- Устройство ДМРВ (английская аббревиатура – MAF)
- Выход из строя расходомера: признаки и причины неисправности
- Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112
- Где какой датчик находится — подкапотная схема
- Как понять, когда нужна замена
- Где искать датчик скорости
- О распиновке датчика
- Дополнительные советы
- Второй способ – с помощью мультиметра
- Проверка и ремонт в домашних условиях
- Способ №1 — отключение расходомера воздуха
- Способ №2 — перепрошивка электронного блока управления
- Способ №3 — установка исправного датчика
- Способ №4 — визуальный осмотр
- Способ №5 — проверка ДМРВ мультиметром
- Способ №6 — проверка с помощью сканера
- Способ №7 — проверка Васей Диагностом
- Способ №8 — с помощью мотортестера
- Принцип работы датчика расхода воздуха на ВАЗ 2109
- Виды ДМРВ их конструктивные особенности и принцип работы
- Проволочные датчики
- Пленочные воздухомеры
- Накрылся ДМРВ? Не спешите покупать новый
- Сопроводительные фото к процессу
- К чему приводит неисправность ДМРВ?
- Какие показания должен выдавать исправный ДМРВ?
- Проверка работоспособности
- Тестирование в процессе движения
- Диагностика с применением мультиметра или тестера
- Внешний осмотр сенсора
- Установка однотипного, заведомо исправного устройства
- Способы устранения поломок
- Признаки неисправности датчика ДМРВ на ВАЗ 2110: как промыть и почистить своими руками
- Цена вопроса
- Как проверить ДМРВ мультиметром
Устройство ДМРВ (английская аббревиатура – MAF)
- Корпус выполнен в виде цилиндра, диаметр которого совпадает с воздушным каналом впускного коллектора. Устанавливается на выходе из воздушного фильтра (например, ВАЗ 2112). Само тело представляет собой калиброванный измерительный канал.
- Для защиты от посторонних предметов на входе установлен дефлектор и металлический экран в виде сетки. Через них формируется правильный воздушный поток.
- Воздух продувается самим датчиком расхода, работающим по термоанемометрическому принципу. Внутри расположены два резистора (опорный и переменный), включенные в общую цепь по схеме балласта. Переменная, прецизионная, изменяет сопротивление при охлаждении и нагреве. Проволока этого резистора изготовлена из сплава иридия и платины. Плата управления следит за тем, чтобы сопротивление было одинаковым. Для этого платиновая нить, охлаждаемая потоком воздуха, нагревается электрическим током. На резистор постоянно подается напряжение, значение которого изменяется с точностью до 1/1000 вольта.
- Значение этого напряжения схема MAF посылает на контакт №5 разъема. Сигнал считывается контроллером ECU и программно преобразует это значение в массу воздуха (кг/ч).
Для эффективной работы топливно-воздушной смеси бензин и воздух смешиваются в пропорции 1 к 15. Поэтому важно, чтобы ДМРВ выдавал точные данные.
Выход из строя расходомера: признаки и причины неисправности
Разумеется, отсутствие датчика или неверные показания не приведут к полной остановке автомобиля. Управление ДМРВ также осуществляется бортовым компьютером. Однако симптомы не дадут вам нормально передвигаться по дороге:
- потеря мощности двигателя, вплоть до невозможности ехать в гору;
- рывки двигателя при плавном движении;
- зависание на высоких оборотах после сброса газа (это может быть опасно);
- увеличение расхода топлива до двукратного размера;
- вибрации двигателя, напоминающие «тройки», которые приводят к повышенному износу механизмов.
За исключением естественного износа (каждый механизм имеет свой срок службы), другие причины неисправностей связаны с загрязнением датчиков массового расхода воздуха или попаданием в него влаги и масла. Эти проблемы возникают при безответственном отношении к обслуживанию автомобиля.
- несвоевременная замена воздушного фильтра;
- установка некачественных или «нулевых» фильтров;
- попадание воды в воздуховод (езда по луже на большой скорости, неаккуратная мойка автомобиля);
- проникновение паров масла в корпус расходомера из-за неисправностей в системе вентиляции картера;
- мусор и посторонние предметы, попавшие в измерительный канал после ремонтных работ или технического обслуживания автомобиля.
Совет: не спешите менять засорившийся расходомер, можно попробовать прочистить его сжатым воздухом или специальным аэрозолем для ДМРВ или карбюраторов.
Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112
ЭБУ должен контролировать множество параметров одновременно
Самой важной информацией будет положение коленчатого вала. Можно отключить все датчики, кроме ДПКВ, и это не приведет к остановке двигателя
Датчики, подключенные к компьютеру
Давайте перечислим все элементы один за другим:
- 15 — ДТОЖ. Резистор вкручен в корпус термостата. Определяется температура антифриза;
- 17 — ДПРВ, он же ДФ (датчик фаз). Принцип действия — эффект Холла. Проверяется положение распределительного вала. Проверьте это здесь.;
- 20 — ТПС. Сопротивление установлено на дроссельном узле 19. Измеряется угол отклонения дроссельной заслонки;
- 21 — ДМРВ. Датчик, соединенный с корпусом фильтра. Управляет потоком воздуха, здесь обсуждаются основные признаки неисправности;
- 22 — МАК. Не датчик, а регулятор (электромагнит). Используется в спящем режиме. О проверке и диагностике здесь. Про замену РХХ здесь.;
- 24 — лямбда-зонд или кислородный датчик (см выше);
- 25 — датчик скорости. Застрял на пути к блокпосту. Принцип действия — эффект Холла;
- 26 — электромагнитный датчик ДПКВ. Положение коленчатого вала контролируется;
- 27 — ДД (датчик детонации). Пьезоэлемент установлен на внешней стенке блока цилиндров.
Рассмотрим, как все элементы выглядят в живую. Показаны фото датчиков ВАЗ-2112 (16-клапанный двигатель внутреннего сгорания).
Каждый предмет будет легко найти под капотом
Все, что было сказано выше, справедливо сразу для двух двигателей – для агрегатов 21124 и 21120 (1,6 и 1,5 литра).
Где какой датчик находится — подкапотная схема
Посмотрим на другую картинку.
Моторный отсек и двигатель 21124
Важно понимать, где расположены следующие элементы:
- ДПКВ;
- Лямбда-зонд;
- Датчик скорости;
- ИАК;
- ТПС;
- ДМРВ;
- ДТОЖ.
Расположение датчика фаз указано в предыдущей главе.
Как понять, когда нужна замена
Есть несколько основных признаков, позволяющих распознать неисправность в датчике:
- На приборной панели загорается сигнальная лампа двигателя. Часто такие проблемы сопровождает число 24.
- Двигатель останавливается во время движения.
- Информация со спидометра передается рывками или волнами.
- Одометр перестает работать.
Где искать датчик скорости
Замена необходима, если после проверки стало ясно, что причина ошибки кроется в датчике. Фото: mymechanic.ru
Порядок работы будет следующим:
- Берем набор ключей и оборудование.
Новый датчик скорости приобретается стоимостью не менее двухсот рублей. Без хорошего, качественного герметика не обойтись.
Капот машины открывается, под ним необходимое устройство. Обычно он находится где-то в центре. Достаточно заглянуть за узел питания. Далее нужно найти разъем питания. Он поставляется с жгутом, который также подключен к датчику. Осталось отсоединить сам разъем. Для этого нужно просто нажать на специальные «усики».
Затем мы должны отключить сам спидометр. В этом случае ключи использовать не нужно. Вам нужно начать вращать само устройство вручную, в направлении, которое идет в обратном направлении от нормального движения стрелки на часах. Ключ можно использовать, если устройство слишком туго на месте.
Рекомендуется снять старый датчик и сразу же осмотреть поверхность на наличие явных дефектов. Можно смело выбрасывать, если ошибка подтвердится. Далее идет установка нового устройства, его подключение к проводам
Эта часть работы требует максимальной осторожности. Шток устройства может сломаться, если делать слишком резкие движения
Тогда он просто остается внутри. Чтобы извлечь деталь, придется потратить много времени и сил. Поэтому при проведении ремонтных работ не стоит торопиться.
- Если проблема все же появилась, берем ключ на 10. На следующем этапе откручиваем гайку. Снимается полностью вместе с шайбой. После этого можно переходить к установке устройства. Если не получилось, допускается использование ключа на 14. Необходимо сделать узел свободным в своем положении. А затем просто попробуйте выполнить действие еще раз. При стволе в редукторе без разборки не обойтись, как и без полного ремонта.
- Следующим шагом будет установка новой резиновой прокладки. Ствол обработан герметиком.
- Проволока должна быть хорошо нагрета, иначе получить осколок от сломанного стержня не получится.Деталь меняют полностью, если никакие действия не помогают. На этом замена датчика завершена.
О распиновке датчика
Датчики скорости делятся на несколько групп в зависимости от того, как они связаны с другими деталями. Для выполнения правильной распиновки устройства рекомендуется выбирать устройства со следующей оцифровкой контактной группы:
- –
- И
- +
Их легко увидеть внутри устройства. Они заменяют обычные цифры, такие как 1, 2 или 3. В большинстве случаев рекомендуется металлический стержень. Пластик тоже используется, но долгим сроком службы похвастаться не может.
Дополнительные советы
Здесь вы видите схему подключения датчика скорости ВАЗ 2110. Фото: agoj.ru
Самое главное запомнить распиновку внутри блока. Чтобы определить, какие провода к каким разъемам идут, просто подключите мультиметр. Полярность обязательно нужно менять, если прибор подключен к одному знаку, а показывает другой. Поэтому желательно купить блок с подходящими обозначениями. Но можно взять и обычную, если подходящего варианта не нашлось.
