Прокладка ГБЦ – дефекты, причины и ремонт

Решение проблем
Содержание
  1. Как распознать проблемы с прокладкой головки?
  2. Термостат
  3. Как убедиться в исправности термостата?
  4. Контроль затяжки ГБЦ
  5. Почему охлаждающая жидкость смешивается с маслом?
  6. Способы проверки и причины поломки
  7. Как менять прокладку головки блока цилиндров правильно
  8. Нужно ли протягивать ГБЦ после замены прокладки
  9. Немного истории: Первые двигатели шли без прокладки головки цилиндра
  10. Нужно ли делать протяжку головки блока цилиндров
  11. Причины повреждения
  12. Почему прогорает прокладка ГБЦ?
  13. Симптомы и признаки пробитой прокладки ГБЦ
  14. Проверка на микротрещины
  15. Магнитно-порошковая проверка
  16. С помощью жидкости
  17. Проверка под давлением
  18. Артикулы
  19. Выхлоп
  20. Какая прокладка ГБЦ лучше: правила выбора
  21. Металлические
  22. Асбестовые
  23. Металлическая или паронитовая прокладка ГБЦ: что лучше
  24. Место крепления прокладки
  25. Как устранить неисправность
  26. Ремонт
  27. Как понять, что пробило прокладку головки блока цилиндров?
  28. Последствие некачественного ремонта
  29. Прогар прокладки между двумя соседними камерами сгорания
  30. Диагностика
  31. Признак прогара прокладки ГБЦ на видео (расширительный бачок)
  32. Признаки перегрева двигателя
  33. Крышка расширительного бачка
  34. Методы диагностики

Как распознать проблемы с прокладкой головки?

Симптомы выхода из строя прокладки с одной стороны вполне очевидны. Например, наличие примесей моторного масла в расширительном бачке или пузырьков газа. Кроме того, охлаждающая жидкость может попасть в систему смазки. В результате образуется налет, который можно обнаружить на крышке маслозаливной горловины. Однако майонезоподобный налет на крышке появляется и в результате длительной езды на холодном двигателе.

Еще одним признаком неисправности прокладки ГБЦ является густой белый дым, выходящий из выхлопной трубы. В то же время при сгорании сажевого фильтра образуется белый дым. Кроме того, этот симптом можно спутать с испарением влаги, скопившейся в выхлопной системе.

Хорошим индикатором послужит тестер, определяющий содержание выхлопных газов (СО2) в системе охлаждения. Такой набор можно приобрести на аукционных площадках в Интернете. Либо следует прибегнуть к услугам автосервиса, в котором есть этот тестер.

Помните, что одного персонажа недостаточно. Но если вместе с чисто белым дымом идет большая потеря охлаждающей жидкости, высок риск проблем с прокладкой или самой головкой блока.

При подозрениях обращайтесь в сервис, так как диагностика неисправностей, связанных с системой смазки и охлаждения, а также с прокладкой ГБЦ, требует определенного опыта.

Термостат

Причиной перегрева охлаждающей жидкости может быть и термостат – эта часть системы охлаждения необходима для поддержания стабильной температуры.

Когда двигатель еще холодный, весь антифриз циркулирует по малому кругу и минует радиатор, благодаря чему время прогрева двигателя при закрытом термостате значительно сокращается.

термостат-300x263.jpg

При достижении необходимой температуры срабатывает клапан термостатического узла (он перекрывается), и антифриз проходит по большому кругу через все патрубки системы охлаждения и радиатор.

Это охлаждает двигатель.

Если вовремя не открыть термостат, закипание антифриза неизбежно, жидкость не остынет до нужного предела, не проходя через радиатор.

В любом случае необходимо внимательно следить за устройствами и не допускать их перегрева.

Как убедиться в исправности термостата?

В первую очередь следует следить за тем, чтобы прогрев всех больших патрубков радиатора (верхнего и нижнего) был равномерным).

Если какие-то из них после нагрева остались холодными, проверяем работу терморегулятора.

dem-termo_sttat.jpg

Для проверки блока управления температурой его необходимо снять с автомобиля. Снять термостат несложно, поэтому сосредоточимся на диагностике.

срокмост-проверка-300x218.jpg

Для проверки вам понадобится посуда, электронагреватель и термометр.

Налейте в емкость воду, поместите в нее деталь, полейте водой и следите за термометром, когда термопара начнет открываться.

Диапазон температур, при котором должен срабатывать клапан, указан для каждого термостата и зависит от конкретной модели автомобиля.

Контроль затяжки ГБЦ

Для вашего спокойствия, а также раз уж вы решили сломать болты ГБЦ, есть метод проверки момента затяжки болтов ГБЦ. Естественно с помощью динамометрического ключа.

