- Для чего нужны тепловые зазоры на автомобиле марки ВАЗ 2115?
- Зачем нужно регулировать клапана
- Лада 2114 › Самостоятельная регулировка клапанов ваз-2114 (почему лучше самому)
- Регулируем клапана на 8-ми клапанном двигателе ВАЗ-2114 своими руками
- Откуда стук?
- Порядок выполнения регулировки на 8-ми клапаннике
- Признаки
- Регулировка клапанов
- Замена шайб и зазоры
- Порядок выполнения регулировки на 8-ми клапаннике
- Алгоритм
- Видео инструкция и пошаговое руководство
- Подготовка
- Отсчет, как и прежде, начинать нужно от шкива.
- Когда надо регулировать клапана на ВАЗ-2115: регламент и рекомендации завода
- Периодичность регулировки клапанов на ВАЗ-2115
- Для чего необходимо регулировать клапана
- Как правильно настроить клапана на двигателях Lada Samara?
- Важность регулировки зазоров клапанов двигателя
- Как распознать повышенный зазор клапана?
- Откуда стук?
- Порядок проведения работы и руководство с фотографиями
- Необходимый инструмент и приспособления для регулировки зазоров клапанов на ВАЗ 2110-2115
- Таблица регулировки по инструкции завода
- Замена маслосъемных колпачков (сальников клапанов) без снятия ГБЦ
- Как происходит регулировка клапанов ВАЗ-2115 инжектор 8 клапанов
- Регулировка тепловых зазоров клапанов с использованием щупа
Для чего нужны тепловые зазоры на автомобиле марки ВАЗ 2115?
В быту используется термин регулировка клапанов, но правильнее было бы называть этот процесс так — регулировка теплового зазора между кулаком распределительного вала и торцом стержня клапана. Но обычно такое несколько заумное название используется исключительно в технической литературе, а в повседневной речи люди, которые хоть что-то понимают в автомобилях, используют формулировку — регулировка клапанов.
Как вы уже поняли, между кулачком распредвала и концом стержня клапана есть тепловой зазор, который измеряется на заводе. Такой зазор называется тепловым, и он предназначен для обеспечения плавного закрытия и открытия клапана при любой температуре двигателя. Тепловой зазор на автомобиле ВАЗ 2115 измеряется с помощью специального щупа на холодном двигателе, то есть при температуре до +20 градусов между кулаком распредвала и ползунковым регулировочным диском.
Обратите внимание, что кулачок распределительного вала должен располагаться над толкателем. При изменении величины теплового зазора в рабочем режиме инжекторного двигателя возникают металлические постукивания. То есть, если есть некоторая утечка из собственно клапанов инжекторного двигателя, необходима регулировка клапанов.
Процесс регулировки клапанов на автомобиле ВАЗ 2115 затягивать нельзя, так как при увеличении топливного зазора клапан не сможет открыться полностью, а в случае очень маленького теплового зазора клапан не сможет открыться полностью Закрыть. При возникновении такой поломки не стоит сразу ехать в автосервис, так как можно попробовать выполнить такую достаточно простую процедуру самостоятельно.
Если провести эту процедуру самостоятельно, то можно сэкономить около тысячи рублей, так как именно такую сумму запрашивают в автосервисах. Поверьте, эта процедура не настолько сложна, чтобы платить за нее такие деньги, ведь для этого нужно всего лишь купить специальный набор инструментов.
Зачем нужно регулировать клапана
С пробегом металлический стержень клапана имеет свойство растягиваться и сужаться. Посадочные места в головке блока цилиндров болтаются, в связи с чем изменяется тепловой зазор. И физически нуждается в определенном значении из-за конструктивных особенностей двигателя. Последствия несвоевременной корректировки необратимы.
Заклинивший клапан при работе восьмиклапанного двигателя теряет герметичность, лавинный поток после воспламенения прожигает кромки и седло головки блока цилиндров, заделанное в корпус головки. Этот вид ремонта стоит дорого и не имеет гарантии. Лучше вовремя отрегулировать, тем более что цена настройки 8-клапанного двигателя в 600 – 800 рублей за 30 000 км не такая уж и ощутимая.
При правильно отрегулированных зазорах автомобиль будет двигаться свободно, без потери сцепления с дорогой, и потреблять меньше топлива. Ни в коем случае нельзя настраиваться на горячее. Просто охладите двигатель до 30-40 градусов. В противном случае можно ошибиться и пережать клапана.
