- Схематическая зарисовка двигателя ВАЗ-2112
- Механизм газораспределения
- Регулятор холостого хода
- Система зажигания
- Описание
- Особенности топливной системы и системы зажигания
- Слабые места
- Сильные стороны автомобиля
- Передняя сторона двигателя
- Технические характеристики 126 двигателя Приора
- Выбираем «ВАЗ-2112» на вторичке
- Плюсы и минусы
- Блок цилиндров и шатунно-поршневая группа (ШПГ)
- Головка блока цилиндров (ГБЦ)
- Тюнинг блока цилиндров ДВС, переделка 8 клапанного двигателя ВАЗ-2110(2112) на 16 клапанный.
- Тюнинг выпускного коллектора (паука)
- Надежность
- ВАЗ-21124: цена и кое-что еще
- Отзывы на двигатель 21124 его плюсы и минусы
- Мотор 126 и 127: рабочий ресурс, отличия
- Характеристики
- Особенности конструкции двигателя Лада 21124 16 клапанов
- Артикулы
- Устройство двигателя
- Цилиндры
- Коленчатый вал
- Поршни
- Шатуны
- Поршневые пальцы
- ГБЦ
- Распределительные валы
- Клапаны
- Система смазки
- Ремни приводов, используемые в двигателе, и их маркировка
- Графики 16-ти клапанных двигателей — мощность и крутящий момент
- Формальные характеристики
Схематическая зарисовка двигателя ВАЗ-2112
Подробная схема двигателя ВАЗ-2112.
1 — картер двигателя. 2 — передний сальник коленчатого вала. 3 — коленчатый вал. 4 — шкив коленчатого вала. 5 — масляный насос. 6 — ведущее колесо генератора. 7-зубчатый ремень ГРМ. 8 — передняя крышка узла газораспределительного механизма. 9 – шкив на насосе для хладагента (помпе). 10 — натяжной ролик. 11 — зубчатый диск распределительного вала. 12 — задняя крышка узла газораспределительного механизма. 13 — сальник распределительного вала. 14 — распределительный вал выпускных клапанов. 15 — гидротолкатель. 16 — пружина клапана. 17 — направляющая клапана. 18 — выпускной клапан. 19 — приемник. 20 – крышка подшипников распределительного вала. 21 — направляющая трубка. 22 — крышка головки блока цилиндров. 23 — пластиковая крышка. 24 — свеча зажигания. 25 — впускной распределительный вал. 26 — впускной клапан. 27 — головка блока цилиндров. 28 — муфта. 29 — топливная рампа. 30 — шланг вентиляции картера. 31 — сопло. 32 — впускной коллектор. 33 — маховик. 34 — держатель заднего сальника коленчатого вала. 35 — задний сальник коленвала. 36 — блок цилиндров. 37 — масляный щуп. 38 — поршень. 39 — шатун. 40 — крышка шатуна. 41 — крышка коренного подшипника коленчатого вала.
Механизм газораспределения
Принцип работы этой конструкции на обеих моделях практически одинаков, но есть некоторые конструктивные особенности.
Ремень ГРМ на обоих двигателях отличается друг от друга по длине, ширине и форме протектора. При необходимости заменить ремни друг на друга не получится. Кроме того, все шкивы (приводы), которые вращает ремень, например: шкив генератора, коленвала, насоса охлаждающей жидкости, на обоих двигателях различны по конструкции и не взаимозаменяемы.
Опорные и натяжные ролики ременного привода ГРМ, необходимые для его натяжения и направления, центральными сторонами в этих модификациях двигателя 21126 не снабжены. В 126 серии также установлен самонатягивающийся ремень ГРМ. Привод коленчатого вала 126 двигателя снабжен специальной канавкой, препятствующей самопроизвольному соскальзыванию ремня со шкива.
Система зажигания и электронное оборудование абсолютно одинаковы для обеих моделей агрегатов, свечи зажигания, датчик массового расхода воздуха, высоковольтная проводка и другие электронные компоненты полностью взаимозаменяемы. Детали топливной системы, системы соединения коробки передач с двигателем и системы охлаждения также идентичны. Все расходники, такие как: воздушные, масляные, топливные фильтры одинаково подходят для обоих вариантов.
Рекомендуемым топливом для обеих серий двигателей является бензин с октановым числом не ниже 95. В систему смазки подаются автомобильные масла следующих классификаций: 5W-30; 5W-40; 10W-40; 15W40 и их аналоги.
Вывод: у двигателя обеих модификаций есть свои, мелкие, недостатки в разных системах, как и у любого механического агрегата.
