- Назначение
- Где находится?
- Может ли прибор выйти из строя
- Замеры
- Проверка функциональности
- Конструкция. Как работает?
- Список ошибок, связанных с ДД от бортового компьютера
- Влияние детонации на систему
- Детонация двигателя – причины
- Стоимость
- Как с этим бороться?
- Признаки неисправности датчика детонации ВАЗа-2110
- Демонтаж
- Датчик детонации ВАЗ 2110: устройство, принцип действия
- Где находится датчик детонации 2110, как он работает
- К вашему вниманию ошибки датчика детонации ВАЗ 2114
- Почему датчик детонации выходит из строя?
- Как проверить вновь приобретенный датчик детонации ВАЗ 2112 либо состояние старого
- Расположение датчика детонации на ВАЗ 2110
- Датчик детонации на Приоре проверяем и меняем самостоятельно
- Назначение и место расположения датчика детонации
- Когда на Приоре меняют ДД?
- Как снять и проверить датчик?
- Виды
- Разбираемся в работе датчика детонации ВАЗ 2110
- Чем опасно детонационное сгорание и что его может вызвать?
- Проверка датчика своими руками
- Замена датчика детонации на ВАЗ-2112 16 клапанов своими руками
- Процесс замены датчика детонации
- Выбор датчика
- Причины неисправности
- Способы диагностики, их плюсы и минусы
- Процесс замены датчика детонации
- Выбор датчика
- Причины неисправности
- Тестирование с помощью мультиметра
- Как поменять датчик?
- Снятие
Назначение
Исходя из названия становится понятно, что этот датчик используется для контроля детонации в автомобиле. Такой элемент устанавливается на все инжекторные автомобили. Что касается карбюраторных «десяток», то в их двигателях такого механизма нет. Благодаря работе над этим элементом реализуется более сбалансированное приготовление смеси. Это снижает расход топлива и улучшает приемистость двигателя.
Что такое детонация? Это процесс самовоспламенения горючей смеси, который сопровождается значительной ударной силой. Вместе с этим появляются странные металлические звуки (словно пальцы стучат по поршню).
Где находится?
Датчик детонации находится на ВАЗ-2110 (8 клапанов) между вторым и третьим цилиндрами двигателя. Такое же расположение элемент имеет и на 16-клапанных двигателях. Так, датчик детонации на ВАЗ-2110 находится в середине блока цилиндров. Расположение на Калине аналогичное».
Если по какой-то причине произойдет детонация двигателя, датчик считывает стук и сигнал поступает на блок управления.
Может ли прибор выйти из строя
Как и любая другая деталь, это устройство может перестать посылать сигнал на компьютер.
Это может означать временный сбой или полный выход устройства из строя. Это может произойти из-за:
- наличие крупных коррозионных образований;
- обрыв провода (это говорит об обрыве цепи);
- серьезные неисправности, возникшие из-за повреждения устройства;
- неправильная замена самого блока.
Но есть ли признаки проблемы? Несомненно. О поломке может свидетельствовать нехарактерное поведение двигателя, которое проявляется в:
- явное падение мощности двигателя;
- резкое увеличение скорости на малых скоростях;
- значительное ухудшение разгона автомобиля;
- повышенный расход топлива.
Все эти симптомы говорят о том, что с устройством что-то не так. Но прежде чем задуматься о покупке нового устройства, следует провести диагностику старого. Для этого нужно узнать, как проверить датчик детонации, а также где он находится. Остановимся пока на последнем.
Замеры
Теперь можно проверить мультиметром, который выставлен на минимальное значение.
Если датчик имеет разъем, то минусовой вывод мультиметра (обычно он черного цвета) подключается к месту установки болта крепления, а плюсовой вывод (обычно красный) подключается к сигнальному контакту в разъеме.
Проверка датчика с двумя контактами осуществляется подключением провода мультиметра к соответствующему контакту «-» к «-», «+» к «+». Дальнейшие действия идентичны. Для активации датчика нужно постучать по нему чем-то не очень сильным (например, отверткой).
Если ошибок нет, будут обнаружены скачки напряжения. Примерно от 40 до 200 мВ. Дополнительно не помешает проверить внутреннее сопротивление, которое должно стремиться к нулю. Если вы обнаружите, что с датчиком все в порядке, то проверьте, нет ли обрыва в цепи. В этом случае лучший совет — заменить весь блок проводов.
Если сопротивление другое, или скачка тока нет, то это с самим датчиком не все в порядке и он нуждается в замене. Новый устанавливается в порядке, обратном снятию.
Проверка функциональности
На дисплее на приборной панели ВАЗ 2110 может появиться ошибка с кодом 34. Она говорит о том, что неисправен датчик детонации и следует принять некоторые меры.
