- На что влияет работа датчика положения дроссельной заслонки
- Практика. Эффект
- Проверка работоспособности датчика холостого хода
- Апгрейд дроссельной заслонки для ВАЗ 2112
- Есть ли смысл в промывке дросселя
- Основные признаки выхода из строя ДПДЗ
- Исправление заводского просчета
- Чистка дроссельной заслонки ваз 2114
- Как работает РХХ, задачи
- Как почистить дроссельную заслонку Ваз 2114: два способа
- Первый способ чистки дроссельной заслонки Ваз 2114
- Второй способ снятия дроссельной заслонки
- А какого размера тогда поставить заслонку?
- Результат обновления дроссельного узла
- Принцип работы ДПДЗ
- Чистка дроссельной заслонки ВАЗ 2110, 2114 – описание процесса
- Для чего нужна модернизация дроссельной заслонки на ВАЗ-2109, 2110, 2115
- Чистка заслонки своими руками
- Причины неисправности контактных датчиков
- Диагностика неисправностей датчика дроссельной заслонки
- Проверка мультиметром (предпочтительный метод)
- Проверка диагностическим прибором
- Диагностирование механики РХХ
На что влияет работа датчика положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки (или TPS) предназначен для определения угла наклона дроссельной заслонки (установленной на своей оси) и передачи показаний в ЭБУ. Он также контролирует скорость перемещения дроссельной заслонки (при резком нажатии на педаль акселератора) и когда она находится в крайних положениях.
От этих показаний зависит многое — ЭБУ использует эти данные для создания правильного угла опережения зажигания для конкретных условий работы двигателя, обеспечивая правильную подачу топлива. Все это влияет на формирование оптимальной топливно-воздушной смеси и, соответственно, на производительность двигателя.
ЭБУ также регулирует работу электронных систем, таких как ABS, ESP, круиз-контроль, контроль тяги и другие.
Практика. Эффект
К сожалению, я забыл измерить ускорение «до и после». Но на одном известном сайте YouTube я нашел видео с каким-то парнем, который только что провел эту процедуру. Вначале у него был «стоковый» ВАЗ-2112 купе. Разгон с нуля до 100 км/ч составил около 11,9 секунды. Затем он установил дроссельную заслонку большего диаметра (56 мм) и обнаружил, что разгон от 0 до 100 занял на секунду меньше, чем раньше, или 10,9 секунды.
Итак, давайте проверим преимущества этого тюнинга. Во-первых, нет никаких сложностей с установкой — он устанавливается на место стандартного без каких-либо модификаций. Во-вторых, реакция на педаль акселератора стала более отзывчивой. Третье — низкая цена. В четвертых, это не требует ни спортивных мозгов, ни настроя.
Недостатки большого дросселя:
- У меня лично были проблемы с холостым ходом;
- есть ощущение рывков на «низких оборотах» (низкие обороты);
- Автомобиль стал более чувствительным к небольшим движениям педали акселератора, в результате чего теряется комфорт в салоне и увеличивается расход топлива.
Вывод: эта часть необходима для тех, кто «гонится за властью». Тот, кто заботится о лошадях под капотом, но не о комфорте. Такой тюнинг не понравится внимательному водителю, который привык к спокойной и тихой езде.
Двигатели внутреннего сгорания автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и других моделей, выпускаемых или производимых Волжским автомобильным заводом, работают на бензине. Он сгорает не только в цилиндрах, но и в смеси с воздухом. Дроссель используется для подготовки топливно-воздушной смеси в необходимых пропорциях. Он расположен после воздушного фильтра перед впускным коллектором.
В целом, дроссельная заслонка — это воздушный клапан, который регулирует количество воздуха, поступающего в двигатель. Принцип его работы заключается в изменении сечения воздушного канала. Когда он полностью открыт, воздух беспрепятственно поступает во впускной коллектор. Датчик положения дроссельной заслонки используется для определения угла открытия и подключен к блоку управления двигателем.
На основании сигналов, передаваемых датчиком, блок управления регулирует подачу топлива, чтобы топливно-воздушная смесь впрыскивалась быстрее и двигатель работал на максимальных оборотах.
Чем меньше угол наклона клапана, тем меньше воздуха поступает в коллектор и тем ниже обороты двигателя.
Проверка работоспособности датчика холостого хода
Неисправность должна быть определена вручную — автоматическая диагностика невозможна. Регулятор холостого хода ВАЗ 2110 расположен во впуске за заслонкой (корпусом дроссельной заслонки).
Сначала проанализируйте электрическую часть с помощью мультиметра:
- Изучите распиновку регулятора холостого хода ВАЗ 2110 (можно найти в руководстве по эксплуатации или в Интернете).
- Убедитесь, что на датчик подается нормальное напряжение, для этого отсоедините датчик, снимите блок.