Регулятор холостого хода
Без холостого хода сегодня, в городских условиях, водителю просто не обойтись. Поэтому каждый автомобиль, в том числе и ВАЗ 2110, оборудован датчиком холостого хода. Неправильное использование или выход из строя этого регулятора значительно усложнит управление автомобилем, поскольку будет способствовать остановке двигателя даже при самых коротких остановках. Итак, при выходе из строя контроллера, а в автомобилях ВАЗ 2110 это не редкость, его нужно менять как можно быстрее.
Демонтаж регулятора холостого хода Основное назначение регулятора холостого хода – поддержка оборотов, необходимых для нормальной работы силового агрегата. Благодаря устройству водитель всегда может сделать короткую остановку в результате изменения объема поступающего воздуха. Что касается места, то этот контроллер устанавливается на газовой магистрали. В частности, речь идет об якорном шаговом двигателе, который снабжен двумя обмотками.
При поступлении соответствующего сигнала на одну из обмоток специальная игла перемещается на один шаг вперед и назад — на одну секунду. Благодаря червячному редуктору осуществляется вращательное движение агрегата, которое осуществляется с помощью шагового двигателя, преобразуя таким образом это движение в поступательное. Сам шток, а именно его коническая часть, находится в линии, по которой подается поток воздуха.
Благодаря функции тяги система регулирует холостой ход силового агрегата. Штанга от устройства, как было сказано выше, может быть втянута или выдвинута. В данном случае все зависит от того, какой импульс будет подаваться от регулятора. Сам контроллер позволяет регулировать частоту, с которой будет вращаться вал магистрали при кратковременной остановке машины.
Кроме того, контроллер управляет входящим воздушным потоком, который направляется вокруг дроссельной заслонки в закрытом положении. При прогретом двигателе регулятор, управляющий движением самого штока, на холостом ходу позволяет поддерживать требуемую частоту вращения коленчатого вала. При этом нагрузка и состояние силового агрегата роли не играют.
Система зажигания
16-клапанный двигатель ВАЗ 21124 оборудован системой зажигания, состоящей из свечей зажигания NGK BCPR6ES или АУ17ДВРМ, датчика детонации и индивидуальных катушек зажигания. Последнее является третьим нововведением в конструкции двигателя и улучшает его динамические характеристики.
Блок управления двигателем и его датчики.
Эта деталь является «мозгом» силового агрегата. Обеспечивает все заявленные производителем технические характеристики двигателя ВАЗ 21124. Блок предназначен для координации и синхронизации работы всех подсистем. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с помощью датчиков:
- Положение и скорость коленчатого вала.
- Массовый расход воздуха (MAF).
- Температуры охлаждающей жидкости.
- Положения распредвала.
- Детонации.
- Положения дроссельной заслонки.
- Двойной лямбда-зонд, определяющий количество кислорода в выхлопных газах, установлен до и после нейтрализатора.
- Датчик неровной дороги.
Описываемый двигатель оснащен ЭБУ 21124 с контроллером BOSCH M 7.9.7, что обеспечивает соответствие экологическим нормам Евро-2 и 3.
Описание
Силовой агрегат можно установить на многие отечественные модели. Эту особенность можно отнести к очень большому плюсу, что неудивительно. Ведь в случае поломки некоторые детали можно смело заменить, взяв их с другого автомобиля.
Стоит отметить, что в основе этого агрегата лежит всем известный двигатель ВАЗ 21128, выпускавшийся еще в советское время. Конструкторы утверждают, что технические возможности и геометрические размеры практически одинаковы.
При проектировании силового агрегата использовались зарубежные технологии таких компаний, как Porshe и General Motors. В частности, совместно с сотрудниками Motors была выпущена совершенно новая система впрыска топлива и воздуха. Благодаря этому ходу удалось добиться высокой эффективности и экологической безопасности. Эти факторы очень важны для современного автомобильного мира.
Конечно, у двигателя ВАЗ 2112 есть и недостатки:
- В основном они связаны с недостаточной мощностью на малых оборотах. Специалисты говорят, что силовой агрегат раскрывается только после 3500 об/мин. Отсюда следует, что двигатель подойдет не всем тем, кто любит большую мощность и скорость.
- Также агрегат имеет слабый ременный привод и постоянно гнущие клапана при обрыве.
Особенности топливной системы и системы зажигания
В первую очередь следует отметить, что на ВАЗ-21124 используется топливная рампа нового типа, изготовленная из нержавеющего сплава и отличающаяся от таковой на ВАЗ-2112 прежде всего тем, что в топливной системе отсутствует сливной трубопровод. Необходимое давление бензина в магистрали поддерживается с помощью специального клапана, установленного в топливном насосе.
Что касается системы зажигания, то особенностью ее является то, что из конструкции были исключены высоковольтные провода. Дело в том, что на двигателе 21124 каждая свеча получила отдельную катушку зажигания.
