Дроссельная заслонка: функции, принцип работы и регулировка

Решение проблем
Содержание
  1. Устройство дроссельной заслонки
  2. Откуда грязь?
  3. Возвращаемся к истории с чисткой заслонки
  4. Загрязнение заслонки как одна из основных причин ее неисправности
  5. Регулятор холостого хода
  6. Привод
  7. Пошаговая инструкция по демонтажу дросселя и очистке заслонки
  8. Интервалы обслуживания заслонки
  9. Когда следует чистить?
  10. Как самому понять, что пора чистить дроссель?
  11. Признаки неисправности ДПДЗ
  12. Видео о признаках неисправности ДПДЗ
  13. Характерные неисправности электронной дроссельной заслонки
  14. Виды дроссельных заслонок
  15. Предназначение датчика положения дроссельной заслонки
  16. Типы узлов
  17. Заслонка с механическим приводом. Конструкция, особенности
  18. Электромеханическая дроссельная заслонка
  19. Электронная заслонка
  20. Системы наддува двигателя
  21. Система впуска автомобиля
  22. Как восстановить автомобильный аккумулятор
  23. Неисправности вариатора
  24. Принцип действия
  25. Потенциометр
  26. Симптомы, которые могут возникать при забитом дросселе
  27. Что делать, чтобы заслонка не загрязнялась слишком быстро
  28. Чистка дроссельной заслонки своими руками
  29. Трём как следует: как чистить дроссельную заслонку и зачем это нужно?
  30. Дайте подышать!
  31. Как устранить проблему
  32. Проблемы при работе дроссельной заслонки и пути их решения
  33. Ремонт и адаптация дроссельной заслонки
  34. Что лучше, механическая или электрическая заслонка?

Устройство дроссельной заслонки

Газовый клапан представляет собой круглую пластину, которая имеет возможность поворачиваться вокруг себя на 90 градусов — это один цикл от открытия до закрытия. Он размещен в корпусе, который содержит:

  • Привод — механический или электрический;
  • Датчик положения — потенциометр дроссельной заслонки;
  • Регулятор холостого хода.

Вместе все эти компоненты образуют узел дроссельной заслонки или узел дроссельной заслонки.

Корпус клапана довольно сложный. Ведь он сам является частью системы охлаждения. Именно дроссельный узел открывает каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Оснащение кузова специальными патрубками, подключенными к системе вентиляции и системе улавливания паров топлива, делает конструкцию еще более сложной. Эта система требует дальнейшего изучения.

Откуда грязь?

В современных автомобилях используется система принудительной вентиляции картерных газов. Система закрыта для уменьшения количества вредных выбросов. При эксплуатации пары масла, а также газы из цилиндров вылетают из картера при работе (правда, в небольших объемах.

зачем нужно чистить дроссельную заслонку
Трубка идет к газу, выходящему из клапанной крышки. Всегда присутствует небольшая концентрация масляного тумана. Если двигатель имеет большой пробег, количество масляных частиц будет увеличиваться. Демпфер будет становиться все более и более грязным. Это приведет к тому, что газ «прилипнет». Зачем чистить дроссельную заслонку? Для стабилизации работы двигателя на всех его режимах.

Воздух, поступающий в заслонку, отнюдь не чистый, как в лаборатории. В нем помимо пыли есть твердая взвесь и многое из того, что не смог удержать воздушный фильтр. Часть пыли из-за редкости попадет в двигатель, а другая осядет на патрубке и заслонке.

В результате на газу, а также на стенках впускного коллектора образуется смесь масла и пыли. После десяти тысяч километров этот налет может даже вывести из строя дроссельный узел. Зачем чистить дроссельную заслонку? Во избежание необходимости ремонта или замены узла дроссельной заслонки.

Возвращаемся к истории с чисткой заслонки

  1. Снимите воздушную трубку, ведущую от воздушного фильтра к газу.
  2. Ослабьте болты крепления дроссельной заслонки.
  3. Отсоедините датчики положения дроссельной заслонки.
  4. Все, газ в ваших руках. Обязательно заткните впускной коллектор тряпкой, чтобы грязь не попала.

Загрязнение заслонки как одна из основных причин ее неисправности

Дроссельная заслонка в двигателе автомобиля напрямую связана с системой вентиляции картера. Вот почему со временем на кузове и мостах накапливаются масляные отложения.

Типичными признаками загазованности являются отсутствие плавности работы, частые глохания и подклинивания. В результате двигатель начинает работать нестабильно, в электронном блоке управления выдаются соответствующие ошибки.

Очиститель металла Modengy

Избежать таких последствий позволяет регулярная проверка состояния газового клапана и чистка специальными средствами. Для этих целей отлично подходит очиститель металла MODENGY российского производства.

