- Что надо смазывать
- Что такое бендикс (обгонная муфта)?
- Причины неисправностей бендикса.
- Потеря упругости пружин.
- Износ роликов.
- Замасливание.
- Профилактика и смазка стартера
- Что смазываем и как часто?
- Какую смазку для стартера выбрать?
- Общие свойства у смазок соответствуют следующим критериям:
- Наиболее популярные смазки для стартера:
- Какую смазку использовать для стартера
- Признаки неисправности бендикса стартера
- Какой смазкой смазать стартер – лучшая смазка стартера автомобиля
- ШРБ
- Литол
- Графитовая смазка для стартера
- Castrol lmx li komplexfett 2
- Циатим 201
- Смазка для ШРУС
- Ответ
- Нужно ли смазывать бендикс стартера
- Смазка для бендикса стартера
- Нужно ли смазывать втягивающее на стартере
- Чем смазать редуктор стартера
- Чем смазать втулки стартера
- Диагностика и замена
- Смазка стартера
- Чем смазывать (выбор)?
- Чем смазывать
- Литол 24
- Графитовая смазка
- Моторное масло
- Кастрол
- Циатим-201
- Чем смазать стартер: варианты и рекомендации
- Что надо смазывать
- Чем смазывать
- Литол 24
- Графитовая смазка
- Моторное масло
- Кастрол
- Циатим-201
- Смазка ШРУС
- Возможные причины неисправности бендикса
Что надо смазывать
При работе стартера возникают нагрузки хоть и кратковременные, но достаточно большие по величине. В момент зацепления шестерни стартера с зубчатым венцом маховика создается сила, действующая в поперечном направлении вала стартера. Такое направление нагружения приводит со временем к износу (изнашиванию) втулок, и они принимают форму эллипса.
При этом происходит смещение вала и увеличение зазора между шестернями, т е кривизна зубьев. Стартер с трудом справляется с такой нагрузкой, увеличивается потребляемый им ток, что вызывает повышенный нагрев обмотки и силовых линий. В этом случае страдает аккумулятор. В особо сложных ситуациях износ втулок настолько велик, что стартер практически не в состоянии провернуть коленчатый вал двигателя, а аккумулятор быстро разряжается.
При повторных неудачных попытках батарея может разрядиться почти полностью. Если нет возможности зажечь его от другого автомобиля или зарядного устройства, придется долго ждать. К тому же пластины аккумулятора могут крошиться, что чревато покупкой нового аккумулятора. Получается, что его неразумные действия убили его. Продлить срок службы втулок и соответственно аккумулятора можно, если вовремя смазывать стартер. Сделать это своими руками без посещения автомастера может любой желающий.
Смазывать надо не только втулки, но и пусковой вал, чтобы продольное перемещение переливной муфты не затруднялось. Это важно, потому что, когда сцепление застревает с шестерней, есть вероятность поломки зубьев. Можно посмотреть на характерный звук.
Стартер может быть как с редуктором, так и без него.
Редукция позволяет снизить потребление энергии от аккумулятора. Его легко разобрать своими руками. Практически весь стартер можно раскидать на запчасти. Наличие шестерен редуктора создает сопротивление, которое гораздо больше, когда внутри нет смазки или она превратилась в очень густую мастику.
Смазка шестерни
Как правило, на стартер нужно обращать внимание каждые 45 000 км, иначе могут возникнуть проблемы с вашими действиями (или бездействием.
Также можно смазать якорь тягового реле, если он заржавел. Поэтому перед этим необходимо очистить поверхность от коррозии, чтобы она стала гладкой. Но желательно оставить эту деталь без смазки или нанести ее очень тонким слоем, чтобы не мешать движению при низких температурах и не превращать ее в пылесборник.
Вот и приходится смазывать при ТО своими руками:
- Втулки;
- Стартерный вал;
- Восстановитель (если есть);
- Якорь тягового реле.
Что такое бендикс (обгонная муфта)?
Замена бендикса на стартере ВАЗ или ремонт своими руками
В современных автомобилях двигатель запускается с помощью электростартера. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, который через специальную муфту передает вращение на маховик двигателя.
