- Где находится ДПДЗ?
- КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОВЕРИТЬ ЕГО РАБОТУ
- Диагностика
- Ваз 2110 проверка дпдз мультиметром
- ЧТО ЭТО ДПДЗ В АВТОМОБИЛЕ ВАЗ-2110
- СВЯЗЬ ЗАСЛОНКИ ДРОССЕЛЯ С ДРУГИМИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ ВАЗ-2110
- КОНСТРУКЦИЯ ДПДЗ
- ХАРАКТЕРНЫЕ СИМПТОМЫ НЕИСПРАВНОГО СОСТОЯНИЯ ДПДЗ
- НЕПОЛАДКИ ДПДЗ И ИХ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ
- Разновидности датчиков для ВАЗ 2114
- Конструкция
- Неполадки ДПДЗ и их диагностирование
- Процедура замены датчика
- Характеристика
- Где установлен?
- Ресурс
- Признаки
- Причины
- Диагностика
- Диагностика: способ №2
- Способ №3
- Какой выбрать?
- Замена
- Видео по замене датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ 2114
- КАК ЗАМЕНИТЬ И ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ?
- Датчик скорости (ДС)
- Признаки неисправности ДС:
- Назначение конструкции датчика положения дроссельной заслонки автомобиля ВАЗ
- Способы очистки
- Поверхностная очистка
- Глубокая промывка
- Принцип работы
- Основные признаки неисправности ДПДЗ
- Правила чистки
- ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДАТЧИК ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ ВЫШЕЛ ИЗ СТРОЯ?
- Проверка напряжения
- Стоимость
Где находится ДПДЗ?
На автомобиле ВАЗ 2114 используется датчик положения дроссельной заслонки, или «Омега». Они являются наиболее популярными среди других производителей. По мнению владельцев данной модели ВАЗ, датчик дроссельной заслонки «Курск» и «Омега» имеют самый длительный срок службы и являются самыми надежными.
Главный датчик
Бесконтактный датчик также можно причислить к надежным устройствам DPDZ, . Благодаря своему устройству он имеет гораздо меньше шансов выйти из строя, чем резисторные варианты.
Датчик дроссельной заслонки расположен в моторном отсеке автомобиля ВАЗ 2114. Он является частью механизма корпуса дроссельной заслонки и крепится к поверхности дроссельной пластины, которая меняет положение с датчиком, так как они находятся на одной оси.
Под капотом
Датчик положения дроссельной заслонки является частью системы корпуса дроссельной заслонки, расположен на корпусе дроссельной заслонки рядом с BCD и соединен с осью дроссельной заслонки (#4 на фото).
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОВЕРИТЬ ЕГО РАБОТУ
Вы уже знаете симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки, поэтому давайте попробуем проверить его самостоятельно. Следующий пошаговый цикл проверки поможет вам проверить датчик положения дроссельной заслонки. Для этого вам понадобится тестер, мультиметр или простой вольтметр со шкалой 15-20 вольт.
Процедура будет выглядеть следующим образом:
- Откройте капот и найдите ДПДЗ. Ищите его рядом с корпусом дроссельной заслонки;
- Разъем от этого датчика необходим для проверки, поэтому отсоедините его от ДПДЗ;
- Теперь к работе подключен вольтметр или другой прибор для измерения напряжения. «Минус» измерительного прибора подключается к «земле» автомобиля, а другой щуп используется для проверки напряжения. Внимательно осмотрите корпус разъема и найдите контакт с маркировкой «A».
- При включенном зажигании проверьте наличие напряжения на этом проводе. Должно быть 5 вольт. Если питание есть, то ДПДЗ неисправен и его следует отремонтировать или заменить. Если напряжение намного меньше 5 вольт или вообще отсутствует, проверьте всю электрическую цепь. Если ничего не происходит, возможно, неисправен контроллер.
Можно проверить работу, не отсоединяя разъем от ДПЗ. Рассмотрим также такой способ работы, как проверка ДПЗ без отключения его от источника питания. Цель проверки остается прежней — проверить напряжение питания ДПЗ.
При включенном зажигании и подключенном вольтметре, при плавном повороте пластикового корпуса дроссельной заслонки, прибор должен показывать плавное изменение напряжения от 0,7 до 4 вольт. Подключите разъем DPDZ и проверьте напряжение питания, прожигая провод датчиком измерительного прибора.
Если у вас есть омметр, вы можете проверить сопротивление потенциометра датчика. В этом случае разъем отсоединяется от ДПДЗ, а щупы омметра должны быть подключены как к неподвижным, так и к подвижным контактам. При вращении сектора стрелка счетчика должна плавно перемещаться. Рывковое или скачкообразное движение стрелки прибора указывает на то, что прибор неисправен.
Ремонтировать его нет смысла, так как причиной выхода из строя ДПДЗ ВАЗ 2114 почти всегда является трещина в токопроводящем слое. Проще заменить его на новый.
Производители гарантируют его нормальную работу в течение примерно 50 000 км пробега. Сейчас есть ДПДЗ из города Калуга. Они представляют собой бесконтактное устройство, в котором нет подвижного ползунка, а контакт не изнашивается. Срок службы этого устройства неограничен.
