Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

ВАЗ 2114
Содержание
  1. Устройство и принцип работы
  2. Как снять датчик указателя температуры охлаждающей жидкости?
  3. Проверка в домашних условиях
  4. Инструкция по замене
  5. Факторы и сигналы о неисправности
  6. Место расположения ДТОЖ
  7. Самостоятельный съем датчика
  8. Конструкция, принцип работы
  9. Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?
  10. Где находится
  11. Признаки неисправности
  12. Как проверить, не снимая с машины
  13. 1. Предварительная проверка
  14. 2. Мультиметром
  15. 3. Диагностический прибор
  16. Возможные причины
  17. Для чего нужен ДТОЖ?
  18. Контроль указателя температуры на панели приборов
  19. Где найти датчик температуры?
  20. Конструкция
  21. Проверка снятого ДТОЖ
  22. 3. Проверка с термометром
  23. 4. Без термометра
  24. Этапы поиска неполадки
  25. Особенности проверки на ВАЗ 2110
  26. ВАЗ 2114, ВАЗ 2115
  27. Функции ДТОЖ в системе ЭБУ
  28. Основные поломки датчика
  29. Газель (двигатели ЗМЗ 406, 405, 409)
  30. 406 двигатель и ЭБУ Микас 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS5.6
  31. Двигатель 405, 409, УМЗ 4216Е3, 4213 блок управления Микас 11 / 10.3, VS8, СОАТЭ
  32. Проверка датчика своими руками
  33. Нива Шевроле
  34. Калина
  35. Признаки неполадок
  36. Рено Логан
  37. Поломки

Устройство и принцип работы

Датчик температуры: датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой резистор (термистор), который реагирует на температуру антифриза в системе охлаждения двигателя. Информация о сопротивлении этого элемента передается в ЭБУ, который принимает решение о необходимости изменения настроек в двигателе.

Эта информация используется ЭБУ для определения шагов регулятора холостого хода для оптимальной регулировки необходимого объема топливной смеси.

Особенностью индикатора зажигания является то, что его сопротивление увеличивается при низких температурах и уменьшается, наоборот, с потеплением.

Так, при достижении температуры 130 градусов Цельсия значение его сопротивления составляет 70 Ом, а при минус 40 градусах — 100,7 кОм.

Управление термистором осуществляется путем подачи на него напряжения +5 В от контроллера.

Потенциал протекает через классический резистор с фиксированным сопротивлением (R).

Уровень нагрева антифриза рассчитывается по падению напряжения на переменном сопротивлении (R) DTC. Падение будет высоким на холодном двигателе и низким на горячем.


Как снять датчик указателя температуры охлаждающей жидкости?

Перед снятием датчика охлаждающей жидкости снимите воздушный фильтр, он будет мешать при откручивании. И первое, что нужно сделать, это слить антифриз (тосол). Слейте воду следующим образом:

  1. Двигатель необходимо охладить.
  2. Нам понадобятся торцевые гаечные ключи 8, 13, 17.
  3. Подготовьте емкость для слитой охлаждающей жидкости!
  4. Снимите крышку двигателя, открутите гаечным ключом крепление радиатора.
  5. Выставьте радиатор на максимум, затем откройте кран радиатора и крышку расширительного бачка.
  6. Поместите емкость под радиатор и медленно (если быстро, вы зальете генератор) открутите сливную пробку.
  7. Дайте стечь в течение 10 минут.
  8. Переходим к самому двигателю: аналогично поместите контейнер под двигатель и открутите заглушку (под модулем зажигания) на блоке цилиндров.
  9. Снова дайте настояться в течение 10 минут.

Протрите горловину каждого отверстия, прежде чем закрыть все пробки!

Отметьте, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2114, и приступайте к его снятию:

  • найдите его, снимите защитный резиновый слой;
  • посмотрите на корпус, найдите маркировку (на одной из 6 сторон), запомните ее, чтобы правильно разместить его в системе
  • открутите манометр с помощью двадцать первого гаечного ключа;
  • установить новый.

Как заменить датчик температуры на автомобиле ВАЗ 2114:

  • купить новый;
  • Используя тот же ключ на 21, прикрутите новый на место;
  • запомните маркировку;
  • для уверенности нанесите на резьбу немного термогерметика;
  • долейте охлаждающую жидкость (толуол или антифриз) в систему отопления (радиатор) и блок цилиндров двигателя.

Если датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114 не работает и сейчас, внимательно проверьте следующие компоненты:

  1. Его качество, может быть неисправным (отнесите его в магазин, попросите заменить), поэтому всегда сохраняйте чек, от любой покупки запасных частей!
  2. Может быть утечка охлаждающей жидкости, в конце концов, вы могли забрызгать генератор.
  3. Возможно, вы не залили антифриз обратно.
  4. Манометр прикручен недостаточно плотно.

