- Основные причины детонации при выключении зажигания:
- Как измеряется детонация ВАЗ инжектор?
- Что представляет собой детонация силового оборудования
- Определение и суть
- Признаки неисправности
- Основные причины и как их устранить
- Дизелинг
- Двигатель детонирует после выключения зажигания – причины
- Коротко о главном
- А может ли при глушении двигатель автомашины детонировать: разбираемся в аспектах
- Дизелинг
- Вред или польза
- А не калильное ли это зажигание?
- Детонация – что это такое
- Способы предотвращения детонации
- Детонация и калильное зажигание
- Признаки неисправности датчика детонации (ДД)
- Последствия. Методы борьбы
- Как появляется детонация
- Датчик детонации, принцип его работы
- Почему мотор не глохнет после его остановки
- Неисправности систем для прекращения подачи топлива
- Самопроизвольное возгорание топлива и нагар
- Калильное зажигание и свечи
- Другие причины появления КЗ
- Последствия детонации
- За что отвечает датчик детонации на ВАЗ 2107
- Где искать и как проверить датчик детонации
- Датчик детонации инжекторных ВАЗ 21083, 21093, 21099
- Назначение датчика детонации
- Устройство датчика детонации ДД
- Расположение на автомобиле
- Принцип действия датчика детонации
- Неисправности ДД
- Применяемость датчика детонации на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099
Основные причины детонации при выключении зажигания:
Следите за качеством бензина. Заправляйтесь только на проверенных АЗС.
Длительная эксплуатация автомобиля на малых скоростях может привести к образованию нагара. Двигатели внутреннего сгорания время от времени требуют больших нагрузок при соблюдении правил дорожного движения.
Помните, что своевременное техническое обслуживание и проверка автомобиля сразу в аварийной ситуации убережет ваш автомобиль и позволит избежать лишних расходов и аварий на дороге.
Правильное состояние двигателя характеризуется плавной работой без лишних громких шумов. Любое отклонение от «нормы» не приветствуется — различные стуки и посторонние звуки свидетельствуют о критическом режиме работы деталей. Игнорировать такие симптомы не рекомендуется – силовая установка может выйти из строя в самый неподходящий момент. Безответственность измеряется не мелкими затратами на диагностику, а большими затратами на капитальный ремонт.
Как измеряется детонация ВАЗ инжектор?
Детонация форсунки ВАЗ измеряется с помощью электронной системы, показания которой отображаются датчиком (ДД) на приборной панели. Основной задачей ДД является контроль процесса детонации в цилиндрах автомобиля. Внутри устройства находится пластина из пьезокерамики и небольшой резистор. Оба элемента ВАЗ-2108 или 09 соединяются соединительной колодкой. По конструкции датчик характеризуется широкополосной конструкцией, закрепленной на штифте с гайкой. Его диаметр составляет 22 мм.
Что представляет собой детонация силового оборудования
Если двигатель исправен, во время работы скорость циркуляции пламени составляет ок. 20 м в секунду. Если происходит детонация, скорость распространения увеличивается в десятки раз: она может достигать до 2 тысяч метров в секунду. В результате автомобилист слышит необычный шум, напоминающий постукивание пальцами. Это связано с тем, что детонация представляет собой миниатюрный взрыв, от которого волны ударяются о поверхность цилиндров.
Часто двигатель стучит при выключении зажигания. В этой ситуации даже заглушенный двигатель продолжает работать. Часто в этом режиме двигатель работает несколько секунд, иногда такая работа может длиться до 20 секунд.
Определение и суть
Детонация – это процесс горения топливно-воздушной смеси с критически высокой скоростью, приводящий к резкому повышению давления и температуры. Явление возникает на стадии резкого повышения давления в цилиндре и сгорания смеси в пристеночных слоях на такте сжатия.
мгновенное сгорание готовых продуктов вызывает распространение в камере сгорания ударных волн со скоростями до 1200 м/с. При обычном горении также возникают ударные волны, но интенсивность их распространения не превышает 50 м/с.
При столкновении ударной волны с препятствиями в виде стенок цилиндров и поршней издается характерный детонационный удар. Мнение, что стучат штемпельные ручки, не имеет под собой никаких оснований.
