- Коробка передач «Калины»: описание, устройство и принцип работы
- Демонтаж и монтаж коробки передач
- Как устроена механическая коробка?
- Привод на тросиках
- Устройство
- Какая коробка подойдет для «Калины»
- Гидроавтомат «Жатко»
- Сравнение МКПП 2180 и МКПП 2181
- Интересные факты
- Первичный и вторичный валы
- Замена МКПП
- Подготовка
- Инструменты
- Снятие коробки пошагово
- Какую коробку выбрать
- Установка коробки пошагово
- Масло
- На какие автомобили ставилась коробка ВАЗ 2181
- Какая КПП лучше в различных условиях
- Для спокойной езды
- Для гонок
- Для дальних поездок по трассе
- Возможные неисправности КПП и методы устранения
- Рекомендации по применению трансмиссионных масел для Калины
- Особенности синхронизаторов
- Автоматическая КП Калины
- Особенности конструкции, устройство коробки передач на автомобиле Лада Калина Lada Kalina ВАЗ 1118
- Особенности механизма переключения
- Почему приходится менять КПП на «Калине»
- Соленоид для блокировки задней передачи
- Устройство и отличия КПП с тросовым приводом
- Каталожные номера и производство
Коробка передач «Калины»: описание, устройство и принцип работы
Многие владельцы жалуются на коробку Лада Калина, так как при переключении наблюдают скрип, исходящий от агрегата. Это связано с тем, что разработчики разместили синхронизаторы особого типа на шестернях всех передач переднего хода. Именно эти компоненты «выдают» себя характерным скрипом. Здесь может помочь регулировка или замена, в результате чего пропадает эффект скрипа. Чтобы правильно выполнить этот ремонт, вам понадобится схема переключения передач.
Подавляющее большинство покупателей склоняются к покупке Lada Kalina с механической коробкой передач. Отметим, что этими коробками комплектуется любой из используемых двигателей, будь то 8-клапанная версия или модификация с 16-клапанной головкой.
Демонтаж и монтаж коробки передач
Обслуживание коробки передач предполагает, что механизм необходимо снять, изменить его положение. Перед этим необходимо установить само транспортное средство на подъемник. Зажигание должно быть полностью выключено, а стояночный тормоз должен быть включен.
Как отремонтировать коробку передач? Для этого отсоедините отрицательный полюс от аккумулятора. Капот должен быть полностью открыт. Об этом написано в любом руководстве по ремонту трансмиссии.
Также демонтируется крышка маслозаливной горловины. Входить в предыдущий пункт нужно после того, как экран убран. Редуктор требует ослабления хомута, отвечающего за его фиксацию. Шланг впускной трубы должен быть отсоединен от соответствующего датчика. Игра с рычагом переключения передач требует того же действия на практике. Затем нужно открутить гайку воздухозаборника.
Процесс ремонта также зависит от конкретной неисправности.
Трансмиссия Лада Калина после разборки и разборки.
Коробка передач может быть установлена на прежнее место после завершения ремонта 1 скорости. Смазка ШРУС-4 наносится на наружную поверхность соответствующей втулки в сцеплении, очень тонким слоем. Это поможет в случае, когда КПП болтается. К поворотным кулакам откручиваются болты крепления пальцев.
Как устроена механическая коробка?
Блок механической коробки передач в Лада Калина 2 состоит из нескольких основных конструктивных узлов. Они должны включать:
- блок картера с валами и шестернями;
- картер сцепления;
- задняя обложка.
Пробка для слива отработанной смазочной жидкости снабжена специальным магнитом. Необходимо собрать металлическую стружку, образование которой наблюдается в процессе естественного износа шестерен и других элементов картера.
Система также имеет две конструкции подшипников: роликовые и шарикоподшипники. Около переднего подшипника разработчики разместили маслосборник особого типа, из которого жидкость направляется на валы-шестерни и другие элементы системы.
Завод заливает внутрь новой коробки масло, предназначенное для агрегатов трансмиссии. Периодически эту жидкость необходимо заменять. Делать это рекомендуется через каждые 70 000 км пройденного пути. Владелец также должен стремиться периодически проверять уровень смазки и при необходимости доливать до нужного объема.
Для контроля уровня в приборе есть специальный щуп. Он позволяет легко убедиться, что внутри коробки достаточно масла. Мы ведем себя так. Осторожно опустите зонд в воронку, затем извлеките его. На измерительном сегменте зонда имеется пара меток, обозначающих максимальную и минимальную границы заполняемого объема. Если количества смазки не хватило, без спешки доливаем.
