- Расшифровка индекса в названии двигателя АвтоВАЗ
- Варианты двигателей для Весты
- ДВС ВАЗ-21129, 106 «сил» (клапана гнёт)
- 122-сильный мотор «21179» (клапана гнёт)
- Поршни, которые не гнут клапана
- Двигатель Nissan HR16DE (не гнёт, тут цепь)
- Ваз 21126 гнет ли клапана
- 16
- Тюнинг двигателя Приора
- На каких двигателях Приоры гнет клапана?
- На каких двигателях не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ?
- Особенности 21129 двигателя/ отличия
- Модификации двигателя Ваз 2114
- Классификация двигателей ВАЗ десятого семейства
- Технические характеристики двигателей ВАЗ
- Двигатель ВАЗ 2110
- Двигатель ВАЗ 2111
- Двигатель ВАЗ 2112
- Двигатель ВАЗ 16 клапанов или 8, в чем отличия?
- На каких двигателях ВАЗ гнет клапана, а на каких нет
- Двигатель Лада Калина 1.6 (87 л.с.), расход топлива, динамика
- Регламент обслуживания двс ВАЗ 21129 1.6 l
- Расшифровка индекса в названии двигателя АвтоВАЗ
- Двигатель ВАЗ-21129 — описание и подробные характеристики
- Справочные данные
- Головка блока цилиндров
- Почему происходит обрыв?
- Renault-nissan hr16de-h4m
- Как определить деформацию и повреждение элементов?
- Как предотвратить повреждение элементов?
- Масло
- Мотор «21129»
- Объем масляного картера
- Особенности
- Особенности 21129 двигателя/ отличия
- Особенности конструкции двигателей на лада веста
- Особенности конструкции двигателя
- Ощущения от двигателя
- Поршни, которые не гнут клапана
- Проблемы с мотором ваз 21116
- Проблемы с мотором ваз 21127
- Почему двигатели гнут клапаны?
- Технические параметры двигателя 21129
- Как предотвратить повреждение элементов?
- Гнет ли клапана на Лада Веста при обрыве ремня ГРМ
- Особенности конструкции двигателей на Лада Веста
- Гнет ли клапана на Лада Веста. Почему возникает проблема
- Проблемы с мотором ВАЗ 21116
- Особенности конструкции двигателя
- Характерные неисправности
- Проблемы с мотором ВАЗ 21127
- Особенности
- Характерные неисправности
- Renault-Nissan HR16DE-H4M
- Характерные неисправности
- Поршни, которые не гнут клапана
- Почему происходит обрыв?
- Как определить проблемы с ремнем ГРМ?
- Как определить деформацию и повреждение элементов?
- Как предотвратить повреждение элементов?
- Четыре общеизвестных факта
Расшифровка индекса в названии двигателя АвтоВАЗ
Во-первых, индекс двигателя внутреннего сгорания был привязан к модели автомобиля, на которой он впервые появился.
Сейчас компания сформировала уникальную систему именования своих устройств:
Первые две цифры 11 или 21 обозначают номер мастерской, где они были собраны
Третья цифра здесь выступает как разделитель и пока что она всегда равна единице
Четвертая цифра обозначает количество клапанов: 1 и 8 — 8v, а 2, 7 и 9 — 16v
Пятая цифра обозначает позицию ДВС в серии, и чем она больше, тем новее двигатель
При покупке автомобиля не всех автомобилистов интересует, является ли силовая установка, установленная на автомобиле, «подключаемой», то есть гнет ли на ней клапана при обрыве ГРМ. И вопрос этот достаточно важный, и от ответа на него зависит, насколько трудоемко и сколько будет стоить ремонт двигателя в случае такой поломки.
Варианты двигателей для Весты
Здесь рассматриваются варианты, связанные с автомобилями, выпускаемыми сейчас или теми, которые начнут выпускаться в ближайшем будущем. Также для Весты был разработан 8-клапанный двигатель – он уж точно не гнет клапана и точно не будет устанавливаться на топовые модели 2016 года.
Подробнее о двигателях, которыми оснащается линейка Lada Vesta, читайте в материале: Какие двигатели устанавливаются на Lada Vesta: технические характеристики и их ресурс!
ДВС ВАЗ-21129, 106 «сил» (клапана гнёт)
Немного истории. Двигатель 21129 является модифицированной версией другого двигателя, а именно 21127. У последнего из них при обрыве ремня ГРМ успешно гнули клапана, хотя на поршнях были сделаны канавки (рис. 1). Дело в том, что глубина канавок была недостаточной: при определенных условиях клапан «встречался» с поршнем со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Стандартный штамп от ДВС 21127
Поршни от ДВС 2112 (1,6 л)
С переходом на новое поколение двигателей внутреннего сгорания, то есть на 21129, конструкция поршней была доработана. А вот внешняя форма почти не изменилась, а углубления хоть и остались, но их глубина по-прежнему недостаточна.
Здесь рассматривался вопрос о клапанах Лада Веста с 21129 коленями двигателя. И ответ был ясен: да, угнетение.
Теоретически проблема загиба клапанов характерна для всех двигателей ВАЗ, оснащенных 4 клапанами на цилиндр. Каждый новый 16-клапанник «наследует» его. Исключение составляет редкость – двигатель внутреннего сгорания ВАЗ-2112, объем которого составляет 1,6 литра. Там углубления сделаны на совесть (рис. 2).
122-сильный мотор «21179» (клапана гнёт)
По конструкции двигатель внутреннего сгорания ВАЗ-21179 мало чем отличается от своих предшественников. Рабочий объем увеличили до 1774 мл, чего добились за счет изменения длины хода поршня: было 75,6 мм, стало 84,0 мм.
Элементы шатунно-поршневой группы
Сам поршень теперь лучше приспособлен к цилиндру, чем в двигателях 21127 и 21129. Расстояние от поршневого пальца до днища поршней увеличилось на 1,3 мм до 26,7 мм. Но более глубоких канавок в днище не появилось. Механизм ГРМ по-прежнему приводит в движение ремень, и при его обрыве никто не пресек возможность загибания клапанов.
Теперь мы знаем, гнутся ли клапана на Лада Веста с двигателем 1,8 л. Ответ будет таким же, как и для всех 16-клапанных двигателей внутреннего сгорания ВАЗ (за исключением 2112). Проблема перехода на новое поколение остается прежней. И возвращаться к «тяжелым» поршням на ВАЗе не собираются.
