- Функции и устройство электронного блока управления Лады Калины
- Точки «масса» в моторном отсеке автомобиля
- Принцип работы
- Точки «масса» в салоне автомобиля
- Вступление
- Расположение
- Подведем итоги
- Первичная локализация проблемы
- Техническая неточность
- Схема
- Что делать, если блок сгорел
- Почему ЭБУ на Ладе Калине не работает – основные причины
- Признаки неисправности ЭБУ
- Как снять ЭБУ на Ладе Калине – пошаговая инструкция
- ЭБУ на Калине залило тосолом – что делать?
- Перенос ЭБУ на Калине видео:
- Как обслуживать точки крепления «масс»
- Производители блоков управления
- Как поставить б/у мозги. Иммобилизатор.
- Как заменить и перенести контроллер (ЭБУ) на ВАЗ 1117-ВАЗ 1119?
- Прошиваем ЭБУ Ителма М74 (Лада Гранта) своими руками
- Проверка работоспособности контроллера
- Зачем нужна прошивка ЭБУ Лада Калина
- ВАЗ 2109 Снятие и установка поддона картера
- Демонтаж ЭБУ и установка в безопасное место
- Масса между двигателем и кузовом
- Проблемы с массовыми проводами
- Двигатель
Функции и устройство электронного блока управления Лады Калины
Современный автомобиль – это высокотехнологичное устройство. Достаточно заглянуть под капот и под панель: везде установлены датчики, провода, блоки управления и прочая электроника. Чем дороже и презентабельнее автомобиль, тем больше он напичкан всевозможным оборудованием. Как правило, чем больше электроники, тем больше проблем с этим возникает.
В любом автомобиле, и Лада Калина не исключение, электроникой управляет небольшая коробочка — электронный блок управления, или просто ЭБУ.
Точки «масса» в моторном отсеке автомобиля
В подкапотном пространстве «массы» расположены на моторном щите, на термостате и двигателе:
GND8 — земля на моторном щите со стороны моторного отсека
- 1 — зубчатый диск коленчатого вала
- 2 — шестерня насоса хладагента
- 3 — натяжной ролик
- 4 — задняя защитная крышка
- 5 — зубчатый диск распределительного вала
- 6 — ремень ГРМ
- А — отлив на задней защитной крышке
- B — метка на диске распределительного вала
- C — метка на крышке масляного насоса
- D – метка на шкиве коленчатого вала.
Еще одной особенностью двигателя является расположение водяной помпы (помпы), которая приводится во вращение тем же ремнем ГРМ. То есть при утечках охлаждающей жидкости или характерном шуме/свисте/гуле в районе привода ГРМ проверка ремня обязательна. Если раскрошится подшипник помпы и слетит ремень, помимо замены корпуса водяного насоса и ремня, потребуется еще и перебрать ГБЦ и вынуть оттуда погнутые клапана.
В качестве оригинального ремня Автоваз использует очень надежный ремень Gates. Зачастую ресурс ремня Гейтс намного превышает ресурс помпы и натяжного ролика 8-клапанного двигателя Лада Калина.
Принцип работы
Принцип работы электронного блока управления двигателем построен на стандартной микроконтроллерной архитектуре. Информация о параметрах двигателя от различных датчиков поступает в ЭБУ, после чего обрабатывается (усиливается, оцифровывается, кодируется).
Процессор создает основную обработку данных по определенной методике, которая подает сигналы на точные устройства по выходной шине. Эти сигналы адаптируются (преобразовываются из цифрового в аналоговый, усиливаются) и подаются на контакты электронного блока управления.
Среди задач, решаемых электронным блоком управления двигателем, — диагностика работы основных узлов. Современные ЭБУ смогут обнаружить ряд неточностей:
- отсутствие напряжения питания электронных компонентов двигателя или снижение мощности;
- обрыв электрических цепей или короткое замыкание;
- неправильные сигналы на выходе датчиков;
- отказ впрыска и зажигания;
- несоответствие между углами зажигания;
- и многие другие.
Неточности сохраняются в энергонезависимой памяти до момента их удаления с помощью диагностических приборов (запрещается удалять имеющиеся неточности без устранения обстоятельств неточности).
В автомобилях более ранних годов выпуска могли быть неточности удалить путем временного (ок. 15 минут) отключения аккумуляторной батареи от бортовой сети автомобиля.