- Но не спешите покупать новое устройство. Вполне возможно, что старый датчик рабочий и проблема кроется в другом.
- Сбросьте самодиагностику автомобиля, проедьте несколько километров, затем снова запустите процедуру самодиагностики.
- Если ошибка снова появляется на дисплее, необходимо заменить счетчик. В ситуации, когда ошибка перестала появляться,
- вы все еще можете использовать машину. Ничего страшного не произошло.
- Периодическое появление ошибки 34 говорит вам о возможном обрыве связи. Осмотрите состояние контактов, проводов, зачистите их, подтяните получше. Это часто решает проблему.
Конструкция. Как работает?
Этот пункт устроен очень просто. Он состоит из сигнального провода, пьезоэлемента, оплётки и вибропластины.
Ключевым элементом датчика детонации ВАЗ-2110 является пьезоэлектрический механизм. При детонации двигатель вибрирует. На входе и выходе пьезомеханизма создается напряжение (разность потенциалов).
Если напряжение на одном из концов стало выше нормы, датчик начинает корректировать этот процесс. Вместе с этим желтым светом на панели приборов будет подан сигнал «Check Engine».
Список ошибок, связанных с ДД от бортового компьютера
причину ошибки можно найти, проанализировав сигнал ошибки в консоли:
- 0325 указывает на обрыв ДД, устраняемый зачисткой контактов датчика от окисления и прозвонкой проводов;
- 0325 также может свидетельствовать о смещении ГРМ с зубом, необходимо проверить правильность установки ремня;
- 0326, 0327 свидетельствует о низком управляющем сигнале, требует проверки контактов, фиксации гайки усилием 10-23 Нм, действие производится специальным динамометрическим ключом.
- 0328 — управляющий сигнал выше нормы, может появиться при обрыве электрической цепи, пробивном элементе или неисправном ДД.
Влияние детонации на систему
Детонирующая смесь придает ускорение распространяющемуся пламени, одновременно разгоняя его до скорости 2500 м/с. Это несравненно больше скорости тактового пламени горения, величина которой не превышает 30 м/сек.
Стенки камеры цилиндра первыми принимают на себя удар волны. Однако они не способны нейтрализовать всю силу волны, энергия которой выходит за пределы блока цилиндров, оставляя разрушительный след. Близлежащие элементы конструкции постепенно гасят эту энергию, принимая на себя все более слабую взрывную волну.
В двигателе слышны стуки, шумы и повышение температуры. Он подвергается многократной ударной деформации и перегреву. Страдают также узлы и детали, находящиеся в непосредственной близости, их конструкция расшатывается, покрывается слоем нагара, что в итоге приводит к ускоренному износу.
Детонация двигателя – причины
В каких ситуациях происходит этот процесс? Детонация может произойти по нескольким причинам:
- Из-за использования низкооктанового топлива. Рекомендуемое октановое число для «десятки» — 92. Если использовать топливо с октановым числом менее 92, то детонационная стойкость будет значительно снижена. Смесь начнет самовозгораться, как дизельное топливо. Но при этом двигатель чувствует сильную нагрузку. Это негативно сказывается на ресурсе и исправности поршневых элементов.
- Предыдущее зажигание. Если угол опережения зажигания выставлен неправильно, машина будет постоянно детонировать. Как это определить? Можно проверить на ходу. На скорости 50 километров в час нужно переключиться на пятую передачу и нажать на газ. Если вы слышите стук в районе двигателя, произошла детонация. Момент зажигания должен быть скорректирован.
- Свечи. Они должны точно соответствовать техническим параметрам и номеру лампочки. Детонация также может возникать из-за нагара на свечах зажигания или при их значительном износе.
- Нагар в камере сгорания. Обычно это происходит на двигателях с пробегом «за 200». За счет нагара образуются отложения, образующие своеобразную термальную мантию. В результате рабочая температура в камере повышается, и смесь начинает самовозгораться. А нагар может образовываться при износе маслосъемных колец.
Стоимость
Цена датчика детонации на ВАЗ 2110 зависит от региона, где будет производиться покупка, магазина и производителя. В среднем цена ДД составляет 400 рублей.
Как с этим бороться?
Одним из самых простых способов избавиться от детонации является изменение угла зажигания. Ведь этот параметр существенно влияет на работу силового агрегата. При позднем зажигании топливо не успевает полностью сгореть, что сказывается на мощности, приемистости и расходе топлива. А при раннем угле зажигания появляется детонационное горение — топливо выгорает заранее, что приводит к возникновению ударных нагрузок на поршневую группу и кривошипно-шатунный механизм.