После замены ДПДЗ на автомобиле самое время отремонтировать дроссельную заслонку. Ремонт — это сильное слово, так как в большинстве случаев все ограничивается чисткой и мытьем этого устройства.
Используйте любой очиститель карбюратора, не пропускайте ни одного канала при очистке, и все будет в порядке.
Иногда возникает вопрос о том, как проверить новый датчик положения дроссельной заслонки. Это можно сделать с помощью омметра, как описано выше.
Диагностика
Это можно сделать своими руками. Однако проверка датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114 должна производиться с помощью специального прибора — мультиметра. Переключите его в режим измерения напряжения и подключите к общей земле. Подключите красный щуп к положительной клемме «A». Он расположен на корпусе разъема DPDZ.
Обратите внимание, что измерения должны проводиться при включенном зажигании. В противном случае значение всегда будет равно нулю. Включив зажигание, посмотрите на результаты. Напряжение на выводе должно составлять пять вольт. Небольшая погрешность около 0,3 вольт является допустимой. Если напряжение меньше 4,7 вольт, компонент неисправен и подлежит замене.
Если мультиметр показывает ноль при включенном зажигании, возможно, в цепи есть обрыв, и напряжение просто не достигает датчика. Но если с проводами все в порядке, то неисправен датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114. Симптомы его выхода из строя — полное отсутствие напряжения на выводах ДПДЗ.
Ваз 2110 проверка дпдз мультиметром
Владельцам ВАЗ-2110 часто приходится ремонтировать свой автомобиль. А последствиями ремонтных работ могут быть как крупные поломки, так и мелкие неисправности. Какие неисправности возникают в датчике положения дроссельной заслонки? Для чего используется эта деталь? Как распознать, когда эта деталь перестает работать должным образом? Читайте об этом в нашей статье.
ЧТО ЭТО ДПДЗ В АВТОМОБИЛЕ ВАЗ-2110
Датчик положения дроссельной заслонки обычно называется среди водителей ДПДЗ. Эта деталь используется в нескольких типах двигателей:
- Бензиновые двигатели с впрыском топлива.
- Моноинжекторный тип впрыска.
- Дизельные двигатели.
ДПЗ также называют потенциометром дроссельной заслонки. Это происходит потому, что датчик сконструирован как переменный резистор. Сам датчик устанавливается в моторном отсеке — в качестве места крепления используется дроссельная заслонка. Механизм работы датчика таков: в зависимости от того, в каком положении и насколько открыта дроссельная заслонка, изменяется и сопротивление.
То есть, уровень этого сопротивления зависит от давления на педаль дроссельной заслонки. Если педаль не нажата, дроссельная заслонка закрыта и сопротивление наименьшее. При открытой дроссельной заслонке верно обратное. Напряжение на ДПДЗ, которое прямо пропорционально сопротивлению, также изменится соответствующим образом.
Эти изменения отслеживаются электронной системой управления, которая получает все сигналы от ДПДЗ и подает топливо в топливную систему.
Таким образом, при максимальном значении напряжения контакта сигнала датчика положения дроссельной заслонки в топливную систему автомобиля ВАЗ-2110 будет подаваться наибольшая порция топлива.
Таким образом, чем точнее показания датчика положения дроссельной заслонки, тем лучше электронная система ВАЗ-2110 настраивает работу двигателя на нужный режим.
СВЯЗЬ ЗАСЛОНКИ ДРОССЕЛЯ С ДРУГИМИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ ВАЗ-2110
Дроссельная заслонка ВАЗ-2110 является компонентом системы впуска двигателя и напрямую связана со многими другими системами автомобиля. К ним относятся следующие системы:
- направленная стабильность;
- блокировки;
- противоскользящий;
- противоскользящий;
- круиз-контроль.
Есть и такие системы, которые управляются электроникой коробки передач. Ведь именно дроссельная заслонка регулирует подачу воздуха в систему автомобиля и отвечает за качественный состав топливно-воздушной смеси.
КОНСТРУКЦИЯ ДПДЗ
Датчик положения дроссельной заслонки может быть двух типов:
- тип пленки;
- магнитные или бесконтактные.
Конструктивно он напоминает воздушный клапан — в открытом положении давление соответствует атмосферному, в закрытом — падает до отрицательного. ДПДЗ состоит из резисторов постоянного и переменного тока (каждый с сопротивлением 8 Ом). Открытие и закрытие дроссельной заслонки контролируется контроллером, после чего регулируется подача топлива.
Если в цепи этого датчика есть хотя бы один признак неисправности, двигатель может быть переполнен или недополнен топливом. Такие неисправности двигателя отражаются на самом двигателе ВАЗ-2110 и его трансмиссии.
ХАРАКТЕРНЫЕ СИМПТОМЫ НЕИСПРАВНОГО СОСТОЯНИЯ ДПДЗ
Благодаря правильной работе датчика положения дроссельной заслонки, топливная система двигателя ВАЗ-2110 работает с эффектом сглаживания. Это означает, что автомобиль движется плавно, а педаль акселератора хорошо реагирует на нажатие. Поэтому неисправность ДПДЗ можно заметить практически сразу по следующим симптомам:
- Плохой запуск двигателя.
- Заметное увеличение расхода топлива.
- Движение транспортных средств прерывистое.
- Заметный холостой ход двигателя во время работы.
- Убедитесь, что на приборной панели горит сигнал e.