К болту прикладывается крутящий момент, равный моменту разрыва болта. После начала поворота необходимо проверить тормозной момент. Если не увеличилось, то все нормально, болт начал растягиваться.

Если крутящий момент начинает увеличиваться, это означает, что болт не достиг предела текучести. Здесь необходимо затянуть болт ГБЦ до стабилизации момента затяжки.

Почему охлаждающая жидкость смешивается с маслом?

Это связано с тем, что каналы охлаждения и смазки обычно расположены довольно близко друг к другу. При повреждении прокладки или повреждении самой головки жидкости в обоих контурах начинают смешиваться между собой.

При попадании масла в систему охлаждения есть риск перегрева. Еще хуже, если охлаждающая жидкость попадет в масло. Это значительно увеличивает риск остановки двигателя.

Здоровый двигатель вообще не использует охлаждающую жидкость. Если уровень антифриза падает, видимых утечек нет и все патрубки забиты, то возможны два варианта. Во-первых, повреждена прокладка или головка блока. Во-вторых, охладитель рециркуляции выхлопных газов потерял свою герметичность, что было частым явлением в последнее время. Симптомы в обоих случаях будут одинаковыми.

Проблемы с прокладкой и головкой не всегда означают, что охлаждающая жидкость будет смешиваться с маслом. Иногда охлаждающая жидкость попадает не в систему смазки, а в цилиндры. При этом из выхлопной системы появляется густой белый дым. Ехать так долго нельзя, так как большое количество антифриза в цилиндрах грозит полным разрушением двигателя в результате гидравлического удара. Жидкость не сжимается, что создает большие нагрузки на поршни, шатуны и втулки.

Бывает, прогорает прокладка ГБЦ в таком месте, что охлаждающая жидкость или масло просто начинает вытекать из двигателя, а смешения или поступления в цилиндры не происходит. Ситуацию не всегда легко диагностировать, так как охлаждающая жидкость, соприкасаясь с горячими частями двигателя, быстро испаряется. А белый налет, свидетельствующий о неисправности, может прятаться в недоступных глазу закоулках.

Способы проверки и причины поломки

Водителю необходимо учитывать, что эксплуатация автомобиля с дефектной прокладкой в ​​двигателе даже для кратковременной поездки опытными водителями не рекомендуется. Игнорирование этого факта может привести к скорой необходимости капитального ремонта, который в итоге окажется более затратным мероприятием, чем замена поломки.

Важно знать, что признаки пробитой прокладки ГБЦ проявляются в очень схожих фактах как у бензинового двигателя, так и у дизельного агрегата, вне зависимости от типа силовой установки: атмосферная или турбированная.

Ситуация требует грамотной, своевременной и тщательной диагностики. Если прогорела прокладка ГБЦ, симптомы могут проявляться следующими факторами на ранних стадиях:

  • топливо будет значительно расходоваться на проезд;
  • запуск двигателя будет затруднен или дольше;
  • двигатель показывает нестабильную работу под нагрузкой и на холостом ходу;
  • стать заметным в виде снижения силовых параметров;
  • из расширительного бачка заметно вытекает охлаждающая жидкость и ее необходимо регулярно доливать.

Водитель также сможет убедиться в пробитии прокладки ГБЦ, если последствия замера компрессии покажут, что цилиндры опускаются. К наиболее частым причинам потери эксплуатационных характеристик уплотнительным элементом относятся:

  • неправильная первоначальная установка после замены;
  • значительный нагрев двигателя, приведший к термической деформации;
  • выполнить неправильную регулировку для повышения мощностных параметров силового агрегата;
  • возникновение детонации при езде на некачественном топливе;
  • гайки или болты были затянуты с неправильным крутящим моментом или без использования динамометрического ключа.

Как менять прокладку головки блока цилиндров правильно

Замените прокладку головки блока цилиндров

Начнем с того, что снятие ГБЦ на некоторых двигателях является сложной и трудоемкой процедурой, требующей слива технических жидкостей, разборки отдельных узлов и агрегатов. При замене прокладки головки блока цилиндров следите за тем, чтобы головка имела наиболее гладкую плоскость контакта с блоком цилиндров.

Соседние поверхности не должны иметь загрязнений, глубоких царапин и других дефектов. Если головка блока была шлифована, необходимо отдельно учитывать толщину снятого слоя с прилегающей поверхности.

Важно соблюдать рекомендуемую последовательность и момент затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. Для получения точных данных производитель двигателя и производители прокладок ГБЦ предоставляют таблицу, согласно которой необходимо затягивать крепеж. Также указан рекомендуемый момент затяжки (крутящий момент).