В карбюраторных автомобилях детонацию устраняли подкручиванием трамблера, что обеспечивало более позднее зажигание.
В современных инжекторных автомобилях невозможно вручную изменить угол опережения зажигания, так как этот параметр регулируется электронной системой управления двигателем. По сути, автомобиль сам регулирует зажигание, чтобы обеспечить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива.
Причем достигается это несколько ранним зажиганием, когда угол устанавливается таким, чтобы не происходило детонационного горения. Однако, как уже было сказано, возникновение этого эффекта зависит от многих факторов.
Признаки неисправности датчика детонации ВАЗа-2110
Как узнать, что этот товар вышел из строя? К сожалению, вы не найдете никаких контрольных знаков, кроме сигнала «Check Engine» на аккуратном. Если автомобиль оснащен бортовым компьютером, то вместе с этим загорится ошибка датчика детонации «34». Среди косвенных признаков стоит отметить:
- Уменьшите мощность двигателя.
- Стук двигателя на холостом ходу.
- повышенный расход топлива. Но, как правило, она только увеличивается в пределах погрешности.
Демонтаж
Сначала нужно найти датчик. Он находится слева от двигателя, там, где магистраль проходит половину блока цилиндров. Воздушный фильтр рядом.
Чтобы определить ошибку или ее отсутствие, необходимо удалить ее в следующем порядке:
- Отключите автомобиль, сняв отрицательный полюс с аккумулятора;
- Отсоединяем контакты датчика детонации, блок с проводами. Для этого нажмите на замок;
- Отверните гайку крепления блока и снимите его с болта крепления.
Обратите внимание, что для дальнейшей установки или замены потребуется динамометрический ключ (момент затяжки должен составлять 20 Нм).
Датчик детонации ВАЗ 2110: устройство, принцип действия
Предположим, мы залили некачественное топливо, где октановое число не соответствует паспортному. В результате процесс сгорания будет проходить неправильно, топливо не сгорает в камере полностью, к тому же марка топлива не соответствует степени сжатия, а бензин может воспламениться только от давления, а это не контролируется в любом случае.
Датчик детонации, уловив резонанс волны взрыва, срабатывает и посылает импульс в систему управления двигателем, которая в свою очередь корректирует угол опережения зажигания, чтобы вообще предотвратить детонацию даже на начальном этапе. Как только взрывы прекращаются, датчик детонации возвращается в режим наблюдения.
Детонация в камере сгорания
Где находится датчик детонации 2110, как он работает
Датчик установлен на блоке цилиндров рядом с датчиком уровня масла. В принципе, способов обнаружения детонационных процессов было несколько. Например, датчик может иметь следующую конструкцию:
- датчик давления находится заподлицо с камерой сгорания;
- датчик давления подключается к свече зажигания;
- измерение температуры на стенке цилиндра;
- частотно-настраиваемый датчик ускорения;
- датчик ускорения не настроен по частоте;
- измерение усилия на болте ГБЦ с помощью специального диска;
- измерение нагрузки на головку болта ГБЦ;
- свеча зажигания с пьезокерамическим кольцом;
- метод измерения ионного тока.
- Однако инженеры АвтоВАЗа пошли по пути наименьшего сопротивления. После 2003 года на все ВАЗ 2110 устанавливался датчик резонансного типа, а на старших десятках — датчики детонации широкополосного типа. Пьезоэлектрический датчик преобразует шум и микровзрывы в электрический сигнал, который подается на электронный блок управления. Чем сильнее детонация, тем сильнее сигнал на выходе датчика.
Широкополосные датчики воспринимают весь спектр частот, поэтому высока вероятность ложных срабатываний. Они были сняты с производства в 2002-2003 модельном году. На смену им пришли резонансные датчики, которые явно настроены на определенную частоту и работают гораздо точнее и корректнее.
Как мы уже говорили, датчик установлен слева на блоке цилиндров под свечами, к нему идут два провода и 2-контактная клеммная колодка. Два типа датчиков не могут быть заменены! Поэтому для замены нужно искать именно такой датчик, какой был установлен до этого.
К вашему вниманию ошибки датчика детонации ВАЗ 2114
- Код ошибки 0325 — обрыв провода, подающего питание на ДД. Чаще всего причиной этой ошибки являются окисленные контакты датчика детонации, обрыв провода встречается крайне редко. Необходимо почистить контакты, это даст положительный результат, по крайней мере хуже не будет. Кроме того, эта ошибка может быть вызвана ремнем ГРМ, поэтому, если после чистки контактов ДД проблема осталась, проверьте ремень ГРМ, скорее всего он перескочил на пару зубьев. Отрегулируйте ремень по меткам и еще раз проверьте, появляется ли ошибка.
