- Таблица срабатывания вентилятора охлаждения на Лада Гранта от зависимости температур и типов ЭБУ
- Диагностика вентилятора охлаждения
- Изменение значений
- Система охлаждения. Описание конструкции
- Советы для автомобилистов
- Вентилятор работает на холодном моторе: причины, диагностика, ремонт
- Распространенные неполадки вентилятора охлаждения
- Как проверить датчик включения вентилятора?
- Проверка для ВАЗ 2110.
- Проверка по соотношению сопротивления и температуры.
- Проверка без использования термометра.
- Что представляет из себя система охлаждения на Лада Гранта
- Что делать, если вентилятор не срабатывает вообще?
- Как заменить вентилятор в Калине?
- Проверка исправности
- Порядок проверки
Таблица срабатывания вентилятора охлаждения на Лада Гранта от зависимости температур и типов ЭБУ
Чтобы узнать, при какой температуре охлаждающей жидкости включается вентилятор на вашем автомобиле, достаточно взглянуть на таблицу ниже и найти свой тип компьютера и машины.
7 января Программное обеспечение AI201CO565758 T=101 градус
Т=101(1) градус
Т=105(2) градусов
Т=101(1) градус
Т=105(2) градусов
Т=101(1) градус
Т=105(2) градусов
B101CR01 Т=103 градуса | B173CR03 | AI303CD04CE05CF06 | AI373CA012 |
Программное обеспечение Bosch 797 B1C02Q05
Т=103 градуса |
В102СR06 Т=103 градуса | B174CR03
Т=101(1) градус Т=105(2) градусов |
|
Бош 797+
Т=103 градуса |
B104CR02 T=101(1) градус
Т=105(2) градусов |
Б11КСС01Б13КСС02
Т=101(1) градус Т=105(2) градусов |
Диагностика вентилятора охлаждения
Чтобы диагностировать работу вашего вентилятора, просто отсоедините разъем от датчика термостата. При этом датчик должен работать с усилием.
Изменение значений
Изменить заводские настройки для включения через систему можно практически любой бортовой компьютер (ШТАТ или МУЛЬТИТРОНИКА), рекомендуемые значения не должны быть ниже 95-97 градусов.
Система охлаждения. Описание конструкции
Система охлаждения:
1 — расширительный бачок;
2 — шланг отвода пара к радиатору системы охлаждения;
3 — выпускной шланг радиатора системы охлаждения;
4 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
5 — корпус термостата;
6 — вентилятор;
7 — головка блока цилиндров;
8 — радиатор системы охлаждения;
9 — подводящий шланг к радиатору системы охлаждения;
10 — насос охлаждающей жидкости;
11 — блок цилиндров;
12 — патрубок подвода насоса;
13 — шланг отводящий к радиатору отопления;
14 — радиатор отопителя;
15 — подводящий шланг к радиатору отопления;
16 — наливной шланг
Элементы системы охлаждения:
1 — вентилятор;
2 — радиатор системы охлаждения;
3 — подводящий шланг к радиатору системы охлаждения;
4 — корпус термостата;
5 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
6 — крышка термостата;
7 — головка блока цилиндров;
8 — подводящий трубопровод к насосу;
9 — блок цилиндров;
10 — насос охлаждающей жидкости;
11 — шланг отводящий к радиатору отопления;
12 — подводящий шланг к радиатору отопления;
13 — патрубок отводящий к радиатору системы охлаждения;
14 — наливной шланг
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Он состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения головки и блока цилиндров, термостата, радиатора с электровентилятором, соединительных шлангов и впускного патрубка насоса. Нагревательный элемент соединен с системой охлаждения. Система заполняется охлаждающей жидкостью через заливную горловину на расширительном бачке.
Расширительный бак:
1 — штуцер подводящего шланга;
2 — отметки минимального и максимального уровней жидкости;
3 — заглушка заливной горловины;
4 — установка пароотводящего шланга;
5 — кронштейны крепления бака
Расширительный бачок закреплен в моторном отсеке рядом с левой чашкой на стойке амортизатора. Бачок выполнен из полупрозрачного пластика, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости в бачке. Бачок служит для поддержания постоянного уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения. При нагреве жидкость в системе охлаждения расширяется, и часть ее вытесняется в расширительный бачок. Когда двигатель остывает, жидкость из бачка поступает в систему охлаждения
Пробка расширительного бачка
Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное (1,1 бар) давление в системе при прогретом двигателе. Благодаря этому температура кипения жидкости повышается, а потери пара уменьшаются.