Добавим, что при замене прокладки ГБЦ рекомендуется также заменить болты крепления. Старые шпильки после выкручивания, а затем затяжки с правильным усилием не выдерживают нагрузки, в результате чего болт ломается.

В том случае, если штифт ГБЦ оторвался, но прокладка не прогорела, отломанную деталь необходимо выкрутить. После этого болт необходимо заменить на новый. Для извлечения сломанного болта можно использовать простой метод, который заключается в приваривании металлической трубки к остальной части болта с помощью сварки.

Указанная труба должна иметь меньший диаметр по сравнению с болтом. К трубке прикладывается сломанная шпилька и обваривается изнутри. На верхнюю часть трубы также можно наварить гайку, после чего можно без особого труда выкрутить сломанный штифт.

Нужно ли протягивать ГБЦ после замены прокладки

Головка блока цилиндров хорошо

Как было сказано выше, в процессе замены прокладки повышенное внимание уделяется болтам крепления, а также правильной затяжке.

Головку следует затягивать только с рекомендуемым крутящим моментом по четко определенной схеме (последовательности). Недопустимо чрезмерное или недостаточное затягивание.

Чрезмерная затяжка болтов головки блока цилиндров может привести к ослаблению головки монтажного болта. Потеря прижимной силы будет означать, что головка блока недостаточно плотно прилегает, произойдет потеря герметичности и снова порвется прокладка.

Что касается прокладки ГБЦ после замены прокладки, то данную процедуру желательно проводить через несколько десятков километров. Водитель в это время должен внимательно следить за двигателем и его работой. Двигатель с новой прокладкой должен стабильно работать на всех режимах, выхлоп должен быть чистым, рабочая температура двигателя не должна превышать допустимую.

Головку необходимо растянуть, если замечены потеки в месте соединения с блоком цилиндров. Для этого используйте динамометрический ключ и затяните с усилием, рекомендованным производителем автомобиля для вытягивания головки на конкретном двигателе.

Немного истории: Первые двигатели шли без прокладки головки цилиндра

Первые двигатели Николауса Отто и Готлиба Даймлера были построены по примитивной схеме. Головка блока цилиндров и блок цилиндров были отлиты как единое целое. Недостатком такой конструкции была невозможность эксплуатации верхней части двигателя. Первым серийно выпускаемым двигателем внутреннего сгорания с отдельной головкой блока цилиндров и блоком цилиндров стал Ford Model T 1908 года выпуска.

Сами инженеры быстро сообразили, что для соединения такой напряжённой части двигателя, как зазор между двумя его частями, необходима прокладка, которая удерживала бы большое давление и выдерживала высокие температуры, которые приходят с двигателем в процессе эксплуатации. Кроме того, требовалась качественная герметизация самих цилиндров и контуров с циркулирующими в них техническими жидкостями.

С маломощными двигателями с низкой степенью сжатия это еще как-то работало, но с приходом на мировую автомобильную арену спортивных автомобилей, произошедшим в 1940-х годах с высокой степенью сжатия, такая прокладка оказалась недостаточно прочной и износившейся -достаточно стойкий.

Технический прогресс постепенно, но уверенно стал переносить высокую степень сжатия для повышения экономичности двигателя от автоспорта к обычным гражданским версиям автомобилей, при этом необходимо было улучшить это качество прокладок между блоками двигателя.

Сегодня компрессия бензиновых двигателей без турбонаддува составляет от 10:1 до 14:1. В 1930-х годах степень такого сжатия в двигателях была намного ниже, т.е. 5:1.

Требования к прокладкам ГБЦ сегодня продолжают расти, поэтому этот неприглядный элемент за последние десятилетия неоднократно менял текстуру.

Изначально эти прокладки изготавливались из нетермостойких материалов, а в начале своего долгого пути проб и ошибок из обыкновенной пробки. Недаром они были уязвимы и постоянно выгорали. В начале 80-х годов появились гораздо более современные асбестовые прокладки ГБЦ, они используются на некоторых моделях автомобилей и по сей день. Применяются также паронитовые, композитные и металлические прокладки.

В итоге можно сказать следующее, что современные прокладки ГБЦ являются достаточно сложными элементами, и без разработки современных высокопроизводительных двигателей это было бы невозможно.

Нужно ли делать протяжку головки блока цилиндров

Приветствую вас друзья на сайте по ремонту автомобилей своими руками. ГБЦ (ГБЦ) – важный элемент силового агрегата, который только на первый взгляд кажется простым.

Протяжка головки на блоке цилиндров

В состав механизма входят свечи зажигания, газораспределительные клапаны, блоки камер сгорания и так далее.

При этом сам блок цилиндров и головка разделены специальной прокладкой из специального материала (обычно сталь-асбест).