Обычно шестерня на стартере имеет 10-12 зубьев, а фланец на маховике, с помощью которого стартер запускает двигатель, имеет более ста зубьев.
Если исключить выбегающую муфту, то стартер будет раскручиваться до запредельных 100 000-200 000 оборотов после запуска двигателя, даже на холостом ходу! Естественно, это уничтожит его.
Чтобы этого не произошло, используется специальная обгонная муфта, обычно называемая бендикс.
Работает по принципу задней втулки велосипеда, т.е крутящий момент передается только в одном направлении — от стартера к двигателю.
Причины неисправностей бендикса.
Все неисправности проявляются одинаково — бендикс работает через раз или не работает вообще, при этом стартер крутит.
Визуально ошибка бендикса проявляется так:
Для ремонта бендикса понадобится отвертка, выдерживающая удары молотком, молоток, тис и ветошь.
Купить запасные части для бендикс проблематично, так как бендикс обычно продается в сборе. Но есть один лайфхак — покупаем бендикс от ВАЗ-2101 (самый дешевый) и разбираем его на запчасти. Диаметр роликов почти всегда одинаков, если не найдешь нужного диаметра или у тебя большой эффект, можно дрелью подрезать, пружины почти всегда подходят. Автор данной статьи отремонтировал бендикс на стартере Чери Амулет, заменив ролики и пружины на аналогичные от ВАЗ.
Причины поломок перечислены в порядке вероятности, от наиболее частых к наименее частым.
Потеря упругости пружин.
На картинке выше видно, что ролики прижаты к пружинам. Когда пружины теряют эластичность, бендикс начинает скользить, а сам стартер работает через раз.
Ремонт — развальцовываем бендикс стартера, аккуратно снимаем внутреннюю часть, заменяем или растягиваем старые пружины, собираем без смазки, если бендикс смазать, то он будет скользить, закатать.
Износ роликов.
Это вторая по распространенности причина, ролики не крутятся при работе и поэтому изнашиваются только с одной стороны, иногда сплющиваются — становятся овальными.
Ремонт — развальцовываем бендикс, аккуратно снимаем внутреннюю часть, проворачиваем ролики или заменяем их, монтируем без смазки и закатываем вместе.
Замасливание.
Эта проблема актуальна только для редукторных стартеров. Иногда в бендикс попадает смазка для редуктора, в таком случае он начинает постоянно буксовать.
Ремонт — развальцовываем бендикс, аккуратно вынимаем внутренность, протираем бензином или ацетоном все валки, собираем без смазки, закатываем. Рекомендуется заменить смазку в редукторе стартера на более тугоплавкую или уменьшить количество.
Если вам больше нравится смотреть видео, ниже подробное видео о том, как отремонтировать бендикс стартера своими руками:
Это все, что у меня есть сегодня. После прочтения статьи ремонт стартбендикса не должен вызвать затруднений
Важно понимать, что бендикс не такая уж и дорогая деталь и стоит он 200-300 рублей, поэтому ремонтировать его целесообразно только если нет запчастей, или если машина очень дорогая
Профилактика и смазка стартера
Сегодня мы разберем вопрос смазки автостартера. Нужно ли его вообще смазывать? Если вы не хотите более быстрого износа стартера, очень важно всегда иметь смазку на оси и редукторе. Какую смазку использовать, как смазывать стартер?
Что смазываем и как часто?
Внутренние детали стартера необходимо смазывать, например:
- обгонная муфта;
- ось;
- восстановитель (если есть).
Некоторые специалисты все же рекомендуют смазывать втягивающее реле и втулки, но мы рассмотрим детали стартера, указанные в списке.
Важно! Будьте осторожны с валом стартера, чтобы не заклинило сцепление с шестерней, можно смазать только заднюю часть, тогда это не приведет со временем к поломке зубьев.
Автовладельцам лучше соблюдать правило – смазывать пусковые элементы каждые два года эксплуатации автомобиля или 40 – 50 тысяч километров пробега.