Его многокомпонентная формула обеспечивает удаление загрязнений различной химической природы, в том числе нефтепродуктов. Основанный на органических растворителях, он эффективно работает, быстро испаряется без остатка и не вызывает коррозии.

Для очистки заслонки важно ее снять – это удалит нагар с ее внутренних стенок и воздушных каналов.

При использовании тряпки не прилагайте слишком больших усилий, чтобы не повредить саму заслонку и датчик положения, который находится рядом.

Жесткие щетки настоятельно не рекомендуются, так как корпуса некоторых демпферов имеют специальное молибденовое покрытие для защиты от износа и более плавного потока воздуха. Этот слой часто принимают за налет и удаляют – в результате заслонка начинает «закусывать» и пропускать лишний воздух, что негативно сказывается на работе двигателя.

При случайном повреждении покрытия его можно (и нужно) восстановить с помощью готовых составов на основе дисульфида молибдена. Сегодня, благодаря российским специалистам в области смазочных материалов, они доступны не только компаниям, но и частным автовладельцам.

Антифрикционное покрытие MODENGY отлично зарекомендовало себя для деталей двигателей внутреннего сгорания. При нанесении на запорный клапан образует сухой защитный слой, не прилипающий к абразивным частицам. АЦП обладает высокой несущей способностью, отличными противозадирными свойствами, не разрушается моторным маслом и при правильном применении и бережном обращении при очистке имеет неограниченный срок службы (равный ресурсу демпфера).

Перед нанесением MODENGY Для деталей ДВС с поверхности удаляют крупные загрязнения, затем демпфер обрабатывается специальным чистящим активатором MODENGY для обезжиривания и обеспечения максимальной адгезии покрытия.

Набор чехлов MODENGY

Регулятор холостого хода

Газовый домик на машине
Газовый домик на машине

С помощью регулятора холостого хода поддерживают требуемую частоту вращения коленчатого вала при полностью закрытой заслонке. Например, если двигатель нагревается или увеличивается нагрузка, к процессу подключается дополнительное оборудование.

Регулятор устроен следующим образом: корпус, на котором крепится шаговый электродвигатель, соединенный с конической иглой. Пока двигатель работает на холостом ходу, игла, как поршень, регулирует площадь поперечного сечения воздуховода.

Привод

Приводы бывают двух типов — механические и электрические. Разница лишь в принципе их работы. Механический гораздо проще и соединяется с педалью газа стальным тросом. Электричество не имеет прямой связи с газом. Как же тогда происходит регулирование? Вот тут и пригодится потенциометр дроссельной заслонки. Этот специальный датчик связывается с блоком управления двигателем, и контроллер выдает нужный сигнал.

Пошаговая инструкция по демонтажу дросселя и очистке заслонки

Поверхностная мойка дроссельной заслонки (без снятия узла) не даст желаемого результата, поэтому возможна только в крайнем случае.

разобрать газ совсем не сложно – для этого нужен минимальный набор инструментов и материалов: отвертка, гаечные ключи, чистящее средство, чистые тряпки или салфетки.

Итак, начнем.

Газовая прокладка с фильтром воздухоочистителя соединяет воздушную трубку — снимите ее. Затем снимите корпус воздушного фильтра, прикрепленный к двигателю.

 

Снятие корпуса воздушного фильтра

 

В процессе эксплуатации проверяйте состояние резиновых уплотнителей: помните, что севшие детали ослабляют болты, вызывают люфт в корпусе фильтра и подсос воздуха в дроссельную заслонку.

Обратите внимание, что между заслонкой и воздушным фильтром имеется уплотнительное кольцо. Наденьте его на фильтр, чтобы было проще собрать все обратно.

Если демпфер оснащен механическим рычажным механизмом, осторожно снимите его, слегка поддев и сдвинув в сторону. Затем отсоедините датчик положения дроссельной заслонки и регулятор холостого хода, нажав на соответствующие разъемы.

Снимите фиксирующую скобу и вытащите дроссельную заслонку.

 

Горловой клапан

 

Перед очисткой закройте отверстие во впускном коллекторе чистой тканью или бумажным полотенцем, чтобы предотвратить загрязнение.

В принципе, для промывки заслонки подойдет любое чистящее средство. Например, многие используют очиститель карбюратора.

Если в процессе эксплуатации или неаккуратной чистки (некоторые принимают темное покрытие за грязь) оно было повреждено, его стоит восстановить – тем более, что в свободной продаже сейчас можно найти специальные антифрикционные составы.

Помните, что качественное покрытие предотвращает налипание пыли и максимально увеличивает срок службы дроссельного узла. Для частного применения наиболее удобны аэрозольные составы – они просты в применении и не требуют специальных навыков.