Катушки крепятся непосредственно к фарам и дополнительно имеют дополнительное крепление к крышке ГБЦ. Благодаря этому нововведению значительно возросла надежность и эффективность системы зажигания.
Слабые места
К сожалению, в обновленном движке остались старые слабые места. Традиционно «парализует» электрика. Ошибки в работе датчиков (ДПКВ, ДМРВ, ДПДЗ) вызывают нестабильные (плавающие) обороты холостого хода. Кроме того, причиной такого явления может быть слишком грязный газовый клапан или неисправность в регуляторе холостого хода.
Нередко утроение на холостом ходу. Здесь причину нужно искать в неисправных катушках зажигания или свечах. При этом нужно помнить, что прогоревшие клапана могут стать причиной троения.
Посторонние несанкционированные толчки присущи двигателю внутреннего сгорания. Чаще всего они свидетельствуют об износе гидрокомпенсаторов. Реже — на износ ЦПГ.
Слабые места применяются в случаях нарушения порядка и правил обслуживания двигателя. В любом случае при обнаружении неисправности двигатель нуждается в срочной диагностике в специализированном автосервисе.
Сильные стороны автомобиля
Можно сказать, что ВАЗ-21124 (16 клапанов) очень достойный автомобиль для своей ценовой категории. Так что сильная сторона машины в том, что ремонтировать ее очень дешево. Может показаться, что это вовсе не достоинство, но поверьте, купить запчасти на «немца» или «американца» гораздо дороже и сложнее. И не везде их можно правильно установить, что тоже нужно понимать.
В основном преимущество – это хороший двигатель объемом 1,6 литра и мощностью 83 лошадиные силы. Он позволяет развивать максимальную скорость 180 км/ч. А вот ТТХ в зависимости от модификации разные. Так что расход по городу может быть от 5,3 до 7,2 литра.
Масса полностью снаряженного автомобиля составляет 1040 килограммов, а снаряженного – 1515 кг. С технической стороны проблемы возникают редко. Да и виновниками зачастую являются сами автомобилисты, не соблюдающие правила эксплуатации.
Передняя сторона двигателя
Передняя часть двигателя расположена возле правого экрана. Имеет пластиковую крышку, состоящую из двух частей.
Под ней расположены станции газораспределительного механизма и электрогенератора. ГРМ включает в себя: шестерню распредвала, насос охлаждающей жидкости и 2 ролика, один из которых регулирует натяжение ремня ГРМ. На конце коленчатого вала находятся распределительный механизм, генератор переменного тока и масляный насос. Эти компоненты приводятся в движение вращением.
Технические характеристики 126 двигателя Приора
Двигатель имеет следующие характеристики:
- Марка силового агрегата — 21126;
- Тип двигателя — четырехтактный бензиновый;
- Количество рабочих цилиндров — 4;
- Расположение рабочих цилиндров рядное, вертикальное;
- Количество клапанов на цилиндр – два впускных и два выпускных;
- Привод газораспределительного механизма осуществляется ремнем, от шкива, установленного перед коленчатым валом;
- Мощность силовой установки – 98 лошадиных сил;
- Система подачи топлива — распределенный впрыск;
- Суммарный объем рабочих цилиндров 1,6 литра;
- Собственный вес силовой установки составляет 115 кг.
Выбираем «ВАЗ-2112» на вторичке
Есть из чего выбирать – почти 4500 автомобилей на данный момент со средним ценником в 130 тысяч рублей. Но помимо проблем с железом и работающим оборудованием вас могут ждать и другие проблемы в виде подпорченной истории эксплуатации.
Вот, к примеру, продавец отдает автомобиль 2004 года с пробегом 112 тыс км за 45 тыс рублей:
«Машина в отличном состоянии», — пишет владелец, но то, что показал отчет avtocod.ru, не сыграло в пользу ВАЗ»:
Ограничения по постановке на учет в ГИБДД, скрученный пробег, ДТП и даже утилизация — в общем, не наш вариант. Но пока мы готовили материал, машина ушла к другому покупателю.
Плюсы и минусы
Система охлаждения разработана не полностью, а возможности двигателя не используются, пусть и наполовину:
- специалисты признают, что ГБЦ 2112 имеет безупречную конструкцию впускного и выпускного каналов;
- однако производитель дополняет его клапанами малого диаметра от предыдущих версий ДВС, используя возможности двигателя максимум на 35 – 40.
При этом увеличить мощность можно своими силами – нужно аккуратно просверлить отверстия, не повредив перегородку, а затем подобрать пружины и легкие клапаны, расположить их внутри ГБЦ.
Блок цилиндров и шатунно-поршневая группа (ШПГ)
Это основная часть двигателя, где энергия сгоревшего топлива преобразуется в механическую энергию. Он состоит из блока цилиндров, поршней, шатунов, соединительных пальцев на подшипниковых опорах, коленчатого вала и полуколец, ограничивающих смещение последнего относительно его оси.