Когда возникает необходимость заменить весь объем смазки, лучше будет провести эту процедуру в профессиональном сервисе. В качестве альтернативы вы можете прибегнуть к ручному процессу замены. Сливать масло нужно будет через отверстие на картере, которое закрывается специальной пробкой.
Привод на тросиках
Несмотря на дешевизну и простоту тяги к смене коробки передач, от нее отказались даже на АвтоВАЗе. Коробка на «Калине» теперь с тросовым приводом. С ним и новым сцепным механизмом работа селектором в салоне Лада Калина стала намного проще, точнее и приятнее.
Хотя документацию по гидромуфте инженеры скрывать не спешат. И возможно скоро они это реализуют в следующих моделях.
Устройство
Автомобили первого поколения комплектовались пятиступенчатой механической коробкой передач ВАЗ-2181, где имеется пять передач вперед и одна назад. В основе механизма лежит известная коробка передач от ВАЗ-2108 с небольшими модернизациями. Коробка передач совмещена с главной передачей и дифференциалом.
Коробка передач Kalina устанавливается в стандартной комплектации. В его состав входят главное ведущее колесо, вторичный и первичный валы, зубчатые вилки, датчик заднего хода, картер, механизм переключения передач и центральный замок.
Производители долго думали, что и как улучшить механизм коробки передач, в итоге решили не вмешиваться в механизм коробки передач, иначе потребуются огромные затраты для запуска коробки передач в серию. Без необходимого оборудования невозможно добиться правильного качества включения передач и синхронизаторов.
Коробка передач ВАЗ-1117 (Калина) — первая, на которой специалисты АвтоВАЗа произвели компьютерный расчет каждой детали механизма, подвергающейся нагрузкам. Картеры, вилки, рычаги и другие элементы рассчитывались и моделировались с помощью специального программного обеспечения. Таким образом, конструкция оказалась не только оптимизированной, но и более надежной.
Какая коробка подойдет для «Калины»
Коробка от 2109 подходит на Калину. Рекомендуется убрать «Спутники», если автомобиль эксплуатируется в жестком режиме. Он гораздо надежнее, хотя и выше. КПП от 2110 подходит и для Калины. Конкретно по трансмиссии Калина ближе к «десятке», чем к «девятке».
Для Калины подойдет любая коробка от переднеприводной Лады. Надо смотреть на цену и состояние.
Гидроавтомат «Жатко»
Достаточно удачным и надежным оказался четырехступенчатый японский «автомат» Jatco JF414E. Он был разработан незадолго до выхода «Калин» и «Гранты» и выполнен с учетом их конструкции. Вопреки расхожему мнению, этот «автомат» новый, а не позаимствован у «Тойоты» прошлого века. Теперь он есть на многих современных Ниссанах».
Гидроавтомат «Жатько»
Автомобиль с «автоматом» несколько дороже, а также дороже в эксплуатации из-за обслуживания коробки. Замена масла и фильтров необходимо производить чаще, а при пробеге в 200 тысяч потребуется капитальный ремонт. Цена на ходовую – одно из важнейших отличий Калины АКПП от Калины МКПП.
Главное в этой «машине» — живучесть. Эту коробку можно смело ставить на «Калину».
«Робот», как и «машина», оказался очень даже годным. По цене он практически не отличается от механики, но превосходит ее по надежности, уровню шума и комфорту. Для города, особенно Москвы с ее пробками — хороший вариант.
Коробка передач АМТ
По конструкции некоторые детали были позаимствованы у ZF, а коробка была опробована инженерами Porsche, прямо как на «восьмерке» в восьмидесятых. Владельцы Калины с коробкой-роботом отзываются о ней тепло.
Сравнение МКПП 2180 и МКПП 2181
Разница между двумя коробками существенна:
- Вместо жестких стержней используется трос (японская фирма Atsumitec). Благодаря этому уменьшаются вибрации кузова и рычага переключения передач.
- На 1 и 2 передачах устанавливались многоконусные синхронизаторы. Это увеличивает срок службы компонентов и снижает усилие, необходимое при переключении передач.
- Диаметр сцепления увеличен до 215 мм. В связи с этим пришлось использовать другой картер и размещать стартер не вдоль коробки, а вдоль двигателя.
- Уменьшен угол скоса зубьев синхронизатора (со 125 до 100º), а также усилие предварительного натяга (со 150 до 70 Н). Это упростило переключение.
- Механизм выбора передач является новой разработкой (Schaeffler Group).
- Механизм выбора передач был перемещен снизу вверх. Это устранило утечку масла и облегчило переключение передач в холодную погоду.
- В конструкцию механизма выбора передач входит селекторная пластина, обеспечивающая четкую схему переключения передач.