Вы все проверили, но манометр по-прежнему не показывает температуру двигателя ВАЗ 2114, в этом случае вам следует обратиться в сервис. Как и в любом автомобиле, в «четырнадцатой» все взаимосвязано. Система может выйти из строя по смежной причине: например, когда вы снимали указатель температуры, вы решили снять модуль зажигания, чтобы он не мешал. Это правильное решение, но снять модуль и установить его обратно — это тоже искусство.

Второй момент, связанный с датчиком температуры: уровень охлаждающей жидкости. Он может быть непостоянным, возможно, неисправен датчик этого уровня (также датчик) и т.д. Следите за антифризом, берегите свои нервы и указатель температуры охлаждающей жидкости.

Сервисный центр заменит датчик и гарантирует качественную замену с правильной качественной сборкой всех деталей на свои места. Конечно, вы можете купить датчик температуры охлаждающей жидкости на месте, но стоимость работ по замене будет вдвое выше стоимости блока.

Сколько стоит датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, нужно судить по географическому положению: от 80 до 400 рублей в любом магазине, где продаются автозапчасти. Удовольствие, в принципе, не дорогое, но если учесть, что довольно частые поломки (машины перестали выпускать в 2013 году, ломаются сами по ходу дела), то все равно дорого.

По этой причине не стоит увязать в обслуживании, попробуйте разобраться во всем сами. Кроме того, сейчас Интернет насыщен всевозможными полезными ссылками, форумами, фотографиями, схемами и даже видеороликами о том, как поменять ту или иную автозапчасть.

Проверка в домашних условиях

После снятия остается проверить, не неисправен ли датчик. Для этого нужно знать, как самостоятельно проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2114. Необходимо измерить его сопротивление в холодном состоянии и после помещения в кипящую воду:

  • Сопротивление на клеммах блока, отвинченного от автомобиля, составляет примерно 3500 Ом;
  • Сопротивление при погружении в стакан с кипящей водой должно быть ниже 200 Ом;
  • Получение промежуточных значений, не так важно;

Если показания сильно отличаются, детектор следует заменить. Посмотрите на его маркировку и купите такой же датчик. Затем прикрутите его на место старого и подключите к нему разъем. Не забудьте долить в систему мазут. Теперь вы знаете, как проверить датчик в автомобиле ВАЗ 2114.

Инструкция по замене

На автомобиле ВАЗ 2114 необходимый нам компонент установлен в блоке двигателя, а не в блоке радиатора!

Для того чтобы самостоятельно проверить датчик температуры охлаждающей жидкости (ОЖ), его необходимо сначала демонтировать. Это не очень сложно сделать на 2114. Для этого вам необходимо:

  1. Снимите воздушный фильтр, поскольку сам датчик расположен на впускном коллекторе рубашки охлаждения головки блока цилиндров;
  2. Отсоедините отрицательный кабель от аккумулятора;
  3. Слейте охлаждающую жидкость (ОЖ) из радиатора. Если у вас есть хороший опыт ремонта, вы можете обойтись без этой статьи, но новичкам рекомендуется следовать ей;
  4. Отсоедините все контакты. Снимите датчик с помощью шестигранной торцевой головки;
  5. Затем вы можете открутить датчик. Если винты затянуты слишком туго, используйте гаечный ключ.

Факторы и сигналы о неисправности

Нередко специалисты по техническому обслуживанию сталкиваются с неисправным датчиком. Многие согласны с тем, что устройство выходит из строя в основном по естественным причинам. Например, внутренние контакты резистора повреждаются. Это приводит к тому, что ЭБУ получает неправильные параметры, вызывая сбои в работе системы.

Например, главный контроллер считает прогретый двигатель холодным, поэтому он посылает команду расходомеру (DMVR) обогатить смесь, т.е. уменьшить подачу воздуха. В результате двигатель начинает «дросселировать» и работать с задержкой. Помимо естественного отказа датчика, могут быть и другие причины неисправности:

  1. Нарушено уплотнение корпуса датчика.
  2. Электрическая проводка оборвалась.
  3. Блок силового агрегата отсоединился.

В вышеуказанных случаях ЭБУ предупреждает владельца, активируя сигнал Check Engine на приборной панели. Кроме того, водитель может испытывать следующие симптомы неисправности датчика

  • Трудности с запуском двигателя;
  • плавающие обороты;
  • сильная детонация;
  • потеря энергии;
  • Двигатель заглох.

Эти симптомы сопровождаются фантастическим увеличением расхода топлива и появлением темного дыма из выхлопной трубы. Значит, пришло время обратиться в автосервисный центр для диагностики. В качестве альтернативы вы можете самостоятельно проверить ЭБУ. Для этого необходимо установить специальное приложение на смартфон и приобрести Bluetooth-адаптер для диагностической колодки.

выхлопная труба

Место расположения ДТОЖ

Для тех, кто понятия не имеет, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114, найти его будет совсем не сложно. Откройте капот. Двигатель установлен поперечно перед вами. Посмотрите вниз с правой стороны, между головкой блока цилиндров и корпусом воздушного фильтра. На вас смотрит датчик, установленный вертикально, с 2 проводами.

