- Неустойчивые обороты холостого хода: симптомы и причины
- Прыгают обороты, какой процесс нормализации
- Как устранить скачки оборотов мотора на ХХ
- О проблемах дизельных двигателей
- Перебои в работе карбюраторных и дизельных движков
- Карбюраторный двигатель
- Датчик положения дроссельной заслонки
- Можно ли самостоятельно найти причину плавающих оборотов?
- Электронный блок управления.
- Перечень мероприятий по устранению плавающих оборотов
- Регулировка холостого хода на инжекторе
- Скачки оборотов мотора: как исправить
- Подсос воздуха
- Регулятор холостого хода
- Клапан вентиляции картера
- Замена ДМРВ
- Дроссельная заслонка
- Регулировка холостого хода двигателя
- Электромагнитный клапан карбюратора
- Жиклёр холостого хода
- Описание дефектов, вызывающих неравномерную работу мотора
- Причины и устранения высоких оборотов
- Неисправности дроссельной заслонки
- Промежуточный результат
- ДМРВ
- Причины колебаний оборотов на холостом ходу для разных моторов
- Карбюраторный двигатель
- Инжекторный двигатель
- Дизельный двигатель
- Форсунки
- Признаки нестабильной работы двигателя на холостом ходу
Неустойчивые обороты холостого хода: симптомы и причины
В норме скорость ХХ разных двигателей может варьироваться от 700 до 900 об/мин. Следует помнить, что сразу после запуска холодного двигателя внутреннего сгорания блок управления увеличивает обороты холостого хода, заставляя двигатель работать в так называемом «режиме прогрева».
Этот режим является нормальным, то есть не является неисправностью. После достижения определенной температуры и небольшого прогрева двигателя «темп прогрева» снижается, двигатель начинает работать в штатном режиме ХХ.
Если обороты двигателя скачут на холостом ходу, эта ошибка выглядит как легкое нажатие и отпускание педали газа, а сам водитель не нажимает на педаль газа. Другими словами, обороты холостого хода могут быть слишком высокими или нормальными, а затем начать падать до такой степени, что двигатель практически не глохнет.
После этого двигатель снова «подхватывает», стрелка на тахометре снова поднимается вверх и скачки в виде увеличения и уменьшения оборотов повторяются.
Обычно ошибка появляется на несколько минут, чаще на холодном двигателе, после чего пропадает до следующего запуска. Также возможно, что поломка присутствует постоянно и не зависит от степени прогрева двигателя, т.е обороты текут постоянно после отпускания педали акселератора и перевода ДВС в режим холостого хода.
Причин такого нестабильного холостого хода много. Среди них можно выделить несколько основных. В первую очередь необходимо учитывать тип устанавливаемого двигателя и системы питания: карбюратор, инжектор, дизель.
На двигателях с карбюраторами большинство проблем решается чисткой и регулировкой указанного измерительного блока.
- Холостые обороты двигателя на карбюраторе необходимо регулировать, так как при активной эксплуатации автомобиля настройки имеют свойство сбиваться.
- Также следует обратить внимание на то, что в карбюраторе не происходит значительного обеднения топливно-воздушной смеси.
- Особого внимания заслуживает электромагнитный клапан карбюратора. Характерным признаком неисправности является то, что двигатель не работает на холостом ходу без подсоса.
- Также необходимо исключить возможность подсоса воздуха в карбюратор, что также может сильно обеднить смесь. В результате двигатель троит, обороты скачут, двигатель начинает глохнуть.
Во время манипуляций с карбюратором необходимо проверить степень загрязнения форсунок, прочистить каналы холостого хода, оценить уровень топлива в поплавковой камере и так далее. Форсунки карбюратора в процессе эксплуатации требуют периодической чистки, параллельно с этим необходимо проверять состояние воздушного фильтра и заменять сильно загрязненный элемент.
Теперь несколько причин, почему прыгают обороты на инжекторном двигателе. Как известно, современные автомобили с таким двигателем оснащены электронным впрыском топлива под управлением ЭБУ. Такая система управления конструктивно имеет множество датчиков, благодаря которым определяется состав топливной смеси на разных режимах работы ДВС.