Привод ГРМ на двигателях 21179 оснащен не одним, а двумя натяжными роликами. Что сделано то, чтобы конструкция меньше подвергалась растяжению ремня ГРМ.
Здесь написано: количество натяжных роликов — два
Один из автоматических натяжителей может заклинить, но тогда его функцию берет на себя другой автоматический ролик.
Поршни, которые не гнут клапана
Поршневые комплекты для некоторых «старых» 16-клапанных агрегатов производятся сторонними фирмами. Эти детали снабжены глубокими пазами. Дело в том, что поршень не достает до тарелок и не может погнуть клапана.
Штамп для голосования за ДВС 21126-21127
Элементы ШПГ для различных двигателей (21127, 21129, 21179) совместимы. А вот поршни от «старых двигателей» в двигатель Весты ставить не нужно:
- В ДВС 21129 потери на трение после такого «тюнинга» увеличатся;
- Если в ДВС 21179 установить поршни от 26 или 27 двигателя, то сразу изменится рабочий объем.
«29.», а также «79.» Двигатель Лада Веста гнет клапана только с «вазовскими» поршнями. Но после установки «тюнинговой» детали прибавки мощности не ждите. И еще, применяя нестандартные элементы, можно существенно сократить ресурс (потерять гарантию, иметь непредвиденные последствия).
Двигатель Nissan HR16DE (не гнёт, тут цепь)
На большинстве комплектаций с механической коробкой передач седан Веста комплектуется двигателем Nissan. Этот двигатель планируется устанавливать на кузова: универсал, кросс и купе! Название HR16DE, а рабочий объем 1,6 литра. Давайте посмотрим, как выглядит низ штампа.
Разобранный двигатель HR16DE
Здесь нет «глубоких канавок». Рассмотрим теперь, как устроен механизм времени.
Ничего, кроме шестерен и цепей
Ремня ГРМ здесь нет — его заменяет цепь. Трудно представить следующие две ситуации:
- Цепь могла перескакивать через зубья одной или нескольких звездочек;
- Один из элементов был поврежден настолько сильно, что наличие повреждений привело к перелому.
Пока цепь остается целой, клапаны и поршни не могут встретиться, что бы ни случилось с двигателем. Единственным недостатком является то, что цепь может застрять.
Гнет ли Лада Веста клапана с ДВС Nissan? Ответ «нет» был бы неверным — не исключен обрыв цепи. Но на самом деле столкнуться с такой ситуацией будет практически невозможно. Давайте посмотрим, почему.
Ваз 21126 гнет ли клапана
привет ребят, хотел спросить у всех)) гнут ли клапана на двигателе ваз 21126?
16
да подавить если не изменить как выше пишут
Подавление но если поршни поменять и поставить с проточками то не погнется.
Еще как глушитель, но были Т-образные поршни с прорезью, чтобы клапана не гнулись! Поставили такие поршни, провернули двигатель без ремня ГРМ — все ок!
На 124 двигателе не гнется до 126
Давит, и не только клапана, но и шатуны очень часто гнутся при обрыве ГРМ.
Подавление, треки мелковаты, но бывают случаи когда не глушит
Заводских экземпляров нет. Разве что случайно повезло и распредвалы застряли в этом положении, чего мало, но это шанс 1 на 1000.
Не забывайте, что запчасти производятся в России, вполне могут быть разные проточки на поршнях партии, когда я первый раз был на вооружении сняли головку приоры, на ней глубокие канавки
Значит ваш двигатель был не совсем девственным на момент ремонта.
Не на моей, а на годовалой ранее, у меня 120
Двигатель автомобиля 21126 представляет собой четырехтактный четырехцилиндровый двигатель, устанавливаемый на автомобиль ВАЗ 2170. Впрыск топлива распределенный, распределительный вал расположен сверху. Двигатель ВАЗ 21126 оборудован жидкостной системой охлаждения, тип закрытый, циркуляция охлаждающей жидкости принудительная. Система смазки комбинированная (распыление и под давлением).
Двигатель 126 имеет следующие характеристики:
- Цилиндры объемом 1,6 литра.
- Степень сжатия 11.
- Номинальная мощность – 98 лошадиных сил.
- Двигатель Приора 16 клапанов.
- Топливо подается многоточечным впрыском с электронным управлением.
- Шестнадцатиклапанный двигатель имеет массу 115 кг.
Тюнинг двигателя Приора
Для улучшения мощностных показателей силового агрегата Приора прибегают к следующим доработкам:
- Ресивер установлен.
- Схема выхлопа: 4-2-1.
- Дроссель: 54 -56 мм.
- Распредвал спортивного типа.
- Доработка головки блока цилиндров (верхней части блока цилиндров) выпиливанием.
- Легкие клапаны.
- Форсунки типа 440сс.
Помимо рассмотренного способа переделки силового агрегата для повышения динамических характеристик, существует несколько способов тюнинга автомобиля данной модели.
Конечно, для многих опытных автовладельцев давно изучен вопрос, гнет ли клапана на Приоре. Но среди водителей много новичков, не владеющих информацией об этом. Именно для таких автомобилистов и будет написан этот пост.
На каких двигателях Приоры гнет клапана?
- ВАЗ 21126 — это классический более ранний двигатель, который стоял на этих машинах первым. В связи с изменением конструкции, а именно облегчением шатуна и поршневой группы, в поршнях не осталось места для клапанных выемок. В результате при обрыве ремня ГРМ, что иногда случается на Приоре, загибаются клапана, а иногда даже повреждаются поршни.
- Двигатель ВАЗ 21116 — более простой 8-клапанный мотор, доставшийся Приоре от Гранты. С виду он практически ничем не отличается от обычного 8-клапанного инжекторного, но внутри опять же легкие поршни, что приводит к уже известным последствиям при обрыве ремня ГРМ – загибу клапанов. Но стоит отметить, что нагрузка на ГРМ 8-клапанных моторов несколько ниже, чем у 16-клапанных, и такие проблемы на таких силовых агрегатах встречаются реже.
- ВАЗ 21127 – это усовершенствованный 126 двигатель, развивающий не 98, а целых 106 л.с. Конечно, и здесь гнутся клапана при встрече с поршнями, потому что за счет увеличения мощности нельзя было одновременно увеличить и поршни для создания необходимых выемок. Фактически штамп остался прежним и изменения коснулись только получателя поступления.