- В механизме предусмотрена блокировка от случайного включения реверса.
- Объем масла в коробке передач уменьшился с 3,3 литров до 2,2.
- С завода вместо минеральной воды в КПП заливают полусинтетические вещества.
Интересные факты
Что такое автомобильный насос и зачем он нужен
Рассмотрим интересные факты, которые удалось узнать о новой коробке передач Lada Granta:
- На «Приору» КПП ВАЗ-2181 устанавливать не будут, так как конструкторы считали, что переделывать всю конструкцию силовых агрегатов будет нерентабельно.
- Стоимость Лада Гранта и Калина 2 увеличилась на 5000-7000 рублей с внедрением в машину новой коробки передач.
- По отзывам автовладельцев, первые экземпляры коробки передач с тросовым приводом были не совсем удачными и имели множество недостатков: вибрация становилась слышна после 70-80 тысяч пробега, подвывание коробки, повышенный износ деталей и так далее. Исходя из этого, производитель внес коррективы в конструкцию и улучшил характеристики, но у многих автовладельцев сложилось негативное впечатление о тросовой коробке передач ВАЗ-2181.
- Завод АВТОВАЗ продолжает разработку и модернизацию новой коробки передач, которая станет вторым поколением тросовых редукторов. Его планируется установить на Lada Granta 2 поколения, которая сейчас находится в разработке. Дизайнеры обещают учесть уроки, извлеченные при разработке первого поколения, и не допустить повторения подобной оплошности.
Первичный и вторичный валы
Редуктор имеет двухвальную конструкцию. Синхронизаторы установлены на каждой из передач, кроме задней. Корпус механизма составной и состоит из картера сцепления, картера коробки передач, задней крышки. Детали картера изготовлены из легких отливок из алюминиевого сплава. Вместо прокладок между элементами корпуса производитель использует уплотнительную прокладку. В отверстия маслозаливной пробки установлен магнит, который предназначен для захвата мусора.
На первичном валу механизма установлен блок ведущих шестерен, находящийся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передних колес. Вторичный вал выполнен полым. Благодаря полой структуре масло попадает в рабочую зону ведомых шестерен. На вторичном валу — ведущей шестерне установлена съемная шестерня главной передачи. Также на вторичном валу закреплены ведомые шестерни и синхронизаторы.
Валы вращаются на роликовых и шариковых подшипниках. Первый устанавливается спереди, а второй — сзади. Подшипники надежно закреплены на каждой из осей. Радиальные зазоры для передних подшипников не более 0,07 мм, а для задних подшипников — 0,04 мм. Для смазки используется маслосборник, который подает масло на выходной вал.
Ведомая шестерня в коробке передач «Калина» установлена на фланце двухсателлитной коробки дифференциала. В картере редуктора есть сапун — он расположен сверху.
Замена МКПП
Если же обстоятельства сложились не самые благоприятные, и вам все же пришлось прибегнуть к замене коробки Калины, необходимо знать правильный порядок разборки коробки передач.
Подготовка
Прежде чем снимать коробку передач, прочтите руководство по эксплуатации автомобиля или посмотрите видео по замене коробки передач на Калине».
После этого подготовьте рабочее место. Коробку передач на «Калине» можно менять только на остывшей машине. Поднять машину на подъемнике или заехать на яму. Не забывайте о требованиях безопасности. Попросите напарника помочь вам аккуратно снять коробку передач.
Не забудьте слить масло из редуктора, чтобы оно не вытекало из него при его разборке.
Инструменты
Подготовьте необходимые инструменты – гаечные ключи и головки разного размера, колесный хомут, домкрат, пустую емкость.
Снятие коробки пошагово
Первым делом нужно открутить защиту двигателя, которая крепится на 6 болтах. Следующим шагом будет слив масла из коробки – для этого откручиваем заливную и сливную пробки коробки передач.
Болт крепления коробки передач «Лада Калина»
Коробку можно поменять на АЗС. Цена замены коробки передач на Калине начинается от 5 тысяч рублей.
Какую коробку выбрать
замена КПП Калина предполагает установку коробки передач, которая устанавливалась на эту модель заводом. Наиболее надежными являются механические коробки передач.
Они просты в ремонте и обслуживании и не требуют от автовладельца специальных навыков при ремонте.
При переходе с одной системы на другую требуются значительные доработки Lada Kalina. Цена редуктора с жесткой тягой около 15 тысяч рублей. Если у вас Калина новой модели, а в ней коробка с кабельной станцией, то за новое устройство придется заплатить 25 рублей.