Совершенно очевидно, что некорректные или ошибочные данные с любого датчика могут привести к плавающим оборотам холостого хода. Другими словами, электронный блок управления (ЭБУ) не получает достоверной информации или получает данные периодически, в результате чего на холостом ходу обороты скачут. В список возможных неисправностей должны входить:
- Зажигание и неисправности в этой системе. Необходимо проверить высоковольтные провода, свечи зажигания и другие элементы.
- Вход. Неисправность впуска может быть связана с датчиком массового расхода воздуха, загрязненным воздушным фильтром, подсосом воздуха.
- Регулятор холостого хода. Выход из строя или неисправность этого узла закономерно приводит к нестабильным оборотам двигателя на холостом ходу.
- Система рециркуляции выхлопных газов ЕГР. Проблемы с EGR вызывают нарушения состава топливно-воздушной смеси, что также влияет на стабильность оборотов двигателя.
Если обороты скачут на холостом ходу, проверки следует начинать с РХХ. Расположение регулятора обычно находится рядом с датчиком положения дроссельной заслонки TPS. Проверить указанное устройство можно, заменив его заведомо исправным устройством или воспользовавшись мультиметром.
Для проверки мультиметром следует узнать рабочее сопротивление, после чего измерить сопротивление регулятора тестером. Отклонения от нормы укажут на возможную поломку регулятора холостого хода.
В случае, если диагностика регулятора показывает работоспособность, испытание следует продолжить. Следующим пунктом является датчик массового расхода воздуха ДМРВ. Для проверки отсоединяем разъем питания от ДМРВ, после чего нужно запустить силовой агрегат.
В режиме холостого хода обороты могут подниматься примерно до 1200-1500 об/мин. Стабильная работа ДВС при отключенном ДМРВ и улучшенная динамика разгона при движении будут свидетельствовать о том, что обороты могут плавать из-за отказа ДМРВ.
Что касается клапана EGR, то это решение позволяет возвращать часть выхлопных газов на впуск. Это было сделано для улучшения экологических характеристик двигателя внутреннего сгорания. Другими словами, клапан открывается, а затем закрывает проход для подачи выхлопных газов обратно в двигатель.
Выход из строя или «залипание» клапана приводит к тому, что выхлопные газы поступают на впуск в избытке, что влияет на состав смеси, обороты холостого хода и другие режимы работы двигателя. Для нормальной работы клапан EGR необходимо периодически чистить, особенно седло.
Дизельный двигатель конструктивно отличается от бензинового тем, что в агрегате имеется топливный насос высокого давления. По этой причине плавающие обороты холостого хода могут возникать как в результате проблем, присущих бензиновым аналогам, так и в результате проблем с ТНВД.
Например, коррозия или механический износ движущихся частей внутри насоса. Заедания и другие неисправности вызывают скачки оборотов холостого хода дизельного двигателя.
Прыгают обороты, какой процесс нормализации
Если скорость скачет, следует проверить линию, по которой поступает воздух, ее целостность. Для этого снимите трубы и хорошенько продуйте каждую. Эту процедуру легко выполнить с помощью насоса или компрессора. В качестве дополнительного теста можно взять раствор WD 40 и посмотреть, на каком участке жидкость испаряется быстрее. При обнаружении проблемы дефектная пробирка должна быть заменена новым образцом.
В случае возникновения проблем с регулятором проводится диагностика. Для проверки используем прибор: мультиметр (узнаём показания сопротивления). Если датчик показывает 40-80 Ом, это сигнал к замене неисправного регулятора.
Безопасность прежде всего
При проведении работ по восстановлению устойчивых показаний силового агрегата на холостом ходу необходимо соблюдать технику безопасности. Выполняйте работы в проветриваемом помещении. Запрещается разводить огонь или курить при проверке работы двигателя.
Необходимо использовать средства индивидуальной защиты. Работа в спецодежде. Наденьте перчатки и защитные очки, чтобы топливо не попало в глаза.
Большую часть процесса восстановления и контроля работы силового агрегата можно выполнить своими силами. Вам не нужны сложные инструменты и специально оборудованное помещение. Некоторые работы можно выполнять на улице или в гараже. Самое главное – соблюдать ТБ работы и пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Если у вас нет такой возможности самостоятельно справиться с капризами силового агрегата, или проблема возникла во время движения автомобиля, обратитесь в ближайший сервисный центр или на станцию техпомощи.
