- Решаем проблему
- Решение проблем
- Не регулируется температура
- Почему дует холодом на лобовые стекло
- Необходимый инструмент
- Чистка и промывка радиатора печки ВАЗ 2114/15
- Ваз 2115 не работает заслонка обдува лобового стекла
- Из печки идёт пар
- Ваз 2115 не работает заслонка обдува лобового стекла автомобиля
- Ваз 2115 не работает заслонка обдува лобового стекла ваз
- Замена и подключение печки
- Ремонт электродвигателя вентилятора
- Ремонт радиатора печки
- Почему дует холодом на лобовые стекло
- Регулировка заслонки (2 метод)
- Плохой обдув ветрового стекла
- Регулировка системы обдува лобового стекла
- Доработка системы обдува лобового стекла ВАЗ-2113 (2114, 2115)
- Плохой обдув лобового стекла ВАЗ-2107
- Решаем проблему
- Почему печка не работает или не нагревает воздух
- Что делать, если не греет печка на ВАЗ-2114
- Система отопления ВАЗ-2114
- Управление печкой
- Причины снижения эффективности работы
- Обслуживание отопителя
- Как исправить печку, если она дует холодным воздухом?
- Почему дует холодом на лобовые стекло
- Плохой обдув ветрового стекла
- Регулировка системы обдува лобового стекла
- Доработка системы обдува лобового стекла ВАЗ-2113 (2114, 2115)
Решаем проблему
Прежде всего, необходимо проверить кран радиатора. Специальный трос открывает и закрывает его. Если его герметичность по какой-то причине ослабла, кран либо вообще не открывается, либо перемещается на несколько миллиметров при повороте рычага. Его нужно будет затянуть заново.
Работоспособность самого радиатора легко проверить, прогрев приводной блок при выключенном вентиляторе. Просто потрогайте рукой впускной и выпускной трубопроводы антифриза.
Добраться до них несложно — необходимо лишь открыть капот.
Часто кран нагревателя летом умудряется, что называется, закиснуть. Поэтому при попытке открыть его, заслонка захлопывается, а на ее месте остается приводной вал. Такой компонент придется полностью заменить на исправный.
Если уровень охлаждающей жидкости очень низкий, это приведет к тому, что радиатор останется относительно холодным. Здесь необходимо найти утечку и восполнить объем охлаждающей жидкости.
Сломанный термостат необходимо заменить на новый, а воздушная пробка устраняется путем прокачки антифриза через систему.
Неисправность ключевого компонента системы отопления можно заподозрить только тогда, когда теплый воздух вообще перестает поступать в салон. Если поток ограничен только в нескольких направлениях, то, скорее всего, это локальный дефект.
Решение проблем
Теперь поговорим о том, как устранить возникающие неполадки, устранить неисправности и восстановить нормальную работу нагревателя.
Каждое подразделение требует отдельного рассмотрения.
Неисправный двигатель
Не регулируется температура
Если температура воздушного потока не регулируется, проблема кроется в регуляторе или дросселе, либо не работает датчик температуры на потолке внутри кабины.
Чтобы проверить, поверните регулятор до упора вправо и подставьте руку под поток воздуха. Если теплый воздух дует только тогда, когда регулятор находится в положении максимального нагрева, замените датчик. Если это не поможет, замените контроллер. Если тепло появляется при других положениях регулятора, датчик не виноват.
Почему дует холодом на лобовые стекло
Специальная заслонка регулирует подачу теплого воздуха в этой точке. Он перемещается с помощью троса, который очень часто натягивается в ВАЗе. Это, в свою очередь, приводит к тому, что сама заслонка открывается не полностью. В этой ситуации в автомобиль будет поступать воздух непосредственно с улицы, т.е. холодный воздух.
Понимая принцип работы системы отопления ВАЗ-2114, несложно найти, в чем проблема. Но даже опытному автомобилисту потребуется достаточно времени для его устранения. Дело в том, что отопитель находится непосредственно за панелью, расположенной в переднем салоне, рядом с рулевым колесом — устранение неисправности требует его демонтажа.
Неисправность кабеля наиболее очевидна, когда терморегулятор повернут вниз (т.е. влево).
Ремонт нагревателя довольно прост. Действуйте в таком порядке:
- крышка снимается под рулевым колесом с левой стороны;
- Он расположен возле самого троса педали акселератора и его крепления;
- снимите зажим кабеля;
- Затяните кабель так, чтобы он не провисал;
- закрепите его тем же зажимом;
- Переместите рычаги управления дроссельной заслонкой (слева направо до упора и наоборот);
- Регулятор петуха установлен на максимум.
Затем включается зажигание, и из отверстий, которые ранее были закупорены, начинает выходить довольно горячий воздух. Практика показывает, что эти манипуляции помогают избавиться от проблемы практически во всех случаях.
Тем не менее, владельцы автомобилей иногда отмечают, что, хотя терморегулятор теперь работает гораздо лучше, чем раньше, воздух по-прежнему горячий, а не теплый. Кроме того, при его перемещении в левую сторону из дефлекторов дует холодный поток, несмотря на работающий обогреватель. Проблема в том, что вышеупомянутый контроллер управляет не только краном, но и заслонкой, которая препятствует проникновению наружного воздуха.