Впускной клапан открывается при падении давления в системе относительно атмосферного (на 0,03–0,13 бар) на охлаждающем двигателе.
Если крышка заливной горловины утеряна, не заменяйте ее герметической пробкой без клапанов.
Насос охлаждающей жидкости:
1 — насосный валик;
2 — зубчатый шкив;
3 — корпус насоса;
4 — контрольное отверстие;
5 — рабочее колесо
Циркуляция жидкости в системе охлаждения обеспечивается лопастным насосом центробежного типа, крыльчатка которого приводится в движение зубчатым ремнем от шкива коленчатого вала. Насос крепится к блоку цилиндров справа.
В корпусе насоса имеется ролик, который вращается в герметичном подшипнике, не требующем дозаправки смазкой. На концы ролика запрессованы шестерня и бегунок. Герметичность ролика обеспечивается сальниковой коробкой насоса.
В корпусе насоса сделано смотрово
е отверстие для обнаружения утечки жидкости в случае выхода из строя уплотнения насоса. Если обнаружена утечка жидкости, замените насос в сборе. Насос перекачивает охлаждающую жидкость через рубашки охлаждения к блоку цилиндров и головке блока цилиндров двигателя.
Корпус термостата в сборе:
1 — коллектор для соединения с подводящим шлангом радиатора системы охлаждения;
2 — корпус;
3 — крышка;
4 — патрубок для соединения с подводящим шлангом к радиатору отопителю;
5 — датчик температуры охлаждающей жидкости
Затем жидкость поступает в корпус термостата, установленный на леом конце головки блока цилиндров.
В корпусе установлен термостат, который способствует ускорению прогрева двигателя, автоматически поддерживает его тепловой режим в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор. Патрубок корпуса термостата соединяется шлангом с верхним патрубком радиатора системы охлаждения, а патрубок крышки термостата соединяется с верхним патрубком радиатора отопления.
Элементы термостата:
1 — корпус;
2 — уплотнительное кольцо;
3 — баллон;
4 — пружина;
5 — монтажная пластина;
6 — крышка
Термостат состоит из металлического контейнера с термочувствительным наполнителем, пружины и фиксирующей пластины. Шток цилиндра входит в гнездо корпуса термостата. В закрытом положении термостата (на холодном двигателе) пружина, упираясь в монтажную пластину, прижимает пластину цилиндра к седлу отверстия в корпусе, закрывая канал между корпусом и крышкой термостата.
В результате перекрывается поступление охлаждающей жидкости через радиатор в систему охлаждения. При этом вся жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения: насос, рубашки охлаждения на блоке цилиндров и головке блока, корпус и крышка термостата, радиатор отопления, патрубок отвода пара к радиатору системы охлаждения, расширительный бачок, насос входная труба.
Когда температура охлаждающей жидкости достигает (85 ± 2) °С, наполнитель в бачке термостата начинает плавиться и увеличиваться в объеме, выталкивая стержень из бачка термостата.
При этом пластина цилиндра отходит от посадочного места, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, включая помпу, рубашки охлаждения на блоке цилиндров и головке блока, корпус и крышку термостата, радиатор системы охлаждения, радиатор системы охлаждения шланг отвода пара, расширительный бачок, радиатор отопления, подводящий патрубок насоса. Когда охлаждающая жидкость достигает температуры (100±2) °С, термостатический клапан полностью открывается.
Датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в корпусе термостата, выдает информацию на контроллер системы управления двигателем.
Радиатор системы охлаждения:
1 — установка пароотводящего шланга;
2 – патрубок к подводящему шлангу;
3 — правый бак;
4 — сливная пробка;
5 — накладка нижнего крепления к радиатору;
6 — патрубок к отводящему шлангу;
7 — левый бак
Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластиковых бачков, соединенных алюминиевыми трубками (расположенными в ряд) с охлаждающими пластинами.Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок правого бачка, а отводится из радиатора через нижний трубка к левому баку. Сверху на левом бачке радиатора имеется штуцер для шланга отвода пара. В нижней части правого бака имеется сливное отверстие, закрытое пробкой.
Вентилятор с крышкой:
1 — корпус вентилятора;
2 — рабочее колесо вентилятора с электродвигателем;
3 — колодка проводов электродвигателя
К радиатору прикреплен пластиковый корпус с электровентилятором. Вентилятор предназначен для обдува радиатора при недостатке или недостатке встречного потока воздуха для поддержания нормального теплового режима двигателя. Вентилятор включается через реле по сигналу от системы управления двигателем.