- Измерьте два крайних штыря на блоке A и D:
- Включите зажигание, поставьте мультиметр на «тест», черный щуп — на землю (на сам корпус) ДВС, плюсовой (красный) поочередно касайтесь контактов. Значение в пределах 12 вольт является нормальным. Если нет — обрыв цепи, повреждение ЭБУ, разряженный аккумулятор. Поэтому проверьте целостность (контакты, провода), ЭБУ (клеммы 4 и 54 также 12 вольт), аккумулятор. Если они безупречны, то проблема в клапане;
- Установите мультиметр в режим омметра и измерьте сопротивление обмоток электродвигателя. Вам нужно знать значения между контактами A-B, C-D, коснитесь их датчиком. Он должен составлять 40-80 Ом или 53 Ом в соответствии с номинальным значением.
- Не меняя режим работы мультиметра, проверьте, нет ли короткого замыкания на той же части VFD: теперь проверьте клеммы A-D, B-C, коснитесь их датчиком. Если значение уходит в бесконечность, это нормально — обмотки не должны соприкасаться. Однако если сопротивление обнаруживается, несмотря ни на что, значит, мы имеем дело с коротким замыканием. Датчик в таком состоянии не стоит ремонтировать, зачастую это просто технически невозможно — проще купить новый.
Апгрейд дроссельной заслонки для ВАЗ 2112
Стандартный механический регулятор на ВАЗ 2112 имеет диаметр 46 мм. Часто мастера по тюнингу автомобилей заменяют заводской блок на более совершенный, диаметром 52, 54 или 56 мм. Давайте обсудим далее, как получить больше энергии после этой процедуры.
Полезность такого устройства обусловлена уменьшением расхода воздуха и, следовательно, повышением эффективности системы впуска. Идеальным вариантом является использование его в паре с фильтром нулевого импеданса. Поскольку диаметр ресивера на ВАЗ 2112 составляет 53 мм, рекомендуется сначала попробовать модернизировать регулятор до 52 мм.
Установка не будет проблемой, так как от владельца автомобиля не потребуется никаких изменений. Возможно, потребуется подрезать прокладку, если вы решите установить 56-миллиметровый блок. Непосредственными преимуществами являются:
- улучшенный отклик педали акселератора,
- устранение проблем с холостым ходом,
- улучшение общей динамики движения на ВАЗ 2112.
Некоторые водители говорят об увеличении расхода топлива по данным бортового компьютера, хотя в действительности это наблюдается не всегда.
Улучшения, по-видимому, связаны именно с тем, что водитель заменил свой старый прибор на новый размером 52 мм или более. Но возможно, что старый был просто сильно загрязнен.
Часто простая промывка, как указано выше, дает тот же эффект, что и установка нового устройства, даже большего диаметра.
Есть ли смысл в промывке дросселя
О промывке не следует забывать. Со временем в дроссельной заслонке накапливается грязь, что со временем приводит к ухудшению реакции дроссельной заслонки. После промывки автомобиль начинает ехать лучше, что было доказано на практике.
- Книга по тюнингу современных автомобилей
Возможно, эффект от увеличения дросселя объясняется тем, что вместо грязного дросселя ставится новый и чистый? Затем, перед покупкой новой дроссельной заслонки большего размера, лучше отмыть стандартную дроссельную заслонку от грязи. Операция не занимает много времени, просто купите банку «очистителя карбюратора», снимите дроссельную заслонку и тщательно промойте. Никогда не используйте WD-40 или любое другое промывочное средство, содержащее масло.
Для автомобилей с инжектором — промывка дроссельной заслонки немного сложнее. Перед снятием и началом работы необходимо снять минусовую клемму аккумулятора. Это делается для того, чтобы обучить дроссельную заслонку автомобиля новым параметрам после промывки. Это происходит автоматически при подключении клеммы аккумулятора и первом запуске двигателя. И двигатель может не запуститься с первой попытки.
После промывки дроссельной заслонки автомобиль едет лучше. Неудивительно, особенно если она никогда не стиралась раньше и на ней накопилась грязь.
Основные признаки выхода из строя ДПДЗ
Если блок неисправен, может появиться вышеупомянутая ошибка p0120, а также другие ошибки, указывающие на неисправность датчика: P2135, P0222, P0223, P0123, P0220, P01578. Сами ошибки не отображаются на приборной панели, горит только лампочка «Check Engine», их можно увидеть на диагностических сканерах, мобильных устройствах или ноутбуке (см. далее).
Что касается ошибки P2135, то она часто встречается в современных автомобилях с электронным управлением положением дроссельной заслонки. Его полное название — «несоответствие между показаниями 1-го и 2-го датчиков положения дроссельной заслонки». Это вызвано увеличением сопротивления в одной из проволочных цепей (их четыре). Его причины описаны в следующем разделе.
Другие симптомы неисправности ДПДЗ:
- Плавающие обороты, автомобиль сильно трясется на холостом ходу или глохнет. Обороты подскакивают до 2000-3000.
- Динамика автомобиля падает, особенно при разгоне (просадки, рывки), буксировке, подъеме в гору, перевозке грузов, как говорится, двигатель не тянет. Это связано с нестабильной работой автоматической коробки передач — здесь все взаимосвязано. Или наоборот — при легком нажатии на педаль акселератора автомобиль быстро ускоряется.
- Повышенный расход топлива — происходит сразу после выхода из строя датчика.
- При переключении передач вверх и вниз, также на нейтральной передаче, двигатель отключается.