Чтобы устранить эту неприятность, необходимо отсоединить вышеупомянутый провод заслонки от регулятора отопления. Это делается следующим образом:
- снимите крышку с правой стороны рулевой колонки;
- найдите привод регулятора (он имеет 2 кабеля);
- отсоедините ту, что справа;
- затяните вытянутый трос так, чтобы дроссель переместился в положение максимального обогрева гостиной;
- Лишняя деталь отрезается при фиксации в прежнем положении с запасом не более полутора сантиметров.
После этого радиатор должен быть полностью готов к работе, а регулировка температуры должна быть легкой и комфортной.
Прежде чем говорить о том, почему не работает обдув лобового стекла, давайте рассмотрим принцип работы и устройство этой системы. Конструктивно система вентиляции и отопления моделей ВАЗ семейства «Самара» организована таким образом, что воздух в салон подается через щели в верхней части приборной панели, центральные и боковые форсунки, отверстия для обогрева ног и через опущенное стекло двери. Для увеличения потока воздуха в системе предусмотрен вентилятор.
Необходимый инструмент
Владение любым отечественным автомобилем предполагает наличие базового набора инструментов, которые могут понадобиться для самостоятельного ремонта. Набор гаечных ключей, плоскогубцы, отвертки — наличие всего этого поможет вам устранить большинство неисправностей ВАЗ 2114. Для устранения проблемы холодного воздуха на лобовом стекле вам понадобится следующий перечень инструментов:
- Отвертка с плоской головкой и крестообразная отвертка;
- Плоскогубцы;
- Новые хомуты для шлангов;
- Если у вас повреждена заслонка и клапан радиатора, новые запасные части.
Если существует несколько причин, по которым нагреватель не работает, при поиске неисправностей следует иметь под рукой дополнительный инструмент. Сам отопитель салона расположен под приборной панелью, которая на ВАЗ 2114 снимается с помощью отвертки. Для более детального понимания проблемы важно рассмотреть некоторые из основных причин неисправности вентиляционной системы.
Чистка и промывка радиатора печки ВАЗ 2114/15
Улучшить работу нагревателя можно путем его очистки и промывки. Процедура может быть выполнена без демонтажа радиатора или с ним. В первом случае необходимо снять впускной и выпускной патрубки радиатора и залить в радиатор промывочный раствор. Таким раствором может быть лимонная кислота, средство для чистки сантехники (например, Kret) и т.д. Затем мы промываем радиатор проточной водой и доливаем охлаждающую жидкость.
Лучший способ очистки радиатора — снять его с автомобиля. Это позволит вам промыть его не только изнутри, но и снаружи — удалить загрязнения между ячейками радиатора. Ополаскивание обычно производится проточной водой.
Если после этих процедур работа радиатора не улучшилась, радиатор следует заменить.
Ваз 2115 не работает заслонка обдува лобового стекла
Его снимают, разбирают и чистят, а фрикционные элементы смазывают. Если подшипники сильно изношены, двигатель будет не свистеть, а гудеть. В этой ситуации смазка может не помочь, и двигатель следует заменить.
Из печки идёт пар
Из радиатора иногда выходит пар. Это происходит из-за негерметичности радиатора отопителя. Вытекающая охлаждающая жидкость будет контактировать с горячим корпусом радиатора, быстро испаряться, и в салоне появится запах охлаждающей жидкости. Чтобы устранить проблему, снимите нагреватель и замените теплообменник.
Иногда белые пары выходят из-под капота и попадают в салон. Это происходит из-за попадания охлаждающей жидкости на горячий коллектор или нижнюю часть выхлопной системы. В этом случае необходимо найти и устранить место утечки.
Важно Если рычаг по какой-либо причине ослаблен, заправочный кран не откроется или при повороте рычага сдвинется лишь на несколько миллиметров. Его нужно будет затянуть заново.
Проверить работоспособность самого радиатора легко, прогрев приводной блок при неработающем вентиляторе.
Примечание Достаточно слегка прикоснуться рукой к трубкам подвода и отвода антифриза.
Добраться до них несложно — достаточно открыть капот.
Часто радиаторный кран летом, как говорится, закисает. Поэтому, когда вы пытаетесь открыть его, заслонка захлопывается, а приводной вал остается на своем месте.
Такой компонент необходимо будет полностью заменить на исправный.
Если уровень охлаждающей жидкости очень низкий, это приводит к тому, что радиатор остается относительно холодным.
Лучше всего делать это постепенно.
После завершения регулировки натяжения троса установите панель на место в обратном порядке.
Ваз 2115 не работает заслонка обдува лобового стекла автомобиля
Далее оценивается пригодность электродвигателя к использованию.
Для этого питание от батареи подается непосредственно на ее контакты. Если электродвигатель начинает работать на максимальной скорости, он неисправен.
В противном случае его необходимо будет отремонтировать или заменить.
Поток воздуха регулируется резистором, который имеет две катушки с сопротивлением 0,82 Ом и 0,23 Ом. В первом режиме ток протекает через обе катушки, во втором — только через катушку с сопротивлением 0,23 Ом, а в третьем — в обход катушек, т.е. без сопротивления.
Если резистор неисправен, вентилятор будет работать только в третьем режиме на максимальной скорости (ручка в крайнем правом положении).
Ваз 2115 не работает заслонка обдува лобового стекла ваз
- Внутри открутите четыре винта, крепящие металлическую конструкцию.
- Электронный модуль управления, расположенный под консолью, снимается.
