- Устройство и проверка датчика включения вентилятора ВАЗ 2110
- Датчик температуры наружного воздуха
- Диагностика ДВВ
- Схемы включения
- Рабочая температура 8-ми клапанника
- Ваш случай График температуры. Нормальная рабочая температура составляет около 90 градусов на приборной панели.
- Решение проблемы
- Зачем нужна регулировка температуры включения вентилятора
- Вентилятор работает постоянно
- Принцип работы системы охлаждения ваз 2110 инжектор 16 клапанов
- Правила техники безопасности
- Вентилятор не включается
- Эксплуатация вентилятора охлаждения в инжекторных автомобилях
- Порядок действий. Пошаговая инструкция
- Обследовать элементы электропроводки, добиться надежного соединения
- Проверка датчика
- Проверка реле
- Где находится реле вентилятора охлаждения ваз 2110
- Проверить электродвигатель
- Доработки схемы управления пуском вентилятора ваз 2110 инжектор
- Как изменить режим работы вентилятора на Приоре и ВАЗ 2110 16 кл.
- Проверка в домашних условиях
- Общие теоретические сведения
- Где находится датчик включения вентилятора?
- При каких температурах он должен срабатывать?
- По какому принципу он действует?
- Какая должна быть рабочая температура двигателя?
- Устройство системы охлаждения
- Основные неисправности и пути их решения
- Радиатор охлаждения
- Радиатор печки
- Патрубки
- Водяной насос
- Термостат
- Вентилятор охлаждения радиатора
- Датчик системы охлаждения
- Признаки неисправности
- Предохранитель
- Как изменить режим работы вентилятора на Приоре и ВАЗ 2110 16 кл
- Воздушная пробка
- Сколько стоит датчик?
- Где находится
- Советы и рекомендации
Устройство и проверка датчика включения вентилятора ВАЗ 2110
Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима двигателя автомобиля. Основными элементами являются каналы для тосола в блоке цилиндров, патрубки, термостат, радиатор, а электрическая часть включает в себя датчик включения вентилятора ВАЗ 2110, датчик температуры и электродвигатель с крыльчаткой для охлаждения радиатора. Несвоевременное обнаружение неисправностей в системе охлаждения может привести к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту.
Датчик включения вентилятора ЛС 0108 (ТМ-108)
Датчик температуры наружного воздуха
На «Десятках» более поздних выпусков с приборной панелью ВДО с двумя экранами и маршрутным компьютером устанавливался датчик температуры наружного воздуха. При работающем двигателе показания температуры снаружи ВАЗ 2110 выводились на экран приборной панели.
Датчик расположен внутри переднего бампера, рядом с противотуманной фарой. Сторона установки устройства в каждом случае может быть разной (со стороны водителя или со стороны пассажира). Если датчик температуры устанавливался владельцем самостоятельно, его чаще всего приматывали изолентой к низу буксировочной петли.
Каталожный номер оригинального датчика температуры: 2115-3828210-03, его ориентировочная цена около 250 руб.
Если датчик температуры наружного воздуха не работает, снимите пластиковую защиту левой или правой передней колесной ниши (в зависимости от расположения датчика), отсоедините разъем проводки и извлеките датчик из держателя в переднем бампере. Установка новой детали осуществляется в обратном порядке.
Диагностика ДВВ
Если работоспособность системы охлаждения не восстановилась в результате замены датчика, новая деталь может быть бракованной.
Чтобы убедиться, что ДВВ работает, необходимо выполнить следующие простые действия:
- Снимите датчик с автомобиля.
- Поместите его в металлическую емкость с водой.
- Поставьте бак на газовую плиту.
- Кипятить.
- Выньте ДВВ из контейнера и измерьте сопротивление между контактами.
Для выполнения диагностической операции можно использовать недорогой мультиметр или тестер. Если в результате измерений установлено небольшое электрическое сопротивление, датчик исправен и может использоваться по назначению. Как проверить эту деталь теперь понятно, так что если вы не можете найти дешевую б/у деталь, ее тоже можно установить после диагностической операции.
Схемы включения
В инжекторных и карбюраторных двигателях ВАЗ 2110 биметаллический датчик температуры ТМ-108 используется по-разному для управления включением и выключением двигателя вентилятора.
У карбюраторных двигателей он находится на радиаторе слева по ходу движения. Резьбовая часть, помещенная непосредственно в теплоноситель, при нагреве изгибает биметаллическую пластину и замыкает контакты. Напряжение от аккумулятора через предохранитель поступает на один контакт электродвигателя, другой при срабатывании датчика соединяется с корпусом и приводит в движение крыльчатку.