Мастера выяснят, почему прыгает скорость, проведут комплекс восстановительных мероприятий.
Естественно, выбор за вами. В первом случае вы экономите свои деньги. Во втором случае вы получаете качественную услугу на профессиональном уровне. Вам решать.
Окончательно
Своевременное устранение скачков на холостом ходу убережет от более серьезных проблем, связанных с ремонтом двигателя. С другой стороны, хочется комфортной езды, а не гонок по бездорожью!
Как устранить скачки оборотов мотора на ХХ
Действия автовладельца или механика на АЗС зависят от выявленной неисправности. Как правило, нужно выполнить следующие шаги:
1. Регулировка карбюратора или замена клапана ЭМ. В последнем случае ДВС работает только тогда, когда всасывание расширено на себя.
2. Убедитесь, что лишний воздух попал в камеру сгорания. Для этого исследуется весь путь подачи воздуха во впускной коллектор. Испытание проводят, поочередно извлекая трубы и испытывая их под давлением. Для работы используется специальный нагнетатель. Для упрощения поиска можно использовать WD-40. После обработки трубы в проблемном месте жидкость быстро испаряется. «Отремонтировать» изделие невозможно, поэтому единственное решение — заменить его.
3. Чистка дроссельной заслонки с дальнейшей установкой и настройкой. Чистка изделия осуществляется двумя способами – после разборки или без снятия с автомобиля. При выборе первого способа нужно выбросить все трубы, идущие к проблемному узлу, уменьшить фиксацию и получить товар. Для очистки горлового клапана прибор помещают в таз и заливают специальной смесью. Чтобы ускорить процесс, используйте мягкую кисть. После мытья протрите устройство чистой тканью и верните его на место.
Второй способ – почистить газовый элемент без разборки. Для этого снимите ВВ провода, запустите в блок чистящее средство, запустите ДВС и дополнительно добавьте чистящую жидкость. После работы из трубы может идти белый выхлоп. Это явление свидетельствует об удалении избыточных загрязнений. После окончания процедуры возвращаем провода на место, подключаем к ПК и входим в нужную программу (выставляется подходящий зазор). Если работа выполнена правильно, холостой ход не будет плавать.
4. Установка нового регулятора ХХ. Для оценки состояния устройства берем «магазин» и меняем сопротивление. При получении параметра в размере от 40 до 80 Ом РХХ неисправен и подлежит замене.
5. Устанавливаем ДМРВ. Если датчик, контролирующий поток воздуха, сломан, единственным решением является его замена. Ремонт детали бессмысленен.
6. Правило ХХ. Если плавают обороты холостого хода, устранить проблему можно путем регулировки отверткой. Работа осуществляется изменением положения специальных винтов, регулировкой качества и объема оборотов.
7. Чистка вентиляции картера. Для решения проблемы необходимо разобрать картер и извлечь клапан. Изделие опускают в емкость с чистящей жидкостью, просушивают и возвращают в исходное положение.
8. Установка нового клапана ЭМ карбюратора. При выходе из строя этого элемента двигатель стабильно работает с расширенным всасыванием. Для решения проблемы заменяем клапан ЭМ и проверяем его.
9. Очистка лопаток ТНВД от ржавчины. Вам понадобится чистящее средство, которое нужно распылить на горловину топливного бака. В дальнейшем долейте в бак немного моторного масла. Состав осядет на лопасти ТНВД и защитит металл от ржавчины.
10. Очистка балки ХХ. Еще 15-20 лет назад выполнение таких работ вызывало у автовладельцев много трудностей. Теперь это не проблема. Достаточно купить специальный состав и подождать 5-10 минут. Затем снимите жиклер и удалите оставшуюся грязь.
В ситуации, когда обороты двигателя колеблются, могут потребоваться другие работы – замена свечей, установка новых датчиков, настройка ЭБУ и т д. При отсутствии опыта причину ошибки должен выяснить специалист. Ему также следует доверить ремонт автомобиля.
Многие автовладельцы откладывают работу «на потом». Этого нельзя делать. Лучше сразу доехать до АЗС, провести глубокую диагностику и устранить причину поломки.
