- Как на Priora работает система охлаждения
- Замена датчика своими руками
- Необходимый инструмент
- Замена со сливом ОЖ
- Замена без слива ОЖ
- Где на Приоре находится датчик охлаждающей жидкости
- Видео «Самостоятельная замена ДТОЖ в домашних условиях»
- Как осуществить самостоятельную замену
- Возможные неисправности датчика
- Датчик температуры ОЖ на Приору: технические параметры
- Рекомендации по уходу и обслуживанию за датчиками
- ДТОЖ для указателя на панели приборов
- Возможные неисправности системы отображения температуры охлаждающей жидкости «Приоры»
- Местонахождение и проверка исправности ДТОЖ
- Функции
- Расположение и характерные особенности
- Виды датчиков температуры двигателя: какой тип используется на Приоре
- Где найти дтож на двигателе
- Датчик температуры охлаждающей жидкости на Приоре: что нужно знать и уметь?
- Возможные неисправности датчика
- Проверка регулятора на работоспособность
- Инструкция по замене своими руками
- Проверяем на Приоре датчик температуры ОЖ
- Где на Приоре установлен датчик температуры ОЖ
- Инструкция по проверке ДТОЖ на Приоре: как просто и быстро узнать, что из строя вышел датчик температуры
- Признаки и последствия неисправностей ДТОЖ
- Принцип работы ДТОЖ на Приоре: как функционирует устройство включения вентилятора
- Датчик температуры лада приора.
- Диагностика
- Местонахождение и проверка исправности дтож
- Характерные признаки выхода ДТОЖ из строя на Приоре: причины увеличенного расхода
- Признаки поломки
- Принцип действия и устройство дтож
- Проверка регулятора на работоспособность
- Причины преждевременного выхода из строя ДТОЖ, ДНТВ
- Пошаговая инструкция по замене датчика температуры ОЖ на Приоре
- Замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости на LADA
Как на Priora работает система охлаждения
Рассматриваемая нами система в популярной Лада Приора работает за счет циркуляции жидкости, как и положено, через радиатор. Температура снижается только обдувом. Какие бывают виды выдувания:
- Внешний вид естественный. Как следует из названия, в этом случае естественный поток воздуха охлаждает радиатор во время движения.
- Взгляд вынужденный. В случае чрезмерного нагрева включается встроенный вентилятор.
Как работает вентилятор в системе охлаждения современного автомобиля:
- Через плюсовой контакт ток поступает на так называемую обмотку установленного вентилятора.
- Разъем с маркировкой «-» направлен на реле, которым в свою очередь управляет ЭБУ.
- ЭБУ по сигналу датчика температуры охлаждающей жидкости включает устройство типа реле на массу.
Обратите внимание на следующее! У самодельной Лады Приоры не 1 датчик температуры охлаждающей жидкости, их 2. И это совершенно разные устройства. Первый датчик посылает сигнал на главный компьютер, второй датчик отвечает за перемещение стрелки на приборной панели.
У нормальных современных карбюраторных автомобилей рабочая температура ниже, чем у «инжектора». В последнем она составляет 102-105 градусов. Известно, что при таком нагреве самая обыкновенная вода естественно закипит. Поэтому вам нужно использовать только антифриз или, в качестве дополнительной опции, антифриз, температура кипения которого составляет около 115 градусов.
Замена датчика своими руками
Замена не сложный процесс, но имеет свои особенности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации.
Необходимый инструмент
- Ключ на «19»
- Храповик
- Перейти к «13»
- Отвертка «+» или «-»
Замена со сливом ОЖ
Обратите внимание на следующее:
Датчик температуры охлаждающей жидкости необходимо заменять на холодном двигателе.
- Снимите отрицательную клемму с аккумулятора. Для защиты себя и автомобиля от короткого замыкания.
- Снимаем фишку датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).
- Откручиваем хомуты на гофре впускного ресивера, снимаем корпус воздушного фильтра вместе с датчиком ДМРВ.
- Снимаем микросхему ДТОЖ.
- Затем нужно слить охлаждающую жидкость.
- Ключом на 13 откручиваем пробку слива охлаждающей жидкости в блоке цилиндров и сливаем охлаждающую жидкость в емкость объемом 10 литров.
- Ключом на «19» откручиваем ДТОЖ от корпуса термостата.
- Устанавливаем новый ДТОЖ.
- Собираем все в обратном порядке.
- После заливки охлаждающей жидкости не забудьте проверить уровень.
Замена без слива ОЖ
- Для замены датчика охлаждающей жидкости без слива охлаждающей жидкости необходимо подготовить новый датчик для его быстрой замены.
