Лямбда зонд ВАЗ 2114: принцип действия, устройство, признаки неисправности, где находится

ВАЗ 2114
Содержание
  1. Общие сведения
  2. Артикул и стоимость кислородного датчика и его аналогов
  3. Насколько часто меняют датчик
  4. Порядок действий при возникновении проблем с лямбда-зондом
  5. Где находится датчик кислорода (лямбда-зонд)?
  6. Для двигателя 1,5л
  7. Для двигателя 1,6л
  8. Требуемые инструменты
  9. Ошибки ДК
  10. Как узнать, что датчик неисправен
  11. Лямбда-зонд на автомобилях ВАЗ
  12. Принцип действия
  13. Электрическая проводка
  14. Разъем подключения
  15. Чистка устройства
  16. Замена на новый
  17. Как продлить срок службы лямбда-зонда
  18. Самостоятельная диагностика ЛЗ
  19. Как снять датчик кислорода, если WD-40 не помогает?
  20. Конструкция
  21. Почему датчик ломается
  22. Как устроен датчик кислорода
  23. Можно ли просто отключить датчик?
  24. Назначение
  25. Датчик кислорода ВАЗ-2114: признаки неисправности :
  26. Характеристика
  27. Конструкция
  28. Где расположен?
  29. Инструкция по замене своими руками
  30. Цена вопроса
  31. Расположение
  32. Снятие и установка датчика
  33. Почему выходит из строя?
  34. КИСЛОРОДНЫЙ ДАТЧИК
  35. Как проверить лямбда зонд на ВАЗ 2114 как можно быстрее
  36. Лямбда-зонд: виды и основные составляющие
  37. Диагностика своими руками
  38. Восстановление
  39. Способы обмана электронного блока управления
  40. Подключение датчика кислорода на ВАЗ 2114 в случае, если он вышел из строя
  41. Компьютерная диагностика
  42. Как отремонтировать лямбда зонд

Общие сведения

Кислородный зонд или, как его еще называют, лямбда-зонд, состоит из следующих компонентов:

  • защитный корпус;
  • печать;
  • отрицательный и положительный электроды.

При прохождении через него выхлопные газы нагреваются до 350 градусов. Эта температура увеличивает проводимость электрода из диоксида циркония. Именно это обеспечивает точность показаний. Пока зонд нагревается (т.е. в течение примерно пяти минут) после запуска двигателя, бензин впрыскивается на основании показаний других контрольных устройств.

Артикул и стоимость кислородного датчика и его аналогов

Изначально на автомобиле ВАЗ 2114 установлен оригинальный кислородный датчик, артикул которого 2112385001020. Цена такого лямбда-зонда составляет около 1200-2000 рублей. Чуть позже на автомобиль стали ставить датчик с номером детали 1118038500100. Его стоимость варьируется от 1600 до 2100 рублей. Оба лямбда-датчика полностью взаимозаменяемы.

Датчики из туалетов при поломке автомобиля также доступны в розничной продаже. Их цена начинается от 550 рублей. В этом случае покупка такого лямбда-зонда сравнима с лотереей, так как проверить оставшийся срок службы невозможно. По этой причине многие водители покупают аналоги вместо оригинала. Есть довольно много хороших вариантов по привлекательной цене. В таблице ниже представлены лучшие марки сторонних производителей, которые хорошо работают на автомобилях.

Таблица — Аналоги кислородного датчика на ВАЗ 2114

Производитель Статья Приблизительная стоимость, руб.
Bosch 258005133 1400-2000
Спарта LD16133 1300-1600
Карта дорог 2112385001020 1200-1600
Startvolt VSOS0111 1400-2000
Euroex EX16537 1100-1500

При выборе эквивалента обратите внимание на расположение контактов в клеммной колодке. Если оно отличается, то после установки возникнут неисправности, например, нагреватель не будет работать.

Насколько часто меняют датчик

Датчик необходимо заменить через 80 000 км, как того требует производитель. Фактически, он может прослужить в два раза дольше, если вы

  • регулярное техническое обслуживание и уход за автомобилем;
  • используйте только высококачественное топливо;
  • Отслеживать ошибки в бортовом компьютере и вовремя их исправлять.

Некоторые мастера научились удалять зонд, но допустимо ли это? Простое удаление обходится дороже. Затем компьютер делает приблизительную оценку потребности двигателя в топливе, что приводит либо к увеличению расхода топлива, либо к падению мощности (если подается слишком бедная смесь). Обновление ЭБУ устраняет проблему, но иногда дешевле просто купить новый датчик.

Порядок действий при возникновении проблем с лямбда-зондом

При обнаружении признаков неисправности датчика кислорода не спешите ехать в магазин за новым устройством. Замена лямбда-датчика ВАЗ-2114 — удовольствие не из дешевых. Дело в том, что этот датчик стоит около 2,5 тысяч рублей. Поэтому в начале необходимо:

  • визуально проверьте лямбда-зонд;
  • установить его модификацию (в случае приобретения нового и его последующей замены);
  • проверьте эффективность работы датчика.