Датчик включения вентилятора (карбюратор ВАЗ 2110)
У форсунок ВАЗ 2110, ТМ-108 он находится возле термостата, сигнал подается на электронный блок управления (ЭБУ). Управляющий сигнал от ЭБУ поступает на реле вентилятора охлаждения, которое, как и датчик двигателя карбюратора, управляет электродвигателем.
Датчик впрыска для включения вентилятора
Во всех двигателях в блоке цилиндров имеется еще одно устройство, сигнал которого используется для индикации температуры охлаждающей жидкости на панели в салоне.
Рабочая температура 8-ми клапанника
Нормальная рабочая температура для восьмиклапанных двигателей на Калине и Гранте составляет ровно 90 ºC. Но владельцы жалуются, что иногда она едва достигает 80 градусов даже в жару. Причина кроется в термостате — он полностью открывается при температуре 85 градусов. Причем допустимое отклонение от этого значения очень велико – (85±8,3) ºС.
Другими словами, гонка составляет 77..93ºС.
Но ведь топливная смесь может нормально воспламениться только при температуре двигателя около 90 градусов. Именно это значение заложено в электронный блок управления. Если температура слишком низкая, смесь обогащается (увеличивается количество бензина). Это основная проблема, возникающая при понижении температуры. А зимой обогреватель работает хуже.
Ваш случай
График температуры. Нормальная рабочая температура составляет около 90 градусов на приборной панели.
В вашем случае скорее всего заклинил термостат, обычно заклинило посередине. В этом случае поможет либо ремонт, либо замена термостата.
Заклинивший клапан термостата является распространенной проблемой системы охлаждения двигателя.
То есть жидкость, еще не нагретая, подается на охлаждающий радиатор и обдувается сильным потоком ветра. На самом деле с повышением температуры воздуха проблема частично исчезнет. Поэтому они надевали картонные коробки и годами так ездили. Но мы не рекомендуем этого делать.
Решение проблемы
Устранить проблему низкой температуры в системе охлаждения двигателя можно, установив термостат, открывающийся при 92ºС. Отлично показывает себя элемент WAHLER 3091.92D.
Оригинальная упаковка термостата wahler 3091.92d.
Сам элемент — температура открытия выбита на корпусе.
Нужно просто разобрать его и перенести внутренности на родной термостат Калины.
Отпиливаем пластину, отгибаем корпус и вытаскиваем термопару.
Подтачиваем пружину, чтобы место зажима было более плоским.
Для сравнения — термопары wahler 3091.92d и родные.
Есть минус, летом температура будет выше, и есть риск закипеть в пробке. Точнее, этот риск выше при установке термостата с поздним временем открытия!
Обязательно используйте новые прокладки и смажьте их небольшим количеством герметика – это предотвратит появление утечек охлаждающей жидкости.
Зачем нужна регулировка температуры включения вентилятора
Помимо непродуманной системы реакции вентилятора на перепады температуры, мы получаем еще и шумный электродвигатель, который будет заглушать музыку, а вдобавок некорректное поведение датчика контроля температуры охлаждающей жидкости. Как работает датчик температуры и как он приводит в действие электровентилятор на 16-клапанных двигателях Приора и ВАЗ 2110, мы выяснили не так давно.
Обычный датчик температуры ВАЗ 2110 К тому же прошивка электронного блока управления двигателем работает некорректно, поэтому диагносты упорно предлагают прошить недовольных работой вентилятора. И еще, самая большая проблема с включением вентилятора в том, что он не имеет нескольких режимов работы, а выбрасывает все сразу.
Естественно, это приводит к резкому падению напряжения в бортовой сети, а если она хорошо нагружена дополнительным оборудованием, то ничем хорошим это не светит. То есть вентилятор на двигателях ВАЗ 21126 имеет ряд проблем:
- нет дополнительных режимов работы, двигатель всегда работает на полную мощность;
- чрезмерная производительность вентилятора хороша в пробках и в адскую жару, но не в штатных режимах работы двигателя;
- электродвигатель сильно шумит и с этим ничего не поделаешь;
- бортовая сеть может быть сильно перегружена по току при запуске электродвигателя;
- во многих случаях пусковая температура вентилятора не соответствует условиям эксплуатации и многие хотели бы сдвинуть нижний температурный порог еще на 5-7 градусов ниже, чтобы избежать перегрева мотора. Исходя из этого, многие задумываются над тем, как отрегулировать температуру включения вентилятора.
Вентилятор работает постоянно
Конструктивно вентилятор радиатора состоит из:
- рама (рама);
- привод (электродвигатель);
- рабочие колеса.
Электродвигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, которая крепится к задней части радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленный поток воздуха, который собственно и охлаждает антифриз или антифриз.
