- На видео замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2114
- Установка нового датчика
- Устройство системы охлаждения на ВАЗ-2114
- Процесс замены датчика (ДТОЖ)
- Выбор изделия
- Оригинал
- Аналоги
- Последствия несвоевременной замены датчика
- Kaк снять ДТОЖ ВАЗ 2114?
- Неисправности датчика измерителя температуры
- Контроль указателя температуры на панели приборов
- Где найти датчик температуры?
- Конструкция
- Основные поломки датчика
- Нива Шевроле
- Газель (двигатели ЗМЗ 406, 405, 409)
- 406 двигатель и ЭБУ Микас 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS5.6
- Двигатель 405, 409, УМЗ 4216Е3, 4213 блок управления Микас 11 / 10.3, VS8, СОАТЭ
- Замена датчика без слива ОЖ
- Как проверить, не снимая с машины
- 1. Предварительная проверка
- 2. Мультиметром
- 3. Диагностический прибор
- Рекомендации по уходу и обслуживанию датчиков
- Признаки неполадок
- Возможные причины
- Ремонт датчика уровня охлаждающей жидкости
- Как проверить датчик температуры ОЖ
- Компьютером
- Проверка в домашних условиях
- Таблица показаний датчика температуры охлаждающей жидкости
- Калина
- Как работает датчик температуры в автомобиле
- Проверка датчика своими руками
- Неисправности ДТОЖ и пошаговое устранение
- Повреждение корпуса
- Окисление термоконтакта
- Нарушение работы электроконтактов
- Повреждение фишки
- Нарушение изоляции проводов
- Принцип работы
- Этапы поиска неполадки
- Особенности проверки на ВАЗ 2110
- Демонтаж
- ВАЗ 2114, ВАЗ 2115
- Диагностика ДТОЖ
- Рено Логан
На видео замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2114
В большинстве случаев неисправный датчик не ремонтируют, но перед покупкой нового нужно проверить старый, может быть проблема с проводкой, а не с самим датчиком.
Установка нового датчика
Новый датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2110 устанавливается в обратной последовательности. Опытные автомобилисты рекомендуют смазать резьбу элемента герметиком.
Иногда возникают утечки охлаждающей жидкости из-под нового датчика. Процесс замены предельно прост, и даже новички, которые только что сели за руль и раньше ничего не знали об автомобилях, могут легко это сделать.
Устройство системы охлаждения на ВАЗ-2114
Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости
Прежде чем приступить непосредственно к процессу замены, необходимо разобраться в конструкции самой системы охлаждения и расположении датчика в основном блоке питания:
Здесь все банально
1 — колпачковый элемент расширительного бачка; 2 — расширительный бачок; 3 — патрубок для отвода жидкости из патрубка; 4 — переходная труба между радиатором и расширительным бачком; 5 — патрубок отвода радиатора; 6 — бачок слева от радиатора; 7 — алюминиевая трубка; 8 — заглушки; 9 — бачок справа от радиатора; 10 — сливная пробка; 11 — центр радиатора; 12 — кожух электровентилятора; 13 — пластиковые крылья электровентилятора; 14 — электродвигатель; 15 — шкив шестеренчатого насоса; 16 — крыльчатка насоса; 17 — ремень привода распределительного вала; 18 — блок двигателя; 19 — трубка подкачивающая; 20 — шланг радиатора с функцией питания; 21 — шланг радиатора отопителя с отводной функцией; 22 — патрубок подвода охлаждающей жидкости к дроссельной заслонке; 23 — патрубок отводной; 24 — заправочная трубка; 25 — шланг радиатора отопителя с функцией питания; 26 — термостат; 27 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 — датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.
Процесс замены датчика (ДТОЖ)
Как уже упоминалось выше, процесс замены слишком прост и займет всего 10-15 минут.
Поэтому, как показывает практика, автомобилисты проводят операцию своими руками. Итак, давайте рассмотрим последовательность действий, направленных на замену датчика охлаждающей жидкости:
- Снимаем клемму с АКБ.
- Разбираем клемму АКБ
- Откручиваем и разбираем воздушный фильтр. Это необходимо для обеспечения максимального доступа к датчику.
- Для доступа к датчику необходимо снять воздушный фильтр
- Отсоединяем провода, питающие элемент.
- Отсоедините замок кабеля питания датчика
Датчик температуры охлаждающей жидкости со снятой микросхемой
- Ключом на 19 разбираем изделие.
Разборка ДТОЖ
Откручиваем датчик гаечным ключом на 19 мм
- Сборка происходит в обратной последовательности.
Выбор изделия
К выбору продукта следует подходить внимательно, так как от его качества напрямую будет зависеть срок службы, а также режим работы двигателя. Итак, рассмотрим все варианты приобретения датчика температуры охлаждающей жидкости для ВАЗ-2114.
Оригинал
Оригинальный вид датчика охлаждающей жидкости производства АвтоВАЗа
2101-3808600 — оригинальный каталожный номер детали, которая устанавливается практически на все автомобили семейства Lada. Этот продукт производится на заводе АвтоВАЗ. Стоимость 300 руб. Оно подходит для стандартного сиденья и не требует доработки.