Где находится датчик кислорода (лямбда-зонд)?

Для двигателя 1,5л

Лямбда-зонд (номер 11) устанавливается в выхлопной системе на приемной трубе. Он вкручивается сверху, перед резонатором или проставкой (если резонатор отсутствует). Другими словами: поставьте автомобиль на яму и осмотрите всю выхлопную систему на предмет датчика, торчащего вверх. Датчик кислорода — единственный датчик, который встраивается в выхлопную систему — так что вы его не пропустите.

Для двигателя 1,6л

Выхлопная система этого двигателя немного отличается от системы двигателя 1,5 л. Примечание на иллюстрации: для данной выхлопной системы предусмотрено 2 датчика кислорода (номер 2) — оба расположены на каталитическом канале. На этих двигателях устанавливаются как 1, так и 2 кислородных датчика: Евро 2 — 1 кислородный датчик, Евро 3 — 2 кислородных датчика.

Требуемые инструменты

Для замены датчика кислорода на автомобиле ВАЗ 2114 вам понадобятся инструменты, перечисленные ниже.

Таблица — Инструменты для замены датчика кислорода

гаечный ключ гаечный ключ 22″
Отвертка Плоское лезвие и крестовая отвертка
Торцевой гаечный ключ «13» отвертка, «15» гаечный ключ
Проникающая смазка Например, ВД-40
Ткань и металлическая щетка Для очистки загрязненных поверхностей

Для замены датчика кислорода в восьмиклапанном автомобиле ВАЗ 2114 используйте следующий алгоритм.

  • Расположите автомобиль над смотровым окном.
  • Откройте капот.
  • Отсоедините минусовую клемму от аккумулятора.
  • Снимите крышку картера.
  • Отсоедините клеммную колодку.

Разъем

  • Открутите кислородный датчик.

Удаление лямбда-зонда

  • Установите новый кислородный датчик.
  • Соберите все в обратном порядке.
  • Проверьте работу двигателя.

Для замены контрольного кислородного датчика на автомобиле ВАЗ 2114 следуйте приведенным ниже инструкциям.

  • Откройте крышку капота.
  • Отключите напряжение бортовой сети.
  • Снимите крышку обшивки силового агрегата.

Декоративная крышка двигателя

  • Нажмите на защелку на клеммной колодке и отсоедините ее.

Клеммная колодка для отсоединения

  • Открутите кислородный датчик.

Расположение датчика

  • Установите новый лямбда-датчик в обратном порядке.
  • Проверьте двигатель Следующие пошаговые инструкции помогут вам заменить диагностический кислородный датчик.
  • Откройте капот.
  • Отключите сетевое питание.
  • Снимите капот и любые препятствия на пути к датчику.
  • Открутите датчик. Для доступа к нему может потребоваться удлинительный кабель.

Расположение лямбда-датчика

  • Установите новый лямбда-зонд.
  • Выполните сборку в порядке, обратном снятию.
  • Проверьте работу двигателя внутреннего сгорания.

Ошибки ДК

Наличие этих ошибок можно определить по желтой лампочке на панели «check engine» (она может не загораться). Эти ошибки можно считать с помощью бортового компьютера или компьютерной диагностики.

Ошибка P0130 Недопустимый сигнал AC 1
Ошибка P0131 Низкий уровень сигнала преобразователя инжектора 1.
Ошибка P0132 Слишком высокий сигнал датчика угла поворота коленчатого вала 1
Ошибка P0133 Медленный отклик ВЦ 1
Ошибка P0134 Нет сигнала постоянного тока 1
Ошибка P0135 Неисправность нагревателя Неисправность на BK 1
Ошибка P0136 Замыкание на землю на DK 2
Неисправность P0137 Уровень сигнала на DK 2 низкий
Неисправность P0138 Уровень сигнала VC 2 высокий
Неисправность P0140 Цепь BK 2 разомкнута
Ошибка P0141 Неисправный нагреватель AC 2
Ошибка P1102 Низкое сопротивление нагревателя переменного тока 2
Неисправность P1115 Неисправный нагревательный контур AC 2

В большинстве случаев ошибки, связанные с DK, возникают из-за неисправности нагревательного контура, вследствие чего датчик выдает неверные параметры.

В этом случае ищите неисправную цепь или замените датчик.

Как узнать, что датчик неисправен


Основной симптом — внезапное увеличение расхода топлива (до 12 литров).

Другим признаком его неисправности является неустойчивая работа двигателя на холостом ходу.

Если кислородный зонд поврежден, бортовой компьютер отображает следующие неисправности:

  • P0130 — ошибочные показания;
  • P0131 — слабый сигнал;
  • P0133 — задержка срабатывания датчика;
  • P0134 — данные отсутствуют;
  • P0135 — неисправность нагревателя зонда;
  • P0136 — короткое замыкание.