16-клапанный двигатель ВАЗ 21124 оснащен «высоким» блоком 11193, получившим свое прозвище из-за своих размеров. Он отлит из чугуна, а затем проточен в отверстия для цилиндров. Высота 197 миллиметров (от оси вращения коленчатого вала до верхней кромки). Он на 2,2 мм выше блока цилиндров, применяемого в двигателе 21120. Это увеличение позволило увеличить рабочий объем до 1,6 литра без увеличения диаметра цилиндров. Блок также отличается уменьшенным размером отверстий под болты ГБЦ.
Коленчатый вал (номер по каталогу — 11183-1005016), как и блок, чугунный. Шейки (места соприкосновения с другими деталями) шлифуют и в них сверлят отверстия для смазки упорных и шатунных подшипников. Для снижения вибраций от вращения на вал установлены 8 противовесов, выполненных в виде полудиска.
Шатуны выкованы из стали, состоят из двух головок — верхней и нижней. Вверху имеется втулка из сплава стали с бронзой для крепления поршня. В нижний запрессованы вкладыши (подшипники скольжения). Шатун крепится к коленчатому валу с помощью крышки и 2 болтов.
Поршни, устанавливаемые в 16-клапанном двигателе ВАЗ 21124, были разработаны специально для него. Они отлиты из алюминия, а на торцах есть 3 прорези для установки 2-х компрессионных колец и маслосъемного кольца. На днище поршня (сторона, контактирующая с клапанами) имеются 4 канавки глубиной 5,5 миллиметров.
Эта мера добавляет двигателю еще одну важную особенность – сохранность клапанов при обрыве ремня ГРМ или неправильной установке. Для этой модификации владельцы называют двигатель «бесконтактным». Поршни охлаждаются масляными форсунками, установленными в коренных подшипниках.
Головка блока цилиндров (ГБЦ)
Он отлит из алюминия и выполняет функции впрыска топлива в цилиндры и удаления продуктов сгорания. Внутри имеются каналы для перекачки масла и охлаждающей жидкости, которые входят через несколько отверстий в месте соединения с блоком цилиндров.
Отливка комплектуется следующими деталями: клапаны, их направляющие и пружины, гидрокомпенсаторы, 2 распределительных вала (впускной и выпускной) и их подшипники. На концах валов с одной стороны установлены шестерни диаметром в 2 раза больше коленчатого вала. С другой — фазовый датчик, работающий на эффекте Холла.
Основное нововведение в ГБЦ 21124 по сравнению с восьмиклапанными двигателями (2111 и 21083) — автоматическая регулировка зазоров между клапанами и кулачками распредвалов. Это было достигнуто за счет добавления гидрокомпенсаторов в конструкцию головки блока цилиндров.
Тюнинг блока цилиндров ДВС, переделка 8 клапанного двигателя ВАЗ-2110(2112) на 16 клапанный.
Скажите, прочитав всю информацию выше, вас не вдохновила идея иметь машину именно с 16 клапанами ДВС? В этом случае вы будете рады узнать, что этот тип обновления разрешен. Конечно, этот процесс тщательный и не может быть завершен без тщательной подготовки. Но результат действительно окупается. Если сомневаетесь, просто прочитайте следующие абзацы текста.
Не вдаваясь в технические подробности, суть тюнинга заключается в замене ГБЦ на новую. Конечно, теперь у вас будет два распредвала, а также придется возиться с системой крепления, потому что диаметр отверстий на 16-клапанной головке не совпадает с диаметром отверстий на 8-клапанной.
Посадочные отверстия под головку блока следует просверлить, увеличив диаметр с 10 до 12 миллиметров.
Сделать это можно самостоятельно, но лучше обратиться в специализированную мастерскую. За этот вид работ не следует брать более 3-4 сотен рублей. Также следует помнить, что обычный болт крепления на ГБЦ на 16 клапанов немного меньше, чем у «восьмерки» и должен быть соответственно укорочен.
Лучше заранее изучить, что такое 16-клапанный двигатель на ВАЗ 2110, и тогда вы наверняка сможете провести этот вид тюнинга самостоятельно. Придется менять ремень ГРМ, помпу насоса, ролики, провода, свечи зажигания, шатунный механизм и другие элементы конструкции из-за особенности головки блока. Перед установкой на двигатель головка монтируется отдельно. После выполнения работ также желательно воспользоваться специализированными сервисами для настройки и калибровки работы ДВС.
Тюнинг выпускного коллектора (паука)
Замена штатного выпускного коллектора на альтернативный типа «Паук» 4-1 или 4-2-1 – достаточно эффективный и при этом недорогой способ значительно увеличить мощность вашего автомобиля ВАЗ-2110. Эта деталь стоит около 2000 рублей. При покупке следует указать, для каких моделей автомобилей предназначен товар.