Комплект для чистки дроссельной заслонки MODENGY

В серии материалов компании «Modengy» есть набор MODENGY для чистки дроссельной заслонки и покрытия. В него входят все материалы, которые могут потребоваться для восстановления работоспособности демпфера – специальное чистящее средство и антифрикционное твердосмазочное покрытие в аэрозольных баллончиках, перчатки.

Мелкодисперсное покрытие на основе дисульфида молибдена восстанавливает изношенные заводские покрытия и защищает детали от трения и износа. Состав наносится методом распыления и высыхает за 30 минут при комнатной температуре, что очень удобно для автовладельцев, как правило, не имеющих специальных печей для полимеризации.

 

 

После выполнения всех процедур по очистке газа можно приступать к сборке устройства.

Сначала установите на место регулятор холостого хода и установите заслонку обратно в паз, затяните фиксирующую скобу.

Установите муфту, если она была снята, предварительно нанеся на наконечники смазку (необязательно, но настоятельно рекомендуется). Проверьте рукой ход тяги: он должен быть плавным, без рывков и «закусываний».

Вкрутите воздушный фильтр на место и подсоедините воздушный шланг.

После очистки механической дроссельной заслонки необходимо отрегулировать регулятор холостого хода. Для этого снимите полюса с аккумулятора на 15 минут, наденьте их и заведите двигатель. Держите его без дела около 10 минут. Затем выключите его на 10 секунд и снова включите. После прогрева двигателя до рабочей температуры автомобиль будет готов к эксплуатации.

 

Интервалы обслуживания заслонки

Периодичность очистки газового клапана зависит от режима эксплуатации автомобиля. Чем он напряженнее и сложнее, тем чаще приходится проводить время на этом узле — не реже, чем каждые 40-50 тысяч километров.

 

Очистка газа

 

При бесшумном режиме работы автомобиля осмотр заслонки возможен на 100 тысячах километров. Следует учитывать, что степень загрязнения дроссельного узла зависит от технического состояния двигателя – чем оно хуже, тем быстрее заслонка покроется налетом. В этом случае целесообразнее ремонтировать ЦПГ, чем разбирать дроссельную заслонку каждые 10 000 км.

Когда следует чистить?

Мы понимаем, почему необходимо проводить газопрофилактику. Но когда наступит этот момент? Попробуем выяснить. Существует несколько симптомов, прямо указывающих на необходимость обслуживания демпфера.

зачем чистить газовый клапан ваз 2110
Итак, первая причина – плохой запуск двигателя. Вот поэтому и чистят газ на ВАЗ-2110. Очистка часто получается решить проблему с запуском. Также могут плавать обороты холостого хода – прыгает стрелка тахометра или слышны неровности в работе.

О необходимости очистки сообщает также повышенный расход топлива, потеря мощности. Конечно, многие из этих симптомов также могут быть признаками других проблем. А ведь чистота газа играет важную роль в работе двигателя.

Можно визуально определить уровень загрязнения. Если на дроссельной заслонке нет видимых масляных пятен, решение проблемы нужно искать в другом месте. Если заслонка покрыта маслом и пылью, пришло время ее очистить. Теперь понятно, почему чистят газ на Киа Сид и многих других автомобилях.

Как самому понять, что пора чистить дроссель?

Визуально оценить состояние дроссельной заслонки можно самостоятельно, переведя заслонку в вертикальное положение нажатием на педаль газа, и вам понадобится помощь друга. Либо уберите газ и осмотрите состояние, но об этом мы поговорим в нескольких абзацах.

Многие автомобилисты полагаются на косвенные признаки – двигатель заводится не так быстро, как раньше, плавают обороты холостого хода или полностью пропадает динамика и обороты «зависают» на одном уровне. Если вы набрали хотя бы два очка, лучше разобраться с этой проблемой. В противном случае это может иметь неприятные последствия в будущем.

Признаки неисправности ДПДЗ

Как и любой механизм в автомобиле, датчик положения дроссельной заслонки тоже имеет эту функцию и по мере эксплуатации может сломаться. Ни одна деталь не вечна, поэтому рано или поздно она сломается. Чтобы правильно определить поломку, вы должны знать, на какие признаки обращать внимание. Теперь покажем самые основные симптомы:

  • Прежде всего, если вы подозреваете, что с датчиком положения дроссельной заслонки что-то не так, сначала внимательно осмотрите двигатель. Если вы подозреваете, что в некоторых точках скорость резко падает, это уже говорит о выходе из строя датчика. Если всем управляет электронно-вычислительная машина, следует обратиться в сервис и сделать программный сброс. Симптомы выхода из строя ТПС
  • Часто о выходе из строя датчика свидетельствует ситуация, когда вы резко отпускаете педаль газа, при этом двигатель тут же останавливается. Если это произошло, то это свидетельствует о полной поломке модуля, его следует немедленно заменить, чтобы не провоцировать новые проблемы.
  • При интенсивном разгоне скорость заметно падает на 5-10 километров в час. Часто водители думают, что это топливо не доставлено и едут на заправку, но на самом деле в 80 процентах случаев это просто поломка ДПДЗ. Симптомы выхода из строя ТПС
  • Вы заметили, что автомобиль не реагирует на движение педали газа во время движения. В этом случае необходимо немедленно остановить автомобиль, иначе это может привести к аварии. Проблема может скрываться в полной поломке ДПДЗ, иногда может быть какое-то механическое повреждение заслонки, в связи с чем она не может плотно закрыться.
  • На холостом ходу обороты останавливаются на 2000-3000 об/мин, долго висят на этой отметке.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно смело сказать, что все симптомы прямо указывают на неправильную работу двигателя. Поэтому стоит помнить, что при обнаружении неисправности двигателя первым делом необходимо проверить датчик положения дроссельной заслонки. Ниже мы подробно расскажем, как проверить этот датчик, рассмотрим его на примере автомобилей ВАЗ, их конструкция идентична.

Видео о признаках неисправности ДПДЗ

Ваз замена ДПДЗ. Симптомы неисправности, замена.
Проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки (TPS)

Характерные неисправности электронной дроссельной заслонки

Как и любое другое сложное устройство, электронный блок дроссельной заслонки усложняет конструкцию автомобиля и потенциально является источником проблем.

Электроника подвергается воздействию неблагоприятных климатических условий и может работать неправильно при экстремально низких температурах или влажности. В послегарантийный период замена электронного дросселя может стать статьей расходов для автовладельца, так как узел, как правило, не подлежит полному ремонту и замене.

Демпферный механизм в блоке электронной дроссельной заслонки такой же, как и в традиционном, поэтому заслонку необходимо периодически чистить, особенно при тяжелой эксплуатации.

Виды дроссельных заслонок

Демпферы, открывающие поток воздуха к двигателю, присутствуют во всех системах впрыска. В отличие от карбюратора, в который встроен глушитель, глушитель на инжекторе выполнен более технологично, и представляет собой отдельный узел, он называется дроссельной заслонкой.

Существует два типа жалюзи:

  1. Механический
  2. Электрический

Газовый клапан открывается при нажатии на педаль газа. В механическом варианте дроссельной заслонки педаль акселератора соединена с дроссельной заслонкой с помощью троса или тяги. Когда вы нажимаете на педаль, трос перемещает дроссельную заслонку, и дроссельная заслонка открывается.

Что такое газовый клапан и как его обслуживать

На современных автомобилях часто можно увидеть аббревиатуру ЭГАЗ. Это означает, что используется электронная педаль газа и электронный дроссель.

Принцип работы такой заслонки отличается от механической тем, что заслонка приводится в движение не тросом или штоком, а электродвигателем, получающим данные от ЭБУ автомобиля. ЭБУ получает данные от электронной педали акселератора.

Что такое газовый клапан и как его обслуживать

Считается, что система ЕГАЗ позволяет экономить топливо, но на практике это практически не заметно, а отклик на педаль газа гораздо хуже.

Предназначение датчика положения дроссельной заслонки

Этот датчик передает в электронный блок управления двигателем данные о положении перепускного клапана за определенный период времени. Работа этого узла основана на взаимодействии преобразователей переменного и постоянного тока.

Наибольшее значение общего сопротивления преобразователей находится на уровне 8 Ом. В конструкции датчика дистанционного зондирования предусмотрено три контакта. На первый и второй контакты поступает ток около 5 В, а третий контакт подключен к контроллеру и выполняет сигнальную функцию.

Газовый клапан: назначение, конструкция, принцип работы, датчик положения

DPD3 расположен на корпусе узла дроссельной заслонки. Устройство получает сигналы об открытии и закрытии проходного канала. Индекс сопротивления детали изменяется, чтобы удовлетворить следующие условия:

  • при открытой заслонке напряжение на третьем контакте превысит 4 В;
  • если проход воздуха перекрыт заслонкой ДЗ, ток на третьем контакте не превышает 0,7 В.

Блок контролирует все колебания контактного напряжения и тем самым регулирует подачу топлива, необходимого для образования топливно-воздушной смеси.

Из-за ошибки датчика показатель напряжения чаще всего выходит за установленные пределы. Это приводит к нарушению нормальной работы ДВС, что в итоге может привести к поломке агрегата.

Важно: ошибка датчика часто становится причиной неисправности коробки передач. Каждый автовладелец понимает, что восстановление двигателя и коробки передач – это процесс, требующий больших затрат времени и денег. При появлении симптомов, указывающих на поломку, необходимо провести диагностику.