- Когда машина переходит в режим неисправности, частота вращения коленчатого вала не превышает 1 500 об/мин, поскольку в этом режиме ползун наклоняется только на 6-7%.
Эти же симптомы указывают на неисправность дроссельной заслонки, состояние которой следует периодически проверять и при необходимости чистить.
Исправление заводского просчета
Нередко корпус дроссельной заслонки поставляется с завода с дефектом, который нельзя назвать дефектом, но все же можно отнести к недостаткам конструкции. Предполагается, что воздух должен поступать в пространство за корпусом дроссельной заслонки, и специально для этого был сделан канал диаметром около 2,5 мм.
Проблема заключается в том, что этот маленький канал вдавливается в стенку резервуара, перекрывая тем самым дыхательные пути. В этом случае может помочь небольшая модификация дроссельного узла.
Этот материал поможет закрепить сам картер: https://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/zaschita-dvigatelya.html.
Расточенный канал перепуска воздуха в корпусе дроссельной заслонки
Просто возьмите напильник и с его помощью прорежьте небольшую канавку в указанном месте. 2-3 мм будет достаточно. Однако прежде чем это сделать, необходимо выполнить разборку корпуса дроссельной заслонки.
На автомобиле ВАЗ 2110 дроссельный узел разбирается в таком порядке:
- Отсоедините разъемы датчика положения дроссельной заслонки, его приводной трос и регулятор холостого хода;
- Частично слейте охлаждающую жидкость;
- Следующим шагом будет снятие воздушного трубопровода, расположенного на корпусе датчика массового расхода воздуха. Для этого просто ослабьте зажим;
- Также ослабьте фланцы: в месте крепления трубы коллектора корпуса дроссельной заслонки к воздушной магистрали; в месте крепления трубы II контура отвода картерных газов к трубе коллектора крышки головки блока цилиндров. Снимите подсоединенные шланги — контур воздуха картера и вентиляции 2;
- Ослабив хомуты, отсоедините шланг I контура вентиляции картера от разъема корпуса дроссельной заслонки;
- Ослабив хомуты, снимите шланги, подвод охлаждающей жидкости и слив охлаждающей жидкости;
- Вам понадобится гаечный ключ на 13, которым нужно ослабить гайки крепления узла дроссельной заслонки ВАЗ 2110 к приемнику;
- Теперь можно снять дроссельный узел со шпилек;
- Также остается снять прокладку и, если ваш ВАЗ 2110 оснащен системой улавливания паров бензина, отсоединить шланг, чтобы продуть адсорбер.
Даже если целью снятия дроссельной заслонки была ее точная настройка, не забывайте, что для стабильной работы она также требует периодической очистки. В этой процедуре, прямо скажем, нет ничего сложного, но она поможет вашему двигателю работать лучше, что немаловажно.
Для проведения уборки вам понадобятся:
- короткая и длинная отвертка;
- зубная щетка (мягкая или просто старая);
- ваты;
- чистящее средство;
- резиновые или хлопчатобумажные перчатки.
Чтобы процесс очистки был эффективным, он должен быть выполнен очень тщательно. Прежде всего, все полости можно осмотреть зубной щеткой, при этом можно очистить регулятор холостого хода (его также следует снять). Далее, более щадящая очистка производится ватными тампонами. Обратите особое внимание на область, где расположены дроссельная заслонка и седло регулятора холостого хода.
Обратите внимание, что очистка трубки сапуна картера невозможна обычными средствами, но легко может быть выполнена с помощью ножного насоса, имеющегося в каждом багажнике. Диаметр насадки такой же, как у насадки для колес, просто добавьте очиститель и несколько раз качните ногой.
Если проблемы, упомянутые в начале, возникли недавно, чистка должна их решить. Если проблема возникла изначально, не забудьте переделать работу. Иногда помогает просто замена корпуса дроссельной заслонки.
Чистка дроссельной заслонки ваз 2114
Существует два метода очистки:
— Без извлечения устройства;
— И с его удалением, соответственно.
Какой метод? Все зависит от степени загрязнения. Если пробег с момента чистки или замены дроссельной заслонки составляет до 25 000, то, скорее всего, можно ограничиться поверхностной чисткой, профилактическим обслуживанием без разборки деталей.
В противном случае рекомендуется разобрать весь узел для тщательной, углубленной обработки, очистки и доступа к труднодоступным местам.
Вот подробное описание полного процесса удаления, после которого первый вариант должен быть простым.
Итак, давайте начнем:
- Сначала открутите крышку расширительного бачка антифриза. Это необходимо для «снятия» давления и предотвращения утечки охлаждающей жидкости из шлангов.
- Далее необходимо открутить и ослабить все хомуты, удерживающие шланги, подсоединенные к блоку дроссельной заслонки. То же самое относится и к воздушной линии. Для этого нам понадобится гаечный ключ или головка на 13 мм.
- После снятия хомутов необходимо отсоединить сами шланги. Воздушная трубка отсоединяется только с одной стороны, для удобства мы поворачиваем ее на бок.
- Теперь отсоедините трос дроссельной заслонки от селектора привода дроссельной заслонки.
- Отключите питание датчиков.
- Возьмите головку 13, открутите два винта и снимите дроссельный узел. Удалите старую прокладку.