Во всех случаях сначала следует искать обрыв в проводке, и только если его не удается обнаружить, заменять зонд.

Лямбда-зонд на автомобилях ВАЗ

Существует несколько типов датчиков, используемых на автомобилях ВАЗ:

1. № Bosch 0 258 005 133, евростандарт — 2. Устанавливался на старые модели с объемом двигателя 1,5 литра. В более поздних моделях с Евро-3 этот датчик использовался первым и устанавливался перед каталитическим нейтрализатором.

Второй датчик был с «обратным разъемом». Но вы можете видеть два идентичных датчика, установленных

2. номер Bosch 0 258 006537 устанавливается на автомобили с октября 2004 года.

Лямбда-зонды взаимозаменяемы с аналогичными зондами из диоксида циркония. Обратите внимание, что датчик без подогрева может быть заменен на подогреваемый. Не наоборот.

Принцип действия

Он определяет разницу между ними и посылает соответствующий сигнал в электронную систему управления.

03-datchik-kisloroda-vaz-2114-3.jpg

Лямбда-зонд ВАЗ 2114 состоит из следующих компонентов:

  • жилье;
  • электрический нагреватель;
  • внешний электрод;
  • внутренний электрод;
  • керамический изолятор. Расположен между электродами;
  • экран для защиты внешнего электрода от агрессивного воздействия паров;
  • соединительный разъем.

Внешний электрод изготовлен из платины, а внутренний — из циркония. Благодаря различным свойствам металлов, датчик может выполнять свою функцию.

Выхлопная система — самая горячая часть двигателя, поэтому компоненты лямбда-зонда термостойкие, чтобы предотвратить преждевременное повреждение.

Разъем для подключения лямбда-датчика и электронной системы управления имеет четыре контакта:

04-datchik-kisloroda-vaz-2114-4.jpg

Расположение контактов разъема и самого датчика кислорода ВАЗ 2114 следующее:

05-raspinovka-datchik-kisloroda-obshaya.jpg

Бортовой компьютер подает напряжение 0,45 В через контакт питания лямбда-зонда.

Также во время работы двигателя напряжение подается на электрический нагреватель.

При запуске двигателя бортовой компьютер не учитывает показания лямбда-зонда. Работа контролируется на основе показаний других датчиков: массового расхода воздуха и температуры двигателя, а также датчика открытия дроссельной заслонки.

Это происходит потому, что электрический нагреватель еще не нагрел кислородный датчик до рабочей температуры. Это составляет ± 350 °C.

Как только лямбда-датчик достаточно прогреется, он может объективно считывать необходимые параметры:

  • внешний электрод — параметры выхлопных газов;
  • внутренний электрод — параметры наружного воздуха.

Сигнал, передаваемый датчиком, представляет собой разницу между этими двумя значениями.

Сравнивая количество кислорода в выпускном коллекторе и снаружи, система определяет степень сгорания. Другими словами, задача кислородного датчика заключается в обнаружении неполного сгорания топлива.

05-datchik-kisloroda-vaz-2114-5.jpg

Когда бортовой компьютер чувствует, что количество кислорода не соответствует норме, он вносит коррективы в другие компоненты системы (например, в топливную систему или зажигание, заставляя его включаться раньше или позже). Таким образом, он компенсирует отклонения в работе двигателя.

Ранее выпускаемые кислородные датчики на ВАЗ-2114 не имели функции саморазогрева. Производитель не дополнил конструкцию датчика электрическим нагревателем. Поэтому до тех пор, пока выхлопные газы не нагревали лямбда-зонд до рабочей температуры, бортовой компьютер учитывал показания других датчиков. Однако качество выхлопных газов значительно ухудшилось.

После утверждения новых правил дорожного движения, направленных на снижение загрязнения окружающей среды, производитель изменил конструкцию датчика кислорода и начал устанавливать электрические нагреватели. Как следствие, контроль и изменение качества выхлопных газов в автомобилях начались гораздо раньше, чем естественный прогрев двигателя.

Электрическая проводка

Если причиной неисправности является повреждение электропроводки лямбда-зонда, отремонтируйте поврежденный участок или замените провод.

проводка

Разъем подключения

Если соединение окислено, переподключите его, очистив клеммы.

Разъем

Если разъем жгута проводов имеет механические повреждения, замените его.

Чистка устройства

Накопление сажи на корпусе кислородного элемента или на внешнем электроде кислородного элемента может привести к поломке. Чистка — это временная мера, и через некоторое время кислородный датчик ВАЗ 2114 все равно потребует замены.

Чтобы очистить его, замочите датчик кислорода ВАЗ 2114 в фосфорной кислоте или антикоррозийном препарате. Нагар должен сойти сам по себе. Принудительную очистку следует проводить предметами из мягкого материала. Не рекомендуется использовать твердые материалы (металлические щетки или наждачную бумагу).

Замена на новый

Если датчик неисправен и очистка отложений сажи не привела к его выходу из строя, его следует заменить.