Причины повреждения

Почему прогорает прокладка ГБЦ? Для этого достаточно небольшой неисправности в системе охлаждения. Например, неисправность термостата, утечка антифриза, попадание воздуха в систему, забитый ворсом радиатор или вышедший из строя вентилятор. Это может способствовать локальному перегреву, в результате чего выходит из строя прокладка или сама головка.

В дизелях прокладка может течь из-за повышения температуры сгорания топливовоздушной смеси, что обычно бывает вызвано выходом из строя форсунки. То же самое происходит с двигателями LPG. Кроме того, прокладка может изнашиваться в результате конструктивного просчета, как на Subaru 2.5 T B4.

Механики считают, что из-за длительного простоя автомобиля может пострадать и прокладка. Поломка, возникшая после ремонта, может быть вызвана нарушением технологии – последовательности и момента затяжки болтов головки.

Безответственная эксплуатация приводит к неисправностям, которые приводят к перегреву двигателя. Например, динамичная холодная езда или непрактичный чип-тюнинг.

Почему прогорает прокладка ГБЦ?

Двигатель автомобиля состоит из двух важных частей: блока цилиндров и головки блока цилиндров (ГБЦ). И соединены между собой прокладкой ГБЦ. Основная задача – герметизация камер сгорания и каналов, по которым проходит антифриз. При повреждении прокладки ГБЦ в двигателе появляются различные проблемы.

Каждая модель двигателя оснащена прокладкой головки блока цилиндров. Он может быть изготовлен из тонких металлических листов или армированного паронита с металлической кромкой для отверстий для камер сгорания. Между некоторыми отверстиями в прокладке достаточно тонкие стенки, поэтому малейшая ошибка при установке или замене приведет к быстрому прогоранию.

Основной залог долговечности прокладки ГБЦ – идеальное прилегание головки к блоку цилиндров. Соседние поверхности должны быть чистыми, без ямок и шероховатостей. Вторым важным моментом для продления срока службы прокладки будет соблюдение определенной последовательности затяжки болтов ГБЦ. Для этого производители двигателей, а также производители прокладок прилагают схему завинчивания крепежных элементов с указанием момента затяжки.

Симптомы и признаки пробитой прокладки ГБЦ

Самый явный и бесспорный признак пробитой прокладки ГБЦ – боли в спине, то есть газы, выходящие из-под головки. Его трудно не заметить, он будет очень громким.

Так же возможна стрельба между цилиндрами, скажем между вторым и третьим, снаружи определить такую ​​стрельбу сложно, нужно мерить компрессию, двигатель в любом случае утроится, и радуйтесь, если Причина троения двигателя и отсутствия компрессии в двух цилиндрах — всего лишь пробитая прокладка ГБЦ, и ничего более зловещего.

Выхлопные газы в радиаторе тоже один из возможных признаков пробитой прокладки, но не всегда. Бывает, что газики проходят через небольшую щель где-то в головке или на стенке гильзы.

В большинстве случаев двигатель будет работать достаточно стабильно, единственное, что охлаждающая жидкость будет постепенно исчезать, а выхлоп подниматься, и в принципе это нормально, но в дальнейшем, скорее всего, такой мелкий дефект перерастет в полноценная боль в спине.

Итак, при пробитии прокладки ГБЦ симптомы данной неисправности проявляются по-разному, но основные симптомы следующие:

  1. Повышение температуры двигателя происходит из-за пробоя кромки камеры сгорания. Горящие газы попадают в систему охлаждения и быстро нагревают антифриз. При попадании выхлопных газов в систему охлаждения в расширительном бачке наблюдается бурное газообразование.
  2. Смешивание моторного масла с антифризом, попадание топлива в охлаждающую жидкость также являются последствиями повреждения прокладки ГБЦ. Насторожить должно появление маслянистых пятен в расширительном бачке системы охлаждения. В этом случае уже не обойтись без промывки системы охлаждения.
  3. Бывает сложно сразу выявить проблему в двигателе, когда есть нарушения в работе цилиндров. Если прогорела прокладка ГБЦ между камерами сгорания, топливная смесь в одном цилиндре смешивается с выхлопными газами из другого цилиндра. В этом случае возникают проблемы при запуске двигателя, а после прогрева двигатель начинает стабильно работать.
  4. Иногда происходит разрыв наружной оболочки прокладки ГБЦ. Впоследствии на поверхности двигателя в районе стыка блока цилиндров и головки можно наблюдать масляные потеки.
  5. Часто прокладку ГБЦ можно определить по внешнему виду выхлопных газов. Белый дым из глушителя свидетельствует о попадании влаги или антифриза в камеру сгорания. Это происходит при наличии зазора в прокладке между воздуховодом рубашки охлаждения и камерой сгорания.