Бывают случаи, когда клапана регулировали, но стук остался. Причина может быть не в дырках. Юбки поршня, чашки — толкатели в головке могут стучать на холодном двигателе. Причин может быть много, поэтому не торопитесь с выводами, а внимательно все проверьте. Есть специальный прибор – стетоскоп, с помощью которого легко прослушать звуки двигателя.
Лада 2114 › Самостоятельная регулировка клапанов ваз-2114 (почему лучше самому)
Предисловие. Добрый день всем! Недавно заехал в сервис и попросил отрегулировать клапана на моей четверке, молодой парень с уверенным видом отрегулировал клапана, предварительно охладив двигатель, как и положено. Проехал тыщ 5-6 и мне не понравилось то что клапана заметно тронули решил заехать еще раз на регулировку но уже в другой сервис
.Там уже смазанный худенький слесарь по имени Коля делал регулировку за полчаса, немного настроил,клапана щелкали примерно как до регулировки.
Но самое страшное началось после тысячи километров-был такой стук,трещина в районе головки,и с пробегом усилилось-проехал 200км, стук немного усилился, дальше 200 ехал еще интенсивнее.. не знал куда они рванут, поменял подшипники на генераторе и вообще все под капотом лазил, про клапана не думал, т.к в итоге в том же сервисе вся эта возня-м Ета завела его обратно под клапанную крышку, кальян посмотрел отверстия, а зазор на выпускном клапане оказался 0,8, вместо положенных 0,35. Кальян вынул диск, а в нем прорезали дырку Да).
ТЕХНИКА РЕГУЛИРОВКИ КЛАПАНОВ. Для начала скажу, что клапан я раньше не ставил, а следовательно комплекта шайб и прочих приспособлений у меня не было. Поэтому решил подъехать к магазину автозапчастей (который находится рядом с домом, и сырых дисков там вроде нет, т.к человек, владеющий фулом, не берет дорогу репутации) и отрегулировать настройку рядом с ним.
Оставил там машину на 2 часа (на улице лето, 30 градусов температура воздуха) Приехал через два часа, двигатель уже остыл как положено (а должно быть 20-25 градусов) Это можно почувствовать рукой если двигатель не прогрет, можно приступать к настройке.
ТАК ПЕРЕЙДИТЕ К СУТИ. 1. Купил инструмент для нажатия на толкатель (250 руб.), достал из своих инструментов пинцет, набор щупов, одноразовый шприц с трубкой (для откачки масла), тонкую плоскую отвертку, обычную плоскую отвертку и Ключ на 10 с трещоткой. Открутил рамку тросика газа (три на 10 гаек), сам тросик отсоединил и отложил в сторону.
Затем снял пластиковую крышку с ремня ГРМ, отсоединил бензошланги и снял клапанную крышку (открутить 2 гайки раз 10) 2. Затем установить ВМТ (верхнюю мертвую точку) прокручивая распредвал по часовой стрелке за болт верхнего шестерню (то есть в ту сторону, в которую она обычно вращается, НА СПИНУ НЕ ПОВОРАЧИВАТЬ) и отрегулировать метки на звездочке и крышке ремня.
Регулируем клапана на 8-ми клапанном двигателе ВАЗ-2114 своими руками
Помимо звуков и шумов, исходящих от двигателя, есть специфический, который выделяется особым цокающим звуком. Стук клапанов или нарушение теплового зазора возникает в результате изменения расстояния между кулачками и рычагами распределительных валов. И чем больше зазор, тем громче звук. Этот параметр является регулируемой величиной и подлежит строгому соблюдению.
Нарушение теплового зазора клапанов может вызвать стук
Откуда стук?
- Еще одной причиной стука считается небольшой зазор. По ходу эксплуатации фактор приводит к перегреву, низкой компрессии, потере мощности со всеми вытекающими последствиями, включая повышенный расход топлива. Рекомендуется регулировать не позднее 15 тысяч километров пробега.
- причиной стука в узле ГРМ может быть явление детонации. Это связано с неполным воспламенением горючей смеси внутри камеры сгорания.
- Часто причина кроется в низком давлении масла на высоких оборотах. Запуск «холодного» двигателя также приводит к детонации, особенно при чрезмерном износе толкателя. Ситуация влияет на подачу масла (обедненного) к клапанам.
- Недостаток смазки также становится причиной специфического металлического стука с последующим прогаром клапанов, снижением мощности и разбалансировкой распредвала. Появление банки обязывает проверить систему вовремя, даже при меньшем пробеге, но после выявления данных клиренса.