- Для обработки загрязнений можно использовать очиститель карбюратора и чистую тряпку или салфетку. При сильном загрязнении можно использовать жесткую зубную щетку.
- Непосредственно перед очисткой отсоедините регулятор холостого хода. Нанесите чистящее средство на загрязненную поверхность. Возвратно-поступательными движениями удалите нагар с металлической поверхности. Если вы не удовлетворены результатом, повторяйте операцию до тех пор, пока поверхность не станет полностью чистой. Очень важно очищать или продувать каналы, находящиеся в изделии. Там скапливается много грязи. Лучший способ сделать это — использовать сжатый воздух. Для этого можно использовать обычный автомобильный насос.
- Если засорилось само гнездо датчика и сам датчик, не забудьте очистить и их.
- Не забудьте тщательно очистить сам патрубок корпуса дроссельной заслонки и его внутреннюю часть. Для этого нанесите на ткань немного чистящего средства. Равномерно распределите его по внутренним стенкам детали. Возьмите щетку и потрите проблемные участки. По окончании протрите очищенные участки влажной тканью и удалите остатки грязи.
- После промывки сборки рекомендуется очистить и продуть отсоединенные соединения.
- Разрешите короткий промежуток времени.
- Установите новую прокладку на шарнир дроссельного узла.
- Установите и закрепите узел на месте.
- Установите датчик дроссельной заслонки.
- Затяните шланги на соединениях системы охлаждения и соединениях с адсорбером.
- Установите шланг корпуса дроссельной заслонки на корпус дроссельной заслонки.
- Подключите кабель к приводу.
- Затяните кабельные хомуты на всех подключенных компонентах.
- Подсоедините разъемы датчиков.
- Закройте крышку бачка охлаждающей жидкости.
- Запустите автомобиль и проверьте его работу.
Метод без удаления в некоторой степени похож на тот, который мы описали ранее. Разница лишь в том, что мы удалим только трубу воздуховода и ничего больше.
Этапы работы следующие:
— Снимите патрубок;
— Повторите пункт № 10 предыдущего метода.
— Подсоедините и отремонтируйте все в обратном порядке, не забыв заменить старую прокладку на новую.
Обратите внимание, что этот метод наиболее подходит для профилактической, легкой, поверхностной очистки. При неисправностях и отказах двигателя следует использовать только метод разборки.
Теперь мы знаем, как почистить корпус дроссельной заслонки ваз 2114 двумя разными методами, быстро и без особых трудностей.
Как работает РХХ, задачи
Функции, алгоритм работы клапана холостого хода:
- Функциональной задачей является дозирование поступающего воздуха. Когда впускной золотник полностью открыт и электроника (ЭБУ) распознает необходимость увеличения оборотов холостого хода, IAC изменяет положение своего затвора во впускном отверстии в виде толстой иглы или длинного конуса.
- Это регулирует объем поступающего воздуха. Перемещаясь, шток создает необходимый зазор.
- Это создает путь необходимой ширины для того, чтобы воздух мог обойти дроссельную заслонку и затем смешаться с топливом.
- В результате двигатель не глохнет.
Более подробная информация о работе дроссельной заслонки приведена ниже. Если двигатель запускается в холодную погоду, ЭБУ активирует клапан для открытия впускного отверстия, при этом для сгорания подается больший объем топлива. Обороты увеличиваются, и двигатель вынужден прогреваться. Когда двигатель достигает t° работы для силового агрегата, шаговый двигатель толкает ведущий конус вперед. Поток воздуха уменьшается, а интенсивность удара снижается.
Датчик холостого хода автомобиля ВАЗ 2112 стабилизирует и выравнивает его, предотвращает дозирование воздуха при закрытой впускной заслонке.
Как почистить дроссельную заслонку Ваз 2114: два способа
Существует два способа его очистки:
- Не снимая сборку;
- И с его удалением, соответственно.
Какой метод выбрать? Все зависит от степени загрязнения. Если пробег с момента чистки или замены дроссельной заслонки составляет до 25 000, то, скорее всего, можно ограничиться поверхностной чисткой, профилактическим обслуживанием без разборки деталей.
В противном случае рекомендуется разобрать весь узел для тщательной, углубленной обработки, очистки и доступа к труднодоступным местам.
Вот подробное описание полного процесса удаления, после которого первый вариант должен быть простым. Итак, давайте начнем:
Первый способ чистки дроссельной заслонки Ваз 2114
- Для начала открутите крышку расширительного бачка антифриза. Это необходимо для «сброса» давления и предотвращения утечки охлаждающей жидкости из шлангов.
- Далее необходимо открутить и ослабить все хомуты, удерживающие шланги, подсоединенные к блоку дроссельной заслонки. То же самое относится и к воздушной линии. Для этого нам понадобится гаечный ключ или головка на 13 мм.
- После снятия хомутов необходимо отсоединить сами шланги. Воздушная трубка отсоединяется только с одной стороны, для удобства мы поворачиваем ее на бок.
- Теперь отсоедините трос дроссельной заслонки от селектора привода дроссельной заслонки.
- Отключите питание датчиков.