Замена лямбда-зонда ВАЗ 211 производится следующим образом:

  • Отсоединение проводки лямбда-зонда;
  • Извлечение датчика кислорода из выпускного коллектора;
  • Установка бездефектного датчика;
  • Подключение электропроводки.

После ремонта или замены кислородного датчика на автомобиле ВАЗ 2114 необходимо еще раз проверить его работу после запуска двигателя и прогрева его до рабочей температуры.

Как продлить срок службы лямбда-зонда

Чтобы ваш датчик кислорода работал как можно дольше, не пренебрегайте следующими советами:

  • используйте только топливо хорошего качества;
  • избегайте нагревательного масла и других технологических жидкостей;
  • проверьте рабочую температуру двигателя, не перегревайте его;
  • проверьте кислородный датчик в соответствии с графиком технического обслуживания, указанным производителем;
  • При обнаружении признаков проблем с лямбда-зондом не откладывайте диагностику.

Самостоятельная диагностика ЛЗ

Как проверить кислородный датчик? Первое, что нужно проверить, это корпуса лямбда-зондов, если они повреждены, они могут многое рассказать.

Если корпус цел, продиагностируйте устройство с помощью измерительного прибора:

  • В идеале, значение нижнего уровня сигнала должно быть около 0,1-0,2 В;
  • значение верхнего уровня сигнала должно быть между 0,8 и 0,9 В.

В целом, процесс тестирования может варьироваться в зависимости от кода ошибки, который выдал бортовой компьютер.

Если ток на штекере устройства отсутствует, наиболее проверенным методом является использование того же вольтметра:

  • отрицательный щуп устройства подключается к двигателю (земля);
  • подключите положительный щуп к контакту B на штекере.

Тестер должен выдавать напряжение около 12 вольт. Если напряжение отсутствует, это указывает на обрыв цепи. Если напряжение ниже, это может указывать на разряженную батарею. Также возможно, что причиной является окисленный контакт на разъеме (видео Александра Скрипченко).

Как снять датчик кислорода, если WD-40 не помогает?

Если не помогает только обильная химическая обработка, можно прогреть систему, запустив двигатель. А после того, как он нагреется, обильно смочите его холодной водой и попробуйте открутить, если это не поможет, можно прибегнуть к нагреву датчика воздуходувкой и резкому охлаждению. Но тогда лямбда-зонд будет выведен из строя.

Такие радикальные меры обычно принимаются в последнюю очередь, поскольку частое ослабление резьбовых соединений таким образом не только снижает качество металла, но и повышает риск возгорания вблизи зоны ремонта. Поэтому необходимо использовать все средства для предотвращения неожиданного возникновения пожара.

Этот метод является наиболее продуктивным, так как металл расширяется при интенсивном нагреве и затвердевает при быстром охлаждении. Таким образом, все инородные тела и производные, образовавшиеся на поверхности, отшелушиваются, и сустав разрыхляется.

Даже если вы использовали этот метод, вряд ли удастся повторить его во второй раз, так как выхлопная система к тому времени уже будет нуждаться в замене. Это происходит потому, что металл прогорает в результате постоянного воздействия высоких температур и агрессивных газов изнутри и коррозии снаружи.

  1. После некоторого времени и видимого удаления ржавчины можно приступать к разборке. После таких операций датчик обычно легко откручивается.
  2. После разборки следует внимательно осмотреть место крепления датчика на предмет загрязнений и повреждений, и если они обнаружены, то их следует удалить. Любые неровности следует зачистить мелким напильником или наждачной бумагой.
  3. Установка лямбда-датчика выполняется в обратном порядке. Устанавливается разъем, кабель аккуратно укладывается и закрепляется обратно на патрубке охлаждения с помощью кабельных стяжек. Никаких специальных настроек делать не нужно.

Читайте также: Датчик холостого хода Калина – неисправности проверка и замена своими руками

Конструкция

Датчик кислорода ВАЗ-2114 устроен достаточно просто. Он состоит из нескольких компонентов:

  • Защитный слой.
  • Чувствительный элемент.
  • Защитная оболочка (в датчике их несколько).
  • Положительный электрод.
  • Уплотнительный элемент.
  • Отрицательный электрод.

Все это заключено в небольшой металлический корпус.

Почему датчик ломается

Существует множество причин ускоренного износа. Основной проблемой является некачественный бензин с высоким содержанием тяжелых металлов. Они образуют много сажи, которая быстро покрывает электроды.

Изношенные вкладыши клапанов и крышки клапанов также могут стать причиной повреждения. По этой причине смазка часто попадает в топливо, а затем в выхлопную трубу.

Опасно:

  • Неправильно перемешанная топливно-воздушная смесь, вызывающая неисправность других датчиков;
  • Нарушение регулировки момента зажигания — это приводит к перегреву каталитического нейтрализатора.