Это более редкий дефект, он возникает в следующих случаях:
- Контакты датчика не размыкаются, горит лампочка «Check engine», для карбюраторных ВАЗ 2110 при размыкании контакта вентилятор выключается;
- Обрезаны провода устройства (только на форсунке);
- «Застрявшее» реле в замкнутом состоянии.
Для устранения неисправности необходимо заменить вышедший из строя элемент.
- Контакты датчика не размыкаются, горит лампочка «Check engine», для карбюраторных ВАЗ 2110 при размыкании контакта вентилятор выключается;
- Обрезаны провода устройства (только на форсунке); «Застрявшее» реле в замкнутом состоянии.
- Для устранения неисправности необходимо заменить вышедший из строя элемент.
Принцип работы системы охлаждения ваз 2110 инжектор 16 клапанов
Конструкция представляет собой замкнутый контур, внутри которого теплоноситель прокачивается центробежным насосом. Температура, создаваемая двигателем, отводится радиатором в атмосферу. Датчик, установленный на трубке термостата, регистрирует порог нагрева охлаждающей жидкости 105 — 107 градусов Цельсия, выдает информацию на контроллер, контроллер подает сигнал на реле, запускает электродвигатель вентилятора. Продуваются ячейки радиатора.
Принцип работы системы охлаждения ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов: 1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопления; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 4 – шланг к насосу хладагента; 5 — шланг расширительного бачка; 6 — шланг отвода пара к радиатору отопления; 7 — крышка расширительного бака; 8 — расширительный бачок; 9 — термостат; 10 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора двигателя; 11 — шланг подвода жидкости к дроссельному узлу; 12 — шланг отвода пара к радиатору двигателя; 13 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 14 — радиатор двигателя; 15 — пробка сливного отверстия радиатора; 16 — электровентилятор радиатора двигателя; 17 — насос охлаждающей жидкости; 18 — подводящий патрубок насоса охлаждающей жидкости; 19 — шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла.
Правила техники безопасности
- откройте крышку расширительного бачка после того, как двигатель остынет.
- При работе под капотом следите за вращающимися лопастями, горячим двигателем.
- Используйте ремонтопригодные вспомогательные проводники сечением 2 мм.
- Используйте стандартные предохранители требуемого номинала.
- Работайте с правильными инструментами.
- Заизолируйте «оголенные» контакты, избегайте коротких замыканий в проводах.
Вентилятор не включается
Этому может быть несколько причин:
- Предохранитель. В монтажном блоке может быть неисправен предохранитель F7, рассчитанный на 20 ампер — он отвечает за питание электровентилятора и цепей звукового сигнала;
- Термостат. Жидкость циркулирует только по малому кругу, радиатор и датчик не греются, соответственно вентилятор не включается. Проверить можно просто прощупав патрубки, подходит к радиатору, должен начать греться после открытия термостата;
- Датчик. Для ВАЗ 2110 с карбюратором контакты замыкаются для проверки, если устройство не работает, включается электровентилятор. В случае с инжекторным двигателем необходимо отсоединить разъем, при этом остальные элементы работают, ЭБУ обнаружит обрыв в цепи, подаст постоянный аварийный сигнал на реле, которое заставит электродвигатель на охлаждение;
- Реле вентилятора охлаждения инжекторных двигателей ВАЗ 2110. Датчик выключен, силовые контакты замкнуты на реле, расположенном в дополнительном блоке предохранителей. Если все заработало, проверяем обмотку управления: на одном контакте всегда плюс от главного реле, другой подключаем к корпусу, пытаемся услышать щелчок. Но лучше просто заменить реле для проверки, временно, на заведомо исправное;
- Электродвигатель. При проверке контакт размыкается; для принудительного включения крыльчатки напряжение подается напрямую от аккумулятора.
Если все элементы в порядке, обрыв нужно искать в проводах, поочередно «прозванивая» их. Также возможен плохой контакт с кузовом автомобиля клемм на проводах подключения реле и датчика. В худшем случае выйдет из строя ЭБУ, при этом сигнал с «ноги» 46 обычно «плавает» и не доходит до +12 вольт (выкл) и 0 (вкл).
Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима двигателя автомобиля. Основными элементами являются каналы для тосола в блоке цилиндров, патрубки, термостат, радиатор, а электрическая часть включает в себя датчик включения вентилятора ВАЗ 2110, датчик температуры и электродвигатель с крыльчаткой для охлаждения радиатора. Несвоевременное обнаружение неисправностей в системе охлаждения может привести к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту.
Эксплуатация вентилятора охлаждения в инжекторных автомобилях
Работа блока вентиляторов для охлаждения температуры в инжекторных двигателях возложена на электронный контроллер двигателя. Программное обеспечение настроено на срабатывание защиты двигателя от перегрева в диапазоне температур от 100 до 105 градусов Цельсия. При сбое в работе датчика включения вентилятора ВАЗ с форсункой контроллер «запоминает» код ошибки, и при включенном двигателе начинает работать вентилятор.