Советы для автомобилистов
Такая ошибка, особенно летом, может доставить немало проблем водителю. Из-за перегрева охлаждающей жидкости силовой агрегат машины может выйти из строя. Для продолжения дальнейшего движения необходимо выждать некоторое время для остывания, что приводит к длительным задержкам, задержкам и другим осложнениям. Во многих случаях неисправности можно устранить самостоятельно, для этого есть несколько полезных советов.
Симптомы
Основным показателем появления такой проблемы является плавное движение стрелки указателя температуры вправо в зону красного сектора. Это может происходить по многим причинам, но сегодня мы рассмотрим только одну, когда не включается вентилятор системы охлаждения. При появлении такого признака следует остановить движение и попытаться выяснить, почему вентилятор не вращается.
Это устройство включается после срабатывания датчика температуры, который установлен в районе термостата (туда же подходит толстая труба от основного радиатора). Принцип работы заключается в том, что при достижении температуры теплоносителя 101 градус контакты замыкаются и на двигатель вентилятора подается напряжение питания.
Проверить электродвигатель можно достаточно просто, для этого при включенном зажигании замкнуть проволочные контакты разъема этого датчика. Если лопасти начинают вращаться, двигатель исправен.
Что еще они замечают
Помимо датчика работой двигателей вентиляторов управляет электромагнитное реле К1. Цепь защищена предохранителем F1, рассчитанным на 15 ампер. Вы найдете их в монтажном блоке, в его нижней части. Предохранители можно проверить автомобильными тестами или заменить на заведомо исправные. Реле также можно проверить, установив другое, но контакты датчика температуры должны быть замкнуты, в этом случае лопасти будут вращаться при включении зажигания.
Также обратите пристальное внимание на состояние контактов контактов и ножек реле. Их окисление приводит к потере проводимости и невозможности подачи питания на двигатели вентиляторов. Исправность датчика температуры можно проверить с помощью термометра, он должен измерять температуру жидкости выше 100С. Он должен быть установлен в расширительном бачке и нагревать охлаждающую жидкость. При температуре 101 градус включается двигатель вентилятора, а при 97 градусах двигатель вентилятора выключается.
Вентилятор работает на холодном моторе: причины, диагностика, ремонт
Начнем с того, что указанная проблема может однозначно указывать как на неисправность системы жидкостного охлаждения, так и на неисправность самого вентилятора. В любом случае речь идет о поломке, которую нельзя оставлять без внимания, так как значительно повышается риск перегрева ДВС.
Для лучшего понимания необходимо поверхностно оценить принцип работы вентилятора на большинстве современных автомобилей. Поток воздуха активируется с помощью специального датчика, который расположен в нижней части радиатора. Во многих автомобилях также используется отдельный блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Также есть модели, где за включение вентилятора отвечает сам ЭБУ, но такая конструкция используется редко.
Как видите, на холодном двигателе вентилятор работать не должен. Итак, чтобы выяснить, почему рано включается вентилятор, для инжекторных автомобилей с диагностическим разъемом OBD II рекомендуется начать с компьютерной диагностики автомобиля. Дело в том, что возможность считывания кодов ошибок с ЭБУ позволяет точнее определить причину ошибки.
Также отметим, что в тех случаях, когда блок управления обнаруживает неисправность в системе охлаждения, вентилятор может крутиться сразу после включения зажигания, даже на холодном ДВС. Эта функция встречается только на некоторых моделях и фактически является защитой от перегрева силового агрегата, так как постоянно работающий вентилятор снижает температуру.
После ремонта в этом случае также необходимо будет сбросить ошибки. Для сброса ошибки с ЭБУ на некоторых моделях достаточно снять клемму с аккумулятора на пару минут, а на других сброс осуществляется с помощью диагностического оборудования.
Распространенные неполадки вентилятора охлаждения
Теперь давайте рассмотрим распространенные проблемы, связанные с системой охлаждения и самим вентилятором.
- Во-первых, во многих случаях замыкаются контакты датчика воздушной системы. В этом случае вентилятор включается сразу после включения зажигания.
В процессе диагностики на холодном датчике измеряется сопротивление на выходах с помощью мультиметра. Отклонения от нормы укажут на необходимость замены элемента.
- Недостаточное количество охлаждающей жидкости в жидкостной системе. В этом случае вентилятор срабатывает из-за малого количества тосола или тосол очень быстро нагревается. Другими словами, вентилятор исправен и запускается естественным образом.