Установка коробки пошагово
Пошаговый процесс установки аналогичен разборке, только в обратном порядке. Установите его с помощью напарника на месте, соедините шлицы с первичным валом коробки передач и коленчатым валом двигателя, подсоедините все навесное и патрубки. Залейте трансмиссионное масло в коробку. Замена КПП на Lada Kalina практически завершена. Подсоедините и отрегулируйте привод рулевой тяги.
Установка коробки передач на автомобиль
Заведите машину, дайте ей прогреться, осмотрите моторный отсек на наличие пятен, попробуйте переключить передачу. Движения должны быть мягкими и без посторонних звуков. Если да, то коробка установлена правильно. Выключи машину.
После того, как автомобиль остынет, установите защиту двигателя.
Масло
С внедрением новой коробки изменилось и количество масла. Так, для коробки передач ВАЗ-2181 объем масла уменьшился на 30%. Изменились и требования к маслу – с минерального АвтоВАЗ перешел на синтетические трансмиссионные масла. Это касается как старых моделей коробок передач, так и новых. Производитель заливает масло в коробку передач и пишет в инструкции, что его хватит на 5 лет или весь период эксплуатации коробки передач. Но на самом деле его нужно изменить.
Ресурс масла в коробке передач Калины около 30 тыс км. Как масло в коробке, можно получить что-то от отечественной трансфертной продукции. Так, отечественные автолюбители хорошо отзываются о продукции Лукойла и Роснефти. Также можно купить импортные масла — например, Zic. Коробка скажет «спасибо» за это».
На какие автомобили ставилась коробка ВАЗ 2181
Эта коробка передач устанавливается только на модели Lada с восьмиклапанными двигателями:
Лада
Гранта седан 2190 | 2012 — сегодня |
Гранта комби 2192 | 2018 — настоящее время |
Гранта лифтбек 2191 | 2014 — сегодня |
Гранта универсал 2194 | 2018 — настоящее время |
Грант Кросс 2194 | 2019 — настоящее время |
Приора седан 2170 | 2013–2015 гг |
Приора комби 2172 | 2013–2015 гг |
Приора универсал 2171 | 2013–2015 гг |
Калина седан 1118 | 2012–2013 гг |
Калина универсал 1119 | 2012–2013 гг |
Калина универсал 1117 | 2012–2013 гг |
Калина 2 универсал 2192 | 2013–2018 гг |
Калина 2 универсал 2194 | 2013–2018 гг |
Калина 2 Кросс 2194 | 2014–2018 гг |
Какая КПП лучше в различных условиях
Вы должны понимать условия, в которых эксплуатируется автомобиль. Исходя из этого, вы выберете Калину с той или иной трансмиссией. Даже выбор между Лада Калина автомат или робот будет зависеть от условий поездки, хотя эти коробки очень похожи.
Для спокойной езды
Для спокойной и размеренной езды, когда не хочется ездить с ручным выбором передач, а поездки сводятся к городским условиям по обычным дорогам, выбирайте АМТ.
Нецелесообразно постоянно держать педаль сцепления наготове, когда вы застряли в многокилометровой пробке. Но и переплачивать за машину не всегда оправдано. Расход топлива при использовании такой коробки ниже, чем у гидравлического автомата, но несколько выше, чем у механики.
«Лада Калина» с коробкой-роботом
Простая конструкция позволяет проводить мелкий ремонт даже при наличии гаража.
Для гонок
Если вы предпочитаете агрессивную езду или гонки, то выбирайте автомобиль с механической коробкой передач.
На выбор этой коробки передач могут повлиять несколько факторов, необходимых для условий гонок.
- Низкий расход топлива.
- Низкая цена. В случае серьезной поломки замена коробки передач обойдется дешевле.
- Простое обслуживание. Возможность быстрого капитального ремонта и ремонта коробки передач.
- Полный контроль над автомобилем. Даже если тормоза откажут, вы сможете затормозить двигателем.
- Резкий старт и малый вес устройства.
«Лада Калина» — участие в гонках
Все эти факторы дают преимущества в гонках владельцам автомобилей на механике.
Для дальних поездок по трассе
Путешественники, которые отправляются в дальние путешествия и большую часть времени передвигаются по хорошей трассе, выбирают комфорт. Для этого идеально подходит автоматическая коробка передач.
Помимо комфорта, эта коробка передач отличается надежностью по сравнению с другими коробками передач. Долгий срок службы позволит не думать о технических проблемах, которые могут возникнуть в трансмиссии, если обеспечить своевременное техническое обслуживание.