На последнем этапе работы необходимо дополнительно проверить станцию. И как работает само транспортное средство после замены.
Второй способ – с помощью мультиметра
Перед выполнением этих диагностических мероприятий следует отметить, что это будет работать только с Bosch MAF. Перед тестированием установите мультиметр на предел 2 В, затем установите машину в режим работы с постоянным напряжением.
Включите зажигание и соедините красный провод с желтым на блоке. Подсоедините черный провод к зеленому. В это время двигатель не должен работать. Измерьте напряжение. Если показания от 1,01 до 1,02, все в порядке. Мультиметр показывает напряжение до 1,03 — ничего страшного, это допустимо. Пороговый уровень 1,05. Если выше, можно снова искать причину вылета.
Проверка и ремонт в домашних условиях
Существует восемь способов самостоятельной проверки амплитуды и частоты ДМРВ.
Способ №1 — отключение расходомера воздуха
Метод заключается в отключении датчика от топливной системы автомобиля и проверке работоспособности системы без него. Для этого отключите устройство от розетки и запустите двигатель. Без ДМРВ контроллер получает сигнал на переход в аварийный режим. Он готовит топливно-воздушную смесь, основываясь только на положении дроссельной заслонки. Если машина движется «быстрее», не останавливается, блок неисправен и требует ремонта или замены.
Способ №2 — перепрошивка электронного блока управления
Если дефолтная прошивка была изменена, то неизвестно, какая в ней реакция контроллера в случае нештатной ситуации. В этом случае попробуйте подложить под дроссельную заслонку пластину толщиной 1 мм. Товарооборот должен увеличиться. Теперь надо вытащить фишку из расходомера воздуха. Если силовой агрегат продолжает работать, причина сбоя в прошивке.
Способ №3 — установка исправного датчика
Установите заведомо исправную деталь и запустите двигатель. Если после замены он стал работать лучше, двигатель не глохнет, блок подлежит замене или ремонту.
Способ №4 — визуальный осмотр
Для этого нужно крестовой отверткой открутить хомут, удерживающий гофру воздухосборника. Далее отсоедините гофру и осмотрите внутренние поверхности гофры до воздухосборника и датчика.
Осмотр гофры воздуховода
На них не должно быть масла и конденсата, поверхности должны быть сухими и чистыми. Если не следить за воздушным фильтром и редко его менять, грязь может попасть на чувствительный элемент датчика и привести к его поломке. Это самая распространенная ошибка. Следы масла могут появиться в расходомере, если уровень масла в картере слишком высок, или если забит маслоотделитель вентиляции картера. При необходимости очистите поверхности специальными чистящими средствами.
Способ №5 — проверка ДМРВ мультиметром
Для этого включите тестер в режим, где проверяется постоянное напряжение. Предельное значение для измерений должно быть установлено на 2В.
План эксплуатации ДМРВ
Распиновка датчика:
- Желтый провод расположен ближе к лобовому стеклу. Он служит входом для сигнала расходомера.
- Бело-серый провод — выход напряжения датчика.
- Черно-розовый провод ведет к главному реле.
- Зеленый провод используется для заземления датчиков, то есть идет на землю.
Провода могут быть разного цвета, но расположение одинаковое. Для проверки включите зажигание, но не заводите машину. Красный щуп от мультиметра необходимо подключить к желтому проводу, а черный – к массе, то есть к зеленому проводу. Измеряем напряжение между этими двумя выходами. Щупы мультиметра позволяют выполнить подключение, не нарушая изоляцию проводов.
На новом устройстве выходное напряжение находится в пределах от 0,996 до 1,01 В.
Во время работы это напряжение постепенно увеличивается, и по его величине можно судить об износе расходомера:
- если датчик исправен, напряжение от 1,01 до 1,02 В;
- в удовлетворительном состоянии — от 1,02 до 1,03 В;
- ресурс датчика заканчивается, если напряжение находится в пределах от 1,03 до 1,04 В;
- предсмертное состояние обозначается значением от 1,04 до 1,05, при отсутствии противопоказаний можно продолжать использование датчика;
- если напряжение превышает 1,05 В, необходимо заменить MAF.
Показания АЦП расходомера
Диагностика ДМРВ «Цешка» не представляет сложности и может быть выполнена своими руками.
Если на снятом датчике есть грязь, вы можете очистить его самостоятельно. Для очистки можно использовать WD-40. Чтобы почистить ДМРВ, нужно сначала снять с него патрубок, а затем разобрать само устройство. Внутри устройства есть сеть и несколько проводов — датчики.
Их необходимо опрыскать чистящим средством и промыть. Затем дайте жидкости высохнуть. Если грязь осталась, процедуру следует повторить. Этим же инструментом нужно прочистить трубу. На нем не должно быть грязи и масляных пятен. После замены воздушного фильтра все детали необходимо установить на место. После процедуры очистки 80% можно восстановить работу устройства, исчезает ошибка о низком уровне сигнала датчика (автор видео «24 часа»).
