- Не крутит стартер ВАЗ 2110
- Все особенности стандартной схемы
- Не крутит стартер, что в итоге?
- Стартер крутит но двигатель не схватывает.
- Износ коллектора якоря стартера Ваз 2110
- Как быть, если потерянный ключ был электронным
- Ремонт и замена механизма своими руками
- Фотогалерея «Ремонтируем устройство своими силами»
- Причины частых проблем со стартером
- Перестал крутить стартер Ваз 2110 с чего начать ремонт
- Финальная проверка перед заменой стартера
- Неисправен блендикс или венец Ваз 2110 – как проверить
- Проверка работоспособности втягивающего и контактного реле
- Неисправности стартера и причины их появления
- Неисправный инжектор
- Поломка обгонной муфты
- Втягивающее реле
- Плохой контакт
- Возможные неисправности стартера: причины и признаки
- Стартер ВАЗ 2112 — инструкции
- Не крутит
- Замена
- Ремонт
- Снятие
- Цена
- Как понять, что не работает реле стартера?
- Как проверить работает ли стартер или нет?
- По какой причине стартер не работает от ключа зажигания?
- Способы запуска двигателя
- Как крутануть стартер напрямую
- Проверяем приборы
- Что лучше – ремонтировать или менять стартер «двенадцатки»?
Не крутит стартер ВАЗ 2110
Все особенности стандартной схемы
Читатель удивится, но здесь будет не одна схема. Самый сложный вариант показан ниже.
Схема с дополнительным пусковым реле
Обратите внимание, что реле К2 не «пустое». Через замыкающие контакты протекает значительный ток, и реле К2 можно назвать «блокировочным»: когда оно не срабатывает, стартер не крутит. Зачем это нужно, думайте сами.
Если злоумышленник замкнет контакты в замке, он сможет не только запустить двигатель, но и воспользоваться стартером. То есть угонщик не будет разряжать нашу батарею.
Показанная выше схема используется с инжекторными двигателями объемом 1,6 л. Может быть и другой вариант — попроще.
Схема без вспомогательного реле
Блокирующего реле здесь нет. Питание на магнитное реле поступает от контакта 50. Простой вариант схемы характерен для автомобилей первых лет выпуска. Это касается всего семейства «Десятки», включая хэтчбеки. То есть интересное сочетание: модель ВАЗ-2112, и стартер будет крутить даже при отсутствии всех реле и ЭБУ!
Не крутит стартер, что в итоге?
Мы знаем, что есть два варианта схемы. Если реализуется «вариант 2», напряжение на стартер поступает напрямую от замка. А вот замок зажигания в «Десятках» недолговечен, так как через него передается 30-40 ампер (ток на втягивающее реле). Это касается как седана, так и хэтчбека 2112, и стартер может не крутиться только из-за сломанного замка. Выводы делайте сами!
Все сказанное относится и к «Форме 1» — смотрите внимательно.
Главное реле находится в блоке расширения. Находится под духовкой справа. Дополнительное реле расположено в основном блоке (см рисунок). Однако он может отсутствовать.
Если реализуется «вариант 2», проверяйте только блокировку. А при наличии дополнительного реле не рекомендуется вместо него устанавливать перемычку. На картинке отмечено:
- Дополнительное реле (белая стрелка);
- Главное реле (элемент «6»).
Стартер крутит но двигатель не схватывает.
То, что при повороте ключа двигатель начинает вращаться под действием пускового момента, не является плохим признаком. В первую очередь это свидетельствует о том, что неисправность кроется в нарушении работы одной из систем, а именно системы подачи топлива, системы подачи воздуха или системы зажигания. (Случаи поломок коленчатого вала и механизмов газораспределения не учитываются, так как эти поломки крайне редки).
Износ коллектора якоря стартера Ваз 2110
Во всех современных автомобилях используется электрическая система запуска двигателя, в основе которой лежит электростартер — специально разработанный электродвигатель постоянного тока, приводящий в движение коленчатый вал двигателя и его основные системы.
Как и у любого электродвигателя, у стартера есть неподвижная часть — статор, и подвижная часть — ротор, который по давно сложившейся традиции принято называть якорем. Статор представляет собой многовитковую обмотку (называемую обмоткой возбуждения), размещенную на стенке корпуса стартера, а якорь — более сложную и функциональную деталь.
Стартовый якорь выполняет несколько функций:
- Создание магнитного поля, которое при взаимодействии с магнитным полем статора (обмотка возбуждения) приводит во вращение якорь;
- Передача крутящего момента на коленчатый вал двигателя;
- Объединение всех компонентов — обмотки, коллектора, приводных частей — в единую конструкцию.
Несмотря на разнообразие существующих сегодня стартеров, в основном они имеют одинаковую арматуру, причем конструкция якоря за последние полвека не претерпела принципиальных изменений.