Признаки неисправности
Прежде чем выяснить, что является причиной детонации, необходимо ее выявить. Нежелательное явление проявляется исключительно на работающем двигателе. Отсюда следствие — при выключенном двигателе или после выключения зажигания двигатель не может детонировать. Да и на холостых ее довольно сложно встретить, разве что когда заводишь на газу.
Но под нагрузкой слышен стук металла. Особенно при ускорении вверх на высокой передаче и низких оборотах. Ударная волна также противодействует движению поршня вверх, что приводит к потере мощности и увеличению расхода топлива.
Зеленоватый или черный дым из выхлопной трубы говорит о том, что дела плохи. Неприятное явление имело место и уже закончилось. Несвоевременная фиксация факта привела к тому, что через выпускное отверстие вылетали отколовшиеся части алюминиевых деталей.
Основные причины и как их устранить
Стоит проанализировать недавние изменения, которые привели к возникновению сильных или легких инсультов:
Детонационный стук может проявляться на холодную или горячую только при малых оборотах коленчатого вала. На высоких скоростях возникает при резком изменении нагрузки или при движении на максимальной скорости.
К вашему сведению. Нагруженные турбодвигатели более восприимчивы к нестабильным условиям, чем атмосферные.
Дизелинг
Так называется рабочий процесс в цилиндрах бензинового двигателя, протекающий подобно дизельному циклу. Как было сказано выше, детонация возникает при работе двигателя под нагрузкой. Так что даже бездействовать нельзя. Почему двигатель не глохнет при выключенном зажигании?
Одной из причин этого явления является чрезмерный нагрев двигателя при высокой степени сжатия в цилиндрах. После выключения зажигания коленчатый вал вращается по инерции еще несколько секунд до полной остановки, при этом время на каждый цикл увеличивается. Так как зажигание выключено, новых вспышек сначала нет.
В какой-то момент высокая температура воздушной смеси в течение длительного времени приводит к такому нагреву смеси, что она самовозгорается, при отсутствии искры. То есть зажигание осуществлялось дизельным способом. Коленчатый вал получил импульс крутящего момента и начал вращаться.
Но с увеличением частоты вращения продолжительность такта сжатия сокращалась, и смесь не успевала прогреваться до температуры воспламенения. Мигающие огни прекращаются, и двигатель останавливается. Но здесь продолжительность времени сжатия снова увеличивается, нагретая смесь снова начинает воспламеняться, и это может продолжаться некоторое время.
Чаще всего двигатель останавливается сам по себе. Если этого не происходит, его необходимо подавить силой. Для этого включите передачу и отпустите педаль сцепления. При увеличении нагрузки двигатель окончательно остановится.
Дизельирование, как правило, безвредный процесс. Это не вредит двигателю и случается довольно редко. Причем это явление свидетельствует о том, что компрессия двигателя отличная, а значит, нет износа деталей шатуна и поршневой группы.
Двигатель детонирует после выключения зажигания – причины
Чаще всего детонация двигателя возникает при выключении зажигания на неподходящем топливе: октановое число ниже предусмотренного техническими требованиями создателей конкретного двигателя. Дело в том, что для двигателей с меньшей степенью сжатия используется низкооктановое топливо. Таким образом, если тип бензина не соответствует типу двигателя (например, нужно использовать А-95, а вместо него заливают А-76), то происходит его активное сгорание (почти со взрывной скоростью).
При активном сгорании выделяется довольно много тепловой энергии, что в результате не лучшим образом сказывается на работе всей системы и на состоянии двигателя.
Еще одна причина, почему двигатель стучит при выключении зажигания, это слишком раннее зажигание. Чаще всего его устанавливают так, чтобы двигатель был более чувствителен к открытию дроссельной заслонки, но в этом случае топливовоздушная смесь воспламеняется раньше при движении поршня вверх, что приводит к перегреву. Этот процесс также может быть спровоцирован перегревом двигателя и установкой неподходящих свечей зажигания.
Коротко о главном
После остановки двигателя детонации быть не может — это неустойчивое «дергание» называется дизелированием. Ничего опасного в этом явлении нет. Причина появления — поступление топлива в цилиндры при выключенном зажигании. Обычно это происходит на карбюраторных двигателях с неисправной ЭМС.
Детонация возникает исключительно на работающем двигателе и сопровождается характерным металлическим звоном. Проявляется при движении на малых скоростях под нагрузкой, при запуске, после заправки низкооктановым бензином и из-за неправильной установки угла опережения зажигания на карбюраторном двигателе. На инжекторной силовой установке за последнее отвечает датчик детонации двигателя и ЭБУ.