ЭБУ совместно с иммобилайзером блокирует работу двигателя при несанкционированном доступе. Любой электронный блок управления двигателем выполняет эту функцию в соответствии с установленной производителем методикой.
- сигнал зажигания на катушку;
- импульсы впрыска топлива;
- разрешение на запуск стартера и т.д.
В некоторых автомобилях двигатель может запускаться на несколько секунд и останавливаться.
Для многих блоков управления это безиммобилайзерная прошивка ЭБУ (immooff). Можно освежить память блока управления и забыть о проблемах с иммобилайзером, но в таких условиях автомобиль становится более уязвимым для угона.
Точки «масса» в салоне автомобиля
- GND7 — земля компьютера
- GND8 — земля на моторный щит
- GND6 — масса над блоком предохранителей
- GND5 — масса тоннеля
Сзади машины «массы» расположены возле фар:
Вступление
Все инжекторные автомобили, в том числе Лада Калина, имеют множество различных датчиков, управляемых одним блоком (ЭБУ). Этот блок является достаточно надежной деталью и редко выходит из строя, но бывают случаи, когда компьютер все же может сгореть.
В данной статье речь пойдет об электронном блоке управления двигателем автомобиля Лада Калина, а именно о его назначении, устройстве, расположении, замене, цене и многом другом.
Расположение
ЭБУ на Лада Калина находится под центральной консолью автомобиля. Его можно увидеть, сняв боковую крышку пространства для ног переднего пассажира. Присоедините блок к болтовому соединению и закрепите его на месте. Разъемы блока также надежно вставлены на место и закреплены специальным замком, предотвращающим самопроизвольное отсоединение разъема от компьютера.
Назвать такое расположение блока управления двигателем удачным достаточно сложно, так как он находится ровно под радиатором печки и при протечках радиатора отопления охлаждающая жидкость попадает на блок двигателя, что вызывает в нем необратимые последствия и, конечно же, пробой или короткое замыкание.
В некоторых случаях на ЭБУ течет охлаждающая жидкость, ее можно отремонтировать, но чаще всего требуется замена блока.
Подведем итоги
При появлении симптомов владельцу LADA Kalina следует как можно быстрее обратиться в сервис, ведь стоимость ремонта можно значительно снизить. Самостоятельное выполнение указанных нами процедур желательно при наличии у владельца LADA Kalina достаточного опыта общения с электронными блоками автомобиля.
Для этого вам нужно как минимум знать, где находится ЭБУ, а также как его снять. Однако 100% положительного исхода мероприятия ожидать не стоит. В случае неисправности рекомендуем обратиться к мастерам сервиса.
Практически всем владельцам Лады Калины, особенно тем, кто давно владеет этим автомобилем, знакома такая проблема, как заливание электронного блока управления двигателем (ЭБУ) антифризом или другой охлаждающей жидкостью.
Эта проблема возникает из-за того, что «мозги» находятся возле радиатора печки, и при протечке радиатора контроллер заполняется охлаждающей жидкостью, соответственно выходит из строя. Если вы не слышали о такой беде, это не значит, что с вашей Калиной такого не случится. Так что лучше переместить блок управления в безопасное место.
Прочитав кучу разных тем на форумах и в блогах об этом происшествии, решил сделать то же самое со своей машиной. Среди этих методов были следующие:
- Переместите его под изоляцию и прикрепите там, прямо над ковриком переднего пассажира
- Крепление к воздуховоду над полкой перчаточного ящика
- Обернуть блок полиэтиленовым пакетом или плотно промазать герметиком (Ни в коем случае этого делать нельзя, так как внутри корпуса будет собираться конденсат влаги, который быстро вызовет возгорание)
Первичная локализация проблемы
При возникновении неисправности в радиаторе капание антифриза прямо на крышку ЭБУ Лада Калина становится причиной длительного ремонта. С момента начала течи до первых признаков выхода из строя может пройти много времени. В зависимости от интенсивности утечки Lada Kalina будет реагировать по-разному.
В большинстве случаев водитель видит на индикаторе постоянную, что говорит о неисправности двигателя. Через несколько недель из-за отказа мозга Калины машина остановится. Если антифриз сливается быстро, из-под приборной панели автомобиля может пойти дым. Какой бы ни была причина, автовладелец должен реагировать быстро.
Если компьютер залит, необходимо немедленно провести его визуальный осмотр. Он расположен в нижней части приборной панели. Если вы не можете найти его с первого раза, вы можете использовать область между полом и радиатором в качестве ориентира.