Однако есть отдельные прецеденты, когда электроника в виде контроллера не может «прочитать» неисправность и вентиляторная установка может не начать работать при достижении экстремальных температур, т.е выше 105 градусов Цельсия. Затем для проверки цепи и блока необходимо отсоединить разъем датчика вентилятора охлаждения при работающем двигателе.
Если схема работает, вентиляторная установка должна включаться и выключаться, когда происходит обратное действие. Если цепь не работает, следует провести проверку пригодности предохранительного устройства и технической готовности проводки и реле.
Быстрая проверка системы осуществляется следующим образом: подключаем два контакта к реле вентиляторной установки. Если изделие работает в этом положении, не отсоединяя реле от колодки проводки, шунтировать корпус реле и его контакт с помощью «контроля». В таком положении реле должно работать как блок вентилятора, значит неисправен контроллер или соединительный провод реле с разъемом этого блока.
Если звука от срабатывания реле нет, вывод один — деталь подлежит замене. Если вентиляторный блок не начинает работать при замыкании релейных выходов, необходимо проверить целостность предохранителя и подачу питания на клеммы вентиляторного блока. Если на одну розетку питание подается, а на другую отсутствует, это может свидетельствовать о неисправности ЭДХ вентиляторной установки.
Порядок действий. Пошаговая инструкция
Если проблема исчезает после выполнения следующего пункта, дальнейшие проверки прекращаются.
- откройте капот.
- Подождите, пока двигатель не остынет.
- Выполните первичный визуальный осмотр: целостность шлангов, надежность хомутов, отсутствие протечек, трещин.
- Убедитесь, что элементы в крышке расширителя находятся в хорошем состоянии. Удалить окалину, ржавчину, освободить отверстия, просушить, собрать. Отсутствие заметных повреждений деталей дает надежду на работоспособность изделия.
Конструкция клапана элементарна. Крышка содержит пружину. Функционально он предназначен для регулирования давления в контуре охлаждения. Горячий двигатель поднимает его, холодный опускает.
Сжимаясь до значения 1,1 атмосферы, пружина сбрасывает избыточное давление, предотвращая разрушение шлангов и бака. Охлаждение двигателя создает эффект редкости. Танк начнет распрямляться. Клапан выравнивает давление.
Крышка завинчивается плотно по резьбе, исключающей перекосы. Между ним и корпусом должен быть зазор. Забитый клапан работать не будет. Проверить работу устройства в дорожных условиях сложно. Вы можете проверить его, заменив на заведомо исправный.
Обследовать элементы электропроводки, добиться надежного соединения
Возможные факторы повреждения электрических цепей:
- вибрация;
- окисление;
- сжигание;
- оборванные, перетертые электрические провода;
- старение изоляции, короткое замыкание.
Переключите тестер в режим измерения сопротивления. Снимите специальным пинцетом кольцо предохранителя F7, расположенное в монтажном блоке.
Блок-схема предохранителей
Обратите внимание на следующее! Важно найти и устранить причину выгорания.
Замените сгоревшую ячейку на исправную ячейку с номиналом 20А. Осмотрите, почистите гнездо. Вставьте предохранитель.
Причину выяснить не удалось, снова сработала защита — проверить на короткое замыкание.
Отсоедините штекер вентилятора. С помощью тестера измерьте цепь электрических обмоток двигателя. Нулевое сопротивление, обрыв свидетельствует о необходимости замены электродвигателя вентилятора радиатора.
Межвитковые короткие замыкания, вызывающие многократную замену плавких вставок, не могут быть измерены прибором.
Проверка датчика
Заводить машину. Отсоедините разъем датчика температуры охлаждающей жидкости. Вентилятор запустился — датчик необходимо заменить. Присоедините отсоединенный провод. Доехать до ближайшей заправки.
Проверка реле
У ног переднего пассажира на полу находится люк.
Под ним находится панель с тремя однотипными реле:
- установка вентилятора;
- бензонасос;
- зажигание (основное).
Заменив друг друга, попробуйте начать дуть. Не работает вентилятор ВАЗ 2110 — переходим к следующему шагу.
Где находится реле вентилятора охлаждения ваз 2110
Если вам интересно, где находится реле вентилятора на ВАЗ 2110, то эта картинка ниже ответит на ваш вопрос и вы без труда найдете где находится реле вентилятора охлаждения ВАЗ 2110.