Все без исключения автомобили ВАЗ, от модели 2101 до современных версий, оснащаются бензиновыми силовыми установками, что является приоритетом для всех автопроизводителей.
Нормальное функционирование любого бензинового двигателя обеспечивается рядом факторов – соблюдением правильной пропорции топливовоздушной смеси, качеством бензина, соответствующим опережением зажигания и состоянием ЦПГ. Если хотя бы один из этих факторов не совпадает, может появиться такой негативный эффект, как детонация.
А может ли при глушении двигатель автомашины детонировать: разбираемся в аспектах
Некорректно классифицировать неровную работу двигателя или другие стуки как проявление детонации. Чтобы не ошибиться, лучшим вариантом будет узнать, как звучит режим детонации на практике. Посмотрите, например, тематические видео.
Дизелинг
Как уже говорилось, нежелательное явление может появиться исключительно на работающем двигателе. Как тогда квалифицировать работу силовой установки при выключенном зажигании? Механик отвечает коротко – дизель. Его природа иная: самовоспламенение бензина, идентичное рабочему процессу дизеля.
Новички, сформировавшие базу знаний о бензиновых двигателях внутреннего сгорания, сразу же возразят, приведя пару аргументов «против»: у высокооктанового топлива плохое самовоспламенение, а степень сжатия в бензиновом двигателе ниже. Все это так, но при остановке агрегата создаются благоприятные условия для дизеля.
Сообщается, что исправный двигатель может взорваться при остановке в двух случаях:
- Подача топлива в цилиндры.
- Низкая частота вращения коленчатого вала.
На самом деле процесс выглядит так. Выключают силовую установку, падают обороты коленвала, добавляют топливо. Время, отведенное на воспламенение смеси, увеличивается.
В таких условиях для воспламенения топлива не нужна искра от свечи — достаточно постепенного повышения давления и температуры. После отработки рабочего цикла частота вращения коленчатого вала увеличивается, самовоспламенения не происходит. Затем частота снова падает и снова происходит дизелеобразование. А потом несколько циклов «подергиваний».
Вред или польза
В отличие от стука при повороте руля, в нестабильной работе двигателя после отключения электроэнергии нет ничего опасного. Наоборот, наличие этого эффекта косвенно подтверждает хорошую герметичность камеры сгорания, что свидетельствует об общей исправности ДВС. Это явление может иметь место только на карбюраторных двигателях, потому что на инжекторных силовых установках подача топлива прекращается при выключении зажигания.
Отсюда вывод — отсутствие рывков после остановки устройства вовсе не является признаком плохого состояния. Кстати, правильно отрегулированный и ухоженный карбюратор защищает двигатель от дизеля. Это реализовано с помощью электромагнитного клапана системы EPHX, который в исправном состоянии перекрывает подачу топлива в цилиндры при выключении двигателя внутреннего сгорания.
А не калильное ли это зажигание?
Опытные водители часто подменяют понятие дизеля калильным зажиганием (КЗ), что изначально считается неправильным. Элементарные отличия выявляет определение короткого замыкания – это воспламенение топливно-воздушной смеси от нагретого источника, которым может быть:
- Перегретая поверхность свечи.
- Выхлопной клапан.
- Теперь идет.
Как уже установлено, двигатель имеет признаки детонации при выключении из-за самовоспламенения топлива при сжатии (свеча зажигания отключена). Преждевременное зажигание подразумевает наличие отклонений именно при воспламенении свечи зажигания: нагретые поверхности или слой нагара воспламеняют смесь раньше, чем это необходимо.
Последствия короткого замыкания опасны. Это может вызвать:
- Плавящиеся свечи.
- Перегрев поршня.
- Плавление клапана.
Примечательно, что двигатели «накаливания» стабильно работают во всем диапазоне рабочих скоростей. Стабильность объясняется тем, что температура нагретого источника продолжает увеличиваться и поддерживается.
Детонация – что это такое
Детонация — это просто неправильное сгорание смеси. Но если вовремя не принять меры, детонация двигателя ВАЗ может иметь сильные негативные последствия. Особенность этого эффекта заключается в самовоспламенении горючей смеси за счет действия высоких температур и давления в цилиндрах.
При нормальной работе двигателя сгорание горючей смеси происходит в три этапа.