Преобразователь крутящего момента защитит двигатель от перегрузки. Вы должны платить за эти преимущества. Помимо того, что такая коробка передач стоит около 100 тысяч рублей, она имеет повышенный расход топлива. Все это покрывается комфортом во время поездок на дальние расстояния.
Возможные неисправности КПП и методы устранения
— Причина ошибки
Методы устранения
Шум в коробке передач (Шум уменьшается или пропадает при выжатом сцеплении):
— Недостаточный уровень масла в картере коробки передач
Проверить уровень, при необходимости долить масло. Проверьте на наличие утечек. Выдохни
— Некачественное масло. В масло попала вода (при попадании воды в масло образуется белая эмульсия, это видно на щупе)
Замените масло. Осторожно преодолевайте броды и глубокие лужи.
Установите моторный щит, наденьте патрубок на редуктор и выведите его в защищенное от брызг место
— Износ или повреждение подшипников, шестерен
Заменить изношенные подшипники, шестерни
Передачи включаются с трудом, посторонних звуков нет:
— Деформация приводной тяги на механизме переключения передач
Исправьте или замените тягу
— Ослаблены болты крепления шарнира или рычага переключения передач
Затяните болты (нанесите на их резьбу анаэробный герметик)
— Повреждение пластиковых деталей на рулевом приводе
— Неправильная регулировка привода
— Сломаны пружины механизма переключения передач, деформированы детали
Замените пружины, выпрямите кривые детали или замените весь механизм
— Ослабление посадок вилок переключения передач на штангах
Затяните вилочные хомуты на штоках
— Гайки на валах редуктора не затянуты
— Сцепление не выключается полностью
См ошибку «Тросы сцепления»
Переводы автоматически отключаются:
— Повреждение или износ шлицов на муфте, шестерне или ступице синхронизации
Замените неисправные детали
— Неправильная регулировка привода
— Ослабли пружины в механизме переключения передач, изношены тяги
Замените изношенные детали
— Гайки на валах редуктора не затянуты
— Потеряли эластичность или разрушились опоры силового агрегата
Шум, треск, скрежет передач при включении передачи:
— Сцепление не выключается полностью
— Отсутствие масла в картере коробки передач
Добавить масло. Проверьте на наличие утечек. Выдохни
— Повреждены подшипники, зубья шестерни
Заменить подшипники, шестерни
— Износ кольца синхронизации шестерни
Шум от главной передачи (Шум со стороны шестерни только при движении автомобиля):
— Изношены или повреждены подшипники
Замените поврежденный и изношенный вторичный вал и подшипники дифференциала (даже при минимальном износе).
Отрегулировать предварительный натяг подшипников коробки дифференциала
Реверс не вставлен:
Замените соленоид или снимите его и заткните отверстие в коробке передач
— Неисправная цепь активации магнита
Возможно питание соленоида напрямую от аккумулятора
Утечка масла:
— Износ сальников: входного вала, трансмиссии, штока выбора передач, износ сальника датчика скорости
Замените уплотнения. Продуть сапун коробки передач
— Сильный износ, вмятины на поверхности валов, на которых работают уплотнения
Мелкие повреждения зачистите мелкозернистой наждачной бумагой и отполируйте.
При установке новой сальниковой коробки ее можно слегка вдавить, чтобы край сальниковой коробки работал на неиспользуемой части вала (при этом во избежание перекоса под сальник можно подложить прокладки толщиной до 1 мм) упаковочная коробка).
В случае значительных повреждений замените валы и уплотнения
— Большой люфт на первичном валу к коробке передач
Проверьте состояние подшипников полуосей, их посадочных поверхностей, затяжку гаек. Замените изношенные детали
— Неплотное крепление картера сцепления и крышки коробки передач
Затянуть резьбовые соединения
— Сливная пробка, выключатель фонарей заднего хода, соленоид блокировки передачи заднего хода, пробки на замках вилки не плотно набиты
Рекомендации по применению трансмиссионных масел для Калины
доливка масла или его замена в коробке передач Калины потребует ответа на вопрос, какое вещество выбрать. Лучше всего следовать рекомендациям производителя. В инструкции к машине указаны разные масла. Их классифицируют по:
Вне зависимости от того, какое масло планируется использовать в коробке «Калина», настоятельно не рекомендуется использовать различные присадки или другие средства. Использование высокоэффективных трансмиссионных масел не требует дополнительных присадок. Также в некоторых случаях использование дополнительных присадок может привести к повреждению коробки передач или других агрегатов трансмиссии.
Особенности синхронизаторов
Так что редукторную часть коробки передач Калины не трогали и здесь нет никаких изменений. Но это не так. Для первой и второй передач пришлось установить многоконусные синхронизаторы. Сделано это в первую очередь ради общей надежности — вторая передача наиболее сильно нагружена. За счет многоконусного синхронизатора срок службы трансмиссии будет больше.