Конструктивно стартовый якорь состоит из четырех основных частей:
- Закрепить ось;
- Основной;
- Обмотка;
- Сборный узел;
Вал якоря является несущим элементом якоря. Он изготовлен из стали, в его двух или трех точках выполнены посадочные места для подшипников (это могут быть подшипники скольжения — втулки или подшипники качения). На удлиненной стороне вала выполнены шлицы для передачи крутящего момента на стартер; эти шлицы в зависимости от типа привода могут быть прямыми или винтовыми (винтовыми).
Сердечник собран из пакета металлических пластин, жестко закрепленных на валу. Сердечник имеет цилиндрическую форму, на его внешней поверхности имеются пазы для укладки витков обмотки. Сердечник установлен на шлицах, выполненных на валу, это придает конструкции необходимую жесткость и предотвращает проворачивание сердечника на валу при больших нагрузках.
Обмотка выполнена толстым медным проводом большого сечения, причем возможны два варианта: неизолированный провод прямоугольного сечения и изолированный провод круглого сечения. Прямоугольный провод применяют в мощных пусковых якорях, так как по ним при пуске двигателя могут протекать токи силой 600-800 и более ампер.
Изолированный провод применяют в обмотках маломощных пускателей. В светильниках с обмоткой из прямоугольного провода изоляция выполнена из гибкого листового материала, который намотан на жилы в пазах в сердечнике.
Обмотка одновитковая, так как состоит из определенного числа проводников (обычно не более 12-15), уложенных петлями в сердечнике, каждая такая петля — один виток. Части обмотки, выходящие за пределы сердечника (со стороны коллектора и с тыльной стороны), фиксируются бандажами — кольцами из изоляционного материала, пропитанного смолой, скобами и т д
Так выглядит венец маховика ВАЗ 2110 в идеальном состоянии
Коллекторный узел служит для подачи тока на витки обмотки в такой последовательности, чтобы вокруг обмотки возникало магнитное поле определенной формы. Коллектор состоит из ряда медных пластин, которыми соединены концы витков обмотки (соединение выполнено пайкой).
Между пластинами якоря имеются отверстия, заполненные изоляционным материалом с высокой диэлектрической проницаемостью. Медные контакты имеют низкое электрическое сопротивление, поэтому хорошо передают ток на обмотку, а также хорошо контактируют с медно-графитовыми щетками.
В настоящее время существует два типа коллекторов:
- Цилиндрический – коллектор выполнен в виде цилиндра, на внешней поверхности которого расположены контактные площадки;
- Торцевой — коллектор выполнен в виде круга, сегментами которого являются контактные площадки.
Соответственно, в пускателе с цилиндрическим коллектором щетки имеют радиальное расположение (наталкиваются на коллектор по радиусам), в пускателе с концевым якорем щетки расположены вдоль оси якоря. Цилиндрический коллектор более надежен, но выпускной коллектор экономит место и позволяет уменьшить габариты стартера.
Магнитное реле стартера ВАЗ 2110 в коробке
Блок якоря установлен в корпусе стартера, удерживается двумя или тремя подшипниками — два подшипника на концах вала (в задней стенке корпуса стартера и в передней крышке стартера), еще один подшипник используется в качестве промежуточной опоры для более длинных арматур. Как правило, используются подшипники скольжения (вкладыши), так как они проще, надежнее и легко выдерживают значительные нагрузки. В некоторых стартерах используются роликовые подшипники – роликовые или шариковые.
Как быть, если потерянный ключ был электронным
Использование чипированных ключей значительно повышает безопасность автомобиля – его очень сложно украсть. Контроль за открытием и закрытием дверей в этой ситуации возлагается на специальную систему, именуемую иммобилайзером. Схема включает в себя передающий узел и антенну. При использовании новейших устройств связь происходит с ключом — он отправляет код разблокировки, и если он совпадает с тем, что хранится в памяти иммобилайзера, открывается дверь (или заводится двигатель).
Утеря такого высокофункционального ключа вынуждает обращаться в организацию, которая их производит. Никакие другие варианты здесь даже рассматривать не стоит — только время потратите. В лучшем случае вы сможете попасть в кабину, но что в этом хорошего, когда двигатель не заводится?
Для заказа нового ключа необходимо принести в компанию правоустанавливающие документы, подтверждающие, что автомобиль действительно является вашей собственностью.
Стоимость услуги варьируется от 800 до 2000 рублей.
Ремонт и замена механизма своими руками
Если силовой агрегат не заводится, необходимо отремонтировать стартер ВАЗ.
Эта процедура выглядит следующим образом:
- В первую очередь отключите аккумулятор, затем отсоедините провод, подсоединенный к тяговому реле.
- Ключом на 13 откручиваем гайку, которая крепит плюсовой разъем к кабелю, идущему от аккумулятора к блоку стартера. После этого сам кабель можно демонтировать.
- Далее нужно открутить гайки, которыми механизм крепится к картеру сцепления. Для откручивания гаек понадобится ключ на 15.