Аналоги
Помимо оригинальной детали существует ряд аналогов, которые можно установить на автомобиль. Некоторые из них намного лучше по качеству, чем оригинал.
Это был не оригинальный датчик
Итак, рассмотрим все варианты аналогов датчика температуры охлаждающей жидкости:
Наименование производителя Каталожный номер Стоимость, руб
Фенокс | TSN22101 | 210 |
LUZA | LS 0101 | 240 |
Фенокс | TSN22101O7 | 240 |
Верне | 2509 | 250 |
Покровитель | PE13059 | 300 |
Межмоторный | 52400 | 300 |
Было | 330082 | 350 |
Грань | 7,3000 | 350 |
Eps | 1 830 000 | 400 |
КВт | 530 000 | 550 |
H + B Elparts | 70511515 | 600 |
Нагрузка | 180804 | 700 |
Hella | 6PT 009 107-151 | 750 |
Датчик охлаждающей жидкости производства «Hella»
Последствия несвоевременной замены датчика
Не многие автолюбители знают, что неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости влияет на работу двигателя в целом. Рассмотрим основные последствия неисправности данного агрегата для авто:
- Некорректная работа электронного блока управления двигателем. Поэтому датчик не выдает достоверные данные в ЭБУ, который в теплое время года может не вовремя включить охлаждающий вентилятор. А значит, в свою очередь, последствием будет то, что машина закипит. Это может привести к тому, что в худшем случае это может вызвать деформацию и искривление головы.
- Из-за неправильной работы датчика могут быть нарушены следующие функции: работа двигателя, динамика движения, работа термостата .
- Другие последствия, с которыми датчик косвенно связан.
Kaк снять ДТОЖ ВАЗ 2114?
- Датчик находится на впускном патрубке рубашки охлаждения ГБЦ, для его снятия необходимо снять воздушный фильтр.
- Снимите отрицательный провод с аккумуляторной батареи.
- Далее нужно слить охлаждающую жидкость из радиатора.
- Отсоедините проводку от датчика.
- С помощью гаечного ключа на 19 или 21 ослабьте затяжку, затем открутите ее вручную.
Неисправности датчика измерителя температуры
Зная расположение устройства, легко своими руками избавиться от поломки. Основными причинами некорректной работы устройства, по мнению специалистов, могут быть:
- отсутствие контакта;
- пробой и износ изоляции, нарушение целостности контактов;
- прибор полностью вышел из строя;
- вентилятор не работает.
Признаками, которые должны насторожить водителя ВАЗ-2115 и побудить к диагностике состояния датчика температуры антифриза, могут быть:
- работа вентилятора при холодном двигателе машины;
- двигатель прогрелся, но по-прежнему не запускается;
- расход топлива постепенно и неуклонно увеличивается.
Контроль указателя температуры на панели приборов
Чтобы заранее предотвратить такую неисправность, необходимо следить за индикатором на приборной панели, ведь именно он первым сообщит о неисправности, переведя стрелку в красную зону. Ниже мы расскажем, как своими руками проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2114.
Где найти датчик температуры?
У ВАЗ-2114 система охлаждения двигателя жидкостная, то есть весь процесс происходит за счет циркуляции тосола или антифриза внутри системы.
Обратите внимание на эту статью, чтобы узнать, какой антифриз или антифриз лучше!
Система охлаждения ВАЗ-2114
В систему входят следующие элементы: радиатор охлаждения и отопления, вентилятор радиатора, термостат, помпа (помпа — примерно), расширительный бачок, все типы патрубков и, наконец, датчик температуры охлаждающей жидкости.
Датчик легко найти под капотом.
Датчик температуры охлаждающей жидкости расположен между головкой блока цилиндров и термостатом, то есть на самом блоке цилиндров.
Его корпус имеет грани (для гаечного ключа — примерно), для максимального удобства разборки и соединение производится путем соединения замка двумя проводами.
Конструкция
По конструкции датчик можно сравнить с обычным резистором, который меняет свои параметры сопротивления в зависимости от степени нагрева двигателя.
Основные поломки датчика
Причин, по которым может выйти из строя датчик температуры охлаждающей жидкости, не так много, ведь в силу простоты конструкции ломать там нечего. А если все же сломалось, стоит обратить внимание на следующее:
- Нет контакта с датчиком — причиной такой проблемы может быть банальный обрыв или деформация провода из-за воздействия на него коррозии.
- Устройство вышло из строя из-за истечения срока эксплуатации.
Нива Шевроле
Для установки можно использовать ДТОЖ 2112-3851010 Калуга (23.3828). Визуально определить местонахождение устройства сложно, потому что оно прикрыто другими деталями.
Сняв их, можно увидеть, что прибор находится наверху термостата в отверстии в передней трубе водяной рубашки (той, что входит в блок цилиндров). После откручивания (крышка на 19) антифриз не течет.
Контроль осуществляется по схемам, рассмотренным выше. В этом случае необходимо иметь перед глазами таблицу с параметрами температуры и сопротивления ДТОЖ.