- Для доступа к нагревателю перегородка поднимается вверх.
- Чтобы предотвратить утечку охлаждающей жидкости на пол, подложите под патрубки отопителя несколько тряпок и промасленную ткань.
- Ослабив хомуты, фиксирующие патрубки радиатора, натяните шланги.
- Слейте оставшуюся охлаждающую жидкость из радиатора в подготовленную ранее емкость.
- Радиатор отопителя снимается со своего места.
- : Демонтаж отопителя ВАЗ 2114
Замена и подключение печки
Установка нового радиатора отопителя выполняется в обратном порядке. При сборке резиновых шлангов рекомендуется обработать их герметиком.
При подключении электрических разъемов используйте маркировку, показанную при демонтаже.
После сборки система заполняется охлаждающей жидкостью. После ослабления хомута снимите шланг с дроссельной заслонки для предотвращения воздушной пробки.
Медленно залейте антифриз в расширительный бачок, следя за отсоединенным шлангом. Как только охлаждающая жидкость вытечет, наденьте шланг обратно на муфту и затяните хомут.
Если все было сделано правильно, эксплуатация нагревателя будет бесперебойной.
Ремонт электродвигателя вентилятора
Если электродвигатель вышел из строя, его необходимо сначала разобрать, а затем определить целесообразность ремонта. Необходимо оценить состояние щеток, якоря, обмоток и изоляции проводов.
Область контакта щеток с якорем можно очистить наждачной бумагой.
Выберите трос с правой стороны и затяните его так, чтобы дроссель переместился в положение максимального нагрева. Затем согните кабель в месте крепления. Теперь дроссель всегда будет находиться в этом положении.
Перекусите кабель кусачками, оставив 15 мм лишней длины. В противном случае излишняя длина будет мешать движению двигателя.
После такой модификации во все воздуховоды будет поступать поток теплого воздуха, а температура будет плавно регулироваться в любом положении рычага.
Ремонт радиатора печки
Если обнаружены механические повреждения, радиатор отопителя обычно заменяется на новый.
Однако некоторые автовладельцы пытаются устранить трещины и пробоины путем пайки. Медный нагреватель относительно легко паяется, и его гораздо легче ремонтировать, чем алюминиевый.
Для ремонта алюминиевого теплообменника потребуется специальный флюс и оловянный припой, а также мощный паяльник. Поврежденный участок сначала очищается от грязи и обезжиривается. Затем флюс и припой наносятся с помощью паяльника.
Здесь необходимо найти утечки и пополнить объем охлаждающей жидкости.
Неисправный термостат необходимо заменить на новый, а воздушную пробку устранить, прокачав через систему антифриз.
Неисправность ключевого компонента системы отопления можно заподозрить только тогда, когда теплый воздух вообще перестает поступать в салон. Если его подача ограничена только в нескольких направлениях, наиболее вероятны локальные сбои.
Почему дует холодом на лобовые стекло
Специальная заслонка регулирует подачу горячего воздуха в этой точке.
Он приводится в движение тросом, который на ВАЗах вообще часто растягивается. Это, в свою очередь, приводит к тому, что сама заслонка открывается не полностью.
При использовании некачественной охлаждающей жидкости камеры радиатора могут засориться. Проблема решается промывкой или заменой теплообменника. Причина промывки зависит от степени загрязнения.
- Установка неисправного радиатора. Дефектное изделие может иметь неправильно спаянные соты. Радиатор следует заменить.
- Низкое давление в системе охлаждения. Если теплоотдача увеличивается при более высоких скоростях, насос необходимо заменить.
- Низкий уровень охлаждающей жидкости. Проверьте уровень и при необходимости долейте.
- Повреждение крыльчатки вентилятора отопителя. Рабочее колесо тщательно проверяется и заменяется при наличии механических повреждений.
- Фильтр пассажирского отсека загрязнен. Если она сильно загрязнена, производительность двигателя недостаточна для нагнетания теплого воздуха в салон. Фильтр заменяется на новый.
- Повреждение прокладки головки блока цилиндров.
Рычаг управления клапаном радиатора должен быть повернут до упора вправо. Тогда из боковых отверстий на ветровом стекле будет выдуваться теплый поток, а не холодный, как раньше. Этот способ регулировки, к сожалению, не дает 100% результата, вы все равно можете лучше отрегулировать отопление салона вторым способом.
Регулировка заслонки (2 метод)
Через некоторое время заслонки отопителя были сдвинуты влево, вместо потока теплого воздуха ветер выдувает холодный воздух из боковых отверстий. Это связано с тем, что рычаг управляет не только клапаном отопителя, но и заслонкой, которая открывает доступ холоду снаружи, а он, минуя отопитель, проникает в салон автомобиля.
Плохой обдув ветрового стекла
Одной из проблем вентиляции и отопления в моделях ВАЗ является плохая вентиляция лобового стекла. Многие владельцы, жалуясь на недостаток конструкции, пытаются внести изменения или обращаются за помощью в сервисные центры. Однако в большинстве случаев при плохом обдуве ветрового стекла проблема кроется не в каком-либо изъяне, а в элементарной регулировке.
Практика показывает, что плохой обдув лобового стекла в первую очередь связан с работой затвора. Точнее говоря, все неисправности вызваны тем, что трос управления закрылками ослаб или сошел с рычага. Его нужно просто подтянуть или заново закрепить.