Важно отметить, что перегрев двигателя из-за пробоя прокладки ГБЦ может привести к искривлению плоскости ГБЦ. В основном это свойственно алюминиевым головкам, чугунные такими недугами не страдают, по крайней мере я таких не встречал, они любят трескаться. Кривизну нужно предварительно обнаружить, и если она обнаружена, то головку нужно отшлифовать, не надо шлифовать головку просто для профилактики, если она гладкая.

Так прогорела прокладка ГБЦ или лопнула прокладка ГБЦ, по сути не важно, суть одна, ремонт неизбежен. Причем эта рана характерна для большинства двигателей, но так бывает, на вопросы об опыте замены прокладки ГБЦ владельцы одних и тех же автомобилей могут отвечать по разному, у одних такого опыта может не быть вообще, а у других может уже расскажу пару историй о том как ездил на сервисе или меняли.

Проверка на микротрещины

При проверке прокладки ГБЦ важно обращать внимание на наличие трещин. Здесь используется несколько методов.

Магнитно-порошковая проверка

Алгоритм действий следующий:

  1. Поместите магниты со всех сторон головы.
  2. Насыпать металлическую стружку поверх головки блока цилиндров.
  3. Обратите внимание на «картинку». Стружка притянется к магнитам, а в местах с углублениями и повреждениями останется.

С помощью жидкости

Для проверки сделайте следующее:

  1. Приготовьте окрашенную жидкость с помощью парафина, ацетона или другого растворителя.
  2. Нанесите состав.
  3. Подождите пять-десять минут.
  4. Удалите лишнюю жидкость.

Если есть неисправности, их легко заметить даже без детального осмотра.

Проверка под давлением

Здесь используются два способа – с погружением в воду или без него.

При погружении в воду выполните следующие действия:

  1. Закройте все каналы цепи.
  2. Поместите его в емкость и залейте горячей водой.
  3. Нанесите сжатый воздух на место, где появляются пузырьки.

Без погружения:

  1. Закройте отверстия.
  2. Налейте больше жидкости в канал.
  3. С помощью насоса вы нагнетаете воздух, чтобы создать давление 0,7 МПа.
  4. Оставьте голову на два-три часа. При «уступчивой» воде можно говорить о необходимости ремонта.

Для ремонта используется газовая установка с присадками с обязательным прогревом проблемных мест до температуры 200 и более градусов Цельсия. После окончания сварочных работ шов зачищают и опрессовывают.

Артикулы

Прокладка стоит копейки по сравнению с работой по ее замене.

Прежде чем приступить к замене прокладки, следует приобрести эту прокладку. Хотя любой автомагазин найдет для вас подходящую запчасть, лучше знать номер детали. Наиболее подходящими прокладками для ВАЗ-2110 являются:

  1. Оригинальная прокладка ВАТИ, имеющая артикул 21083100302020.
  2. Деталь Виктора Рейнца. Этот товар более высокого качества, чем оригинал. Артикул 613666000.
  3. Прокладки TRIALLI, имеющие артикул GZ.

Лучше сразу купить более качественную деталь, чем снова возиться с разборкой.

Выхлоп

Как еще узнать, что пробита прокладка ГБЦ ВАЗ-2115? Признаки неисправности – наличие белого дыма из глушителя при работающем двигателе. При прогреве двигателя не уходит. Это свидетельствует о наличии конденсата в газах.

1558701.jpg

Читайте также: Замена прокладки ГБЦ на ВАЗ 2114

Какая прокладка ГБЦ лучше: правила выбора

При выборе прокладки ГБЦ необходимо ориентироваться на следующие критерии: устойчивость к коррозии, высоким температурам, давлению и срок службы. Выше мы рассмотрели виды таких изделий. Теперь давайте подробнее рассмотрим их особенности.

Металлические

Большой популярностью среди автовладельцев пользуются металлические прокладки ГБЦ.

Их преимущества:

  • повышенная прочность;
  • равномерная нагрузка;
  • долгий срок службы;
  • наличие уплотнительных элементов, предохраняющих от сброса давления.

Изделия из металла рекомендуется использовать на машинах с турбинами или оборудованных пневматическими двигателями.

Асбестовые

Прокладки на основе асбеста пользуются спросом у автовладельцев.

Их преимущества:

  1. Устойчивость к высоким температурам.
  2. Разумная цена.
  3. Незначительная усадка.
  4. Наличие металлических элементов в местах, где это необходимо.

Из минусов:

  1. Ухудшение качества при длительном использовании.
  2. Чувствительность к вибрациям и скачкам температуры.
  3. Опасность асбеста для здоровья (более актуальна для людей, занятых на производстве).