- Автомобиль плохо разгоняется из-за задержки ускорения.
- Из впускного коллектора слышен хлопающий звук.
Конечно, эти признаки неисправного датчика могут проявиться не все сразу. Но даже если вы заметили только один из этих признаков, стоит проверить свой автомобиль в сервисном центре.
НЕПОЛАДКИ ДПДЗ И ИХ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ
Известно, что вечных автомобильных запчастей еще не изобрели. И отказ ДПДЗ можно предсказать, для этого необходимо поинтересоваться возможными причинами отказа этой детали. Вот основные из них:
- истирание напыленного слоя подложки, который используется для перемещения ползунка (что приводит к неправильным показаниям ДПДЗ).
- Повреждение сердечника подвижного типа (результат — ухудшение контактов между ползунком и резистивным слоем).
Как же самостоятельно устранить неисправность этого датчика? Вы можете сделать это самостоятельно, выполнив тест самодиагностики:
- Прослушайте работу двигателя ВАЗ-2110 на холостом ходу:
Поломка очевидна, если вы заметите, что обороты находятся в «плавающем» состоянии; - Резко опустите педаль акселератора:
Если после этого действия двигатель останавливается, возникает неисправность. - Перезапустите двигатель:
Неисправность DPDZ появляется, когда автомобиль начинает дергаться, что указывает на неправильную подачу топлива в систему.
Эксперты говорят, что чаще всего датчик выходит из строя, когда дорожка сопротивления сильно загрязнена или полностью повреждена. Чтобы убедиться в обратном, проверьте рабочее состояние ДПДЗ.
Разновидности датчиков для ВАЗ 2114
Резистивный датчик дроссельной заслонки ВАЗ 2114 самый простой и дешевый, но у него есть огромный недостаток — чувствительная часть стирается со временем, на холостом ходу обороты становятся нестабильными. Среди таких устройств наибольшей популярностью пользуются ДПДЗ и «Курск». По мнению водителей, именно эти датчики отличаются долговечностью и высокой надежностью.
Цена датчиков дроссельной заслонки ВАЗ 2114:
- Резистивные — от 130 рублей.
- Бесконтактные — около 300-500.
Разместил ДПДЗ непосредственно на дроссельном механизме, прикрепив его винтами. Ось датчика и дросселя находятся в одной плоскости.
Конструкция
Датчик представляет собой простой электрический элемент — резистор. При вращении оси датчика сопротивление в датчике изменяется. Датчик установлен на валу дроссельной заслонки, и когда дроссельная заслонка открывается, подвижная часть датчика вращается вместе с дроссельной заслонкой.
В силу своей конструкции этот датчик довольно часто выходит из строя. Его подвижные дорожки истираются и теряют контакт, что приводит к неисправности датчика.
Существует еще один тип датчиков без механической части. Этот датчик имеет электрическую цепь с рядом различных радиокомпонентов внутри.
Электронный тип ДПЗ не имеет механического стука и не подвержен быстрому выходу из строя из-за сколов.
Неполадки ДПДЗ и их диагностирование
Как известно, вечных автомобильных запчастей еще не изобрели. И отказ ДПДЗ можно предсказать, для этого необходимо поинтересоваться возможными причинами отказа этой детали. Вот основные из них:
- истирание напыленного слоя подложки, по которому перемещается ползунок (результат — неправильные показания ДПДЗ).
- Выход из строя сердечника подвижного типа (результат — ухудшение контактов между ползунком и резистивным слоем).
Как самостоятельно устранить неисправность этого датчика? Это можно сделать, проведя собственную диагностику работы диагностического прибора:
- Прослушайте работу двигателя ВАЗ-2110 на холостом ходу:
- Поломка очевидна, если вы заметите, что его обороты находятся в «плавающем» состоянии;
- Резко опустите педаль акселератора:
- Если после этого действия двигатель останавливается, возникает неисправность.
- Перезапустите двигатель:
- Неисправность DPDZ появляется, когда автомобиль начинает дергаться, что указывает на неправильную подачу топлива в систему.
Эксперты говорят, что чаще всего датчик выходит из строя, когда дорожка сопротивления сильно загрязнена или полностью повреждена. Чтобы убедиться в этом, проверьте работоспособность ДПДЗ.
Процедура замены датчика
Датчик крепится двумя винтами. С помощью отвертки открутите их и осторожно снимите с оси. Вставляя новую деталь, убедитесь, что гнездо обращено к переборке (со стороны водителя). Последний шаг — закрепление шурупами. Как видите, ничего сложного нет, теперь вам потребуется простая регулировка датчика дроссельной заслонки ВАЗ 2114.Это делается следующим образом:
- Дроссельная заслонка полностью открыта. Если что-то мешает движению, значит, ДПДЗ установлен неправильно. Поверните его корпус на 90 градусов и снова закрепите.
- Перед запуском двигателя отключите напряжение автомобиля на 10-15 минут. После всех этих манипуляций двигатель должен работать без сбоев.
Вот и все, замена и регулировка ДПДЗ ВАЗ 2114 закончена. Стоит отметить, что в большинстве случаев нет необходимости в настройке, устройство начинает работать без проблем после запуска.