Он интегрирован во фланец охлаждающей жидкости. Расположение одинаково независимо от того, 8-клапанный или 16-клапанный у вас двигатель. (Чуть ниже, горизонтально, расположен еще один датчик — это индикатор температуры приборной панели. К нему идет 1 бело-зеленый провод).

где найти

Самостоятельный съем датчика

Симптомы неисправности ваз 2114

 

 

 

 

Перед снятием указателя температуры с ВАЗ-2114 снимите воздушный фильтр, чтобы он не мешал работе. Затем выполните следующие действия:

  1. Слейте охлаждающую жидкость. Необходимо всегда учитывать, что удалять асол или антифриз следует только из холодного двигателя, а емкость, в которую будет сливаться охлаждающая жидкость, должна быть подготовлена перед началом работы. Поместите емкость под радиатор, осторожно открутите сливную пробку и подождите около 15 минут, пока жидкость полностью стечет.
  2. Резиновый защитный слой осторожно снимается с датчика.
  3. Используя гаечный ключ 21 мм, открутите манометр.
  4. Проверьте маркировку на манометре, чтобы можно было установить новый датчик в соответствии с базовой системой.
  5. Замените поврежденный блок на новый, соблюдая маркировку. Перед установкой специалисты рекомендуют нанести на резьбу хороший герметик, чтобы предотвратить утечку охлаждающей жидкости или антифриза.
  6. Охлаждающая жидкость заливается до нужного уровня в радиатор и блок цилиндров двигателя.

На этом замена неисправного датчика уровня топлива ВАЗ-2114 будет считаться завершенной, и, как многие могут убедиться, такая работа достаточно проста. Но если все же при замене или выявлении причины поломки ДТЭЗ возникли трудности, на помощь автомобилистам придет обучающее видео, которое можно посмотреть на сайте-ресурсе в удобное для вас время.

Конструкция, принцип работы

Симптомы отказа форсажной камеры ваз 2114

Конструкция датчика температуры охлаждающей жидкости

В конструкцию этого датчика входит термистор, или резистор, который изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры окружающей среды. Этот термистор помещен в металлический корпус с резьбой. К этому корпусу присоединяется хвостовая часть, изготовленная из пластика. В этой части находятся контакты для подключения проводов. Один контакт является положительным и идет от электронного блока, другой контакт является отрицательным и соединен с землей.

Для того чтобы термистор функционировал, на него постоянно подается напряжение 5 В. Это напряжение подается на него электронным блоком через резистор, который имеет фиксированное сопротивление. Поскольку термистор датчика температуры охлаждающей жидкости имеет отрицательный температурный коэффициент, при повышении температуры его сопротивление будет уменьшаться, а вместе с ним и подаваемое на него напряжение. Электронный блок рассчитывает температуру двигателя на основе этого падения напряжения и также отображает ее на приборной панели.

Точное расположение этого температурного датчика отличается от автомобиля к автомобилю, но не значительно. Он может быть установлен в головке блока цилиндров рядом с корпусом термостата или на самом корпусе термостата. Он неизменно находится рядом с патрубком, через который жидкость сливается в радиатор. Он размещается рядом с этой розеткой, чтобы передавать точные показания температуры.

Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?

При длительной эксплуатации автомобиля могут появиться явные и косвенные симптомы, указывающие на проблему с датчиком температуры или его электрической цепью. Первые явно указывают на необходимость функциональной проверки:

  • индикатор нагрева двигателя на приборной панели больше не работает;
  • вентилятор охлаждения больше не включается, хотя водяная рубашка двигателя уже нагрелась до 100°C;
  • антифриз вытекает из-под корпуса деталей;
  • вентилятор запускается неправильно, даже если двигатель холодный.

Если в вашем автомобиле наблюдаются вышеперечисленные симптомы неисправного датчика температуры охлаждающей жидкости, смело приступайте к диагностике и устранению проблемы, как описано ниже. Косвенные симптомы могут указывать на неисправность манометра, а также других частей системы охлаждения или трансмиссии. Вот наиболее распространенные из них:

  1. Запуск холодного двигателя затруднен. Машина заводится, но тут же глохнет, и вам приходится повторять попытку несколько раз. Причиной может быть термопара, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
  2. Неустойчивый холостой ход. На него влияет обслуживание свечей зажигания, регулятор расширительного клапана, форсунки и многие другие факторы, помимо указателя температуры.
  3. Температура находится в нормальном диапазоне, но охлаждающая жидкость начинает закипать. Если термостат неисправен или уровень антифриза в рубашке охлаждающей жидкости снизился, индикатор может отклоняться от фактического состояния.

Где находится

Чтобы проверить указатель температуры охлаждающей жидкости, необходимо знать его расположение. Обратите внимание, что расположение датчика может отличаться в зависимости от марки/модели автомобиля.