Как правило, основной причиной являются течи или снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Обратите внимание, что антифриз представляет собой смесь концентрата и воды. Вода постепенно испаряется из системы, в результате уровень падает. По этой причине рекомендуется периодически проверять и доливать жидкость по специальным маркам.
- Вентилятор замыкается на массу, так как провод может быть недостаточно хорошо закреплен, нарушена точка контакта и т.д.
В этом случае вентилятор может замкнуться на батарею и работать без остановки. В такой ситуации необходимо проверить все разъемы, провода и другие элементы. Кабели должны быть должным образом изолированы и правильно подключены.
- Датчик вентилятора, встроенный в корпус термостата, вышел из строя. Довольно много современных машин конструктивно имеют термостат, который совмещен с датчиком управления вентилятором.
Это решение обеспечивает гибкое управление системой охлаждения двигателя. Однако при неисправности датчика температуры в корпусе термостата вентилятор может работать, не выключаясь. Дело в том, что блок управления начинает получать неправильные сигналы о том, как работает термостат. В результате включается аварийный режим, вентилятор включается и работает постоянно.
В такой ситуации необходимо проверить датчик мультиметром. В норме на холодном двигателе сопротивление бесконечно, в остальных случаях показатель должен быть 100 — 500 Ом. Отклонения измерений от нормы будут свидетельствовать о необходимости замены датчика на новый или заведомо исправный.
- Неисправен датчик наружной температуры. Эта проблема возникает на некоторых автомобилях, оснащенных датчиками температуры окружающего воздуха. Если температура выше допустимого предела, эти датчики включат вентилятор.
Такое решение позволяет эффективнее охлаждать силовой агрегат, особенно на автомобилях, имеющих мощный ДВС и несколько радиаторов. На таких устройствах вентилятор может включаться в теплое время года даже на холодном ДВС для защиты от перегрева двигателя.
- После включения автокондиционера постоянно работает вентилятор. Отметим, что на некоторых моделях такая работа вентилятора является нормой.
Для решения проблемы может понадобиться наружная очистка радиатора кондиционера и радиатора системы охлаждения. Дело в том, что эти радиаторы стоят рядом друг с другом, между ними набивается грязь, пыль и ворсинки. Снятие такой «шубы» позволяет нормализовать работу кондиционера и системы охлаждения двигателя, избавиться от частых пусков вентилятора и повышенного шума при работе.
- Проблемы с проводкой и электрическими разъемами. Вне зависимости от того, как реализовано управление вентилятором, частой причиной проблем являются контакты.
Чтобы избежать такой ситуации, опытные водители рекомендуют чистить контакты перед началом зимы и лета в профилактических целях. Также активно практикуется обработка специальными смазками и защитными составами.
Как проверить датчик включения вентилятора?
Следуйте этим инструкциям, чтобы выполнить проверку производительности:
- Подготовьте емкость достаточной глубины для погружения, 100-градусный термометр, мультиметр и проводку.
- Подсоедините концы двух проводов к счетчику и к термопаре.
- Наполните ванну.
- Прикрепите элемент сверху (для этого можно использовать нитки или что-то другое) таким образом, чтобы металлическая часть была погружена в воду. Следите за тем, чтобы устройство не касалось контейнера, тепло должно передаваться только из окружающей среды.
- Осуществляйте нагрев постепенно, следите за температурными значениями.
- Закрытие произойдет после достижения определенного уровня нагрева. Это будет означать, что дальнейшая эксплуатация тестового образца приемлема.
Необходимо добиться соответствия параметрам, установленным на заводе. Если контакты замыкаются с другим параметром или вообще не реагируют, имеет место повреждение и требуется замена.
Проверка для ВАЗ 2110.
При проверке собственного автомобиля не забывайте учитывать температурные пределы, применимые к вашему автомобилю.
Вот номинальные данные для некоторых выпусков автомобилей Волжского автомобильного завода”:
- Термопары ВАЗ 2110 включаются при 92°С и выключаются при 87°С. Производители предлагают конструкции с другими номиналами, но для 2110 такой вариант более приемлем. При испытаниях данной модели транспорта необходимо произвести нагрев до 92 °С, работоспособный образец работает.
- Защита от перегрева в ВАЗ 2109 работает по другому принципу. Уже при 88°С термостат приоткрывается и охлаждающая жидкость начинает двигаться по кругу. Если t° продолжает расти и достигает 90°C, вентилятор включается. Он начинает остывать. Контакты замыкаются при 90°C и размыкаются при температуре ниже 90°C.