- причина тому – некачественный бензин (ниже АИ 92). Исправить ситуацию можно, залив в бак максимальное количество бензина, например, АИ 95.
- Мотивом также является неисправность распределителя зажигания. Если позже, то это приводит к нагреву и потере мощности двигателя. На раннем угле опережения начнет раздаваться стук, особенно на холодном двигателе.
Порядок выполнения регулировки на 8-ми клапаннике
Процедура не сложная и легко выполняется водителем при наличии у него под рукой:
- Гаечные ключи, коробка, свечи, гаечные ключи.
- Набор зондов.
- Вращатель клапанов с калиброванным держателем.
- Регулировочные шайбы (желательно комплект).
- Заполнение.
Признаки
Симптомы прогоревшего клапана совпадают один в один с признаком неисправности в системе зажигания. Поэтому очень часто ремонтировать зажигание начинают неопытные механики. Заодно меняют крышку трамблера, ставят новые высоковольтные провода, свечи, ставят зажигание, а результата нет. Двигатель работал через раз, и продолжает троить.
Они, проклинающие создателей автомобилей, продолжают искать причину, даже не догадываясь об истинной причине проблемы. Более того, даже те, кто догадался, что проблема кроется в двигателе, узнают о прогоревших клапанах, только сняв головку блока цилиндров.
Однако есть способ диагностировать эту неисправность без разборки двигателя. Поиск причины следует производить по определенному алгоритму:
- Проверка зажигания
. Здесь нужно обратить внимание на работу трамблера, правильность опережения зажигания, целостность проводов; - Определите проблемный цилиндр. Сделайте это следующим образом. По очереди снимайте колпачки с высоковольтных ламп. Если цилиндр работает, двигатель останавливается. Дефект не отреагирует на такое действие и работа двигателя не изменится. Это следует делать осторожно. Снимать колпачки необходимо с помощью плоскогубцев с изоляцией;
- После этого измеряется компрессия. Скорее всего, он будет чуть ниже требуемых 11 баллов. Но это может быть показателем как проблем с клапанами, так и неисправности в поршневой группе.
Обычно на этом этапе автолюбители хватают связку ключей и с энтузиазмом начинают крутить мотор. Но есть способ распознать истинную причину поломки без разборки двигателя. Заранее стоит подготовить необходимые детали и инструменты.
Это делается следующим образом:
- Сначала нужно запустить двигатель. Затем снимите воздушный шланг. Из него должен выходить только горячий воздух, в крайнем случае легкий дым. Если дым серый и густой, при этом пахнет выхлопом, причина плохой компрессии – проблемы с поршневой группой. Возможен прогар поршня или залегание колец;
- Затем, вне зависимости от того, что вы увидите, сняв шланг, следует выкрутить свечу зажигания из проблемного цилиндра. Это следует учитывать. Если поршень поврежден, он будет в масле. Прогоревший клапан легко определить по вполне нормальному состоянию света;
- Снимите головку блока цилиндров и замените поврежденную деталь. Даже если вы не собираетесь менять весь комплект клапанов, а успеете заменить только поврежденный. Обязательно замените все маслосъемные колпачки и дайте клапанам повернуться.
Заключение. Немногие водители знают, как определить прогоревший клапан. Поэтому они тратят время и деньги на совсем другие детали и узлы в машине, не решая основной проблемы. Симптомы и признаки прогоревшего клапана достаточно просты. Зная их, даже начинающий автомеханик сможет поставить точный диагноз всего за 15 минут.
Как определить прогоревший клапан в двигателе? Многие автолюбители сталкиваются с проблемой прогорания клапанов, но без снятия головки точно определить не могут. Расскажу самый простой способ определить прогар клапана. Все начинается с того, что двигатель начинает троить, но эта болезненность может быть связана с рядом причин, но теперь рассмотрим прогар клапанов.
Для начала нужно узнать какой цилиндр не рабочий, это можно сделать старым и проверенным способом, заводим двигатель и даем ему поработать на холостом ходу, начинаем поочередно сдергивать колпачки со свечей, если вы сдергивали колпачок со свечи и двигатель изменил обороты (начал крутиться медленнее или перестал) этот цилиндр рабочий.
Если двигатель как крутит, так и крутит, когда сдергиваешь колпачок со свечи или немного меняешь обороты, то этот цилиндр не рабочий, и надо выяснять причину неисправности. Фото.