Как устроен датчик кислорода

Лямбда-зонд ВАЗ-2114 имеет достаточно простую конструкцию. В его основе лежит керамический элемент с двумя электродами. Чаще всего они покрыты диоксидом циркония. Один из электродов находится в контакте с воздухом (расположен снаружи канала выхлопных газов), а другой — с выхлопными газами.

Датчик лямбда ВАЗ 2114

Принцип действия основан на разности потенциалов, создаваемой между контактами устройства во время работы двигателя. Электронный блок управления посылает электрический импульс на датчик и анализирует изменения. По увеличению или уменьшению напряжения на контактах датчика ЭБУ «вычисляет» количество кислорода в отработавших газах.

Можно ли просто отключить датчик?

Многие спрашивают, можно ли отключить датчик, выдернув вилку из розетки? И к чему это приведет?

Ответ: При отсоединении разъема датчика ЭБУ переходит на приблизительные параметры, поэтому смесь будет богатой или бедной, расход топлива увеличится, а динамическая реакция будет потеряна. Если все сделать по уму, то его можно отключить, прошив мозги с помощью чип-тюнинга, или просто заменить датчик на новый.

Назначение

Назначение кислородного датчика — следить за качеством топливной смеси, т.е. он подсчитывает количество кислорода в выхлопе двигателя в режиме реального времени. Эти показания передаются в блок управления двигателем (ECU), который обрабатывает их и корректирует топливную смесь, подготавливая ее в пропорциях, которые помогают не только уменьшить количество кислорода в выхлопе, но и снизить расход топлива.

Датчик кислорода ВАЗ-2114: признаки неисправности :

ВАЗ-2114 — очень популярный автомобиль в России и странах СНГ. Этот автомобиль любят не только за его цену, но и за высокую ремонтопригодность. Почти каждый компонент в «Ладе» можно заменить своими руками. ВАЗ 14 является продолжением советской девятки.

Однако, помимо внешнего вида, главным отличием является новый тип впрыска — инжектор. Такая система требует не только инжекторов и другого топливного насоса, но и всевозможных датчиков. На их основе электроника затем готовит горючую смесь. Одним из таких компонентов является датчик кислорода ВАЗ-2114.

Симптомы поломки, замена и принцип работы — далее в нашей статье.

Характеристика

Какова цель этого компонента? Другое его название — лямбда-зонд. Это датчик, который контролирует концентрацию кислорода в выхлопных газах. Затем значение с лямбда-зонда поступает в электронный блок управления. Последний при необходимости регулирует топливно-воздушную смесь, подаваемую в цилиндры.

Датчик кислорода ВАЗ 2114: где найти и заменить

Этот датчик присутствует во всех инжекторных автомобилях, оснащенных каталитическим нейтрализатором и отвечающих экологическим требованиям Евро 2 или выше. К таким автомобилям относится ВАЗ-2114 с 8 клапанами.

Датчик кислорода не снижает уровень токсичных веществ, как считают многие. Он только измеряет. Каталитический нейтрализатор влияет на токсичность газов.

Именно он посредством химических реакций превращает свинец и другие металлы в безвредные оксиды и воду.

Конструкция

Датчик кислорода ВАЗ-2114 устроен достаточно просто. Он состоит из нескольких компонентов:

  • Защитный слой.
  • Чувствительный элемент.
  • Защитная оболочка (в датчике их несколько).
  • Положительный электрод.
  • Уплотнительный элемент.
  • Отрицательный электрод.

Все помещено в небольшой металлический футляр.

Где расположен?

В Lada 14-го года этот элемент может быть расположен в разных местах. Все зависит от типа двигателя и года выпуска автомобиля. Так, в старых полуторалитровых двигателях с восьмиклапанной головкой блока кислородный датчик ВАЗ-2114 расположен в верхней части впускной трубы.

Последний идет непосредственно в выпускной коллектор. По словам автомобилистов, добраться до этого компонента довольно сложно. Доступ к датчику возможен только снизу. Для этого нужно подъехать на автомобиле к эстакаде или смотровой яме.

На более новых автомобилях ВАЗ-2114 датчик кислорода установлен в верхней части выпускного коллектора.

Кислородный датчик ВАЗ 2114: где найти и заменить

Все автомобили, оснащенные 16-клапанной головкой и двумя распредвалами, имеют это расположение. Этот датчик можно обнаружить сразу после открытия капота. С ним также можно ознакомиться здесь. При его замене нет необходимости ставить автомобиль на домкрат или яму. Все, что вам нужно, — это гаечный ключ подходящего размера.

Инструкция по замене своими руками

Как производится замена кислородного датчика:

  1. Подгоните автомобиль к валу, снимите крышку двигателя.
  2. Найдите жгут проводов от регулятора, чтобы получить доступ к блоку.
  3. Затем перережьте клемму и отсоедините штекеры. Подождите несколько минут, чтобы двигатель остыл.
  4. Используя гаечный ключ на 22, открутите контроллер.
  5. Установите новый контроллер на место старого и повторите шаги по установке, только в обратном порядке.