Чаще всего термистор устанавливается между головкой блока цилиндров и термостатом или на выходе охлаждающей жидкости.

Однако на некоторых автомобилях он устанавливается на патрубке радиатора.

Внешне устройство имеет вид небольшого резьбового элемента, с помощью которого термистор вкручивается в специальное отверстие. В то же время сам управляющий элемент находится в антифризе и контролирует его температуру.

На некоторых автомобилях, например, BMW e39, может быть два монитора охлаждающей жидкости. Один из них контролирует нагрев охлаждающей жидкости и устанавливается на выходе из двигателя, а другой расположен за радиатором. Для его снятия потребуется гаечный ключ 22 мм.


Такой тип установки позволяет контролировать температуру в разных местах и, таким образом, быстрее принимать меры.

Обратите внимание, что эти два датчика используются на автомобилях с высокой мощностью/высокой стоимостью, где температура имеет критическое значение.

Для этого необходимо запрограммировать блок управления. Дополнительную информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Функционально датчик очень надежен и редко выходит из строя. Чаще всего он отображает неверную информацию. Возможны и другие повреждения, например, перетертые провода или плохое качество контакта.

Расположение датчика в различных моделях описано ниже.

Признаки неисправности

Для того чтобы принять меры по проверке датчика температуры охлаждающей жидкости, необходимо выявить проблемы с устройством на ранней стадии.

Однако стоит помнить, что рассмотренные ниже предупреждающие знаки могут указывать и на другие неисправности в трансмиссии.

Поэтому для получения точного результата может потребоваться дополнительная диагностика.

Также важно понимать вклад щупа в работу двигателя:

  1. Он информирует водителя в режиме реального времени о температуре охлаждающей жидкости.
  2. Когда двигатель достигает пороговой температуры, ЭБУ, получив информацию от датчика охлаждающей жидкости, включает вентилятор для принудительного охлаждения, обычно около 100 0C.
  3. Он участвует в процессе увеличения оборотов холостого хода путем обогащения топливно-воздушной смеси, когда двигатель холодный.
  4. Когда автомобиль работает, ЭБУ создает общую информацию о работе всех систем на основе данных датчиков, которые он получает, и на основе этой информации создает правильную топливно-воздушную смесь. Датчик температуры охлаждающей жидкости также вносит свой вклад в этот процесс.

Основные симптомы отказа:

  1. На приборной панели загорается лампочка «Check Engine». Для получения более точной информации лучше просканировать ЭБУ и поискать ошибки, например, с помощью автосканера ELM327, подключенного к смартфону. Смотрите коды ошибок ниже.
  2. Двигатель запускается и тут же выключается.
  3. Вентилятор в радиаторе неисправен. Неисправность может проявляться в невключении при горячем двигателе или в работе даже после остывания двигателя. Если датчик температуры охлаждающей жидкости отключен, электронный блок управления машины воспринимает эту проблему как неисправность и включает вентилятор.
  4. Темный или серо-черный дым из выхлопной трубы.
  5. Увеличение задиров на станке. Это объясняется тем, что ЭБУ получает неверную информацию. Соответственно, мозг автомобиля не в состоянии определить количество мусора, необходимое для поддержания оптимальной температуры.
  6. Антифриз вытекает из-под корпуса датчика температуры охлаждающей жидкости. Эта проблема может быть обнаружена при визуальном осмотре.
  7. Прогретый двигатель глохнет. Проблема может возникнуть после достижения максимальной температуры. Тип охлаждающей жидкости не имеет значения.
  8. Индикатор нагрева генераторной установки на приборной панели не работает.
  9. Отказ двигателя. Проблема может проявляться в виде пробуксовки на низких оборотах двигателя, затрудненного запуска зимой, колебаний на холостом ходу и т.д.
  10. Охлаждающая жидкость закипает, но приборная панель показывает, что температура находится в пределах нормы.
  11. Увеличение времени прогрева двигателя и т.д.

Вышеперечисленные проблемы могут возникать по отдельности или в комплексе, но в большинстве случаев они указывают на неисправность приводного блока. Однако датчик температуры антифризной жидкости не всегда является основной причиной.

Как проверить, не снимая с машины

При подозрении на неисправность датчик температуры охлаждающей жидкости не обязательно снимать с автомобиля. Все манипуляции можно проводить без разборки, используя тестер или диагностический прибор. Давайте рассмотрим каждый метод подробнее.

1. Предварительная проверка

Чтобы проверить указатель температуры, заведите автомобиль и дайте двигателю поработать на холостом ходу до 90-95°C.

Отсоедините разъем датчика и обратите внимание на стрелку на приборной панели:

  • если стрелка остается на месте, проверьте сам манометр или электрическую цепь к прибору (подробнее об этом позже);
  • если стрелка опускается вниз, проверьте предохранитель. Если он цел, а стрелка прыгает при замыкании контакта заземления, измеритель неисправен.