Промывка датчика поможет избежать дорогостоящего ремонта.
Способ №6 — проверка с помощью сканера
Метод испытания:
- Установите на свой телефон (смартфон), планшет или ноутбук диагностическую программу (например, Torque Pro, Opendiag, BMWhat, OBD Auto Doctor).
- Подключить специальным кабелем, каналом Bluetooth на мобильном устройстве или ноутбуке к диагностическому разъему на электронном блоке управления автомобиля.
- Запустите диагностический инструмент на своем телефоне (смартфоне) или компьютере.
- Подождите, пока программа закончит сканирование всех узлов автомобиля. В результате инструмент проверит исправность каждого агрегата автомобиля.
- Расшифруйте коды ошибок, которые программа выдаст после завершения диагностики.
Для выполнения этого метода используются тестеры:
- К-линия 409/1;
- Сканматик;
- ВЯЗ (ELM) 327;
- ОП-КОМ.
Способ №7 — проверка Васей Диагностом
Чтобы выявить неисправность ДМРВ, не снимая его с автомобиля, нужно:
- Установите на ноутбук (ноутбук) программу под названием «ВАСЯ диагност» и запустите ее.
- Подключите адаптер к диагностическому порту автомобиля.
- Выберите «Электроника 1» или «01 — Электроника двигателя» на вкладках «Блок управления», чтобы подключиться к блоку управления автомобиля.
- Перейти к пользовательским группам».
- Выберите 211, 212 (проходное значение) и 213 (фактическое значение).
- Сравните текущие цифры с паспортными данными. Если отклонения высокие, необходимо заменить ДМРВ.
Способ №8 — с помощью мотортестера
Хорошо знать
Этот метод используется для проверки расходомеров частотного типа.
Для проверки ДМРВ мотор-тестером (осциллографом) необходимо подключить его к датчику (в зависимости от марки автомобиля) и запустить двигатель.
Параметры проверки ДМРВ:
- переходное время при включенном зажигании;
- показания расхода воздуха на холостом ходу и резком увеличении оборотов двигателя;
- напряжение в сети датчиков.
Важно знать
Выходные данные индивидуальны для разных типов двигателей. Перед диагностикой следует уточнить текущие показания у официального представителя.
Принцип работы датчика расхода воздуха на ВАЗ 2109
Все три варианта ДМРВ работают по принципу обогреваемой струны.
Провод (обычно из платины) нагревается, сопротивление в нагретом состоянии контролируется схемой ДМРВ. Когда воздух проходит через каркас, он охлаждается и сопротивление изменяется. Процесс контролируется термокомпенсационным резистором. Дополнительный нагрев требует большего электрического тока, эта разница является основой для расчета объема воздуха.
Фактически происходит постоянное сравнение сопротивления провода с прецизионным резистором, и провод нагревается до постоянной температуры.
Виды ДМРВ их конструктивные особенности и принцип работы
Чаще всего используются три типа измерителей объема:
- Проволока или нить.
- Фильм.
- Объемный.
В первых двух принцип работы основан на получении информации о массе воздушного потока путем измерения температуры. В последнем могут быть задействованы два варианта учета:
- Путем изменения положения ползунка приводится в движение специальная лопатка, на которую воздействует воздушный поток, проходящий через устройство. Учитывая наличие трущихся механизмов, уровень надежности таких конструкций достаточно низкий. Это стало основной причиной, по которой автопроизводители отказались от датчиков такого типа. Для справки приведем упрощенный пример конструкции объемного расходомера.
ДМРВ объемного типа - Подсчет вихрей Кармана. Они образуются, если ламинарный поток воздуха омывает препятствие, края которого достаточно острые. Частота отрывающихся от них вихрей напрямую связана со скоростью воздушного потока, проходящего через устройство.
Конструкция датчика завихрения (широко используется производителем Mitsubishi Motors)
Обозначения:
- А — датчик измерения давления, для фиксации прохождения вихря. То есть частота давления и образования вихрей будут одинаковыми, что позволяет измерить расход воздушной смеси. На выходе с помощью АЦП аналоговый сигнал преобразуется в цифровой и передается на компьютер.
- Б – специальные трубы, формирующие поток воздуха, близкий по свойствам к ламинарному.
- C — обходные каналы.
- D — остроконечный столб, на котором образуются вихри Кармана.
- E — отверстие для измерения давления.
- F — направление воздушного потока.
Проволочные датчики
До недавнего времени накальный ДМРВ был самым распространенным типом датчика, устанавливаемого на отечественные автомобили модельного ряда ГАЗ и ВАЗ. Пример конструкции проволочного расходомера показан ниже.