Эти волны приводят к разрушению пристеночных слоев газов, что вызывает увеличение теплоотдачи, за счет чего происходит перегрев стенок цилиндров и других компонентов ЦПГ. Волна детонации также разрушает масляную пленку стенок, в результате чего увеличивается трение между цилиндрами и кольцами. Детонация оказывает и механическое воздействие на элементы поршневой группы — резкое повышение давления приводит к возникновению ударных нагрузок на днище поршня, клапана, стенки цилиндра, что приводит к их повреждению.
Способы предотвращения детонации
Громкий стук в большинстве случаев можно услышать при работе холодного дизеля на холостом ходу или при небольшой нагрузке. Это связано с большой задержкой воспламенения, которая, как известно, уменьшается с ростом давления и температуры. Детонация на холостом ходу не опасна для двигателя и исчезает при увеличении нагрузки.
В двигателях с непосредственным впрыском дизельного топлива в воздух в камере сгорания стук можно устранить за счет уменьшения количества впрыскиваемого топлива при задержке зажигания. Основное количество впрыскивается сразу после начала горения.
Недостатком является невозможность полностью исключить выделение сажи, которая возникает, если топливо не успевает испариться и смешаться с воздухом до воспламенения. При высоких температуре и давлении и недостатке воздуха для горения происходит реакция крекинга (расщепления молекул), что приводит к образованию сажи. Сажа не сгорает полностью и попадает в выхлопные газы.
Детонацию топлива также можно устранить, разделив камеру сгорания. Дизель впрыскивается в изолированную полость (форкамеру) в головке блока цилиндров.
Из-за отсутствия воздуха там может сгореть не все топливо. За счет предварительного сгорания температура и давление в форкамере повышаются. Не догоревшее через сужение топливо с большой скоростью попадает в основную камеру сгорания, где и догорает. За счет увеличения времени процесса сгорания стук подавляется даже при использовании топлива с большой задержкой воспламенения. Правда, в этом случае наблюдается повышенный удельный расход топлива.
Наряду со способами смесеобразования, когда топливо впрыскивается в воздух, разработан способ подачи топлива, при котором дизельное топливо впрыскивается так, что оно оседает тонкой пленкой на поверхности камеры сгорания.
При использовании этого метода детонации не происходит, так как топливо сгорает в том объеме, где оно испаряется со стенки и смешивается с воздухом. Двигатели, работающие на таком принципе смесеобразования, называются многотопливными двигателями внутреннего сгорания, так как они могут работать на любом виде топлива, от смазочного масла и дизельного топлива до бензина.
Производители топлива также прилагают усилия для устранения детонации. Дизель после переработки нефти имеет диапазон кипения 160-90°С. Он содержит много насыщенных углеводородов, которые легко воспламеняются. Плотность дизеля p — 0,83 г/см3, а его удельная теплота сгорания Нu ~ 42000 кДж/кг. При добавлении присадок для ускорения сгорания горючесть дизельного топлива еще больше повышается.
Действие присадок заключается в том, что топливо воспламеняется непосредственно при попадании в него горячего воздуха, а с повышением температуры задержка воспламенения дизеля уменьшается. Для этого достаточно добавить в дизельное топливо присадки для ускорения воспламенения в количестве 0,1-1% по объему.
Детонация и калильное зажигание
Бывают случаи, когда детонация возникает при выключении зажигания ВАЗ-2106 или другой версии. То есть силовая установка продолжает работать самостоятельно даже после прекращения подачи искры. Здесь тоже происходит процесс самовозгорания, но он проходит по ряду других причин. Такое воспламенение происходит от некоторых чрезмерно нагретых элементов в ЦПГ. Этот эффект называется «горячее зажигание», и это уже не детонация двигателя ВАЗ-2106. Не путайте эти два понятия, так как они совершенно разные.
Признаки неисправности датчика детонации (ДД)
Учтите, что неисправность ДД может сказаться на работоспособности силовой установки. Дело в том, что если ЭБУ обнаружит, что он неисправен, он переведет двигатель в аварийный режим, где будет установлено позднее зажигание, чтобы полностью исключить возможность детонационного сгорания.
Симптомы неисправности датчика детонации ВАЗ-2110 следующие:
- Нестабильная работа двигателя на ХХ;
- Снижение показателей мощности двигателя;
- увеличение расхода бензина;
- Трудный запуск двигателя;
В общем, все, что является следствием позднего зажигания. Симптомы неисправности датчика детонации ВАЗ-2114 или другой инжекторной модели ВАЗ идентичны.