- Для ВАЗ 2114 включение начинается при 102-105°С, а расцепление 85-87°С. При покупке нового счетчика выбирайте аналог вышедшего из строя или ориентируйтесь на эти значения.
Заявленные параметры срабатывания обычно привязаны к самому элементу.
Проверка по соотношению сопротивления и температуры.
Проверить исправность можно с помощью чайника для разогрева, а также включенного в режим измерения сопротивления мультиметра.
- Во время нагревания чайника рабочая часть датчика погружается в холодную воду.
- К прибору подключен мультиметр. Погружается термометр, способный измерять высокие температуры, после чего включается чайник.
- В процессе увеличения t° показания сопротивления на приборе будут уменьшаться.
- Необходимо произвести нагрев до номинального параметра включения датчика температуры, теперь значение Ом на мультиметре должно соответствовать номинальному
Проверка без использования термометра.
Другой метод позволяет проводить измерения без использования термометра.
- Нагрейте воду, пока она не закипит. Затем температура достигает 95-97 °C.
- Обратите внимание на показания мультиметра в омах. Они должны соответствовать номинальной температуре кипения. Разница слишком велика — датчик надо менять.
Что представляет из себя система охлаждения на Лада Гранта
На автомобилях ВАЗ-2190 или, по-простому, Lada Granta, хотя и была создана и установлена модернизированная система охлаждения двигателя, конструктивное сходство с предшественницей Lada Kalina все же сохранилось.
Поскольку система охлаждения в Грантах, как и во всех российских автомобилях, является замкнутой системой, то жидкость распределяется по ней равномерно и распределяется по всем закрытым участкам.
Отдельно стоит отметить, что в новых моделях Лада Гранта разработчики убрали с панели приборов такой показатель, как температура двигателя (охлаждающей жидкости). Вместо нее поставлена специальная сигнальная лампа – которая сигнализирует о максимальной температуре антифриза и моменте включения вентилятора радиатора.
Что делать, если вентилятор не срабатывает вообще?
Проверить на поломку. Чаще всего виноват предохранитель на включение вентилятора охлаждения.
Сейф (добавляет номера весь день)
F1 — предохранитель на включение вентилятора;
К1 — реле вентилятора.
Инструмент:
- Плоскогубцы с узкими губками
- Трещоточный ключ
- Головка на 8 мм
Детали и расходные материалы:
- Охлаждающая жидкость
- Винтовые зажимы
- Армированная самоклеящаяся лента
Примечание: При движении автомобиля техническое состояние системы охлаждения можно оценить по сигнальной лампочке перегрева двигателя и уровню жидкости в расширительном бачке.
1. Проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Примечание: Уровень должен быть на 25-30 мм выше метки MIN на корпусе расширительного бачка. Если уровень жидкости находится на отметке MIN или ниже, добавьте охлаждающую жидкость в бачок, как описано здесь (для 8-клапанных двигателей) или здесь (для 16-клапанных двигателей).
Если вам приходится регулярно доливать охлаждающую жидкость, следует проверить герметичность (см пункт 2) системы охлаждения.
Уровень охлаждающей жидкости следует проверять на холодном двигателе. Небольшое повышение или понижение уровня охлаждающей жидкости при прогреве и остывании двигателя не является неисправностью. Это связано с термическим изменением объема жидкости.
2. Проверить герметичность шлангов и соединений системы охлаждения. Осмотрите моторный отсек и обратите внимание на его состояние и герметичность:
- шланги расширительного бачка;
- патрубок отвода пара радиатора;
- подводящий шланг радиатора;
- патрубок отвода радиатора;
- подсоедините шланги к корпусу термостата.
Примечание: Можно попытаться устранить течь охлаждающей жидкости из-под шлангов, заменив пружинные хомуты на винты. Не затягивайте хомуты слишком сильно, так как они могут перерезать шланги.
Временный ремонт сломанного охлаждающего шланга можно выполнить с помощью липкой ленты (особенно подходит армированная серебряная липкая лента).
3. Проверить целостность элементов системы охлаждения двигателя.
- Корпус расширительного бачка;
- Радиатор двигателя;
- Радиатор отопителя;
- Корпус термостата;
- Соединения насоса охлаждающей жидкости (помпы) и блока цилиндров.
- Проверьте, нет ли утечек жидкости из дренажного отверстия насоса (расположенного в нижней части насоса), что указывает на износ уплотнения насоса.