Регулировка клапанов
Поставив автомобиль на ручной тормоз, включите пятую передачу и снимите одно переднее колесо. Открутив две гайки, снимите клапанную крышку, предварительно сняв кронштейн троса дроссельной заслонки и отсоединив шланг сапуна.
Теперь, когда у вас есть полный доступ к клапанному механизму, используйте щуп для проверки зазоров между клапаном и распределительным валом. Для впускных клапанов он составляет 0,2±0,5 мм, для выпускных 0,35±0,5 мм.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ! Проверку зазоров производить только на холодном двигателе!
Расстояния контролируются закрытыми клапанами. Определить это можно, заглянув в канавку шейки распредвала — на закрытом клапане кулачок будет смотреть вверх.
определить, какой клапан впускной, а какой выпускной, очень легко: выпускной клапан расположен напротив выпускного коллектора (чугун), а впускной – напротив впускного (алюминий), он также больше выпускного.
Поверните подвесное колесо, поставьте распределительный вал в такое положение, чтобы открытые клапаны закрывались, и проверьте отверстия в них.
Щуп должен проходить между задней частью кулачка и клапаном с небольшими помехами. Если он подходит слишком туго или не подходит вообще, клапан необходимо отрегулировать. Регулировка осуществляется с помощью шайб разной толщины.
Чтобы вытащить стиральную машину, вам понадобится специальный съемник для двигателей семейства ВАЗ 2108, который можно приобрести в любом автомагазине.
- Прикрутите спусковую трубку к шпилькам клапанной крышки;
- затем вставьте серповидную часть рычага между регулировочным диском и кулачком распределительного вала;
- нажмите на рычаг и заглушите вентиль до упора;
- вставьте между краем стакана и распредвалом специальный флажок («палку»), идущий в комплекте с курком;
- поднимите рычаг вверх, отпустите диск.
Также шайбу можно вытащить с помощью двух плоских отверток, вставив одну из них между клапаном и распредвалом и нажав на нее, после чего другую отвертку вводят ребром между стаканом регулировочной шайбы и распредвалом.
После фиксации клапана в нижнем положении вытяните отвертку, вставленную между диском и кулачком, подденьте диск острым предметом, например шилом, через прорезь на стекле и вытащите его.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ! Если у вас недостаточно опыта для подобных операций, менять диски отвертками не рекомендуется!Крайки стекол достаточно хрупкие и легко ломаются неопытными руками. Для замены чашек снимите ремень ГРМ и распределительный вал. Рекомендуется использовать специальный съемник.
Замена шайб и зазоры
Размер диска подбирается простым математическим расчетом: если зазор между кулачком и клапаном, например, 0,15 мм, а надо сделать 0,35 мм при диске 3,40 мм, то 3,40-0,20= 3,20 мм — это толщина необходимого диска.
Так же, как и в примере, производится подбор других зазоров для всех клапанов. Шайбы устанавливаются в порядке, обратном снятию.
После того, как все отверстия выставлены на допуск, собираем все в обратном порядке и запускаем двигатель.
Порядок выполнения регулировки на 8-ми клапаннике
Процедура не сложная и легко выполняется водителем при наличии у него под рукой:
- Гаечные ключи, коробка, свечи, гаечные ключи.
- Набор зондов.
- Вращатель клапанов с калиброванным держателем.
- Регулировочные шайбы (желательно комплект).
- Заполнение.
Алгоритм
В перечень необходимых работ входят:
- Остановите автомобиль на месте (лучше в гараже), дайте двигателю остыть, желательно ниже 25°С.
- Отсоедините шланги, кронштейны, крышку, ремень привода распредвала от клапанной крышки. Его визуально осматривают на наличие износа или других дефектов.Снятие клапанной крышки
- Выключить свет, что облегчит проворот коленчатого вала и установку первого цилиндра в ВМТ. Этот процесс выполняется путем подъема (вывешивания) переднего конца машины с последующим вращением переднего колеса или шестерни коленчатого вала. Делается это после монтажа 4-х передач коробки передач.Выкрутите свечи зажигания
- в выпускном коллекторе. Измерьте зазор между круглой поверхностью кулачка и толкателем. Тепловой фактор считается чисто фиксированным параметром, который составляет 0,2 мм для входа и 0,35 мм для выхода с погрешностью 0,05 мм.