Регулировка системы обдува лобового стекла
Как мы уже говорили выше, для того чтобы убедиться, что ветровое стекло Калины или другой модели ВАЗ обдувается правильно, необходимо сначала проверить натяжение троса управления заслонкой. Для этого сначала снимите левую крышку приборной панели, открутив сначала все крепежные винты.
Если мы видим, что натяжение троса недостаточно для полного закрытия дроссельной заслонки, его нужно немного укоротить. Нам понадобятся шило и плоскогубцы. Сначала снимите кронштейн. На его краях имеются полукруглые вырезы, вставьте в один из них шило и осторожно выньте из него конец кабеля. Затем с помощью кусачек откусите один виток, а затем открутите оставшуюся часть. После этой процедуры наденьте конец кабеля обратно.
Мы проводим проверку продувки лобового стекла, чтобы убедиться в правильности работы. Включите нагреватель и проверьте обдув. Если поток воздуха слабый и холодный, можно повторить процедуру и перекусить еще один виток кабеля.
Осторожно. Не рекомендуется откусывать одновременно два или более витков конца кабеля управления дроссельной заслонкой. Вы можете переусердствовать и испортить все впечатление. Лучше всего делать это шаг за шагом.
После завершения регулировки натяжения троса установите панель на место в обратном порядке.
Доработка системы обдува лобового стекла ВАЗ-2113 (2114, 2115)
Почти каждый владелец «Самары» жалуется на неравномерное обдувание лобового стекла. Прежде всего, было осознано, что центральные воздуховоды (из торпедо) подают горячий воздух на лобовое стекло, а боковые форсунки — холодный поток. Эта ситуация наиболее очевидна при понижении температуры радиатора и перемещении рычага управления влево.
Как правило, эта проблема не решается в сервисах. Мастера говорят, что это принцип системы. Однако вы можете исправить это самостоятельно.
Сначала снимите крышку торпеды, которая установлена с левой стороны. Рядом с педалью акселератора находится трос управления дроссельной заслонкой, закрепленный зажимом. Ослабьте зажим и потяните кабель вниз. Затем закрепите кронштейн и установите правый рычаг управления дроссельной заслонкой влево до упора, а левый рычаг управления дроссельной заслонкой вправо до упора. При этом теплый воздух из боковых вентиляционных отверстий будет поступать на ветровое стекло.
Однако желаемый контроль температуры ветрового стекла будет достигаться не во всех режимах. Если переместить рычаг влево, то в определенном положении холодный воздух все равно будет всасываться. Это происходит потому, что рычаг одновременно управляет заслонкой и клапаном отопителя. Заслонка, в свою очередь, открывает поток холодного воздуха.
Чтобы этого не произошло, необходимо отсоединить кабель управления заслонкой. Для этого сначала снимите крышку перегородки с правой стороны и найдите двигатель термостата. К нему подключены два кабеля. Выберите кабель с правой стороны и затяните его так, чтобы заслонка переместилась в положение максимального нагрева.
Затем согните кабель в месте крепления. Теперь дроссельная заслонка всегда будет находиться в этом положении. Откусите кабель кусачками, оставив 15 мм лишней длины. В противном случае излишняя длина будет мешать движению двигателя. После этой модификации поток теплого воздуха будет поступать во все вентиляционные каналы, а температура может плавно регулироваться в любом положении рычага.
Плохой обдув лобового стекла ВАЗ-2107
Недостатки системы вентиляции и отопления ВАЗ-2107 известны каждому владельцу. Многие умельцы вместо обычного электродвигателя, который используется в системе вентиляции и отопления ВАЗ-2108, устанавливают более мощный двигатель. Однако такая модификация малоэффективна.
Чтобы добиться желаемого результата, специалисты рекомендуют переделать полностью штатный отопитель, установив не только электродвигатель 08, но и «волютный» узел. Для этого необходимо модифицировать нижнюю часть радиатора, чтобы в нее можно было установить волюту. Однако эта процедура довольно сложна и занимает много времени. При желании в интернете можно найти подробное описание, как переделать обдув лобового стекла ВАЗ-2107 своими руками.
Одной из причин недостаточного обдува ветрового стекла может быть неплотное закрытие нижнего кожуха вентилятора. В этом случае часть воздушного потока направляется вниз к грелке для ног. Для устранения этой проблемы следует установить небольшой зажим. Например, используемые в производстве мебели. Также можно установить транцевый замок. Для этого просверлите отверстие под винт диаметром до 5,0 мм в нижнем углу крышки вентилятора, где находится рычаг крышки. Закрепите болт гайкой. Просверлите аналогичное отверстие в рычаге крышки. Это небольшое изменение позволит надежно зафиксировать крышку в закрытом положении.
Решаем проблему
Прежде всего, необходимо проверить клапан радиатора. Специальный трос открывает и закрывает его. Если его герметичность по какой-то причине ослабла, при повороте рычага рычаг либо не открывается совсем, либо перемещается на несколько миллиметров. Его нужно будет затянуть заново.
Работоспособность самого радиатора легко проверить, прогрев приводной блок при выключенном вентиляторе. Просто потрогайте рукой впускной и выпускной трубопроводы антифриза.
Добраться до них несложно — необходимо лишь открыть капот.
Часто кран нагревателя летом умудряется, что называется, закиснуть. Поэтому при попытке открыть его, заслонка захлопывается, а на ее месте остается приводной вал. Такой компонент придется полностью заменить на исправный.