- Добираемся до ДТОЖ и начинаем его глушить, приготовив новый датчик и подложив тряпку под термостат, чтобы не залить редуктор антифризом.
- Откручиваем датчик и резко снимаем, заткнув отверстие в термостате пальцем.
- Затем берем новый датчик и также стараемся как можно быстрее вставить его в отверстие в термостате и прикрутить новый датчик на место.
- После собираем все в обратном порядке.
Обязательно проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте.
ДТОЖ заменил как видите ничего сложного в этом нет.
Где на Приоре находится датчик охлаждающей жидкости
Такое устройство, как ЭБУ на российской LADA Priora, нуждается в актуальной и достоверной информации о температуре силового агрегата. При выборе датчиков в магазине для их последующей установки следует руководствоваться этим. Датчики расположены у самой так называемой охлаждающей «рубашки».
Датчик, взаимодействующий с ЭБУ, размещен в металлическом корпусе термостата, который, в свою очередь, закреплен на головке блока цилиндров автомобиля. Еще один датчик, взаимодействующий с приборной панелью, расположен в блоке цилиндров. Теперь вы знаете, где находится каждый датчик температуры охлаждающей жидкости, и легко найдете его в случае необходимости замены.
Важно! Датчик, взаимодействующий с приборной панелью, имеет 1 контакт, а датчик, работающий с ЭБУ, имеет 2-контактный вход.
Ниже на картинке вы можете увидеть оба датчика в деталях.
Видео «Самостоятельная замена ДТОЖ в домашних условиях»
Более наглядная инструкция по замене регулятора в автомобиле Лада Приора показана на видео ниже (автор — канал Мужская Тема).
Как осуществить самостоятельную замену
Замена ДТОЖ Лада Приора осуществляется только после проведения описанных выше подготовительных работ. Для этого отсоедините провода от детали вместе с клеммой и выключите ее. Практичнее всего это делать головкой глубиной 19 мм. Как только датчик начинает поддаваться, его отключают и вынимают вручную.
Последовательность действий при замене датчика температуры:
- Найдите отрицательный провод и снимите его с аккумулятора;
- Некоторое количество антифриза необходимо слить;
- Выдавите пластиковые зажимы;
- Отсоедините провода;
- Немного ослабьте натяжение и осторожно открутите его;
- Замените датчик и выполните все шаги в обратном порядке.
- Долейте антифриз в заднюю часть.
Замените эту запчасть хотя бы раз, и станет понятно, что процедура не представляет особой сложности.
Возможные неисправности датчика
Если регулятор выходит из строя, это чревато для автовладельца следующими проблемами:
- увеличится расход бензина;
- увеличится объем выбросов выхлопных газов в атмосферу;
- двигатель может перестать работать, его будет трудно запустить;
- в целом ухудшение динамики автомобиля, плохая управляемость;
- силовой агрегат будет намного дольше греться, т к из-за неверных показаний ДТОЖ блок управления может хаотично включать вентилятор;
- также возможен перегрев двигателя.
Если говорить конкретно о причинах, ДТОЖ может быть полезен. В этом случае автовладельцу необходимо провести диагностику проводов и разъемов — не исключено, что все симптомы связаны с обрывом или окислением контактов датчика (автор видео — канал устройство и ремонт автомобилей).
Датчик температуры ОЖ на Приору: технические параметры
Стоимость ДТОЖ на Приору около 200-400 руб. Продукция выпускается разными производителями, но наибольшей популярностью пользуются агрегаты Luzar. Датчик температуры охлаждающей жидкости Priora имеет номер детали 23.3828.
Поставляется в картонной коробке с уплотнительным кольцом (медным или стальным диском), которое важно не забыть вырезать при сборке. Ниже приведены технические параметры датчика.
Характеристики ДТОЖ Приора
Перед установкой нового изделия его можно проверить, измерив значение сопротивления. Это гарантирует, что вы приобрели правильный продукт. Так работает компенсация.
Рекомендации по уходу и обслуживанию за датчиками
- Строго соблюдать сроки технического обслуживания автомобиля;
- Покупайте запчасти с оригинальными номерами. Точные данные указаны в инструкции по эксплуатации вашего технического средства;
- Проводить профилактические работы, устанавливать расходники, запчасти на сертифицированных АЗС. На самом деле пока машина на заводской гарантии. Нередки случаи, когда гарантия аннулируется из-за вмешательства третьих лиц.
- При первых признаках неисправности двигателя обратитесь на СТО.