Характеристика
DPDZ — это устройство, которое используется для преобразования углового положения воздушной заслонки в постоянный ток. Этот компонент устанавливается на все автомобили с впрыском топлива. Информация от датчика о состоянии дроссельной заслонки передается на распределитель.
Сам ДПДЗ может быть фольгированным или магнитным (бесконтактным). Его конструкция аналогична конструкции воздушного клапана. Когда элемент открыт, давление в системе близко к атмосферному. Но как только элемент закрывается, давление внутри уменьшается — создается вакуум.
В конструкции электронного датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114 имеется переменный и постоянный резистор. Сопротивление обоих составляет около восьми Ом. Но выходное напряжение может меняться. Значение зависит от самого положения дроссельной заслонки. Эти процессы также контролируются специальным контроллером.
В зависимости от сигналов, получаемых от дроссельной заслонки, система регулирует количество воздуха и концентрацию топлива в смеси. При малейшей неисправности датчика положения дроссельной заслонки, ВАЗ-2114 не будет работать должным образом. В двигатель будет поступать слишком много топлива.
В обоих случаях двигатель подвергается значительной нагрузке, и его гибкость теряется.
Где установлен?
Этот компонент расположен в корпусе дроссельной заслонки.
Точнее, датчик установлен на корпусе дроссельной заслонки (соединен с его осью), рядом с регулятором холостого хода двигателя.
Ресурс
Как долго служит датчик положения дроссельной заслонки на автомобиле ВАЗ-2114? Этот компонент не требует замены в течение следующих 50 000 км пробега. Это средний срок службы ДПДЗ на ВАЗе.
Однако, поскольку пробег большинства автомобилей этой модели уже перевалил за сотню, владельцы часто сталкиваются с неисправностями этого компонента. Как узнать, не вышла ли деталь из строя? Мы расскажем вам об этом ниже.
Признаки
Существует несколько симптомов, указывающих на неисправность этого компонента:
- Высокие обороты холостого хода. Это также происходит, если неисправен регулятор холостого хода. В обоих случаях дроссель открывается на гораздо больший угол. Благодаря этому в камеру поступает большое количество кислорода. Чем больше воздуха, тем быстрее сгорает смесь. Это приводит к неконтролируемому увеличению оборотов.
- Снижение мощности двигателя. Это может произойти в результате неправильного приготовления смеси. Он содержит больше кислорода, чем должен. В результате в двигателе не хватает энергии для создания крутящего момента. Вместе с этим заметно снижаются характеристики разгона автомобиля.
- Нажатие на педаль газа. Суть проблемы проста — при нажатии на педаль акселератора в цилиндры поступает больше воздуха. А поскольку его концентрация выше нормы, происходит замедление, и двигатель не может достичь нормальных оборотов в движении.
- Самопроизвольное выключение двигателя в пробке. Это также связано с более высокой концентрацией в воздухе. В камере сгорания недостаточно топлива, чтобы поршень мог совершить ход. Это приводит к тому, что двигатель набирает обороты и просто отключается.
Причины
Ранее мы рассмотрели причины неисправности силового агрегата. Как видите, сбои происходят из-за неправильной концентрации воздуха в смеси.
Но по каким причинам в ВАЗ-2114 выходит из строя сам датчик положения дроссельной заслонки? Среди причин неисправностей ДПДЗ можно назвать:
- Обгоревшие контакты. Подвижный контакт датчика начинает двигаться при открытии дроссельной заслонки, вступая в контакт с резистивным полем. При длительном использовании поле ухудшается, и контакт исчезает. Сигнал больше не может передаваться на контроллер, поэтому система не может работать нормально.
- Контактное окисление. Если в первом случае они не подлежат ремонту, то в данной ситуации можно попытаться заставить датчик снова работать. Поэтому, чтобы восстановить окисленные контакты, нужно распылить смазку ВД-40 на блок и в пространство под крышкой. Эта смазка содержит антикоррозийные присадки, которые уничтожают любую ржавчину. В половине случаев это помогает вернуть датчик к жизни.
- Износ подложки DPDZ. Однако это происходит только в том случае, если в конструкции предусмотрено специальное покрытие, состоящее из резистивного слоя.
- Неполное закрытие заслонки. В этом случае посадочное место датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114 можно обработать напильником, и двигатель снова будет работать нормально.
Диагностика
Это можно сделать своими руками. Однако проверка датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114 должна проводиться с помощью специального прибора — мультиметра. Переключите его в режим измерения напряжения и подключите к общей земле. Подключите красный щуп к положительной клемме «A». Он расположен на корпусе разъема DPDZ.
Обратите внимание, что измерения должны проводиться при включенном зажигании. В противном случае значение всегда будет равно нулю. Включив зажигание, посмотрите на результаты. Напряжение на выводе должно составлять пять вольт. Небольшая погрешность около 0,3 вольт является допустимой. Если напряжение меньше 4,7 вольт, компонент неисправен и подлежит замене.
Если мультиметр показывает ноль при включенном зажигании, возможно, в цепи есть обрыв, и напряжение просто не достигает датчика. Но если с проводами все в порядке, то неисправен датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114. Признаки его повреждения — полное отсутствие напряжения на выводах DPDZ.
Диагностика: способ №2
Можно также проверить работу компонента, не отсоединяя разъем. Для этого вам понадобится тот же мультиметр. С его помощью мы проверим, поступает ли напряжение на датчик. При включении зажигания вы увидите плавное увеличение напряжения от 0,8 В до 4 В на проводах.