На каких двигателях не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ?
Так получилось, что для Приоры был доступен только один двигатель, который не страдал проблемой загиба клапанов. Это модель 21114, которая в основном устанавливалась только на «стандартную» комплектацию, то есть самые дешевые версии. Но в последние годы найти Приору с такими двигателями просто невозможно, так как на смену этому надежному агрегату пришел 116-й от Гранты.
В общем, все приводит к тому, что поршневую группу постоянно облегчают, дорабатывают, что делает двигатели мощнее и в то же время экономичнее. И, конечно же, это происходит в ущерб надежности и безотказности двигателя при обрыве ремня ГРМ. Ну а чтобы убедиться в том, что клапана гнет на Приоре, можно посмотреть специальный видеообзор ниже, где даже показан пример с ремнем, который просто перескочил на несколько зубьев.
Особенности 21129 двигателя/ отличия
Главной особенностью 129 двигателя является «новаторская» для АвтоВАЗа установка впускного ресивера с изменяемой геометрией и объемом камеры. За счет демпфера в зависимости от скорости изменяется объем впускной камеры. Как показывает практика, демпфер срабатывает при 3500 оборотах двигателя.
Кроме того, инженерам удалось избавиться от ДМРВ — датчика массового расхода воздуха. Вместе с ним ушли и его раны, которые замучили владельца двигателя 21126: нестабильная работа на холостом ходу, местами запредельный расход, большие затраты.
Вместо ДМРВ инженеры установили связь от датчиков ДАД и ДТВ (датчиков атмосферного давления и температуры воздуха). На этом отличия от 126 двигателя заканчиваются. На самом деле система впуска с изменяемой геометрией стара как мир и устанавливается мировыми производителями чуть ли не с 80-х годов.
Отличия 21129 от 21126 (навесная компоновка, переход с ДМРВ на ДАД+ДТВ, наличие впускного ресивера с изменяемой геометрией.
Отличия 21129 от 21127 (разная компоновка, другая прошивка)
Модификации двигателя Ваз 2114
За десять лет серийного выпуска ВАЗ 2114 на него было установлено:
- 1.5i. Двигатель ВАЗ 2114 объемом 1,5 литра, с 8 клапанами. Его максимальная мощность составляла 78 л. C при 5800 об/мин. Крутящий момент при 3800 об/мин достигает 116 Нм. На 100 км в смешанном цикле расход топлива составляет 7,3 литра. В этой модификации в ДВС применен инжекторный впуск, управляемый через ЭБ, вместо устаревшего карбюратора установлен новый распредвал с исправленными фазами. Благодаря внедрению в двигатель ВАЗ 2114 форсунки, инженеры смогли повысить экономичность двигателя за счет увеличения мощности, при этом снизив расход топлива. Это был крупный стартовый этап в разработке всей линейки двигателей внутреннего сгорания для Волжского автомобильного завода.
- 1.6и. В 2004 году выпустили модификацию двигателя с увеличенным объемом 1,6 литра. Он развивал мощность 81 л.с. С при 5200 об/мин и 125 Нм при 3000 об/мин. В смешанном цикле двигатель расходует 7,6 литров бензина на 100 км. Двигатель ВАЗ 2114 с инжектором и 8 клапанами получил увеличенный объем за счет увеличенной на 2,3 мм высоты цилиндра, что позволило сделать больший ход поршня. Модуль зажигания заменен катушкой. Двигатель внутреннего сгорания оказался мощнее и экологичнее, но по сравнению с предыдущей моделью увеличился расход топлива.
- 16В 1.6i (124). Также в 2004 году был выпущен двигатель объемом 1,6 литра, но уже с 16 клапанами, то есть по 4 на каждый цилиндр. Этот двигатель уже имел мощность маховика 89 лошадиных сил при 5000 об/мин и 131 Нм крутящего момента при 3700 об/мин. Завод требует расхода в смешанном цикле 7,5 литров на 100 километров. 8-клапанный двигатель ВАЗ 2114 с инжектором получил доработку в виде увеличения количества клапанов до 16 штук. Остальные свойства остаются прежними. Автомобиль стал соответствовать экологическим требованиям ЕВРО-3, получил дополнительные 8 лошадиных сил и стал чуть экономичнее.
- 16В 1.6i (126). В 2007 году этот двигатель был сильно доработан, объем остался прежним 1,6 литра, но мощность достигла уже 98 л.с. Со скоростью 5600 в минуту, а крутящий момент развивает 145 Нм при 4000 об/мин. Расход топлива удалось снизить до 7,2 л на 100 км.
Над старым двигателем ВАЗ 2114 хорошо поработали за 3 года и внесли несколько изменений:
- шатунно-поршневая группа облегчена на 39%;
- изменился тайм-менеджмент, он автоматически ужесточился;
- клапанные колодцы уменьшились в размерах;
- значительно улучшилось качество хонингования цилиндров.
Все эти и некоторые менее значительные доработки увеличили крутящий момент двигателя и теперь он развивал 98 л.с. С и имел пиковый крутящий момент 145 Нм. При этом расход топлива значительно снизился. Этот двигатель внутреннего сгорания оказался самым удачным из всех и стал большим преимуществом для автомобилей, оснащенных им.
Классификация двигателей ВАЗ десятого семейства
Двигатель Лады для моделей 2110, 2111 и 2112 был разработан в начале 80-х годов. Они созданы на базе двигателя ВАЗ 21083. Технические характеристики, в чем разница и чем отличаются эти модели двигателей подробнее.. |
Технические характеристики двигателей ВАЗ
Модель | двигатель 2110 | двигатель 2111 | двигатель 21114 | мотор2112 | двигатель 21124 |
Тип | Бензиновый четырехтактный | ||||
Количество и расположение цилиндров | Четыре, встроенный | ||||
Система подачи топлива | Карбюратор | Распределенный впрыск с электронным управлением. | |||
Количество клапанов | 8 | 8 | 8 | шестнадцать | шестнадцать |
Рабочий объем, л | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 1,5 | 1,6 |
Мощность, л.с | 73 | 78 | 81 | 93 | 89 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 82×71 | 82×71 | 82×75,6 | 82×71 | 82×75,6 |
Коэффициент сжатия | 9,9 | 9,6 | 10,5 | 10.3 | |
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5600 мин–1, кВт (л.с.) | 53,0 (72,0) | 56,0 (76,0) | 60 (81,6) | 68,8 (93,5) | 65,5 (89,1) |
Максимальный крутящий момент Н*м (кг*м) | 103,9 (10,4) | 115,7 (11,6) | 125 | 128,3 (12,8) | 131 |
Порядок работы цилиндров | 1–3–4–2 | ||||
Гнет или не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ | Не угнетение | Не угнетение | Не угнетение | Угнетение | Не угнетение |
Двигатель ВАЗ 2110
двигатель 2110 спроектирован на базе двигателя ВАЗ 21083. Поэтому конструкция этого двигателя, его основные размеры и многие узлы и детали такие же, как и у двигателей 21083. Замените карбюратор на инжектор.