ДТОЖ для указателя на панели приборов
Принцип работы этого датчика заключается в изменении сопротивления при нагреве внутреннего элемента. Проходя через указатель на панели приборов, ток по одиночному проводу подходит к устройству. Здесь вступает в действие принцип индукции в катушках. Проще говоря, чем выше сопротивление, тем больше поднимается стрелка на указателе, за счет циркулирующих токов в катушке, расположенной внутри указателя.
Возможные неисправности системы отображения температуры охлаждающей жидкости «Приоры»
Большинство автомобилистов, обнаружив, что стрелка на указателе температуры двигателя не поднимается, считают, что необходимо менять датчик. Однако сначала следует убедиться, что это так. Ведь причин такого состояния панели несколько:
- Ошибка в указателе на приборной панели.
- Обрыв проводки.
- Прямая неисправность датчика.
Поэтому небольшую проверку лучше провести самостоятельно.
Местонахождение и проверка исправности ДТОЖ
Этот узел находится прямо над кожухом маховика Приоры. Датчик встроен в блок двигателя рядом с термостатом. Для него подходит одиночный провод с гнездовым разъемом. Метод проверки этого устройства очень прост. И он используется водителями уже очень давно. Вы должны сделать это следующим образом:
- Включите зажигание.
- Отсоедините разъем от датчика.
- Замкните провод на корпус блока.
Если сам ДТОЖ неисправен, стрелка указателя поднимется в крайнее верхнее положение. Но если на панели приборов изменений нет, то причину нужно искать в другом. Может цепь разорвана, указатель сломан или вся комбинация.
Функции
- Включите вентилятор охлаждения двигателя;
- Снятие показаний температуры приборной панели;
- Регулировка топливной смеси;
- Регулировка УОС;
Расположение и характерные особенности
На Приоре датчик находится на ГБЦ с правой стороны возле термостата (он находится над кожухом маховика в блоке двигателя). Его подключение осуществляется непосредственно к блоку управления двигателем. Именно туда он отправляет всю информацию о рабочих температурных показателях.
Особенностью этого автомобиля является наличие двух датчиков, не связанных между собой. Вы работаете только с приборной панелью и передаете на нее информацию об измерениях. Другой координирует работу с бортовым компьютером автомобиля. Комплексно можно обеспечить качественную работу двигателя, что достигается включением дополнительных систем охлаждения.
Работа детектора основана на принципах сопротивления. Показатели сопротивления устройства напрямую связаны с колебаниями температуры теплоносителя.
Данные прибора являются основой для определения бортовым компьютером необходимости подачи кислорода и топлива в двигатель. Импульс, поступающий от детектора, заставляет «мозг» автомобиля выставить оптимальное количество циклов на регуляторе холостого хода.
При этом регулируется подача топливной смеси. Именно поэтому при неисправном ДТОЖ происходит увеличение расхода топлива.
Виды датчиков температуры двигателя: какой тип используется на Приоре
Важно понимать, что существует два типа датчиков температуры двигателя. Они различаются по принципу действия, и нужно знать особенности работы, чтобы не ошибиться при выборе такого элемента для своего автомобиля. Различают следующие виды ДТОЖ:
- При отрицательном температурном коэффициенте (НТК — отрицательный температурный коэффициент) он работает следующим образом: при повышении температуры сопротивление уменьшается и наоборот.
- При положительном коэффициенте (ПТК — положительный температурный коэффициент) имеет обратный принцип действия. При повышении температуры сопротивление увеличивается.
Наиболее распространенными типами являются отрицательные температурные единицы. Именно такие датчики используются в автомобилях Приора. При холодном двигателе максимальное сопротивление термистора ДТОЖ Приора достигает 100,7 кОм (это значение будет при температуре -40 градусов). По мере прогрева двигателя температура повышается, а значит сопротивление падает.
При высокой температуре +130 градусов сопротивление термистора составляет около 70 Ом. Эти измерения являются рабочим диапазоном. При холодном двигателе падение напряжения в цепи будет большим (падение до 18%). По мере нагрева она будет увеличиваться (до 90%).
Это интересно! Если двигатель холодный, напряжение в цепи будет около 3,4 В, а при прогреве его значение падает до минимального значения (0,15 В). Важно знать тип датчика, используемого в автомобиле, чтобы диагностировать его и убедиться, что он работает или нет.
Где найти дтож на двигателе
Если датчик неисправен, его необходимо заменить. Но не все знают, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на Приоре. Элемент, влияющий на работу двигателя, находится внутри корпуса термостата. Это касается двигателей объемом 1,6 и 1,8 литра с 16-клапанным газораспределительным механизмом.
Датчик температуры охлаждающей жидкости на Приоре: что нужно знать и уметь?