Таблица 3.
Температура, 0С | Сопротивление, Ом |
+100 | 177 |
+90 | 241 |
+80 | 332 |
+70 | 467 |
+60 | 667 |
+50 | 973 |
+45 | 1188 |
+40 | 1459 |
+35 | 1802 г |
+30 | 2238 |
+25 | 2796 |
+20 | 3520 |
+15 | 4450 |
+10 | 5670 |
+5 | 7280 |
0 | 9420 |
-4 | 12300 |
-10 | 16180 |
-15 | 21450 |
-ветры | 28680 |
-тридцать | 52700 |
-40 | 100700 |
Кроме того, на Шевроле Нива в районе 4-й свечи зажигания установлен ДУТОЖ (датчик индикации температуры охлаждающей жидкости), который отправляет данные на приборную панель, не передает информацию в ЭБУ и не влияет на работу двигатель.
Но он может выдать на приборную панель ошибочные данные и ввести водителя в заблуждение.
Его можно открутить, не сливая охлаждающую жидкость, но сначала сбросьте давление в системе, открутив крышку расширительного бачка.
Это также проверяется путем сравнения температуры с показаниями мультиметра.
Газель (двигатели ЗМЗ 406, 405, 409)
Место установки находится на блоке питания в районе термостата или на корпусе последнего.
Для его снятия необходимо частично слить охлаждающую жидкость из двигателя, отсоединить пружинный зажим фиксатора ремня безопасности и выбросить фиксатор с датчика.
Затем, используя ключ на «19», необходимо ослабить протяжку и открутить приспособление.
При выборе устройства нужно ориентироваться на двигатель и ЭБУ.
406 двигатель и ЭБУ Микас 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS5.6
В этих случаях используется ДТОЖ, работающий при напряжении от 5 до 12 Вольт через сопротивление 9,1 кОм.
Для замены подходят разные типы устройств: Калуга 19.3828, Лузар LS 0306, Ricor 40.5226 или Автотрейд 42.3828.
При проверке вам также понадобится вода с бойлером и переменной температурой, а также мультиметр.
Для работы необходимо собрать схему и запитать ее от 1 до 1,5 мА. В этом случае необходимо измерять не сопротивление, а напряжение.
Во время проверки должны быть следующие параметры:
- -60 0С — 2,13 В;
- -40 0С — 2,33 В;
- -20 0С — 2,53 В;
- 0 0С — 2,73 В;
- +40 0С — 3,13 В;
- +80 0С — 3,53 В;
- 105 0С — 3,83 В;
- 125 ° С — 3,98 В.
На работающем моторе напряжение будет 5 В.
Двигатель 405, 409, УМЗ 4216Е3, 4213 блок управления Микас 11 / 10.3, VS8, СОАТЭ
Здесь используются ДТОЖ с каталожными номерами 234.3828, 40.5215 или 421.3828.
В отличие от метода, описанного выше, здесь необходимо измерить сопротивление.
В этом случае зависимость должна быть следующей:
- 128 0С — 80,8 Ом;
- 100 0С — 177 Ом;
- 80 0С — 332 Ом;
- 60 0С — 667 Ом;
- 40 0С — 1459 Ом;
- 20 0С — 3520 Ом;
- 0 0С — 9420 Ом;
- -20 0С — 28680 Ом;
- -40 0С — 100707 Ом.
В случае значительных отклонений от этих параметров необходимо произвести замену устройства.
Замена датчика без слива ОЖ
Если вы решили заменить его, не сливая жидкость, нужно взять новый прибор и немного перевернуть старый. Когда датчик уже можно повернуть вручную, ключ вынимается, и элемент медленно откручивается вручную и прижимается к отверстию. Когда выясняется, что прибор откручен, его быстро снимают, а на его место быстро устанавливают новый. Затем деталь вкручивается и проверяется ее работоспособность.
Как проверить, не снимая с машины
При подозрении на неисправность ДТОЖа снимать его с автомобиля не нужно. Все манипуляции можно проводить без разборки с помощью тестера или диагностического прибора. Рассмотрим подробнее каждый из способов.
1. Предварительная проверка
Чтобы проверить датчик температуры, заведите автомобиль и дайте двигателю поработать на холостом ходу до 90 — 95 ° C.
Отсоедините разъем от датчика и обратите внимание, как будет вести себя стрелка на панели приборов:
- если стрелка осталась на месте, необходимо проверить сам счетчик или электрическую цепь, которая идет к прибору (подробнее об этом позже);
- если стрелка идет вниз, проверьте предохранитель. Если он цел и при замыкании контакта на массу стрелка прыгает, значит датчик неисправен.
2. Мультиметром
Самый простой метод проверки датчика температуры охлаждающей жидкости — использовать тестер.
Для начала проверим на нем напряжение, установим мультиметр в режим «Измерять постоянное напряжение до 20В».
- Отсоедините разъем от прибора.
- Включите зажигание.