Но такие признаки может давать не только ДД, но и другие датчики, отвечающие за работу системы питания, поэтому важно знать, как проверить датчик детонации ВАЗ-2110. В противном случае можно долго искать причину некорректной работы двигателя. Зачастую автовладельцы не обращают внимания на ДД, а винят в этом другие элементы.
Последствия. Методы борьбы
Последствия этого воздействия, если ничего не предпринимать, очень серьезные. Перегрев составных частей может привести к поломке головки блока. Отсутствие масляной пленки, которая разрушается под действием детонации, увеличивает трение и приводит к ускоренному износу элементов ЦПГ. И, наконец, механическое воздействие ударной волны вместе с высокой температурой может привести к прогоранию поршня, разрушению перемычек между кольцами, искривлению шатуна и прогоранию клапанных тарелок.
Прогар клапана
Особенности инжекторных двигателей Существует несколько способов эффективной борьбы с этим эффектом на карбюраторных двигателях. В первую очередь при возникновении детонации следует заменить топливо, особенно если до этого заправка производилась на станциях с сомнительным качеством топлива. Если топливо не вызывает подозрений, стоит проверить зажигание и выставить более поздний угол опережения поворотом трамблера.
Причины детонации инжекторного двигателя идентичны карбюраторным, но помимо металлического звона такие двигатели имеют ряд других признаков, указывающих на возникновение этого эффекта.
А все потому, что двигатель с такой системой питания более совершенен. Его процессы смесеобразования и подачи смеси в цилиндры контролируются электронным блоком управления на основе показаний ряда датчиков. В зависимости от режима работы двигателя он также самостоятельно выбирает и устанавливает угол поворота руля. Это означает, что водитель уже не может самостоятельно выставить зажигание.
Электронное устройство способно отслеживать появление детонации. Для этого все инжекторные двигатели оснащены датчиком детонации (ДД).
Датчик детонации
Этот датчик способен определить возникновение детонационного сгорания и ЭБУ примет меры на основе данных. Например, если причиной детонации двигателя ВАЗ-2109, оснащенного инжекторной системой питания, является некачественное топливо, а датчик фиксирует появление эффекта, ЭБУ просто уменьшит угол опережения зажигания и детонация прекратится.
Читайте также: Руль Шевроле Лачетти: диаметр, как снять
Как появляется детонация
Каждый автолюбитель, наверное, знает, что процесс сгорания, происходящий внутри камеры сгорания двигателя, требует двух основных условий. Это создание смеси топлива и кислорода, а также искра от свечи зажигания. Детонация – это ситуация, когда смесь сгорает самопроизвольно, не дожидаясь момента срабатывания свечи.
Комплекты для самостоятельной сборки трейлера Enthusiast: какой купить
Если двигатель работает нормально, ошибок не наблюдается, то скорость распространения топлива около 20-30 метров в секунду. При детонации это число может увеличиться в десятки раз. Распознать появление такого явления достаточно просто, так как присутствует соответствующий металлический звук со стороны ДВС.
Среди автомобилистов используется довольно распространенное понятие постукивания пальцами. Причина этого шума в том, что взрывные волны соприкасаются со стенками внутри камеры сгорания. Это способствует падению мощности ДВС при параллельном быстром росте расхода.
Детонация может возникнуть и в ситуации, когда двигатель уже выключен, а зажигание выключено. Двигатель не останавливается сразу, а продолжает работать секунд 20-25, и только потом останавливается. В такой ситуации ждать, пока двигатель сам остановится, не стоит. Необходимо помочь снизить температуру внутри, добавив дополнительное топливо. Для этого просто нажмите на педаль газа.
Датчик детонации, принцип его работы
Конструктивно все датчики детонации одинаковы и в их основе лежит пьезоэлектрический эффект, т.е механическое воздействие преобразуется в электричество. И чем сильнее механическое воздействие, тем больше энергии способен выработать датчик.
Основным компонентом этого датчика является пьезоэлектрический элемент, генерирующий электрический ток в результате механического воздействия. При нормальной работе этот датчик генерирует электрические импульсы небольшой силы, которые не пропускает резистор в конструкции.