Если уровень охлаждающей жидкости очень низкий, это приведет к тому, что радиатор останется относительно холодным. Здесь необходимо найти утечку и восполнить объем охлаждающей жидкости.
Сломанный термостат необходимо заменить на новый, а воздушная пробка устраняется путем прокачки антифриза через систему.
Неисправность ключевого компонента системы отопления можно заподозрить только тогда, когда теплый воздух вообще перестает поступать в салон. Если его подача ограничена только в нескольких направлениях, наиболее вероятны локальные сбои.
Почему печка не работает или не нагревает воздух
Если нагреватель неисправен, он либо вообще не работает, либо работает, но воздух не нагревается. В первом случае сначала проверьте проводку вентилятора, начиная с предохранителя F7. Если предохранитель перегорел, замените его. Затем проверьте реле, которое может не включаться с первого раза или включаться только при прогретом двигателе. В этом случае замените реле на новое.
Далее оценивается электродвигатель. Для этого питание от аккумулятора подключается непосредственно к его клеммам. Если электродвигатель начинает работать на максимальной скорости, значит, он пригоден к эксплуатации. Если нет, его необходимо отремонтировать или заменить.
Поток воздуха регулируется резистором, который имеет две катушки с сопротивлением 0,82 Ом и 0,23 Ом. В первом режиме ток протекает через обе катушки, во втором — только через катушку с сопротивлением 0,23 Ом, а в третьем — в обход катушек, т.е. без сопротивления. Если резистор неисправен, вентилятор будет работать только в третьем режиме на максимальной скорости (ручка в крайнем правом положении). Проблема может быть решена путем замены резистора, который расположен со стороны водителя над педалью акселератора.
Если резистор неисправен, вентилятор отопителя сможет работать только на максимальной скорости.
Если в салон дует холодный воздух, причина может быть в следующем:
- Воздушный замок. Это может быть связано с заменой охлаждающей жидкости, утечкой в системе или недостаточным количеством охлаждающей жидкости в системе. Чтобы устранить воздушную пробку, снимите патрубок радиатора, заполните его до максимального уровня с помощью лейки и установите шланг на место. Когда двигатель работает, охлаждающая жидкость под давлением вытесняет оставшийся воздух из системы.
- Заедание клапана радиатора. Это происходит, если кран изначально был открыт не до конца и в процессе эксплуатации на внутренней поверхности образовался окисел или накипь, препятствующие нормальной циркуляции жидкости. Вы можете попытаться открыть его плоскогубцами или сразу же заменить его на новый.
- Засорился радиатор отопителя. При использовании некачественной охлаждающей жидкости камеры радиатора могут засориться. Проблема может быть решена путем промывки или замены теплообменника. Целесообразность промывки зависит от степени загрязнения.
- Установка неисправного радиатора. Дефектное изделие может иметь неправильно спаянные соты. Радиатор следует заменить.
- Низкое давление в системе охлаждения. Если теплопроизводительность увеличивается при более высоких скоростях, насос необходимо заменить.
- Низкий уровень охлаждающей жидкости. Проверьте уровень и при необходимости долейте.
- Повреждение крыльчатки вентилятора отопителя. Рабочее колесо тщательно проверяется и заменяется при наличии механических повреждений.
- Фильтр пассажирского отсека загрязнен. Если она сильно загрязнена, производительность двигателя недостаточна для нагнетания теплого воздуха в салон. Фильтр заменяется на новый.
- Повреждение прокладки головки блока цилиндров. Если пробита прокладка головки блока цилиндров, из выхлопной трубы выходит белый дым. Проблему можно решить, сняв головку блока цилиндров и заменив прокладку.
Если отопитель засорен, теплый воздух перестанет поступать в салон.
Читайте также: Выясняем, почему не работает омыватель лобового стекла ВАЗ 2114
Что делать, если не греет печка на ВАЗ-2114
В целях оптимизации производства автомобилей и снижения затрат для моделей разных семейств АвтоВАЗ использует одни и те же компоненты. Примером такой сборки является печка автомобиля ВАЗ-2114, относящегося к семейству «Самара-2». В конструкции этого автомобиля система отопления заимствована у моделей первого семейства «Самара» — ВАЗ-2108-21099.
Отопитель ВАЗ-2114 — встроенный, с отводом тепла от системы охлаждения двигателя и принудительной циркуляцией воздуха. Конструктивно отопление салона в этом автомобиле простое, что положительно сказывается на надежности системы.
Система отопления ВАЗ-2114
Отопление кабины ВАЗ-2114 состоит из следующих компонентов:
- радиатор с соединениями;
- запорный клапан;
- тело;
- воздушные каналы;
- демпферы;
- вентилятор;
- блок управления.
Нагрев воздуха, вдуваемого в салон, осуществляется путем прохождения воздушного потока через теплообменник — сотовый радиатор, — по которому циркулирует охлаждающая жидкость, нагретая двигателем.
В отопителе ВАЗ-2114 предусмотрена возможность отключения антифриза в радиаторе отопителя, поэтому система отопления отключается (летом). Подача прекращается посредством врезки крана в патрубок подачи охлаждающей жидкости к радиатору отопителя.
Нагреватель установлен в кожухе радиатора. Помимо размещения нагревательных элементов, кожух предотвращает рассеивание и направляет воздушный поток.