- Подключите плюсовой провод прибора к разъему «+» и замкните второй контакт тестера на мотор. Измеритель должен показывать от 4,8 до 5,2 В.
При работе на горячем двигателе не прикасайтесь к металлической поверхности, чтобы не обжечься и не повредить счетчик.
Алгоритм действий следующий:
- Выбросьте контакты подальше от сенсора.
- Установите на мультиметре режим измерения сопротивления.
- Измерьте параметр между клеммами.
- Сравните их с табличными данными, которые вы можете найти в руководстве по ремонту и техническому обслуживанию вашего автомобиля.
На некоторых моделях автомобилей очень сложно добраться до разъемов датчиков, и их необходимо будет удалить.
Чтобы минимизировать потери антифриза, открутите крышку расширительного бачка, чтобы сбросить давление в системе. Затем снова закрутите пробку.
Точные прочностные характеристики могут отличаться в зависимости от модели.
Для примера приведем несколько параметров сопротивления для автомобиля ВАЗ 2110.
Таблица 1.
0C температура | Ом сопротивление |
+100 | 177 |
+80 | 332 |
+60 | 677 |
+40 | 1459 |
+20 | 3520 |
+10 | 5670 |
+5 | 7280 |
Если ДТОЖ предоставляет неверную информацию, его, возможно, необходимо удалить для более детальной проверки и заменить позже.
3. Диагностический прибор
Когда на приборной панели появляется ошибка двигателя, стоит проверить ЭБУ на наличие ошибок, связанных с датчиком температуры.
Самый удобный вариант — использовать сканер ODB2. Чтобы избежать больших затрат, вы можете использовать простую модель Scan Tool Pro Black Edition или ELM327, о которой мы писали выше.
Общий алгоритм действий следующий:
- Осмотрите ДТОЖ на предмет повреждений проводов или ржавчины.
- Подключите устройство и ознакомьтесь с ошибками (как это сделать, перейдите по ссылке выше).
- Коды P0115, P0117. P0116 или P0118 указывают на наличие неисправностей в работе датчика.
Возможности рассмотренной выше модели позволяют в режиме онлайн наблюдать за работой датчика, а также следить за работой других узлов — КПП, трансмиссии, ESP, ABS и других.
Устройство работает со всем диагностическим ПО и работает без потери связи. Для связи используются Bluetooth и Wi-Fi.
Диагностика автомобиля своими руками через ноутбук: сканер, программы, порядок работы, переходники на микросхемах ELM327 и VAG
Рекомендации по уходу и обслуживанию датчиков
- Строго следуйте рекомендациям производителя по времени технического обслуживания автомобиля;
- Покупайте запчасти с оригинальными каталожными номерами. Точные данные указаны в инструкции по эксплуатации вашего технического устройства;
- При появлении первых признаков неисправности двигателя обратитесь на СТО;
- Не приобретайте датчик температуры у других технических средств, так как полная работоспособность оборудования не гарантируется;
- Внимательно проверьте каталожные номера деталей, запасных частей с актуальной маркировкой, указанной в руководстве по эксплуатации.
Признаки неполадок
Типичные симптомы ошибки ДТОЖ следующие:
- Включите вентилятор, когда двигатель не прогрет;
- Прогретый двигатель плохо заводится;
- Нестабильные обороты холостого хода двигателя;
- Нестабильная работа двигателя (тройка, отсутствие тяги)
- Увеличивается расход бензина;
Если ДТУОЖ вышел из строя, двигатель работает стабильно, без перебоев, но на панели приборов видно, что жидкость вообще не нагревается и не остывает. Все это признаки неисправности ДТОЖ на ВАЗ 2114.
Возможные причины
Наиболее частыми причинами возникновения таких проблем для ДТОЖ и ДТУОЖ являются:
- Окисление клемм (контактов);
- Оборван шнур питания;
- Поломка самого датчика;
Ремонт датчика уровня охлаждающей жидкости
Если контакты датчика целы, но сам не работает должным образом, его можно отремонтировать.
- Снимите датчик с автомобиля.
- Удалите поправки.
- С помощью герметика хорошо прилегают к телу.
- Затем сваривается стык (изолируя его от антифриза).
Таким образом можно отремонтировать пластиковый поплавок. Пористый поплавок необходимо заменить, однако можно найти и собрать аналогичную деталь.
Как проверить датчик температуры ОЖ
Есть много способов проверить датчик температуры. Лучше всего использовать адаптер OBD2, так как он может отображать коды ошибок. Если не получается приобрести переходник, но под рукой есть омметр, с его помощью можно провести диагностику. Последний вариант менее надежен, но в опытных руках показывает хорошие результаты.
Компьютером
Для полной проверки датчика температуры рекомендуется использовать адаптер OBD2, который в народе часто называют компьютером. Адаптер выглядит как небольшой блок с разъемом, который вставляется в диагностический разъем на приборной панели автомобиля. Адаптер управляется по беспроводной сети через Wi-Fi или Bluetooth, и вы можете подключиться к нему с помощью смартфона или ноутбука.