Конструкция счетчика объема ИВКШ 407282.000
Обозначения:
- А — Электронная плата.
- Б — Разъем для подключения ДМРВ к ЭБУ.
- C — регулировка СО.
- D — Корпус расходомера.
- Электронная почта — Звоните.
- F — Платиновый провод.
- G — Резистор для термокомпенсации.
- H — Держит кольцо.
- I — Корпус электронной карты.
Принцип работы и пример функциональной схемы накального измерителя объема.
Разобравшись с конструкцией прибора, перейдем к принципу его работы, в его основе лежит метод термоанемометра, где терморезистор (РТ), нагреваемый проходящим через него током, помещается в воздушный поток . Под его влиянием изменяется теплоотдача, а следовательно, и сопротивление RT, что позволяет рассчитать объемный расход воздушной смеси? используя уравнение Кинга:
I2*R=(K1+K2*⎷Q)*(T1-T2) ,
где I — ток, проходящий через RT и нагревающий его до температуры T1. При этом Т2 – температура окружающей среды, а К1 и К2 – постоянные коэффициенты.
На основании приведенной выше формулы можно вывести объемную скорость воздушного потока:
Q = (1 / К2) * (I2 * РТ / (Т1 — Т2) — К1)
Пример функциональной схемы с мостовым соединением термопар показан ниже.
Типовая функциональная схема провода ДМРВ
Обозначения:
- Q — измеренный расход воздуха.
- У — усилитель сигнала.
- РТ — проволока термического сопротивления обычно изготавливается из платиновой или вольфрамовой нити, толщина которой находится в пределах 5,0-20,0 мкм.
- РР — температурный компенсатор.
- R1-R3 обычные резисторы.
При расходе, близком к нулю, РТ нагревается до определенной температуры проходящим через него током, что позволяет удерживать мост в равновесии. Как только поток воздушной смеси увеличивается, терморезистор начинает остывать, что приводит к изменению его внутреннего сопротивления, и как следствие, разбалансировке мостовой схемы.
В результате этого процесса на выходе блока усилителя образуется ток, который частично проходит через термокомпенсатор, что приводит к выделению тепла и позволяет компенсировать потери от потока воздушной смеси и восстановить баланс моста.
Описанный процесс позволяет рассчитать расход воздушной смеси, который действует на величину тока, проходящего через мост. Для того чтобы сигнал воспринимался ЭБУ, он преобразуется в цифровой или аналоговый формат. Первый позволяет определить расход по частоте выходного напряжения, второй — по уровню.
У этой реализации есть существенный недостаток — высокая температурная погрешность, поэтому многие производители добавляют в конструкцию терморезистор, аналогичный основному, но не подвергают его воздействию потока воздуха.
В процессе эксплуатации на проволочном термисторе может скапливаться пыль или грязь, для предотвращения этого этот элемент подвергают кратковременному высокотемпературному нагреву. Выполняется после выключения двигателя.
Читайте также: Багажник рено каптур: объем, размеры
Пленочные воздухомеры
Пленочный ДМРВ работает по тому же принципу, что и филамент. Основные отличия заключаются в конструкции. В частности, кристалл кремния используется вместо сопротивления платиновой нити. Он покрыт несколькими слоями платинового напыления, каждый из которых играет определенную функциональную роль, а именно:
- Датчик температуры.
- Термическое сопротивление (обычно их два).
- Сопротивление нагреву (компенсация.
Этот кристалл установлен в защитном корпусе и помещен в специальный канал, по которому проходит воздушная смесь. Геометрия канала спроектирована таким образом, что измерения температуры берутся не только от входящего потока, но и от отраженного. За счет созданных условий достигается высокая скорость движения воздушной смеси, что не способствует отложению пыли или грязи на защитном кожухе кристалла.
Особенности конструкции кино ДМРВ
Обозначения:
- А — Корпус расходомера, в который вставляется измерительное устройство (Е).
- B — Разъемы для разъема, который подключается к компьютеру.
- C — Чувствительный элемент (многослойный кристалл кремния с напылением, помещенный в защитный корпус).
- D — Электронный контроллер, с помощью которого осуществляется предварительная обработка сигналов.
- E — Корпус измерительного прибора.
- F — Канал, сконфигурированный для получения тепловых показаний по отраженному току и входному току.
- G — Измеренный расход воздушной смеси.
Как было сказано выше, принцип работы филаментных и пленочных сенсоров аналогичен. Это означает, что чувствительный элемент изначально нагревается до температуры. Поток воздушной смеси охлаждает термопару, что позволяет рассчитать массу воздушной смеси, проходящей через датчик.
Как и в устройствах накаливания, выходной сигнал может быть аналоговым или преобразованным в цифровой с помощью АЦП.