2. Мультиметром

Самый простой способ проверки датчика температуры охлаждающей жидкости — использовать тестер.

Сначала проверьте напряжение, установив мультиметр в режим «Измерение постоянного напряжения до 20 В».

  1. Отсоедините штекер от мультиметра.
  2. Включите зажигание.
  3. Подключите плюсовой провод измерительного прибора к разъему «+», а другой контакт тестера подключите к двигателю. Измерительный прибор должен показывать от 4,8 В до 5,2 В.

При работе с горячим двигателем старайтесь не касаться металлических поверхностей, чтобы не обжечься и не повредить тестер.

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Отсоедините контакты от датчика.
  2. Установите режим измерения сопротивления на мультиметре.
  3. Измерьте параметр между выводами.
  4. Сравните его с табличными данными, приведенными в руководстве по ремонту и техническому обслуживанию вашего автомобиля.

На некоторых моделях автомобилей очень трудно добраться до разъемов датчика, поэтому его необходимо снять.

Чтобы минимизировать потерю антифриза, открутите крышку расширительного бачка, чтобы сбросить давление в системе. Затем прикрутите разъем обратно.

Точные характеристики сопротивления могут отличаться от модели к модели.

Вот некоторые значения сопротивления для ВАЗ 2110 в качестве примера.

Таблица 1.

Температура 0C Ом сопротивление
+100 177
+80 332
+60 677
+40 1459
+20 3520
+10 5670
+5 7280

Если датчик дает ошибочную информацию, возможно, его необходимо снять для более тщательного осмотра, а затем заменить.

3. Диагностический прибор

Если на приборной панели появляется сообщение о неисправности двигателя, стоит проверить ЭБУ на наличие ошибок, связанных с датчиком температуры.

Наиболее удобным вариантом является использование сканера ODB2. Чтобы избежать больших затрат, вы можете использовать простой Scan Tool Pro Black Edition или модель ELM327, о которой мы писали выше.

Общий алгоритм действий выглядит следующим образом:

  1. Проверьте детектор на наличие поврежденных проводов или ржавчины.
  2. Подключите устройство и прочитайте ошибки (используйте ссылку выше).
  3. Коды P0115, P0117. P0116 или P0118 указывают на неисправность датчика.

Возможности вышеуказанной модели позволяют посмотреть датчик в режиме онлайн, а также посмотреть на функционирование других узлов: коробки передач, трансмиссии, ESP, ABS и других.

Прибор работает со всеми диагностическими программами и функционирует без потери связи. Для связи используются как Bluetooth, так и WiFi.

main-1.jpg
Диагностика автомобиля через ноутбук своими руками: сканеры, программы, как работать, адаптеры на базе ELM327 и чипа VAG

Возможные причины

Наиболее распространенными причинами таких неисправностей для DTC и DTUOG являются:

  • Окисление клемм (контактов);
  • Обрыв кабеля питания;
  • Поломка самого датчика;

Для чего нужен ДТОЖ?

Датчик температуры охлаждающей жидкости или просто датчик температуры охлаждающей жидкости является одним из важнейших измерительных приборов. Он расположен в моторном отсеке и отвечает за измерение температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе. Измерительный элемент в части, называемой термистором, представляет собой индикатор, или резистор, который изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры двигателя. Эта информация необходима для настройки параметров двигателя:

  • Работа коленчатого вала.
  • Состав смеси для горения.
  • При запуске быстро прогрейте двигатель.
  • Сохраняет стабильность во всех режимах.

Несмотря на важность этого устройства для ВАЗ 2114, принцип его работы относительно прост. Он информирует нас об изменениях температуры охлаждающей жидкости и передает необходимую информацию в электронный блок управления (ЭБУ).

Датчик температуры охлаждающей жидкости передает показания в электронный блок управления (ЭБУ), который информирует водителя через датчик температуры в комбинации приборов.

Контроль указателя температуры на панели приборов

Чтобы заранее предотвратить эту неисправность, внимательно следите за индикатором на приборной панели, так как он первым сигнализирует о неисправности, переводя стрелку в красную зону. Ниже мы расскажем, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости в ВАЗ-2114 своими руками.

Где найти датчик температуры?

На ВАЗ-2114 установлена система охлаждения двигателя жидкостного типа, то есть весь процесс происходит за счет циркуляции антифриза или тосола внутри системы.

Обратите внимание на эту статью, чтобы узнать, что лучше антифриз или зола!

shema-vaz-2114-650x467.jpg

Система охлаждения ВАЗ-2114

Вся система состоит из следующих компонентов: радиатор охлаждения и отопления, вентилятор радиатора, термостат, насос (помпа — прим.), расширительный бачок, различные шланги и, наконец, датчик температуры охлаждающей жидкости.

Датчик температуры охлаждающей жидкости расположен на участке между головкой блока цилиндров и термостатом, т.е. на самом блоке двигателя.