Лучшим вариантом будет покупка популярной модели ELM-327 — она стоит всего 1-2 тысячи рублей, имеет хорошую надежность и функциональность, и купить ее можно в любом автомагазине.
Плюс адаптера в том, что с его помощью можно обнаружить внутренние ошибки автомобиля, что будет особенно критично, если активирован индикатор Check Engine.
Тест датчика температуры с ELM-327:
- Вставьте адаптер ELM-327 в диагностический разъем автомобиля, установите программное обеспечение для работы с устройством на свой смартфон, подключитесь к нему через телефон по беспроводному каналу Wi-Fi или Bluetooth.
- Активируйте пункт меню «Ошибки ESUR» — через несколько секунд на экране появится список обнаруженных ошибок. Если проблема связана с датчиком температуры, появится код P0115, P0117. P0116 или P0118.
Проверка в домашних условиях
После снятия осталось убедиться, что датчик неисправен. Для этого нужно знать, как самостоятельно проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114. Замерить его сопротивление необходимо в холодную погоду и после опускания в кипяток:
- Сопротивление на выводах открученного от автомобиля прибора порядка 3500 Ом;
- Сопротивление после погружения в стакан с кипятком должно быть менее 200 Ом;
- Получение промежуточных значений не так важно;
Если показания сильно отличаются, ДТОЖ необходимо заменить. Посмотрите на его отметки и возьмите тот же датчик. Затем прикрутите его на место старого и подсоедините к нему разъем. Не забудьте залить в систему антифриз. Теперь вы знаете, как проверить ДТОЖ на ВАЗ 2114.
Таблица показаний датчика температуры охлаждающей жидкости
Если показания датчиков не соответствуют данной таблице, необходимо заменить датчики температуры охлаждающей жидкости БАЗ 2114. Учтите, что сам ДТОЖ ремонту не подлежит. Если выясняется, что датчик работает, то нужно искать неисправность в другом месте, например, в термостате .
Читайте также:Электросхема вентилятора охлаждения: принудительное включение на ВАЗ-2114
Калина
Официальная версия ДТОЖ для ВАЗ 2112 — 2112-3851010. Но можно использовать аналоги, например, ЭРА (33026), Лузар (LS 0112), Фенокс (ТСН 2211207).
Расположение датчика на автомобиле с двигателем на 8 и 16 клапанов близко к термостату. В этом случае устройство слегка закрывается корпусом фильтра.
В то же время на Lada Kalina 1 для доступа к указателю температуры потребуется снять воздушный фильтр.
Для откручивания используйте гаечный ключ на 19 мм, слив антифриза не требуется.
Проверяем, как и в предыдущем случае, предварительно сняв прибор с ключом на «19».
Наличие рабочего напряжения проверяется мультиметром при включенном зажигании без снятия датчика между клеммной колодкой «B» и массой (вывод на блоки 2 «A» и «B»), стандартные показания в диапазоне 4, 8. -5,2 В.
Как работает датчик температуры в автомобиле
Устройство работает по принципу термического полупроводника, уровень сопротивления которого изменяется в зависимости от температуры антифриза в системе. Конструктивно устройство выглядит как удлиненное цилиндрическое устройство, которое состоит из металлического корпуса с резьбой, термочувствительного элемента, пластмассового электрического разъема с контактами и термочувствительного устройства (термистора) с проводами.
Устройство работает следующим образом:
- Устройство имеет два чувствительных элемента: внешний (электрический) и внутренний (тепловой). Внутренний элемент — полупроводниковый термистор, который ввинчивается в систему охлаждения и контактирует с антифризом. Внешний элемент — это два электрических контакта, которые подключаются к ЭБУ автомобиля через разъем (часто называемый микросхемой) и провода. Чувствительные элементы соединены между собой электрическими кабелями.
- Устройство имеет стабильный уровень электрического тока. Обычно это 5 вольт, хотя в некоторых современных автомобилях может быть 12 или 24 вольт. Полупроводниковый термочувствительный элемент имеет отрицательный температурный коэффициент. Поэтому с повышением температуры внешней среды (в нашем случае это антифриз) электрическое сопротивление устройства уменьшается, а с понижением температуры — увеличивается.
- Изменяя уровень сопротивления, устройство может контролировать уровень нагрева антифриза в системе охлаждения. Данные устройства анализируются электронным блоком управления автомобиля. Для просмотра нагрева антифриза на современных автомобилях на приборной панели (обычно находится слева от спидометра) устанавливается отдельный прибор со стрелкой).
Как ДТОЖ регулирует нагрев антифриза в системе:
- При сжигании топлива в двигателе внутреннего сгорания помимо механической работы выделяется большое количество тепла, которое нагревает двигатель. Чтобы двигатель не перегревался сверх определенных пределов, в автомобиле присутствует антифриз, который отводит излишки тепла и охлаждает двигатель.
- Во время работы антифриз может перегреться, и чем выше интенсивность работы двигателя, тем больше тепла охлаждающая жидкость. Степень нагрева контролируется ДТОЖ, который передает информацию о нагреве в электронный блок управления автомобиля.