Какую смазку для стартера выбрать?
Общие свойства у смазок соответствуют следующим критериям:
- антикоррозионные свойства
- достаточно широкий температурный диапазон использования
- низкий коэффициент трения
- высокая грузоподъемность
- длительное использование
Важный момент – у каждой смазки есть такой показатель, как кинематическая вязкость. Величина до 100 сСт (сантистокс), такие смазки можно использовать при низких температурах и высоких нагрузках при эксплуатации. Смазки с показателями 100-200 сСт для стартера не подходят.
Наиболее популярные смазки для стартера:
LIQUI MOLY Thermoflex или RAVENOL Arctic Green Grease AGG2 с отличными вязкостными свойствами, широким диапазоном рабочих температур и возможностью работы даже с пластиковыми деталями.
Также есть несколько бюджетных вариантов, таких как «Литол 24» (самая популярная смазка в России, но не подходит для Крайнего Севера), графитная смазка (используется в более теплых районах из-за своих температурных характеристик), «Castrol LMX» (известная для , выдерживающий высокие нагрузки и температуры от -35 до +170 градусов), «Циатим 201» (самая морозостойкая смазка) и смазки для ШРУСов (большой температурный диапазон, но зимой желательно обойтись без тяжелых нагрузки).
Правильный выбор смазки во многом зависит от условий эксплуатации машины. Тем более от каких морозов она едет. Необходимо следить за интервалом пробега (о котором мы писали выше) и за тем, чтобы смазка всегда была нормальной консистенции.
Какую смазку использовать для стартера
Прежде чем переходить к конкретным маркам, необходимо определить, какой кинематической вязкостью обладает та или иная смазка, чтобы она подходила для смазки стартера и его узлов. В соответствии с действующими стандартами кинематическая вязкость базового масла, используемого для производства пусковой смазки, должна быть ниже 100 сСт (сСт, сантистокс, 1 сТс = 1 мм²/с).
Если масло имеет кинематическую вязкость в пределах 100…200 сСт, такие составы относятся к общеавтомобильному классу. Они предназначены для работы при средней температуре, средней скорости и легких и средних нагрузках. Информацию о кинематической вязкости вы найдете на упаковке смазки, которую планируете использовать для стартера.
Однако помните, что смазка с вязкостью от 100 до 200 сСт не подходит для использования в элементах стартера. Это заявление основано на том, что их минимальная рабочая температура составляет -20…25°C. Примерами таких смазок являются MC-1000, RAVENOL Hot Red Grease HRG2, LIQUI MOLY LM 47.
Отличной альтернативой смазке для пусковых элементов является LIQUI MOLY Thermoflex. Относится к описанному выше классу с кинематической вязкостью до 100 сСт. В частности, при температуре 40°C он имеет вязкость 18 сСт.
Дополнительным его преимуществом является то, что он может работать не только с металлическими, но и с пластиковыми деталями. Аналог RAVENOL Arctic Green Grease AGG2 с диапазоном рабочих температур от -60°С до 120°С.
Универсального ответа на вопрос, какой смазкой смазывать стартер, нет и быть не может. Однако есть несколько распространенных вариантов, которыми сегодня пользуются автолюбители. В первую очередь это зависит от температуры воздуха, при которой планируется использовать машину. Особенно до какой минимальной температуры падает зимой в вашей местности.
Среди других более дешевых, бывших в употреблении средств популярны следующие:
- «Литол 24»;
- Графитовая смазка;
- Кастрол ЛМХ;
- «Циатим 201”;
- Смазки для ШРУСов.
Мы постараемся систематизировать информацию и предоставить вам таблицу, в которой приведены сведения о том, какую смазку для планетарного редуктора стартера, а также его вала лучше использовать. Мы не пытаемся навязать свое видение, а лишь представляем ту информацию, которую смогли найти.