Оптимально подобраться к компьютеру можно со стороны места, где находятся ноги пассажира. Перед этим необходимо снять накладку из пластика, закрепленную одним саморезом.
После того, как он откручен, его необходимо снять по ходу движения автомобиля. Если все сделано правильно, он отключится полностью. Для проведения дальнейших работ сам агрегат необходимо демонтировать. Процедура здесь следующая:
- обязательно снимите клемму с аккумулятора;
- аккуратно откручиваем 2 винта (один из них находится сбоку двигателя Калины 2);
- медленно потяните блок в сторону пассажирской двери;
- если это не помогло, необходимо временно снять ковер с автомобиля;
- снятие проводов осуществляется легким оттягиванием замков муфты в сторону.
Техническая неточность
Из-за того, что в конструкции автомобиля была допущена довольно грубая ошибка, водители сталкиваются с проблемой выхода из строя блока управления. Замена ЭБУ может потребоваться после того, как обогреватель салона проработал очень долгое время. Почему?
Блок управления на Ладе Калине находится точно под печкой, поэтому страдает очень часто. Жидкость из печки часто заливает все под ней, в том числе и компьютер. С этой проблемой сталкиваются все владельцы Калины, и каждый решает ее по-своему.
Есть 3 варианта решения проблемы:
- отправить машину в автосервис для замены ЭБУ;
- сделать перенос компьютера самостоятельно;
- изолируйте место установки блока управления и не перемещайте его.
Сложность первого варианта заключается в том, что даже в автосервисе очень редко бывают в наличии блоки для Калины. Если машина нужна в рабочем состоянии в кратчайшие сроки, этот вариант вообще не подходит, так как замена происходит в течение нескольких недель.
Второй вариант рискован, но часто является лучшим решением данной проблемы. Перенос ЭБУ в другое место займет некоторое время, но в течение нескольких часов работа делается сама собой.
Схема
Сама принципиальная схема блока управления двигателем является секретом производства, и найти ее для отечественных автомобилей также сложно.
Исходя из этого, ремонтом компьютеров занимаются только опытные электронщики высокого уровня. В большинстве случаев выходят из строя транзисторы управления зажиганием и впрыском, стабилизаторы опорного напряжения в блоках управления, сбои прошивки.
Специалисты по чип-тюнингу намеренно время от времени меняют прошивку, чтобы улучшить приемистость двигателя или снизить расход топлива.
Для ремонта электронных компонентов двигателя необходима электрическая схема подключения ЭБУ. Такая организация существует в отделах ремонта и эксплуатации машин, программно-технических комплексов типа АВТОДАТА и ДОПУСК.
Например, рассмотрим организацию схемы управления двигателем автомобиля Volkswagen Golf 3 2001 года выпуска, двигатель AEE, блок управления Magneti Marelli 1 AV.
Не вникая в схему, можно заметить, что в качестве датчиков ЭБУ использует сигналы от датчиков распредвала, массового расхода воздуха, температуры охлаждающей жидкости, газа, кислорода.
Сигнал, поступающий от датчика положения распределительного вала, имеет вид:
Как и аккуратные механизмы, ЭБУ управляет сигналами впрыска форсунок, газового привода, зажигания на выключатель катушки:
ЭБУ подключен к иммобилайзеру, приборной панели.
До для проверки электрических соединений узлов схемы с электронным блоком управления двигателем необходимо знать расположение контактных штырей (распиновку), которые также приведены в справочниках:
Что делать, если блок сгорел
Бывает, что поломка у Калины выявляется очень поздно, когда двигатель практически не работает. В этом случае вы можете достать компьютер и оценить его состояние.
Ключ может быть сломан, или плата просто уже сгорела. В первом случае плату можно вернуть к жизни заменой ключа, во втором — только заменой.
Если повезет, антифриз не сжег плату полностью, а просто не дал нормально работать контактам. При этом доску необходимо просушить и просушить.
При замене ЭБУ на аналогичную б/у деталь потребуется прошивка, так как в памяти остается «старый» автомобиль.
Для новой части прошивка не требуется. Специалисты могут восстановить такие детали за плату в пределах 1000-2000 рублей.