- Код ошибки 0328 — обычно указывает на неисправность высоковольтных линий. Однако нельзя исключать возможность перескока ремня ГРМ.
- Код ошибки 0326, как и 0327 — означает слишком слабый (низкий) сигнал датчика детонации. Для устранения ошибок необходимо зачистить контакты подключения ДД ВАЗ 2114. Также важен момент затяжки датчика, при слабой затяжке могут появиться вышеперечисленные ошибки.
Почему датчик детонации выходит из строя?
Это происходит по нескольким причинам:
- Из-за обрыва сигнальной линии.
- Из-за короткого замыкания датчика «на массу».
- При обрыве экранирующей оплетки провода.
- При замыкании бортовой сети одного из проводов (впрочем, такая проблема случается достаточно редко).
Но какой бы ни была причина, определить работоспособность элемента поможет только диагностика. Как это сделать своими руками, мы расскажем ниже.
Как проверить вновь приобретенный датчик детонации ВАЗ 2112 либо состояние старого
Несмотря на невысокую стоимость продукта, нередки случаи покупок, когда вам попадается некачественный датчик детонации ВАЗ 2112 или просто замаскированный под него муляж. Поэтому будет полезно разобраться, как именно проверяется и диагностируется снятый с автомобиля датчик или приобретается новый.
Для проверки вам понадобится электрический мультиметр, настроенный на диапазон измерения 200 мВ постоянного тока. Подсоедините щупы прибора к контактам широкополосного датчика для измерения электрических величин (в случае резонанса щуп измеряет относительно тела).
Постучите по корпусу датчика отверткой. Абсолютные значения регистрируемого прибором напряжения будут напрямую зависеть от степени физического воздействия на него: чем сильнее воздействие, тем выше импульс напряжения. Если зависимость прослеживается, DD работает.
Теперь переключаем наш мультиметр на измерение сопротивления. Измеренная омическая нагрузка в исправном датчике должна быть в пределах от 1 до 10 МОм. Естественно, неисправный ДД или его муляж будут показывать бесконечное сопротивление, а сломанный — очень малое сопротивление, порядка десятых долей ома.
Расположение датчика детонации на ВАЗ 2110
Расположение датчика детонации было выбрано для достижения максимальной чувствительности. Для этого он устанавливается непосредственно на силовой агрегат между вторым и третьим цилиндрами. Масляный щуп может служить ориентиром для определения места установки. Также в непосредственной близости находится корпус воздушного фильтра.
Датчик детонации на Приоре проверяем и меняем самостоятельно
Датчик детонации на Приоре — все подробности по работе и замене
Назначение и место расположения датчика детонации
Датчик детонации (ДД) представляет собой устройство, устанавливаемое с внешней стороны стенки блока цилиндров для контроля за появлением аномальных колебаний, вызванных детонацией в двигателе, то есть взрывным самовоспламенением в камере сгорания рабочей смеси. ДД формирует сигнал переменного тока, амплитуда и частота напряжения которого зависят от параметров вибрации блока цилиндров.
Каждому уровню интенсивности и частоты колебаний моторных стенок соответствует свой сигнал. Контроллер управления двигателем непрерывно анализирует данные, поступающие от ДД. При возникновении детонации в цилиндрах амплитуда вибрации увеличивается до соответствующей частоты, а ДД формирует сигнал, после обработки которого контроллер корректирует момент зажигания, делая его более поздним, что приводит к подавлению детонации рабочей смеси.
ДД Приора состоит из пластикового корпуса дискообразной формы, в котором посередине имеется отверстие под болт с головкой на 13, а сбоку двухконтактный разъем для подключения проводов от контроллера. Внутри корпуса находится основная часть ДД — чувствительный пьезокерамический дисковый элемент, который собственно и формирует напряжение (сигнал) при воздействии на него вибрации.
ДД Приора устанавливается на блок цилиндров, а именно: на переднюю стенку ниже впускного модуля, рядом и чуть выше штуцера для проверки уровня масла в двигателе. Его не видно с верхней части капота. Увидеть его можно только снизу, например с ямы, когда снята нижняя защита двигателя.
Когда на Приоре меняют ДД?
ДД снимается для проверки или замены в случае обнаружения признаков неисправности или диагностики, проводимой на стенде проверки двигателя. Датчик ремонту не подлежит, а в случае поломки его необходимо заменить. При выходе из строя ДД или электрической цепи от него до контроллера последний (блок управления) сигнализирует об этом водителю, включая контрольную лампу на панели приборов.
При этом контроллер переключается в другой режим управления двигателем, называемый дежурным, где момент зажигания постоянно задерживается. Этот режим характеризуется повышенным расходом топлива и меньшей мощностью двигателя.