Типы узлов

Как уже упоминалось, существуют разные виды газа. Всего их три:

  1. С механическим приводом
  2. Электромеханический
  3. Электронно

Именно в таком порядке и развивалась конструкция этого элемента впускной системы. Каждый из существующих видов имеет свои конструктивные особенности. Примечательно, что с развитием технологий устройство узла не усложнялось, а наоборот, становилось проще, но с некоторыми нюансами.

Заслонка с механическим приводом. Конструкция, особенности

Начнем с демпфера с механическим приводом. Этот тип детали появился с началом установки на автомобили системы впрыска топлива. Основная особенность заключается в том, что водитель управляет заслонкой самостоятельно посредством тросового привода, соединяющего педаль газа с сектором газа, соединенным с осью заслонки.

Конструкция такого агрегата полностью заимствована у карбюраторной системы, разница лишь в том, что демпфер является отдельным элементом.

В конструкцию данного узла дополнительно входят датчик положения (угла открытия заслонки), регулятор холостого хода (ХХ), перепускные каналы и система обогрева.

дроссельный узел с механическим приводом

Дроссельный узел с механическим приводом

Вообще датчик положения дроссельной заслонки присутствует во всех типах узлов. Его задачей является определение угла открытия, что позволяет электронному блоку управления форсунками определять количество воздуха, подаваемого в камеры сгорания, и исходя из этого корректировать подачу топлива.

Ранее использовался датчик потенциометрического типа, где угол раскрытия определялся изменением сопротивления. В настоящее время широко используются магниторезистивные датчики, которые более надежны, так как не имеют контактных пар, подверженных износу.

датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки потенциометрического типа

Регулятор ХХ в механических дросселях представляет собой отдельный канал, который шунтирует основной канал. Этот канал оснащен электроклапаном, корректирующим расход воздуха в зависимости от условий работы двигателя на холостом ходу.

регулятор холостого хода

Блок управления холостым ходом

Суть его работы в следующем — на ХХ заслонка полностью закрыта, но для работы двигателя нужен воздух, и он подается по отдельному каналу. При этом ЭБУ определяет частоту вращения коленчатого вала, на основании чего регулирует степень открытия этого канала электромагнитного клапана для поддержания заданной скорости.

Байпасные каналы работают по тому же принципу, что и регулятор. Но их задача поддерживать обороты силовой установки при создании нагрузки на холостом ходу. Например, при включении климатической системы увеличивается нагрузка на двигатель, из-за чего обороты снижаются. Если регулятор не может подать в двигатель необходимое количество воздуха, включаются перепускные каналы.

Но у этих дополнительных каналов есть существенный недостаток – их сечение мало, поэтому они могут забиваться и обледеневать. Для борьбы с последним газовый клапан подключается к системе охлаждения. Это значит, что теплоноситель циркулирует по воздуховодам в доме и нагревает воздуховоды.

графика дроссельной заслонки

Компьютерная модель протоков в клапане трахеи

Основным недостатком газомеханического агрегата является наличие погрешности приготовления топливовоздушной смеси, что сказывается на экономичности и мощности двигателя. Это связано с тем, что ЭБУ не управляет заслонкой, он получает только информацию об угле открытия. Поэтому при резких изменениях положения дроссельной заслонки блок управления не всегда успевает «подстроиться» под изменившиеся условия, что приводит к перерасходу топлива.

Электромеханическая дроссельная заслонка

Следующим шагом в развитии дроссельных заслонок стало появление электромеханического типа. Механизм управления остался прежним — тросовый. Но в этом узле нет лишних каналов, которые не нужны. Вместо этого в конструкцию был добавлен электронный механизм частичного управления заслонками, управляемый ЭБУ.

Конструктивно этот механизм включает в себя обычный электродвигатель с редуктором, который соединен с валом заслонки.

полуэлектронный газ
Работает этот узел так: после запуска двигателя блок управления рассчитывает количество подаваемого воздуха и открывает дроссельную заслонку на нужный угол, чтобы установить требуемые обороты холостого хода. То есть блок управления в агрегатах такого типа имел возможность регулировать работу двигателя на холостом ходу. В остальных режимах работы силовой установки водитель сам управляет дроссельной заслонкой.

Использование механизма частичного управления позволило упростить конструкцию самого дроссельного узла, но не устранило главный недостаток — погрешности смесеобразования. Его нет в заслонке такой конструкции только на холостом ходу.