- Возьмите головку 13, открутите два винта и снимите дроссельный узел. Удалите старую прокладку.
- Для обработки загрязнений можно использовать очиститель карбюратора и чистую тряпку или салфетку. При сильном загрязнении можно использовать жесткую зубную щетку.
- Непосредственно перед очисткой отсоедините регулятор холостого хода. Нанесите чистящее средство на загрязненную поверхность. Возвратно-поступательными движениями удалите нагар с металлической поверхности. Если вы не удовлетворены результатом, повторяйте операцию до тех пор, пока поверхность не станет полностью чистой. Очень важно очищать или продувать каналы, находящиеся в изделии. Там скапливается много грязи. Лучший способ сделать это — использовать сжатый воздух. Для этого можно использовать обычный автомобильный насос.
- Если засорилось само гнездо датчика и сам датчик, не забудьте очистить и их.
- Не забудьте тщательно очистить сам патрубок корпуса дроссельной заслонки и его внутреннюю часть. Для этого нанесите на ткань немного чистящего средства. Равномерно распределите его по внутренним стенкам детали. Возьмите щетку и потрите проблемные участки. По окончании протрите очищенные участки влажной тканью и удалите остатки грязи.
- После промывки сборки рекомендуется очистить и продуть отсоединенные соединения.
- Разрешите короткий промежуток времени.
- Установите новую прокладку на шарнир дроссельного узла.
- Установите и закрепите узел на месте.
- Установите датчик дроссельной заслонки.
- Затяните шланги на соединениях системы охлаждения и соединениях с адсорбером.
- Установите шланг корпуса дроссельной заслонки на корпус дроссельной заслонки.
- Подключите кабель к приводу.
- Затяните кабельные хомуты на всех подключенных компонентах.
- Подсоедините разъемы датчиков.
- Закройте крышку бачка охлаждающей жидкости.
- Запустите автомобиль и проверьте его работу.
Второй способ снятия дроссельной заслонки
Метод без удаления в некоторой степени похож на тот, который мы описали ранее. Единственное отличие заключается в том, что мы будем снимать только воздушную трубу и ничего больше. Шаги следующие:
- Снимите патрубок;
- Повторите пункт № 10 предыдущего метода.
- Подсоедините и отремонтируйте все в обратном порядке, не забыв заменить старую прокладку на новую.
Обратите внимание, что этот метод наиболее подходит для профилактической, легкой, поверхностной очистки. При неисправностях и отказах двигателя следует использовать только метод разборки.
Теперь мы знаем, как быстро и без особых трудностей очистить корпус дроссельной заслонки автомобиля Ваз 2114 двумя различными методами.
А какого размера тогда поставить заслонку?
Установив дроссельную заслонку 56 мм на «стоковый» двигатель, мы позволим двигателю обрабатывать воздух даже легче, чем при 52 и 54 мм, не говоря уже о 46 мм. В конце концов, при одинаковом давлении на педаль дроссельной заслонки в 56 мм поступает гораздо больше воздуха, чем через 46 мм. Однако вы потеряете комфорт в салоне, он будет чувствовать себя неуклюжим на низких оборотах, и потребуется более тщательная работа с педалью акселератора. В целом, в первый раз будет трудновато, если не привыкнуть.
52 мм — это «не два с половиной». Эффект будет едва заметен! Ведь разница со «стоком» составляет всего 8 мм. Это, так сказать, деньги на ветер.
Лучше поставить 54 мм, как это сделал я. Своего рода золотая середина. Но это все теория. Давайте перейдем к практике.
Результат обновления дроссельного узла
Стоит отметить появление некоторых проблем в работе двигателя на ВАЗ 2112 после установки корпуса дроссельной заслонки диаметром 52 мм. Причиной этого является нарушение соотношения топливо/воздух, что приводит к неправильной работе ЭБУ и двигателя. Многие предпочитают после этого использовать редактор прошивки ЭБУ, но нет возможности вернуть старый дроссель на место.
Хотя проблема могла заключаться в банальном загрязнении старого регулятора. После обновления прошивки можно заметить снижение расхода топлива на 0,5 литра — может быть, и не значительное, но все же плюс.
Поэтому можно сказать, что простая установка дроссельной заслонки большего диаметра не даст значительного увеличения мощности или других показателей. Только в комплексе с обновлением прошивки и другими доработками двигателя эффект будет ощутим.
Однако необходимо рассмотреть обоснованность этих мер в каждом конкретном случае. На самом деле, на двигатель с наддувом можно установить даже дроссельную заслонку стандартного размера (например, 46 мм), чего обычно достаточно для нормальной работы системы впуска воздуха.
Принцип работы ДПДЗ
Датчики положения дроссельной заслонки бывают двух типов: контактные и бесконтактные. Их конструкция отличается, но методы испытаний одинаковы. Они могут приводиться в действие механически или электрически.
Первый механический (фолиево-резистивный или потенциометр) представляет собой ползунок, на котором расположены контакты.
Дроссель через привод и шестерню с валом, который меняет свое положение (угол наклона), перемещает ползунок по дорожкам сопротивления. При напряжении от 0,7 до 4 В (меняется из-за изменения сопротивления на дорожках резистора) ЭБУ понимает, где находится дроссельная заслонка, и регулирует подачу топлива.
