- Совместимость ЭБУ ВАЗ разных типов
- Одновременный впрыск. Bosch M1.5.4 1411020-70 Январь 5.1.1 1411020-71 VS 5.1 1411020-72
- Попарно — параллельный впрыск Bosch M1.5.4 1411020-60 Январь 5.1 1411020-61 VS 5.1 1411020-62
- Фазированный впрыск. Bosch M1.5.4 1411020-40 Январь 5.1 1411020-41 VS 5.1 1411020-42
- Внутри этой группы существует ЭСУД под нормы токсичности Россия-83, без ДК и адсорбера — Январь 5.1.2 1411020-71
- Январь 5.1.2 2112 -1411020-71 — фазированный впрыск, без датчика кислорода
- Январь 5.1.1 2111-1411020-71 — одновременный впрыск, без датчика кислорода
- VS5.1
- BOSCH MP7.0H
- BOSCH M7.9.7
- Январь 7.2
- Ремонт блока управления отопителя ВАЗ-2110 своими руками
- «Январь-4», «GM-09»
- «Январь 5.1.х»
- Преимущества тюнинга
- Как снять и установить ЭБУ
Совместимость ЭБУ ВАЗ разных типов
Каждый тип впрыска комплектуется своим ЭБУ, программным обеспечением и проводкой. Аппаратная совместимость относится к способности ЭБУ заменять друг друга.
Одновременный впрыск. Bosch M1.5.4 1411020-70 Январь 5.1.1 1411020-71 VS 5.1 1411020-72
Внутри этой группы находится старая модификация блока Bosch M1.5.4 1411020. Имеет другой тип датчика детонации — резонансный и подлежит замене только на ЭБУ этой группы в связке с датчиком детонации. Этот блок обычно заменяют на более современный c новым датчиком детонации.
Попарно — параллельный впрыск Bosch M1.5.4 1411020-60 Январь 5.1 1411020-61 VS 5.1 1411020-62
Эти две системы Euro II, с постоянным током и адсорбером, аппаратно совместимы и взаимозаменяемы.
Особый случай здесь — группа ЕСМ для «классики». Отличие от «высших» ЭБУ в них не используется датчик детонации и соответственно элементы в каналах ДД. Bosch M1.5.4 2104-1411020 Январь 5.1.3 1411020-01 ВС 5.1 1411020-02
Фазированный впрыск. Bosch M1.5.4 1411020-40 Январь 5.1 1411020-41 VS 5.1 1411020-42
Все три ЭБУ в этой таблице относятся к системам Euro II, с DC, адсорбером и датчиком фазы (или датчиком распредвала) и полностью взаимозаменяемы друг с другом.
Внутри этой группы существует ЭСУД под нормы токсичности Россия-83, без ДК и адсорбера — Январь 5.1.2 1411020-71
Варианты взаимной замены ЭБУ, которые вы рассматриваете, представлены с позиции производителя.
С точки зрения софта и тюнинга (чип-тюнинга) варианты замены несколько шире. Но есть и соответствующие ограничения. Рассмотрим варианты взаимозаменяемости на примере наиболее распространенного типа — Январь 5.хх Взаимозаменяемость ЭБУ «VS» и «Bosch M1.5.4» осуществляется по аналогичному алгоритму.
Все ЭБУ (в пределах своего типа) построены на единой платформе и отличаются в основном заменой форсунок и подогревателем постоянного тока. Например:
- 5.1. 2112-1411020-41 — фазный впрыск, кислородный датчик
- 5.1. 2111-1411020-61 — попарно — параллельный впрыск, кислородный датчик
Эти две модификации полностью идентичны аппаратно, отличаются только программной прошивкой, а это значит, что, например, записывая прошивку с 2111-61 на 2112-41, ее можно установить вместо 2111-61 и наоборот. В дальнейшем:
Январь 5.1.2 2112 -1411020-71 — фазированный впрыск, без датчика кислорода
Эта модификация отличается отсутствием регуляторов постоянного тока на базовой плате и не может быть установлена вместо блоков 2112-41 или 2112-61 (вернее, может, но с условием отключения постоянного тока), а 2112-41 или блок 2111-61 отлично подойдет вместо 2112-71 с соответствующим ПО (2112-71), с одной оговоркой: жгуты на 2112-1411020-71 разных годов выпуска могут различаться.