- Когда нагрев антифриза достигает 95-100 градусов, запускается система охлаждения (иначе охладитель испарится, что приведет к перегреву двигателя). Для охлаждения используются вентиляторы, уменьшающие нагрев кулеров за счет вращения лопастей.
- Многие современные автомобили оснащаются дополнительной системой охлаждения антифриза, доведя ступени до минимума. Когда нагрев поднимается выше 95-100 градусов, ЭБУ меняет количество ступеней регулятора, что приводит к снижению уровня впрыска топлива в двигатель, и антифриз начинает меньше нагреваться.
Проверка датчика своими руками
Как вы уже понимаете из вышесказанного, датчик температуры отправляет водителю уровень нагрева охлаждающей жидкости на приборную панель, чтобы водитель мог визуально оценить свое состояние самостоятельно.
А чтобы его диагностировать, нужно сделать следующее:
- Заводим машину пораньше, даем поработать на холостом ходу, пока стрелка не покажет максимальную рабочую температуру, которая составляет 90-98 градусов.
- Далее необходимо отключить контакты и посмотреть, что укажет стрелка на панели инструментов.
В этом случае может быть два типа дальнейшего развития событий.
- Стрелка осталась неподвижной и никак не реагирует на происходящее — причина кроется в проводке или в самом датчике. Необходимо проверить целостность самих проводов и только потом переходить непосредственно к датчику.
- Стрелка в положении «ноль» — в этом случае необходимо проверить предохранитель. Если предохранитель в блоке исправен и при замыкании контакта на массу стрелка начинает прыгать, датчик температуры не работает.
Неисправности ДТОЖ и пошаговое устранение
ДТОЖ имеет простую конструкцию, поэтому выходит из строя редко. Сбои чаще всего возникают при превышении срока годности, а также в случае аварии, когда устройство выходит из строя из-за механического удара. Основные неисправности ДТОЖ — повреждение корпуса, выход из строя микросхемы, окисление контактов и некоторые другие.
установить неисправность ДТОЖ можно по симптомам, которые можно разделить на две группы. В первую категорию входят схожие типичные симптомы для всех типов неисправностей (например, они могут появиться как при поломке корпуса, так и при окислении контактов). Ко второй группе относятся особые симптомы, характерные только для одного типа неисправности (например, прыгающая стрелка при пробое изоляции).
Типичные симптомы:
- Активация индикатора Check Engine на панели управления. Лампа активируется электронным блоком управления автомобилем в случае обнаружения возможной поломки автомобиля. К сожалению, в большинстве современных ЭБУ не указано, где и почему произошел сбой, и отказ Check Engine может произойти по многим другим причинам, от тройных двигателей до повреждения трансмиссии.
Чтобы понять конкретную причину неисправности, необходимо приобрести адаптер OBD2 и подключить его к панели управления. Далее по беспроводному каналу нужно получить доступ к устройству и просмотреть конкретный код ошибки.
- Повышенный расход топлива автомобиля. Из-за неисправности датчика на электронный блок управления будет отправлена неверная информация о настройке ступеней регулятора подачи топлива. Обычно это приводит к большему впрыску бензина / дизельного топлива в камеру сгорания, что приводит к большим потерям топлива во время движения.
- Хаотичная работа охлаждающего вентилятора. Электронный блок запускает вращение лопастей вентилятора, если температура антифриза превышает определенные пределы (обычно 95-100 градусов) и есть риск его испарения. В зависимости от конкретной причины неисправности ДТОЖ возможны многие сценарии: полная остановка вентилятора, резкое включение / выключение, непрерывная работа вентилятора при любом уровне нагрузки, вращение лопастей только при включении аварийного режима.
- Нестабильная работа двигателя при движении с небольшими нагрузками. Из-за нарушения охлаждения и подачи охлаждающей жидкости двигатель начинает работать нестабильно и глохнет особенно в жаркое время года.
- При движении возможны сильные вибрации, появление небольших толчков, самопроизвольные остановки на малых скоростях.
- Внезапное отключение двигателя при езде в горячем состоянии. Этот симптом возникает, когда антифриз нагревается выше критического уровня и начинает испаряться, а датчик не запускает охлаждающий вентилятор.
В результате двигатель начинает перегреваться сверх определенного предела, и многие ЭБУ принудительно выключают двигатель в случае перегрева, чтобы избежать поломки и взрыва. Остановка двигателя происходит в двух случаях: при длительной поездке или на большой скорости, а также при сочетании обоих факторов.
Повреждение корпуса
Корпус ДТОЖ выполнен из прочного металла. Однако при механических ударах или под воздействием химически активных веществ он может окислиться и сломаться, что приведет к повреждению устройства.
Характерный симптом — резкое колебание датчика температуры на панели управления при движении с большой скоростью. Также можно обнаружить неисправность при внешнем осмотре. А поврежденный корпус восстановить проблематично, необходимо менять запчасть.
- Удалите охладитель из системы. Для этого поставьте машину на платформу, дождитесь полного остывания машины, поместите емкость под сливное отверстие.