Т.е. увеличение углового положения дроссельной заслонки увеличивает напряжение постоянного тока и наоборот.
Когда водитель впервые включает зажигание, ЭБУ получает от датчиков температуры данные о том, насколько нагрелся двигатель. На основании этого дроссельная заслонка настраивается на определенный угол в предпусковом положении.
Например, в Лада Приора и Калина, где стоят два ДПДЗ (в автомобилях с электронным модулем дроссельной заслонки), в этот момент напряжение выходного сигнала должно быть:
- Первый вывод — в диапазоне 0,39-0,52 В.
- Второй — 2,78-2,91 В.
Эти цифры могут быть разными для каждой марки автомобиля, но если рассматривать вышеуказанные модели, то получается следующее:
- Если после включения зажигания в течение 15 секунд ничего не происходит (не нажимается педаль акселератора, не запускается двигатель), ЭБУ отключает привод дроссельной заслонки, и заслонка опускается до 7%.
- Через 30 секунд после включения зажигания и при отсутствии активности водителя ЭБУ полностью закрывает дроссельную заслонку, а затем возвращает ее в предпусковое положение.
В этом случае выходное напряжение сигнала составляет:
- 0,5-0,6 В в первом случае.
- Во втором случае он составляет 2,7-2,8 В.
Если цепь датчика дроссельной заслонки прервана, ЭБУ отключает привод дроссельной заслонки и сохраняет в памяти код ошибки.
Также в автомобилях с двумя датчиками дроссельной заслонки, как в случае с Ладой Приорой и Калиной, напряжение их суммарного выходного сигнала не должно превышать 3,2-3,4 В.
Принцип действия бесконтактных (магниторезистивных ДПДЗ) основан на магниторезистивном эффекте — они редко выходят из строя, благодаря отсутствию контактного стирания. По этой причине они более надежны и служат дольше, хотя и стоят дороже контактных детекторов.
Распространенными причинами отказа являются короткие замыкания в электрических цепях, повреждение проводки.
Какой датчик отвечает за скорость и стабильность работы двигателя
Чистка дроссельной заслонки ВАЗ 2110, 2114 – описание процесса
Очистку дроссельной заслонки автомобилей ВАЗ 2110 и ВАЗ 2114, согласно рекомендациям специалистов, следует проводить каждые 50-60 тысяч километров пробега автомобиля.
Мелкие частицы пыли, масла и воздушной смеси, проходя через воздушный фильтр, накапливаются на внутренних поверхностях его механизмов в процессе эксплуатации автомобиля. Самые высокие уровни загрязнения наблюдаются в зонах с высокой турбулентностью воздуха. Это особенно верно в области за дроссельной заслонкой.
Со временем диаметр воздушного канала в этой области уменьшается, что приводит к нестабильной работе всего дроссельного узла.
При возникновении следующих симптомов стоит немедленно провести очистку и тщательную промывку данного дроссельного узла:
- При отрицательных температурах двигатель запускается крайне неохотно, и его приходится прокручивать стартером. Если запустить двигатель в гараже, то вместо выхлопных газов можно почувствовать запах бензина.
- При отпускании педали акселератора водитель замечает плохой переход на низкие обороты. Нередко двигатель может заглохнуть.
- При низких оборотах коленчатого вала о двигателя автомобиля.
Сразу скажем, что процесс очистки дроссельной заслонки на ВАЗ 2110 и других моделях ВАЗ проводится только на остывшем двигателе, что позволяет мотоциклисту, взявшемуся за ремонт, избежать всякого рода неприятностей, особенно ожогов.
Для выполнения операции потребуются следующие инструменты:
- набор отверток;
- гаечный ключ «13» (торцевой).
- Вам также потребуется приобрести состав для промывки дроссельной заслонки (обычно под этим понимают специальный очиститель карбюратора, хотя можно взять и другой очиститель).
Когда все инструменты готовы, можно приступать к демонтажным работам, которые выполняются в соответствии с приведенной ниже схемой:
- Снимается декоративная (из пластика) крышка двигателя.
- Крышка расширительного бачка откручивается для сброса давления в системе охлаждения.
- Ослабьте кабельные стяжки с помощью отвертки.
- Отсоедините вентиляционный шланг (принудительно) от трубы подачи воздуха.
- Ослабьте хомуты (опять же с помощью отвертки), чтобы отсоединить шланги, предназначенные для обогрева интересующего вас устройства.
- Шланг устройства для удаления воздуха из бензобака снимается.
Затем отсоединяем трос и откручиваем две гайки, которыми крепится механизм дроссельной заслонки.
Удалите все виды загрязнений с дроссельного узла с помощью приготовленного ранее чистящего состава. Необходимо тщательно очистить дроссельную заслонку, уделяя особое внимание всем ее проходам. Особенно важным в этом случае является качественная промывка измерительного канала, который чаще всего оказывается сильно засоренным.
Далее необходимо снять регулятор холостого хода (он крепится двумя винтами) и также промыть его. Если стержень этого компонента имеет критический износ (видимый на глаз) или серьезный люфт, рекомендуется его заменить. Аналогичным образом следует оценить состояние прокладки устройства. В случаях, когда имеются явные дефекты, рекомендуется установить новую деталь.