При возникновении детонации значительно возрастают ударные нагрузки и вибрации, поэтому увеличивается воздействие на пьезоэлемент. При достижении определенного тока, который выдает датчик, происходит пробой сопротивления и на ЭБУ подается импульс, который является для него сигналом о том, что необходимы меры по устранению возникающего неправильного сгорания.
Так как ДД работают по тому же принципу, то и схема датчика детонации ВАЗ-2110 такая же, как на моделях 2107, 2109 (инжекторные версии), 2114 и так далее
Почему мотор не глохнет после его остановки
Хотя калильное зажигание не является детонацией топлива, возникновение короткого замыкания часто является следствием детонации двигателя и следствием перегрева силового агрегата. Двигатель продолжает работать после выключения зажигания по двум основным причинам:
- один из них – так называемое дизелирование;
- второй – короткое замыкание (тепловое зажигание);
Обратите внимание, что многие автомобилисты ошибочно путают термины калильное зажигание, дизельное топливо и детонация. Если двигатель продолжает работать после выключения зажигания, причиной может быть как короткое замыкание, так и дизель. Это явление несколько отличается от калильного зажигания, хотя и имеет схожие симптомы.
Неисправности систем для прекращения подачи топлива
Для нейтрализации эффекта, когда двигатель не глохнет после выключения зажигания, на карбюраторные автомобили устанавливают специальные устройства. Такими решениями являются электромагнитные клапаны в системе холостого хода, которые перекрывают подачу бензина.
Дальнейшее развитие системы привело к появлению на карбюраторных автомобилях принудительной экономии холостого хода. Решение предназначено для экономии топлива, что достигается за счет отключения подачи топливно-воздушной смеси в момент торможения двигателем. Указанный клапан также перекрывает подачу смеси после выключения зажигания, что предотвращает дальнейшую работу силового агрегата из-за самовоспламенения топлива.
В том случае, если на автомобиле установлена такая система и двигатель работает после выключения зажигания, потребуется диагностика экономайзера. Клапан ЭПХХ может подклинивать, наблюдается разрыв диафрагмы и т.д.
На двигателях, где нет экономайзера, самовоспламенение смеси устраняется регулировкой карбюратора. Для достижения положительного эффекта потребуется отрегулировать настройку таким образом, чтобы обороты двигателя в режиме холостого хода снижались.
Эта настройка предполагает уменьшение объема подаваемой смеси, в результате чего снизятся температура и давление в цилиндрах. С учетом использования правильной марки бензина исключено самовоспламенение смеси.
Самопроизвольное возгорание топлива и нагар
Одним из последствий детонации и длительной езды на низкооктановом топливе является повышенное нагарообразование в камере сгорания. Обильный слой сажи может вызвать эффект калильного зажигания. Двигатель в таких условиях продолжает работать даже после выключения зажигания.
Это связано с тем, что воспламенение топливной смеси происходит не в результате образования искры, а от контакта с горячими электродами свечи зажигания. Также возможен эффект самовозгорания в результате тления копоти или контакта с горячей головкой выпускного клапана.
Для удаления нагара без серьезных вмешательств активно используются различные топливные присадки, которые добавляются непосредственно в топливо. Кроме того, можно «почистить» двигатель, проехав 5-10 минут на высокой передаче и максимальной скорости. Обратите внимание, что эти растворы эффективны только при легких формах закоксовывания.
При более серьезном загрязнении камеры сгорания необходимо применить метод проварки двигателя с использованием активных реагентов или разобрать двигатель внутреннего сгорания для механической очистки.
Калильное зажигание и свечи
Часто короткое замыкание возникает в результате чрезмерного нагрева изолятора или электрода свечи зажигания. Температура этих элементов напрямую зависит от размера поверхности изоляционной юбки свечи зажигания. Большая поверхность будет означать, что такие светильники «горячие».
Высокофорсированные агрегаты (атмосферные, малообъемные с большой мощностью или оснащенные турбокомпрессором), а также двигатели с высокими рабочими температурами требуют установки так называемых «холодных» свечей зажигания. Добавим, что для исключения возникновения калильного зажигания и нормальной работы ДВС необходимо устанавливать свечи, калильное число которых рекомендовано производителем для установки на конкретный тип двигателя.
Другие причины появления КЗ
Вмешательства в конструкцию (тюнинг двигателя) или ремонтные работы могут быть причиной, влияющей на калильное зажигание. Чаще всего короткое замыкание происходит в результате изменения степени сжатия в большую сторону.