Совмещаем метку шестерни распредвала с риской на головке блока - Проверка правильности установленного зазора производится щупом. На первом клапане щуп вводится в промежуток между кулачком и регулировочным диском, толщина которого колеблется в пределах 3÷4,5 мм. Инструментальная вставка должна проходить с небольшим усилием. Это считается нормальным. Свободный вход или невозможность протолкнуться считается свидетельством необходимости адаптации. Если зонд не подходит, используйте более тонкую пластину. Действие повторяется до тех пор, пока не пройдет с легким трением. Разница между номинальным зазором и толщиной пера даст требуемую толщину диска.Проверяет зазор щупом
- Процесс включает сжатие клапана, для чего приспособление (вручную) устанавливается на шпильки головки блока. Рычаг необходимо поставить между кулачком и плоскостью диска. Нажимая на ручку устройства, рычаг нажимает на толкатель. В образовавшийся зазор вставляется калиброванный фиксатор, который удерживает клапан, оставляя диск свободным. Эта деталь удаляется пинцетом или чем-то заостренным.Рычагом нажмите на толкатель и вставьте калиброванный замок
- Установка новой детали осуществляется на основе лазерной метки, на нижней стороне снятой детали, например 3,5 мм. При отсутствии отметки измерение проводят микрометром. Чек показывает зазор выпускного клапана, например 0,44 мм. Расстояние превышает фиксированное на 0,09 мм. Значит нужен диск толщиной 3,94 мм. Это может быть не набор такого размера. В этом случае подбираем размер, близкий к необходимой фигуре.Устанавливаем новый регулировочный диск клапана ВАЗ-2114
- Новый диск устанавливается на место выемкой вниз, чтобы избежать износа. Держатель снимается после нажатия на клапан. Операция продолжается до следующего шага.
Важным элементом регулировки является знание порядка работы цилиндров.
После завершения первой ступени распределительный вал поворачивается на 180° (половина оборота) для управления 2 впускными и 5 выпускными клапанами. Повернув еще на 180°, проверяем 6, 8.
Тот же метод работает с 4 входами и 7 выходами.
Процедура заканчивается установкой на место всех снятых деталей. Прокладка крышки является одноразовой деталью и подлежит замене
.
Видео инструкция и пошаговое руководство
Для тех, кто привык все видеть в видеоотчетах, я сделал специальное видео. Он был вставлен с моего канала YouTube, поэтому, если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, обращайтесь в комментарии под видео.
Ну а ниже, если обзор недоступен, будет представлен фотоотчет и текстовая презентация всей необходимой информации.
Читайте также: Проверяем модуль зажигания 16-ти клапанной ВАЗ-2112 мультиметром – Taxi Bolt
Подготовка
Перед началом работы лучше тщательно вымыть кузов автомобиля и очистить подкапотное пространство от пыли и грязи, чтобы ничего лишнего не попало в двигатель после снятия крышки ГБЦ. Затем очень желательно установить автомобиль на максимально ровную поверхность, затянуть стояночный тормоз и под колеса поставить упоры. Нелишним будет хорошее и ровное освещение. Если последнего недостаточно, приобретите дополнительные источники света.
Такие упоры вовсе не обязательно покупать, их вполне можно сделать своими руками
Затем нужно дождаться, пока двигатель остынет до рекомендуемой температуры (обычно 15-25°С), чтобы измерения были максимально точными. Иногда опытные мастера берутся за «горячую» регулировку с учетом определенных поправок на повышенную температуру двигателя. Но двигатели бывают разные, со своими нюансами и изменениями, так что лучше подождать. Свободное время можно использовать для замены фильтров, проверки оптики и т.д.
Зазоры клапанов также можно отрегулировать при снятой головке блока цилиндров. Вот кому какое устройство работы практичнее, этот способ нельзя считать неправильным. Следует только помнить, что при установке ГБЦ на машину и протяжке возможно изменение зазора как в плюс, так и в минус от необходимых показателей. Поэтому лучше перестраховаться и перепроверить.
Отсчет, как и прежде, начинать нужно от шкива.
Прочитав эту статью, вы сможете понять, что отрегулировать клапана на ВАЗ-2114 самостоятельно достаточно просто. Но если нет желания делать эту работу самостоятельно, нужно обращаться на АЗС. Стоимость регулировки в автосервисе может варьироваться от 600 до 900 рублей. Специалисты рекомендуют проверять зазор и регулировать клапана каждые 25-30 тысяч километров пробега, даже если, по словам водителя, машина работает нормально.
На ВАЗ-2114 установлен 4-цилиндровый двигатель с верхним расположением газораспределительного механизма (ГРМ). Впрысковая 8 клапанная система этой модели машин расположена в головке блока с ременной передачей на ГРМ.