Металлическая или паронитовая прокладка ГБЦ: что лучше

паронитовая прокладка ГБЦ

Многие автомобилисты задаются вопросом, какая прокладка ГБЦ лучше, металлическая или паронитовая. По мнению специалистов и автослесарей, металлическая прокладка ГБЦ выдерживает большие нагрузки по сравнению с усиленной паронитовой прокладкой.

Особенно это касается двигателей с турбонаддувом и двигателей с принудительным сгоранием, где он быстро очищает паронитовые прокладки ГБЦ после установки.

Если двигатель безнаддувный, находится в стоковой комплектации и тюнинг не планируется, вполне подходящим вариантом становится металлопаронитовая прокладка. При этом неоспоримым преимуществом такой прокладки является возможность сглаживания мелких нюансов и неровностей прилегающей поверхности.

Следует также добавить, что стенки между группами отверстий в прокладках очень тонкие. По этой причине на срок службы металлических или паронитовых прокладок в первую очередь влияет правильность и аккуратность при монтаже, а уж потом материал изготовления.

Результат неправильной установки — быстро прогорает прокладка, после замены прокладки ГБЦ машина не заводится или стучат поршни. Последний случай более характерен для дизелей, когда поршень может касаться края прокладки.

Место крепления прокладки

В некоторых случаях на стыке головки и блока происходит выход газов из камеры сгорания наружу. Тоже подтекает масло. Но это уже из-за неправильной затяжки болтов. Если этот узел ранее ремонтировался, поинтересуйтесь у мастеров, в какой момент они затягивали болты. Каждое транспортное средство имеет свой стандарт.

Если их затягивать «на глаз», прокладка ГБЦ вскоре разрушится. Признак (в том числе и ВАЗ-2114) — сильная течь масла в месте соединения обоих узлов двигателя. Болты на блоке затягиваются динамометрическим ключом. В конце статьи мы расскажем, с каким моментом нужно затягивать головку на блоке.

Как устранить неисправность

Мелочей в ремонте здесь быть не должно. Прошли те времена, когда прокладку меняли, даже не снимая головку с двигателя, а просто поднимая ее вверх. Так что можно в лучшем случае просто уничтожить новую деталь.

Даже когда вы подаете заявку на ремонт, вы не можете попросить заменить прокладку. Правильная формулировка здесь — устранить причину.

  1. Сняв головку блока цилиндров, нужно выяснить, что именно произошло и по какой причине. Если вы не найдете определенной последовательности событий, лучше не собирать двигатель. И только разобравшись во всем, можно приступать к устранению.
  2. Поверхности головки и блока необходимо зачистить и довести до идеальной плоскости с помощью измерительного инструмента и станка, если это необходимо. Не надейтесь, что прокладка все исправит, подстраивайтесь под удары. Она так не работает.
  3. Болты крепления заменены на новые, отработавшие в зоне течения материала ненадежны, хотя размеры еще в норме. Резьба должна быть чистой, масло и антифриз из глухих отверстий полностью удаляются промывкой.
  4. Монтаж осуществляется строго по технологии, нет необходимости делать какие-то эксперименты или переносить устаревшие способы крепления из прошлого века.
  5. В некоторых двигателях необходимо следить за изменением объема камеры сгорания за счет многократной фрезеровки поверхностей — изменяется степень сжатия.
  6. Системы охлаждения и смазки должны быть тщательно промыты, следов эмульсии быть не должно. Естественно масло и антифриз поменяны.

Для начала операцию следует проводить как при запуске двигателя, без большой нагрузки и с контролем температуры. Возможно что-то упустили при ремонте, не стоит усугублять ситуацию.

Ремонт

Сколько стоит замена прокладки ГБЦ? Обычно от 15 000 рублей и выше. Все зависит от того, сколько дополнительных мероприятий необходимо провести.

Сама прокладка ГБЦ не дорогая. Стоит от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Двигатели V-образные, оппозитные и W-образные имеют две головки. В трудозатраты входит шлифовка головки (планирование полета — 2500-6500 руб.), а также проверка, чистка и, возможно, замена направляющих, уплотнений и седел клапанов.

Вы должны инвестировать в новые болты головки и привод ГРМ. Ответственный механик проверит уплотнения распределительных валов. Однако необходимо обновить моторное масло и антифриз.

Если причина проблем не в поврежденной прокладке, а в трещине головки блока, затраты на ремонт значительно возрастут.

Как понять, что пробило прокладку головки блока цилиндров?

прогорела прокладка ГБЦ

При прорыве прокладки между каналами с маслом и антифризом не всегда происходит взаимное перемешивание жидкостей. Эмульсия может появиться только в поддоне или в расширительном бачке. Если на автомобиле пробита прокладка ГБЦ, управлять им запрещено.