реле вентилятора ваз 2110
Проверить электродвигатель
Измерение обмоток неисправностей не выявило. Кратковременно подайте напряжение от аккумуляторной батареи с помощью проводников с дополнительной изоляцией. Работа вентилятора указывает на неисправность в контроллере, который не выдает сигнал на реле.
- Единственно правильное решение – включить поток воздуха напрямую, посетить заправку как можно быстрее.
- Профилактика поломок системы охлаждения ваз 2110 инжектор 16 клапанов.
- Периодически проверяйте компоненты системы охлаждения.
- Следите за температурой охлаждения устройства, прислушивайтесь к работе вентилятора.
- Поддерживайте уровень охлаждающей жидкости. Замена через 2 года или 30 000 км.
- Используйте раствор для удаления ржавчины, окалины.
- Признаки изменения свойств охлаждающей жидкости — изменение цвета, увеличение текучести.
- Проверьте плотность ареометром.
- Не смешивайте охлаждающие жидкости.
- Раз в двенадцать месяцев промывайте водой крышку расширительного бачка, проверяйте ее на стойке манометром.
- Избегать попадания агрессивных жидкостей на электрические кабели, обмотки электродвигателей.
Доработки схемы управления пуском вентилятора ваз 2110 инжектор
Бесперебойная работа двигателя волнует заводских конструкторов, автослесарей, автомобилистов. Народные умельцы меняют конструкцию клапанов, электрическую схему.
Установка трехпозиционного кулисного переключателя:
- постоянно горит: не работает вентилятор охлаждения на ВАЗ 2110;
- постоянно не горит: прогревает двигатель при запуске в холодное время года, неисправна автоматика;
- автоматический режим: управляется контроллером, оборудование работает как надо, алгоритм выполняется правильно.
При выборе места установки учитывайте следующие факторы:
- исключить случайное переключение;
- не путать с другими элементами управления.
Важно помнить при изменении конструкции о безопасности вносимых изменений.
Как изменить режим работы вентилятора на Приоре и ВАЗ 2110 16 кл.
К счастью, у нас есть несколько вариантов. Чаще всего прошивают ECM. Однако грамотная работа с программным обеспечением контроллера – это богатство опытных и толковых диагностов, которое на вес золота. Можно легко испортить ЭБУ неумелой перепрошивкой, а в худшем случае придется вывалить кругленькую сумму на новый контроллер. И проблема все еще остается. Поэтому многие водители пытаются решить проблему регулировки температуры вентилятора на ВАЗ 2110 и Приоре другими методами.
Стандартная схема подключения вентилятора ВАЗ 2110 и Приора
Думается, что лучшим выходом из этой ситуации будет установка другого датчика температуры, с более низким порогом срабатывания. Такой датчик просто устанавливали на десятки старых карбюраторов. Вот.
Принцип работы датчика вентилятора от карбюраторных двигателей ВАЗ
Простейшее устройство (собственно, как и инжекторные двигатели) рассчитано на работу в диапазоне от 97 до 100 градусов. Поэтому перегрев мотора уже исключен. Как заставить двигатель вентилятора работать на половинной мощности, еще предстоит выяснить. А для этого используется готовое решение в виде добавочного резистора от любого УАЗика или Волги. Кроме нового резистора нужно включить в схему еще одно реле, штатное ВАЗовское. В итоге получаем вот такую простенькую схему.
Все просто и доступно, собирается всего за полчаса. Осталось только найти тройник, чтобы вставить в него новый датчик от карбюраторной тэнки и разместить новые комплектующие под капотом, чтобы не мешать обслуживанию двигателя. В результате получаем:
Снижена температура запуска вентилятора, в пределах 97 градусов, а не 105, как на стандартных Приорах и ВАЗ 2110.
Не один, а два режима работы — регулярный и половинчатый, через Волговское сопротивление.
Нагрузка на электрическую систему снижается.
Вентилятор не такой громкий.
Но главное, мы выходим из обычного режима вызова Карлсона.
Так выглядит встроенный тройник в системе охлаждения
Такая схема обмена помогла многим владельцам Десятки и Приоры, надеемся поможет и в вашем случае. Ровной дороги и стабильной температуры для вашего двигателя!
Читайте также: Рено Логан: не работает звуковой сигнал
Проверка в домашних условиях
Иногда двигатель запускается поздно, когда температура антифриза уже высока. Это может быть вызвано неисправностью клапана в крышке радиатора или ненормальными параметрами датчика включения. Проверить рабочую температуру устройства можно в домашних условиях с помощью мультиметра и термометра.
Отсоединив электрический разъем, ключом откручиваем датчик. Во избежание ожогов снимайте агрегат с холодного двигателя только после слива антифриза. При повторной сборке рекомендуется использовать новую медную уплотнительную шайбу и не применять слишком большой крутящий момент при затяжке.