О проблемах дизельных двигателей
Дизельные двигатели также подвержены этому заболеванию. Чаще всего капризничают холостые обороты, если на крыльчатке топливного насоса (ТНВД) образовалась ржавчина. Этот процесс вызывается влагой, которая присутствует в топливе (дизельном топливе). Это и вызывает коррозию.
Как нормализовать работу агрегатов на холостом ходу, что для этого нужно
Чтобы восстановить статус-кво, необходимо сделать следующее:
- нормализовать подсос воздуха в цилиндрах силового агрегата;
- проверить рхх. При необходимости заменить;
- прочистить вентиляционный клапан;
- при подозрении на «плохость» термоанемометра выполнить диагностику. По результатам проверки может потребоваться его замена;
- очистить и восстановить нормальную работу газа;
- отрегулировать режимы холостого хода силового агрегата;
- при необходимости заменить электромагнитный клапан карбюратора;
- для стабильной работы необходимо прочистить форсунки.
На дизельных двигателях следует удалить ржавчину с крыльчатки топливного насоса.
Перебои в работе карбюраторных и дизельных движков
Почему у карбюраторных машин плавают обороты двигателя? Нестабильная активность может быть вызвана следующими причинами:
- Ошибки в регулировках на холостом ходу.
- Выход из строя электромагнитного клапана карбюраторного двигателя.
- Чрезмерное скопление продуктов сгорания в струе.
Дизельные двигатели имеют скачки и провалы показаний прибора в промежуточном режиме и на холостом ходу. В этих случаях говорят, что обороты дизеля плавают. Причина – ржавчина, образовавшаяся на крыльчатке топливного насоса высокого давления. Вода в дизельном топливе вызывает коррозию.
Последствия нестабильной двигательной активности
Все вышеперечисленные причины прерывистой работы двигателей вызывают ряд негативных последствий:
- повышенный расход бензина или дизельного топлива;
- загрязнение окружающей среды выхлопными газами, содержащими повышенный процент вредных газов;
- повышенный износ узлов и деталей силового агрегата.
Во избежание негативного влияния нестабильности работы двигателей внутреннего сгорания на работу всех систем автомобиля необходимо регулярно проверять все датчики и элементы агрегата.
Карбюраторный двигатель
Среди большого количества причин, вызывающих нестабильность на холостом ходу, наиболее важными являются:
- Неотрегулированный холостой ход, бедная смесь.
- Неисправный электромагнитный клапан. Доказательством этого является работа двигателя только на подсос.
- Забитые форсунки, свободные каналы. В смеси не хватает воздуха.
- Он подсасывается и смесь обедняется, в результате чего двигатель глохнет, если подсос не убрать.
При этом температура топлива в конце момента сжатия не должна превышать эту величину воспламенения топлива.
Датчик положения дроссельной заслонки
ДПДЗ влияет на обороты холостого хода и работу автомобиля в движении. Если TPS неисправен, обороты зашкаливают, двигатель глохнет, а машина дымит при разгоне. Блок управления не может понять, в каком положении находится газ, и выбирает неправильную смесь.
Датчик выходит из строя по разным причинам:
- изношена шестерня привода ползуна;
- стирается резистивный слой (за счет этого пропадает контакт);
- на ползунке теряется контакт (часто из-за износа самого ползунка или при поломке иглы).
Исправный датчик должен иметь сопротивление от 2 до 10 Ом в зависимости от положения педали газа (при увеличении давления сопротивление увеличивается). Можно попробовать почистить датчик, но если это механическая неисправность, поможет только замена.
Можно ли самостоятельно найти причину плавающих оборотов?
Как показывает опыт практикующих диагностов, обороты начинают течь после ТО или других ремонтных работ в подкапотном пространстве. Часто в процессе работы мастера забывают подсоединить или незаметно отсоединить вакуумные шланги от штуцеров.
Поэтому, если автомобиль недавно был в ремонте, осмотрите моторный отсек на наличие сломанной арматуры и отсоединенных вакуумных трубок. Если визуальный осмотр ничего не дает, воспользуйтесь простыми методами для поиска подсоса воздуха.
- Поочередно пережимайте пассатижами резиновые шланги и патрубки, которые подходят к коллектору. Так вы отключите систему и исключите ее влияние на работу двигателя.