- После выполнения этих действий стартовый блок можно снять. Если вы планируете заменить его на новый, замену можно произвести на этом этапе. При замене обратите внимание на расположение проводов, подсоединяемых к стартеру, ни в коем случае нельзя их путать. Поэтому перед отсоединением проводов желательно их пометить. Если вы не хотите менять механизм, но планируете его ремонт, можно приступить к разборке.
- Для разборки понадобится ключ на 10, которым можно открутить гайку на реле и разобрать провод, подведенный к стартеру.
- Винты реле, которыми оно крепится к блоку стартера, необходимо открутить ключом на 8. После этого можно демонтировать реле.
- Сняв реле, можно увидеть прокладку, расположенную между передней крышкой механизма и самим реле. Для разборки его тоже следует снять, но при разборке следует обратить внимание на его состояние. Если вы видите, что уплотнительный элемент изношен и качество достаточно низкое, лучше заменить этот компонент.
- Когда уплотнитель будет демонтирован, необходимо будет снять пружину, а также анкер.
- Следующим шагом является снятие гаек стояночного болта.
- После выполнения этих действий можно разобрать механизм со шпилек с самим якорем. После этого необходимо провести тщательную очистку внутренних частей и узлов устройства. Для правильного ремонта необходимо провести диагностику контактов, а также полностью разобрать щеточный узел и проверить его состояние. В целом процедура ремонта механизма довольно сложная, поэтому не все автолюбители выбирают этот способ – иногда проще просто заменить устройство на новое. В частности, это будет необходимо, если ремонтный процесс не дал никаких результатов.
Фотогалерея «Ремонтируем устройство своими силами»
Стартер необходим для запуска двигателя автомобиля, и если он не работает, запуск становится проблематичным, а то и вовсе невозможным. Поэтому не лишним будет узнать, в чем причины его отказа и пути решения, чтобы сам водитель смог найти и устранить проблему.
Типичная ситуация. После ночной стоянки водитель пытается завести свой автомобиль, но стартер не реагирует на поворот ключа в положение «старт». В этой ситуации причин может быть несколько, и не всегда они связаны со стартером.
Первый. Аккумулятор полностью разряжен. Аккумулятор может разрядиться по разным причинам. Так, например, водитель забыл выключить габаритные огни или лампочку освещения салона, что привело к полной разрядке аккумулятора.
В аккумуляторе может закрыться один из ящиков, что приведет к полной разрядке.
Сюда же следует отнести неисправность генератора, выдающего недостаточное напряжение, либо вообще перестающего давать зарядный ток, а также недостаточно натянутый и порванный приводной ремень.
Причины частых проблем со стартером
Как показывает практика, чаще всего проблемы с запуском проявляются в электрической части.
Если машина не заводится, первым делом нужно проверить аккумулятор. Стартер питается только от аккумулятора. Если аккумулятор разряжен и не выдает нужное напряжение, то даже щелчков не будет слышно. Если в машине есть тестер, можно проверить заряд аккумулятора. Заменить поможет обычное зажигание фар; опытный водитель способен понять степень экономии батареи по яркости. Вы также можете повернуть фиксаторы на клеммах аккумулятора, если подозреваете низкое напряжение.
Перестал крутить стартер Ваз 2110 с чего начать ремонт
Перед разборкой стартера необходимо проверить исправность проводов и некоторых узлов. Возможно, вина лежит на них.
- В первую очередь проверьте, заряжена ли батарея.
- Затем с помощью тестера проверьте, подается ли напряжение на клемму электромагнитного реле.
- Также необходимо проверить, поступает ли питание от замка зажигания. Для этого снимаем разъем с реле, подключаем тестер и поворачиваем ключ на пуск. При повороте ключа в это положение на контакте должен появиться ток.
Если при этой проверке неисправностей не обнаружено, а стартер на ВАЗ-2110 по-прежнему не крутит, необходимо его снять и установить причину неисправности.
Финальная проверка перед заменой стартера
Поворачиваем ключ в положение II, и ничего не происходит. В этом случае открываем капот и снимаем воздушный фильтр, открутив винт на корпусе и ослабив хомут на патрубке. Под корпусом фильтра находится стартер. На картинке мы видим следующее: кто-то открутил провод к втягивающему реле.
Что нашли под фильтром игольчатым щупом, проверяем, что при повороте ключа высвечивается «+12». Затем после проверки обмотайте провод изолентой.
Иногда напряжение на стартер вроде бы подается, но втягивающее реле срабатывает «на раз». Ну попробуй клемму почистить — и в разъёме и на самом пускателе. Рассмотрим ситуацию:
- Медь, отполированная до блеска;
- На провод наносится «плюс» (см рисунок»;
- Стартер даже не щелкает.
Первое, что нужно проверить, это контакты аккумулятора. Снимаем клеммы (ключ «10») и смотрим что под ними. Щупом измерять напряжение нет смысла — он покажет «12 вольт».