4. Проверьте термостат. Запустите холодный двигатель. Контролируйте температуру и циркуляцию охлаждающей жидкости по малому и большому кругу на ощупь, изменяя температуру шлангов и патрубков системы охлаждения (на картинке воздушный фильтр для наглядности снят).
Примечание:Если система охлаждения двигателя исправна, то при температуре охлаждающей жидкости менее 90°С термостатический клапан должен быть закрыт, а охлаждающая жидкость должна циркулировать по малому кругу. В результате нижний патрубок радиатора и сам радиатор будут заметно холоднее корпуса термостата, по которому циркулирует горячая охлаждающая жидкость.
Когда температура охлаждающей жидкости достигает прибл. 90°С откроется термостатический клапан и в радиатор начнет поступать постепенно увеличивающийся поток горячей жидкости. В этом случае сначала начнет нагреваться радиатор, а затем нижний патрубок.
5. Проверьте электровентилятор радиатора системы охлаждения двигателя. Дайте двигателю поработать, пока не запустится вентилятор радиатора двигателя. При повышении температуры охлаждающей жидкости до определенного значения должен включаться электровентилятор, а при понижении температуры — автоматически выключаться.
Если электровентилятор не был вовремя включен и жидкость закипела, необходимо проверить двигатель вентилятора или систему управления двигателем на исправность.
Лада Гранта (2019). Вентилятор охлаждения двигателя работает постоянно (даже на холостом ходу)
Разрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепи | Датчик и цепи проверяются омметром | Восстановить контакт в электрических цепях. Замените неисправный датчик |
Контакты реле вентилятора не размыкаются | Отметьте тесты | Замените неисправное реле |
Неисправный компьютер или его цепи | Проверьте ЭБУ или замените на заведомо исправный | Заменить неисправный ЭБУ |
Включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе: основные причины и способы решения проблемы
Как известно, различные неисправности в системе охлаждения двигателя не позволяют выйти двигателю на оптимальный температурный режим. Двигатель может перегреваться, что чревато его быстрой поломкой, либо оставаться холодным, то есть не достигать рабочей температуры.
В современных автомобилях применяется комбинированная система охлаждения ДВС: жидкостное и воздушное охлаждение. Под жидкостью следует понимать циркуляцию тосола или тосола по специальным каналам в блоке цилиндров и головке блока цилиндров двигателя.
Охлаждающая жидкость циркулирует благодаря насосу (помпе). Для дополнительного охлаждения охлаждающая жидкость может также циркулировать по малому кругу (внутри двигателя) и по большому кругу, т.е через радиатор.
Воздушное охлаждение реализовано с помощью вентилятора, который отводит лишнее тепло, подавая поток воздуха в подкапотное пространство для обдува двигателя. Указанный вентилятор включается, когда нагрев устройства достаточно высок.
Но довольно часто водители сталкиваются с вопросом, почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе, работает вентилятор двигателя зимой или постоянно крутится. В этой статье мы поговорим о причинах, по которым срабатывает вентилятор охлаждения на холодном двигателе, не выключается вентилятор охлаждения двигателя или некорректно работает указанный вентилятор.
Вентилятор работает на холодном двигателе: причины, диагностика, ремонт
Начнем с того, что указанная проблема может однозначно указывать как на неисправность системы жидкостного охлаждения, так и на неисправность самого вентилятора. В любом случае речь идет о поломке, которую нельзя оставлять без внимания, так как значительно повышается риск перегрева ДВС.
Для лучшего понимания необходимо поверхностно оценить принцип работы вентилятора на большинстве современных автомобилей. Поток воздуха активируется с помощью специального датчика, который расположен в нижней части радиатора.
Во многих автомобилях также используется отдельный блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Также есть модели, где за включение вентилятора отвечает сам ЭБУ, но такая конструкция используется редко.
Затем, после нагрева охлаждающей жидкости до средней температуры около 100 градусов Цельсия, датчик или блок управления замыкает электрическую цепь. После этого включается вентилятор, улучшая охлаждение двигателя. Когда температура охлаждающей жидкости падает до нужного значения, цепь размыкается и подача воздуха прекращается.
Как видите, на холодном двигателе вентилятор работать не должен. Итак, чтобы выяснить, почему рано включается вентилятор, для инжекторных автомобилей с диагностическим разъемом OBD II рекомендуется начать с компьютерной диагностики автомобиля. Дело в том, что возможность считывания кодов ошибок с ЭБУ позволяет точнее определить причину ошибки.