Когда надо регулировать клапана на ВАЗ-2115: регламент и рекомендации завода
Газораспределительный механизм двигателя автомобиля ВАЗ-2115 имеет регулируемую конструкцию, а это значит, что периодически необходимо с помощью регулировочных шайб выставлять необходимый зазор клапанов. Проводить эту процедуру необходимо при малейших стуках в ГБЦ или каждые 45 тысяч километров.
Периодичность регулировки клапанов на ВАЗ-2115
Производитель регламентирует проводить данные работы каждые 45 тысяч дисков .
Но довольно часто возникает необходимость в их корректировке гораздо раньше по многим причинам.
Многие специалисты рекомендуют производить регулировку клапанов с интервалом не менее 20 тысяч километров пробега при частых максимальных нагрузках на двигатель.
Этот показатель обусловлен в первую очередь качеством отечественных запчастей, которые достаточно быстро изнашиваются даже при идеальных условиях эксплуатации.
Появление металлического стука сверху на работающем двигателе, очень похожего на звук швейной машинки, будет означать увеличенный зазор между кулачком распредвала и толкателем клапана. Эта причина вызвана повышенным износом установленной проставки или кулачка распредвала. При появлении такого звука необходимо как можно скорее отрегулировать клапана, что позволит избежать больших проблем.
Многое зависит и от качества моторного масла, оказывающего существенное влияние на степень износа деталей силового агрегата.
Использование качественного масла гарантирует хорошую смазку деталей, что значительно продлит срок службы распределительного вала и других узлов двигателя.
В этом случае необходимость регулировки клапанов возникает при пробеге 30-35 тысяч километров, и вполне возможно, что потребуется только измерение зазоров толкателей клапанов.
Для чего необходимо регулировать клапана
Правильный зазор толкателей клапанов обеспечивает стабильную работу силового агрегата на полной мощности. Клапаны делятся на два типа:
- Впускной, основной задачей которого является своевременное открытие для поступления топливной смеси в камеру сгорания и последующее закрытие, что обеспечивает создание необходимой степени сжатия. Недостаточный вентиляционный зазор приводит к преждевременному открытию, что приводит к преждевременному попаданию топлива и преждевременному воспламенению. Слишком большой зазор приводит к тому, что клапан открывается слишком поздно, позволяя топливу поступать и воспламеняться в камере сгорания слишком поздно. Все это приводит к недостаточной мощности силового агрегата и быстрому прогоранию рабочей поверхности клапанов.
Как правильно настроить клапана на двигателях Lada Samara?
Что такое правильная регулировка тепловых зазоров в газораспределительном механизме автомобиля или что влияет на регулировку клапанов. Главное преимущество – меньший расход топлива (что немаловажно при постоянно растущих ценах на бензин). Двигатель работает тише и ровнее, быстрее разгоняется.
Важность регулировки зазоров клапанов двигателя
После запуска двигатель и все его детали начинают нагреваться, а значит, и расширяться. При этом нельзя забывать о естественном износе, вызванном трением и контактом деталей. Это требует строго определенных зазоров между отдельными компонентами. И тепловые зазоры для клапанов (между кулачком распределительного вала и стержнем клапана) являются одними из самых важных.
Если зазор будет слишком мал, двигатель не сможет полностью реализовать свой потенциал, что не замедлит сказаться на динамических и скоростных характеристиках автомобиля. Попутно произойдет перегрев выпускных клапанов и оплавление их кромок.
Если зазор больше положенного, тревожным звоночком для автовладельца станет характерное «ползание» двигателя, которое иногда может исчезнуть при прогреве автомобиля. При увеличении зазора кулачок распредвала начинает «стучать» по стержню клапана вместо того, чтобы продавливать его.
Поперечное сечение клапанного механизма на примере двигателя с двумя распредвалами
Необходимость регулировки клапанов назрела, если видны следующие признаки:
- в районе крышки ГБЦ слышен странный, слегка звенящий звук;
- отремонтирован газораспределительный механизм;
- последняя регулировка тепловых зазоров клапанов проводилась более 20 тыс км назад;
- мощность двигателя заметно упала;
- как следствие, возможен большой расход топлива.
В большинстве современных двигателей для регулировки тепловых зазоров используются гидрокомпенсаторы. Это удобно и не требует вмешательства третьих лиц, хотя есть мнение, что износ комплектующих все же происходит чуть быстрее. Двигатели многих автомобилей, особенно на ВАЗ классике, требуют ручной регулировки тепловых зазоров.