Электронная заслонка

Последний тип – электронный, все больше внедряется для автомобилей. Главной особенностью является отсутствие прямого взаимодействия педали газа с валом заслонки. Механизм управления в этой конструкции уже полностью электрический. Он по-прежнему использует тот же электродвигатель с коробкой передач, соединенной с осью и управляемой ЭБУ. А вот блок управления «управляет» открытием заслонки на всех режимах. В конструкцию добавлен дополнительный датчик — положения педали газа.

электронный газовый блок

Элементы в электронном газе

При работе блок управления использует информацию не только от датчиков положения заслонки и педали газа. Учитываются также сигналы, поступающие от устройств слежения АКПП, тормозной системы, аппаратуры климат-контроля, круиз-контроля.

Вся поступающая информация от датчиков обрабатывается устройством, и на этой основе устанавливается оптимальный угол открытия заслонки. То есть электронная система полностью контролирует работу впускной системы. Это позволило исключить ошибки смесеобразования. При любом режиме работы силовой установки в цилиндры будет подаваться точное количество воздуха.

электронная схема управления дроссельной заслонкой
Но эта система не была лишена недостатков. Причем их немного больше, чем в двух других видах. Первый из них заключается в том, что заслонка открывается электродвигателем. Любые, даже незначительные неисправности в узлах привода приводят к неисправности агрегата, что сказывается на работе двигателя. В тросовых механизмах управления такой проблемы нет.

Второй недостаток более существенный, но он в большей степени относится к бюджетным автомобилям. А сводится она к тому, что из-за плохо проработанного программного обеспечения газ может действовать с опозданием. То есть после нажатия на педаль газа ЭБУ требуется некоторое время на сбор и обработку информации, после чего он подает сигнал на электродвигатель механизма управления дроссельной заслонкой.

Основная причина задержки от нажатия электронной педали газа до реакции двигателя — более дешевые электронные компоненты и не оптимизированное программное обеспечение.

В обычных условиях этот недостаток особо не заметен, но при определенных условиях такая работа может привести к неприятным последствиям. Например, при начале движения по скользкому участку дороги иногда возникает необходимость быстро изменить режим работы двигателя («поиграть педалью»), т е в таких условиях быстрая «реакция» двигателя до тех пор, пока не потребуются действия водителя.

Существующая задержка в работе дроссельной заслонки может привести к затруднению при управлении автомобилем, так как водитель «не чувствует» двигатель.

Еще одной особенностью электронного дросселя некоторых моделей автомобилей, которая для многих является недостатком, является особая заводская настройка дроссельной заслонки. ЭБУ имеет настройку, исключающую возможность пробуксовки колес при трогании с места.

Это достигается тем, что в начале движения агрегат специально не открывает дроссельную заслонку для достижения максимальной мощности, фактически ЭБУ «душит» двигатель дроссельной заслонкой. В некоторых случаях эта функция оказывает негативное влияние.

На автомобилях премиум-класса проблем с «откликом» впускной системы не бывает за счет нормальной разработки ПО. Также на таких автомобилях часто можно установить режим работы силовой установки по предпочтениям. Например, в режиме «спорт» также перенастраивается работа впускной системы, и в этом случае ЭБУ больше не «душит» двигатель на старте, что позволяет автомобилю «быстро» начать движение.

Читайте также: Как диагностировать и отремонтировать подвеску Рено Логан?

Системы наддува двигателя

наддув двигателя

Система впуска автомобиля

система впуска

Как восстановить автомобильный аккумулятор

диагностика батареи

Неисправности вариатора

ошибка по вариатору

Принцип действия

Газовый клапан играет роль специального вентиля. В открытом состоянии давление во впускной системе равно атмосферному давлению. Когда клапан закрыт, он падает до уровня вакуума. Заслонка оснащена одним из двух вариантов управления:

  1. Механическая эксплуатация (для бюджетных автомобилей). Газовый клапан соединен с педалью газа металлическим тросиком.
  2. Электрический привод (для современных моделей). При этом используется электронная система, способная влиять на величину крутящего момента двигателя. Этот тип управления также снижает расход топлива.

Блок управления двигателем получает сигнальные импульсы от работающих датчиков и превращает их в регуляторы для воздействия на работу дроссельной заслонки.

Потенциометр

Другими словами, потенциометр изменяет угол открытия заслонки и тем самым воздействует на контроллер. При закрытой заслонке напряжение не превышает 0,7В, а при полностью открытой достигает 4В. Как работает контроль топлива.

Если дроссельная заслонка перестает реагировать на импульсы, поступающие от датчика положения, такие поломки, как:

  • Плавающая скорость при работающем двигателе. Увеличенная скорость холостого хода;
  • Двигатель останавливается при переключении на нейтраль;
  • Неконтролируемый расход топлива;
  • Двигатель работает наполовину;
  • Горит индикатор CHEK — проверьте, правильно ли работает газ.