Двигатель ВАЗ 2111
8-клапанный двигатель ВАЗ 2111 создан на базе двигателя 2110. Двигатели 2111 и 2110 имеют одинаковые кузовные детали, кривошипный и дроссельный распределительные механизмы, систему смазки и одинаковую подвеску силового агрегата. Отличия двигателя ВАЗ 2111 от 2110 в системе подачи топлива, вместо карбюратора используется система распределенного впрыска топлива. Поэтому есть небольшая разница в сборке и разборке, если речь идет о снятии и установке блоков подачи воздуха и системы питания.
Двигатель ВАЗ 2112
16-клапанный двигатель ВАЗ 2112 разработан на базе двигателя 2110, но имеет множество отличий и оригинальных деталей, что в первую очередь связано с установкой на двигатель автомобиля 16-клапанной головки и двух приводов распредвалов, а также как иная система подачи воздуха в цилиндры.
Двигатель ВАЗ 16 клапанов или 8, в чем отличия?
В чем разница между 8 и 16 клапанными двигателями? При 4-х клапанах на цилиндр вместо 2-х можно эффективнее использовать большую площадь камеры сгорания для газообмена и заставить двигатель 2112 «дышать» интенсивнее — особенно на высоких оборотах, когда очень на процессы впуска свежей смеси и очистки цилиндров от выхлопных газов отводится мало времени.
В результате 16-клапанный двигатель мощнее и делает десятку более быстрой машиной. А вот крутящий момент 16-клапанного двигателя 2112 на низких оборотах будет приемлем только для спокойных водителей, предпочитающих экономично медленное движение без интенсивного ускорения xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai
На каких двигателях ВАЗ гнет клапана, а на каких нет
Сделаем промежуточные выводы, а также выделим наиболее «опасные» и «безопасные» модели с позиции вероятной деформации клапанов при повреждении ремня:
1. Какие двигатели ВАЗ гнут клапана? К данной категории относятся автомобильные двигатели следующих модельных рядов — 21127, 21116, 2112, 1194.
2. Какие двигатели ВАЗ не гнут клапана? Более надежными считаются двигатели таких моделей ВАЗ, как 1183, 21114, 21083, 21124, 21126 (загибали до 2013 года, но не сейчас), 21128.
Актуальный вопрос вызвал немало споров среди автомобилистов. Многие владельцы «проблемных» ВАЗов интересуются, что делать, чтобы клапана не гнулись. На самом деле рекомендаций несколько.
Они следующие:
1. Сначала старайтесь периодически оценивать состояние ремня ГРМ и заменять его при первых признаках повреждения. Трещины, выход моторного масла на поверхность, чрезмерное растяжение, отслаивание кромок – все это повод установить новый ремень ГРМ и не ждать обрыва.
2. Во-вторых, если предполагается ремонт двигателя, можно заменить поршни, а в некоторых случаях и коленчатый вал. Кроме того, некоторые специалисты рекомендуют (в качестве обходного пути) установку нового распредвала.
Но тут, конечно, без консультации специалистов не обойтись. После этого может понадобиться прошить и удалить катализатор.
Если у вас машина, у которой гнет клапана, то заранее не отчаивайтесь
Идеальным решением будет максимальное внимание к двигателю и более частая замена ремня ГРМ. Даже этого будет достаточно, чтобы свести риск к минимуму
Когда речь идет о замене комплектующих и дорогостоящем ремонте, эти затраты обычно себя не оправдывают. Удачи на дорогах и конечно без аварий.
8-клапанный двигатель Lada Kalina 1.6 хорошо знаком нашим водителям. Ведь история восходит к передовому (для своего времени) двигателю ВАЗ 2108. С тех пор силовой агрегат пережил огромное количество модернизаций. Но основные параметры конструкции остались неизменными. Сегодня мы более подробно поговорим об этом силовом агрегате.
Бензиновый силовой агрегат Lada Kalina ВАЗ-11186 мощностью 87 л.с рабочим объемом 1,6 литра заменил инжекторный двигатель ВАЗ-11183, развивавший 82 лошадиные силы. Новая облегченная поршневая группа от Federal Mogul позволила повысить мощность и экономичность силового агрегата. Конечно, феерической динамикой и малым расходом топлива двигатель не отличается, но относительно простая конструкция и возможности обслуживания позволяют говорить о хорошем варианте для наших жестких условий эксплуатации.
Что касается узла технической части, то его основу составляют чугунный блок цилиндров, алюминиевая головка, алюминиевая крышка ГБЦ и стальной масляный поддон двигателя. В управлении временем Лада Калина 8-кл стоит пояса.
Восьмиклапанный механизм ГРМ не имеет гидрокомпенсаторов, регулировка клапанов производится редко, но процесс достаточно трудоемкий. Нужно подобрать «пятаки» разной толщины и уложить их между кулачками распредвалов и дном нажимных чашек. Первый раз такую процедуру проводят при так называемом «0» нулевом ТО, после 3000 км пробега.
Извечный вопрос, гнут ли клапана на двигателе Калина ВАЗ-11186 при обрыве ремня ГРМ? Ответ ясен, при обрыве ремня клапана он гнется! В паре к двигателю прилагается 5-ступенчатая механическая коробка передач, других вариантов не предусмотрено.