На торце выгравирована температура включения, она может быть от 92 до 95 градусов. Для проверки подключите мультиметр в режиме измерения сопротивления и погрузите резьбовую часть в емкость с водой.
Нагревая воду и следя за показаниями мультиметра, фиксируем время включения термометра, а при остывании — температуру выключения. Стандартно это 92 и 87 градусов, при значительных отклонениях особенно критично несвоевременное срабатывание, блок подлежит замене.
Для улучшения охлаждения возможна установка двойного вентилятора от Нивы. Есть две модификации для размещения: после радиатора или перед ним.
Нивовский инжекторный радиатор 21214-1300024-43 (расположен перед радиатором)
На ВАЗ 2110 можно установить все опции с минимальными доработками креплений на место. При параллельном соединении электродвигателей потребление тока увеличивается до 40 ампер, что требует замены проводов.
Нивовский всасывающий радиатор (ставится после радиатора)
Следите за температурой двигателя. Если перегрев заметить поздно, помимо закипания антифриза и вынужденной остановки возможны более серьезные последствия: деформация ГБЦ, заклинивание распредвала. При отказе в работе вентилятора системы охлаждения ВАЗ 2110 неисправности можно диагностировать самостоятельно, проверив термостат, электродвигатель, реле, датчик включения.
Общие теоретические сведения
Датчик включения вентилятора поперечного сечения
Где находится датчик включения вентилятора?
- Ответ на этот вопрос очень прост – в радиаторе духовки. В разных автомобилях, на разных конструкциях радиатора датчик может быть в левом бачке или правом, внизу или вверху, но он всегда будет в радиаторе.
- Определить очень легко — это единственное место в радиаторе, к которому подходят электрические провода, а также в районе радиатора есть несколько вещей, которые откручиваются ключом на 30. Итак, при замене датчика вентилятора на ВАЗ 2107 или другой ВАЗ, ошибиться очень сложно.
Так выглядит датчик на машине
При каких температурах он должен срабатывать?
- Датчики доступны с различными температурными пределами.
- Часто датчик вентилятора включается при 92 градусах и выключается при 85-87 градусах.
- Есть датчики с периодичностью замены от 92 до 98 и отключения от 82 до 87. При покупке выбирайте датчик который у вас был или самый распространенный — 92/87.
По какому принципу он действует?
Для замены датчика вентилятора на ВАЗ 2110 знать это, конечно, необязательно, но для общего развития будет полезно:
- Датчик имеет контактную группу.
- Когда охлаждающая жидкость внутри радиатора нагревается, контакты датчика нагреваются и расширяются.
- При достижении определенного предела контакты замыкаются, по проводам передается сигнал и включается вентилятор.
Какая должна быть рабочая температура двигателя?
Рабочая температура двигателя, отображаемая на приборной панели
Если брать информацию из Международной конвенции автопроизводителей от 1 декабря 1992 года, то 90 градусов Цельсия считается единым стандартом рабочей температуры двигателя. При таких показателях двигатель работает максимально эффективно и не создает остаточных негативных явлений.
Когда в 2004 году перешли на более совершенные технологии изготовления двигателей, было принято, что конкретный показатель по этому показателю нельзя удерживать в одном положении, и поэтому сделали градацию допустимых норм, которая составила 85-105 градусов Цельсия.
По данным производителя АвтоВАЗ, на 16-клапанном двигателе ВАЗ-2112 рабочей температурой двигателя считается 87-103 градуса Цельсия.
При такой температуре все системы работают нормально, а двигатель не подвергается негативным факторам и последствиям.
Устройство системы охлаждения
Система охлаждения двигателя имеет множество взаимосвязанных узлов, и при выходе из строя одного вся система не сможет функционировать. Итак, рассмотрим конструкцию и расшифровку показателей системы охлаждения 16-клапанного двигателя.
Схема блока системы охлаждения
1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода пара к радиатору отопления; 3 — выпускной шланг; 4 — подводящий шланг; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – подводящий шланг насоса; 7 — термостат; 8 — заправочный шланг; 9 — пробка на широкий бачок; 10 — датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 — расширительный бачок; 12 — выпускной патрубок; 13 — жидкостная камера карбюраторного пускового устройства; 14 — шланг отводящий к радиатору; 15 — подводящий шланг к радиатору; 16 — шланг отвода пара к радиатору; 17 — левый бачок радиатора; 18 — датчик включения электровентилятора; 19 — двигатель вентилятора; 20 — крыльчатка электровентилятора; 21 — правый бачок радиатора; 22 — сливная пробка; 23 — корпус электровентилятора; 24 — приводной ремень привода газораспределительного механизма; 25 — крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 — подводящий патрубок насоса охлаждающей жидкости; 27 — шланг подвода охлаждающей жидкости к газовой трубе; 28 — шланг вывода охлаждающей жидкости из газовой трубы; 29 — датчик температуры охлаждающей жидкости в выходном патрубке; 30 — патрубок радиатора; 31 — сердцевина радиатора.