Повышение степени сжатия может произойти после капитального ремонта двигателя. Расточка цилиндров, фрезерование прилегающей плоскости ГБЦ и другие манипуляции могут привести к фактическому повышению степени сжатия, короткому замыканию на работающем двигателе и дизелированию после его остановки.
Еще одной причиной короткого замыкания может быть ухудшение эффективности системы охлаждения, что приводит к перегреву камеры сгорания. Такой нагрев вызывает детонацию двигателя, которая затем провоцирует или вначале сопровождается воспламенением.
Последствия детонации
Учитывая, что это явление представляет собой взрыв, рассчитывать на отсутствие последствий не стоит.
При возникновении детонации мощность силового оборудования значительно снижается, а расход топлива значительно возрастает.
На цилиндры двигателя действует огромная нагрузка, что постепенно приводит к поломке, а иногда и к полному разрушению двигателя. В цилиндрах температура поднимается до критического уровня, из-за чего прогорает прокладка ГБЦ. Этот элемент первым страдает при возникновении детонации, так как не способен выдерживать длительные механические и термические нагрузки.
Детонация двигателя – серьезная проблема, которая может потребовать замены коленчатого вала, блока цилиндров, ГБЦ и так далее
За что отвечает датчик детонации на ВАЗ 2107
Детонация — крайне нежелательное явление. При штатной работе двигателя автомобиля фронт пламени движется с максимальной скоростью до 30 м/с, а при детонации топлива скорость иногда достигает 2000 м/с.
В результате воздействия такой силы на поршни, а также ГБЦ (ГБЦ) велика вероятность серьезных повреждений после пробега автомобиля 6000 км.
Из-за детонации в первую очередь страдает газораспределительный механизм автомобиля (ГРМ), а также поршневая группа. Чтобы этого не произошло, используется датчик детонации. Топливная смесь должна начать воспламеняться до того, как поршень достигнет верхнего положения. Процесс воспламенения должен закончиться, когда поршень вернется в исходное положение.
При детонации зажигание начинается до тех пор, пока между электродами автомобильной свечи зажигания не возникнет искра. Сильное воздействие на поршень, в результате чего двигатель теряет мощность, при этом значительно увеличивается расход топлива.
В случае с форсированными двигателями детонация возникает на высоких оборотах и может вывести двигатель из строя всего за несколько секунд.
Детонация возникает по нескольким причинам. Ими:
- октановое число топлива не соответствует рекомендованному;
- несоблюдение условий эксплуатации;
- неисправность датчика детонации.
Детонация иногда возникает даже при выключенном зажигании. Двигатель продолжает работать, даже если искра срезана. Причиной этого явления является сильный нагрев деталей ЦПГ, или проще говоря, «тепловое воспламенение».
Особенностью двигателя с инжектором является возможность изменения угла опережения трамблера. Все современные автомобили оснащены инжекторными двигателями.
Где искать и как проверить датчик детонации
Для его проверки также необходимо знать, где находится датчик детонации ВАЗ-2110. Здесь все просто, чтобы он эффективно улавливал вибрации, его разместили на блоке цилиндров. Расположение во многом зависит от конструктивных особенностей самого двигателя.
На 8-клапанных двигателях он обычно находится в прямой видимости и до него обычно легко добраться. Поэтому узнать, где находится датчик детонации на ВАЗ-2107 (инжектор), несложно. Он установлен со стороны выпускного коллектора и представляет собой массивный диск и провода, которые идут к нему и крепятся к двигателю с помощью болта.
А вот на 16-клапанных двигателях место установки несколько отличается от расположения датчика детонации на ВАЗ-2107 (инжектор). В связи с тем, что головка блока значительно массивнее, датчик расположен под-под выпускным коллектором, поэтому доступ к нему ограничен, и зачастую до него можно добраться только из-под автомобиля на эстакаде или смотровой яме.
И хотя расположение ДД может немного отличаться из-за конструкции двигателя, подключение всегда идентично. Итак, схема подключения датчика детонации ВАЗ-2109 с инжекторным двигателем такая же, как и на модели 2114.
Проверка датчика детонации ВАЗ-2110 может осуществляться двумя способами.
Первый из них предполагает наличие тестера, переведенного на измерение сопротивления (уровень измерения — до 2 кОм).