Корпус отопителя соединен с воздуховодами, которые направляют поток нагретого воздуха к передним и боковым стеклам, в центр салона и к ногам водителя и переднего пассажира. На концах воздуховодов, идущих к боковым окнам, и в центре салона установлены дефлекторы для направления воздушного потока.
Распределение воздушного потока по зонам обеспечивается заслонками, установленными в корпусе. В конструкции отопителя ВАЗ 21-14 предусмотрены три заслонки:
- Заслонка управления отопителем. Он перенаправляет поток воздуха через радиатор (при включенном отопителе) или обходит его (система находится в режиме вентиляции салона).
- Воздушная заслонка в области ветрового стекла.
- Дроссель, перенаправляющий теплый воздух в пространство для ног или боковые окна и салон.
Заслонки и клапан отопителя активируют систему отопления кабины и управляют потоком воздуха, выбирая зону, в которую должен подаваться воздух.
Вентилятор, встроенный в конструкцию нагревателя, создает воздушный поток. Реостаты в цепи питания двигателя вентилятора дают устройству три режима работы, в которых вентилятор вращается с разной скоростью.
В отличие от систем отопления автомобилей классического семейства — ВАЗ-2101-2107, вентилятор в ВАЗ-2114 нагнетает воздух в корпус отопителя, а не всасывает его, что повышает эффективность подачи воздуха. Поэтому этот блок был установлен не внутри корпуса, а поверх него. Доступ к вентилятору стал проще, так как на ВАЗ-2114 он расположен в пространстве под капотом, в нише возле капота двигателя.
Управление печкой
Управление заслонками и кранами на ВАЗ-2114, как и на ВАЗ-2109, остается механическим и дистанционным. Блок управления отопителем на этом автомобиле представляет собой три ползунка (рычага) и ручку для выбора режима работы вентилятора. Заслонки соединены проводами с клапаном нагревателя и заслонками. Для управления отопителем водитель перемещает заслонки, воздействуя на заслонки и кран.
Механизм управления отопителем ВАЗ-2114 реализован интересным образом:
- Нижняя заслонка соединена тросами одновременно с краном и основной заслонкой. При перемещении в крайнее левое положение кран открывается, и заслонка подает теплый воздух в салон через отопитель — отопитель находится в режиме обогрева. Перемещение ползунка в крайнее правое положение закрывает кран, и заслонка направляет воздух в обход радиатора — система отопления работает в режиме вентиляции.
- Верхняя левая заслонка отвечает за направление воздуха к каналам обогрева пространства для ног или боковых стекол и обогрева салона (центральный дефлектор).
- Правая верхняя заслонка соединена воздуховодом с воздухозаборником в области ветрового стекла.
Слева от ползунков находится ручка переключения вентиляторов. Блок управления расположен в центре консоли, под центральным дефлектором, для легкого доступа.
Стоит отметить, что отопитель ВАЗ-2114 не имеет режима закрытого обдува салона, который можно встретить на том же ВАЗ-2107. Учитывая, что отопитель ВАЗ-2114 работает только принудительно (с помощью вентилятора), необходимость в режиме закрытого обдува отпадает.
Причины снижения эффективности работы
Несмотря на простоту конструкции, проблемы с отопителем ВАЗ-2114 возникают часто. В основном, они связаны со снижением эффективности системы отопления — обогреватель плохо нагревает воздух, дуя холодным или чуть теплым воздухом.
Причины плохой работы нагревателя могут быть общими (нагрев плохой при любых настройках регулятора), или при работе в определенном режиме, например, на холостом ходу.
Или, например, холодный или чуть теплый воздух дует только на боковые стекла, в то время как в других режимах отопитель работает нормально.
Частыми причинами неработающего нагревателя являются:
- радиатор отопителя засорен или в нем имеется воздушная пробка;
- При включении режима обогрева заслонка отопителя неплотно прилегает к кузову, в результате чего поток воздуха обходит радиатор и поступает в салон холодным;
- кран открывается не до конца — это одна из основных причин неисправности нагревателя;
- Зазоры в соединениях между кузовом и воздуховодами, вызывающие сильное рассеивание воздушного потока.
Определить причину общего снижения эффективности системы отопления несложно. Чтобы определить, почему не греет отопитель на автомобиле ВАЗ — 2114, снимите боковые декоративные панели с центральной консоли, затем прогрейте двигатель и включите отопитель на максимальную мощность.
После этого проверьте линию подачи антифриза к радиатору печки до и после крана. Одинаковая температура трубы с обеих сторон указывает на то, что клапан работает и проблема заключается в нагревателе.
Если труба за клапаном менее теплая, клапан заклинило или он открывается не полностью.
Затем определите температуру на входном и выходном патрубках радиатора. Если теплообменник не засорен и в нем нет засора, температура выходной трубы будет ниже температуры входной трубы. Но если выходной патрубок холодный — антифриз не циркулирует в радиаторе, что указывает на воздушную пробку (засор) или засорение.
Частой причиной выхода из строя отопителя ВАЗ-2114 является фреттинг и люфт ползуна. Это гарантирует, что даже при переводе в крайние положения тросы не вызовут остановку подъемника и жалюзи (подъемник остается призакрытым, а жалюзи не перекрывают каналы воздушного потока). Проблему можно решить, просто выполнив регулировку и немного укоротив кабели.