Кто-то считает это дело легким, кто-то, наоборот, ответственным и серьезным трудом. Все зависит от опыта, возможностей для техники, мастерства и терпения. Работы рекомендуется проводить прибл. 20 тысяч километров с момента последней регулировки.
Также нет большой разницы, с бензиновым или дизельным двигателем вам придется иметь дело. Существенных и принципиальных отличий в процессе регулировки клапанов нет.
Еще лучше совместить регулировку зазоров клапанов с заменой моторного масла. И именно в таком порядке. Это позволит грязи, пыли и песку, которые могут попасть в двигатель во время регулировки, остаться со старым маслом и масляным фильтром.
Как распознать повышенный зазор клапана?
Помимо звуков и шумов, исходящих от двигателя, есть специфический, который выделяется особым цокающим звуком. Стук клапанов или нарушение теплового зазора возникает в результате изменения расстояния между кулачками и рычагами распределительных валов. И чем больше зазор, тем громче звук. Этот параметр является регулируемой величиной и подлежит строгому соблюдению.
Нарушение теплового зазора клапанов может вызвать стук
Откуда стук?
- Еще одной причиной стука считается небольшой зазор. По ходу эксплуатации фактор приводит к перегреву, низкой компрессии, потере мощности со всеми вытекающими последствиями, включая повышенный расход топлива. Рекомендуется регулировать не позднее 15 тысяч километров пробега.
- причиной стука в узле ГРМ может быть явление детонации. Это связано с неполным воспламенением горючей смеси внутри камеры сгорания.
- Часто причина кроется в низком давлении масла на высоких оборотах. Запуск «холодного» двигателя также приводит к детонации, особенно при чрезмерном износе толкателя. Ситуация влияет на подачу масла (обедненного) к клапанам.
- Недостаток смазки также становится причиной специфического металлического стука с последующим прогаром клапанов, снижением мощности и разбалансировкой распредвала. Появление банки обязывает проверить систему вовремя, даже при меньшем пробеге, но после выявления данных клиренса.
- причина тому – некачественный бензин (ниже АИ 92). Исправить ситуацию можно, залив в бак максимальное количество бензина, например, АИ 95.
- Мотивом также является неисправность распределителя зажигания. Если позже, то это приводит к нагреву и потере мощности двигателя. На раннем угле опережения начнет раздаваться стук, особенно на холодном двигателе.
Порядок проведения работы и руководство с фотографиями
Итак, прежде чем мы приступим, нам нужно установить коленчатый и распределительный вал двигателя по установочным меткам. Подробнее об этой процедуре написано здесь.
Далее полностью снимаем клапанную крышку с двигателя, после чего можно установить рейку и закрепить ее на шпильках самой крышки.
Снимать шайбы торопиться не стоит, так как предварительно необходимо проверить тепловые зазоры между кулачками распредвала и регулировочными шайбами. И делается это в следующем порядке:
- Когда находим коленвал и распредвал по меткам, проверяем зазоры в этих клапанах, если кулачки направлены вверх. Это будут 1, 2, 3 и 5 клапаны.
- Остальные 4,6,7 и 8 клапана регулируются после прокрутки коленвала на один оборот
Номинальный зазор для впускного клапана будет 0,2 мм, а для выпускного 0,35. Допустимая погрешность 0,05 мм. Вставляем щуп необходимой толщины между диском и гребенкой.
Если он отличается от вышеперечисленных данных, необходимо его скорректировать, купив диск соответствующего размера. То есть, если вместо 0,20 стоит 0,30, нужно ставить диск на 0,10 толще установленного (к нему приложен размер). Ну, думаю, смысл ясен.
снять диск довольно просто, если вы пользуетесь устройством, показанным на картинке, рычагом протолкните нужный клапан до упора вниз
А в это время вставляем замок (упор) между стенкой толкателя и распредвала
После этого пинцетом или пассатижами можно без проблем извлечь диск
Далее все делается как описано выше. Промеряются остальные отверстия и подбираются необходимые по толщине регулировочные шайбы клапанов. Строго — регулировка тепловых зазоров только на холодном двигателе, не более 20 градусов, иначе вся работа может оказаться напрасной!