Вернее есть «новые» жгуты, где 1 форсунка (клемма 23) соединяется с клапаном рециркуляции (клемма 17) в муфте, далее идет на 1 форсунку. В результате при включении зажигания первая форсунка постоянно открыта. При замене необходимо проверить эту цепь и разорвать ее при наличии.
Январь 5.1.1 2111-1411020-71 — одновременный впрыск, без датчика кислорода
Эта модификация имеет аппаратные отличия, хотя умелец с паяльником в руках может просто, добавив недостающие микросхемы в блок, сделать Январь 5.1.1 (или 5.1.2) Январем 5.1. В Январе 5.1.1 не хватает пары микросхем, одна из которых драйвер форсунки, другая работает с адсорбером, клапаном рециркуляции и длиной выхлопной трубы. Форсунки в Январе 5.1.1 (как и во всех других системах совместного впрыска) управляются через (!) тепловой канал кислородного датчика.
Это означает, что любое устройство с поддержкой постоянного тока (2112-41 или 2111-61) с программным обеспечением для 5.1.1-71 будет работать вместо 5.1.1-71. С Январем 5.1.2 такой совместимости нет, т.к этот ЭБУ не имеет элементов управления подогревателем постоянного тока, который используется в синхронном впрыске 5.1.1-71 как драйвер форсунки.
Естественно, ПО блока должно соответствовать типу впрыска и используемым проводам.
На практике любое устройство может быть установлено на автомобиль с соответствующей этому устройству модификацией проводки или ее заменой и соответствующим программным обеспечением. Но нужно помнить один нюанс — ЭБУ разные в разных драйверах датчика фаз (ДФ), у них могут быть разные требования к полярности этого датчика. Поэтому, если, например, Bosch M1.5.4 вместо Января 5.1 отказывается заводиться, нужно только поменять провода, подходящие для ДФ.
Обратите внимание, что блоки 2112-41 и 2112-71 с одинаковой маркировкой могут иметь аппаратные отличия. Отличить их очень просто — новая аппаратная реализация выходит с завода с программным обеспечением от «J» (или новее).
Эти варианты блоков отличаются применяемой микросхемой драйвера форсунки. У старого блока SIEMES TLE5216, у нового MOTOROLA MC33385. Отличаются они (помимо всего прочего) и схемой чтения диагностики драйверов. Поэтому на новых аппаратах со старым ПО или наоборот могут возникать ошибки диагностики драйверов, например пресловутая поломка третьего инжектора.
Помимо всего прочего, в связи с выводом из эксплуатации микросхемы HIP9010 (процессор канала детонации), с 2006 года в ЭБУ, поставляемых на запчасти, устанавливается HIP9011, отличающийся процедурой программирования SPI, ну и конечно программное обеспечение изменено, что легко отличить по программной маркировке — использование буквы А вместо J в названии прошивки.
Например А5В05Н35. «Старая» прошивка в таких ЭБУ «не видит» детонации и может быть использована только после небольшой правки ПО специальным инструментом от СМС — Программное обеспечение.
Внутри группы Бош М1.5.4 2112-1411020-40 и 2111-1411020-60 полностью идентичны и взаимозаменяемы, разница только в программном обеспечении.
А вот ЭБУ одновременного впрыска (2111-1411020-70) имеет аппаратное отличие в цепи управления подогревом (40 и 60 блок), которая используется в качестве драйвера форсунок в 70 блоке установлен диод который держит форсунки открытыми больше Расчетное время и два стабилитрона отсутствуют. То есть в этом случае диод нужно удалить и впаять два недостающих стабилитрона. Естественно, это касается только того случая, когда вместо -70 при правильной прошивке ставится Bosch — 40 (60.
VS5.1
- ЭБУ ВС5.1 производства Ителма функционально аналогичен Январю 5, то есть выполняет те же функции, совместим по проводке (то есть, например, ВС5.1 с прошивкой В5В05Н35 можно установить вместо любого Января 5.1 2112- 1411020-41 или вместо Bosch M1.5.4 2112-1411020-40).