Также отметим, что в тех случаях, когда блок управления обнаруживает неисправность в системе охлаждения, вентилятор может крутиться сразу после включения зажигания, даже на холодном ДВС. Эта функция встречается только на некоторых моделях и фактически является защитой от перегрева силового агрегата, так как постоянно работающий вентилятор снижает температуру.
После ремонта в этом случае также необходимо будет сбросить ошибки. Для сброса ошибки с ЭБУ на некоторых моделях достаточно снять клемму с аккумулятора на пару минут, а на других сброс осуществляется с помощью диагностического оборудования.
Распространенные проблемы с вентилятором охлаждения
Теперь давайте рассмотрим распространенные проблемы, связанные с системой охлаждения и самим вентилятором.
Во-первых, во многих случаях замыкаются контакты датчика воздушной системы. В этом случае вентилятор включается сразу после включения зажигания.
В процессе диагностики на холодном датчике измеряется сопротивление на выходах с помощью мультиметра. Отклонения от нормы укажут на необходимость замены элемента.
Недостаточное количество охлаждающей жидкости в жидкостной системе. В этом случае вентилятор срабатывает из-за малого количества тосола или тосол очень быстро нагревается. Другими словами, вентилятор исправен и запускается естественным образом.
Как правило, основной причиной являются течи или снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Обратите внимание, что антифриз представляет собой смесь концентрата и воды. Вода постепенно испаряется из системы, в результате уровень падает. По этой причине рекомендуется периодически проверять и доливать жидкость по специальным маркам.
Если теплоносителя в системе мало, нагрев происходит быстро. Примечательно также, что реальная температура жидкости сильно отличается от температуры двигателя внутреннего сгорания. Часто бывает, что холодный двигатель запущен, стрелка температуры на приборной панели еще не поднялась, а вентилятор уже работает из-за слишком горячей жидкости. Для решения проблемы достаточно будет долить антифриз, убрать воздушные пробки из системы охлаждения.
Вентилятор замыкается на массу, так как провод может быть недостаточно хорошо закреплен, нарушена точка контакта и т.д.
В этом случае вентилятор может замкнуться на батарею и работать без остановки. В такой ситуации необходимо проверить все разъемы, провода и другие элементы. Кабели должны быть должным образом изолированы и правильно подключены.
Датчик вентилятора, встроенный в корпус термостата, вышел из строя. Довольно много современных машин конструктивно имеют термостат, который совмещен с датчиком управления вентилятором.
Это решение обеспечивает гибкое управление системой охлаждения двигателя.
Однако при неисправности датчика температуры в корпусе термостата вентилятор может работать, не выключаясь. Дело в том, что блок управления начинает получать неправильные сигналы о том, как работает термостат. В результате включается аварийный режим, вентилятор включается и работает постоянно.
В такой ситуации необходимо проверить датчик мультиметром. В норме на холодном двигателе сопротивление бесконечно, в остальных случаях показатель должен быть 100 — 500 Ом. Отклонения измерений от нормы будут свидетельствовать о необходимости замены датчика на новый или заведомо исправный.
Неисправен датчик наружной температуры. Эта проблема возникает на некоторых автомобилях, оснащенных датчиками температуры окружающего воздуха. Если температура выше допустимого предела, эти датчики включат вентилятор.
Такое решение позволяет эффективнее охлаждать силовой агрегат, особенно на автомобилях, имеющих мощный ДВС и несколько радиаторов. На таких устройствах вентилятор может включаться в теплое время года даже на холодном ДВС для защиты от перегрева двигателя.
После включения автокондиционера постоянно работает вентилятор. Отметим, что на некоторых моделях такая работа вентилятора является нормой.
Если говорить о неисправностях, то на большинстве современных автомобилей система охлаждения тесно связана с кондиционером.
Именно по этой причине загрязнение радиатора кондиционера может привести к тому, что вентилятор охлаждения двигателя внутреннего сгорания будет постоянно работать на максимальной скорости.
Для решения проблемы может понадобиться наружная очистка радиатора кондиционера и радиатора системы охлаждения.
Дело в том, что эти радиаторы стоят рядом друг с другом, между ними набивается грязь, пыль и ворсинки. Снятие такой «шубы» позволяет нормализовать работу кондиционера и системы охлаждения двигателя, избавиться от частых пусков вентилятора и повышенного шума при работе.