Одновременно поверните пластиковый сектор воздушной заслонки. Разъем датчика должен быть подключен. А напряжение проверяется путем прокола провода щупом мультиметра.
Способ №3
Переключите наш измерительный прибор в режим омметра. Затем отсоедините разъем от датчика.
Затем мы подключаем щуп мультиметра к любому подвижному и неподвижному контакту. При вращении сектора игла омметра будет двигаться плавно. Наличие резких переходов стрелки указывает на дефект ДПДЗ.
Какой выбрать?
Обратите внимание, что датчики положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114 не подлежат ремонту. На автомобиле этот компонент заменяется целиком. Существует несколько :
- «Шет».
- «Омега».
Последний устанавливается на «Ладу» с завода. Он служит достаточно долго. При выборе стоит обратить внимание на бесконтактные компоненты. Они стоят около 600-900 рублей.
Но служат они очень долго — говорят отзывы. Не стоит покупать датчики сопротивления. Они ненадежны и быстро выходят из строя.
Что касается датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114 «Калуга» (та же «Автоэлектрика»), то он бесконтактный и продается за тысячу рублей. Отзывы о нем положительные.
Единственный недостаток — высокая цена. Однако это полностью оправдано ресурсом данной модели датчика.
Замена
Изменить этот элемент довольно просто. Вам необходимо открыть капот и определить положение датчика.
Видео по замене датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ 2114
Этот процесс представлен вместе с инструкциями по замене УЗО, поскольку процедуры очень похожи.
А ниже представлен стандартный фотоотчет о проделанной работе.
Для начала отсоедините клемму ‘-‘ от аккумулятора, чтобы обесточить автомобиль. Затем найдите наш датчик на дроссельном узле и отсоедините его разъем, открутив пластиковый фиксатор:
Конечный результат можно увидеть на фотографии ниже.
Затем открутите два винта с помощью крестовой отвертки.
Теперь датчик можно снять, поскольку его больше ничто не удерживает на месте. Это следует делать осторожно, возможно, с небольшим скручиванием корпуса ДПДЗ для обеспечения беспроблемного извлечения.
Перед установкой проверьте целостность пенопластовой прокладки и маркировку на новом датчике. Он должен быть таким же, как и на старой детали.
Сборка производится в обратном порядке и не должна вызывать затруднений.
Ротор соединен с валом дроссельной заслонки. Датчик Холла, печатная плата и другие компоненты встроены в устройство. Мы не будем подробно останавливаться на устройстве бесконтактного счетчика. Но следует отметить, что бесконтактный ДПДЗ предназначен для использования в электронных блоках управления и для более точного измерения угла дроссельной заслонки.
В России бесконтактный ДПДЗ ВАЗ 2114 производит ОАО «Автоэлектрика» в Калуге, в Украине — НПП «ВТН» в Виннице. Оба устройства продемонстрировали надежность и имеют заводскую гарантию 3 года. В действительности эти устройства способны прослужить гораздо дольше.
ОСОБЕННОСТИ: Замена сальника коленчатого вала ВАЗ 2109
Бесконтактные датчики дроссельной заслонки ВАЗ 2114 работают за счет излучения магнитного поля. В отличие от обычных резисторно-пленочных датчиков, они гораздо более долговечны, но и значительно дороже. В случае выхода из строя эти устройства могут быть заменены или отремонтированы специалистом.
Датчики положения дроссельной заслонки бывают двух видов:
- Пленочно-резистивный — заводская установка.
- Бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки.
Работа бесконтактных датчиков основана на магниторезистивном эффекте. Этот датчик значительно дороже обычного пленочно-резистивного датчика. На самом деле, датчики приближения считаются более надежными, но моему уже седьмой год.
КАК ЗАМЕНИТЬ И ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ?
Усовершенствовав «девятку», ВАЗ-2114 получил инжекторный двигатель, для стабильной работы которого было установлено большое количество датчиков и автоматических устройств, позволяющих через ЭБУ самостоятельно регулировать и держать под контролем работу систем автомобиля.
Изменения коснулись принципа питания двигателя бензином. В предыдущих моделях этот процесс был механическим, в то время как сейчас он осуществляется с помощью электроники. Дроссельная заслонка и педаль акселератора больше не связаны механически, а холостые обороты автомобиля контролируются движением самой дроссельной заслонки.
Подача топлива контролируется сигналами, поступающими в ЭБУ от всех систем автомобиля. Одним из них является датчик положения дроссельной заслонки, или сокращенно ДПДЗ.
При работе двигателя ВАЗ-2114 могут возникать различные неисправности, некоторые из которых вызваны датчиком контроля холостого хода, поэтому его следует проверять вместе с ДПДЗ.
Владельца ВАЗ-2114 должны насторожить следующие симптомы:
- Никакого холостого хода.
- Загорание лампочки на приборной панели.
- Подозрительный холостой ход.
- Двигатель работает неустойчиво, глохнет при отпускании педали акселератора.
- Автомобиль сильно дергается при определенных положениях дроссельной заслонки.