Дополнительные технические характеристики базового двигателя Lada Kalina 8 клапанов мощностью 87 л.с
Двигатель Лада Калина 1.6 (87 л.с.), расход топлива, динамика
- Рабочий объем — 1597 см3
- Количество цилиндров/клапанов — 4/8
- Операция регистрации — ремень
- Диаметр цилиндра — 82 мм
- Ход — 75,6 мм
- Мощность л.с./кВт — 87/64 при 5100 об/мин
- Крутящий момент — 140 Нм при 3800 об/мин
- Максимальная скорость — 168 километров в час
- Разгон до первой сотни — 12,2 секунды
- Расход топлива по городу — 9,0 литров
- Комбинированный расход топлива — 6,6 литра
- Расход топлива по трассе — 5,8 литров
В качестве топлива производитель рекомендует бензин АИ-95.
Регламент обслуживания двс ВАЗ 21129 1.6 l
Периодичность | раз в 15 000 км |
Объем смазки в двигателе внутреннего сгорания | 4,4 литра |
Требуется для замены | около 4,1 литра |
Какое масло | 5W-30, 5W-40 |
Тип привода ГРМ | пояс |
Требуемый ресурс | 90 000 км |
На практике | 120 000 км |
В перерыве/пропуске | загиб клапана * |
* — с августа 2018 г клапан не гнется
Корректирование | не обязательно |
Принцип регулировки | гидравлические подъемники |
Масляный фильтр | 15 тыс км |
Воздушный фильтр | 30 тыс км |
Топливный фильтр | сейчас |
Свеча зажигания | 30 тыс км |
Вспомогательный ремень | 90 тыс км |
Охлаждающая жидкость | 5 лет или 75 000 км |
История особенностей обслуживания данного устройства
Расшифровка индекса в названии двигателя АвтоВАЗ
Во-первых, индекс двигателя внутреннего сгорания был привязан к модели автомобиля, на которой он впервые появился.
Сейчас компания сформировала уникальную систему именования своих устройств:
Первые две цифры
11 или 21 означает номер цеха, где они были собраны
Третья цифра
здесь он действует как разделитель и всегда равен единице
Четвертая цифра
указывает количество клапанов: 1 и 8 — 8v, а 2, 7 и 9 — 16v
Пятая цифра
сообщает позицию ДВС в серии и чем она больше, тем новее двигатель
Все тексты написаны мной, написаны Google, включены в исходные тексты Яндекса и нотариально заверены. При любом займе мы сразу пишем официальное письмо на бланке компании в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и регистратора домена.
Тогда идем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более 30 успешных интернет-проектов и уже выиграно десяток судебных исков.
При покупке автомобиля не всех автомобилистов интересует, является ли силовая установка, установленная на автомобиле, «подключаемой», то есть гнет ли на ней клапана при обрыве ГРМ. И вопрос этот достаточно важный, и от ответа на него зависит, насколько трудоемко и сколько будет стоить ремонт двигателя в случае такой поломки.
Двигатель ВАЗ-21129 — описание и подробные характеристики
Двигатель 21129 устанавливается на серийные автомобили преимущественно в начальной и промежуточной комплектациях.
Это продолжение известной модификации 21127 модели, которая устанавливалась на дорогие комплектации Лада Калина 2 и Лада Гранта. В новой модификации была увеличена жесткость блока цилиндров, двигатель присоединен к кузову, улучшена система впрыска. Кроме того, новый двигатель адаптирован для стыковки с механической коробкой передач Renault.
На более дорогие комплектации 21179 устанавливается модификация двигателя, которая имеет увеличенный объем 1,8 литра и мощность 122 л.с
Чтобы наглядно сравнить эти две модификации, достаточно посмотреть на их ВШ:
Справочные данные
Основные данные об устройстве сведены в следующую таблицу.
Двигатель 21129 | |
Модель и символ | 21129, 1,6 л, 16 кл |
Тип двигателя | Бензиновый, четырехцилиндровый, рядный |
Объем работы | 1,6 л (1596 см3) |
Диаметр цилиндра, мм | 82 |
Ход штампа и т д | 75,6 |
Коэффициент сжатия | 10,5 |
Количество распределительных валов | 2 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Тип привода ГРМ | Ремень ГРМ |
Тип синхронизации | DOHC |
Мощность кВт/л.с | 78/106 (при 5800 об/мин.) |
Максимальный крутящий момент, Нм | 148 (при 4200 об/мин.) |
Минимальная частота вращения коленчатого вала | 840 |
Прерывание оборота | 6200 |
Вес (кг | 109,2 |
Система зажигания | Бесконтактный, электронный, управляемый микропроцессором |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Система снабжения | Многоточечный впрыск топлива |
Топливо | Бессвинцовый АИ-95 |
Конвертировать | Да |
Стандарты токсичности | Евро — 5 |
Минимальное давление в системе смазки двигателя при температуре масла 85 градусов и 5400 об/мин, кПа | 441,3 — 637,4 (4,5-6,5 кгс/см2) |
Минимальное давление в системе смазки двигателя на холостом ходу, кПа (кгс/см2) | 196,2 (2,0) |
Расход масла в зависимости от израсходованного топлива, % | 0,3 |
Объем масла в системе смазки двигателя со стальным картером, л | 2,9 |
Объем масла в системе смазки двигателя с поддоном картера из легкого металла, л | 4.1 |
Класс качества моторного масла API | SL, SM или SN |
Рекомендуемый класс вязкости моторного масла SAE | 0W-30 (-40C/+25C)0W-40 (-40C/+30C)5W-30 (-30C/+25C)5W-40 (-30C/+35C)10W-30 (-25C/+25C) 10W-40 (-25C/+35C)15W-40 (-20C/+45C)20W-40 (-15C/+45C)20W-50 (-15C/>45C) |
Блок цилиндров (БЦ) чугунный. Охлаждающие полости формируются непосредственно при литье, а подводящие каналы делаются сверлением. В нижней части БК расположены 5 опор коренных подшипников КВ (коленчатого вала), при этом крышки этих подшипников имеют порядковый номер, начинающийся со шкива КВ, и не взаимозаменяемы друг с другом.
Отверстия под болты крепления маслоприемника расположены в крышке второго коренного подшипника. Материал вставки – сплав стали с алюминием.
Шатунно-поршневая группа (ШПГ) используется так же, как и на двигателе 21127, с легким графитовым покрытием на юбках поршней. Хотя они имеют специальные канавки для клапанов в нижней части, они недостаточно велики, чтобы предотвратить контакт при обрыве ремня ГРМ.