Охлаждающая жидкость разжижает масло, изменяет его консистенцию и ослабляет его смазывающую способность. Эксплуатация машины на эмульсии полна износа цилиндров, шеек распредвалов, коленчатого вала, проворачивания вкладышей, поломки турбины и т.д. Шумная работа двигателя — один из первых признаков эмульсии.

Появление масла в антифризе изменяет его вязкость, что снижает объем, прокачиваемый насосом. Смесь масла и антифриза забивает каналы радиатора и картера двигателя, в результате чего нарушаются ребра охлаждения. Если вы едете на машине с такой поломкой, вы рискуете перегреть двигатель.

Гораздо реже прорывается прокладка, в результате чего на блоке цилиндров появляются масляные пятна и пятна охлаждающей жидкости. При этом вы заметите снижение уровня масла в поддоне и антифриза в бачке.

Последствие некачественного ремонта

Если после ремонта двигателя была пробита прокладка ГБЦ, то, скорее всего, причиной поломки стал один из факторов некачественного ремонта.

  • Неправильный момент затяжки болтов ГБЦ (около 80% всех случаев). В технической документации двигателя указан не только момент, но и последовательность затяжки каждого из болтов. В некоторых случаях, после некоторого движения, прокладку следует снова сжать. Чаще всего сжатие остается недостаточным или, наоборот, чрезмерно сжатым из-за человеческого фактора. На усилие также влияет степень растяжения болтов и состояние резьбы в ГБЦ. Перед затяжкой убедитесь, что катушки чистые, в колодцах нет масла или воды.

Некоторые болты изготавливаются по специальной технологии и не требуют предварительной смазки перед затяжкой. Не стоит пренебрегать этим моментом, так как на сжатие самой прокладки уходит всего 10% усилия, оставшаяся доля идет на преодоление силы трения при закручивании.

  • Несоответствие привалочных плоскостей блока цилиндров и головки блока цилиндров. При этом учитывается известный параметр деформации плоскости и чистота поверхности сопрягаемых деталей. Слишком высокая отделка приведет к проскальзыванию прокладки, а шероховатая отделка не позволит прокладке хорошо сцепляться с сопрягаемыми поверхностями.
  • Повреждение упаковки, которая является хрупким и чувствительным к деформации товаром.
  • Неправильное использование герметиков. Герметик требуется только для определенных типов Т-образных соединений. Чрезмерная затяжка может привести к попаданию герметика в глухие отверстия и недостаточному моменту затяжки.

Прогар прокладки между двумя соседними камерами сгорания

Прогорела прокладка между цилиндрами 2 и 3. Ожидаемо, так как компрессия в них упала.

Отдельно стоит отметить случай, когда прогорает прокладка между двумя соседними камерами сгорания. Явных визуальных признаков такого выгорания нет.

Но есть симптомы, указывающие на выгорание такого характера – снижение мощности двигателя, большой расход топлива, затрудненный пуск при полностью исправных системах зажигания, питания и отрегулированном газораспределительном механизме.

Диагностика

Диагностируем такую ​​неисправность достаточно просто – измеряем уровень компрессии во всех цилиндрах.

Проверка компрессии двигателя

Испытание на сжатие

При выходе из строя прокладки компрессия в двух соседних цилиндрах будет на порядок ниже номинальной, что свидетельствует о выходе из строя.

В этом случае при замене прокладки стоит внимательно осмотреть место прогара, возможно там образовалась раковина или микротрещины, и это будет продолжать вызывать прогорание прокладки именно в этом месте.

Признак прогара прокладки ГБЦ на видео (расширительный бачок)

Признаки перегрева двигателя

При нарушении прокладки ГБЦ температурный режим двигателя может иметь значительные отклонения. Характерным признаком неисправности является быстрый переход автомобиля от работы в нормальном температурном режиме к перегреву. Это связано с тем, что при небольшом надломе на металлической кромке выпуск газов в систему охлаждения может осуществляться только при определенных условиях.

Например, машину можно использовать в стандартном режиме, но как только температура охлаждающей жидкости достигает определенных значений, двигатель практически сразу закипает. Не всегда удается заранее обнаружить поломку, из-за которой антифриз вытесняется в расширительный бачок и просачивается через предохранительный клапан из-за повышенного давления в системе.

Когда внешних признаков перегрева еще нет, водителя может насторожить значительное снижение мощности двигателя. Если значение термометра на приборной панели при этом приближается к максимальному значению, следует остановить автомобиль и заглушить двигатель.