Проблема недостаточного нагрева одной из зон вызвана неисправностью в управлении жалюзи. Это связано с тем же износом ползунов, рычаги ползунов западают, а оси ползунов выскакивают из своих мест в корпусе, сопровождаясь щелчками.
Помимо плохого прогрева, владельцы ВАЗ-2114 сталкиваются с падением интенсивности воздушного потока. Это происходит в результате рассеивания воздуха через щели в стыках шасси и воздуховодов, захламления последних — многие владельцы не устанавливают салонный фильтр, поэтому листья попадают в воздуховоды и мешают воздушному потоку.
Обслуживание отопителя
Чтобы зимой хорошо прогревался отопитель вашего ВАЗ-2114, проводите техническое обслуживание отопителя до наступления холодов:
- Снимите его с автомобиля.
- Разберите и очистите его.
- Проверьте пригодность заслонок, уплотните концы прокладками.
- Уплотните стыки герметиком.
- Промойте радиатор.
- После сборки отрегулируйте направляющие троса таким образом, чтобы при перемещении заслонок заслонки и клапан находились в своих конечных положениях.
Этих мер достаточно для того, чтобы зимой система отопления работала должным образом, обеспечивая тепло в салоне.
В заключение хотелось бы отметить, что вышеперечисленные причины неисправности обогревателя, но он все равно работает. Но также этот блок может сломаться, и тогда нагреватель выйдет из строя и полностью прекратит работу. Такими причинами являются: неисправность радиатора, утечки в местах соединения трубопроводов, неисправность вентилятора (обрыв цепи, кончился или перегорел мотор).
Как исправить печку, если она дует холодным воздухом?
Образовавшаяся воздушная пробка в радиаторе вряд ли исчезнет сама по себе — радиатор имеет узкие трубки, и антифриз не имеет достаточного давления, чтобы устранить воздушную пробку.
Это можно сделать следующим образом:
- прогрейте двигатель, но только до той степени, когда ремонт можно выполнить вручную, не обжигая рук — существует серьезный риск получения травмы;
- ослабьте хомут на шланге, подсоединенном к нагревателю;
- осторожно извлечь его из трубки, но только до тех пор, пока не образуется небольшой зазор, чтобы избавиться от образовавшейся пробки.
Неисправный кран также может ухудшить отопление. Причина в том, что его давно нужно было заменить, потому что он поврежден или засорен. Проверяется впускной шланг — выходящий из радиатора печки, если причина именно в этом — холодный воздух поступает в салон вместо теплого.
Если он не работает, он нагревается, но выходной шланг остается холодным. Если открыть кран вручную невозможно, следует установить новый.
Если вы обнаружите, что клапан все еще цел, есть опасность, что радиатор засорен накипью. Это указывает на необходимость его замены.
Если кран не открывается, вероятно, проблема с кабельным приводом, так как работа крана зависит от этого типа привода. Ослабленный кабель, который со временем удлиняется и изнашивается, не позволит крану открыться даже в положении «открыто» или откроет его лишь слегка.
Почему дует холодом на лобовые стекло
Специальная заслонка регулирует подачу теплого воздуха в этой точке. Он перемещается с помощью троса, который очень часто натягивается на ВАЗах. Это, в свою очередь, приводит к тому, что сама заслонка открывается не полностью. В этой ситуации воздух будет поступать в автомобиль непосредственно с улицы, т.е. холодный.
Понимая принцип работы системы отопления ВАЗ-2114, несложно найти, в чем проблема. Но даже опытному автомобилисту потребуется достаточно времени для его устранения. Дело в том, что отопитель находится непосредственно за панелью, расположенной в переднем салоне, рядом с рулевым колесом — устранение неисправности требует его демонтажа.
Повреждение кабеля наиболее очевидно, когда регулятор температуры повернут вниз (т.е. влево).
Ремонт радиатора обычно довольно прост. Действуйте следующим образом:
- снимите крышку под рулевым колесом с левой стороны;
- найдите трос и его крепление возле педали акселератора;
- снимите зажим кабеля;
- затяните кабель так, чтобы он не провисал;
- закрепите его тем же зажимом;
- переместите рычаги управления дроссельной заслонкой (слева направо до упора и наоборот);
- Регулятор петуха установлен на максимум.
Затем включается зажигание, и из отверстий, которые ранее были закупорены, начинает выходить довольно горячий воздух. Практика показывает, что эти манипуляции помогают избавиться от проблемы практически во всех случаях.
Тем не менее, владельцы автомобилей иногда отмечают, что, хотя терморегулятор теперь работает гораздо лучше, чем раньше, воздух по-прежнему горячий, а не теплый. Кроме того, при его перемещении в левую сторону из дефлекторов дует холодный поток, несмотря на работающий обогреватель. Проблема в том, что вышеупомянутый контроллер управляет не только краном, но и заслонкой, которая препятствует проникновению наружного воздуха.
Чтобы устранить эту неприятность, необходимо отсоединить вышеупомянутый провод заслонки от регулятора отопления. Это делается следующим образом:
- снимите крышку с правой стороны рулевой колонки;
- найдите привод регулятора (он имеет 2 кабеля);
- отсоедините ту, что справа;
- затяните вытянутый трос так, чтобы дроссель переместился в положение максимального обогрева гостиной;
- Лишняя деталь отрезается при фиксации в прежнем положении с запасом не более полутора сантиметров.
После этого радиатор должен быть полностью готов к работе, а регулировка температуры должна быть легкой и комфортной.