На этом процесс очистки корпуса дроссельной заслонки завершен. Установите дроссельную заслонку в обратном порядке и наслаждайтесь качеством работы двигателя.
Читайте также:Замена бензонасоса ВАЗ 2110 своими руками (инжектор 8 и 16 клапанов)
Для чего нужна модернизация дроссельной заслонки на ВАЗ-2109, 2110, 2115
Дроссельные узлы увеличенного диаметра (52, 54 и 56 мм) для ВАЗ-2109, 2110 или 2115 поступили в продажу в магазины запчастей. Продавцы уверяют, что при установке такого дросселя вместо обычного 46 мм владелец получает значительные преимущества: автомобиль становится более отзывчивым на педаль акселератора, исчезают проблемы с холостым ходом, улучшается динамика автомобиля, и особенно следует отметить замену стандартного воздушного фильтра на фильтр нулевого сопротивления.
Главный аргумент, которым они пытаются убедить владельцев автомобилей, заключается в том, что для эффективной работы двигателя требуется больше воздуха, что требует замены стандартной дроссельной заслонки на усовершенствованную. Приводятся даже цифры: диаметр воздушного баллона на ВАЗ-2109 или ВАЗ-2110 составляет 53 мм, а дроссельная заслонка диаметром 46 мм якобы «душит» двигатель.
Многие владельцы ВАЗ-2109 и ВАЗ-2110 поддаются соблазну и меняют стандартный блок на более совершенный. После этой процедуры двигатель действительно работает лучше, а автомобиль управляется более динамично. Причина улучшений на самом деле гораздо прозаичнее: владелец установил новую дроссельную заслонку вместо старой, грязной, которая давно нуждалась в тщательной чистке. В результате двигатель вернулся к нормальной работе, что воспринимается владельцами как обещанная отзывчивость и маневренность автомобиля.
Что это нам дает? Через него в двигатель поступает наибольшее количество воздуха. И чем проще он это сделает, тем больше энергии извлечет. Напомню, что стоковый диаметр дроссельной заслонки на автомобилях ВАЗ 2108-2115 составляет 46 мм. Соответственно, если мы установим на автомобиль дроссельную заслонку 52-56 мм, мощность должна увеличиться, что мы проверим позже.
Чистка заслонки своими руками
После длительного использования дроссельная заслонка загрязняется картерными газами и мелкими частицами моторного масла, что ухудшает работу всего двигателя. В среднем, профилактическую чистку дроссельной заслонки следует проводить каждые 40-50 000 км, но предпочтительнее — каждую вторую чистку с полной разборкой узла и промывкой всех его компонентов.
Сама процедура очистки дроссельной заслонки не потребует много усилий, главное — снимать заслонку, когда двигатель холодный, чтобы не обжечься.
Для выполнения работ в домашних условиях вам понадобится гаечный ключ на 13 мм, набор отверток и промывочная жидкость. После снятия блока, что при некоторой подготовке не слишком сложно, возьмите жидкость и тщательно очистите дроссельную заслонку, также обратите внимание на канал принудительной вентиляции. Иногда она покрывается толстым слоем налета, поэтому не стесняйтесь использовать иглу или стальную спицу для идеальной очистки. Обратите внимание на прокладку в дроссельном узле, если она повреждена, замените ее. Затем соберите и установите деталь в обратном порядке.
Если вы будете делать это неукоснительно, вы почувствуете, как ваш автомобиль обретает забытую мощность и отклик на команды педали акселератора. Если этого покажется недостаточно, возможно, вам стоит подумать о модернизации дроссельной заслонки на вашем ВАЗ 2112.
Причины неисправности контактных датчиков
Основной причиной отказа является износ резистивных дорожек, приводящий к полному или частичному разрыву электрической цепи. Это приводит к передаче неправильных данных в ЭБУ.
Причины отказа контактного датчика:
- Износ резистивного слоя — приводит к потере электрического контакта. Это может произойти как в начале движения слайдера (характерно, когда напряжение на выходе датчика низкое), так и на другом участке пути.
- Сломанный или изношенный наконечник.
- Изношенные шестерни привода.
- Короткое замыкание сигналов или электрических цепей.
- Поврежденная проводка, особенно на автомобилях ВАЗ, где проводка ненадежна.
- Окисление контактов и загрязнение разъемов.
Большинство причин диагностируется визуально после разборки и с помощью мультиметра.
Что касается ошибки P2135, упомянутой в предыдущем разделе, то ее причинами являются:
- плохой контакт ЭБУ «земля»;
- окисление контактов в разъеме;
- неисправное главное реле;
- короткое замыкание и другие причины.
Диагностика неисправностей датчика дроссельной заслонки
Прежде всего, необходимо понять, что если датчик положения дроссельной заслонки неисправен, он не подлежит ремонту, а заменяется в сборе.
Диагностика проводится с помощью мультиметра путем измерения постоянного напряжения или сопротивления в цепи, также используется сканер.
В начале теста DPDZ необходим мультиметр для измерения показаний напряжения (напряжение питания и напряжение сигнала).