Узлы для смазки | Требования к смазочным материалам | Примеры смазочных материалов |
Планетарный редуктор | Долговечность, совместимость с пластиковыми деталями и эластомерами, устойчивость к высоким механическим нагрузкам, широкий диапазон рабочих температур |
|
Вал стартера | Обеспечивает низкое трение, высокую грузоподъемность, устойчивость к жидкости и защиту от коррозии, широкий диапазон температур. |
|
Свободное колесо | Широкий температурный диапазон, совместимость с различными соединениями машин, стойкость к окислению и влаге, антикоррозийность рабочих поверхностей, длительный срок эксплуатации. |
|
Опираясь на предоставленную информацию, вам наверняка будет легче сделать выбор. Ведь на многих форумах много мнений по поводу использования тех или иных смазок. Существуют также различные мнения относительно общей целесообразности смазки отдельных узлов стартера. Ниже приводится краткое изложение этого.
Если масло имеет кинематическую вязкость в пределах 100 200 сСт, такие составы относятся к общему автомобильному классу. Они предназначены для работы при средней температуре, средней скорости и легких и средних нагрузках. Информацию о кинематической вязкости вы найдете на упаковке смазки, которую планируете использовать для стартера.
Помните, однако, что смазка с вязкостью 100 200 сСт не подходит для использования в элементах стартера. Это утверждение основано на том, что их минимальная рабочая температура составляет -20. 25°С. Примерами таких смазок являются MC-1000, RAVENOL Hot Red Grease HRG2, LIQUI MOLY LM 47.
Признаки неисправности бендикса стартера
Основным признаком поломки или частичного выхода из строя данного узла являются нехарактерные звуки при попытке запуска двигателя. Это может быть металлический визг или звук резких ударов двух тяжелых частей друг о друга. Очень важно, чтобы это произошло непосредственно перед тем, как двигатель сам начнет выдавать крутящий момент, так как если шум уже слышен при работе ДВС, то источник проблемы, скорее всего, находится уже в другой части автомобиля.
Загрузочное устройство и местоположение бендикса.
Если муфта акселератора пришла в полную негодность, вместо размеренного рокота двигателя вы услышите лишь шум безрезультатно запускающегося стартера. Как показывает практика, это происходит не сразу, а постепенно, если водитель игнорирует несколько незначительных признаков неисправности.
Какой смазкой смазать стартер – лучшая смазка стартера автомобиля
В продаже имеется множество разновидностей и марок консистентных смазок для механизмов. Рассмотрим самые популярные материалы для ракеты-носителя и ее спутников:
- ШРБ;
- Литол;
- Графитная смазка для начала;
- Комплексная смазка Castrol lmx li 2;
- Циатим 201;
- Смазка для ШРУСов.
ШРБ
Это смазка отечественного происхождения, имеющая широкий диапазон рабочих температур от -30 до +130 градусов. Недаром его используют на шарнирных соединениях, так как он обладает прекрасными физическими свойствами. Он содержит загуститель на основе бария и избыток свободных кислот. Жир имеет желтовато-коричневый цвет. К его особенностям относится сохранение формы смазочной массы при ее достаточно толстом слое. Производится на основе индустриального масла И-20А.
Литол
Еще один вид жира янтарного цвета. Производится из масляных масс, в которые в качестве загустителя добавлено литиевое мыло 12-косистеариновой кислоты. Добавление лития сделало состав более устойчивым к низким и высоким температурам и отличной адгезией к гладким поверхностям.
Химический состав не вызывает окисления металла даже во влажной среде. Сохраняет свою пластичность и смазывающую способность в диапазоне от -40 до +120 градусов. Его эффективный срок службы составляет 5 лет.
Графитовая смазка для стартера
Этот вид смазки отличается насыщенным черным цветом и густой массой. Производится из нефтяных отходов с добавлением частиц графита. Конечно, не предназначен для скользящих и вращающихся деталей на высоких скоростях.
Он не обладает стабильностью и не создает антифрикционного слоя. Он больше подходит для смазывания деталей, находящихся в статичном состоянии, но периодически разбираемых для ремонта. Им смазывают резьбу болтов, резинки сайлентблоков, шкворней, направляющих, болтов пускового узла и других неподвижных частей машины. Запрещается смазывать вал и шестерни графитом.