Цена вопроса

Стоимость устройства зависит от производителя. В среднем цены на кислородные датчики колеблются от 1 300 до 2 600 рублей.

Расположение

Поскольку датчик находится в тесном контакте с каталитическим нейтрализатором, он также должен располагаться рядом с ним. Кислородный датчик для ВАЗ 2114 можно найти на выпускном коллекторе. Датчик вкручивается в корпус коллектора через резьбовое соединение. Кроме того, для более быстрого обнаружения он может направляться проволокой, проходящей в выхлопную трубу.

Снятие и установка датчика

Перед заменой датчика всегда отключайте аккумулятор, отсоединив отрицательный кабель. Несоблюдение этого требования приведет к повреждению оборудования или, в лучшем случае, к перегоранию предохранителя.

Если ваш автомобиль оснащен 1,5-литровым приводом, установите его на смотровую яму (работать с домкратом очень неудобно). После этого:

  • открутите зонд с помощью накидного ключа;
  • извлеките его из гнезда;
  • осторожно вытащите разъем кабеля из клеммы;
  • установить новый узел.

На автомобилях с 1,6-литровым двигателем датчик расположен по-другому. Причем в конвейерных моделях последних лет их два, в более ранних моделях — только один. Здесь вам нужно будет проникнуть в пространство под капотом, чтобы удалить дополнительный зонд. Не забудьте снять верхнюю крышку двигателя, иначе вы не сможете добраться до выпускного коллектора. Следующий:

  • закрутите зонд гаечным ключом;
  • вытащить его;
  • отсоедините кабель от разъема;
  • установите новый на место.

Второй зонд размещается, как описано выше, т.е. для его извлечения необходимо поставить автомобиль на канал.

Почему выходит из строя?

Причин выхода из строя датчика кислорода ВАЗ-2114 может быть несколько. Наиболее распространенным является естественный отказ. Этот датчик имеет определенный срок службы. В отличие от иномарок, где лямбда-зонд может работать до 100-120 тыс. км, в Lada датчик не превысит 80 тыс. км. Большинство автомобилей ВАЗ-2114, эксплуатируемых сегодня, давно прошли этот период. Однако датчик может выйти из строя и по другим причинам.

Например, поврежден контакт между датчиком и корпусом распределителя. В результате устройство не может принимать надежный сигнал. Компонент также может выйти из строя из-за перегрева измерительного наконечника.

Засоренные контакты — еще одна причина неисправности. И именно эта внутренняя часть, расположенная в выпускном коллекторе, засоряется. Почему происходит загрязнение датчика? Это может быть вызвано низким качеством бензина или повышенным расходом масла. Масло попадает в камеру сгорания и выходит из нее вместе с сажей. Часть сажи оседает на трубе выпускного коллектора, включая лямбда-датчик.

Датчик кислорода ВАЗ 2114

Пробой в прокладке головки блока цилиндров также может стать причиной образования нагара. Затем выхлопные газы оставляют для стекания, что, как известно, делает газы белыми.

КИСЛОРОДНЫЙ ДАТЧИК

Еще один датчик, который контролирует состав топливной смеси и также влияет на расход топлива, — это лямбда-зонд, также известный как кислородный зонд. Цель этого устройства — определить наличие несгоревшего кислорода в выхлопных газах двигателя. Следует отметить, что несгоревшие автомобильные выхлопы содержат большое количество СО, которые вредны для окружающей среды.

Каков принцип действия и конструкция лямбда-зонда? Конечно, DDP или DMRV рассчитывает необходимый состав ТС для определенных оборотов двигателя, но в случае с инжекторами производительность может немного меняться в зависимости от их состояния, например, инжекторы могут со временем засоряться.

Кроме того, качество российского бензина не всегда находится на должном уровне, и плохое топливо обычно не сгорает полностью. Лямбда-зонд работает по принципу обратной связи — система рециркуляции отработавших газов направляет несгоревшее топливо во впускной коллектор, и процесс сгорания улучшается.

Он управляет системой рециркуляции в ЭБУ. Результат:

  • Снижается токсичность отработавших газов;
  • Экономия расхода топлива;
  • Более полное сгорание топлива в автомобиле.

В основе лямбда-датчика лежит керамический элемент, покрытый с обеих сторон диоксидом циркония. Электроды датчика находятся в контакте с выхлопными газами. При различных концентрациях выхлопных газов на электроды датчика подается различное напряжение, которое регистрируется ЭБУ. Когда содержание кислорода низкое, напряжение на датчике выше.

В целом, существует два типа лямбда-датчиков — узкополосные (двухточечные) и широкополосные. Второй тип имеет более точные показания, при этом датчики показывают не только признаки обогащения или обеднения автомобиля, но и его качественный состав. Цена кислородных датчиков также варьируется — широкополосные датчики значительно дороже двухточечных.