Проблемы с проводкой и электрическими разъемами. Вне зависимости от того, как реализовано управление вентилятором, частой причиной проблем являются контакты.
Окисление контактов или повреждение проводов, недостаточная фиксация в местах соединения и другие дефекты приводят к коротким замыканиям, передаче неверных сигналов на блоки управления и т д.
В результате срабатывает режим защиты от перегрева путем постоянного вращения вентилятора, и скоро
Чтобы избежать такой ситуации, опытные водители рекомендуют чистить контакты перед началом зимы и лета в профилактических целях. Также активно практикуется обработка специальными смазками и защитными составами.
Исход
Как видите, сам двигатель внутреннего сгорания и его системы нуждаются в регулярном обслуживании. Что касается системы охлаждения, то она также не является исключением и требует повышенного внимания.
Двигатель перегревается паром из патрубков радиатора Из этой статьи вы узнаете об основных причинах некорректной работы и возможной поломки указанной системы.
Если водитель заметил, что вентилятор охлаждения все время стал работать на максимальных оборотах или перестал вовремя отключаться, первым делом нужно проверить уровень антифриза, работоспособность помпы и термостата.
Также следует учитывать, что причиной такой работы вентилятора может быть засорение радиатора охлаждения или слишком высокая температура наружного воздуха, замыкание контактов и т д. Не забывайте, что вентилятор может постоянно крутиться на холодном двигателе при включении кондиционера бежит.
Всем привет, сегодня мы рассмотрим основные причины почему не работает вентилятор охлаждения на автомобиле Лада Гранта. Выход из строя вентилятора охлаждения может привести к серьезным проблемам, особенно летом. От перегрева двигатель автомобиля может выйти из строя, а это, как вы уже знаете, приведет к дорогостоящему ремонту.
Можно конечно попробовать ездить с остановками и не дать двигателю перегреться, но надо понимать, что так далеко не уедешь. Поэтому в большинстве случаев приходится искать неисправность вентилятора, это можно сделать своими силами. Давайте посмотрим поближе…
Читайте также: КПП с тросовым приводом на «Гранте» avtoshark
Как заменить вентилятор в Калине?
Процесс замены, если не включается вентилятор охлаждения, довольно хлопотный, на что влияет плотность доступного пространства для манипуляций. Итак, приступим.
- 1. Здесь необходимо избежать необходимости снимать радиатор, что влечет за собой слив жидкости и трату большего времени.
- 2. Разбираем корпус фильтрующего элемента системы впуска воздуха.
- 3. Снимите переднюю решетку.
- 4. Откручиваем крепления обоих блоков головного освещения.
- 5. Используем головку «на 10», с помощью которой откручиваем крепления верхней передней панели.
- 6. Теперь нужно отсоединить разъемы, служащие для переключения модуля электровентилятора со встроенной сетью. Отводим провода в сторону, чтобы исключить помехи.
- 7. Рамка вентилятора крепится 4 болтами, которые необходимо открутить.
- 8. Снимаем вентилятор с особой осторожностью, чтобы не повредить рядом расположенные узлы в подкапотном пространстве.
Проверка исправности
Для проверки работоспособности контроллера необходимо его снять (как это сделать см ниже) и подготовить следующее:
- сенсор очищен от пыли и грязи;
- цифровой мультиметр;
- термопара с датчиком или термометр;
- открытая емкость для кипятка.
Мультиметр:
Порядок проверки
Проверка ДТОЖ выполняется следующим образом.
- На плиту ставят посуду с водой и зажигают газовую горелку или включают электрическую плиту.
- Мультиметр установлен в режим вольтметра. Щуп замыкает контакт с «0» на счетчике. Другой датчик подключен к другому выходу датчика.
- Контроллер опускают в емкость так, чтобы в воде находился только кончик.
- В процессе нагрева воды фиксируются изменения температуры и значение сопротивления датчика.
Полученные данные сравниваются с показателями следующей таблицы:
Температура воды в баке, °С | Сопротивление датчика, кОм |
0 | 9.4 |
10 | 5.7 |
20 | 3,5 |
30 | 2.2 |
35 | 1,8 |
40 | 1,5 |
50 | 0,97 |
60 | 0,67 |
70 | 0,47 |
80 | 0,33 |
90 | 0,24 |
100 | 0,17 |
Если показания отклоняются от табличных данных, это означает, что датчик температуры охлаждающей жидкости подлежит замене, так как такие узлы не ремонтируются. Если показания верны, дополнительно исследуйте причины неисправностей.