Кроме того, такие синхронизаторы применялись еще и потому, чтобы сделать усилие на включение передачи минимальным. Так как коробка передач устанавливается и на другие модели автомобилей, в том числе с более мощными двигателями, диаметр сцепления увеличен – теперь диаметр механизма составляет 215 мм.
Мощное сцепление привело к изготовлению еще одного картера — предыдущий от КПП-2108 не мог вместить такой большой механизм сцепления. Максимум, что там умещается – 200 мм. Из-за нового картера инженерам пришлось перенести стартер.
На первых образцах коробки передач устанавливался трехконусный синхронизатор, но от него быстро отказались в пользу двухконусного синхронизатора — последний дешевле и легко «переваривает» необходимый крутящий момент.
Автоматическая КП Калины
Современная АКПП Лада Калина 2, которую завод устанавливает на автомобили, представляет собой агрегат нового поколения. Автоматическая коробка передач есть только на 1,6-литровых бензиновых двигателях с 16 клапанами.
Все автомобили, на которые производитель установил автоматическую коробку, отличаются уменьшенным дорожным просветом. Кроме того, двигатель в автомобилях закрыт алюминиевым поддоном. Водители сразу рекомендуют сделать защиту от коррозии.
Коробка имеет свои особенности, благодаря которым управление машиной стало более жестким. Расход топлива с такой коробкой повышен, и машина немного медленнее разгоняется. Так как сама коробка имеет довольно большой вес, увеличился и общий вес машины.
На «Калине» стоит коробка с тросовым выжимом сцепления.
Если вы чувствуете, что переключение передач происходит нечетко, с трудом, то посмотрите на состояние сцены. Возможно просто ослабла гайка или коромысло сместилось из-за плохого крепления хомута. Вы можете исправить это самостоятельно, затянув гайку кулисы.
Необходимо упомянуть еще об одной проблеме, возникающей на автомобилях данного типа. Если вы заметили, что выше 3000 об/мин начинает дребезжать рычаг переключения передач, значит, нужно приручить втулку. Это уменьшит зазор, ручка перестанет болтаться. Возьмите напильник и немного отшлифуйте втулку, затем покройте все смазкой. Рычаг переключения передач должен быть немного туже.
Особенности конструкции, устройство коробки передач на автомобиле Лада Калина Lada Kalina ВАЗ 1118
Свет в дороге: особенности и правила замены фар лада калина
Первичный вал 29 (рис. 5.2) к коробке передач выполнен в виде блока с ведущими колесами, находящегося в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Вторичный вал 25 полый, со съемным ведущим колесом 3 главной передачи.
На вторичном валу коробки передач ведомые шестерни 16, 18, 19, 21, 23 и синхронизаторы 17, 20, 24 являются передачами переднего хода. Передние подшипники 4, 31 на оси качения, задние 22, 28 — шариковые. Под передним подшипником выходного вала коробки передач расположен маслосборник 5, который направляет поток масла на выходной вал и далее под ведомые шестерни.
Двойной сателлитный дифференциал. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца 13. Ведомая шестерня 12 главной передачи крепится к фланцу коробки дифференциала. На одной из шпилек коробки дифференциала установлено задающее кольцо 7 магнитоэлектрического датчика скорости.
Механизм управления коробкой передач состоит из рычага переключения передач 11 (рис. 5.3), шарикоподшипника, тяги 10 и механизма выбора передач (установлен в корпусе коробки передач).
Блокировкой задней передачи управляет соленоид, установленный на картере коробки передач, который, в свою очередь, управляется переключателем 13, установленным на рычаге переключения передач 11.
На автомобиле Лада Калина механизм выбора передач выполнен в виде отдельного узла и крепится к плоскости картера сцепления внутри коробки передач.
В корпусе 9 (рис. 5.4) механизма выбора передач крепятся два вала. На оси 3 установлены трехплечий рычаг переключения передач 2 и две стопорные скобы 7 и 11. Другая ось 1 проходит через отверстия в стопорных скобах и препятствует их повороту. Плечо б трехплечий рычаг 2 служит для включения передач переднего хода, рычаг один — для включения заднего хода, а рычаг на штоке выбора передач, соединенный через карданный шарнир со штоком 10 (см рис. 5.3) на рулевом механизме коробки передач, воздействует на третье плечо. Ось 6 (см рис. 5.4) имеет вилку 8 задней передачи.