Симптомы, которые могут возникать при забитом дросселе

  • При тугом дросселе наблюдается некоторая заторможенность реакции на педаль газа. Двигатель на чистом газу намного живее реагирует на нажатие педали газа.
  • Накопившаяся грязь в дроссельной заслонке ограничивает поток воздуха и может привести к тому, что двигатель будет тяжело работать на холостом ходу, обороты «плавают».
  • Возможен рывок в машине на малых скоростях и скоростях
  • При очень высокой степени загрязнения возможны несанкционированные остановки двигателя, т.е автомобиль останавливается.
  • Потребление топлива. ЭБУ (компьютер) двигателя, распознавая недостаточный приток воздуха, увеличивает обороты холостого хода, тем самым увеличивая расход топлива.

Что делать, чтобы заслонка не загрязнялась слишком быстро

Его состояние будет зависеть от периодичности замены воздушного фильтра, использования качественного моторного масла и исправности маслоотделителя системы рециркуляции картерных газов. В целом процедура очистки не трудоемкая и не затратная.

Поэтому при возникновении вышеперечисленных симптомов, да и просто при прохождении ТО рекомендуется проверить состояние газа. Ресурс на самом узле очень высокий, но за ним стоит следить, так как он выполняет достаточно важную и тонкую работу.

Чистка дроссельной заслонки своими руками

Почистить дроссельную заслонку можно самостоятельно, используя автомобильные инструменты, специальное чистящее средство (например, для чистки карбюратора) и мягкую ткань. Поговорим об этом процессе на примере автомобиля Nissan. Процедура будет следующей:

  1. Нужно открыть капот, снять клеммы аккумулятора.
  2. Ослабьте хомуты шлангов воздушного фильтра.
  3. Отсоедините заглушки от дроссельного узла, снимите выпускной шланг системы вентиляции.
  4. Разберите бачок воздушного фильтра вместе с трубкой.
  5. С помощью шестигранного ключа на 5 мм открутите четыре крепления, удерживающие дроссельную заслонку.
  6. Уберите газ. Делать это нужно очень аккуратно, что снижает вероятность повреждения прокладки. Чистка дроссельной заслонки своими руками
  7. Очистите корпус заслонки, удалите с него скопившуюся грязь и отложения копоти.
  8. Возьмите очиститель Carbcleaner, предназначенный для чистки карбюраторов, наденьте на флакон трубочку, распылите состав на поверхность дроссельной заслонки. При небольшом слое грязи они растворятся под воздействием чистящего средства.
  9. Распылять чистящее средство необходимо поочередно с каждой стороны механизма.
  10. Затем следует дождаться, пока жидкость высохнет, и впитать ее в слой отложений.
  11. Затем необходимо повторить процесс нанесения чистящего средства, после чего заслонка протирается ветошью.
  12. Также важно протереть внутреннюю часть впускного коллектора, где он соединяется с корпусом дроссельной заслонки. При небольшом слое отложений можно не распылять чистящее средство, а смочить в жидкости тряпку и протереть ею поверхность.
  13. После завершения очистки необходимо вернуть устройство на место, подключив его к воздуховоду.

Теперь нужно завести машину. Однако при возникновении высоких скоростей после очистки газа требуется адаптация узла.

Трём как следует: как чистить дроссельную заслонку и зачем это нужно?

Как ни старались менеджеры автосалонов и банков, основная масса купленных в России автомобилей попала в руки новых владельцев со вторичного рынка. И не все эти автомобили ремонтируются у дилера, многие владельцы предпочитают обслуживать их самостоятельно. И чего только не делают, когда покупка перестает ехать как положено, глохнет как старый трактор и ест больше бензина, чем верблюд после пересечения Сахары… Новый. Или почти как новый.

Дайте подышать!

Что такое дроссельная заслонка? Это механизм впускной системы, который отвечает за добавление воздуха для образования топливно-воздушной смеси. Большинство бюджетных автомобилей оснащены элементарной заслонкой с механическим приводом.

Об электронных демпферах говорить не будем, разобраться в тонкостях их работы достаточно сложно, а своими руками их можно только полностью сломать. Речь идет об элементарном устройстве, которое часто можно увидеть, сняв корпус воздушного фильтра.

Как устранить проблему

Если вы подозреваете, что дроссельный клапан неисправен, проверьте весь узел в месте его крепления. Для этого строго следуйте следующему алгоритму:

  1. Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора.
  2. Необходимо слить жидкость из системы охлаждения.
  3. Отсоедините шланги от корпуса дроссельной заслонки.
  4. Снимите трос дроссельной заслонки.
  5. Отсоедините потенциометр от блоков и регулятора холостого хода.
  6. Снимите корпус дроссельной заслонки.
  7. Проверьте состояние прокладки газового клапана и других элементов агрегата.
  8. При необходимости замените некоторые компоненты или весь блок.
  9. Соберите конструкцию в обратном порядке.