Код ошибки, указывающий на поломку ДД Приора – 0327.
Появление этой ошибки является основной причиной замены датчика. Однако в некоторых случаях ДД может быть неисправен лишь частично, то есть работать будет, но некорректно. При этом контрольная лампа не загорится, ошибка не выдастся, но двигатель на определенных режимах начнет детонировать. Однако причин такой работы двигателя может быть много, и при подозрении на неисправность ДД ее снимают для проверки.
Как снять и проверить датчик?
Доступ сверху к ДД Приора затруднен из-за расположенного над ним впускного модуля. Добраться до датчика проще всего снизу, сняв перед этим защиту мотора или хотя бы открутив и отогнув переднюю часть. При работе сверху приходится все делать наощупь. В любом случае перед началом работы необходимо отсоединить провод массы от аккумулятора, который присоединен к «минусовой» клемме.
Для снятия защиты картера необходимо:
- открутить 5 гаек головкой на 10;
- отвернуть 2 гайки 19, закрепленные на задней части щитка;
- снять защиту.
- нажатием на металлический фиксатор разъема DD отсоединяем колодку с проводами, идущими к контроллеру;
- ключом на 13 ослабляем затяжку болта крепления датчика;
- откручиваем болт и вынимаем из резьбового отверстия, при этом снимая датчик.
- Подключаем мультиметр к выводам ДД. Выставляем на приборе режим вольтметра, и выбираем предел измерения до 200 мВ.
- Берем металлический предмет — пассатижи или болт — и слегка постукиваем им по ДД.
При нажатии на исправный датчик вольтметр покажет скачки напряжения. Неудавшийся ДД никак не отреагирует. Более точную диагностику снятого датчика можно провести только с помощью специального стенда.
Установка нового ДД производится в порядке, обратном разборке. Специалисты рекомендуют вместо «родной» установить аналогичную Bosch. Прежде чем идти в магазин за новым ДД, следует записать маркировку снятого датчика. Затяжка крепящего его болта на 13 должна производиться с некоторым усилием – 10,4-24,2 Нм (1,1-2,5 кгс). Более тугая затяжка повлияет на работу датчика.
Виды
Широкополосный доступ
Для ВАЗ 2110 предусмотрено использование двух типов датчиков детонации.
- Широкополосный. Спектр шума регулярно отслеживается и передается в систему управления двигателем. Соответствующий сигнал обрабатывается, мотор корректирует работу.
- Резонансный. Они выполняют те же функции, что и широкополосные, но издают звуковой сигнал только при изменении касания.
Небольшая разница между устройствами никак не влияет на их надежность, срок службы и эффективность. Поэтому выход из строя такого регулятора — крайне редкое явление. Но иногда это случается. Скорее всего, причиной ошибки является наличие обрыва цепи. Его проверяют в первую очередь. Чаще всего после устранения разрыва датчик снова возвращается к нормальной работе.
Разбираемся в работе датчика детонации ВАЗ 2110
На ВАЗ 2110 устанавливаются датчики детонации двух типов: широкополосные или резонансные. Широкополосный доступ постоянно улавливает весь спектр шумов, а также сигнализирует о них. После этого сигнал обрабатывается и соответствующим образом корректируется работа двигателя.
Широкополосный датчик детонации
Резонансные делают то же самое, но их отличие в том, что они подают сигнал только при изменении детонации. Но справедливости ради следует отметить, что оба этих типа устройств очень надежны в эксплуатации, неисправности являются скорее исключением, чем правилом, а потому замена требуется не часто.
Резонансный датчик детонации
Основную причину следует искать в том, что где-то в электроцепи есть обрыв, после чего датчик снова будет давать правильные показания.
Чем опасно детонационное сгорание и что его может вызвать?
Но при несоблюдении хотя бы одного из условий велика вероятность детонационного горения, которое в дальнейшем может нанести серьезный ущерб. Суть этого горения заключается в том, что часть топлива самовоспламеняется в камере сгорания за счет ряда сложившихся факторов. Причем это происходит до того, как между световыми электродами образуется искра, т.е смесь поджигается заранее.
Особенностью детонационного горения является то, что оно напоминает взрыв. Горение смеси происходит значительно быстрее и сопровождается повышенным давлением и гораздо более высокой температурой, чем при обычном процессе сгорания топливовоздушной смеси.
Результатом такого горения является плавление днища поршня, подгорание его или клапанов. В целом детонация в силовой установке может вызвать обширные повреждения и необходимость дорогостоящего и длительного ремонта.
причиной появления детонации может быть:
- бензин низкого качества с низким октановым числом.