Из-за конструктивных недостатков многие водители Лада Калина сталкиваются с проблемой течи радиатора, из-за чего сгорает ЭБУ. Предотвратить это можно только одним способом – изменив расположение детали. Если этого не сделать, рано или поздно после использования духовки блок управления сгорит, и тогда его придется полностью заменить
Почему ЭБУ на Ладе Калине не работает – основные причины
Одной из самых частых проблем, с которой сталкиваются владельцы Лада Калина, является выход из строя ЭБУ. Давайте рассмотрим основные причины ошибок контроллера:
- Ошибка из-за короткого замыкания в бортовой сети. Здесь можно обойтись малой кровью и впаять основные резисторы, иначе это приведет к полному сгоранию элемента.
- Жидкость попадает на панель устройства, что приведет к полному выходу из строя. Обычно ЭБУ заливается антифризом.
- Незаконные действия третьих лиц, которые приведут к поломке компьютера.
- Другие причины, не упомянутые ранее.
Все эти причины послужат поводом для диагностики и разборки блока управления автомобиля.
Признаки неисправности ЭБУ
Если устройство работает некорректно или вообще отсутствует связь, заметить это можно по следующим признакам:
- В случае явных неисправностей панель приборов не загорается, либо периодически с разной частотой мигает значок Check Engine. Сначала нужно убедиться, что лампочка работает и на нее подается питание, только после этого можно диагностировать модуль ЭБУ.
- При подключении к разъему диагностического сканера последний выдает неверные данные, что вызывает большие сомнения. Проще говоря, данные совсем другие, чем должны быть. Если контроллер выйдет из строя, сканер может вообще не подключиться.
- Отказ двигателя, спотыкается, машина не заводится или заводится с трудом. В то же время объективных причин подобных явлений нет.
- Пропуски зажигания при исправном состоянии системы зажигания.
- Вентилятор перед радиатором включается самопроизвольно.
- Ни с того ни с сего уходят предохранители и разные. Обычно предохранители перегорают из-за скачка напряжения в бортовой сети или короткого замыкания в цепи, но если диагностика не выявит таких проблем, проблема в ЭБУ.
- Импульсы с датчиков не приходят или приходят но неравномерно.
- Неправильное использование педали газа. Особенно это касается электронной педали: когда водитель нажимает на нее, она либо не реагирует, либо делает это с опозданием.
- Повреждение корпуса устройства или контактов, например следы ожогов на клеммных колодках.
Отсутствие сигналов управления системой зажигания, РХХ, топливным насосом и другими устройствами, управляемыми электронным блоком управления, может свидетельствовать о неисправности в контроллере.
Как снять ЭБУ на Ладе Калине – пошаговая инструкция
Чтобы снять блок ЭБУ на Лада Калина, необходимо выполнить следующую процедуру:
- Для начала нужно открутить 2 винта, расположение первого показано стрелкой. Другой находится на том же уровне со стороны двигателя. Перед этим не забудьте снять клемму с аккумулятора. После того, как вы открутите винты, вам нужно тянуть блок в сторону пассажирской двери? и он должен идти оттуда по направляющим. Иногда бывает, что провода упираются в ковер. Затем их необходимо исправить.
- Чтобы снять звено и отсоединить блок от проводов, сначала: потяните замок звена в сторону. Замок представляет собой обруч. Я думаю, что вы можете легко найти его на разъеме.
ЭБУ на Калине залило тосолом – что делать?
После того, как блок, заполненный антифризом, будет снят, следует провести первый осмотр. Для этих целей необходимо открутить крестовой отверткой 4 винта. Затем следует медленно снять панель управления для визуального осмотра. Самая частая неисправность – перегорание ключа управления выводом катушки зажигания. В этом случае ремонт ничем не поможет
В результате такой неисправности Лада Калина начинает работать только на 2 цилиндрах, а иногда и вовсе отказывается заводиться. С подобной проблемой можно справиться в стационарной мастерской. Там поврежденный элемент необходимо снять, промыть и просушить. На втором месте по частоте выгорание платы. Обнаружить такой дефект несложно: характерное почернение платы не оставит сомнений.
Можно ли в этом случае отремонтировать ЭБУ? Ответ на этот вопрос могут дать только в сервисном центре, но опыт показывает, что ремонт здесь не поможет. Требуется полная замена. Бывает, что иногда цепи мозга слегка повреждены. Если это произойдет, автовладелец может легко отделаться. Чтобы вернуть автомобилю работоспособность, нужен небольшой ремонт:
- протрите блок сухой тряпкой;
- несколько раз промыть WD-40 и продуть компрессором;
- несколько раз промыть в спирте и снова продуть компрессором;
- хорошо просушить, иначе Лада Калина не тронется с места;
- сушка занимает не менее 1-2 часов.