Отклонения в работе датчика дроссельной заслонки должны побудить водителя выяснить причину. При появлении любого из этих симптомов следует проверить DPDD. Проверка датчика положения дроссельной заслонки не является сложным процессом и может быть выполнена самостоятельно, но при этом необходимо иметь некоторые измерительные инструменты.
Называть процедуру очистки дроссельной заслонки на ВАЗ 2114 сложной ни в коем случае нельзя. Да, вам придется потратить некоторое время на это дело, но оно будет посильным даже для автовладельца без большого опыта в ремонте автомобилей. В качестве меры предосторожности дроссельная заслонка расположена непосредственно перед впускным коллектором.
Функция рассматриваемого устройства заключается в регулировании количества воздуха, подаваемого в данный конкретный коллектор. Некоторые скажут, что чем больше воздуха, тем лучше, потому что тогда больше топливно-воздушной смеси, увеличивается мощность и так далее. Но больше воздуха означает и больше бензина. Это увеличивает расход топлива. Дроссельная заслонка открывается и закрывается при нажатии на педаль акселератора с помощью специального троса.
Снять старый датчик и установить на его место новый несложно. Эту работу можно выполнить своими руками, не обращаясь в автосервис.
Сначала снимите отрицательную клемму с аккумулятора или отсоедините общий провод от источника питания с помощью кнопки. У датчика зажигания отсоедините провода, отжав пластиковый зажим. Ослабьте винты, удерживающие индикатор, с помощью фигурной отвертки и снимите его с вала дроссельной заслонки. Замените неисправный индикатор на новый так, чтобы он сидел на конце вала, а провода были обращены к переборке бензинового отсека двигателя.
Теперь отрегулируйте его. Попробуйте повернуть манометр вручную или потянуть за трос акселератора. Если нет, открутите винты и установите датчик обратно, следуя инструкциям в руководстве и здесь на сайте. Затем отсоедините зажимы от аккумулятора на 5 минут или сбросьте DPDZ через компьютер автомобиля. Эта манипуляция необходима для того, чтобы контроллер адаптировался к новому устройству.
РИСУНОК: Приборная панель ВАЗ 2114: схема, значки, панель и ремонт
Снова подсоедините провода и проверьте новый блок мультиметром. Все в порядке? Затем вы можете запустить двигатель и ехать.
Датчик положения дроссельной заслонки расположен непосредственно на самом корпусе, рядом с RHC, и соединен с шарниром дроссельной заслонки. Если вам необходимо заменить датчик дроссельной заслонки на автомобиле ВАЗ 2114, специалисты рекомендуют использовать продукцию следующих производителей: Курск, Омега или Электра.
Датчик скорости (ДС)
Датчик скорости установлен в корпусе коробки передач рядом с выпускным коллектором. Он используется для расчета скорости автомобиля и правильных оборотов при движении на нейтрали.
Признаки неисправности ДС:
- Повышенный расход топлива;
- Отсутствие холостого хода;
- Замедляйте движение при нажатой педали акселератора;
- Спидометр не работает;
Назначение конструкции датчика положения дроссельной заслонки автомобиля ВАЗ
Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) механически определяет угол поворота дроссельной заслонки и преобразует его в электрический сигнал. Эти данные отправляются в электронный мозг автомобиля для обработки.
Важно: Без этого устройства работа двигателя будет неработоспособной. Фактически, автомобиль нельзя использовать. Хотя вы сможете добраться до места ремонта самостоятельно: двигатель не заглохнет.
Простейший датчик — это переменный резистор, который изменяет сопротивление при вращении вокруг своей оси. Эта конструкция проста в изготовлении, недорога и широко используется в автомобилях ВАЗ. Однако у него есть существенный недостаток: материал на рабочей дорожке резистора со временем истирается, устройство ломается. Владельцы автомобилей стараются не использовать такие устройства; покупка может быть связана только с единовременной экономией.
Более популярными являются бесконтактные датчики, которые не имеют узлов трения в электрических системах. Только поворотная ось будет изнашиваться, но этот износ незначителен. Именно эти датчики устанавливаются на большинство современных двигателей ВАЗ 2114 и его предшественника «десятки».
Несмотря на их общую надежность, сборка может выйти из строя.
Читайте также: ВАЗ 2114: где находится салонный фильтр?
Способы очистки
Всего существует два способа очистки дроссельной заслонки для автомобиля ВАЗ 2114:
- Поверхностный;
- Глубокий.
Каждый из них заслуживает отдельного рассмотрения.
Поверхностная очистка
Самый простой метод, который не требует практически никаких знаний по ремонту и разборке автомобиля. Нет необходимости разбирать сам дроссель, поэтому почти все новички, которые только начинают познавать прелести самостоятельного ремонта, предпочитают именно этот вариант.
К сожалению, этот метод не дает желаемого эффекта, поскольку очистка предполагает удаление грязи с поверхности. Мы рекомендуем вооружиться всемогущей WD40. Если этого нет, альтернативой может быть обычный бензин, спирт или очиститель карбюратора. Для этого вам понадобятся сухие тряпки и щетка.
Процедура очистки поверхности дроссельной заслонки выполняется следующим образом:
- Удалите пульсации с корпуса дроссельной заслонки;
- Обработайте внутренние поверхности выбранным вами чистящим средством. Лучше всего подходит WD40;
- Почистите сборку щеткой. Не используйте металлический;
- Вытрите скопившуюся грязь сухой тканью;
- Выполните ту же операцию с другой стороны дроссельной заслонки;
- Установите все снятые компоненты на место.