- Распылите воду на впускной коллектор и вакуумную трубку. При засасывании воды во впускной канал вместе с неизвестным воздухом вы услышите характерный звук. Всасывание часто можно определить по шипению при работе двигателя на холостом ходу.
- Из подручных средств соорудить генератор дыма (инструкций по сборке такого устройства в домашних условиях в интернете много). Суть теста заключается в заполнении дымом впускного канала. В местах протечки будет выходить дым. Тест лучше всего проводить в помещении с выключенным светом и освещать потенциальные утечки фонариком. Прежде чем искать причину плавающих оборотов, необходимо плотно заткнуть гофру, подходящую к воздушному фильтру.
Электронный блок управления.
Поступление воздуха в цилиндры в избытке фиксируется ЭБУ, что сигнализирует о проблемах: нарушен баланс между воздухом и топливом. Были проблемы с приготовлением горючей смеси. Если добавляется больше топлива, скорость увеличивается пропорционально. Чтобы устранить повышенную скорость (уменьшить расход топлива), необходимо снизить скорость, иначе толчки продолжатся.
Выход из строя РХХ связан с потерей целостности электропроводки. Виновником этих проблем считается некачественное топливо.
- Датчик массового расхода топлива.
Выход из строя этого элемента происходит из-за пленки, образованной избытком отработанных масел. Еще одна причина выхода из строя датчика топлива – проблемы с элементом управления массой воздуха в цилиндрах (термоанемометром). ЭБУ получает поврежденные данные.
- Газовый клапан.
Она может джемовать. Причина: Отработанное масло мешает нормальной работе. Или приводной механизм вышел из строя. Чаще всего эта ошибка присуща карбюраторам.
Перечень мероприятий по устранению плавающих оборотов
Для восстановления стабильности оборотов холостого хода выполните следующие действия:
- Восстановление функции подсоса воздуха в цилиндрах двигателя.
- Проверка и последующая замена, при необходимости, РХХ.
- Чистка вентиляционного клапана.
- Диагностика термоанемометра и последующая замена.
- Чистка и восстановление дроссельной заслонки.
- Установите спящий режим.
- Замените электромагнитный клапан карбюратора.
- Струйная очистка.
- Удаление ржавчины с крыльчатки ТНВД.
Регулировка холостого хода на инжекторе
В отличие от карбюратора, где приходилось периодически производить ручную регулировку ХХ, двигатели с системой впрыска топлива работают под управлением ЭБУ. Программа блока управления сама корректирует работу ДВС по данным ряда датчиков и других устройств. Поэтому на инжекторе исправление неустойчивого холостого хода сводится к поиску неисправности.
В первую очередь стоит проверить свечи зажигания, сделать это самостоятельно не составит труда. При наличии сканера подключите и прочитайте коды неисправностей. Если вы не уверены в своих силах, обратитесь к специалисту для компьютерной диагностики автомобиля.
Также можно регулировать обороты инжекторного двигателя с помощью чип-тюнинга. Эта процедура позволяет изменить калибровки в программе ЭБУ, чтобы настроить автомобиль на более динамичную езду, попутно исправляя общие заводские «раны».
Скачки оборотов мотора: как исправить
Теперь поговорим о том, что может сделать технически подкованный владелец транспортного средства.
Подсос воздуха
Как уже упоминалось выше, это явление наблюдается в условиях плохой герметизации. Вот что нужно проверить в первую очередь. Можно снять каждый шланг магистрали подачи воздуха во впускной коллектор по отдельности и продуть его. Для упрощения задачи можно обработать шланги WD-40. В месте испарения состава появится трещина. Шланг следует заменить.
Регулятор холостого хода
Состояние этого прибора измеряется мультиметром. Необходимо снять показания сопротивления, если они в пределах от 40 до 80 Ом, необходима замена.
Клапан вентиляции картера
Он имеет свойство загрязняться со временем и влиять на частоту вращения двигателя. Для очистки клапана необходимо разобрать масляный картер и снять его. Промывка в керосине избавит от масляного шлама. После процедуры необходимо просушить запчасть и установить обратно.
Замена ДМРВ
Датчик массового расхода воздуха очень хрупкий и в случае поломки ремонту не подлежит. Его можно только заменить.