Перенос ЭБУ на Калине видео:
Как обслуживать точки крепления «масс»
Плохая «масса» приводит к масштабным ошибкам или «глюкам» в электрооборудовании автомобиля. Чтобы это исключить, следует регулярно обслуживать места крепления «массы»:
- Отверните гайку, зачистите контактную поверхность штифта мелкой наждачной бумагой;
- Проверьте состояние проволочных крюков на предмет надежной обжимки, отсутствия обрывов и окисления. Зачистите наждачной бумагой или замените на новые;
- Удалите грязь тряпкой. Наденьте провода на шпильку, сверху установите шайбу, а затем более грубую шайбу. После этого хорошо затяните гайку (лучше использовать новый крепеж с оцинкованным покрытием);
- Смазать «Литолом» или сбрызнуть силиконовой смазкой.
Напоминаем, что ранее мы публиковали справочную информацию по ТО Lada Granta/Kalina (артикул и объем заправки).
Конструкция Лада Калина предполагает установку в автомобиле однопроводной проводки. Это значит, что роль второго провода играет стальной корпус — так называемая «масса». И поэтому у владельцев модели иногда возникает вопрос – а где же масса Лады Калины?
Производители блоков управления
На моделях Калина и Приора ЭБУ можно найти двух производителей:
- ИММО 7.2 январь версия М74 — 11183-1411020;
- Бош М7.9.7+ — 21126-1411020.
Средняя стоимость блока управления ИММО 7.2 Январь составляет 5 600 рублей, а модификации Бош М 7.9.7 — 6 200 рублей.
Блок Январь 7.2 в основном устанавливается на 8-клапанные двигатели объемом 1,6 л Евро-3 и Евро-4. ЭБУ Bosch управляет работой 16-клапанных двигателей объемом 1,6 литра, с двумя кислородными датчиками стандарта Евро-3. Эти опции взаимозаменяемы.
Как поставить б/у мозги. Иммобилизатор.
Опишу как столкнулся с проблемой при установке б/у устройства. После обнаружения еще одного полностью залитого и сильно обгоревшего пациента было принято решение найти блок, который уже был на машине, так как купить новый владелец не мог себе позволить. По счастливой случайности в объявлении нашел ЭБУ от битой машины по смешной цене, всего 1000 руб.
Казалось, все просто: снял, поставил на другую машину и счастливо уехал. Но этого не было. После установки б/у блока двигатель не заводится, даже стартер не крутит. При этом машина мигает значком ключа на панели. После 5 минут размышлений стало ясно, что старый иммобилайзер не распознает новые мозги.
Как работает штатная противоугонная система (иммобилайзер)
Получается, что штатная противоугонная система устроена таким образом, что образует систему Ключи-Иммобилайзер-ЭБУ. При замене хотя бы одного из этих элементов сразу срабатывает запрет на запуск двигателя. В ЭБУ информация об этой системе хранится в памяти EEPROM.
Поэтому для установки б/у блока надо либо очистить эту память и переобучить иммобилайзер, либо считать данные со старого блока и перенести на устанавливаемый. Мы выбрали второй вариант, и за 1000 рублей опытный мастер сделал эту процедуру (прошивку) за 20 минут. В магазине блоки идут с чистой EEPROM. Поэтому их не нужно перепрошивать после покупки.
Надеюсь, доступно объяснил, как установить б/у блок управления двигателем. В интернете много информации о том, как обучить иммобилайзер, но если кто не найдет, можете открыть тему на форуме, напишу туда. Оставался один пункт — как не допустить затопления Калины мозгов. Об этом я расскажу в своей новой статье. Если что-то осталось непонятным, всегда можно спросить в комментариях, жду их с нетерпением!
Как заменить и перенести контроллер (ЭБУ) на ВАЗ 1117-ВАЗ 1119?
Примечание! Когда компьютер снят, осмотрите его, на нем не должно быть трещин, если это необходимо, то разберите его, сняв с него крышку (там винты должны быть выкручены сбоку) и когда крышка будет снята и у вас будет сама плата перед глазами, то первое что надо осмотреть это она и на ней не должно быть влаги и она должна быть в нормальном состоянии и с нее тоже ничего не должно быть оторвано!