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) в автомобиле Приора выполняет функцию контроля теплового состояния силового агрегата. Благодаря ДТОЖ водитель всегда знает, до какой температуры прогрелся двигатель и нет ли перегрева в системе. Подробнее о принципе работы, а также о смене контроллера вы можете узнать из этого материала.
Многие автомобилисты путают ДТОЖ с датчиком температуры салона или окружающей среды, но это в корне неверно. Назначение ДТОЖ – контроль температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
В автомобилях Лада Приора два регулятора:
- Один из них установлен на головке блока цилиндров и его назначение — выводить информацию о температуре двигателя на приборную панель. По сути, это указатель.
- ДТОЖ находится в корпусе термостата, который играет более важную роль. Этот блок посылает импульсы на блок управления, чтобы активировать вентиляционную установку. Кроме того, он играет важную роль в образовании горючей смеси при запуске силового агрегата.
Что же касается принципа работы, то он следующий. Основной регулятор расположен в корпусе термостата, что обеспечивает высочайшую точность импульсов. Так как ДТОЖ в любом случае соприкасается с расходным материалом, т.е антифризом, то он сразу фиксирует изменение температуры и подает соответствующие сигналы на ЭБУ.
Последний на основании полученной информации корректирует работу двигателя и изменяет состав топливовоздушной смеси. При отсутствии или слишком низком уровне расходной жидкости в системе контроллер будет выдавать неверные данные.
Возможные неисправности датчика
Если регулятор выходит из строя, это чревато для автовладельца следующими проблемами:
- увеличится расход бензина;
- увеличится объем выбросов выхлопных газов в атмосферу;
- двигатель может перестать работать, его будет трудно запустить;
- в целом ухудшение динамики автомобиля, плохая управляемость;
- силовой агрегат будет намного дольше греться, т к из-за неверных показаний ДТОЖ блок управления может хаотично включать вентилятор;
- также возможен перегрев двигателя.
Если говорить конкретно о причинах, ДТОЖ может быть полезен. В этом случае автовладельцу необходимо провести диагностику проводов и разъемов — не исключено, что все симптомы связаны с обрывом или окислением контактов датчика (автор видео — канал устройство и ремонт автомобилей).
Проверка регулятора на работоспособность
Для диагностики ДТОЖ в домашних условиях потребуется отдельная емкость с антифризом, а также термометр, способный регистрировать температуру до 120 градусов. Проверка выполняется с помощью тестера. В частности, нужно измерять сопротивление при разных температурах жидкости (жидкость при диагностике должна быть нагрета), а полученные данные сверяются с температурой.
При 100 градусах сопротивление прибора должно быть 177 Ом, при 90 градусах — 241 Ом, при 80 — 332 Ом. При температуре двигателя 0 градусов уровень сопротивления составит 7280 Ом, при 40 градусах — 1459 Ом. Этих данных будет достаточно для диагностики.
Инструкция по замене своими руками
Если диагностика показала, что ДТОЖ в рабочем состоянии, а симптомы неисправности все же проявляются, проверьте, как мы уже говорили, качество соединения с регулятором и проводов. Если в результате проверки выяснилось, что устройство не работает, то потребуется замена датчика температуры охлаждающей жидкости. Сама процедура замены не отличается особой сложностью, с ней справится даже начинающий автомобилист.
Как известно, автомобили Lada Priora продаются в нескольких модификациях – с 8- или 16-клапанным двигателем. Поэтому некоторым автовладельцам может показаться, что процедура обмена в обоих случаях будет выглядеть по-разному.
Но сразу удалим сомнения — выглядеть все будет практически идентично — корпус термостата расположен в одном и том же месте на обеих версиях двигателя. Отличие только в том, что предварительно нужно разобрать провод, который соединяет элемент воздушного фильтра с дроссельной заслонкой.
Итак, как заменить устройство своими руками:
- Для начала откройте капот автомобиля и отключите бортовую сеть, для этого нужно отсоединить шлейф от минусовой клеммы аккумулятора. Небольшое количество антифриза можно слить из радиатора, чтобы расходник не вытек при демонтаже ДТОЖ.
- После этого вам необходимо получить доступ к ДТОЖ. Если вас беспокоит патрубок между дроссельной заслонкой и воздушным фильтром, его необходимо демонтировать. Для этого отсоединяем хомуты, которые фиксируются болтами, откручиваем их крестовой отверткой.
- Затем отсоедините микросхему от выхода ДТОЖ, для этого нужно заранее отсоединить крепление.
- После этих действий вам понадобится головка на удлинителе с кривошипом. С помощью этого инструмента откручиваем сам регулятор, более подробно этот этап показан на фото.