В то же время на ММАС-2018 АВТОВАЗ сообщил, что эта давняя проблема будет решена в автомобилях модельного ряда 2019 года, и это позволит исключить дорогостоящий ремонт из-за несвоевременного обслуживания газораспределительного механизма.
Последствия обрыва ремня ГРМ
Кольца как и прежде — по 3 на марку. Два из них компрессионные и один маслосъемный с пружинным расширителем. Но разница все же есть — кольца стали тоньше, благодаря чему удалось уменьшить трение, а значит повысить КПД двигателя (уменьшение расхода, увеличение мощности).
Пальцы прикреплены двумя крепежными кольцами плавающего типа.
Шатуны используются «разъемные», в верхней головке которых запрессована втулка из сплава стали с бронзой. Крышки устанавливаются только в одном положении и не взаимозаменяемы.
Масляный насос приводится в действие приводом от переднего конца коленчатого вала. В работе масляного насоса также нет изменений — он забирает масло из масляного поддона с помощью маслоприемника и под давлением подает его в смазочные каналы двигателя.
Уровень в поддоне проверяется с помощью специально установленного щупа. В системе смазки установлен обязательный элемент – фильтр с обратным клапаном и бумажным фильтрующим элементом. Обратный клапан предотвращает вытекание масла из каналов обратно в поддон после остановки двигателя.
В новых модификациях 21129 инженеры добавили форсунки для масляного охлаждения внутренних поверхностей поршней. Это должно увеличить их ресурсы. Также в теле коленчатого вала есть специальные каналы, благодаря которым шатунные шейки не испытывают масляного голодания.
Все технологические отверстия в каналах закрыты штампованными стальными заглушками.
Головка блока цилиндров
Головка блока цилиндров (ГБЦ) алюминиевая. Прокладка между двумя блоками двухслойная, металлическая. Внутри головки находятся 2 распределительных вала и 16 клапанов (по 2 на впуск и 2 на выпуск каждого цилиндра). В качестве толкателей используются гидрокомпенсаторы. Их использование позволяет отказаться от обязательной процедуры периодической регулировки тепловых зазоров клапанов ГБЦ.
Распредвалы на впуск и выпуск разные, а потому не взаимозаменяемы.
Свечи зажигания устанавливаются сверху головки блока цилиндров в специально сделанные для них углубления — свечные колодцы.
Генератор приводится в движение клиновым ремнем от коленчатого вала. Ролик автоматического натяжения используется в качестве направляющей для направления ремня вдоль шкивов.
Ремень ГРМ закрыт пластиковым кожухом.
Ресивер и впускной трубопровод выполнены из пластика в виде единой неразборной конструкции.
Что касается выхлопной системы, то здесь используется стальной коллектор, который совмещен с каталитическим нейтрализатором. Как и в случае с ГБЦ, для соединения головки с блоком коллектора использовалась двухслойная металлическая прокладка.
В конечном итоге мотор прикрыт сверху стильной пластиковой крышкой.
Почему происходит обрыв?
- длительная работа ременной передачи;
- ослабленное напряжение;
- неисправен коленчатый вал;
- износ зубьев помпы;
- распределительный вал неисправен;
- ослабленные затяжки;
- недостаточный зазор между клапанами и головкой поршня.
Renault-nissan hr16de-h4m
Двигатель 2006 года выпуска, считается самым мощным в линейке ВАЗ. Средний ресурс до капитального ремонта составляет 255 000 км.
Установка может потреблять как стандартное топливо АИ-95, так и АИ-92. В отличие от своих «собратьев», у этой модели не ременная передача, а цепная.
Как определить деформацию и повреждение элементов?
Заказывать профилактику исключительно на АЗС, без наличия специального оборудования провести диагностику крайне сложно.
После разборки и разборки поршневой группы на составные механизмы каждый из поршней подвергается длительной проверке на диагностическом стенде.
Полученные итоговые данные анализируются, мастер принимает решение о целесообразности профилактики и замены деталей на новые.
Как предотвратить повреждение элементов?
Не многие автолюбители соглашаются на установку модернизированных поршней по описанным выше причинам. Мастера СТО настоятельно рекомендуют вовремя проводить технический осмотр, а также устанавливать качественные оригинальные детали.
Масло
Масло в этом двигателе аналогично 21126: синтетика, полусинтетика
Мотор «21129»
Начало производства этих двигателей началось в 2020 году и продолжается по сей день. Основная начинка осталась от двигателя 21126: тот же чугунный рядный 4-цилиндровый блок, с тем же рабочим объемом 1596 см3, с теми же 16 клапанами и ходом поршня 75,6 мм. Изменились только выходные характеристики за счет нового приемника с изменяемой геометрией:
Объем масляного картера
Этот момент будет полезен тем, кто собирается менять масло в двигателе. С другой коробкой передач количество заливаемого в двигатель масла тоже разное.
- ВАЗ 21129 МКПП Рено (литой картер) = 4,4л
- ваз 21129 робот (штампованный кратер) = 3.2л
Ресурс двигателя 200 т.км. Но на практике нужно следить за состоянием ролика, помпы и ремня ГРМ, потому что при заедании отдельных элементов клапана встретятся с поршневой группой, а потом кончится и то, и другое. Поэтому тем, кто задается вопросом, гнется ли клапан при обрыве ремня, ответ будет утвердительным.
Кроме того, под воздействием этих элементов нередко коленчатый вал слегка изгибается. С таким коленвалом ездить можно, но расход масла будет колоссальный.
Читайте также: Замена герметика клапанной крышки Приора 1, 6 16v
Особенности
- затрудненный запуск двигателя вызван неисправностями в ГРМ;
- из-за низкого давления в топливной системе двигатель работает не стабильно из-за подсоса воздуха;
- прогоревшая прокладка – источник потери мощности ДВС;
- износ поршневых колец является причиной повышенного расхода топлива, моторного масла.
Также двигатель гнет клапана при обрыве ремня. Проблема решается заменой поршней на вставные.
Особенности 21129 двигателя/ отличия
Главной особенностью 129 двигателя является «новаторская» для АвтоВАЗа установка впускного ресивера с изменяемой геометрией и объемом камеры. За счет демпфера в зависимости от скорости изменяется объем впускной камеры. Как показывает практика, демпфер срабатывает при 3500 оборотах двигателя.