Следует отметить, что погрешность накальных измерителей объема составляет около 1%; для пленочных аналогов этот показатель составляет около 4%. Однако большинство производителей перешли на пленочные сенсоры. Это объясняется как более низкой стоимостью последних, так и расширенным функционалом ЭБУ, обрабатывающих информацию от этих блоков. Эти факторы затмили точность приборов и их быстродействие.
Следует отметить, что за счет развития технологии производства флэш-микроконтроллеров, а также внедрения новых решений удалось значительно снизить погрешность и увеличить быстродействие пленочных структур.
Накрылся ДМРВ? Не спешите покупать новый
Новый датчик стоит от 2 до 3,2 тысяч рублей. Но прежде чем бежать в ближайший магазин или авторынок, попробуем вернуть к жизни старую. Этот метод реанимации не дает 100% гарантии восстановления работоспособности. Но попробовать стоит.
Сначала подключите отрицательную клемму аккумулятора. Снимите датчик с автомобиля. Снимите его с корпуса воздушного фильтра. Разберите устройство крестовой отверткой. Будьте осторожны с платиновыми проводами, не прикасайтесь к ним руками или другими предметами. Почистил очистителем карбюратора. Распылите 3-4 раза жидкость в местах, указанных стрелками на картинке. Соберите ДМРВ и установите его на автомобиль.
Сопроводительные фото к процессу
Не прикасайтесь к платиновым проводам в MAF, так как это может повредить датчик работы
Датчик массового расхода воздуха демонтируется с помощью крестовой отвертки и пассатижей
Можно попробовать оживить ДМРВ карбюраторной жидкостью
Если вам немного повезет, и вы будете действовать осторожно, то сможете сэкономить несколько тысяч рублей.
В заключение хотелось бы отметить, что падение мощности и увеличение расхода топлива не всегда свидетельствует о неисправности ДМРВ. Но если такие симптомы появились, сначала проверьте ДМРВ. Первый диагноз можно поставить самостоятельно. Точная проверка проводится на специальном оборудовании на АЗС. Будьте осторожны с вашим автомобилем — это сэкономит вам деньги и время.
К чему приводит неисправность ДМРВ?
работа двигателя с неработающим/неисправным расходомером вызывает детонацию топливной смеси в камере сгорания. Это влияет на работу коленчатого вала (кривошипно-шатунного механизма) и разрушает поверхность поршня, из-за чего двигатель может «раскручиваться.
Какие показания должен выдавать исправный ДМРВ?
Напряжение на аналого-цифровом преобразователе (АЦП) расходомера при выключенном двигателе должно быть 0,996 В. Допустимы показания 1,016 и 1,025 В, но при достижении ими более 1,035 В чувствительный элемент массы датчик расхода воздуха забит.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ
Для точного определения степени отклонения показаний измерителя рабочего тока от нормальных значений необходимо оценить работу двигателя на разных скоростях.
Например, для инжекторного двигателя ВАЗ 2111 объемом 1,5 л, если он исправен, на холостом ходу (860–920 об/мин) правильные показания составляют 9,5–10 кг/ч, а при 2 тыс об/мин – 19–21 кг/ч. Если расходомер на 2 тыс об/мин показывает около 17-18 кг, машина будет ехать стабильно. При значениях от 22 до 24 кг/ч автомобиль будет двигаться плавно, но расход топлива на 100 км составит около 10-11 литров. Кроме того, машину будет сложно завести в мороз из-за перелива топлива при прогреве двигателя.
Проверка работоспособности
Перед диагностикой ДМРВ необходимо знать симптомы, позволяющие определить степень работоспособности ДМРВ (аббревиатура от английского названия устройства) датчика в автомобиле. Показываем основные симптомы неисправностей:
- Расход топливной смеси значительно увеличился, а приемистость снизилась.
- ДВС на холостых с рывками. При этом в режиме холостого хода может наблюдаться снижение или увеличение скорости.
- Двигатель не запускается. Собственно, сама по себе эта причина не означает, что расходомер в автомобиле неисправен, могут быть и другие причины.
- Появляется сообщение о проблеме с двигателем (Check Engine)
Пример отображаемого сообщения «Проверьте двигатель» (отмечено зеленым цветом)
Эти признаки указывают на возможную неисправность ДМРВ, для точного определения причины поломки необходимо провести диагностику. Это легко сделать самостоятельно. Упростить задачу поможет подключение диагностического адаптера к компьютеру (если такой вариант возможен), после чего по коду ошибки определить исправность или неисправность датчика. Например, ошибка p0100 указывает на неисправность в цепи расходомера.
Устранение неполадок с помощью диагностического адаптера
Однако при необходимости проведения диагностики на отечественных автомобилях, выпущенных 10 и более лет назад, ДМРВ можно проверить одним из следующих способов:
- Испытания во время вождения.
- Диагностика с помощью мультиметра или тестера.
- Внешний осмотр датчика.
- Установка однотипная, заведомо рабочий агрегат.
Рассмотрим каждый из этих способов.