- Эти ECU также существуют с различными аппаратными реализациями. В 2003 году НПО «Итэлма» полностью обновило свой модельный ряд. Но, в отличие от других систем, программное обеспечение «нового» и «старого» блоков совершенно несовместимо, то есть «новое» ПО работает только в новом блоке, «старое» — только в старых. Алгоритмы и подход при чип-тюнинге точно такие же, как и в 5.хх Январь
- «Новая» модификация ВС5.1 1411020-72 (одновременный впрыск) с прошивкой В5В13К03 устанавливается на ВАЗ с сентября 2003 года. Данное ПО несовместимо с предыдущими версиями (В5В13И02, В5В13Ж02).
- «Новая» модификация ВС5.1 1411020-62 (параллельный впрыск) с прошивкой В5В13Л25 устанавливается на ВАЗ с декабря 2003 года. Данное ПО несовместимо с предыдущими версиями (В5В13К22).
- «Новая» модификация ВС5.1 1411020-42 (фазный впрыск) с прошивкой В5В05М30 устанавливается на ВАЗ с декабря 2003 года. Данное ПО несовместимо с предыдущими версиями (В5В05К17, В5В05L19).
То есть, грубо говоря, есть две группы блоков. Ориентируясь на ID прошивки, указанный на шильдике и/или дату производства блока, можно легко понять, что там должно «прошиваться
Как запутана совместимость этих блоков, попробуем разобраться в этом досконально.
На всех контроллерах в новой аппаратной реализации управление форсунками выведено на обычные Евро-2 (попарно — параллельный и фазированный впрыск) выходы контроллера, т.е. 16, 23, 34 и 35.
Это касается контроллеров -42 -62 (-72!), но контроллер -72 отличается от -42 и -62 отсутствием ключа, управляющего нагревателем постоянного тока (на рисунке отмечен цифрой «2») и наличием четырех перемычек, установленных на места отмеченный цифрой «1», это будет говорить о том, что у него есть выходы на форсунки, кроме описанных выше, есть еще на пинах 15 и 33 соответственно попарно.
Другими словами, контроллеры абсолютно взаимозаменяемы, несмотря на установленное программное обеспечение с некоторыми улучшениями.
Контроллер -72 с загруженной программой V5V13L05, например, будет работать на машине, на которой ранее был установлен контроллер -41 -61 -71 без перепайки, но! контроллер, типа -42 с загруженной в него программой V5V05L05, будет работать в машине, где раньше сидел контроллер с одновременным впрыском при установке четырех перемычек и снятии ключа подогревателя постоянного тока, или вообще без изменений вместо -41 -61 -42 -62.
Пример: Контроллер -72, программа М30 с выключенным ДФ (хотя можно отключить только проверку работоспособности ДФ) и выключенным ДК, какой изврат :)) будет работать абсолютно на всех моделях ВАЗ, за исключением МР7 и БОШ797 …
Другой пример: Контроллер -72, программа L05, везде будет работать без переключения.
Другой пример: контроллер -42, программа L05, будет работать вместо -72, если ослабить ключ отопления ДК (2 на фото) (хотя можно и не впаивать, а просто перерезать дорожку от ключа к клеммы ЭБУ) и припаял четыре перемычки (1 на картинке) …
Довольно дикий пример: Программа Control -72, M30 или L25 с отключенными проверками работоспособности ТЭНа и увеличенным временем, отводимым на готовность ТЭНа (обогреватель не греется), отключение ошибок при выходе из строя ТЭНа, работа с проводкой (комплектации) Евро-2, только выхлопными газами не скоро будет пахнуть, пока ДК не нагреется от выхлопных газов… (последний пример автор проверял очень давно, так как тогда они могли не пропаивать детали через ДК канал) …
BOSCH MP7.0H
Тема замены блоков МР7.0 на Январь, Бош или ВС сейчас довольно популярна. Такая замена требует пересечения (переразводки) проводов. Естественно, как только потребуется переделка проводки, вы сможете решить для себя, какой тип впрыска вы хотите сделать.
Варианты кроссовера можно найти здесь и здесь.
Рекроссинг как метод настройки в первую очередь связан со сложностью понимания и настройки программных алгоритмов этих систем, но ситуация постепенно улучшается :). Этот тип ЭБУ является самым «бережливым» для пользователя. Нередко система сохраняет удовлетворительное состояние, когда половина датчиков вышла из строя.
Блоки МР7 практически идентичны между собой, но есть варианты Евро-III, поддерживающие управление двумя отопителями. Соответственно, в системах Евро-II эти элементы просто не припаяны.