- Откручиваем пробки расширительного бачка и радиатора, открываем заслонку духовки, откручиваем болт, фиксирующий отверстие в моторе. Подождите, пока весь кулер не выйдет из системы.
- Откройте капот, снимите минусовую клемму аккумуляторной батареи, чтобы обесточить автомобиль.
- Найдите на машине счетчик охлаждающей жидкости, вытащите внешний контакт (фишку), аккуратно вывинтите прибор из отверстия.
- Установите новый счетчик, затем выполните все действия в обратном порядке.
Работайте в перчатках. На торце старого устройства могут быть остатки старого кулера.
Окисление термоконтакта
Термический контакт может окисляться при контакте с жидкостями или просто по причине старости, а также в случае использования некачественных охладителей (они содержат много свободных ионов, которые откладываются на термисторе). Проблема чаще возникает на старых автомобилях. У расстройства нет специфических симптомов.
Для диагностики необходимо произвести внешний осмотр контактов. Если проблема заключается в окислении, термистор должен быть покрыт черными точками. Исправить это вручную невозможно. Необходимо установить новый счетчик.
Нарушение работы электроконтактов
Деталь может перестать работать из-за повреждения или окисления электрических контактов и очень часто такая поломка возникает на старых автомобилях. У этой неисправности есть характерный симптом: при повреждении электрических контактов прибор не всегда выходит из строя. Поэтому инструмент может периодически передавать правильные данные о нагреве охлаждающей жидкости для двигателя.
Для диагностики рекомендуется использовать омметр или мультиметр. Если прибор выдает нулевые показания напряжения / сопротивления или показания часто меняются, электрический контакт, скорее всего, нарушен. Также можно обнаружить неисправность при внешнем осмотре (будут видны следы коррозии или плавления). Есть только одно решение проблемы: полная замена сенсора по инструкции выше.
Повреждение фишки
Чипом называется контактная система, на которую подается питание от электронного блока управления станком на ДТОЖ. Чип может выйти из строя при повреждении контактной головки. К сожалению, повреждение микросхемы не имеет характерных симптомов, поэтому установить поломку можно только в том случае, если были исключены другие варианты повреждения (корпус, изоляция, контакты ДТОЖ).
Установить неисправность можно с помощью мультиметра, который должен «нащупать» головку микросхемы. Сброс должен выглядеть так:
- Обесточьте аккумулятор, вытащив отрицательный полюс. Найдите чип в автомобиле и осторожно удалите его из датчика температуры и блока управления двигателем.
- Осмотрите устройство — если действительно произойдет поломка головы, нужно купить новую микросхему и установить ее на автомобиль.
Нарушение изоляции проводов
Еще одна причина выхода из строя ДТОЖ — повреждение провода, ведущего от микросхемы к электронному блоку. Поломка имеет характерный симптом: обычно она дает о себе знать при движении на высоких скоростях, когда уровень вибрации автомобиля увеличивается. Для диагностики рекомендуется использовать мультиметр, который должен «нащупать» провод. Восстановить работоспособность автомобиля можно тремя способами:
- С помощью мультиметра вы можете найти конкретный участок, где был поврежден провод. Восстановить изоляцию можно с помощью изоленты.
- Если вы не можете найти конкретный участок или провод сильно поврежден, рекомендуется отрезать старый провод и припаять новый.
- Большинство автомобилистов не ищут конкретный участок, где нарушена изоляция, а покупают новый чип с полным проводом и подключают его к системе.
Принцип работы
Двухконтактный датчик температуры семейства ВАЗ 2110-2115 — это резистивный механизм с отрицательным температурным коэффициентом. То есть на морозе его сопротивление высокое, а при нагревании наоборот — низкое. Во время работы ДТОЖ передает импульсы на ЭБУ. Устройство имеет 2 контакта: один для связи с блоком управления, второй для запуска / остановки вентилятора радиатора.
Таблица 1. Единицы измерения температуры воды и данные на ДТОЖ ВАЗ 2115
Градусы t ° C Сопротивление (Ом)
100 | 177 |
40 | 1459 |
0 | 9420 |
−20 | 28680 |
−40 | 100700 |
Информация о самотестировании счетчика
Проще говоря, датчик температуры ВАЗ 2115 (8-клапанный инжектор) выполняет одну из функций амортизатора (впуска), который традиционно ставился на карбюраторных автомобилях. При получении показаний от ДТОЖ, система ЭБУ подает богатую смесь топлива на холодный двигатель и бедную — на теплый.
Этапы поиска неполадки
Опытные техники выполняют следующие действия по устранению неполадок:
- Начинают проверять предохранители, заменяют перегоревшие и на этом проблему можно решить;
- Осмотр на предмет внешних повреждений (расплавленный пластик, изоляция, сколы)
- Снимите клемму, отпустив защелку, и очистите контакты. Если проблема в них, двигатель стабилизируется;
- Проверяют мультиметром схему питания, отсутствие питания будет означать обрыв провода;
- Снятие и настройка ДТОЖ;
Особенности проверки на ВАЗ 2110
Комплектация «дюжина» включает два типа двигателей: на 8 и 16 клапанов. Но характеристики ДТОЖ, расположение и замена идентичны.