Двигатель ВАЗ-21124 является 16-клапанным представителем линейки силовых агрегатов, выпускаемых ОАО «АвтоВАЗ» с 2004 года. Фактически данная модель явилась результатом очередной доработки двигателя ВАЗ-2112 и устанавливалась на серийные автомобили: ВАЗ- 21104, 21114, 21123 Купе, 21124, 211440-24. В дальнейшем его использовали для создания более мощных установок: и ВАЗ-21128 для производственного предприятия «Супер-Авто».
В целом силовой агрегат остался вполне традиционным, то есть четырехтактным, с рядом цилиндров, верхним расположением распредвалов и распределенным впрыском топлива (инжектор).
- Охлаждение — принудительное, воздушно-жидкостное.
- Объем цилиндра – 1599 см 3 .
- Работа цилиндров стандартная — 1-3-4-2.
- Мощность при 3800 об/мин. — 98 л/с.
- Количество клапанов – 16 (по четыре на каждый цилиндр).
- Диаметр основания цилиндра 82 мм.
- Длина хода поршня составляет 75,6 мм.
- Степень сжатия смеси составляет 10,3.
- Минимальная частота вращения коленвала 800-850 об/мин.
- Рекомендуемая марка бензина – АИ-95.
- Расход топлива: по городу — 8,9 л, по трассе — 6,4 л, в смешанном режиме — 7,5 л (расстояние 100 км).
- Рабочий объем масляного картера 3,5 литра.
- Вес — 121 кг.
- Технический ресурс двигателя 21124 до первого капремонта, заявленный автозаводом, составляет 150 тыс км (фактически автомобиль способен пройти еще 100 тыс км).
Надежность
На надежность двигателя внутреннего сгорания ВАЗ-21124 указывает факт превышения установленного заводом-изготовителем ресурса пробега. Есть двигатели, прошедшие более 300 тыс км без капитального ремонта. Из обсуждений участников форума это хорошо видно. Итак, пишет Максим: «..двигатель с большим ресурсом. Пробег 330 тыс. Масло не берет. ГРМ меняю по регламенту, каждые 45-50 тыс км, помпу каждые 100 тыс. Масло было 5-40 синтетический».
Производитель постоянно вносит изменения в конструкцию двигателя для повышения надежности. Отмечается снижение электрических неисправностей (за счет ликвидации высоковольтных линий, установки индивидуальных катушек и других нововведений).
Еще два важных критерия надежности — «вставные» поршни
В нижней части поршня выполнена предварительная расточка для предотвращения встречи с клапанами и регулировки теплового зазора клапанов без участия автовладельца (за счет установки гидрокомпенсаторов).
ДВС имеет достаточно высокий запас прочности. В результате грамотно выполненного тюнинга с него можно безболезненно снять 130-150 л.с. С.
На надежность косвенно указывает и тот факт, что двигатели ВАЗ-21120 можно легко приобрести на вторичном рынке, а ВАЗ-21124 найти не так просто.
Таким образом, напрашивается единственный вывод – ВАЗ-21124 надежный силовой агрегат при своевременном и правильном обслуживании.
ВАЗ-21124: цена и кое-что еще
Сегодня этот автомобиль уже не выпускается заводом, поэтому вероятность найти его где-нибудь в новом состоянии невелика. Купить такой подержанный автомобиль намного проще. Что касается цен, несложно догадаться, что они зависят от комплектации и состояния автомобиля. В целом стоимость составляет около 300 000 рублей. Вполне достаточная сумма, учитывая все достоинства и недостатки автомобиля. Если автомобиль максимальной комплектации, цена может вырасти на порядок.
Кстати, часто возникает проблема с обрывом ремня ГРМ. В конечном итоге это может привести к повреждению клапанов двигателя. Чтобы этого не происходило, необходимо периодически менять ремни и следить за их состоянием.
Не рекомендуется покупать автомобиль с загнутыми клапанами. В целом стоимость в 300 000 рублей вполне оправдана, хотя можно попытаться найти вариант подешевле, но вы рискуете нарваться на разбитую машину или потребовать серьезного ремонта.
Отзывы на двигатель 21124 его плюсы и минусы
Этот силовой агрегат в свое время заменил 1,5-литровый двигатель ВАЗ 2112 и по идее должен был быть мощнее своего предшественника, но на деле оказался даже немного слабее за счет коллектора. Хозяева расстроились, что при переходе на больший объем емкость не увеличилась.
Появление индивидуальных катушек было большим прорывом, ошибок в системе зажигания стало намного меньше. А во всем остальном это типичный для своего времени вазовский двигатель.