Ток электромагнитного реле составляет 40 ампер. Наличие сопротивления 0,1 Ом приводит к падению напряжения на 4 вольта. Вот и считай… А стартер при работе потребляет 200 ампер.
Неисправен блендикс или венец Ваз 2110 – как проверить
Бендикс представляет собой устройство, состоящее из двух частей – перепускной муфты, а также шестерни, которая находится непосредственно на ней
Следует отметить, что обгонная муфта напрямую связана со шкивом стартера за счет шлицов, установленных по спирали. Движение механизма осуществляется по этим гусеницам в момент попытки водителя завести двигатель.
Блендикс ваз 2110 в идеальном состоянии
В том случае, если стартер не щелкает и не работает или работает медленно даже в прогретом состоянии, проблема может заключаться именно в бендиксе. Кроме того, на агрегате имеется еще одна вилка, состоящая из двух металлических пластин, закрепленных непосредственно на муфте свободного хода. Эта вилка крепится к двум противоположным точкам элемента. Один из краев пластин выполнен в форме прямоугольника.
Когда водитель поворачивает ключ в зажигании, на эти пластины воздействует втягивающее. Далее шестерня перемещается по шкиву с помощью шлицов до зацепления элемента с венцом маховика.
Проверка работоспособности втягивающего и контактного реле
При плохой работе ВР при попытке запуска двигателя слышны четкие сухие щелчки, если причина неисправности контактное реле, то щелчок в этом случае тихий и достаточно мягкий. Сначала проверяем работоспособность самого стартера, делается примерно так:
- снять стартерный блок с автомобиля;
- клеммные провода подключаем к снятому аккумулятору, остальные концы присоединяем к основному плюсу и пусковой массе;
- к пусковой обмотке подключаем другой провод, другим концом касаемся плюсового полюса аккумулятора, удерживая при этом пусковой узел;
- если стартер сработает, бендикс сработает, ротор будет вращаться, если нет, то вращения не будет, а при подаче напряжения возникнет небольшая искра;
- чтобы стартер не реагировал, или наоборот, реагировал на питание, подайте плюс прямо на обмотку.
Теперь, не разбирая блок стартера, можно проверить работу втягивающего реле:
- подаем минус на вывод обмотки;
- кратковременно нажать на вывод контакта ВР, куда подается питание от замка зажигания (на многих автомобилях этот контакт оснащен «фишкой»);
- при подаче питания и срабатывании реле будет слышен четкий щелчок и бендикс поедет назад;
- если бендикс не выходит, нужно будет разбирать и диагностировать магнитное реле.
Также можно проверить БП при снятом со стартера, здесь же питание подаем проводами от аккумулятора (плюс и минус). При подаче «+» на управляющий контакт сердечник исправного реле будет втянут, при неисправности БП полный ход сердечника не будет наблюдаться.
Также может быть неисправно пусковое контактное реле (CRC), которое обычно находится в салоне или в моторном отсеке на панели рядом с дворниками. При этом при повороте ключа зажигания слышны слабые щелчки, а чаще вообще никаких звуков не слышно. Прежде чем приступить к проверке самого КРС, необходимо убедиться в подаче питания на реле.
Наличие напряжения удобно проверять с помощью контрольной лампочки, подключив концы щупов к соответствующим клеммам, минус здесь должен быть постоянным, а плюс должен появиться при соответствующем положении ключа зажигания (З.З.).
Следует учитывать, что каждая модель автомобиля разрабатывает свою схему, на некоторых автомобилях устанавливается реле иммобилайзера (у него разное назначение), на некоторых автомобилях вообще отсутствует КРС.
Проверять цепь нужно по электрической схеме, но принцип работы, будем считать, в целом понятен. Если плюс не доходит до соответствующего контакта в колодке, вероятно неправильная контактная группа ZZ, также это может быть обрыв провода, плохой контакт в колодках, в некоторых случаях при ближайшем рассмотрении можно увидеть следы оплавления изоляции.
Сам КРС также проверяется с помощью контрольной лампочки или мультиметра, но при самостоятельном поиске дефекта удобнее иметь в наличии рабочее реле, учитывая, что деталь дешевая, практически всегда есть в наличии в машине дилеры.
Неисправности стартера и причины их появления
Агрегат не крутит маховик по многим причинам. Дефекты в иммобилайзере, вытяжном реле, форсунке, а также в проводке автомобиля будут оценены ниже. Иногда ремонта недостаточно, и в этом случае устройство подлежит замене.
Хорошо знать! Все элементы ВАЗ 2110 при контакте с электричеством очень надежны. Однако, если блок вышел из строя, потребуется полная или частичная замена. Еще одним важным фактором являются признаки неисправности. Например, когда устройство щелкает, но не запускается и не переворачивается, проблему можно решить ремонтом.
Неисправный инжектор
В стандартной версии ВАЗ 2110 не комплектуется форсунками, но они могут поставляться отдельно. Водители выбирают эти агрегаты по многим причинам: снижение расхода топлива, отсутствие необходимости прогрева двигателя в морозы, повышение мощностных характеристик.