- После того, как регулятор был откручен, его нужно аккуратно снять с посадочного места.
- Затем устанавливается новый регулятор. Чтобы фиксация в месте посадки была более надежной, нужен специальный химический состав, который называется фиксатором резьбы. Купить его можно в любом автомагазине. С помощью этого вещества обрабатывается резьба регулятора, после чего устройство вкручивается в место установки. К нему подключается разъем с проводами, затем на место подключается минусовой полюс аккумулятора, не забываем долить антифриз в систему. После ремонта необходимо проверить работу регулятора.
Читайте также: Датчик коленвала Пежо 307: где находится, особенности
Проверяем на Приоре датчик температуры ОЖ
Рассматриваемый нами блок, от системы управления «двигателем» с помощью компьютера, подает сигнал при выходе из строя, и на приборной панели загорается лампочка «Проверить гнев». В бортовой компьютер всегда встроена специальная программа на случай нештатных ситуаций, и даже если датчик температуры охлаждающей жидкости по каким-либо причинам выйдет из строя, электронный блок запустит вентилятор радиатора в принудительном режиме.
Уточнение, в этом случае вентилятор будет работать постоянно. Обратите внимание на основные признаки неисправности системы охлаждения LADA Priora:
- Высокая температура силовой установки отображается на панели.
- Вентилятор работает без остановки.
- Загорается контрольная лампа».
Обратите внимание на свой автомобиль, и когда загорится сигнал на «приборке», быстро пройдите компьютерную диагностику электронного блока управления. Благодаря такой диагностике наверняка удастся выявить причину неправильной работы.
Где на Приоре установлен датчик температуры ОЖ
Многие автовладельцы не знают, где находится соответствующий элемент на их Приоре, пока не столкнутся с необходимостью его диагностики или замены. Чтобы не ошибиться и найти датчик температуры охлаждающей жидкости на Приоре, фото его расположения показано ниже. Он расположен между головкой блока цилиндров и термостатом.
Доступ к нему почти свободный, но для облегчения диагностики или снятия необходимо разобрать корпус воздушного фильтра. Важно не перепутать этот элемент с устройством, отвечающим за отображение показаний температуры на панели приборов. В конструкции системы охлаждения Приора установлено два датчика температуры: один для стрелки (она расположена внизу), а другой для включения вентиляторов и передачи показаний в ЭБУ.
Инструкция по проверке ДТОЖ на Приоре: как просто и быстро узнать, что из строя вышел датчик температуры
Чтобы быть уверенным в том, что причиной вышеперечисленных симптомов является ДТОЖ в Приоре, элемент необходимо диагностировать. Диагностика поможет выявить тип неисправности, а также определить возможность устранения поломки.
Сразу стоит отметить, что датчик температуры охлаждающей жидкости ремонту не подлежит, поэтому при выходе из строя или неисправности его необходимо заменить. Самый простой способ проверки — запустить двигатель и отключить автоматический выключатель. Если работа двигателя меняется в лучшую сторону, датчик неисправен.
Схема проверки исправности датчика
Более глубокая диагностика и проверка ДТОЖ на Приоре проводится следующим образом:
- Осмотрите датчик, а также микросхемы и кабели питания. Наличие перетертых кабелей или других дефектов недопустимо и может привести к неисправности устройства.
- Если явных ошибок нет, переходим к этапам проверки. Для этого нужно использовать мультиметр. Включить прибор в режим измерения сопротивления (в кОм).
- Не снимая датчик, измерьте сопротивление на контактах. Если машина теплая, то сопротивление будет низким (см таблицу ниже), а если холодная, то высокими значениями. Обязательно протестируйте манометр при высоких и низких температурах, так как он может «лежать» на горячем двигателе и давать точные показания на холодном. Эта особенность является общей и считается дефектом устройства.
- Полученные результаты сравниваются с данными, представленными в следующей таблице.
Таблица зависимости сопротивления теплоносителя от температуры
При комнатной температуре сопротивление термистора должно быть в пределах 4450-2796 Ом или 4,45-2,79 Ом. Различия в несколько Ом допустимы, но если отклонения превышают 10 Ом, устройство не будет работать должным образом. Вы можете погрузить датчик в воду (если она была удалена), и в зависимости от температуры устройство должно выдавать правильное значение. Этот метод даст более точные результаты.
На основании полученных данных можно оценить удобство использования продукта. Если значения не совпадают и сильно отличаются от указанных в таблице, ДТОЖ подлежит замене.
Это интересно! Если ДТОЖ работает, проверьте напряжение на микросхеме питания (оно должно быть около 3,3В). Если нет напряжения при включенном зажигании, кабель плохой. Вам нужно найти причину отключения электроэнергии.