Castrol lmx li komplexfett 2
Эта смазка аналогична Литолу. Также содержит литиевые кислоты, поэтому обладает высокой пластичностью, обволакивающими свойствами, защищает поверхности от коррозии и создает устойчивый антифрикционный слой. Отличается от Литол-24 нижним температурным пределом, который несколько выше.
Циатим 201
Низкотемпературная смазка для механизмов. Отлично подходит для смазки всех вращающихся и трущихся частей стартера, коробки передач, бендикса и других деталей. Разработан специально для суровых зимних условий.
Смазка для ШРУС
Если у вас в наличии есть только смазка для ШРУСа, вполне можно смазать ею и стартовые детали. По химическому составу близок к литолу, за исключением черного цвета. Обладает хорошей пластичностью и выносливостью, что доказано активной эксплуатацией в шарнирных парах.
Ответ
Немного графитовой смазки в планетарную шестерню стартера не повредит. Пытаться смазать вал якоря, где работает бендикс, не имеет смысла, а иногда просто вредно, т.к пыль и грязь начинают интенсивно прилипать к смазке, а если долго не пользоваться машиной, то после высыхания , толстый плотный слой шлама на валу якоря, который будет мешать нормальному ходу бендикса.
Попадание машинного масла на медный коллектор якоря, например, из-за течи двигателя, вообще недопустимо, так как значительно улучшается процесс прогорания медных ламелей якоря. Гораздо полезнее для любого начинающего универсальное средство «WD-40». Медно-графитовые втулки, центрирующие ось якоря, также не требуют смазки, гораздо важнее следить за их износом.
Смазка стартера необходима для уменьшения внутренних механических потерь, присутствующих во время работы. Без смазки вала или редуктора стартер будет работать в жестких условиях, что приведет к значительному износу и даже преждевременному выходу из строя. Поэтому важна не только смазка, но и тип смазки, используемой в стартере автомобиля.
Разберем эту проблему подробнее. Какие детали стартера необходимо смазывать Прежде чем перейти непосредственно к выбору смазки, необходимо определить, какие внутренние детали стартера необходимо смазывать. Перечислим их:
пусковой вал; обгонная муфта; редуктор (если есть). Что касается вала стартера, то необходимо смазать заднюю часть, чтобы облегчить ход продольной муфты. В противном случае есть риск заклинивания сцепления шестерней, что грозит поломкой зубьев.
Некоторые специалисты также рекомендуют смазывать электромагнитное реле и втулки стартера. Есть много разных мнений по этому поводу. Однако мы придерживаемся мнения, что смазывать необходимо только ось, редуктор и реже обгонную муфту. О причинах вы можете прочитать ниже. Редуктор есть не у всех стартеров, это зависит от конструкции и модели автомобиля.
Цель состоит в том, чтобы уменьшить механическую нагрузку на стартер, что снижает энергопотребление. Если коробка передач недостаточно смазана, это приведет к чрезмерной нагрузке на сопутствующие механизмы и износу аккумулятора. Теперь перейдем непосредственно к вопросу выбора смазки для стартера автомобиля.
Стартовая смазка должна обладать следующими свойствами:
- широкий температурный диапазон использования;
- защита поверхности от коррозии;
- высокая грузоподъемность;
- низкий коэффициент трения;
- долгий срок службы.
Нужно ли смазывать бендикс стартера
делать ремонт и не смазывать бендикс это все равно, что предать самого себя, ведь у него тоже есть трущиеся детали. Сколько шестерен на шлицах и в зацеплении с большой шестерней на маховике. Необходимо смазывать все места, где детали двигаются по отношению друг к другу. Не забудьте про зубья шестерни.
Читайте также: Двигатель ваз 2112 16 клапанов — технические характеристики
Смазка для бендикса стартера
Для смазывания Бендикса специалисты рекомендуют использовать Циатим-201. Это водо- и морозостойкая смазка, хорошо работающая при температуре от -60 до +90 градусов. За время эксплуатации детали вполне могут успеть прогреться до таких температур, а зимой она будет опускаться значительно выше -30 градусов. Чем мягче смазка в морозы, тем легче заводится ДВС. Кроме того, он должен обладать защитными антикоррозийными свойствами.