Сразу скажем, что этот метод неэффективен. Не зря его называют поверхностным. Это говорит о том, что все внутренние компоненты устройства все равно останутся грязными. Поэтому симптомы вряд ли исчезнут.
Глубокая промывка
В большинстве случаев вы не сможете устранить проблему без глубокой очистки. Плюс еще желательно проверить датчик положения дроссельной заслонки на ВАЗ 2114, так как причина нарушенного соотношения топливно-воздушной смеси может крыться и в нем.
Из вашего набора вам понадобятся:
- Всемогущая WD40;
- Крестовая отвертка;
- Сухие тряпки;
- Прокладка дроссельной заслонки (для 1,5-литрового двигателя);
- Прокладка воздушного резервуара (для двигателя 1,6 л);
- Торцевые гаечные ключи;
- Два болта M13;
- Ушные тампоны.
Достаточно недорогой набор, каждый необходимый предмет пригодится. Поэтому лучше сразу собрать все необходимое и приступить к работе.
- Снимите весь узел дроссельной заслонки. Это делается путем снятия конуса фильтра, отсоединения патрубка антифриза (здесь понадобятся винты M13 для закрытия соединений). Совсем не обязательно сливать антифриз, как рекомендуют многие. Просто постарайтесь как можно быстрее отсоединить патрубки и заткнуть отверстия шурупами.
- Теперь снимите соединение адсорбера.
- Вы сделали самый сложный шаг, поэтому дальше будет легче. Снимите крепежные элементы сборки, отсоедините трос от педали акселератора. Это позволит вам снять дроссельную заслонку.
- После извлечения устройства разберите его. Первыми идут два датчика — DPDZ и VTC. Тщательно очистите их, используя средства, упомянутые в предыдущем разделе. Если WD40 нет в наличии, используйте альтернативные решения.
- Тщательно промойте сальник со всех сторон и продуйте отверстия, чтобы все внутренние компоненты могли как следует просохнуть.
- Теперь все, что вам нужно сделать, это собрать узел в обратном порядке. Это несложно сделать, если нет проблем с разборкой.
- Не забудьте о прокладках и кольцах. Чистить их бессмысленно, поэтому замените старые на новые. Не запутайтесь, какая деталь для двигателя ВАЗ 2114 какого объема подходит. Многие умудряются поставить кольцо там, где должна быть прокладка, или наоборот.
Принцип работы
Водители старой закалки, привыкшие видеть педаль газа, когда они поднимают капот, не понимают, что такое ДПДЗ и как она работает.
Датчик дроссельной заслонки, как и сама дроссельная заслонка, установлен на одной оси. ДПДЗ — это переменный резистор, который работает так же, как, например, тюнер в старых телевизорах и стереосистемах. Он подключается к ЭБУ через разъем с тремя проводами, два из которых подключены к неподвижным контактам потенциометра, а третий — к подвижному контакту. Один из неподвижных контактов соединен с шасси автомобиля, а на другой подается напряжение 5 вольт.
При повороте дроссельной заслонки подвижного контакта на потенциометр подается разное напряжение в зависимости от угла поворота дроссельной заслонки. ДПДЗ напрямую подключен к датчику холостого хода.
Когда двигатель запущен и дроссельная заслонка закрыта, контроллер получает сигнал от датчика и подключает ограничитель холостого хода для подачи необходимого количества воздуха.
Основные признаки неисправности ДПДЗ
Стоит учесть, что для разных датчиков в системе автомобиля ВАЗ-2114 иногда характерны одни и те же симптомы. В случае каких-либо нарушений в работе трансмиссии необходимо всесторонне проверить все возможные механизмы их работы.
Основными болевыми симптомами, самоограничивающимися для ДПДЗ ВАЗ-2114, являются:
- Нестабильность оборотов во время работы на холостом ходу.
- Рывки автомобиля при определенном положении педали акселератора.
- Полная потеря оборотов холостого хода.
Появление хотя бы одного из этих симптомов указывает на необходимость проверки датчика дроссельной заслонки. Определить функциональность устройства можно самостоятельно, без привлечения специалиста. Это занимает всего несколько минут; работа по диагностике и замене занимает у опытного водителя менее часа.
Начинающие водители могут столкнуться с некоторыми трудностями, но они преодолимы. Для хорошей диагностики требуются некоторые знания в области электротехники. Вам также необходимо вооружиться манометрами для измерения показаний.
Правила чистки
Перед разборкой и очисткой дроссельной заслонки необходимо приобрести специальный очиститель дроссельной заслонки. Существует множество производителей, и выбор очень велик. Из недорогих эффективен Abro.
Разборка:
- Вам необходимо снять крышку двигателя (пластиковую декоративную крышку);
- Сбросьте давление в системе охлаждения, открутив крышку расширительного бачка;
- Ослабьте хомуты и снимите шланг с сапуна;
- С помощью отвертки снимите шланги нагревателя впускного коллектора (лучше пока закрыть их);
- Отсоедините кабель, открутите крепежные гайки. Теперь можно снять дроссельный узел;
- Используя чистящее средство, очень тщательно все вымойте. Часто бывает необходимо использовать иглу, чтобы проверить, не засорилась ли линия принудительной вентиляции, и прочистить ее;
- Очистка необходима для регулятора холостого хода, который нужно разобрать и проверить. Если обнаружится, что он застрял, его нельзя будет отрегулировать, поэтому его необходимо заменить;
- После промывки соберите все, как раньше. Обратите внимание, что прокладка должна быть целой, в нормальном состоянии, тогда ее можно оставить на месте. Если это не так, то только замена.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДАТЧИК ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ ВЫШЕЛ ИЗ СТРОЯ?