Его корпус находится заподлицо со шляпками (клавиша — прим.), поэтому его можно легко снять и подключить с помощью планки с двумя проводами.

Конструкция

Конструкцию датчика можно сравнить с простым резистором, который изменяет параметры своего сопротивления в зависимости от степени нагрева двигателя.

Проверка снятого ДТОЖ

Для более тщательной проверки рекомендуется снять устройство с автомобиля. Для этого дайте двигателю остыть, а затем слейте охлаждающую жидкость из системы.

Для его снятия вам понадобится лишь 19-миллиметровый гаечный ключ (20, 21, 22), с помощью которого вы сможете открутить датчик и снять его вместе с кольцом.

На этом же этапе необходимо оценить состояние самого узла, его резьбы, очистить их и смазать.

Те же операции можно выполнить и на самом датчике. После завершения разборки можно приступать непосредственно к работе.

Читайте также: Датчик уровня масла на ВАЗ 2114: замена своими руками, диагностика неисправности

3. Проверка с термометром

После завершения разборки можно провести проверку термометром. Этот вариант дает наиболее точную информацию и поэтому рекомендуется в большинстве случаев.

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Подготовьте сосуд и налейте в него воду.
  2. Для нагрева воды используйте чайник.
  3. Подготовьте мультиметр к измерениям.
  4. Погрузите сенсорный элемент в жидкость.
  5. Убедитесь, что мультиметр можно подключить к контактам.
  6. Поместите термометр в воду, чтобы контролировать температуру. Для максимальной точности предпочтительнее электронная версия.
  7. Нагрейте воду и измерьте различные температуры, например, от +5 градусов Цельсия и выше с шагом «5».
  8. Заполните таблицу значениями сопротивления в зависимости от заданной температуры.
  9. Сверьте их с информацией в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.

Конечно, в процессе измерения могут возникать неточности. Погрешность зависит от многих факторов: условий эксплуатации и характеристик конкретного детектора. В частности, даже в устройствах одной и той же модели параметр сопротивления может меняться.

4. Без термометра

При необходимости можно провести проверку без использования измерителя температуры воды.

В этом методе может быть применен принцип, рассмотренный выше, но с небольшими ограничениями.

Общий алгоритм выглядит следующим образом:

  1. Вскипятите воду.
  2. Вставьте измерительный элемент датчика температуры.
  3. Измерьте сопротивление на выводах.

При температуре около 100 градусов Цельсия сопротивление должно составлять около 177 Ом. Однако здесь необходимо учитывать возможные ошибки.

В частности, температура могла измениться в сторону понижения во время измерения.

Недостатком метода является то, что испытание проводится только в одной температурной точке.

Этапы поиска неполадки

Опытные мастера выполняют следующие действия для обнаружения неисправности

  • Они начинают с проверки предохранителей, перегоревшие заменяют, и на этом проблема может быть решена;
  • Проверьте наличие внешних повреждений (оплавленный пластик, изоляция, сколы)
  • Снимите клемму, расстегнув защелку и очистив контакты. Если проблема существует, двигатель стабилизируется;
  • Проверьте цепь питания с помощью мультиметра, отсутствие питания указывает на обрыв провода;
  • Разберите и проверьте датчик зажигания;

Особенности проверки на ВАЗ 2110

Для ВАЗ 2110 существует два типа двигателей — 8-клапанные и 16-клапанные. Но особенности датчика уровня топлива, его расположение и замена идентичны.

На этих ВАЗ 2110 может быть использован датчик температуры Lusar LS 0101. Установлены два датчика температуры охлаждающей жидкости, один возле термостата, который обменивается данными с ЭБУ, другой на радиаторе, который передает данные на приборную панель.

Процедура та же, сопротивление при различных температурах приведено в таблице 1.

ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

На этих автомобилях в качестве датчика температуры охлаждающей жидкости может использоваться GM 2112-3851010-01. Расположение устройства — между головкой блока цилиндров и термостатом.

Чтобы проверить это, рекомендуется снять компонент (ключ 19). Для этого необходимо дождаться, пока двигатель остынет, отключить «минус» на аккумулятор и слить антифриз.

Затем демонтируйте устройство и проверьте его с помощью нагревателя жидкости, термометра и мультиметра.

Должны присутствовать следующие параметры.

Таблица 2.

Температура, 0C Сопротивление, Ом Напряжение, В
+30 1350-1880 8
+50 585-820 7,6
+70 280-390 6,85
+90 155-196 5,6
+110 87-109 4,7

Если есть несоответствие, устройство следует заменить.

Функции ДТОЖ в системе ЭБУ

Инжектор заменил карбюратор, что означает, что в автомобиле больше нет «дроссельной заслонки». ЭБУ теперь отвечает за обогащение или обеднение воздушно-топливной смеси. Он считывает значение t°C с датчика температуры и регулирует подачу бензина для прогрева двигателя и поддержания автомобиля в рабочем состоянии. Датчик температуры охлаждающей жидкости также отвечает за включение и выключение вентилятора радиатора для предотвращения перегрева охлаждающей жидкости.

