;
- Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора;
- Отсоедините жгут проводов, подключенный к BCD;
- Обязательно очистите место соединения между датчиком и корпусом дроссельной заслонки, чтобы предотвратить попадание грязи и ржавчины в отверстие;
- Выверните винты крепления датчика холостого хода ВАЗ 2110.
Основные признаки неисправности датчика холостого хода
Итак, поняв, что такое датчик холостого хода, необходимо знать, как его проверить и где он расположен, а также как его снять. Прежде всего, на ВАЗ 2110 датчик холостого хода, как и любое другое устройство на любом автомобиле, может выйти из строя.
По этой причине важно следить за состоянием датчика, так как сбои в его работе могут привести к ряду проблем:
- может повлиять на холостой ход двигателя автомобиля;
- увеличивается расход топлива, двигатель может работать неустойчиво или захлебываться при запуске и т.д.
В значительной степени часть проблем с инжекторной системой впуска двигателя связана с неисправностью клапана холостого хода. Основными признаками неисправностей являются:
- обороты холостого хода «плавают» (топливной смеси не хватает воздуха при поступлении в двигатель);
- двигатель не запускается в холодных условиях без открытой дроссельной заслонки;
- двигатель глохнет при движении на нейтральной передаче с закрытой дроссельной заслонкой на холостом ходу;
- во время прогрева двигателя наблюдается низкий или неустойчивый холостой ход.
Кстати, контроль не загорается в случае отказа системы холостого хода, так как показания клапана холостого хода в ЭБУ двигателя ВАЗ 2110 не считаются критической ошибкой в случае таких отказов.
Признаки поломки
Симптомы отказа VTA:
- Двигатель не поддерживает обороты холостого хода. В то же время обороты холостого хода могут быстро увеличиваться, замирать, а затем возвращаться к норме;
- двигатель останавливается на холостом ходу;
- двигатель не компенсирует возросшую нагрузку;
- двигатель трудно запустить. Если нажатие на дроссельную заслонку облегчает запуск, это верный признак неисправного клапана холостого хода;
- Недостаточное количество разминочных оборотов или их отсутствие;
- Автомобиль глохнет на холостом ходу, при уменьшении дроссельной заслонки, при переключении передач.
Роль в работе двигателя
Чтобы определить неисправность регулятора, важно понять, как работает регулятор холостого хода. Мы уже подробно обсуждали регулятор холостого хода и краткий процесс диагностики, поэтому сейчас сосредоточимся только на его роли в работе двигателя.
В системе жизнеобеспечения двигателя регулятор холостого хода используется для регулирования потока воздуха после дроссельной заслонки (через обводной канал, который начинается перед дроссельной заслонкой).
При одновременном включении многих потребителей электроэнергии возрастает нагрузка на генератор переменного тока и, соответственно, на сам двигатель. Для поддержания стабильной скорости холостого хода и напряжения зарядки аккумулятора дроссельная заслонка открывает канал, впуская в двигатель больше воздуха. Таким же образом более высокие обороты достигаются при прогреве двигателя.
Основными неисправностями регулятора холостого хода являются:
- отключение питания, которое может быть вызвано проблемами с электропроводкой, окислением контактов в разъемах. Если соединение ненадежное, такие неисправности проявляются периодически, что может затруднить процесс диагностики;
- поршневой шток не перемещается должным образом из-за загрязнения;
- повреждение двигателя;
- Разрыв уплотнительного кольца;
- Ношение стеблей. Движение задней створки при исправной дроссельной заслонке не нарушается, и в червячной передаче не должно быть проскальзывания. Чтобы оценить состояние поршневого штока и червячной передачи, рекомендуем посмотреть, как разобрать IAC.
Среди перечисленных неисправностей наиболее распространенной является загрязнение корпуса дроссельной заслонки. Во время работы в каналах корпуса дроссельной заслонки накапливаются отложения грязи.
Если в вашем автомобиле давно не проводилась чистка корпуса дроссельной заслонки, то, скорее всего, проблемы с холостым ходом связаны с засорением штока дроссельной заслонки. Чтобы проверить регулятор холостого хода, снимите его с дроссельной заслонки. В качестве промывочного средства можно использовать очиститель карбюратора.
Мы рекомендуем не допускать критического загрязнения штифта регулятора, так как повышенная нагрузка на электродвигатель может повредить элементы управления IAC. Известны случаи выхода из строя резистора электронного блока управления (ЭБУ) из-за перегрузки канала управления по току. Увеличение нагрузки, скорее всего, было связано с сопротивлением движению штока, вызванным отложениями грязи и нагара.
Стоимость нового резистора смехотворна, но для быстрого обнаружения этого типа неисправности требуется диагностическое оборудование, а также знания технического специалиста.
Какие могут быть неисправности датчика
Неисправный регулятор создает множество проблем для владельца автомобиля. Следовательно, длительное незнание проблемы может привести к аварии. Поэтому не стоит пренебрегать собственной безопасностью и желательно распознать неисправность на ранней стадии.
Сигналы неисправного регулятора:
- Обороты двигателя постоянно «колеблются». Вы можете заметить внезапное увеличение/уменьшение этого показателя.
- После запуска холодного двигателя обороты не увеличиваются.
- Заметно снижение оборотов холостого хода при включении дополнительного электрооборудования (фары, отопитель и т.д.).
- Двигатель останавливается на холостом ходу и при переключении передач.
На практике существуют и другие симптомы отказа УВД, но чтобы не ошибиться и не спутать неисправности датчиков с другими поломками, необходимо знать, как проверить рассматриваемый узел.
Замена и калибровка регулятора
Регулятор холостого хода для большинства моделей стоит недорого. Поэтому рекомендуется приобретать оригинальные запасные части. Приобрести такую деталь обычно не составляет труда. Практически для любого автомобиля его можно найти в физических или онлайн автомобильных магазинах.
Замена производится следующим образом:
- Проверьте расстояние от гнезда до иглы на новой детали. Обычно это 23 мм;
- Отсоедините минусовой кабель от аккумулятора;
- Снимите старый регулятор и замените его новым;
- Подключите аккумулятор;
- Вставьте ключ в замок зажигания и поверните его на один оборот. Заводить автомобиль не обязательно. Датчик должен откалиброваться примерно за 5 секунд;
- Выключите зажигание;
- Запустите приводной агрегат и проверьте работу рычага дроссельной заслонки. Для этого обратите внимание на обороты холостого хода. Если они в норме и все предыдущие неисправности исчезли, это означает, что работа была выполнена правильно. Если эта процедура не помогла, стоит провести профессиональную проверку и ремонт устройства.
Вы можете ездить с неисправным датчиком. Это не запрещено правилами дорожного движения. Однако управлять автомобилем с такой проблемой не очень удобно. Поэтому рекомендуется устранить его в разумные сроки.