- конструктивные особенности силовой установки (степень сжатия в цилиндре, форма камеры сгорания, расположение свечи зажигания и так далее);
- изменение условий работы цилиндров (неправильный угол опережения зажигания, работа под нагрузкой, появление значительного слоя нагара, ухудшение качества топливовоздушной смеси).
Проверка датчика своими руками
При обрыве сигнального провода или экранирующей оплетки проверьте целостность крепления штекера датчика детонации и разъема жгута. Также следует посмотреть на состояние самих розеток. Если они окислились, стоит воспользоваться специальным оборудованием.
Но более детально рассмотреть элемент можно только после того, как он будет удален. А для диагностики нам понадобится мультиметр.
Этот блок должен быть установлен в диапазоне 200 мВ. После этого подключите отрицательный и положительный провода к клеммам датчика и металлическому кольцу. Обратите внимание: заземление и сигнальный провод — это две разные части. Не следует путать их друг с другом. При проверке датчика слегка постучите по нему металлическим предметом. Если предмет здоров, он взорвется. На дисплее мультиметра изменятся значения.
Еще датчик детонации «десятки» можно прощупать на предмет внутреннего сопротивления. Для этого отсоедините жгут элемента и проверьте целостность цепи в режиме омметра. Обратите внимание, что внутреннее сопротивление должно стремиться к нулю.
Бывают ситуации, когда датчик работает, но панель все равно выдает ошибку. В этом случае нужно проверить всю электронную мишень. Найти место обрыва очень проблематично, поэтому самый быстрый и лучший способ ее решения — полная замена колодки с проводами.
Замена датчика детонации на ВАЗ-2112 16 клапанов своими руками
Датчик детонации ВАЗ-2112 расположен под капотом. Это устройство, предназначенное для определения момента детонации в двигателе. Замена этого элемента достаточно проста, и с ней справится любой автолюбитель, поэтому сам процесс займет немного времени и усилий
Отдельно стоит обратить внимание на причины обрушения и их последствия
Читайте также: Как проверить гидрокомпенсаторы на ваз-2112 16 клапанов: фото
Процесс замены датчика детонации
Прежде чем приступить непосредственно к процессу замены датчика детонации на 16-клапанном ВАЗ-2112, стоит найти место его расположения. Он расположен на блоке цилиндров со стороны щупа.
Существует два типа датчиков детонации:
- одиночный контакт,
- и двойной контакт.
Датчики детонации, которые устанавливались на 2112 1 и 2 поколения
Рассмотрим процесс замены в обоих вариантах.
Замена одноконтактного датчика детонации:
- Отключаем питание.
Отключить датчик от источника питания
Замена датчика детонации с одним контактом (так называемый широкополосный):
- Отсоедините провода питания, идущие к датчику.
Отключите питание от датчика
Откручиваем датчик ключом на 13
Снять шайбу и разобрать датчик
Как только датчик выключен, вы можете диагностировать его. Для этого с помощью тестера проверяем контакты, исправность датчика, изменение импульса напряжения в пределах 40-200 мВ.
Выбор датчика
2112-3855020 — оригинальный артикул датчика детонации. Но при выборе продавца стоит поинтересоваться, одинарная она или двойная. При этом стоит точно знать, какой из них установлен непосредственно на автомобиле. Средняя стоимость составляет 450 рублей.
Наряду с оригиналом, есть несколько замен, которые можно установить на автомобиль. Рассмотрим все возможные варианты:
- 2112-3855020 ДК — деталь китайского производства. Качество продукта считается средним, но как показывает практика, держит ресурс не хуже оригинала. Стоимость около 150 рублей.
- Fenox SD10100O7 — более надежный датчик, чем оригинал. Как рекомендует большинство автомобилистов, именно этот продукт необходимо устанавливать на 12-ю модель ВАЗ. Рыночная цена составит 600 руб.
- Era 550489 — еще один продукт, рекомендуемый для установки на автомобиль. Это промежуточный вариант между Китаем и дорогим датчиком. Стоимость 370 руб.
Причины неисправности
Прежде чем рассматривать причины, необходимо посмотреть на симптомы неисправности. Итак, что может послужить звонком к тому, что датчик детонации вышел из строя:
- Двигатель теряет мощность.
- Разгонный потенциал снижается.
- Расход топлива увеличился.
- На панели приборов загорается лампочка Check Engine.
- Дымный выхлоп.
- Наличие детонации.
- Двигатель начал урчать.
Непосредственной причиной выхода из строя датчика является банальный износ. Он, как и другие детали автомобиля, не может служить вечно.
Заменить датчик детонации на 16-клапанном ВАЗ-2112 несложно, как при одноконтактном, так и при двухконтактном подключении. Поэтому каждый автолюбитель может самостоятельно осуществить данный вид ремонта.