диаграмма

Основные поломки датчика

Существует не так много причин, по которым датчик температуры охлаждающей жидкости может выйти из строя, поскольку в его простой конструкции нечему ломаться. Если он все-таки сломался, следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Отсутствие контакта с датчиком — причиной такого сбоя может быть банальный обрыв или деформация кабеля из-за поражения его коррозией.
  • Устройство вышло из строя в связи с истечением срока службы.

Газель (двигатели ЗМЗ 406, 405, 409)

Место установки — на приводном блоке в зоне термостата или на корпусе последнего.

Для его снятия необходимо частично слить охлаждающую жидкость из двигателя, отсоединить пружинный фиксатор жгута проводов и открутить колодку от датчика.

Затем с помощью ключа ’19’ ослабьте съемник и открутите блок.

При выборе устройства учитывайте особенности двигателя и ЭБУ.

406 двигатель и ЭБУ Микас 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS5.6

В таких случаях используется напряжение от 5 до 12 В через сопротивление 9,1 кОм.

Для замены подходят несколько типов устройств: Калуга 19.3828, Лузар LS 0306, Рикор 40.5226 или Автотрейд 42.3828.

Для проведения теста вам также понадобится кипящая вода с переменной температурой и мультиметр.

Чтобы заставить его работать, соберите цепь и подайте на нее ток от 1 до 1,5 мА. Вы должны измерять напряжение, а не сопротивление.

Параметры испытания должны быть следующими:

  • -60 0С — 2.13В;
  • -40 0С — 2.33В;
  • -20 0C — 2.53V;
  • 0 0C — 2.73V;
  • +40 0C — 3.13 V;
  • +80 0C — 3,53 V;
  • 105 0C — 3,83V;
  • 125 0C — 3.98V.

Когда двигатель работает, напряжение будет составлять 5 В.

Двигатель 405, 409, УМЗ 4216Е3, 4213 блок управления Микас 11 / 10.3, VS8, СОАТЭ

В этом случае используются счетчики зажигания с каталожными номерами 234.3828, 40.5215 или 421.3828.

В отличие от метода, рассмотренного выше, здесь необходимо измерить сопротивление.

Отношения должны быть следующими:

  • 128 0C — 80,8 Ом;
  • 100 0C — 177 Ом;
  • 80 0C — 332 Ом;
  • 60 0C — 667 Ом;
  • 40 0C — 1459 Ом;
  • 20 0C — 3520 Ом;
  • 0 0C — 9420 Ом;
  • -20 0C — 28680 Ом;
  • -40 0C — 100707 Ом.

В случае значительных отклонений от этих параметров прибор подлежит замене.

Проверка датчика своими руками

Как было сказано выше, температурный датчик передает температуру охлаждающей жидкости водителю на приборную панель, чтобы он мог сам визуально проверить ее.

Чтобы диагностировать его, сделайте следующее:

  • Заведите автомобиль заранее, дайте ему поработать на холостом ходу, пока стрелка не покажет максимальную рабочую температуру, которая составляет 90-98 градусов.
  • Затем отсоедините контакты и посмотрите, на что указывает стрелка на приборной панели.

В этом случае возможны два типа дальнейшего развития.

  1. Стрелка остается неподвижной и никак не реагирует — причина кроется в проводке или в самом датчике. Проверьте целостность кабеля, а затем проверьте сам датчик.
  2. Стрелка идет к «нулю» — В этом случае проверьте предохранитель. Если предохранитель в блоке цел, а игла начинает прыгать при замыкании контакта на землю — датчик температуры не работает.

Нива Шевроле

Для установки можно использовать датчик температуры 2112-3851010 Калуга (23.3828). Визуально определить местоположение устройства сложно, так как оно заслонено другими компонентами.

Сняв их, можно увидеть, что устройство находится в верхней части термостата в отверстии седла передней водяной рубашки (той, что выходит в блок цилиндров). Когда он откручен (втулка 19), антифриз не вытекает.

Проверка выполняется по тем же схемам, что описаны выше. Перед вами должна быть таблица с параметрами температуры и сопротивления измерителя температуры охлаждающей жидкости.

Таблица 3.

Температура, 0°C Сопротивление, Ом
+100 177
+90 241
+80 332
+70 467
+60 667
+50 973
+45 1188
+40 1459
+35 1802
+30 2238
+25 2796
+20 3520
+15 4450
+10 5670
+5 7280
0 9420
-4 12300
-10 16180
-15 21450
-20 28680
-30 52700
-40 100700

Chevrolet Niva также оснащается датчиком температуры охлаждающей жидкости (датчик, показывающий температуру охлаждающей жидкости), который выводит данные на приборную панель, не передает информацию в ЭБУ и не влияет на работу двигателя.