Датчик положения дроссельной заслонки автомобиля ВАЗ 2115, как и в предыдущей модели, не является вечным. Как бы долго она ни работала, рано или поздно она дает сбой. Понять, что устройство неисправно и необходима его замена, можно по следующим признакам поведения двигателя:
- заглох на холостом ходу;
- рывки, дерганье при движении и неплотность, появляющаяся при ускорении;
- плавающие обороты в различных режимах.
Как проверить работу ДПДЗ в автомобиле ВАЗ 2114? В этом поможет мультиметр. Запустите двигатель и переключите мультиметр в режим вольтметра. Подключите один из выводов тестера к выводу датчика, а другой — к общему выводу. Если дроссель полностью закрыт, игла тестера должна быть на уровне 0,7 вольт, не выше.
Поверните пластиковый механизм в тестере, чтобы «открыть» отверстие дросселя. Напряжение должно подняться до 4 В. Затем выключите зажигание и соедините тестером общий провод с одним из свободных выходов датчика. Установите мультиметр в режим омметра. Поверните механизм вручную в ДПДЗ и следите за стрелкой на омметре. Сопротивление должно оставаться одинаковым во всех положениях затвора.
Описанные здесь показания тестера указывают на правильную работу. Если показания тестера значительно отличаются, то устройство действительно нуждается в замене.
Проверка напряжения
Учитывая, что симптомы отказа датчика положения дроссельной заслонки контролируются, вы можете самостоятельно проверить его рабочее состояние. Для проверки датчика заранее подготовьте тестер, мультиметр или обычный вольтметр со шкалой 15-20 В.
Испытание будет проводиться следующим образом:
- Откройте капот и найдите ДПДЗ. Он расположен рядом с дроссельной заслонкой.
- Разъем должен быть отсоединен от датчика дроссельной заслонки.
- Переключите измеритель в режим измерения напряжения.
- Минусовой щуп манометра должен быть подключен к кузову автомобиля, а другой щуп будет использоваться для проверки напряжения. Проверьте разъем и найдите контакт с маркировкой A.
- Включите зажигание и проверьте напряжение на этом проводе. Должно быть 5 вольт. Если напряжение есть, датчик неисправен и нуждается в замене или ремонте. Если напряжение значительно ниже 5 вольт или вообще не определяется, проверьте всю цепь питания, возможно, контроллер не работает.
Также можно проверить работоспособность ДПДЗ, не отсоединяя его от разъема питания. Цель проверки та же — определить напряжение на датчике положения дроссельной заслонки. После подключения измерительного прибора (нужно проткнуть щупом изоляцию возле разъема) и включения зажигания нужно осторожно вращать пластиковую дроссельную заслонку, показания тестера должны колебаться в пределах от 0,7 до 4 вольт.
Если у вас под рукой есть омметр, вы можете проверить сопротивление потенциометра. Чтобы проверить это, отсоедините разъем DPDZ и подключите щупы к подвижным и неподвижным контактам. Когда сектор начнет вращаться, показания счетчика должны начать плавно перемещаться. Скачок показаний стрелки указывает на неисправность.
Ремонт ДПДЗ не требуется, так как причиной неисправности чаще всего является обрыв в обмотке несущего напряжение слоя. Учитывая низкую стоимость датчика, проще заменить его на новый.
На датчики положения дроссельной заслонки производитель дает гарантию 50 тыс. км. Но недавно появились бесконтактные датчики, в которых нет движущегося элемента. Срок службы такого датчика практически не ограничен.
Если после подключения диагностического прибора напряжение на датчике отсутствует, измерьте напряжение на выходе датчика с помощью вольтметра. Значения напряжения датчика имеют погрешность до сотых долей вольта. Тест следует проводить на холостом ходу, затем на открытой, закрытой дроссельной заслонке, чтобы правильно определить напряжение.
Напряжение должно плавно увеличиваться от 1 вольта до максимум 5 вольт в полностью открытом состоянии дроссельной заслонки. Наблюдение за показаниями выходного сигнала датчика на осциллографе в реальном времени экономит усилия по устранению неполадок, поскольку любое отклонение в кривой напряжения можно легко заметить. При нормальных условиях эксплуатации датчик не требует регулировки, но в случае явных проблем с напряжением лучше заменить датчик.
Примечание: В современных моделях автомобилей датчик удара является самокалибрующимся. Компьютер использует показания базового напряжения на холостом ходу как значение 0% в закрытом положении дроссельной заслонки.
Стоимость
Цена ДПДЗ ВАЗ 2114 зависит от типа датчика — электронного или механического, а также от региона страны и магазина. Лучше приобрести электронный датчик, так как срок его службы намного больше, чем у механического датчика. Цена механического датчика начинается от 300 рублей, а цена электронного датчика — от 500 рублей.