Проверка мультиметром (предпочтительный метод)
Процедура контроля:
- Включите зажигание.
- Проверьте, получает ли датчик питание. Для этого отсоедините разъем и измерьте показания напряжения на проводах, идущих к датчику. Для этого установите переключатель на измерителе в положение «20 В» и измерьте показания (нормальные 4,5-5,5 В). Если напряжение отсутствует, ищите обрыв цепи или другую причину.
- Проверьте напряжение сигнала от датчика к ЭБУ при полностью закрытой и открытой дроссельной заслонке. Для этого поместите «-» мультиметра на общую землю (блок двигателя или аккумулятор), а «+» подключите к третьему сигнальному контакту. При закрытом дросселе (педаль газа нажата) напряжение не должно превышать 0,6-0,7 В. При полностью открытом положении (акселератор нажат до упора) — не менее 4 В.
- Далее проверьте отсутствие скачков напряжения при перемещении дроссельной заслонки между положениями «закрыто» и «полностью открыто». Для этого используйте дополнительный провод, который вставьте в контакт провода, идущего к ЭБУ, а другой конец подключите к плюсу блока. Установите контактор обратно на датчик. Постепенно нажимайте на педаль акселератора или тяните за трос и следите за показаниями манометра. Напряжение должно плавно повышаться и понижаться. Если имеются сдвиги U, это означает, что дорожки резисторов в некоторых местах изношены, и DPD следует заменить.
Датчик можно также проверить, измерив его сопротивление. Для этой цели также используется мультиметр, переключенный в соответствующий режим. Показания снимаются между минусовым и сигнальным контактами. Для удобства изделие можно снять.
Нормативные показания моделей ВАЗ:
- Задвижка закрыта — 1,5 кОм.
- Открытый — 7,5 кОм.
На Niva Chevrolet, например, нормативные показания разные:
- Глушитель закрыт — 2,4 кОм.
- Открытый — 8,2 кОм.
Поэтому данные о напряжении и сопротивлении можно найти в руководстве по обслуживанию и ремонту соответствующей модели автомобиля.
Изменение сопротивления также должно быть плавным и без скачков. Для этого поверните рукоятку датчика.
Проверка диагностическим прибором
Слова «диагностическое устройство» звучат громко, но на самом деле все, что вам нужно сделать, это приобрести автосканер ELM327 или Scan Tool Pro, работающий на том же чипе, и установить специальное программное обеспечение, например OpenDiag, на свой смартфон (Android) или iPhone (iOS).
Также можно провести полную диагностику автомобиля с помощью ноутбука. В качестве альтернативы можно использовать мультисистемный сканер AVTOAS-F16 CAN.
Перейдя по приведенным выше ссылкам, вы получите исчерпывающую информацию о том, как подключиться к диагностическому разъему, какое программное обеспечение использовать и много другой полезной информации по данному вопросу.
Но вкратце суть в том, чтобы с помощью сканеров подключиться к ЭБУ и с помощью специального программного обеспечения увидеть расшифрованные в нем номера ошибок.
Подключение возможно через: USB, WI-FI, Bluetooth. Стоит знать, что некоторые ЭБУ, особенно в старых автомобилях, не поддерживают протоколы WI-FI и Bluetooth, и сканер ELM327 можно подключить только через USB, используя переходник с USB на MicroUSB. Поэтому модель сканера должна быть подключена.
Предпочтительнее использовать сканеры с 32-битным чипом, они предоставляют больше возможностей для диагностики автомобиля.
Возможные ошибки, связанные с TPSD и электрической цепью, перечислены выше, но могут быть и другие ошибки в ЭБУ, связанные с нестабильной работой двигателя и электронных систем автомобиля. Некоторые из них можно сбросить, например, «перегрев двигателя».
Преимуществом использования сканера является наблюдение за работой датчика в режиме реального времени. Для этого поверните дроссельную заслонку, нажав на педаль акселератора. Программное обеспечение будет отображать изменения напряжения, угла наклона. Внезапные скачки напряжения указывают на наличие проблемы.
Диагностирование механики РХХ
Возможно, сломалась механика. Основное, что проверяется при диагностике, — это подвижность (длина) конуса затвора. Только специальный стенд или специальный тестер может на 100% определить состояние датчика, но проверка «на глаз» также может выявить причину неисправности.
Проверка датчика на наличие механических неисправностей предполагает его разборку. Процедура:
- Поставьте автомобиль на «ручной тормоз».
- Отсоедините клемму «-» от аккумулятора.
- Отсоедините клеммную колодку от клапана.
- Очистите, протрите место, где находился продукт, крепежные элементы.
- Открутите крепежные элементы и снимите деталь.
Инструкция по проверке датчика холостого хода ваз 2110 (инжектор, 8 или 16 клапанов) после снятия:
- Вставьте датчик в гнездо.
- Подключите аккумулятор.
- Включите зажигание — конусный штифт должен двигаться вперед. Если этого не происходит, возможно, неисправен шток (возможно, коксование) или двигатель. Стандарт выступания (конусности) иглы из корпуса изделия составляет 23 мм. Если он исправен, шток будет менять положение при подаче питания.