Если стартер плохо работает, необходимо проверить форсунку, которая может работать из-за плохого топлива. Это единственный недостаток инжектора – он требует качественного топлива. Также стоит проверить, соблюдена ли схема подключения.
Поломка обгонной муфты
Когда обгонная муфта ломается, двигатель запускается и работает нормально. Но когда машина останавливается, двигатель не заводится, щелкает, но не заводится. В этом случае необходимо дождаться, пока силовая установка остынет, и только после этого пытаться запустить снова.
Также в этом случае стоит осмотреть провода, идущие от сцепления. Иногда замена поврежденных проводов может решить проблему, когда двигатель щелкает, но не заводится. Еще одним признаком неисправного сцепления является самопроизвольное включение магнитолы.
Втягивающее реле
Сидя за рулем, автомобилист вставляет ключ и поворачивает его, включается бензонасос, загорается приборная панель, но при дальнейшем повороте насос выключается вместе с панелью, а стартер не крутить. В такой ситуации скорее всего «виновато» втягивающее реле.
В первую очередь нужно проверить, есть ли на нем напряжение. Если да, то следует проверить сам замок или сигнализацию, которая может замкнуть цепь. Если все элементы работают по отдельности, но не запускаются вместе, стартер не крутит из-за втягивающего реле.
Плохой контакт
В этом случае стартер запускается после нескольких попыток, но щелкает. Эта проблема возникает из-за поврежденных контактов. Осмотр нужно начинать с аккумулятора. Если клеммы окислились, очистите их.
Полезный совет! Проверять контакты удобнее с помощником. Один человек запускает двигатель ВАЗ 2110, а другой стучит твердым предметом по корпусу реле. Если такой грубый способ помог, то причина в «залипании» контактов.
Если это не помогло, следует проверить контакты стартера, так как при их окислении агрегат плохо крутится или вообще не запускает коленчатый вал. Если стартер отказывается работать, а иммобилайзер работает, неисправность именно в нем. Здесь своими руками неисправность не устранишь – придется ехать в автосервис. Теперь читатели знают, сколько это стоит и почему не работает стартер, выполнять работы самостоятельно стоит только при наличии опыта работы с электропроводкой.
Возможные неисправности стартера: причины и признаки
Наиболее важные узлы механизма
Итак, первым делом рассмотрим неисправности, из-за которых не включается стартер ВАЗ 2112.
Если двигатель не заводится, это не значит, что проблема кроется именно в этом агрегате, поэтому для начала нужно убедиться, что проблема не в разряженном аккумуляторе:
- Если при попытке завести ваз 2111 с ключа коленвал проворачивается один раз или из устройства слышны частые щелчки, это говорит лишь о том, что аккумулятор разряжен. Причиной также может быть плохой контакт между клеммами и аккумулятором или отсоединение или плохой контакт с массой механизма.
- Если вы услышали только один щелчок при запуске двигателя от ключа, при этом двигатель соответственно не заводится, проблема, скорее всего, кроется в подгоревших силовых контактах. В частности, речь идет о втягивающем релейном механизме. Из-за подгорания эти контакты не смогут проводить через себя напряжение. Бывает и так, что двигатель заводится с ключа на ВАЗ 2112, стартер не крутит, но контакты целы, в таком случае причину следует искать в неработающем электродвигателе механизма или его приводе.
- Появление нехарактерного шума при работе узла может быть связано с износом вкладышей подшипниковых узлов. Кроме того, причина может крыться в износе шейки вала якоря.
- Необходимо проверить качество крепления устройства. Возможно, проблемы с производительностью связаны с ослаблением винтов. Следует помнить, что вибрации могут негативно сказаться на функциональности механизма.
- причиной также может быть повреждение зубьев привода (автор видео — канал Lexin).
Стартер ВАЗ 2112 — инструкции
Во время движения у машины есть бесполезное устройство — стартер. Это устройство требуется только для запуска двигателя. Если стартер качественный, а все системы автомобиля работают, завести машину с пол-оборота не составит проблемы. Стартер представляет собой мощный двигатель постоянного тока. Если долго держать ключ в положении «пуск» (около пяти минут), стартер сгорит.
Не крутит
Когда стартер щелкает, но не крутит ВАЗ 2112, также может быть несколько причин, которые изначально можно определить на слух по внешним признакам.
Итак, если из стартера слышны частые щелчки при повороте ключа зажигания в положение «старт», виновником тут опять же является разряженный аккумулятор, плохой контакт на клеммах или плохое заземление на стартере.
В том случае, если слышен только один, но отчетливый щелчок, в этой ситуации, скорее всего, подгорели силовые контакты реле втягивания стартера, не способные провести все необходимое напряжение. Следующей причиной, по которой не включается стартер ВАЗ 2112 при одиночном щелчке стартера, может быть неисправность самого стартера или его привода.