Дроссельная заслонка
Этот случай типичен для работы механического демпфера. Если он заедает, его необходимо снять и промыть, чтобы исправить положение, затем снова установить, установив правильное положение. Промывка возможна без разборки. Для очистки используется специальный аэрозоль, который можно найти в любом магазине автозапчастей.
Регулировка холостого хода двигателя
Делать это следует только в том случае, если вы полностью уверены в своих силах. Сотрудникам автосервиса часто приходится корректировать результат действий неопытного наладчика. Процесс осуществляется отверткой, регулирует винты по количеству и качеству оборотов.
Электромагнитный клапан карбюратора
Если эта часть установки неисправна, двигатель может работать только на впуске воздуха. Ремонта нет, только замена.
Жиклёр холостого хода
Опытные водители могут сказать, что очистка этой детали – очень трудоемкий процесс. Утверждение давно потеряло свою актуальность, сегодня для его восстановления не обязательно снимать балку. В него заливается специальное чистящее средство и оставляется на несколько минут. Затем жидкость сливают, а оставшуюся грязь выдувают под давлением воздуха.
Описание дефектов, вызывающих неравномерную работу мотора
При попадании избыточных масс воздуха электронный блок управления (ЭБУ) подает сигнал, требующий баланса между воздушными массами и горючей жидкостью для создания воздушно-топливной смеси. При дополнительном расходе топлива скорость увеличивается. Соответственно, чтобы прекратить чрезмерную подачу топлива, скорость автоматически снижается, происходят ощутимые скачки.
Поломка РХХ вызвана нарушением целостности электропроводки, выходом из строя регулятора из-за использования некачественных топливных смесей. При выходе из строя РХХ двигатель автомобиля теряет устойчивость, обороты скачут, скачут вверх и вниз произвольно.
Картерные газы обогащают топливно-воздушную смесь во впускном коллекторе. Если их поступление в коллектор нарушено, обороты плавают при пуске двигателя с холодного до 750 вместо 1200 об/мин. Заклинивание вентиляционного клапана происходит из-за наличия избыточных масляных отложений на стенках картера.
Повреждение датчика массового расхода воздуха картерных газов может быть вызвано чрезмерным слоем отработанной масляной пленки. Выход из строя ДВР может произойти и из-за поломки термоанемометра, контролирующего воздух в цилиндрах. Электронный блок управления получает искаженные данные, в камеру сгорания подаются дополнительные порции воздуха, в результате чего обороты двигателя становятся нестабильными.
Газовый клапан может заклинить из-за скопления отработанного масла, препятствующего его закрытию и открытию, а также из-за выхода из строя механизма привода. Эта неисправность наиболее распространена на карбюраторных автомобилях. Они также испытывают неравномерный холостой ход двигателя.
Причины и устранения высоких оборотов
Если ваша скорость увеличилась после каких-либо изменений во впускном коллекторе или дроссельной заслонке, таких как замена или очистка Carbcleaner, регулировка тросов дроссельной заслонки и АКПП, скорее всего, это утечка воздуха.
После установки VTEC поменял дроссельную заслонку с D14 на D16 и первая проблема при запуске была только в оборотах на нейтралке, они сразу подскакивали до 5000. Первое что я сделал, это скинул тросик газа и кикдауна, я смог их выдернуть и газовый клапан «поворотное ухо» не полностью закрыт. Во-вторых, повышенные, но стабильные высокие обороты, как я уже сказал — подсос воздуха, возможно «бабочка» заслонки не закрывается полностью по другим причинам.
Поворотное ушко в закрытом состоянии упирается в калибровочный винт, с помощью которого можно регулировать холостой ход. Ни в коем случае не пытайтесь его открутить, так как пружина дросселя рассчитана на закрытие дросселя не на 100%, а чуть больше, то есть без фиксирующего калибровочного болта дроссельная заслонка не останавливается в точке закрытия, а проходит и снова открывается.
Я снял дроссельную заслонку и отрегулировал зазор под зазор «бабочки». В-третьих, у меня был старый газовый дом, который я не чистил, что было ошибкой. При выключенном двигателе я открыл дроссельную заслонку на 90 градусов и увидел карбоновое кольцо внутри ручки дроссельной заслонки и на краю самой дроссельной заслонки.