Мотор 126 и 127: рабочий ресурс, отличия
Эти двигатели на Приоре имели рабочий объем 1,6 литра (или 1596 см3). Оптимальный для городских седанов объем двигателя Лада Приора дал хорошее сочетание «динамика-расход»: вместе с очень приличным ускорением расход топлива не превышает заоблачных цифр. Оба двигателя получили хорошие оценки, ведь машина отлично вела себя в городе и на трассе.
По сути, 126-й двигатель Приоры стал первым «шестнадцатиклапанником» для этой модели, а 127 — модифицированная версия, «разогнанная» конструкторами АвтоВАЗа. Помимо одного объема двигателя, остальные имеют идентичные характеристики. Рядная компоновка с четырьмя цилиндрами обеспечивает упрощенную конструкцию, доступную для самостоятельного ремонта.
Система многоточечного впрыска помогает создать хорошую, богатую топливовоздушную смесь (бедная смесь может привести к поломке). Диаметр цилиндра — 82 мм, ход поршня — 75,6 мм, степень сжатия — 11. «Двигатели» упали ниже стандарта Евро-4, работают на бензине с октановым числом 95.
126 двигатель для Приоры получил следующие характеристики: 98 л.с. (72 кВт при 5600 об/мин), разгон до «вэва» за 11,5 сек (с МКПП), расход по городу 9,1 л — 100 км (МКПП), максимальный крутящий момент — 145 Нм.
127 двигатель для Приоры был модернизирован до следующих показателей: 106 л.с. (78 кВт при 5800 об/мин), разгон до «сотки» за 11,5 секунд (с МКПП), расход по городу 8,9 л на 100 км (с МКПП), максимальные крутящий момент — 148 Нм.
Разница может показаться не столь заметной, но это очень маленький, но сильный шаг в конструкции со стороны АвтоВАЗа (на этом закончилась смена шестнадцатиклапанных «движков» объемом 1,6 литра). Для автомобиля класса Лада Приора мощности двигателя было достаточно.
В этом же блоке необходимо указать рабочую температуру. Совершенно нормально, диапазон рабочих температур от 90 до 95 градусов Цельсия. Более того, когда машина наступает в пробке, греется на солнышке или по какой-то другой причине, она еще может работать — от 97 до 110 градусов.
Двигатель местами «матирует», сильно изнашивается, но до цели добраться еще можно. Температура ниже 90 градусов – это прямой признак того, что машина еще не прогрелась, и лучше подождать на месте, пока стрелка не укажет на заветную отметку 80-90.
Эксплуатация автомобиля при температуре выше 110 градусов опасна тем, что заметно сокращается срок службы двигателя – горячие детали подвергаются очень сильному износу, преодолевая силу трения.
В целом ресурс двигателя Лада Приора при нормальном стиле вождения и бережном отношении составляет 200 000 км – после этой отметки наступит время, когда двигатель нуждается в капитальном ремонте. В качестве рекомендации АвтоВАЗ отдельно упомянул ремень ГРМ, сказав, что его необходимо проверять каждые 100 000 км (многие автолюбители говорят о цифре 50 000 км).
Характеристики
Тип двигателя | Бензин |
Мощность | 92,5 л.с. |
Крутящий момент | 128 Нм при 3700-3900 об/мин |
Объем | 1,5 л (1499 куб.см.) |
Дизайн | онлайн |
Тип топлива | бензин |
Сроки | DOHC |
Сжатие | 10,5 |
Диаметр цилиндра | 82 |
Ход штампа | 71 |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Бензин | АИ-95 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Вес | 120 кг |
Максимальная скорость | 175-185 км/ч |
Год выпуска | 1998 — 2006 гг |
Подача топлива | впрыск, распределенный впрыск |
Система зажигания | катушки/свечи |
Нумерация цилиндров | от шкива коленвала |
Крышка цилиндра | алюминиевый сплав |
Цилиндрический блок | чугун 28 кг |
Вход | полимерный коллектор с ресивером |
Релиз | трубка с нейтрализатором |
Распределительные валы | 2 |
Материал кольца | сталь, чугун |
Особенности конструкции двигателя Лада 21124 16 клапанов
Во-первых, ДВС отличается от предыдущего 1,5-литрового ВАЗ 2112 более высоким блоком. А увеличение хода поршня на 4,6 мм позволило увеличить рабочий объем двигателя до 1,6 л. Благодаря отверстиям в днище поршней этот силовой агрегат не прогибается при обрыве ремня клапана.
Этот двигатель получил ряд современных конструктивных решений. Помимо использовавшихся ранее гидрокомпенсаторов, впервые были применены индивидуальные катушки зажигания. А коллектор позволил вписаться в жесткие экологические требования ЕВРО 3 (позже ЕВРО 4).