Способы диагностики, их плюсы и минусы
Если датчик обнаруживает проблемы, загорается индикатор проверки двигателя. Бывает, что датчик только зарегистрировал скачок выходного напряжения, но не сразу вернулся к исходным значениям. В этом случае ЭБУ распознает датчик как исправный и не включает предупредительную индикацию.
В зависимости от производительности ЭБУ установит угол зажигания в последний режим. Увеличится расход топлива, ухудшится динамика, двигатель будет плохо заводиться, особенно зимой. Если есть подозрения, следует провести диагностику датчика.
На четырехцилиндровом двигателе имеется только один датчик детонации, расположенный обычно ровно посередине блока между 2 и 3 цилиндрами, чуть ниже впускного коллектора. Благодаря такому расположению сливаются все четыре цилиндра. На шестицилиндровом двигателе два датчика, на восьми- и двенадцатицилиндровом — четыре. По этой причине вы должны обратить внимание на то, из какого из них исходит ошибка. Для получения подробной информации см руководство по конкретному двигателю.
Существует несколько способов диагностики:
- подключить диагностический сканер и расшифровать ошибку. Однако не у всех есть такое сложное и дорогое оборудование;
- после снятия датчика можно подключить мультиметр, выставить предел измерения мВ. Присоедините «минус» к корпусу датчика, а «плюс» совместите с контрольным разъемом. Для управления работой пьезоэлемента необходимо придать датчику достаточное ускорение, например постучать по нему или по нему. Небольшие значения 30 — 150 мВ должны быть отражены. Затем нужно ударить посильнее и проследить за резким изменением напряжения, если оно произошло, значит датчик исправен и наоборот;
- вы также можете использовать отвертку (или любой прочный круглый брусок), вставить ее в отверстие в центре датчика и приложить усилие, чтобы сломать (не переусердствуйте — корпус пластиковый). При этом мультиметр без давления должен показывать 0, а при наличии до 30 мВ;
- без разборки — можно снять разъем и соединить контакты датчика мультиметром. С помощью подходящего инструмента нажмите или постучите чем-нибудь твердым рядом с креплением датчика. Показания напряжения должны измениться. Если изменений нет, вероятно датчик сломан, но перед заменой лучше выполнить дополнительную проверку;
- для проверки резонанса необходимо подключить выходной контакт к одному выводу мультиметра, а корпус к другому. Необходимо ударить чем-то массивным по корпусу датчика и следить за ростом напряжения мультиметром;
- проверить сопротивление датчика можно мультиметром в режиме омметра. Однако необходимо знать точное значение сопротивления автомобильного датчика. Также (после отсоединения разъема ЭБУ ранее) можно весь провод подвести к датчику, не разбирая его;
- с помощью разъема ЭБУ. Этот вариант более трудоемкий, требует электрической схемы с описанием контактов. Отсоедините минус аккумуляторной батареи от разъема ЭБУ. Для измерения сигнала с датчика и проверки целостности цепи блок снимается с блока управления. Подключите щупы мультиметра к двум контактам, отвечающим за датчик детонации. Установив предел измерения на 200мВ постоянного тока, постукиваем рядом с датчиком и наблюдаем за изменением показаний. Плюсом является дополнительная проверка целостности провода, так как при изменении напряжения провода от ЭБУ до датчика точно не повреждены и контакты в порядке.
Все эти методы позволяют оценить только работу датчика, но не качество выходного сигнала. Измерению динамики изменения сопротивления часто отдается приоритет в связи с тем, что мультиметром проще зафиксировать этот параметр. Однако вы всегда можете запустить сначала один тест, а затем другой.
Процесс замены датчика детонации
Прежде чем приступить непосредственно к процессу замены датчика детонации на 16-клапанном ВАЗ-2112, стоит найти место его расположения. Он расположен на блоке цилиндров со стороны щупа.
Существует два типа датчиков детонации:
Рассмотрим процесс замены в обоих вариантах.
Замена одноконтактного датчика детонации:
- Отключаем питание.
Отключить датчик от источника питания
Замена датчика детонации с одним контактом (так называемый широкополосный):
- Отсоедините провода питания, идущие к датчику.
Отключите питание от датчика
Откручиваем датчик ключом на 13
Снять шайбу и разобрать датчик
Как только датчик выключен, вы можете диагностировать его. Для этого с помощью тестера проверяем контакты, исправность датчика, изменение импульса напряжения в пределах 40-200 мВ.
Выбор датчика
2112-3855020 — оригинальный артикул датчика детонации. Но при выборе продавца стоит поинтересоваться, одинарная она или двойная. При этом стоит точно знать, какой из них установлен непосредственно на автомобиле. Средняя стоимость составляет 450 рублей.