После установки блока на место проверьте герметичность системы охлаждения, куда вы залили жидкость. Не должно быть потеков и потеков.

Проблемы при работе дроссельной заслонки и пути их решения

Дроссельная заслонка в процессе работы загрязняется продуктами сгорания топлива — как со стороны впускного коллектора, так и со стороны воздуховода (в случае системы рециркуляции ОГ).

Кроме того, большинство дисковых затворов имеют осевой люфт, что со временем приводит к износу – канавкам глубиной до 1 мм в корпусе дискового затвора. В результате топливная смесь обедняется, обороты холостого хода двигателя теряют стабильность и становятся трудноуправляемыми. В результате нарушается плавность движения автомобиля, ухудшается динамика разгона.

Для минимизации негативных последствий, а также повышения долговечности и надежности двигателя ведущие автопроизводители используют антифрикционно-стойкое смазочное покрытие (АЦП) на дроссельных заслонках).

Использование АТСП
позволяет:

  • Обеспечить плавное движение газа
  • увеличьте чувствительность устройства
  • Предотвратить заедание механизмов
  • Свести к минимуму износ трущихся поверхностей

АЦП, нанесенный на демпфер, внешне похож на лакокрасочное покрытие. При неквалифицированном обслуживании они могут быть повреждены случайно или намеренно, при этом четкость всего механизма и его ресурс значительно снижаются.

Ремонт и адаптация дроссельной заслонки

Объем работ по ремонту дроссельного узла зависит от причин неполадок. Так, например, вышедшие из строя газовые датчики необходимо заменить, так как они не подлежат ремонту.

Вместе с газом очищается регулятор холостого хода от маслянистых и смолистых отложений.

Очистка газа

Герметичность узла восстанавливают устранением подсоса воздуха (обычно заменой соответствующих прокладок и/или подсоединенной гофротрубы).

При ремонте дроссельный узел демонтируется. Естественно, это делается после отключения аккумуляторной батареи и, следовательно, электронного блока управления.

В результате при установке демпфера и включении аккумулятора могут наблюдаться некоторые проблемы, вызванные ошибками в базовых настройках ЭБУ. Их устраняют после адаптации горлового клапана с помощью специальных диагностических программ.

Прежде чем приступить к настройке, необходимо выполнить следующие шаги:

  • Сбросьте (желательно несколько раз) все ошибки с ЭБУ двигателя ПЕРЕД запуском базовых настроек
  • Убедитесь, что напряжение аккумуляторной батареи автомобиля составляет не менее 11,5 вольт
  • Установите дроссельную заслонку на холостой ход (вам не нужно нажимать на нее ногой)
  • Тщательно очистите заслонку (с чистящими средствами)
  • Убедитесь, что температура охлаждающей жидкости не ниже 80 C (в некоторых случаях чуть ниже)

 

Если после настройки программа сообщает об ошибке, то неисправен сам газ или его отдельные элементы, или проблемы с подключенным кабелем.

 

В некоторых случаях после очистки газа может наблюдаться увеличение расхода топлива, а также изменение оборотов двигателя на холостом ходу. Это связано с тем, что электронный блок управления продолжает давать команды в соответствии с параметрами, которые были до очистки газа. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо произвести калибровку заслонки с помощью специального устройства или механическим способом.

Набор манипуляций может быть разным – это зависит от модели и комплектации автомобиля. Например, некоторые производители рекомендуют несколько раз выключать и включать зажигание на короткое время (несколько секунд), а затем запускать двигатель на нейтрали (МКПП) или в режиме Park.

Что лучше, механическая или электрическая заслонка?

спорить о том, какая система лучше, дело неблагодарное. Зависит от того, какие приоритеты у автовладельца.

Например, механический газ можно считать «прошлым веком», так как он не ставится на современные автомобили, но при этом отлично выполняет свои функции. И у него есть явные преимущества: меньше слабых мест (каждый дополнительный датчик или мотор — это дополнительная деталь, которая может сломаться) и простота ремонта или замены. Хотя, будем честными, с сегодняшними стандартами экономии топлива и экологической безопасности механический затвор уже не справляется.

Электронный дроссель с большей вероятностью сломается, даже статистически, потому что в нем есть дополнительные элементы. Как только датчик выходит из строя, начинаются «танцы с бубном» и поиск неисправности. Однако представить современный автомобиль без точного и тонкого управления двигателем, для которого необходима электронная заслонка, просто невозможно. Поэтому механические дроссели потихоньку уходят в прошлое, а им на смену приходят электронные.

Оцените статью
Блог про ВАЗ-2114