Признаки и последствия неисправностей ДТОЖ
Если 16-клапанный датчик температуры охлаждающей жидкости на «Приоре» вышел из строя, это сразу доставит массу неприятностей. Расход топлива значительно увеличится. За счет более богатой смеси увеличится и количество вредных выбросов. По этой же причине двигатель может плохо запускаться «на прогретый». Если смесь слишком богатая, есть риск прогорания поршня.
При этом ухудшатся динамические характеристики автомобиля и ходовые качества. Двигателю потребуется больше времени для прогрева до рабочей температуры, так как из-за некорректных сигналов датчика ЭБУ включит вентилятор охлаждения. В этом случае высок риск перегрева.
Датчик не всегда полностью выходит из строя. Все эти симптомы могут быть вызваны окислением или повреждением контактов. Часто причиной является проводка или утечка антифриза. Поэтому снимать датчик и менять его нужно только после тщательного осмотра контактов.
Принцип работы ДТОЖ на Приоре: как функционирует устройство включения вентилятора
В основе конструкции рассматриваемого элемента лежит полупроводниковый элемент — терморезистор. При изменении температуры воздействия термистора сопротивление увеличивается или уменьшается. Ниже приведена часть конструкции датчика температуры, которая поможет вам понять, как он работает.
Указанный элемент подключен к цепи через два контакта. Изменение температуры изменяет сопротивление и в результате увеличивает или уменьшает напряжение в цепи. ЭБУ определяет изменение (падение) напряжения и на основании значения принимает соответствующие решения о приготовлении смеси и настройках зажигания.
На датчик от контроллера через резистор 2 кОм подается напряжение до 5В, и в зависимости от его колебаний (падений) электронный блок в нужный момент определяет температуру двигателя.
Датчик температуры лада приора.
Как работает датчик температуры охлаждающей жидкости, легко и просто определить с помощью диагностического оборудования через переходник ELM-327 или переходник ВАЗ, подключаемый к автомобилю Лада Приора, к выходному блоку электронной системы управления автомобиля. Это просто и понятно, если у вас есть программа и адаптер OVD-II.
Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистор (резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры). Датчик вкручивается в корпус термостата и подключается к ЭБУ. При низких температурах сопротивление датчика высокое, а при высоких температурах сопротивление низкое.
ЭБУ рассчитывает температуру охлаждающей жидкости по падению напряжения на датчике. На холодном двигателе падение напряжения высокое, а на прогретом — низкое. Температура охлаждающей жидкости влияет на большинство характеристик, контролируемых ЭБУ. А в каком состоянии находится датчик температуры, зависит от работы двигателя автомобиля Лада Приора.
Хотя термистор является электронной деталью, он очень надежен и всегда выдерживает стабильную работу при разных температурах. А я просто отказался работать и единственный раз поменял датчик температуры охлаждающей жидкости на своей машине Lada Priora».
Для замены датчика нужен ключ на «19»:
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы на аккумуляторной батарее.
2. Частично слейте охлаждающую жидкость из радиатора.
3. Снимите воздушный фильтр для удобства.
4. Выкрутите пластиковый хомут и отсоедините колодку с оплеткой проводов от датчика температуры к хладагенту.
5. Ослабьте натяжение датчика гаечным ключом и открутите его от корпуса термостата.
6. Охладите датчик до температуры окружающей среды. Подключите тестер в режиме омметра к клеммам датчика и измерьте сопротивление. Измерьте термометром текущую температуру воздуха и сравните полученные значения с таблицей. Если сопротивление отклоняется от нормы, замените датчик.
7. Для измерения сопротивления на выводах датчика при различных температурных условиях погрузите датчик в горячую воду и проверьте изменение сопротивления по мере остывания воды, проверьте температуру воды термометром.
8. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
9. Долейте охлаждающую жидкость.
Если вы заменяете датчик температуры охлаждающей жидкости, вам понадобится высокая головка «21» (свечной ключ). Соблюдайте меры безопасности, работы по замене датчика проводите на холодном двигателе или, чтобы не обжечь руки, надевайте тканевые перчатки и одежду с длинными рукавами.
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы на аккумуляторной батарее.
2. Частично слейте охлаждающую жидкость из радиатора.
3. Снимите воздушный фильтр для удобства.
4. Зажать блок и отсоединить проводом от выхода датчика.
5. Ослабьте датчик и открутите его от водяного канала к блоку цилиндров.
6. Для проверки подключите тестер в режиме омметра к выходу и корпусу датчика. Сопротивление датчика при комнатной температуре должно быть 1,5-1,7 кОм.