Основные неисправности и пути их решения
На самом деле в системе охлаждения много узлов, склонных к поломке. От него зависит не только срок службы, но и обслуживание, а также качество деталей. Итак, давайте рассмотрим основные составляющие, ошибки и методы их решения.
Радиатор охлаждения
Радиатор охлаждения выдвинут от двигателя
Как показывает практика, эта деталь служит долго. Основная причина поломки – засорение внутренних каналов. Тогда при достаточно плотной закупорке двигатель начинает греться, высокое давление, создаваемое помпой, может привести к разрыву патрубка и даст течь радиатор.
Некоторые автолюбители отдают его на пайку и чистку, но как показывает практика, через непродолжительное время вновь образуется течь. Поэтому при выходе из строя этой детали ее необходимо заменить на новую.
Радиатор печки
Радиатор духовки с вентилятором
Единственная деталь в системе, не влияющая на общую картину. Радиатор печки обеспечивает нагрев внутренней температуры, поэтому его использование зависит от времени года. Неисправности и способы их решения такие же, как и с основным радиатором.
Патрубки
КОМПЛЕКТ патрубков системы охлаждения
Один из основных компонентов системы охлаждения, так как именно через форсунки происходит процесс циркуляции жидкости по системе.
Основной неисправностью считается износ, а именно появление трещин и пятен на охлаждающей жидкости. Для устранения проблемы необходимо заменить поврежденный элемент.
Конечно, рекомендуется менять все комплектами, так как неизвестно, через сколько километров еще придется заменить, а сам процесс требует слива охлаждающей жидкости.
Водяной насос
Водяной насос снят с автомобиля
Насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по всей системе. Так что если есть течь из подшипника водяного насоса или усиление шума, это первые признаки того, что деталь нуждается в замене.
Термостат
Процесс разборки термостата
Термостат – это часть системы охлаждения, которую чаще всего заменяют.
Итак, первыми признаками неисправности в устройстве считается повышение рабочей температуры двигателя до максимальных оборотов, а также частое включение вентилятора охлаждения. Чтобы устранить проблему, необходимо заменить его новым продуктом.
Вентилятор охлаждения радиатора
Электрический вентилятор со снятой крышкой
Эта часть обеспечивает охлаждение жидкости, но если встречного потока ветра недостаточно, то именно она дополнительно создает поток воздуха. Охлаждающий вентилятор не дает температуре подняться до критического уровня.
Включается при 100 градусах Цельсия и выключается при 94.
Датчик системы охлаждения
Расположение датчика охлаждения
Часть системы управления двигателем, которая посылает импульс на ЭБУ для включения или выключения вентилятора охлаждения, а также сообщает о состоянии и изменении рабочей температуры двигателя. В случае выхода из строя, для устранения неисправности необходимо заменить деталь.
Признаки неисправности
Если двигатель кипит, и при этом не слышно характерного жужжания вентилятора системы охлаждения, то с большой долей вероятности можно заподозрить наличие ошибки ДВВ. Обратная ситуация, когда принудительное охлаждение работает все время, пока включено зажигание, также будет свидетельствовать о проблеме с автоматикой.
На ваз 2110 инжектор постоянная на датчике вентилятора может свидетельствовать о проблемах с контроллером. Блок управления мог «запомнить» появившуюся ранее ошибку, и в результате при каждом запуске активируется работа электродвигателя.
Периодическое включение и выключение вентилятора, когда двигатель еще не прогрет, также является верным признаком скорого выхода из строя ДВВ.
Предохранитель
Элементарные законы физики гласят, что вода, входящая в состав теплоносителя, кипит при температуре 100 градусов. Если предохранительный клапан на расширительном бачке выйдет из строя, а давление внутри бачка повысится, жидкость закипит, но вентилятор не запустится. Радиатор не включится даже при исправной электрической цепи. Все происходит потому, что датчик активации компонента на инжекторных ВАЗ-2110 имеет начальную температуру более 100 градусов.
Чтобы решить проблему с предохранителем, нужно заменить крышку расширительного бачка. Новая деталь должна соответствовать возможному давлению внутри системы и работать в ситуации, когда температура жидкости достигает 105 градусов. Это включит лопасти вентилятора.