Кроме того, инженерам удалось избавиться от ДМРВ — датчика массового расхода воздуха. Вместе с ним ушли и его раны, которые замучили владельца двигателя 21126: нестабильная работа на холостом ходу, местами запредельный расход, большие затраты. Вместо ДМРВ инженеры установили связь от датчиков ДАД и ДТВ (датчиков атмосферного давления и температуры воздуха).
Отличия 21129 от 21126 (Макет навесной, переход с ДМРВ на ДАД ДТВ, наличие впускного ресивера с изменяемой геометрией.
Отличия 21129 от 21127 (разная компоновка, другая прошивка)
Особенности конструкции двигателей на лада веста
Модели оснащены одним из трех типов бензиновых двигателей:
- ВАЗ 21116 (1,6/8 кл/87 л.с.);
- ВАЗ 21127 (1,6/16 кл/106 л.с.);
- Renault-Nissan HR16DE-H4M (1,6/16 кл/114 л.с.).
Новая Лада: Какой объем и габариты багажника у Lada Vesta SW (универсал)
У первых двух модификаций отечественного производства с объемом 1,6/1,8 литра и запасом хода 106 л.с загнуло клапана. Третья модель – импортная разработка французских инженеров, где вместо ременной передачи установлена цепь, в результате отсутствует загибание клапанов.
Особенности конструкции двигателя
- клапанный механизм необходимо регулировать с интервалом в 45 000 км;
- чаще других моделей нужно менять масляный фильтр (10 000 км пробега);
- происходит быстрый износ элементов системы охлаждения;
- частые утечки моторного масла происходят из-за сброса давления сальников;
- гайки хомутов на выхлопной трубе треснули, их нужно заменить на латунные.
Ощущения от двигателя
Двигатель стал лучше работать с низких оборотов, не теряя оборотов на верхних, как это было на 126 двигателе. На самом деле изменения в динамике не значительные, как говорят технические характеристики, но ощутимые.
В настоящее время 129 двигатель работает в паре с механической коробкой передач или с домашним роботом (АМТ).
Поршни, которые не гнут клапана
Модернизированные поршни на 16 клапанов производятся сторонними компаниями. Посадочные гнезда снабжены глубокими канавками, чтобы пятка поршня не доставала до дна.
Негнущиеся клапаны совместимы и взаимозаменяемы с ДВС 21126-21127 (21127, 21129, 21179). Гнут клапана только на поршнях ВАЗ.
Однако установка тюнингованных версий не даст прироста мощности. Не ждите увеличения мощности двигателя, но гарантировано повышение рабочей температуры и трения.
Проблемы с мотором ваз 21116
Это усовершенствованный силовой агрегат от ВАЗ 21114. Шатуно-поршневую группу облегчили на 40%, заменив материалы на алюминиевый сплав. При обрыве ременной передачи пятка клапанов не гнется.
Проблемы с мотором ваз 21127
Это улучшенная модель от ВАЗ 21126. Нововведения заключаются в новой системе впуска, форме резонансной камеры и регулируемых амортизаторах.
Для устранения плавающих оборотов ДМРВ заменили двумя новыми датчиками: ДАД и ДТВ.
Как и предыдущий тип двигателя, ВАЗ 21127 гнет клапана при обрыве ремня.
Почему двигатели гнут клапаны?
Одним из путей увеличения мощности двигателя является обеспечение наиболее эффективного наполнения камер сгорания топливовоздушной смесью и отвода выхлопных газов. И делается это двумя способами — за счет увеличения количества клапанов на цилиндр и за счет увеличения потока во впускной и выпускной порты.
Второй способ реализуется за счет увеличения расстояния выхода клапана из седла, что и вызывает его столкновение с поршнем с последующим изгибом.
Благодаря работе газораспределительного механизма от коленчатого вала обеспечивается синхронная работа ГРМ и коленчатого вала. При нормальной работе силового агрегата при подходе поршня к ВМТ клапаны находятся в закрытом положении, что исключает их контакт.
Если привод газораспределительного механизма прерывается, то связь между механизмами теряется, и ГРМ сразу останавливается, а коленчатый вал продолжает работать (за счет инерции маховика). При этом пружины возвратных клапанов ставят распределительный вал в положение, при котором большая часть кулачков на валу не давят на клапаны (они закрыты), но некоторые из них все же поворачиваются так, что воздействуют на клапаны и последние открыты.
В «неподключенных» двигателях конструктивно предусмотрено сохранение расстояния между диском клапана и головкой поршня, находящейся в ВМТ, поэтому контакта нет даже при открытых клапанах.
На этих силовых установках обрыв привода газораспределительного механизма не приводит к каким-либо внутренним повреждениям узлов и деталей, а для восстановления работоспособности силового агрегата достаточно установить новый ремень и выполнить регулировочные работы (смотрите все по меткам).
Но если силовая установка «вставная», сильно выступающие клапана сталкиваются с поршнями, вызывая их искривление. На таких двигателях обрыв привода ГРМ обычно сопровождается сильным одиночным стуком. Ремонт двигателя в этом случае трудоемок и дорог, так как необходимо заменить поврежденные детали и восстановить головку блока цилиндров.
На силовых агрегатах ВАЗ, подверженных загибу клапанов при обрыве привода, особенно актуальны своевременная замена ремня ГРМ и периодическая диагностика его состояния, проверка и регулировка натяжения. Такие меры практически единственные, которые предотвращают выход клапана из строя.
Технические параметры двигателя 21129
Индекс | Двигатель 21129-10 |
Объем | 1596 см3 |
Фазовращатели | нет |
Октановое число топлива | 95 |
Коэффициент сжатия | 10,5 |
Максимальный крутящий момент | 148 Нм |
Экологический стандарт | Евро 5 |
Время вождения | Пояс |
Диаметр цилиндра | 82 мм. |
Мощность | 106 л.с |
Срезающий | 6200 об/мин |
Класс моторного масла | СМ, СН, СЛ |
Гидравлические подъемники | есть |
Ресурс | 220 тыс км. |
Как предотвратить повреждение элементов?
Не многие автолюбители соглашаются на установку модернизированных поршней по описанным выше причинам. Мастера СТО настоятельно рекомендуют вовремя проводить технический осмотр, а также устанавливать качественные оригинальные детали.
Гнет ли клапана на Лада Веста при обрыве ремня ГРМ
восстановление работы часового механизма требует значительных вложений, которые не каждый может себе позволить в финансовом плане.