7. Для измерения сопротивления на выводах датчика при различных температурных режимах погрузите датчик в горячую воду и наблюдайте за изменением сопротивления по мере остывания воды: оно должно увеличиваться. Если датчик не реагирует на изменение температуры, его необходимо заменить.
8. Установите новый датчик в порядке, обратном снятию.
Повторюсь и скажу, что за время эксплуатации автомобиля Лада Приора мне один раз пришлось поменять датчик температуры охлаждающей жидкости. При этом датчик температуры охлаждающей жидкости не глючил и не глючил. Так что оцениваю удовлетворительно и претензий к датчику температуры охлаждающей жидкости на автомобиле Лада Приора не высказываю.
Диагностика
Для проверки ДТОЖ в гараже или дома вам понадобится емкость с охлаждающей жидкостью. Вам также понадобится термометр, который может точно измерять температуру до 120 градусов.
Необходимо заменить сопротивление датчика при разных температурных режимах. Антифриз в процессе диагностики необходимо подогревать. Данные, полученные на мультиметре, сравнивают с температурой на термометре.
Так при 100 градусах сопротивление датчика будет около 178 Ом. При 90 градусах — 239 Ом, при 82 — 319 Ом. В нуле будет около 7278 Ом.
Местонахождение и проверка исправности дтож
Этот узел находится прямо над кожухом маховика Приоры. Датчик встроен в блок двигателя рядом с термостатом. Для него подходит одиночный провод с гнездовым разъемом. Метод проверки этого устройства очень прост. И он используется водителями уже очень давно. Вы должны сделать это следующим образом:
- Включите зажигание.
- Отсоедините разъем от датчика.
- Замкните провод на корпус блока.
Если сам ДТОЖ неисправен, стрелка указателя поднимется в крайнее верхнее положение. Но если на панели приборов изменений нет, то причину нужно искать в другом. Может цепь разорвана, указатель сломан или вся комбинация.
Характерные признаки выхода ДТОЖ из строя на Приоре: причины увеличенного расхода
Датчик температуры двигателя или розжиг вентилятора является одним из основных исполнительных органов блока управления. Неисправность такого устройства приводит к некорректной работе двигателя, а последствие такой поломки «бьет по кошельку», ведь значительно возрастает расход топлива.
В связи с тем, что ДТОЖ выполняет очень важную функцию – измеряет температуру двигателя и передает информацию на электронный прибор – этот прибор редко выходит из строя. Имеется в виду полный выход из строя датчика, когда на панели приборов горит лампочка Check Engine и на бортовом компьютере отображаются следующие коды ошибок:
- P0115 — неисправность в электрической цепи ДТОЖ;
- P0116 — ошибка датчика в виде значений вне допустимого диапазона;
- Р0117 — низкий уровень сигнала на выходе ДТОЖ (датчик подает на ЭБУ напряжение менее 0,14 В);
- P0118 — Уровень сигнала ДТОЖ повышен (выходное напряжение больше 4,91 В);
- P0119 — ненадежный контакт датчика. Обычно такая ошибка появляется, если сигнал устройства прерывается.
Различают следующие виды неисправностей датчика ТОЖ на Приорах:
- Термистор со временем начинает показывать неверные значения температуры, то есть врет. Проверить это можно мультиметром.
- Перетирание провода рядом с разъемом датчика также приводит к выходу из строя.
- Ухудшение качества изоляции.
Характерными признаками того, что рассматриваемый элемент вышел из строя или «прыгает», являются следующие проявления:
- в холодное время обороты двигателя снижаются;
- отсутствие холостого хода или плавания;
- нестабильная работа двигателя внутреннего сгорания;
- невозможность запуска двигателя в прогретом состоянии (из-за выхода из строя ДТОЖ);
- включить вентилятор, что обычно сопровождается ошибкой P0115.
Это интересно! Однако самый распространенный вид ошибки ДТОЖ на Приоре – это когда вентиляторы охлаждения включаются и выключаются без видимой причины, т.е при холодном двигателе или если температура не достигла значения включения.
Следствием неисправности агрегата является увеличение расхода топлива до 10-15 литров на 100 км. Категорически противопоказано обслуживать автомобиль с неисправным ДТОЖ. При обнаружении признаков неисправности немедленно прибегайте к диагностике или замене.
Признаки поломки
Как и все остальные детали механизма, ДТОЖ в Приоре периодически приходит в негодность. Бывает, что причина может заключаться в поломке указателя на приборке, проблеме с проводкой или неисправности самого датчика. На неисправность могут указывать следующие симптомы:
- непрерывная работа вентилятора, который предназначен для охлаждения двигателя — в этом случае машина будет работать в аварийном режиме, а постоянно работающий механизм приведет к перегоранию обмотки в двигателе, что потребует полной замены двигательная единица в будущем;
- не включается вентилятор охлаждения — в этом случае нарастающий перегрев двигателя приведет к закипанию.