Артикулы
Для кислородных датчиков впервые использовалось обозначение 21120-3850010. Потом появилась статья с номерами 1118 (см картинку). Похоже, это относится к новому типу датчика. Будет проще использовать номера деталей BOSCH.
Выхлопная система двигателя ВАЗ-21120
Показываем статьи другим датчикам:
- ДМРВ (21124 или 21120): 21083-1130010-01, -10, -20;
- ДМРВ (двигатель 21120 с ЭБУ 4.1 Январь): 2112-1130010,-01;
- ДПДЗ: 2112-1148200;
- МАК: 2112-1148300-02;
- ДПКВ: 2112-3847010, -01, -03, -04;
- ДТОЖ: 2112-3851010, -01, -02, -05;
- Датчик скорости: 2110-3843010-13,-18;
- ДПРВ: 2112-3706040, -02, -03;
- ДД: 2112-3855020, -01, -02, -03;
- Датчик давления масла: 2106-3829010, -01, -02;
- Датчик уровня антифриза: 2110-3839310-10, -11, -12, -13, -14;
- Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости: 2101-3808600, -02, 2106-3828010.
Последние три датчика не подключены к ЭБУ. Однако можно подключить датчик неровной дороги (2123-1413130). Он влияет на работу двигателя, даже если он прикреплен к кузову.
В двигателях с ЭБУ Январь 4.1 кислородных датчиков нет.
Вообще на хэтчбеках ВАЗ-2112 можно использовать другие датчики — не те, что указаны в списке. Но тогда речь идет о 8-клапаннике. И все, что мы изложили, относится к 16 клапанам, вот схема этого двигателя.
Читайте также: Ford Ranger 2021 — характеристики и фото
Устройство двигателя
16-клапанный 124 двигатель под капотом «двенашки»
- Двигатель бензиновый, шестнадцатиклапанный, рядный, четырехтактный, состоящий из четырех цилиндров. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2 — начиная со шкива коленчатого вала. С системой питания — распределенный впрыск, управляемый через контроллер Bosch, «Январь» или GM.
- Двигатель закреплен в моторном отсеке с помощью четырех упругих опор, из которых передняя и задняя представляют собой тяги, крепящиеся от двигателя к кузову, а левая и правая идентичны ВАЗ-2110 (11).
- На двигателе с одной стороны расположен привод распредвала и коленвала, насос охлаждающей жидкости (о проверке помпы и о выборе помпы — прим.), генератор, а также ремень ГРМ (о его замене здесь) , с другой стороны, датчики: температуры охлаждающей жидкости, давления масла, стартера, термостата, спереди: рампа с форсунками, впускной коллектор, маслоизмерительный щуп, датчик детонации, шланг вентиляции картера, датчик фаз. Сзади: масляный фильтр, датчик положения коленчатого вала, выпускной коллектор. Вверху: свечи зажигания, высоковольтные провода. Подробнее обо всех датчиках читайте здесь.
- Чугунный блок цилиндров имеет идентичный индекс «21083» с двигателями от ВАЗ-2110 (11), но у них разные винты крепления головок цилиндров М10х1,25, в отличие от М12х1,25, а также их минимальная глубина входа.
- Каждый двигатель имеет свой серийный номер.
Цилиндры
Цилиндры двигателя просверлены непосредственно в блоке. Начальный диаметр составляет 82 мм и может быть увеличен на 0,4 или 0,8 мм при ремонте. Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока латинскими буквами.
Коленчатый вал
Коленчатый вал изготовлен из высокопрочного закаленного чугуна и снабжен пятью коренными шейками, четырьмя пакетами шатунов и восемью противовесами, отлитыми вместе с валом. Отличие этого коленвала от аналогов ВАЗ-2112 заключается в повышенной прочности и износостойкости, поэтому установка от младших моделей полностью исключена. Маховик крепится к задней части коленчатого вала шестью самостопорящимися болтами.
Поршни
Поршень в двигателе изготовлен из алюминиевого сплава, юбка поршня в продольном сечении коническая, в поперечном овальная. Отличительная особенность поршней ВАЗ-2112, они имеют четыре выемки под клапаны, во избежание загиба и последующей замены клапанов, в то время как на младших моделях они плоские.
Для двигателя поршни следует подбирать по весу, и не допускать разницы более 5 граммов, чтобы уменьшить дисбаланс в коленчатом валу (кривошипно-шатунном механизме — прим.). На поршне установлены три кольца: верхние — компрессионные, препятствующие проникновению газов в картер двигателя, а также они способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру. Нижнее кольцо маслосъемное (о замене здесь).
Шатуны
Шатуны — стальные, разделены на весовые категории — маркируются краской или буквой на крышке. На крышках, как и на шатунах, выбит номер цилиндра (он должен быть с одной стороны шатуна и крышки).