На этих ВАЗ 2110 можно использовать датчик температуры Lusar LS 0101. Когда автомобиль оборудован двумя датчиками температуры охлаждающей жидкости, один возле термостата взаимодействует с ЭБУ, второй на радиаторе и передает данные на приборную панель.
Процедура испытаний такая же, сопротивления при разных температурах указаны в таблице 1.
Демонтаж
В первую очередь они смотрят, что им мешает приблизиться к термостату и датчику. Корпус воздушного фильтра мешает — надо снимать. Кроме того, рекомендуется слить антифриз из двигателя, но это не всегда необходимо. Во время замены выходит лишь немного жидкости, и ее всегда можно долить до уровня.
Затем, сливая жидкость, снимаем клемму с АКБ, выбираем нужный датчик и снимаем все, что к нему подключено. После отключения элемент просто откручивают, удерживая за края руками или ключом. Затем устройство можно удалить.
ВАЗ 2114, ВАЗ 2115
На этих автомобилях ГМ 2112-3851010-01 можно использовать как ДТОЖ. Расположение устройства между головкой и термостатом.
Для проверки желательно разобрать элемент (гаечный ключ 19). Для этого нужно дождаться остывания двигателя, выбросить «минус» на АКБ и слить антифриз.
Далее необходимо разобрать прибор, проверить его с помощью жидкостного обогрева, градусника и мультиметра.
В этом случае должны быть следующие параметры.
Таблица 2.
Температура, 0С | Сопротивление, Ом | Напряжение, В |
+30 | 1350-1880 | восемь |
+50 | 585-820 | 7,6 |
+70 | 280–390 | 6,85 |
+90 | 155–196 | 5,6 |
+110 | 87-109 | 4,7 |
При расхождении показателей необходимо произвести замену прибора.
Диагностика ДТОЖ
Все автовладельцы должны знать, как проверить датчик температуры на ВАЗ-2110. Проверив, вы сможете сэкономить на стоимости нового устройства, хотя цена его не совсем высокая.
Элемент можно проверить нагреванием. Вам понадобится подходящая емкость. Это может быть стакан или чайник. В нее наливают горячую воду. Вода должна быть нагрета примерно до 100 градусов — за нагревом нужно следить термометром.
После этого рабочая часть устройства опускается в воду. Однако опускать нужно именно ту часть датчика температуры, которая находится в двигателе. Контакты не должны находиться в воде. Затем к контактам подключается мультиметр и измеряется сопротивление.
Исправный датчик при температуре жидкости 100 градусов имеет сопротивление 177 Ом. При +50 градусах сопротивление 973 Ом. Если значения неверны, неисправный элемент необходимо заменить. Если показатели попадают в эти нормы, значит, все в порядке.
Рено Логан
На Рено Логан можно использовать многие виды ДТОЖ, например MEAT & DORIA 82187, JP GROUP 1293102400, Vernet WS2602 и другие.
Оригиналы:
- 12-RENAULT-7700101968 (треугольные контакты) — подходит для 8-клапанных двигателей до 2012 года выпуска.
- 12-RENAULT-226307034R — после 2012 г. (последовательные контакты).
Все они подходят для двигателей К4М и К7М, их положение разное.
Затем на К4М (8 клапанов) термометр устанавливается в корпусе водораспределителя (в блоке цилиндров). Он один передает информацию на приборную панель и работает совместно с ЭБУ.
На двигателе К7М в задней части ГБЦ.
На корпусе блока нанесены обозначения трех выводов «А», «В1» и «В2». Измерение рабочего напряжения, как и в предыдущем случае, выполняется с панелью, вставленной между клеммой «B1» и массой. Норма от 4,8 до 5,2 В.
Если на блок не подается напряжение, отсоедините проводку от компьютера и с помощью тестера проверьте проводку на обрыв цепи. Измерения производятся между «B1» и контактом «13» ЭБУ.
Если схема работает, блок управления вышел из строя.
Переводим тестер в режим «Измерение сопротивления» и проверяем цепь «масса» датчика между выводом «В2» и корпусом машины (двигателем) на обрыв).
Показания ниже 1 Ом указывают на исправность цепи. Если прибор показывал бесконечность, между выводами «73» ЭБУ и «В2» блока есть зазор.
Кроме того, если вы не хотите снимать датчик температуры охлаждающей жидкости с двигателя, используйте тестер для измерения показаний сопротивления на горячем и холодном двигателе между выводами датчика «B1» и «B2».
Нормативные данные представлены в таблице 4.
Температура, 0С | Сопротивление, Ом |
120 | 105 |
110 | 135 |
90 | 240 (+ / — 30) |
80 | 335 (+ / — 35) |
50 | 810 |
25 | 2050 г |
ветры | 3500 (+ / — 500) |
4 | 7500 (+ / — 500) |
Для дальнейшего управления устройством вы можете использовать один из описанных выше методов.
Для большей надежности рекомендуется разобрать устройство, использовать головку 21.