Есть и косвенные признаки, которые могут указывать на ошибку детектора:
- снижение мощности автомобиля;
- наличие гула от постоянной работы вентиляторов;
- увеличение потребления;
- двигатель часто глохнет и с трудом заводится.
Принцип действия и устройство дтож
В прошлом инженеры использовали примитивные тепловые реле в качестве датчиков температуры. Его устанавливали даже на двигатели с моноинжекторной системой питания. Когда контакт этого реле разомкнут, двигатель нагревается. Когда контакт замыкается, ЭБУ считает, что двигатель горячий.
ДТОЖ ВАЗ термисторный. Это термистор, сопротивление которого зависит от температуры антифриза. Обычно температура охлаждающей жидкости в двигателе постоянно контролируется. Поэтому термисторы изготавливают из оксида никеля или оксида кобальта (другие металлы в конструкции не используются). Особенность этих сплавов в том, что с усилением нагрева увеличивается и число электронов (а значит, сопротивление уменьшается).
Термистор внутри датчика имеет отрицательный коэффициент. Сопротивление максимально при холодном двигателе. ДТОЖ питается от 5 В (допустимая погрешность 0,2 В). По мере повышения напряжения и изменения сопротивления напряжение падает. ЭБУ отслеживает изменения напряжения и на основании этих данных определяет температуру силового агрегата.
Датчики на других автомобилях (например, на моделях от Рено) отличаются положительным температурным коэффициентом. Элемент устроен таким образом, что при повышении температуры сопротивление датчика не падает, а растет.
Проверка регулятора на работоспособность
Для диагностики ДТОЖ в домашних условиях потребуется отдельная емкость с антифризом, а также термометр, способный регистрировать температуру до 120 градусов. Проверка выполняется с помощью тестера. В частности, нужно измерять сопротивление при разных температурах жидкости (жидкость при диагностике должна быть нагрета), а полученные данные сверяются с температурой.
При 100 градусах сопротивление прибора должно быть 177 Ом, при 90 градусах — 241 Ом, при 80 — 332 Ом. При температуре двигателя 0 градусов уровень сопротивления составит 7280 Ом, при 40 градусах — 1459 Ом. Этих данных будет достаточно для диагностики.
Причины преждевременного выхода из строя ДТОЖ, ДНТВ
- Механические повреждения третьих лиц;
- Брак по производству;
- Трещина на цоколе, кузове;
- Короткое замыкание;
- Свободное крепление терминала;
- Проникновение влаги в измерительные приборы;
- Перегорание плавкого элемента предохранителя блока крепления взрывателя;
- Неисправность системной прошивки электронного блока управления ЭБУ (ошибки Р1298, Р5493).
Пошаговая инструкция по замене датчика температуры ОЖ на Приоре
Если по каким-то причинам вы не можете обратиться к услугам специалистов, вы можете выполнить работу самостоятельно.
- Дайте силовой установке остыть до приемлемой температуры.
- Подготовьте тряпку.
- Снимите корпус с воздушного фильтра. В этом случае пригодится фигурная отвертка.
- Осторожно ослабьте хомут и снимите воздуховод.
- На этом этапе отсоедините жгут, снимите резиновые накладки прямо с кузова.
- Снимите разъем с датчика.
- Теперь поместите подготовленные тряпки на кожух сцепления и под ним.
- Как можно быстрее используйте ключ на «19», выкрутите сломанный датчик и установите новый. Затяните все как можно лучше.
- Не откручивайте крышку бачка охлаждающей жидкости до замены. В этом случае потери ОН будут минимальными.
- Теперь можно собрать все в обратном порядке.
- Проверьте уровень охлаждающей жидкости.
- Запустить двигатель.
- Когда вентилятор работает и все работает как положено, без перебоев и утечек, работа считается выполненной.
Предлагаем ознакомиться с видео материалом по замене датчика на Приоре.
Замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости на LADA
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является одним из элементов системы управления двигателем. Его назначение – контроль температуры жидкости в системе охлаждения. На основании этих данных блок управления двигателем корректирует состав топливно-воздушной смеси, частоту вращения коленчатого вала и угол опережения зажигания.
На всех современных автомобилях LADA (XRAY, Веста, Ларгус, Гранта, Калина, Приора или Нива 4х4) датчик температуры охлаждающей жидкости меняется и проверяется одинаково.