Поршневые пальцы
Поршневой палец — стальной, трубчатого сечения. От выпадения он фиксируется двумя стопорными пружинными кольцами, которые расположены в канавках бобышек поршня. По диаметру их можно разделить на три различных класса: 1 — 21,978-21,982; 2 — 21 982-21 986; 3 — 21 986-21 990. Класс марки также проштампован внизу. Штамп и палочка должны быть одного класса.
ГБЦ
Головка блока цилиндров — из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров, центрируется на блоке двумя гильзами и крепится десятью винтами. Сверху на головке блока цилиндров расположены опоры распредвалов, по пять с каждой стороны.
Распределительные валы
Распределительные валы — литые, чугунные, пятислойные, по восемь кулачков в каждом. Распределительные валы приводятся в движение зубчатым ремнем от коленчатого вала. В связи с повышенными нагрузками на ремень ГРМ ширина двигателя ВАЗ-2112 по сравнению с аналогами 2110(11) увеличена с 19,0 до 25,4 мм (соответственно увеличена ширина шестерен и роликов). Поэтому изменилось и натяжение ремня ГРМ. Под шкивом впускного распредвала находится опорный ролик, под выпускным – натяжной.
Клапаны
Клапаны изготовлены из стали, при этом выпуск из жаропрочной стали с направленной фаской, а площадь входа больше, чем выхода. По сравнению с размерами они меньше аналогов «десятой» модели. Они расположены в два ряда в форме буквы V.
Они приводятся в действие кулачками с помощью гидротолкателей, которые в свою очередь очень чувствительны к чистоте масла и его качеству. А при наличии механических примесей возможен преждевременный выход из строя этих элементов, что будет сопровождаться повышенным шумом при работе гидротолкателей. Как заменить эти элементы подробно описано в этой статье.
Система смазки
Смазка двигателя ВАЗ-2112 осуществляется комбинированным способом. С помощью давления смазываются коренные и шатунные подшипники, распределительный вал и гидротолкатели. Путем разбрызгивания масло подается к стенкам цилиндров от них к поршневым кольцам и пальцам, у основания поршней к паре «распредвал-кулачок-толкатель» и стержням клапанов. Остальные узлы смазываются самотеком.
Ремни приводов, используемые в двигателе, и их маркировка
Для работы механизма ГРМ в конструкции 16-клапанного двигателя 21124 используется ремень шириной 25,4 мм, который имеет 136 параболических зубьев и маркируется как «2112-1006040». Ресурс до любой замены 45 тыс км.
Если на двигатель не устанавливаются дополнительные агрегаты, а именно насос ГУР и компрессор кондиционера, в приводе генератора используется ремень с маркировкой «2110-3701720 6 ПК 742» (рабочая длина – 742 мм).
Если установлен насос ГУР, для привода генератора устанавливается ремень другого размера – 1115 мм. Его маркировка «2110-1041020 6 ПК 1115».
Модель с компрессором кондиционера имеет еще более длинный ремень генератора – 1125 мм, маркировка – «2110-8114096 6 ПК 1125»
Графики 16-ти клапанных двигателей — мощность и крутящий момент
Все двигатели «десятых хэтчбеков» по мощности располагались следующим образом: 21120, 21124, 21114 и 2111. Они развивают 93, 90, 81 и 77 «сил». На графике показано, как эффект зависит от оборотов.
Первые два двигателя, 20-й и 124-й, 16-клапанные. Оба относятся к классу Евро-3.
Нормам Евро-4 соответствуют двигатели 21124 более поздних годов выпуска. У них улучшенный каталитический нейтрализатор. Блок ЭБУ тоже ставился по другому, обновлялся.
В поршнях двигателей 124-й серии сделаны канавки под клапаны. Проще говоря, ВАЗ-21120 ДВС — вставной (загиб клапанов в результате обрыва ремня ГРМ, клапаны надо заменить, и так повезло), а 21124 — не вставной (загиб клапанов — нет). Рассмотрим крутящий момент.
Самое интересное здесь — двигатель ВАЗ-21120. По «тяге на низах» не намного хуже 8-клапанника.
Формальные характеристики
Вот характеристики двух разных двигателей:
- Модель ДВС: 21120/21124;
- Рабочий объем: 1 488/1 596 л;
- Степень сжатия: 10,5/10,3;
- Мощность: 93/90 л.с.;
- Номинальная мощность оборотов: 5600/5000 об/мин;
- Максимальный крутящий момент: 140/131 Н*м;
- Рекомендуемое топливо: АИ-95/АИ-95;
- экология: Евро-3/Евро-4 или Евро-3.
Чем ниже степень сжатия, тем более «всеядным» будет двигатель по отношению к топливу.