В ситуации, когда стартер щелкает, но не крутит ВАЗ 2112 с одного щелчка, необходимо снять стартер с автомобиля и провести полную диагностику неисправности. Капитальный ремонт стартера позволит узнать, почему не включается стартер ВАЗ 2112 и какие его элементы нуждаются в замене.
Итак, при поиске неисправности втягивающего реле стартера нужно проверить контакты и их состояние, что можно сделать косвенно, если реле свернуто и не подлежит разборке.
Для этого, не снимая стартер с автомобиля, можно проверить прибором, сколько вольт приходит на клемму питания реле (прямой «плюс» провод от аккумулятора) и сколько передается на второй болт, куда подключается вывод обмотки стартера.
В случае, когда «передается» такое же количество вольт, как и от аккумулятора, контакты работают и неисправность необходимо искать дальше, чтобы найти причину, по которой стартер не включает ВАЗ 2112. Если, например, Приходит 12,7 В, а передается только 4 -5 В, контакты подгорели и подлежат замене, а при неразборном магнитном реле его необходимо заменить.
Однако, прежде чем сделать окончательный вывод о неисправности втягивающего реле, необходимо проверить состояние стартера, что можно сделать при снятом с автомобиля стартере.
В приводе может быть сломана вилка, соединенная с сердечником реле, и это может стать причиной недостаточного контакта, так как сердечник невозможно полностью втянуть в обмотку реле и надежно соединить силовые контакты.
После осмотра привода и втягивающего реле необходимо провести капитальный ремонт электродвигателя, где могут быть следующие неисправности. Предельный износ щеток или токосъемных пластин у пускового якоря, короткое замыкание витков между обмотками или обрыв, а также может потребовать замены пружин щеток, которые уже не обеспечивают их гарантированного прижатия к ламелям якоря-токосъемника.
Капитальный ремонт будет неполным, если не проверить состояние шестерен и их зубьев в редукторе, состояние обгонной муфты свободного хода, а также состояние металлокерамических втулок, где вращается якорь стартера. Часто на наружном зубчатом венце коробки передач появляется трещина, что приводит к выходу из строя стартера и выступает ошибкой в работе. Набор шестерен имеется в продаже и замена не требует особых знаний и навыков.
Читайте также: Замена ремня ГРМ Лада Калина 8 клапанов своими руками: фото и видео
Замена
Основными признаками неисправности элемента являются следующие узлы:
Не работает стартер (см ремонт стартера ВАЗ — все делаем сами), после попытки завести силовой агрегат.
Стартер не отключается, когда двигатель уже работает. Он продолжает вращаться.
Стартер работает нормально, но двигатель не запускается. Причина в том, что коленвал не вращается.
Во время движения автомобиля слышен характерный шум и шорох.
Убеждаемся, что проблемным местом в системе авто является стартер:
Проверяем надежность проводов, которые идут от аккумулятора к стартеру. Возможно у них обрыв или контакты плохие.
Включаем сигнал и фары, если провода в порядке. Дело в том, что при слабом аккумуляторе с неполной зарядкой могут наблюдаться вышеперечисленные проблемы с запуском двигателя. Если фары тусклые и сигнал слабый, аккумулятор разряжен.
Снимаем провода с клемм замка зажигания, если аккумулятор в порядке, и соединяем их между собой (эти провода отмечены на схеме автомобиля цифрами «30» и «50»). Если стартер при коротком замыкании в проводах крутит нормально, проблема в замке зажигания.
Если замок работает, а стартер по-прежнему не работает, попробуйте подключить дополнительный провод к штекеру реле и одновременно к концу плюсового провода аккумулятора. Если стартер работает, значит в цепи от аккумулятора до реле есть неисправность, которую необходимо устранить.
Если это не поможет, снимите стартер и проверьте.
Ремонт
Порядок разборки стартера:
Подаем вывод обмотки статора с силового болта на тяговое реле – ключ «10»
Обеспечиваем крепления тягового реле к передней крышке стартера — ключ «на 8» и снимаем реле со стартера
Предоставляем гайки для рулевых тяг – ключ на «10»
Затем снимите со шпилек среднюю часть стартера (статор в сборе с якорем)
Снимите центральную шестерню с крышки якорного вала стартера — крестовая отвертка
Под крышкой находится щеткодержатель — снимите его
Вынимаем якорь из статора и затем вынимаем опору якоря
Теперь необходимо проверить обмотку якоря как визуально, так и с помощью прибора. Для этого визуально проверяем состояние обмоток якоря и внешний вид коллектора. С помощью омметра проверяем замыкание на корпус обмотки якоря.
При этом припайка концов обмоток к планкам должна быть надежной. Не допускается ослаблять лакокрасочную изоляцию и чернить обмотки. Если коллектор слегка подгорел, его можно почистить мелкоабразивной наждачной бумагой. Если на валу якоря есть покрытия подшипников, их можно удалить мелкой наждачной бумагой, а затем отполировать. Если щетки изношены до предела, в таких случаях заменяется весь щеткодержатель.