BOSCH M7.9.7
Как было сказано выше, Bosch M7.9.7 стандартно устанавливался на часть двигателей «десятого» семейства объемом 1,5 л и устанавливается на 1,6 л в комплектациях 8V (21114) и 16V (21124), Калина 1, 6 8V (11183) и Нива-Шевроле 1,7 л. 8В (21214). Все системы соответствуют требованиям Евро 2/Евро 3, все с ступенчатым впрыском. Конструктивно ЭБУ выполнен под другой тип проводки, имеет 81-контактный разъем.
Программное обеспечение для этого ЭБУ разработано специалистами BOSCH с последующей доработкой специалистами ВАЗ. Программное обеспечение этого ЭБУ представляет собой математическую модель двигателя с минимальным набором «внешних» калибровок. На данный момент нет возможности управлять сборкой и самообучением устройства. Но работы в этом направлении ведутся, и чип-тюнинг этих систем уже можно достаточно успешно делать с помощью программного обеспечения от SMS-Software.
С августа 2005 года появилась новая аппаратная реализация этих блоков, без внешней флэш-памяти, со встроенной в процессор памятью (условное обозначение М7.9.7+). Старый и новый ЭБУ полностью функционально взаимозаменяемы. А вот прошивки для «старой» и «новой» реализации несовместимы и невзаимозаменяемы, т.к предназначены для разных типов процессоров. Прошивки даже имеют разные размеры — 512К для M7.9.7 и 832К для M7.9.7+.
Январь 7.2
Январь 7.2, ЭБУ рассчитан на другой тип проводки, аналогичный Bosch M797(+), имеет 81-контактный разъем и производится на двух разных заводах — Ителма (Первый элемент обозначения прошивки — буква «I и префикс 32 или 82 в маркировке ЭБУ) и Автел (Первый элемент в обозначении прошивки — буква «А» и префикс 31/81).
Эти ЭБУ абсолютно взаимозаменяемы по прошивке и проводке, то есть 31 блок идентичен 32, а 81 идентичен 82. Блоки на 8В и 16В несовместимы, так как в 8В нет ключей управления 2-мя катушками зажигания Январь 7.2 совместимы по проводке с Bosch M7.9.7, то есть их можно менять друг на друга (разумеется по комплектации (8 или 16 ячеек) и со своим софтом).
Программное обеспечение этих ЭБУ является логическим продолжением семейства 5 Январь, то есть работает практически по тем же алгоритмам. Соответственно, можно реализовать отсутствующую у Bosch M7.9.7 функцию «упрощения» до норм Россия-83, исключив из расчетов обратную связь по постоянному току. Januar 7.2 полностью совместим по проводам с Bosch M7.9.7 (M7.9.7+) и может быть взаимозаменяем в зависимости от параметров двигателя.
Также есть вариант РЭБ на базе Января 7.2 для «классики», без канала детонации и для «Калины». Версия для Калины (11183) отличается аппаратной частью драйверов управления клапаном адсорбера и топливным насосом, поэтому ее следует использовать только с калиновской прошивкой.
Почти все автомобили, выпущенные с конца 2005 года, оснащены системами Январь 7.2 и Бош М7.9.7. Все остальные системы сняты с производства и не поставляются перевозчику.
Ремонт блока управления отопителя ВАЗ-2110 своими руками
Если при диагностике выяснилось, что проблема в модуле управления печкой, нужно попробовать его отремонтировать или установить новую деталь. Так как цена на новые электронные компоненты довольно высока, правильным решением будет ремонт управляющей части, тем более, что для этого требуются лишь базовые знания электроники, умение пользоваться тестером и при необходимости паяльником.
Перед началом работы необходимо демонтировать блок управления теплом. Для этого передняя крышка с регуляторами снимается с замков с ранее разобранного электронного модуля. Затем снимается специальная стеклянная накладка. С помощью отвертки открутите два винта на передней панели блока и один на задней стенке. После этого верхнюю крышку модуля можно снять, делать это нужно очень аккуратно, чтобы не повредить контакты внутри детали.
«Январь-4», «GM-09»
Самые первые контроллеры на САМАРЕ были Январь-4, ГМ — 09. Их устанавливали на первые модели до 2000 года выпуска. Эти модели выпускались как с резонансным датчиком детонации, так и без него.