Рис. 5.3. Работа переключения передач Лада Калина ВАЗ 1118:
1 — демпферная втулка; 2 — внешнее выполнение; 3, 16, 20 — гайки; 4, 8, 18 — болты; 5 — защитный кожух; 6 — стопорное кольцо; 7 — корпус шаровой опоры; 9, 21 — хомуты; 10 — чертеж станции управления передачей; 11 — рычаг переключения передач; 12 — хомут крепления оплетки проводов; 13 — выключатель электромагнитного управления блокировкой задней передачи; 14 — рукоятка переключения передач; 15 — стиральная машина; 17 — крышка рукоятки рычага переключения передач; 19 — реактивная тяга
Рис. 5.2. Коробка передач Лада Калина ВАЗ 1118:
1 — подшипник выключения сцепления; 2 — направляющая втулка подшипника выключения сцепления; 3 — привод главной передачи; 4 — роликовый подшипник вторичного вала; 5 — маслосборник; 6 — ось сателлитов; 7 — установочное кольцо датчика скорости; 8 — шестерня полуоси; 9 — коробка дифференциала; 10 — сателлит; 11 — картер сцепления; 12 — ведомая шестерня главной передачи; 13 — регулировочное кольцо; 14 — роликовый конический подшипник дифференциала; 15 — уплотнение вала; 16 — ведомая шестерня первой шестерни вторичного вала; 17 — синхронизатор I и III передач; 18 — ведомая шестерня второй шестерни вторичного вала; 19 — ведомая шестерня третьей передачи вторичного вала; 20 — синхронизатор III и IV передач; 21 — привод обеспечивает IV передачу вторичного вала; 22 — шарикоподшипник на вторичном валу; 23 — ведомая шестерня V-образной передачи вторичного вала; 24 — синхронизатор V коробки передач; 25 — выходной вал; 26 — задняя крышка картера коробки передач; 27 — ведущая шестерня V коробки передач; 28 — шарикоподшипник первичного вала; 29 — входной вал; 30 — картер коробки передач; 31 — роликовый подшипник первичного вала; 32 — сальник передней оси; 33 — дыхание
Читайте также: Замена антифриза на Приоре своими руками: как поменять антифриз
Особенности механизма переключения
Если вспомнить устройство и принцип работы коробок передач ВАЗ для самарской серии, то механизм переключения в них был снизу и погружен в масляную ванну. После стоянки на морозе масло в коробке загустело и передачи переключались очень и очень близко, пока двигатель и трансмиссия не прогрелись.
В нижней части коробки передач были установлены хомуты вилки и штока заднего хода, датчик заднего хода, сальник переключателя передач – каждый элемент был потенциальным источником утечки масла. Герметики от этого помогли, но радикально проблему не решили. А на АвтоВАЗе решили — передвинули механизм вверх.
Новый механизм переключения в ВАЗ-1119 («Калина») представляет собой отдельный узел. Его можно собирать и разбирать без необходимости разборки коробки передач. Это отличное решение и полезно не только для быстрого и дешевого производства, что также ценят ремонтники. Теперь ремонтировать механизм переключателя стало намного проще. За счет использования селекторных сеток все передачи включаются намного точнее. Также в механизме есть блокировка заднего хода — реверс доступен только с нейтрали.
Изюминкой торта, а точнее в коробке, является специальная отборная тарелка. Именно она повлияла на точность переключения передач. Пластина заменила стандартные ранее защелки и возвратные пружины. Для разработки таблички пришлось долго анализировать работу человека с селектором коробки передач. Сила на рычаге рассчитывалась с помощью специального пакета программ.
Почему приходится менять КПП на «Калине»
Чаще всего коробку меняют, когда она не работает. Симптомы:
- передачи переключаются с трудом или вообще не переключаются;
- передачи самопроизвольно отключаются;
- появляются посторонние звуки – завывания, вибрации, толчки;
- видимые подтеки масла на редукторе.
На «Калине» и «Гранте» использовалась кулисная механическая коробка передач 2180, которую затем основательно доработали и переделали на тросовую. Новая модель получила индекс 2181. Переход на тросовую систему помог снизить уровень шума, повысить четкость переключения передач, но стала подвывать коробка – обычная болезнь этих автомобилей. Доработка прошла успешно, но первая доработка не отличалась качеством, и на АвтоВАЗ посыпалось немало нареканий от недовольных владельцев.
КПП «Лада Калина»
Когда компания учла все недостатки и снова доработала продукт, вышла вторая партия. Качество основательно подтянулось, но осадок остался. Главный недостаток механики этих автомобилей – плохое качество металла, его обработки.