Продолжаем разбирать стартер:
Снимаем шестерни планетарного редуктора, учитывая целостность наружного зубчатого венца (зубчатого венца), на котором работают шестерни.
Довольно часто зубчатый венец подвержен трещинам, что приводит к сбоям в работе коробки передач
Снимает привод стартера (бендекс) с зубчатым венцом, вилкой и опорой. При необходимости привод демонтируется, когда необходимо поменять зубчатый венец. Для этого рожковым ключом на 13 и молотком постукивая, сбивают наружный хомут стопорного кольца на ведущем валу к ведущему колесу.
Предохранитель опускается в углубление в стволе. Поддеваем его кончиком отвертки и снимаем с вала. Затем снимаем обойму и привод с шестерней. Далее нужно открыть стопорное кольцо на приводном валу и снять его с вала. Это удобно делать с помощью круглых зубцов, которые работают с разжимом.
Затем снимают диск, опору приводного вала и сам зубчатый венец.
Первоначальный ремонт заключается в замене всех неисправных деталей.
Затем собираем стартер в обратном порядке. В этом случае для установки щеточного узла необходимо отогнуть пластины крепления пружин щеток и снять пружины. Это позволит опустить щетки в щеткодержатели и установить щеткодержатель на вал якоря. Затем пружины ставятся на место и пластины снова сгибаются.
При посадке якоря в статор помогаем придерживать якорь длинной отверткой, так как он будет сильно притягиваться к постоянным магнитам статора. После установки планетарных передач на место смазываем их смазкой ШРУС-4.
Снятие
ПРОЦЕДУРА УДАЛЕНИЯ
1. Отсоедините провод от клеммы «-» на аккумуляторной батарее.
2. Снимите защиту картера.
3. Сверху моторного отсека откручиваем верхнюю гайку крепления стартера.
4. Из днища автомобиля подсоедините провод от штекера к тяговому реле.
5. Отвинтите гайку и отсоедините провод от контактного болта на тяговом реле.
6. Отвинтите гайку на нижнем кронштейне стартера.
7. Снимите стартер.
Цена
На стартовый комплект на ВАЗ 2112 цена примерно равна 2000-3000 рублей, а ремонтировать его в случае поломки зачастую невыгодно.
Щетки стоят до 100 рублей за комплект, и их замена оправдана.
Как понять, что не работает реле стартера?
Чтобы определить, работает ли реле стартера, подайте питание с положительной клеммы аккумуляторной батареи напрямую на клемму управления реле. После этого должен раздаться щелчок, если он неправильный, то звуков не будет.
Как проверить работает ли стартер или нет?
Для проверки исправности самого стартера нужно подать питание напрямую на него, подключив провода питания к втягивающему реле (толстый провод от аккумулятора) и электродвигателю (отвод толстым проводом от втягивающего к стартеру) . Хороший стартер должен двигаться.
По какой причине стартер не работает от ключа зажигания?
Основные причины, почему машина не реагирует на ключ зажигания:
- выход из строя реле управления;
- поломка замка зажигания/контактной группы;
- обрыв или короткое замыкание проводов;
- проблемы с противоугонной системой (сигнализация, иммобилайзер);
- поломка втягивающего реле;
- выход из строя стартера.
Если стартер крутит напрямую, а не от ключа, можно устранить две последние проблемы.
Способы запуска двигателя
Если такая неприятность застала автомобилиста в пути, существует ряд проверенных способов и приемов, позволяющих запустить двигатель в экстремальных условиях. Для этого потребуется минимум инструментов и максимум самоотверженности и мастерства от водителя.
Среди них:
- прямое воздействие на контакты пускателя и втягивающее реле;
- механические манипуляции с рукоятью молотка;
- изменить положение силовых контактов стартера;
- воздействие на карданный вал автомобиля.
Первый вариант рассматривается, если вышел из строя замок зажигания или не подается питание на обмотку «втягивающего».
Суть в следующем: автомобиль ставится на нейтралку, «затягивается» ручник, включается зажигание и с помощью любого металлического предмета, будь то отвертка или крепеж, замыкаются два контакта питания. Их роль выполняют силовой контакт от аккумуляторной батареи и подводный контакт, идущий на клемму электромагнитного реле.
Что, если что-то случится с бендикс-дисками? На помощь придет проверенный запатентованный инструмент, не имеющий аналогов во всем мире – «молоток».
Если заклинило шток привода вилки или бендикса, достаточно несколько раз постучать по «втягивающейся» рукоятке молотка. Только не нужно проявлять агрессию и тратиться на «небрежную железяку» с чрезмерным усердием. Легкого прикосновения будет более чем достаточно.
«Пятаки» имеют свойство гореть, что препятствует прохождению тока на пусковые обмотки. В этом случае целесообразно изменить расположение контактов, повернув каждый из них на 90 0 . Для этого отсоединить подводные провода и, ослабив гайки крепления контактов, повернуть их на заданный угол. После этого контакты снова фиксируются, а провода укладываются на место.