Наряду с оригиналом, есть несколько замен, которые можно установить на автомобиль. Рассмотрим все возможные варианты:
- 2112-3855020 ДК — деталь китайского производства. Качество продукта считается средним, но как показывает практика, держит ресурс не хуже оригинала. Стоимость около 150 рублей.
- Fenox SD10100O7 — более надежный датчик, чем оригинал. Как рекомендует большинство автомобилистов, именно этот продукт необходимо устанавливать на 12-ю модель ВАЗ. Рыночная цена составит 600 руб.
- Era 550489 — еще один продукт, рекомендуемый для установки на автомобиль. Это промежуточный вариант между Китаем и дорогим датчиком. Стоимость 370 руб.
Причины неисправности
Прежде чем рассматривать причины, необходимо посмотреть на симптомы неисправности. Итак, что может послужить звонком к тому, что датчик детонации вышел из строя:
- Двигатель теряет мощность.
- Разгонный потенциал снижается.
- Расход топлива увеличился.
- На панели приборов загорается лампочка Check Engine.
- Дымный выхлоп.
- Наличие детонации.
- Двигатель начал урчать.
Непосредственной причиной выхода из строя датчика является банальный износ. Он, как и другие детали автомобиля, не может служить вечно.
С помощью тестера проверяем датчик
Тестирование с помощью мультиметра
Очень чувствительный вольтметр берется в режиме до 200 МВ; в новом образце оба контакта подключены к счетчику. В старом образце первый контакт крепится к щупу прибора, второй замыкается на корпус. Массивный предмет, ключ или плоскогубцы стучат без усилия по телу, изменяя силу, стрелка вольтметра должна чутко реагировать и отклоняться по отношению к силе удара.
Если этого не произошло, устройство отслужило, требуется замена.
Переместите контроллер мультиметра на шкалу сопротивления. Нагрузка в исправном датчике будет от 1 до 10 МОм. Сломанный контроллер покажет бесконечное значение, а сломанный слишком маленькое, меньше 1, примерно несколько десятых долей ома.
Рекомендуется другой метод диагностического контроля наличия напряжения на ДД. Мультиметр переключается на шкалу милливольт, щуп «+» подключается к разъему, подающему сигнал, щуп «минус» перекидывается на массу датчика (отверстие от болта крепления двигателя). ДД, удерживаемый в руке и постукивающий по твердой металлической поверхности, на шкале должны появиться цифры от 30 до 40 мВ. Если дисплей пустой (разность потенциалов), это указывает на ошибку датчика.
Методы самодиагностики ДД у старых и новых образцов практически одинаковы. Способ проверки текущего датчика подойдет и при проверке нового экземпляра. Лучше сделать это непосредственно в момент покупки.
Если после замены датчика ЭБУ все же определяет неисправность, то детонация возникает по косвенным причинам: зависит от качества бензина, есть проблемы с компрессией, свечи то перегорели, то залиты.
Как поменять датчик?
Если этот элемент все же вышел из строя, его необходимо заменить. К счастью, запчасти на ВАЗ-2110 можно найти в любом магазине по небольшой цене. Новый датчик детонации будет стоить не более 250 рублей. Как его заменить? Во-первых, нужно найти сам предмет. Как мы уже говорили ранее, он расположен между вторым и третьим цилиндрами.
Затем открутите крепежный болт ключом на 12 мм. Затем нужно нажать на штекер держателя шнура и достать его. После этого можно вытащить сам датчик. На следующем этапе устанавливается новая запчасть на ВАЗ-2110. После установки вилки с проводами следует обратно закрутить болт крепления ключом на 12. На этом этапе замену датчика детонации на «десятке» можно считать завершенной.
Снятие
Определить признаки неисправности датчика детонации на ВАЗ 2110 можно, разобрав устройство и проделав с ним определенные манипуляции.
Место установки
Но сначала устройство необходимо удалить.
- Датчик детонации расположен с левой стороны силового агрегата, там, где проходит центральная линия блоков цилиндров. В непосредственной близости от него вы увидите воздушный фильтр. На него многие ориентируются при поиске датчика.
- Отключите питание автомобиля, сняв клемму с аккумулятора.
- Отсоединяем разъемы от датчика, колодка с проводами. Специальный замок позволяет сделать это, если на него нажать.
- Теперь откручиваем гайку, которая крепит блок.
- Осталось только снять его со шпильки.
Сразу скажем, что при переустановке штатным ключом этого делать нельзя. Вооружитесь специальным динамометрическим инструментом и используйте усилие зажима не более 20 Нм.