Тестирование в процессе движения
Проще всего проверить, проанализировав поведение ДВС при выключенном датчике массового расхода воздуха. Алгоритм действий следующий:
- Нужно открыть капот, выключить расходомер, закрыть капот.
- Заводим машину, при этом ДВС переходит в аварийный режим. Соответственно, на приборной панели появится сообщение о проблеме с двигателем (см рис. 10). Количество подаваемой топливной смеси будет зависеть от положения брелка.
- Проверьте динамику автомобиля и сравните с тем, что было до отключения датчика. Если автомобиль стал более динамичным, а также увеличилась мощность, это, скорее всего, говорит о том, что неисправен датчик воздушных масс.
Обратите внимание, что вы можете продолжать движение с выключенным устройством, но это настоятельно не рекомендуется. Во-первых, увеличивается расход топливной смеси, во-вторых, отсутствие контроля кислородного регулятора приводит к увеличению загрязнения.
Диагностика с применением мультиметра или тестера
Признаки неисправности ДМРВ можно установить, подключив черный щуп к массе, а красный к сигнальному входу датчика (распиновку можно посмотреть в паспорте прибора, там же указаны основные параметры).
Пример измерения напряжения мультиметром на ДМРВ в автомобиле ВАЗ 2114
Затем устанавливаем пределы измерения в предел 2,0 В, включаем зажигание и проводим измерения. Если прибор ничего не показывает, необходимо проверить правильность подключения щупов к массе и сигнал на расходомер. По показаниям прибора можно судить об общем состоянии устройства:
- Напряжение 0,99-1,01 В говорит о том, что датчик новый и работает исправно.
- 1,01-1,02 В блок б/у, но состояние хорошее.
- 1,02-1,03 В — свидетельствует о том, что устройство еще в работе.
- 1.03 -1.04 состояние приближается к критическому, то есть в ближайшее время необходимо заменить ДМРВ на новый датчик.
- 1.04-1.05 — ресурсы устройства практически исчерпаны.
- Выше 1,05 — однозначно нужен новый ДМРВ.
То есть по напряжению можно правильно судить о состоянии датчика, низкий уровень сигнала свидетельствует об исправном состоянии.
Внешний осмотр сенсора
Этот метод диагностики не менее эффективен, чем предыдущие. Все, что нужно, это снять датчик и оценить состояние.
Осмотр датчика на предмет повреждений и наличия жидкости
Типичными признаками неисправности являются механические повреждения и наличие жидкости в устройстве. Последнее говорит о том, что система подачи масла в двигатель не отрегулирована. Если датчик сильно загрязнен, следует заменить или очистить воздушный фильтр.
Установка однотипного, заведомо исправного устройства
Этот метод практически всегда дает четкий ответ на вопрос о работоспособности датчика. На практике этот метод достаточно сложно реализовать без покупки нового устройства.
Способы устранения поломок
Вариантов решения проблемы у вас не так много — можно либо попробовать почистить датчик, либо заменить его на новый.
Процедура очистки и замены описана ниже:
- Сначала нужно разобрать ДМРВ. Для этого ослабьте болт крепления гофрированного шланга к корпусу устройства и отсоедините его.
- Далее нужно открутить еще два винта, которыми ДМРВ крепится к корпусу воздушного фильтра. После этого можно разобрать контроллер. Если вы решили его поменять, просто установите новый ДМРВ и соберите его в обратном порядке. Но если вы хотите попробовать восстановить работоспособность, вы можете почистить устройство.
- После демонтажа регулятора его необходимо демонтировать. На блоке есть катушки, поэтому при разборке регулятора будьте осторожны, чтобы не повредить их. Как показывает практика, эти спирали очень чувствительны, даже известны случаи, когда автовладельцы, просто протерев ДМРВ тряпкой, выводили его из строя.
- Теперь вам понадобится специальное средство для чистки карбюраторов, которое можно приобрести в любом магазине. Перед очисткой убедитесь, что давление из баллона не сильное, так как слишком большое давление также может повредить устройство. Не следует сильно обрабатывать корпус самого устройства, так как больше всего загрязняются пластины и спирали, поэтому эти компоненты необходимо обрабатывать максимально. Следует отметить, что этот процесс должен осуществляться в несколько этапов. Суть в том, чтобы после обработки дать агрегату немного подсохнуть – это позволит грязи максимально закиснуть. Процедуру необходимо повторить несколько раз с небольшим интервалом, напоследок ДМРВ необходимо промыть. Сам процесс очистки повторяется до тех пор, пока из датчика не начнут течь прозрачные чистые капли чистящего средства. Затем вы можете собрать устройство на месте, собрав все компоненты в обратном порядке.
Признаки неисправности датчика ДМРВ на ВАЗ 2110: как промыть и почистить своими руками
При появлении первых признаков неисправности обязательно проверьте ДМРВ, а затем, в зависимости от ситуации, прочистите или замените устройство.