Датчик кислорода ВАЗ 2114 на 1,5-литровом двигателе установлен на глушителе приемной трубы в системе выпуска отработавших газов. На 1,6-литровом двигателе предусмотрено два лямбда-зонда: один устанавливается на верхней части выпускного коллектора, другой — сразу за каталитическим нейтрализатором в месте крепления впускной трубы.

Следует отметить, что на многих иностранных автомобилях может быть установлено не только два, но иногда три или четыре лямбда-зонда. Как правило, это автомобили с повышенным уровнем комфорта, такие как Nissan Maxima. Большее количество датчиков позволяет снизить выбросы и улучшить экономию топлива.

Лямбда-зонд начинает работать при температуре около 350 градусов Цельсия, поэтому многие приборные системы оснащены дополнительным нагревательным элементом для более быстрой активации. Датчик без нагревателя обычно снабжен одним или двумя проводами, в то время как нагреватель может иметь три или четыре провода. Провода должны быть хорошо изолированы, так как температура выхлопной системы очень высока.

Как проверить лямбда зонд на ВАЗ 2114 как можно быстрее

Чтобы не затягивать этот процесс, следует разобраться в конструкции устройства.

  1. Одной из основных частей датчика являются защитные (экранированные) концы, которые можно найти с двух сторон электролита. Именно на них расположены отверстия, предназначенные для отвода выхлопных газов. Эти отверстия также можно использовать для забора воздуха. Именно наконечники являются основной функциональной частью устройства. Устройство может использовать их для обнаружения разности потенциалов.
  2. Внутри наконечников находится коллектор. Это также называется высокопроводящим элементом.
  3. Между клеммами находится специальное устройство, которое считывает электрический сигнал.
  4. Также важно понимать назначение проводов. Белые провода необходимы для питания устройства. Один из черных проводов используется для передачи данных в ЭБУ, а другой необходим для заземления.

Лямбда-зонд: виды и основные составляющие

Устройство часто устанавливается на выпускном коллекторе, куда поступают выхлопные газы двигателя при высокой температуре и давлении.

Основными компонентами кислородного датчика являются:

  • внешний электрод — металлический элемент с керамическим изолятором и платиновым наконечником, который подсчитывает количество кислорода в выхлопных газах;
  • внутренний электрод — циркониевый элемент с рабочей температурой до 1000°C
  • нагревательный элемент — элемент, который нагревает электроды до определенной температуры, позволяя кислородному датчику работать во время запуска холодного двигателя.

Диагностика своими руками

 

Невозможно визуально проверить правильность работы этого компонента. С помощью щепотки мы можем визуально проверить, соединены ли провода или они вообще оборваны. Но в большинстве случаев повреждается внутренний датчик лямбда-зонда. Поэтому наиболее правильным методом является проверка датчика кислорода ВАЗ-2114 с помощью мультиметра.

Неисправность нагревателя кислородного датчика ВАЗ 2114 - Все о стойке Гранта

Это устройство можно купить в любом магазине техники за 300-500 рублей (в крайнем случае, заказать через Интернет). Как проверить датчик кислорода в автомобиле ВАЗ-2114? Во время диагностики нам необходимо знать напряжение лямбда-зонда. Поэтому переключите мультиметр в режим вольтметра. Затем подключите выводы устройства к датчику.

Минусовой зонд мультиметра подключается к общему заземлению, а плюсовой — к разъему B лямбда-зонда. Сам датчик не зависит от бортового питания. Что мне делать дальше? Затем включите зажигание и проверьте показания счетчика. В идеале напряжение кислородного датчика ВАЗ-2114 должно соответствовать 12 вольтам.

Для более точной диагностики датчика можно проверить чувствительность рабочего элемента. Как это сделать? Для работы нам понадобится один и тот же мультиметр. Однако мы будем подключаться к терминалу «C». Здесь мы подводим к минусовому контакту мультиметра. И подключаем плюсовой щуп к контакту «A». Включите зажигание в автомобиле и посмотрите на показания.

Восстановление

Можно ли отремонтировать неисправный датчик? Единственный вариант — если неисправность вызвана плохим контактом, а сам датчик работает исправно. Вы также можете попытаться удалить отложения внутри. Но для этого необходимо извлечь датчик наружу и погрузить его в агрессивную среду (уайт-спирит или бензин). Примечание: Не используйте для очистки наждачную бумагу, напильник или другие грубые предметы.

Чтобы не повредить наконечник, используйте мягкую ткань, смоченную в растворителе. Обработав измерительный элемент уайт-спиритом, датчик можно вернуть в эксплуатацию. Однако нет гарантии, что после очистки он будет измерять точно. В идеале этот элемент должен быть заменен полностью. К счастью, операция не сложная и может быть выполнена своими руками. Мы расскажем вам, как именно — ниже.

Способы обмана электронного блока управления

Есть еще три способа вернуть двигателю былую производительность без покупки нового кислородного датчика. Они, несомненно, были придуманы нашими мастерами. Они заключаются в обмане электронного блока блока управления, чтобы он не заметил ошибок в работе датчика.