Нагар, вызванный неправильной работой клапана PCV, не позволял закрыть дроссельную заслонку. С помощью угольного очистителя и тряпки или мелкозернистой наждачной бумаги я снял угольное кольцо и очистил ребро дроссельной заслонки. В-четвертых, с левой стороны газового клапана есть винт под шлицевую отвертку, это воздушный винт, тоже своеобразная регулировка холостого хода.
Допустим, ваш дроссельный клапан полностью закрыт, как заставить двигатель работать с закрытым дросселем, если не подается нужное количество воздуха? Нужен байпас небольшого диаметра с регулировочным винтом.
Регулировочный винт закрывает канал. Прочистил канал на снятом газе, и чисто «на глаз» нашел среднее положение, позже при запуске двигателя откалибровал точнее и выставил те же 800 холостых оборотов. Пятой причиной плавающих оборотов холостого хода может быть неправильно подобранный или порванный газовый сальник. За 15-20 лет намокла прокладка газового клапана, местами была плохая изоляция, в результате чего появился другой путь подсоса воздуха в двигатель.
Дроссельная заслонка сзади, виден воздухозаборный канал, забитый сажей
Читайте также: Пахнет бензином при запуске двигателя: что делать водителю
Неисправности дроссельной заслонки
В большинстве современных систем впрыска IAC недоступен. Его роль выполняет привод дроссельной заслонки. С помощью электродвигателя ЭБУ приоткрывает дроссельную заслонку на нужный угол и регулирует количество воздуха, потребляемого двигателем на холостом ходу. В отличие от регулятора, который не имеет обратной связи, ЭБУ отслеживает положение дроссельной заслонки одновременно с помощью 2-х датчиков положения.
Симптомы плохого газа аналогичны симптомам сломанного/грязного РХХ. Чаще всего устранение скачков оборотов и плавающих оборотов холостого хода ограничивается промывкой дроссельной заслонки. Для этого снимите дроссельную заслонку и хорошо промойте ее бензином и щеткой с мягкой щетиной.
Категорически запрещается чистить внутреннюю часть ГАЗ металлическими щетками, острыми предметами. Для промывки лучше всего использовать специальные очистители карбюраторов в аэрозольных баллончиках.
Если очистка не решила проблему с плавающими холостыми оборотами, начните с диагностики компьютера. Вполне вероятно, что считывание кодов ошибок и выявление нарушений в работе датчиков положения укажет вам правильное направление для поиска причины нестабильного холостого хода. Часто после промывки дроссельную заслонку, как и РХХ, необходимо отрегулировать с помощью диагностического оборудования.
Промежуточный результат
Пять причин, которые я привел выше, являются решением почти для большинства автомобилей, а не только для Honda Civic. Это грубая настройка — база. Обеспечивает условия для работы двигателя на холостом ходу. Все это убережет вас от высоких оборотов холостого хода, но не от плавающих оборотов. Причиной плавающей скорости является клапан управления холостым ходом IACV или RACV.
ДМРВ
Датчик массового расхода воздуха теперь встречается не только на бензиновых, но и на дизельных автомобилях. ДМРВ работает совместно с клапаном ЕГР и отправляет данные на блок управления о количестве поглощенного воздуха. Часто в MAF встроен датчик, который регистрирует температуру всасываемого воздуха на впуске. На основании этих данных ЭБУ корректирует смесь – в определенных режимах она становится беднее или богаче.
Если неисправен ДМРВ или датчик его температуры, «мозг» двигателя не понимает, сколько воздуха прошло во впуск и сколько топлива нужно долить. И если холодный блок еще как-то может регулировать работу двигателя по штатным значениям, то на прогретом «поворот» начинается с оборотов.
ДМРВ проверяется мультимером. Исправный датчик при измерении напряжения должен выдавать 1В. Если напряжение выше, обороты плавают на горячем моторе. ДМРВ сложен в ремонте. То же самое относится и к уборке. К сожалению, чистка датчика дает лишь временный эффект – в случае выхода из строя ДМРВ следует заменить на новый.