Пожалуй, самым неординарным способом является воздействие на карданный вал автомобиля. Но он все равно имеет право на существование. Для реализации понадобится домкрат, башмак и матерчатый трос или строп.
Он состоит из следующего:
- под одно ведущее колесо ставится башмак;
- при помощи домкрата вывешивается второе колесо на ведущем валу;
- на рабочую поверхность колеса наматывается трос;
- рычаг переключения передач находится в положении 3 или 4 передачи;
- «ручник включен»;
- зажигание включится;
- трос раскручивает колесо, используя мышечную силу владельца;
- машина успешно заводится;
- рычаг устанавливается в нейтральное положение.
Межосевой дифференциал в этом случае не даст машине «слететь» с домкрата, если, конечно, не включить блокировку.
Не относитесь к этому методу скептически. Если такая поломка застигнет автомобилиста врасплох на глухом зимнике, такой, казалось бы, нелепый способ может спасти ему жизнь.
Диагностика и устранение представленной ошибки запуска состоит из практических навыков, основанных на знании принципов работы и эксплуатационных функций всех сопутствующих устройств и узлов автомобиля. Эффективное усвоение таких навыков позволяет повысить профессиональный уровень водителя и выйти победителем из самой сложной ситуации.
Как крутануть стартер напрямую
Если у вас неисправен стартер, завести машину невозможно, поэтому необходимо быстро отремонтировать этот узел или заменить его. В этом случае доставить его до ближайшей заправки зачастую довольно проблематично, поэтому лучше всего научиться делать ремонт самостоятельно. Владельцы ВАЗ-2110 научатся восстанавливать работоспособность самостоятельно, это удешевит обслуживание автомобиля.
Проверяем приборы
Когда было замечено, что ВАЗ-2112 не заводится, нужно включить зажигание и внимательно посмотреть на приборную панель. Он должен отображать сигнал тревоги в виде включенных лампочек:
• Низкое давление масла.
• Сигнал о нормальной зарядке аккумулятора.
• Сигнал «Проверь двигатель».
Если панель приборов при включении никак не реагирует и не загорается, следует искать причины, по которым не подается питание. Для этого проверьте крепление клемм аккумулятора. Также обратите внимание на предохранители. При исправной приборной панели ремонт ВАЗ-2112 должен проходить следующим образом. Переключите свое внимание на индикатор Check Engine».
Эта сигнальная лампа загорается, когда двигатель не работает, и информирует о том, что ЭБУ находится в хорошем состоянии и получает и получает питание. Если индикатор Check Engine не горит, следует приступить к проверке всех предохранителей ЭБУ. Они расположены справа от водителя, возле переднего пассажирского сиденья (под бардачком).
В этом месте находится ЭБУ (электронный блок управления), а с ними так называемая планка, где находятся три реле и предохранительный блок. Первое реле отвечает за ЭБУ. Блок №2 — запуск вентилятора. А реле под третьим номером работает вместе с бензонасосом.
При повороте ключа в зажигании должны щелкнуть узлы под номерами один и три — это подача электроэнергии на топливный насос и блок управления. Не следует продолжать ремонт ВАЗ-2112 до тех пор, пока лампочка Check Engine не будет исправной.
Если у вас закончились идеи по ремонту, попробуйте подключиться к работающему компьютеру и проверить. Это определит, есть проблема или нет. Если сигнальная лампа «Проверить двигатель» по-прежнему не работает, скорее всего, компьютер неисправен.
Без него машина не заведется. Говоря о цене ЭБУ, стоит отметить, что это недешевая вещь. Стоит около 100 долларов. Некоторые запчасти на ВАЗ-2112 достаточно дорогие. Блок управления является одним из них. По сравнению с тем, что цена самого автомобиля ВАЗ-2112 составляет от 150 тысяч рублей, вряд ли кто-то будет покупать запасной агрегат.
Что лучше – ремонтировать или менять стартер «двенадцатки»?
Замена описанного нами механизма модели 57.3708 обычно необходима через несколько лет эксплуатации. В большинстве случаев автомобилисты предпочитают не ремонтировать устройство, когда оно перестало работать (не крутится) или работает ненормально (наблюдаются проблемы с запуском), а установить новый механизм.
Иногда, однако, нет необходимости заменять стартер. Часто оно не крутится по банальной причине – из-за того, что болты крепления реле окислились или ослабли. Такие явления вызваны попаданием дорожной грязи и капель влаги в зону установки «пускового механизма». Как вы понимаете, решить эту проблему можно очень просто — зачисткой контактов (реже их приходится полностью заменять).
Если износились щетки и треснул бендэкс, дешевле и доступнее заменить эти элементы. Но если стартер не крутит из-за поломки реле или пробоя обмоток, то замена всего узла представляется более грамотным шагом. Если принято решение о замене какой-либо из деталей, механизм следует разобрать, это несложно.