Таблица содержит две колонки: 1 колонка — номер компьютера, 2 колонка — марка «мозгов», версия прошивки, показатель токсичности, характерные особенности .
2111-1411020-22 | Ян-4, без постоянного тока, RCO (резистор), 1 см вариант |
2111-1411020-22 | Январь-4, без дк, рсо, 2 сер версия |
2111-1411020-22 | Январь-4, без дк, рсо, 3 сер версия |
2111-1411020-22 | Январь-4, без дк, рсо, 4 сер версия |
2111-1411020-20 | ГМ, ГМ ЭФИ-4, 2111, с ДК, УС-83 |
2111-1411020-21 | GM, GM EFI-4, 2111, с ДЦ, ЕВРО-2 |
2111-1411020-10 | GM, GM EFI-4 2111, с постоянным током |
2111-1411020-20 в | ГМ, пс |
ВАЗ 2113-2115 с 2003 года оснащаются следующими типами ЭБУ:
«Январь 5.1.х»
Различают следующие типы аппаратной реализации:
- одновременный впрыск;
- попарно — параллельный впрыск;
- ступенчатая инъекция.
Возможна замена на «ВС (Ителма) 5.1», «Bosch M1.5.4»
2111-1411020-71 | Январь-5.1.1, без дк, со |
2111-1411020-71 | Январь-5.1.1, без дк, со |
2111-1411020-71 | Январь-5.1.1, без дк, со |
2111-1411020-71 | Январь-5.1.1, без дк, со |
2111-1411020-71 | Январь-5.1.1, без дк, со |
2111-1411020-72 | Ителма, без постоянного тока, с |
2111-1411020-72 | Ителма, без постоянного тока, с |
2111-1411020-72 | Ителма, без постоянного тока, с |
2111-1411020-72 | Ителма, без постоянного тока, с |
Преимущества тюнинга
Главным преимуществом такого тюнинга является возможность улучшить характеристики автомобиля, не нарушая работы самого двигателя. Нет необходимости менять головку, ставить другие штампы или крестовину.
Достаточно установить на ВАЗ другую прошивку, тогда машина станет более отзывчивой на педаль газа. Следующий плюс – скорость установки. На прошивку ВАЗ-2114 уйдет не более двадцати минут. В этом случае вы всегда можете вернуть заводские настройки компьютера.
Еще один плюс при прошивке блока управления — снятие ошибок двигателя. Они могут возникать при удалении каталитического нейтрализатора или неисправности кислородного датчика. Поскольку многие владельцы ВАЗ-2114 вместо катализатора ставят пламегаситель, на панели приборов постоянно горит «Чек». С новой прошивкой «Проверка» не будет беспокоить владельца. А при компьютерной диагностике ошибок в выхлопной системе не будет.
Программ для прошивки ВАЗ много. Будет достигнута максимальная топливная экономичность. Еще увеличатся динамические характеристики. Третий позволит 16-клапанному двигателю работать на 92 бензине без стуков и перерасхода.
Читайте также: Бендикс стартера — что это такое, устройство, приницип работы, как проверить, как поменять
Как снять и установить ЭБУ
С последовательностью работы вы можете ознакомиться на видео.
В инструкции предлагается следующая процедура удаления устройства:
Совет: Прежде чем приступить к работе, ознакомьтесь с мерами предосторожности, которые необходимо соблюдать при ремонте контроллеров.
- Аккумулятор отключен.
- С помощью отвертки Phillips открутите три винта, крепящие правый край консоли приборной панели.
- Подкладка снята.
- Затяжка двух гаек, удерживающих ЭБУ, ослабляется торцевым ключом «на 10.
Болт ЭБУ откручивается
- Пластиковый кронштейн управления немного сдвигается вперед и отсоединяется с помощью болтов кронштейна ЭБУ.
- Блок вытаскивается из-под консоли.
ЭБУ вытаскивается из-под консоли
- Зажим блока со жгутом проводов освобождается.
- Блок отключен от компьютера.
- Откручиваются болты, крепящие блок управления к кронштейну.
- ЭБУ снимается с кронштейна.
Установка нового устройства осуществляется в обратной последовательности. Правильная эксплуатация блока управления двигателем надолго сохранит автомобиль в хорошем состоянии, а стоимость ремонта будет намного ниже.