Причины колебаний оборотов на холостом ходу для разных моторов
Ситуации с такой неисправностью оцениваются индивидуально. Проблема может проявиться сразу после запуска двигателя или через некоторое время (после прогрева). Нужно обращать внимание на частоту возникновения проблемы и качество работы других узлов. При рассмотрении причины, по которой колеблются обороты холостого хода, учитывается тип двигателя внутреннего сгорания.
Карбюраторный двигатель
Отечественные автомобили, кроме некоторых моделей, оснащены карбюратором. Причины «плавания» частоты вращения коленчатого вала:
- Ошибки при регулировке двигателя ХХ или ошибки в настройках во время эксплуатации автомобиля. В последнем случае параметры смещаются в сторону задержки.
- Загрязнение форсунок или системы ХХ. В таких условиях топливо смешивается с меньшим объемом воздуха, и двигателю трудно поддерживать требуемые обороты.
- Всосать больше воздуха, чем необходимо. Происходит «обеднение» горючей смеси, из-за чего двигатель захлебывается, и начинают течь обороты.
- Воздушный фильтр загрязнен. Поток воздуха к двигателю проходит через фильтрующий элемент. Если он забит, смесь перенасыщена бензином.
- Неправильный уровень топлива в карбюраторе.
Инжекторный двигатель
Если на машине установлен инжекторный двигатель и предусмотрен электронный впрыск, могут быть и другие причины плавания холостых оборотов:
- Ошибка по одному из датчиков (дросселя или давления воздуха).
- Износ форсунки.
- Ошибка ЭБУ.
- Поломка регулятора ХХ.
- Воздушный поток втягивается во впускную систему.
При рассмотрении причины нужно начать с регулятора ХХ и датчика, контролирующего положение заслонки. После этого можно переходить к проверке ДМРВ.
Дизельный двигатель
В автомобилях с дизельным двигателем могут плавать обороты на холостом ходу из-за ржавчины на лопастях топливного насоса. При сильной коррозии устройство заедает и уже не справляется с задачей. Для решения проблемы нужно залить в топливный бак около 200-300 мл моторного масла.
Форсунки
Через 100-150 тысяч километров форсунки могут перестать правильно распылять топливо. На холодном ЭБУ работает по умолчанию в режиме «прогрева», задавая одинаковые значения впрыска для всех форсунок. Как только двигатель прогреется и от лямбда-зонда будут получены правильные значения, коррекция впрыска изменится.
И тут начинаются проблемы. Если вовремя обнаружить ошибку, можно ограничиться прочисткой форсунок. Для этого их демонтируют с автомобиля и устанавливают на специальный стенд, где происходит ультразвуковая очистка. Эта технология позволяет удалить все загрязнения и вернуть форсунки в исходное состояние.
Однако загрязнение не всегда является проблемой. Не исключен обрыв цепи в блоке питания. Чтобы это понять, нужно по очереди отключать каждую форсунку и следить за работой двигателя. Но, конечно, лучше обратиться к опытному диагносту, который точно определит состояние форсунок, их работу и выставит правильные коррекции.
Признаки нестабильной работы двигателя на холостом ходу
Нестабильная работа двигателя на холостом ходу возникает при ряде неисправностей. Причина может скрываться в электронном блоке управления. ЭБУ анализирует сигналы датчиков. Изменяя подачу сигнала на исполнительный механизм, можно изменить диапазон холостого хода. Вы должны проверить настройки датчика:
- неактивное движение;
- отклик дроссельной заслонки;
- массовый расход топлива и воздуха;
- клапан рециркуляции выхлопных газов.
Помимо настройки электронных систем, автомобиль проверяют на наличие физических повреждений. С помощью свечей накаливания можно проверить качество горючей смеси.
На бедной горючей смеси снова ставим ХХ. Забитый жиклер приводит к «переобогащению» смеси, что отразится на снижении оборотов двигателя на нейтральной передаче.
Свечи зажигания имеют ресурс 50 – 100 тысяч километров и нуждаются в периодической очистке от масляных отложений.
Когда изоляция электромагнитного клапана стерта и прогорела, можно доехать до ближайшей заправки на расширенном «подсосе» (двигатель с карбюратором).
Для автомобиля с карбюратором периодически проверяйте положение поплавков и регулируйте уровень топлива. Течь масла на блоке цилиндров свидетельствует о нарушении герметичности соединения или прогаре прокладки под головкой блока.