Снятие:
1) Отключите в начале всю сеть на плате, иначе если вода попадет на контроллер или на колодку проводки при ее отключении, то сразу выведет из строя, или провода сгорят, но и без воды, им можно замкнуть провода, потом еще обезопасить себя, скинув для этого минусовой полюс с аккумулятора (о том как это сделать читайте «в этой статье» в п.1), потом со стороны пассажирского сидения, и на точнее в месте где сидят пассажиры ноги залазят и сбоку будет обшивка напольного тоннеля, она крепится на винте, ее откручиваешь и потом снимаешь обшивку как показано на маленьком рисунок например на левой накладке.
2) Как только правый вкладыш снят, ищем контроллер в самом низу, он крепится к отопителю винтом (этот винт указан стрелкой на картинке 1), этот винт выкручиваете и затем снимаете контроллер по направляющим после снятия отсоедините от него колодку проводов, для этого вытащите замок, который крепит колодку к блоку управления (см фото 2) и тогда колодку можно будет отсоединить от контроллера и тем самым быть полностью удалены от вас.
Установка: Новый контроллер устанавливается в порядке, обратном снятию, но есть некоторые нюансы при установке, во-первых, иммобилайзер (Это касается только нового контроллера, так что если его не менять, то ничего делать не нужно) если он у вас не отключен, то нужно заново тренироваться (О том, как это сделать, читайте в статье: «Обучение иммобилайзера на ВАЗ»), а во-вторых, установить контроллер, если собираетесь туда же (Что мы вам не рекомендуем), то убедитесь, что кронштейны регулятора входят (кронштейны обозначены красными стрелками, на картинке, кстати, отопитель снят с автомобиля для наглядности) точно в направляющие корпуса отопителя.
Дополнительные видеоролики: Обязательно посмотрите видео ниже, в нем объясняется, почему вам нужно переместить контроллер с его обычного места, а также показано, где его можно починить и с чем это все делается.
Прошиваем ЭБУ Ителма М74 (Лада Гранта) своими руками
Чтобы самостоятельно прошить ЭБУ Itelma M74, который, как мы уже знаем, устанавливается на Лада Гранта, необходимо выполнить следующую процедуру:
- Отсоедините аккумуляторную массу.
- Снимите ЭБУ. Соединения отключаются следующим образом :
- Делаем вот такого «паука» (рекомендую подписать провода)
- Соединяем контакты: Контакт 1 (большой) J1 — напряжение отключения (К15) (12В) — второй переключатель В2 — разрешение программирования (12В) — первый переключатель А4 — разрешение программирования (12В) — первый переключатель Контакт 2 (маленький) G2; Г3; G4 — Земля (можно подключить к любой) H1; H2 — некоммутируемое напряжение (K30) F2 — некоммутируемое напряжение (K15) (12В) — второй переключатель D2 — K-Line
- вот схема ЭЛ (многие пишут что прошивают, но схемы нигде нет)
6. Не рекомендуется подавать напряжение на все провода одновременно! Нужно пройти через двойной переключатель.
7. 4-А дальше вся схема собрана и провод ККЛ ВАГ-КОМ вставлен в ЮСБ ПК Вот последовательность подачи напряжения
- Подаем напряжение (+12 В) на H1; H2 (кидаем кракадилы на батарею)
- Включите первый переключатель (программирование включено) B2 A4
- Запускаем программу WinFlashECU (-выбираем M74, -выбираем номер порта, на котором висит KKL VAG-COM -скорость лучше ставить минимальную)
- Затем включите другой переключатель (который находится в положении «отключение напряжения») F2 J1
- должна отображаться связь с ЭБУ (это показатель того, что схема собрана правильно)
- Затем сохраняем копии «флеш и иммо» у себя на компе, нажимаем
- Читает EEPROM и читает ЭБУ на всякий случай (заодно проверяем как все работает)
- копирование кода завершено
- жмем Programming the ECU, ищем нужную прошивку на компе и загружаем
Проверка работоспособности контроллера
После замены контроллера или сброса контроллера с помощью диагностического прибора выполните процедуры адаптации нулевой дроссельной заслонки и адаптации функции диагностики пропусков зажигания.
Порядок регулировки нулевой дроссельной заслонки Приора, Калина: на стоящем автомобиле включить зажигание, подождать 30 секунд, выключить зажигание, дождаться выключения главного реле.