Первый способ — механический. Для его реализации между лямбда-зондом и корпусом коллектора (приемной трубой) вкручивается специальная проставка. Его использование позволяет отодвинуть контакты датчика от выхлопного газа. Поэтому количество кислорода между ними искусственно увеличивается, и электронный блок управления «удовлетворен» результатом.

Стоит такая обманка лямбда-зонда ВАЗ 2114 около 500 рублей. А если у вас есть токарный станок, вы можете сделать его сами.

Еще один способ обмануть ЭБУ — электронный. Суть его заключается в установке примитивного преобразователя, состоящего из одного резистора (1 мегаом), впаянного в разрыв разъема синего провода, и одного конденсатора (1 мкФ), подключенного между синим и белым проводами. В результате этого простого трюка ЭБУ будет постоянно получать правильный сигнал напряжения и воспринимать лямбда-зонд как правильно работающий.

По желанию можно прошить ЭБУ, изменив его программное обеспечение. Но такие манипуляции с «мозгами» двигателя лучше доверить специалистам.

ВАЗ 2114 Замена лямбда-датчика

Подключение датчика кислорода на ВАЗ 2114 в случае, если он вышел из строя

Чтобы заменить неисправный датчик, сделайте следующее:

  • Обратитесь в автомобильную мастерскую со сломанным блоком. Это позволит вам проверить маркировку на устройствах. В противном случае автомобилист может купить не то устройство. Чтобы избежать этого, внимательно проверьте маркировку на устройстве;
  • выключите двигатель и дайте ему остыть. Если этого не сделать, заменить датчик будет невозможно;
  • затем отсоедините все провода от датчика;
  • Теперь открутите кислородный датчик с помощью обычного гаечного ключа;
  • После этого мотоциклисту остается только установить новый датчик. Это очень легко сделать, но необходимо соблюдать осторожность, так как нитки могут легко порваться. Чтобы избежать такого неприятного сбоя, датчик следует вкручивать как можно медленнее;
  • Затем следует подключить контакты датчика в соответствии с электрической схемой.

Все действия, связанные с установкой нового датчика, могут занять около 60-90 минут. Этого времени должно быть достаточно, чтобы сделать все максимально точно и тщательно.

Чтобы лучше понять характеристики этого устройства, необходимо изучить конструкцию лямбда-зонда.

Компьютерная диагностика

Проверив таким образом кислородный зонд ВАЗ-2114, мы сможем точно определить неисправность, вызвавшую отказ лямбда-зонда. Поэтому нам нужен многозадачный сканер, телефон или ноутбук. Подключаемся к диагностическому разъему и включаем наш сканер. Для проведения диагностики зажигание автомобиля должно быть включено. Затем проведите сканирование на наличие ошибок. Если лямбда-зонд в ВАЗе неисправен, на экране могут появиться следующие коды ошибок:

  • Р0130. указывает на плохой сигнал от датчика.
  • Р0131. Это чрезмерный уровень концентрации кислорода в выхлопных газах.
  • Р0132. указывает на низкое содержание кислорода. Эти неисправности обычно возникают во время диагностики при работающем двигателе.
  • Р0133. Этот код указывает на медленный или слабый сигнал датчика.

Если сигнал на зонд вообще отсутствует, диагностика выдаст следующую ошибку: P0134. В этом случае стоит проверить целостность контактов, идущих к датчику.

Как отремонтировать лямбда зонд

  1. При наличии обрыва контактов в цепи нагревательного элемента.

Найдите место разрыва цепи. Проверьте все штифты сразу, они могут быть окислены и нуждаются в очистке (как всегда незаменимая WD-40 спасет мир). Проблема с перерывом может быть в электронном блоке управления. Возможно, он просто не может послать сигнал. Здесь необходимо проверить, поступает ли питание на лямбду.

  1. Если на рабочей поверхности корпуса лямбда-зонда образовался нагар.

Чистка — самый распространенный вид ремонта, который затрагивает не только маленькие считывающие устройства, но и другие части системы. Вам нужно будет удалить весь нагар, который всегда образуется на платиновых электродах керамического стержня. Только не используйте тряпку или что-нибудь металлическое! Вы сотрете покрытие с керамической поверхности. Используйте специальный препарат, например, такой, который растворяет ржавчину без остатка.

Процедура выполняется следующим образом:

  • Снимите датчик кислорода,
  • Зажмите его в зажимах и спилите с него керамическое покрытие,
  • Такую же процедуру повторите с другой крышкой, теперь вы добрались до стержня,
  • Опустите лямбду в раствор rust-конвертера на полчаса, можно помочь кисточкой (например, для краски), дождитесь результата.

Если первые два способа не сработали в вашем случае, попробуйте нагреть преобразователь ржавчины, усилив его действие. После ремонта необходимо залатать заделанные отверстия сваркой и установить лямбда-зонд на место.

Оцените статью
Блог про ВАЗ-2114