Перегрев двигателя обычно наблюдается при разрыве прокладки в месте соединения цилиндров с жидкостной рубашкой. Если этот признак отсутствует, но есть другие признаки выхода из строя прокладки ГБЦ, их не следует оставлять без внимания, даже если силовой агрегат работает без перебоев.

Крышка расширительного бачка

Начать стоит с пробки расширительного бачка, точнее, проверить клапан в нем. Эта нехитрая установка может создать избыточное давление, и тогда ОЖ (ОЖ) чаще всего вырывается под пробку, при этом вздувается расширительный бачок (РБ.

кришка-бачка.jpg

Проверить клапан можно двумя способами:

  1. заменить на заведомо исправную крышку;
  2. проверьте момент открытия клапана с помощью манометра и компрессора.

В системе охлаждения двигателя (СОД) должно быть создано давление не менее 1,1 кг/см², максимальный порог срабатывания клапана не более 1,5 кг/см².

Проверить покрытие легко:

  • снимите расширительный бачок;
  • блокируем все выходы РБ, кроме одного;
  • подключаем компрессор через шланг к свободному выходу и смотрим, что показывает стрелка на приборе.

Если давление слишком высокое или слишком низкое, следует заменить крышку РБ.

В случае неисправности клапана расширительного бачка двигатель не троит, но неправильная его работа приводит к повторному перегреву двигателя, а, следовательно, и к прогару прокладки головки блока цилиндров.

Методы диагностики

При обнаружении прямых или косвенных признаков перед автовладельцем встает новая задача. Ему нужно придумать, как проверить прокладку ГБЦ на неисправность.

Всего способов несколько. Тем более что диагностика достаточно проста, и ее можно использовать в гаражных условиях. Опыт здесь не играет ключевой роли, так как с задачей справятся и новички.

Если вам интересно и нужно знать, как проверить, не прокололась ли прокладка ГБЦ на двигателе автомобиля, проделайте следующие манипуляции. Любой из представленных способов подходит для получения точного ответа относительно целостности и текущего состояния уплотнения между блоком и головкой.

  1. Визуальный осмотр. Самый простой вариант – как можно определить для себя, что пробита или изношена прокладка ГБЦ на двигателе. Определенного и строгого алгоритма действий нет. Погрешность определяется просто визуальным наблюдением. Для начала нужно завести двигатель, открыть капот и посмотреть на место соединения блока и головки. Если через щели выходит даже небольшое количество дыма, есть проблема. Также можно послушать поведение двигателя, который может начать издавать нехарактерные звенящие звуки.
  2. Проверка радиатора и расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Также проверяется горловина, с помощью этого в рамках планового ТО заливается новое моторное масло. Метод также визуальный. Просто открутите все крышки и осмотритесь. Не забудьте заглянуть в бак. Если охлаждающая жидкость попала в двигатель, вы увидите характерную красную эмульсию на крышке маслозаливной горловины. Если масло находится в антифризе, на крышке радиатора или расширительном бачке появятся масляные пятна.
  3. Мониторинг выхлопной трубы. Запустить двигатель. Можно попросить помощника немного включить газ, чтобы увеличить количество дыма, выходящего из выхлопной трубы. Если вы видите, что из выпускного отверстия выходит белый дым, который на самом деле является паром, возможно, проблема в сломанной прокладке. При использовании антифриза из трубы обычно идет белый дым с характерным сладким оттенком. Кроме того, загляните в расширительный бачок с охлаждающей жидкостью. Если уровень падает постепенно, вы, вероятно, диагностировали неисправность прокладки. Хотя признак считается косвенным.
  4. Проверьте наличие выхлопа в системе охлаждения. Для этого можно использовать один из 2-х способов. Первый способ предполагает откручивание пробки на радиаторе или расширительном бачке. Если она активно бурлит внутри, это плохой знак. Другой метод заключается в использовании воздушного шара или обычного презерватива. Продукт перетягивают через горловину бака, предварительно сняв крышку. Затем двигатель заводится со скоростью около 3-5 тысяч в минуту. Если баллон или презерватив надуваются (быстро или медленно), давление снижается. Это означает, что в ближайшее время необходимо будет заменить прокладку.

Деградация прокладки ГБЦ приводит к таким неприятным последствиям, как перегрев двигателя, плохая работа печки, появление выхлопных газов из-под капота автомобиля, появление эмульсии в моторном масле, появление белого дыма из выхлопной трубы и некоторые другие. При появлении перечисленных выше симптомов или одного из них необходимо проверить прокладку ГБЦ.

Есть несколько способов сделать это. Далее мы рассмотрим, почему пробивается прокладка ГБЦ, к каким последствиям это приводит и что делать, если эта проблема случилась с двигателем вашего автомобиля.

Оцените статью
Блог про ВАЗ-2114