Прежде чем говорить о том, почему не работает обдув лобового стекла, давайте рассмотрим принцип работы и устройство этой системы. Конструктивно система вентиляции и отопления моделей ВАЗ семейства «Самара» организована таким образом, что воздух в салон подается через щели в верхней части приборной панели, центральные и боковые форсунки, отверстия для обогрева ног и через опущенное стекло двери. Для усиления воздушного потока предусмотрен вентилятор.
Предупреждение. Некоторые модели Samara оснащались отопителем серии 2108-1. Эта система отличается почти горизонтальным расположением радиатора и иным распределением воздушных потоков. При промежуточном положении заслонки поток горячего воздуха подается снизу. Это приводит к тому, что теплый воздух поступает к ногам, а более холодный — к окнам.
Особенности конструкции
Электрический двигатель. Двигатель коллектора вентилятора работает от постоянного тока; более подробную информацию об электрических вентиляторах см. на сайте. Скорость вентилятора регулируется четырехпозиционным регулятором на приборной панели. Скорость вращения двигателя изменяется путем подключения или отключения дополнительных резисторов. Если двигатель включен напрямую (без резисторов), скорость будет максимальной. Двигатель не подлежит ремонту и в случае выхода из строя заменяется вместе с колесом вентилятора. Единственное, что можно сделать в рамках обслуживания двигателя, это, возможно, очистить коллектор.
Плохой обдув ветрового стекла
Одной из проблем системы вентиляции и отопления на моделях ВАЗ является плохой обдув ветрового стекла. Многие владельцы, жалуясь на недостаток конструкции, пытаются внести исправления или обращаются в сервис. Однако в большинстве случаев при плохом обдуве ветрового стекла проблема кроется не в каком-либо изъяне, а в элементарной регулировке.
Практика показывает, что плохой обдув лобового стекла в первую очередь связан с работой затвора. Точнее говоря, все неисправности вызваны тем, что трос управления закрылками ослаб или сошел с рычага. Его нужно просто подтянуть или заново закрепить.
Регулировка системы обдува лобового стекла
Как мы уже говорили выше, для того, чтобы убедиться, что ветровое стекло Калины или другой модели ВАЗ обдувается правильно, необходимо сначала проверить натяжение троса управления заслонкой. Для этого сначала снимите левую крышку приборной панели, открутив сначала все крепежные винты.
Если мы видим, что натяжение троса недостаточно для полного закрытия дроссельной заслонки, его нужно немного укоротить. Нам понадобятся шило и плоскогубцы. Сначала снимите кронштейн. На его краях имеются полукруглые вырезы, вставьте в один из них шило и осторожно выньте из него конец кабеля. Затем с помощью кусачек откусите один виток, а затем открутите оставшуюся часть. Затем закрепите конец кабеля.
Мы проводим тест на обдув ветрового стекла, чтобы убедиться в правильности работы. Включите нагреватель и проверьте продувку. Если поток воздуха слабый и холодный, можно повторить процедуру и откусить еще один виток конца кабеля.
Осторожно. Не рекомендуется откусывать одновременно два или более витков конца кабеля управления дроссельной заслонкой. Вы можете переусердствовать и испортить все впечатление. Лучше всего делать это шаг за шагом.
После завершения регулировки натяжения троса установите панель на место в обратном порядке.
Доработка системы обдува лобового стекла ВАЗ-2113 (2114, 2115)
Почти каждый владелец «Самары» жалуется на неравномерное обдувание лобового стекла. Прежде всего, было осознано, что центральные воздуховоды (из торпедо) подают горячий воздух на лобовое стекло, а боковые форсунки — холодный поток. Эта ситуация наиболее очевидна при понижении температуры радиатора и перемещении рычага управления влево.
Как правило, эта проблема не решается в сервисах. Мастера говорят, что это принцип системы. Однако вы можете исправить это самостоятельно.
Сначала снимите крышку торпеды, которая установлена с левой стороны. Рядом с педалью акселератора находится трос управления дроссельной заслонкой, закрепленный зажимом. Ослабьте зажим и потяните кабель вниз. Затем закрепите кронштейн и установите правый рычаг управления дроссельной заслонкой влево до упора, а левый рычаг управления дроссельной заслонкой вправо до упора. При этом теплый воздух из боковых вентиляционных отверстий будет поступать на ветровое стекло.
Однако желаемый контроль температуры ветрового стекла будет достигаться не во всех режимах. Если переместить рычаг влево, то в определенном положении холодный воздух все равно будет всасываться. Это происходит потому, что рычаг одновременно управляет заслонкой и клапаном отопителя. Заслонка, в свою очередь, открывает поток холодного воздуха.
Чтобы этого не произошло, необходимо отсоединить кабель управления заслонкой. Для этого сначала снимите крышку перегородки с правой стороны и найдите двигатель термостата. К нему подключены два кабеля. Выберите кабель с правой стороны и затяните его так, чтобы заслонка переместилась в положение максимального нагрева. Затем согните кабель в месте крепления. Теперь дроссельная заслонка всегда будет находиться в этом положении.
Откусите кабель кусачками, оставив 15 мм лишней длины. В противном случае излишняя длина будет мешать движению двигателя. После этой модификации поток теплого воздуха будет поступать во все вентиляционные каналы, а температура будет плавно регулироваться в любом положении рычага.