Теперь о том, как проверить наш датчик. Сегодня для проверки ДМРВ используют два основных метода.
- Двигатель проверяется в работе при выключенном датчике массового расхода воздуха. Просто отключите питание от регулятора и запустите двигатель. При отсутствии ДМРВ во время запуска электронный блок управления включает силовой агрегат в аварийном режиме. Обороты настроены на 1500 об/мин. После отключения датчика проедьте несколько километров, оцените динамику, мощность. Если двигатель работает нормально, датчик был причиной симптомов.
- Второй способ потребует использования автомобильного тестера или вольтметра. После включения зажигания не запускайте двигатель. На тестере порог напряжения установлен на 2В. Положительный щуп подключается к желтому проводу на разъеме датчика, а черный щуп подключается к зеленому проводу.
Довольно часто можно избежать замены ДМРВ, очистив этот элемент двигателя.
Делайте чистку самостоятельно следующим образом:
- Снимите патрубок с датчика массового расхода воздуха;
- Теперь снимите датчик с сопла. В противном случае качественной стирки не получится;
- Чтобы снять датчик, нужно заранее вооружиться ключами-звездочками. Найти такие наборы не проблема;
- Открутите все крепления, снимите датчик с трубы и оцените его внешнее состояние;
- На датчике часто остаются следы масляных отложений. Задача очистки — сделать агрегат как новый;
- Для чистки ДМРВ часто используют очиститель карбюратора;
- Внутри пленки находятся датчики, представляющие собой небольшие провода, прикрепленные к специальной смоле. Эти элементы необходимо тщательно обрызгать чистящим средством, чтобы не повредить блок;
- Подождите некоторое время, пока поверхности высохнут. Для ускорения процесса используйте баллончик со сжатым воздухом;
- Нередко вместо очистителя карбюратора используют спирт, который также работает достаточно эффективно;
- Правильная очистка ДМРВ предполагает обработку форсунок от скопившегося мусора, грязи и пыли;
- Тщательно обработав все компоненты вытяжного датчика массового расхода воздуха, дождитесь его высыхания, а затем снова соберите. Очистка завершена.
Очистка распылением
Статистика показывает, что примерно в 80% случаев простая очистка позволяет восстановить прежнюю функциональность ДМРВ.
Цена вопроса
80% это не 100. Поэтому приходится иногда менять сенсор. А чтобы заменить, надо купить.
Существует три ценовые категории на ДМРВ:
- Дешевый. В основном это китайские товары, цена которых до 1000 рублей. Покупать такие регуляторы категорически не рекомендуется;
- Середина. К ним относятся датчики от АвтоВАЗа, отечественные и некоторые зарубежные аналоги. Такие стоят от 1500 до 2500 рублей;
- Дорого. Качественный, надежный, импортный ДМРВ, цена которого может достигать 5,5 тысяч рублей. Сложно сказать, насколько рационально их покупать. Но точно прослужат долго.
Заменить ДМРВ своими руками несложно, даже если вы не имеете специальных навыков в ремонте автомобилей. Проверив состояние устройства и решив, что чистка уже не поможет, остается только заменить его.
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности, поднимите капот и отсоедините отрицательный полюс от аккумуляторной батареи.
- Отсоедините разъем датчика. О местоположении мы уже рассказали, так что проблем с поиском не возникнет.
- Отверткой снимаем прижимной болт хомута крепления гофры к ДМРВ.
- Гофра удаляется.
- Ключом на 10 откручиваем два болта крепления датчика к корпусу воздушного фильтра.
- После удаления неисправного кислородного датчика установите новый регулятор.
- Вкрутите пару болтов, зафиксируйте гофру и зафиксируйте ее хомутом.
- Подсоедините разъем, верните минусовую клемму на аккумулятор.
Если все сделано правильно, и поломка правильно определена, двигатель вернется к прежним показателям, сигнал ошибки на приборной панели исчезнет.
Замена блока
Чтобы окончательно проверить результат ремонта, выйдите на дорогу, совершите тест-драйв и обязательно попробуйте резко нажать на педаль газа. Если динамика и мощность стали такими же, как и до возникновения проблем, значит, вы все сделали правильно, и причиной отказа оказался именно ДМРВ.
Как проверить ДМРВ мультиметром
Самодиагностика позволит не только избежать внезапных проблем, но и подскажет время возможной замены расходомера. Объект измерения – контакт № 5 на разъеме. Напряжение покоя измеряется относительно минуса контакта № 3.
Глушим двигатель, поворачиваем ключ зажигания в положение «ON», но стартер не крутим. Подключаем измерительные выводы к разъему ДМРВ.
- хорошее состояние: напряжение в пределах 0,98 В — 1,02 В;
- износ есть, но не критичен: 1,03 В — 1,04 В;
- критический износ, скоро замена: 1,05 В;
- напряжение выше 1,05 В — датчик неисправен.