Проверка продукции на брак проводится очень плохо. Часто коробки не выдерживают крутящего момента и ломаются; лизание передач. Основной причиной замены 2180 и 2181 является преждевременный выход из строя или сильный износ при большом пробеге.
Японский «автомат» достаточно надежен, поэтому проблем с ним не возникает. «Робота» АвтоВАЗ производит сам, но многие комплектующие позаимствованы у известной фирмы ZF. Другие компании подошли к процессу проектирования, потому что он оказался дешевым и жестким.
Помимо всех этих причин, коробка была доработана для спортивной езды. Все, что ставится на Калину, Гранту и Весту, не выдерживает высокого крутящего момента, поэтому этот узел надо менять.
Соленоид для блокировки задней передачи
Устройство коробки передач Калины отличается наличием соленоида для блокировки случайного или произвольного заднего хода. Выступающая часть сердечника соленоида препятствует перемещению стопорных скоб по осям до включения заднего хода.Управление соленоидом осуществляется переключателем, установленным на рычаге.
Соленоид расположен в картере коробки, его нижней левой части. Когда кольцо под ручкой поднимается, контакты замыкаются, активируя соленоид. Сердечник втянут, можно включить обратную скорость. Этот механизм исключает ошибочное переключение на заднюю передачу вместо первой.
В случаях выхода из строя соленоида или повреждения электрической цепи включение задней передачи становится невозможным. Соленоид необходимо заменить. Его можно произвести на заправке или в гараже. После замены соленоида добавьте масло в коробку передач. При вращении соленоида вытекает определенное количество жидкости.
Если неисправность обнаружена далеко от стоянки или возможного ремонта автомобиля, добираться нужно в аварийном режиме. За это:
Во время движения машины следите за тем, чтобы не включить заднюю передачу вместо первой. Схема устройства поможет самостоятельно установить соленоид на коробку передач. Сама замена — процесс, который не представляет особой сложности.
Устройство и отличия КПП с тросовым приводом
В отличие от обычной коробки передач, коробка передач с тросовым приводом получила некоторые усовершенствования и модернизации.
Коробка передач ВАЗ-2181 с тросовым приводом
Чтобы понять, как все работает, сравним штатную коробку передач с маркировкой ВАЗ-2180 и новую ВАЗ-2181:
- Для снижения вибраций от тягового редуктора установлены тросы производителя Atsumitec.
- Для уменьшения усилия переключения 1 и 2 передач производитель установил многоконусные синхронизаторы.
- Размер сцепления увеличился до 215 мм.
- В связи с изменением конструкции редуктора стартер пришлось разместить вдоль двигателя, а не коробки передач.
- Для облегчения переключения передач пришлось уменьшить угол наклона зубьев синхронизатора со 125 градусов до 100.
- Чтобы исключить утечки масла, конструкторы перенесли механизм выбора передач наверх. Но этот нюанс дал толчок к разработке новой схемы включения и изменению конструкции.
- Объем доливаемой смазки уменьшился с 3,3 л до 2,2 л.
- Установлена селекторная пластина, позволяющая более четко переключать передачи.
- Завершен переход с минерального масла на полусинтетику.
- Чтобы случайно не включить заднюю передачу, была разработана специальная блокировка.
Основные элементы и узлы, которые идут в сборку новой коробки передач, можно увидеть на рисунках ниже:
Схема коробки передач и расшифровка основных элементов
- оборудование конечной передачи;
- вторичный вал;
- первичный вал;
- вилка пятой передачи;
- вилка включения третьей и четвертой передач;
- выключатель света заднего хода;
- картер сцепления;
- механизм переключения передач;
- центральная фиксация.
Устройство синхронизаторов коробки ВАЗ-2181
1 — шестерня первой передачи; 2 — промежуточные кольца; 3 — блокировка; 4 — синхронизирующая муфта; 5 — штуцер для соединения с синхронизатором; 6 — держатель; 7 — шестерня второй передачи.
Селектор передач
1 — рычаг выбора передач; 2 — штифт сетки селектора; 3 — селекторная сетка; 4 — механизм блокировки задней передачи; 5 – центральная объемная пластина.
Полный обзор коробки передач с тросовым приводом
Таким образом, производитель решил усовершенствовать и модернизировать коробку передач, которая была ненадежной и имела множество проблем. Благодаря новой усовершенствованной системе были снижены вибрации на корпусе и ручках рычагов переключения передач. Передачи включаются, стартуют четче, пропали огромные откаты.
Каталожные номера и производство
Как известно, аналоги коробки передач выпускаются редко, а тем более для отечественных автомобилей.
Поэтому для тросовой коробки передач Lada Granta существует один каталожный номер – 21810-1700012-00.