Адаптация будет отменена, если:
- обороты двигателя;
- машина движется;
- педаль газа нажата;
- температура двигателя ниже 5 °С или выше 100 °С;
- температура окружающей среды ниже 5 °C.
Порядок настройки функции диагностики пропусков зажигания Приора, Калина:
- прогреть двигатель до рабочей температуры (контролируемый параметр TMOT_W = 60…90 °С);
- разогнать автомобиль на 2 передаче до достижения повышенной частоты вращения коленчатого вала (NMOT-W = 4000 мин-1) и включить моторный тормоз (NMOT-W = 1000 мин-1);
- выполнить торможение двигателем шесть раз за один оборот.
Блок управления рекомендуется заменить на новую модель с не активированной функцией иммобилайзера. Таким образом, ЭБУ не будет препятствовать запуску двигателя. Для активации противоугонной системы необходимо обучить иммобилайзер новым ключам.
Читайте также: Как самому проверить уровень и заменить масло в КПП Лада Гранта: фото и видео
Зачем нужна прошивка ЭБУ Лада Калина
Прошивка – это специальное программное обеспечение, которое создается специалистами различных компаний для улучшения работы двигателя. Как правило, прошивка постоянно обновляется, каждый год выпускаются новые, более современные и совершенные модификации. Недавно вышла прошивка версии 3.0 для автомобилей Lada Kalina. Улучшает динамические характеристики автомобиля, снижает потери мощности при работе кондиционера.
После удачной прошивки сразу заметны изменения в работе двигателя: двигатель лучше восстанавливается с низких оборотов, двигатель работает ровно и тихо, повышается чувствительность педали акселератора. Переключение скоростей быстрее (разгон осуществляется переключением передач через а), в городском потоке меньше надо переключать передачи, плавная работа 5 скоростей на низких оборотах.
Прошивка обеспечивает:
- улучшенный запуск двигателя зимой;
- устранение ошибок;
- сниженный расход топлива;
- повысить комфорт при вождении;
- мягкость силового агрегата;
- увеличение силовых показателей;
- улучшение разгона;
- увеличение максимальной скорости;
- снятие стандарта Евро 3 и 4.
Работа двигателя должна улучшаться в заводских условиях, но, к сожалению, владельцам отечественных автомобилей зачастую приходится заботиться о комфорте вождения самостоятельно.
ВАЗ 2109 Снятие и установка поддона картера
Масляный поддон герметизируется обычным герметиком, например Loctite. Предупреждение
Не используйте слишком много герметика, будьте особенно осторожны возле отверстий под болты. Детали должны быть собраны в течение 5 минут после нанесения герметика. По истечении этого времени герметик необходимо удалить и нанести заново. Вывод
ПОДХОД |
1. Отсоедините кабель заземления от аккумулятора. |
Предупреждение |
При этом стирается электронная память, например, память неисправностей двигателя или код магнитолы. Прочтите инструкции в подразделе 7.2 перед отсоединением аккумулятора.
2. Поднимите автомобиль.
3. Снимите защиту ходовой части двигателя.
4. Слейте моторное масло.
5. Снимите центральную балку.
6. Снимите приемную трубу с глушителя.
7. Откручиваем болты крепления картера поддона.
8. Вбить клин в уплотнение между блоком цилиндров и поддоном (стрелками указано расположение уплотнений). Мастерские используют для этого инструмент КВ-10111100, который загоняется между блоком цилиндров и масляным поддоном.
9. Если нет инвентаря, можно использовать старый нож
Аккуратно забейте нож между блоком и поддоном с помощью молотка
Предупреждение
Никогда не поддевайте поддон отверткой или зубилом, не срезав предварительно уплотнение. При снятии следите за тем, чтобы уплотнительная поверхность масляного поддона не была повреждена.
10. Снимите масляный поддон.
11. После снятия поддона рекомендуется снять сетчатый фильтр и очистить фильтр холодным моющим средством.
12. Проверьте сетку на наличие повреждений, таких как разрывы, при необходимости замените.