Как изменить режим работы вентилятора на Приоре и ВАЗ 2110 16 кл
К счастью, у нас есть несколько вариантов. Чаще всего прошивают ECM. Однако грамотная работа с программным обеспечением контроллера – это богатство опытных и толковых диагностов, которое на вес золота. Можно легко испортить ЭБУ неумелой перепрошивкой, а в худшем случае придется вывалить кругленькую сумму на новый контроллер. И проблема все еще остается. Поэтому многие водители пытаются решить проблему регулировки температуры вентилятора на ВАЗ 2110 и Приоре другими методами.
Стандартная схема подключенияВАЗ 2110 и Приора
Думается, что лучшим выходом из этой ситуации будет установка другого датчика температуры, с более низким порогом срабатывания. Такой датчик просто устанавливали на десятки старых карбюраторов. Вот.
Простейшее устройство (собственно, как и инжекторные двигатели) рассчитано на работу в диапазоне от 97 до 100 градусов. Поэтому перегрев мотора уже исключен. Как заставить двигатель вентилятора работать на половинной мощности, еще предстоит выяснить. А для этого используется готовое решение в виде добавочного резистора от любого УАЗика или Волги. Кроме нового резистора нужно включить в схему еще одно реле, штатное ВАЗовское. В итоге получаем вот такую простенькую схему.
Простейшая схема, но вместо рекомендуемого резистора на 100 Ом лучше поставить вариатор от Волги. Вариатор 1402.3729-ГАЗ-2410 Тройник системы охлаждения ГАЗ 24
Все просто и доступно, собирается всего за полчаса. Осталось только найти тройник, чтобы вставить в него новый датчик от карбюраторной тэнки и разместить новые комплектующие под капотом, чтобы не мешать обслуживанию двигателя. В результате получаем:
- Снижена температура запуска вентилятора, в пределах 97 градусов, а не 105, как на стандартных Приорах и ВАЗ 2110.
- Не один, а два режима работы — регулярный и половинчатый, через Волговское сопротивление.
- Нагрузка на электрическую систему снижается.
- Вентилятор не такой громкий.
- Но главное, мы выходим из обычного режима вызова Карлсона.
Такая схема обмена помогла многим владельцам Десятки и Приоры, надеемся поможет и в вашем случае. Ровной дороги и стабильной температуры для вашего двигателя!
Воздушная пробка
Кроме того, воздушная пробка в системе охлаждения может сильно нарушить циркуляцию охлаждающей жидкости.
Пробка может возникнуть после закипания жидкости, а также из-за неправильной замены антифриза, разгерметизации системы. Как правило, удаление воздуха из системы охлаждения осуществляется через патрубок дроссельного узла, как самую высокую точку в замкнутой системе охлаждения. После снятия пробки двигатель прогреется до номинальной температуры и не будет перегреваться.
Воздух удаляется через патрубок дроссельного узла после прогрева двигателя до рабочей температуры.
Сколько стоит датчик?
Цена датчика зависит от типа и марки автомобиля.
Имя | Цена, руб |
Биметалл для отечественных автомобилей | от 250 до 400 |
Датчик для бюджетных автомобилей | от 700 до 1500 |
Цены действительны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар |
Стоимость датчиков для некоторых типов автомобилей может доходить до 3-6 тысяч рублей.
Где находится
Водители, никогда ранее не сталкивавшиеся с неисправностью принудительного охлаждения двигателя, могут не знать, где находится ДВВ. На автомобиле с карбюратором ВАЗ 2110 этот элемент системы охлаждения находится на радиаторе. Если водитель нашел эту деталь, он без труда найдет переключатель вентилятора на датчике, который расположен сбоку. Характерной чертой изделия являются подсоединенные к нему электрические провода. На инжекторных ВАЗ 2110 эту деталь можно найти на блоке цилиндров.
Размещенный таким образом датчик обеспечивает своевременную реакцию на изменение температуры охлаждающей жидкости. Кроме того, доступ к этой детали не представляет затруднений, и вы можете сразу приступить к ремонтным или диагностическим мероприятиям, если есть сомнения в ее работоспособности.
Советы и рекомендации
В процессе выполнения диагностических операций и процедуры замены могут возникнуть некоторые сложности, о которых следует знать заранее, такие как:
- Датчик может быть полностью исправен и проводка цела, но предохранитель, установленный в этой цепи на электрическую цепь, может выйти из строя. Эту деталь также рекомендуется заменить на новую, чтобы исключить ее из списка возможных «виновников» того, что не включается вентилятор ВАЗ 2110.
- Диагностировать вентилятор по датчику можно и без мультиметра или тестера. Достаточно собрать элементарную схему с последовательно соединенными источником питания, лампочкой и ДВВ, который будет выполнять роль термовыключателя.
Процесс замены ДВВ ВАЗ 2110 несложный, поэтому даже при отсутствии опыта выполнения подобных работ вы сможете отлично выполнить эту операцию с первого раза без посторонней помощи.