Однако он может выдавать неверную информацию на приборную панель и вводить водителя в заблуждение.

Его можно открутить, не сливая охлаждающую жидкость, но перед откручиванием крышки расширительного бачка следует снизить давление в системе.

Это также можно проверить, сравнив температуру с помощью мультиметра.

Калина

Официальный вариант датчика температуры для ВАЗ 2112 — 2112-3851010. Но можно использовать аналоги, например, ЭРА (33026), Лузар (LS 0112), Fenox (TSN 2211207).

В автомобилях с 8- и 16-клапанными двигателями датчик находится на термостате. В то же время устройство слегка прикрыто корпусом фильтра.

В то же время в автомобиле Lada Kalina 1, чтобы добраться до указателя температуры, необходимо снять воздушный фильтр.

Для его откручивания используется гаечный ключ 19 мм. Сливать антифриз не обязательно.

Проверьте, как в предыдущем случае, после снятия блока с помощью ключа «на 19».

Показания температуры и сопротивления см. в таблице 3.

Наличие рабочего напряжения проверяется мультиметром при включенном зажигании без снятия датчика между выводами колодки «В» и землей (на колодках «А» и «В» два вывода). Нормальное значение составляет от 4,8 до 5,2 вольт.

Признаки неполадок

Ниже перечислены типичные симптомы неисправности радиатора:

  • Включение вентилятора, когда двигатель не прогрет;
  • Плохой запуск прогретого двигателя;
  • Нестабильные обороты двигателя на холостом ходу;
  • Неустойчивая работа двигателя (пробуксовка, отсутствие тяги).
  • Увеличивает расход бензина;

В случае неисправного топливного отсекателя двигатель работает стабильно без сбоев, но приборная панель показывает, что жидкость не прогревается или вообще не остывает. Все это симптомы неисправного реле высокого давления на автомобиле ВАЗ 2114.

Рено Логан

Существует множество типов ДСТЖ, которые вы можете использовать в вашем Renault Logan, например MEAT & DORIA 82187, JP GROUP 1293102400, Vernet WS2602 и другие.

Оригиналы:

  • 12-RENAULT-7700101968 (треугольные контакты) — стоит на 8-клапанных двигателях до 2012 года.

  • 12-RENAULT-226307034R — после 2012 года (последовательные контакты).

Все они подходят для двигателей K4M и K7M, места расположения отличаются.

Так на K4M (8 клапанов) указатель температуры установлен в корпусе распределителя воды (в блоке цилиндров). Это единый датчик температуры, передающий информацию на приборную панель и взаимодействующий с ЭБУ.

На двигателе K7M он расположен в задней части головки блока цилиндров.

Три контакта «A», «B1» и «B2» обозначены на клеммной колодке. Рабочее напряжение измеряется, как указано выше, при включенном зажигании, между контактом «B1» и землей. Нормальное значение составляет от 4,8 В до 5,2 В.

Если на клемме нет напряжения, отсоедините жгут проводов от ЭБУ и с помощью тестера проверьте провода на обрыв. Измерьте расстояние между «B1» и клеммой «13» ЭБУ.

Если цепь работает, это означает, что неисправен блок управления.

Установите тестер в режим измерения сопротивления и проверьте наличие обрыва в цепи «земли» датчика между клеммой «B2» и корпусом автомобиля (двигателя).

Показание менее 1 Ом указывает на то, что цепь в порядке. Если показания бесконечны, то между контактами «73» и «B2» имеется разрыв.

Затем, если вы не хотите снимать датчик температуры охлаждающей жидкости с двигателя, с помощью тестера измерьте показания сопротивления между контактами датчика «B1» и «B2» при теплом и холодном двигателе.

Эталонные значения приведены в таблице 4.

Температура, 0°C Сопротивление, Ом
120 105
110 135
90 240 (+/ — 30)
80 335 (+/ — 35)
50 810
25 2050
20 3500 (+/ — 500)
4 7500 (+/ — 500)

Для дальнейшей проверки устройства можно воспользоваться одним из описанных выше способов.

Для подстраховки рекомендуется разбирать устройство с помощью торцевой головки диаметром 21 мм.

Поломки

Неисправности проводов

К наиболее распространенным и часто встречающимся поломкам датчиков относятся:

  • Отсутствие контакта с датчиком;
  • Нарушенный контакт, потеря изоляции;
  • Устройство больше не работает;
  • Вентилятор не включается, когда это необходимо.

Также важно исследовать признаки неисправности. К ним относятся:

  • Двигатель еще не успел прогреться, а вентилятор уже работает;
  • Двигатель прогрелся, но все еще не работает должным образом;
  • Расход топлива значительно увеличивается.

Одна из распространенных ошибок новичков заключается в том, что они часто путают CTG с указателем температуры охлаждающей жидкости.

Оцените статью
Блог про ВАЗ-2114