Проверить датчик детонации тестером
Для проверки нужно просто отсоединить колодку с проводами от ДД и подключить тестер к контактам датчика. Далее следует слегка постучать ключом по болту крепления ДД и следить за показаниями на дисплее тестера.
После подключения на дисплее отобразится определенное значение сопротивления датчика. В момент удара по болту сопротивление резко возрастет, но затем вернется к прежнему значению. Если этого не происходит (сопротивление не растет или не возвращается), датчик неисправен и подлежит замене.
Второй способ не требует оборудования и более эффективен. Для его выполнения нужно запустить двигатель, установить обороты на 2000 об/мин. Затем берется рожковый ключ, можно использовать небольшой молоток с металлическим наконечником (если доступ к ДД ограничен) и ударяют по болту крепления.
При работающем ДД после стука обороты двигателя должны падать, так как такой стук будет воспринят датчиком как детонация и ЭБУ на основании сигналов уменьшит угол зажигания. После прекращения удара по болту скорость должна быть восстановлена. Если этого не происходит, ДД неисправен.
Датчик детонации инжекторных ВАЗ 21083, 21093, 21099
Датчик детонации (ДД) — один из элементов системы электронного впрыска двигателя на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Назначение датчика детонации
Датчик детонации предназначен для проверки детонации в цилиндрах двигателя.
Устройство датчика детонации ДД
Внутри корпуса датчика находится пьезокерамический элемент (пластина) с определенными свойствами (пьезоэлектрический эффект) и резистор. Блок подключения снаружи.
Расположение на автомобиле
Датчик детонации на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 устанавливается в передней части блока цилиндров. Шпилька на шпильке и закреплена гайкой на 22, резонансно ввернутой в отверстие шпильки.
Принцип действия датчика детонации
Резонансный пьезоэлектрический датчик.
Контроллер ЭСУД (блок управления) подает на ДД постоянное напряжение 5В. Встроенный в датчик резистор снижает напряжение до 2,5В и возвращает его обратно (напряжение на выходе датчика). При возникновении детонации в цилиндрах двигателя ДД начинает подавать на контроллер напряжение переменного тока амплитуды и частоты, изменяющихся в зависимости от величины детонации. На основании этого сигнала от датчика контроллер регулирует угол опережения зажигания для подавления детонации.
Широкополосный пьезокерамический датчик.
Во время работы двигателя датчик посылает на контроллер сигнал переменного тока, соответствующий частоте вибрации двигателя. При возникновении детонации датчик выдает сигнал с повышенной частотой. ЭБУ фиксирует возникновение детонации.
Механизм гашения детонации настраивается на работу двигателя и позволяет поддерживать мощностные характеристики на нормальном уровне, а также позволяет адаптировать его для работы на топливе с более низким октановым числом.
Детонация возникает из-за повышения температуры в цилиндрах двигателя. Его причины: использование некачественного топлива, бедная топливная смесь, неправильная система охлаждения, использование свечей зажигания, не соответствующих данному типу двигателя, нагар в камерах сгорания, перескочивший ремень ГРМ и т.д.
Неисправности ДД
При отказе датчика детонации или нарушении его электрических соединений контроллер переключается на резервные таблицы для расчета момента зажигания. В результате снижается мощность двигателя, увеличивается расход топлива, двигатель «троит».
Ошибка датчика или выход за пределы системы подавления детонации (слишком сильная детонация) вызывает запись кода неисправности в память контроллера и загорание лампочки «Check Engine» на панели приборов.
Применяемость датчика детонации на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099
На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с ЭБУ применяются как резонансные, так и широкополосные пьезокерамические датчики детонации. Широкополосный захват и передача полного спектра шума двигателя в ЭБУ. И это снова показывает звуки детонации. Датчик резонанса настроен на работу только при детонации двигателя.
Для ВАЗ 21083, 21093, 21099 с контроллерами 4.1 Январь (2111-1411020-22), GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21)), BOSH M1.5.4 (2111-2012 датчик детонации 2101-2012) — 3855010, 2112-3855010-01, 10456042 (резонансный).
Для ВАЗ 21083, 21093, 21099 с контроллерами 5.1 Январь, ВС 5.1 (2111-1411020-72), BOSH MP7.0N (2111-1411020-40), BOSH M1.5.4N (210101-210101-2010101-2010101)-2141 3855010-01 (широкополосный).