Необходимый инструмент и приспособления для регулировки зазоров клапанов на ВАЗ 2110-2115
- ключ на 10 для снятия клапанной крышки и отсоединения троса педали акселератора
- Крестовая и плоская отвертка
- Набор щупов от 0,01 до 1 мм
- Специальное приспособление (рельс) для утопления и фиксации толкателей клапанов
- Пинцет или плоскогубцы с длинными губками
- Набор прокладок или определенное количество необходимых (будет понятно после замеров отверстий)
Таблица регулировки по инструкции завода
Марка машины | Вход | Релиз |
приора 21116 | 0,25 | 0,4 |
калина 2 21116 | ||
стипендия хорька 21116 | ||
стипендия 2190 | 0,2 | 0,35 |
приора 2170 | ||
21114 | ||
21102 | ||
21099 | ||
21093 | ||
21083 | ||
11186 | ||
11183 | ||
2190 | ||
2115 | ||
2114 | ||
2113 | ||
2112 | ||
2111 | ||
2110 | ||
2109 | ||
2108 | ||
ваз 99 | ||
ваз 083 | ||
1118 | ||
11113 глаз | ||
1111 глаз |
Замена маслосъемных колпачков (сальников клапанов) без снятия ГБЦ
Если зазоры клапанов на вашем автомобиле регулируются с помощью толкателей, при регулировке вам потребуется снять распредвалы, а также сами толкатели. При такой разборке остается всего пара шагов до замены маслосъемных колпачков, которые проходят 100 000 км и почти наверняка теряют свои свойства.
Изношенные маслосъемные колпачки могут стать причиной повышенного расхода масла и часто их рекомендуется менять при регулировке зазоров. В нашем распоряжении имеется необходимое оборудование для замены маслосъемных колпачков без снятия ГБЦ, в процессе регулировки клапанов.
Инструмент для снятия пружины клапана без демонтажа головки блока цилиндров с двигателя. С его помощью можно заменить сальники (сальники клапанов) без полной разборки двигателя.
Слева новый сальник, справа старый.
Как происходит регулировка клапанов ВАЗ-2115 инжектор 8 клапанов
Владельцы ВАЗ-2115 на инжекторе регулярно обращаются в сервис по обслуживанию машины. Такая же ситуация наблюдается и при необходимости регулировки клапанов.
По сути, это определение теплового зазора, который представляет собой пространство между верхней частью штока клапана и кулаком распределительного вала. Расстояние необходимо для компенсации расширения клапана при различных температурных условиях в двигателе.
Неправильно отрегулированный зазор грозит следующими последствиями:
- Увеличенное пространство не позволит клапану полностью открыться.
- Небольшой зазор не позволит клапану полностью закрыться.
В этой статье мы рассмотрим функции регулировки клапанов на пятнадцатой модели, и вы убедитесь, что этот процесс займет у вас более получаса. Таким образом, вы узнаете, как выполняется работа, и решите для себя, хотите ли вы сделать все сами или обратитесь на заправочную станцию.
Регулировка тепловых зазоров клапанов с использованием щупа
- Сначала отсоединяем все патрубки от клапанной крышки, тросы, идущие к приводам заслонок, и разбираем корпус воздушного фильтра. Чтобы коленчатый вал легче вращался, фары также можно отключить.
- Откручиваем две гайки и снимаем крышку, после чего удаляются остатки масла с верхней части ГБЦ.
- Снимите переднюю крышку ремня ГРМ.
- Поршень цилиндра, с которого начинается регулировка зазора, устанавливается в верхнюю мертвую точку сжатия. Все клапаны в этом положении будут закрыты. В процессе для наиболее точного результата можно ориентироваться на используемые производителем марки.
- Затем коленчатый вал необходимо провернуть по часовой стрелке вдоль шестерни. Для оптимальной регулировки клапанов требуется, чтобы метки на коленчатом валу и корпусе подшипника совпадали. Для большего удобства вы можете использовать собственные метки. Так что в дальнейшем положение каждого цилиндра можно будет определять по зубьям шестерни.
- На винт, используемый для установки зазора, напрессована контргайка. Зазор устанавливается таким образом, что плоский щуп является пределом поворота болта. Затем затягивается стопорная гайка. Попутно необходимо следить за усилием затяжки контргайки, иначе полученные параметры можно сбить.
- После завершения затяжки необходимо еще раз проверить установленный зазор щупом. Последний должен пройти без особых усилий. Если результат отличается от желаемого, повторите настройку.
- Повторите процесс со всеми последующими клапанами.
Выше был метод регулировки клапанов с помощью щупа. На многих современных автомобилях для этой процедуры используются специальные прокладки.