Советы по эксплуатации
Чтобы не возникало ситуаций, связанных с выходом из строя электронного блока управления двигателем, пройдите:
- никогда не снимайте клеммы аккумулятора при работающем двигателе;
- не снимать клеммы аккумулятора при включенном зажигании, так как это может привести к разрушению прошивки ЭБУ и связи с ключами, не выключать блок, исполнительные устройства и датчики при включенном зажигании;
- позаботьтесь о целостности проводов, пломб, которые обслуживают блок управления двигателем, в процессе эксплуатации автомобиля они могут разрушиться из-за процесса электролиза, вызвать неисправность блока;
- в случае, если у компьютера в результате аварии или другого механического воздействия треснул корпус, его следует как можно быстрее залить герметизирующим клеем;
- не допускать нарушения естественного режима охлаждения устройства;
- проверяйте состояние датчиков только при отсоединенных разъемах от ЭБУ:
- не вносите никаких изменений в схему управления двигателем и используйте другие узлы и датчики строго по каталогам оборудования для конкретной модели автомобиля.
Демонтаж ЭБУ и установка в безопасное место
Вся работа занимает не более часа. Вооружившись отверткой и ключом на 10 приступаем к разборке:
- Снимите пластиковую накладку со стороны переднего пассажира.
- Доступ к контроллеру открывается сразу, но убрать его не так-то просто. Сначала открутите винт отверткой и попробуйте потянуть ЭБУ на себя. Если нет, снимите крышку со стороны водителя и нажмите с этой стороны.
- После того, как вы сняли компьютер, вам нужно открутить скобу, к которой он крепится.
- Теперь вы можете установить в новое место. В качестве примера было выбрано место под полкой бардачка.
- Сделайте три отверстия в полке под 5 болтов в местах как на компьютере. Затем прикрутите контроллер к полке.
При установке будьте осторожны, чтобы не повредить провода. Таким простым способом можно избежать возможного заливания электронного блока управления и проблем, связанных с этой проблемой.
Контроллер, или в простонародье «мозги», на Калине — одна из важнейших составляющих автомобиля, не зря он получил такое прозвище. Без него невозможно представить нормальное функционирование всех систем автомобиля. Кроме того, ЭБУ значительно облегчает контроль за работой двигателя и бортовой сети, помогая вовремя обнаруживать неисправности и устранять их.
Масса между двигателем и кузовом
Линия «31», называемая в народе «массой», «минусом» или «минусовой цепью», очень важна для автомобиля. И не только для электрооборудования, но и для многих других систем, в том числе для двигателя или АКПП.
Практически все автомобили имеют встроенную однопроводную сетевую систему, и роль «минуса» в этой схеме играют металлические детали кузова. Это значительно сокращает количество проводов и снижает стоимость автомобиля.
Получается, что все участники этой цепочки имеют свое подключение к кузову — панель приборов, фары, ЭБУ, двигатель и так далее
Несмотря на визуальную целостность этих соединений, со временем из-за окисления и коррозии контакт медленно и незаметно портится, что приводит к падению напряжения при включении мощных потребителей или неисправности в системе.
Массовые подключения разделю на основные и местные. Предположим, что связь масс с фарой местная, и при нарушении этой связи пострадает только фара. Но если контакт массы от аккумулятора к кузову будет нарушен, пострадает вся сеть на борту, а из-за этого могут возникнуть проблемы в работе двигателя и других важных узлов и агрегатов.
Проблемы с массовыми проводами
Как проявляются проблемы с заземлением?
Двигатель
Если провод на массу от ECM окислился или ослаб, это проявляется в самопроизвольном изменении режимов работы или резкой остановке машины. Плохой контакт торпеды приводит к хаотичной работе двигателя на холостом ходу.
При обрыве разъема ухудшается заряд аккумулятора, падает стартовая скорость при запуске, возникают проблемы в ЭБУ, потому что туда идет второй провод массы от аккумулятора. Чтобы исправить обрыв, сначала проверьте натяжение гаек, крепящих толстый провод к двигателю.
Для этого ослабляется наружная гайка, проверяется и при необходимости подтягивается внутренняя гайка. Затем закрутите наружную гайку обратно. Тонкая проволока является основным проводником отрицательного заряда. В случае неисправности проверьте состояние и затяжку гайки на корпусе, а также болта на клемме аккумулятора.
Если вы обнаружите место плохого контакта, полностью разберите устройство, проверьте наличие пригоревших и окисленных участков, очистите и выровняйте все поверхности перед повторной сборкой. Обожмите и припаяйте все клеммы.
Проблемы могут возникнуть из-за отсутствия коронной шайбы под штоком и ослабленной гайки, соединяющей штифт и провод на заводе. Со временем из-за возникающего люфта между штырем и проводом в каналах нескольких датчиков появляются скачки напряжения. Результатом является неконтролируемое увеличение оборотов двигателя при включении вентилятора.