Особенности конструкции двигателей на Лада Веста
Модели оснащены одним из трех типов бензиновых двигателей:
- ВАЗ 21116 (1,6/8 кл/87 л.с.);
- ВАЗ 21127 (1,6/16 кл/106 л.с.);
- Renault-Nissan HR16DE-H4M (1,6/16 кл/114 л.с.).
У первых двух модификаций отечественного производства с объемом 1,6/1,8 литра и запасом хода 106 л.с загнуло клапана. Третья модель – импортная разработка французских инженеров, где вместо ременной передачи установлена цепь, в результате отсутствует загибание клапанов.
Гнет ли клапана на Лада Веста. Почему возникает проблема
Основной причиной искривления пятки клапана является недостаточная глубина выемки на поверхности поршня. По неизвестным причинам инженеры «не доделали» несколько недостающих миллиметров. В момент обрыва ременной передачи пятки клапана ударяются о поверхность поршня, и металл в месте контакта деформируется.
Проблемы с мотором ВАЗ 21116
Это усовершенствованный силовой агрегат от ВАЗ 21114. Шатуно-поршневую группу облегчили на 40%, заменив материалы на алюминиевый сплав. При обрыве ременной передачи пятка клапанов не гнется.
Особенности конструкции двигателя
- клапанный механизм необходимо регулировать с интервалом в 45 000 км;
- чаще других моделей нужно менять масляный фильтр (10 000 км пробега);
- происходит быстрый износ элементов системы охлаждения;
- частые утечки моторного масла происходят из-за сброса давления сальников;
- гайки хомутов на выхлопной трубе треснули, их нужно заменить на латунные.
Характерные неисправности
- Детонация при работе: измерьте компрессию в каждом цилиндре. Отклонение в 1,0 и более атмосфер является признаком прогара клапана. Разница до 1,0 атмосферы является признаком износа колец или повреждения прокладки.
- Нестабильная скорость: Диагностика датчика положения дроссельной заслонки, корректировка оборотов холостого хода.
- Температура двигателя не поднимается выше 40°: неисправен термостат, замените его новым.
- Нехарактерные стуки и звуки при работе двигателя: металлический стук — признак выхода из строя шатунных, коренных подшипников. Стук штампа встречается реже. Для устранения проблемы обратитесь за помощью к специалистам АЗС.
Проблемы с мотором ВАЗ 21127
Это улучшенная модель от ВАЗ 21126. Нововведения заключаются в новой системе впуска, форме резонансной камеры и регулируемых амортизаторах.
Для устранения плавающих оборотов ДМРВ заменили двумя новыми датчиками: ДАД и ДТВ.
Как и предыдущий тип двигателя, ВАЗ 21127 гнет клапана при обрыве ремня.
Особенности
- затрудненный запуск двигателя вызван неисправностями в ГРМ;
- из-за низкого давления в топливной системе двигатель работает не стабильно из-за подсоса воздуха;
- прогоревшая прокладка – источник потери мощности ДВС;
- износ поршневых колец является причиной повышенного расхода топлива, моторного масла.
Также двигатель гнет клапана при обрыве ремня. Проблема решается заменой поршней на вставные.
Характерные неисправности
- срабатывание двигателя внутреннего сгорания на холостом ходу и под нагрузкой;
- преждевременный выход из строя катушки зажигания;
- выход из строя датчика температуры антифриза в системе охлаждения.
Renault-Nissan HR16DE-H4M
Двигатель 2006 года выпуска, считается самым мощным в линейке ВАЗ. Средний ресурс до капитального ремонта составляет 255 000 км.
Установка может потреблять как стандартное топливо АИ-95, так и АИ-92. В отличие от своих «собратьев», у этой модели не ременная передача, а цепная.
Характерные неисправности
- неправильная работа блока розжига;
- свист ремня генератора: подтянуть, заменить на новый;
- вибрации при работе ДВС: замена опоры двигателя;
- звук выхлопа громче обычного: заменить прокладку.
Поршни, которые не гнут клапана
Модернизированные поршни на 16 клапанов производятся сторонними компаниями. Посадочные гнезда снабжены глубокими канавками, чтобы пятка поршня не доставала до дна.
Негнущиеся клапаны совместимы и взаимозаменяемы с ДВС 21126-21127 (21127, 21129, 21179). Гнут клапана только на поршнях ВАЗ.
Однако установка тюнингованных версий не даст прироста мощности. Не ждите увеличения мощности двигателя, но гарантировано повышение рабочей температуры и трения.
Почему происходит обрыв?
- длительная работа ременной передачи;
- ослабленное напряжение;
- неисправен коленчатый вал;
- износ зубьев помпы;
- распределительный вал неисправен;
- ослабленные затяжки;
- недостаточный зазор между клапанами и головкой поршня.
Как определить проблемы с ремнем ГРМ?
- на холостом ходу из двигателя слышен гудок;
- снижение мощности, недостаток сил при преодолении дорожного препятствия;
- повышенный расход топлива.
Как определить деформацию и повреждение элементов?
Заказывать профилактику исключительно на АЗС, без наличия специального оборудования провести диагностику крайне сложно.
После разборки и разборки поршневой группы на составные механизмы каждый из поршней подвергается длительной проверке на диагностическом стенде.
Полученные итоговые данные анализируются, мастер принимает решение о целесообразности профилактики и замены деталей на новые.
Как предотвратить повреждение элементов?
Не многие автолюбители соглашаются на установку модернизированных поршней по описанным выше причинам. Мастера СТО настоятельно рекомендуют вовремя проводить технический осмотр, а также устанавливать качественные оригинальные детали.
Четыре общеизвестных факта
Показатель ресурса цепи ГРМ всегда превышает ресурс двигателя. Это первый факт, но при этом должно выполняться условие: замена масла должна быть своевременной. В целом цепь постепенно выходит из строя, и это сопровождается симптомами:
- Слышимые гармоники (чирикание) на холостом ходу;
- В тот момент, когда вы проходите «проблемную зону», можно наблюдать фазовый сдвиг.
Последняя ошибка выявляется с помощью компьютерной диагностики.
От появления любого симптома до полного разрыва цепи проходит определенное количество времени. Да и вообще «неисправная схема» может работать долго. Это был еще один, четвертый факт.