Нужно ли смазывать втягивающее на стартере
Все движущиеся части в сборе должны быть смазаны. Втягивающее устройство не является исключением, но при обслуживании этой детали необходимо наносить очень тонкий слой смазки. Слишком много смазки приведет к скоплению грязи и заклиниванию механизма. Некоторые мастера вообще не рекомендуют смазывать ретракторы.
Чем смазать редуктор стартера
При ремонте пускового узла есть много мест, которые нужно смазывать. Это не только подшипники скольжения, но и стартер-редуктор. Он имеет шестерни, входящие в зацепление с обгонной муфтой, и вращает шестерню на бендиксе с определенным передаточным числом. Для редуктора рекомендуется использовать ШРБ-4. Этот тип смазки идеально подходит для планетарных передач и стартеров в целом.
Чем смазать втулки стартера
В передней части стартера установлены втулки скольжения, выполняющие роль подшипников. Они устанавливаются по той простой причине, что вал вибрирует и бьет при включении. Такой тип вращения неизбежно приводит к разрушению любых механизмов, и бронзовые втулки работают в таких условиях лучше, чем роликовые подшипники. Неорганическая графитная смазка также подходит для смазывания стартовых роликов. Весь узел можно смазывать одним видом, нет необходимости покупать разные составы.
Диагностика и замена
Среди прочих причин вылетов и ошибок наиболее важной является проскальзывание бендикса во время холостого хода. Происходит это потому, что в гусеницы и катки попадает определенное количество грязи. Первым признаком является шум якоря при запуске стартера, при неподвижном коленвале. В такой ситуации без ремонта не обойтись.
Чтобы продиагностировать, непосредственно, сам бендикс, можно и на машине. Вы должны сделать это следующим образом:
- Включаем передачу;
- Выжмите тормоз;
- Старт начинается.
Теперь вы должны слушать. Если вы слышите звук, характеризующий вращение якоря, это признак того, что буксует бендикс стартера. Это значит, что его нужно срочно ремонтировать или заменить на новый бендикс.
Мелкий ремонт бендикса:
- Стартер снят с автомобиля;
- Он погружается в подготовленную емкость с бензином и остается там на несколько часов. Это делается для того, чтобы помыть и очистить его от грязи;
- Не вынимая средство из емкости, несколько раз прокрутите шестерню сцепления, это поможет лучше очистить гусеницы;
- После этого его вынимают и моют.
Если в результате такой очистки вы не добились желаемого результата, необходимо снять переливную муфту и разобрать ее.
Проведем пошаговый разбор и ремонт бендикса:
- В первую очередь советую отключить стартер от автомобиля. Но перед этим обязательно отключите минусовую клемму от аккумулятора. После этого нужно один провод от втягивающего реле отсоединить, а другой открутить ключом на самом стартере. Наиболее часто используется ключ «13»;
- Теперь вам предстоит открутить все крепления, которые держат стартер. Каждая машина имеет свою систему крепления. Так что будьте готовы, что при разборке стартера попутно придется разобрать еще несколько элементов;
- Уже на этом этапе легко определить состояние маховика;
- В случае, если вы все-таки решили поменять бендикс, вам необходимо разобрать стартер. В первую очередь снимаем крепления крышки, а затем отсоединяем крепление вывода обмотки втягивающего реле. Вы можете получить кронштейн диска;
- После нужно снять последний крепеж и разобрать стартер надвое. В случае, если мы находим внутри него шар, необходимо его сохранить;
- Совет: Если вы уже разобрали стартер, посмотрите все узлы, которые тоже иногда выходят из строя. Устаревшие детали также можно заменить;
- При необходимости снимите магнитное реле, резиновую вставку и диск. После достаем все оставшиеся мелкие детали;
- Затем с помощью отвертки вытаскиваем уши нашего бендикса;
- Чтобы избавиться от стопора, необходимо при помощи той же отвертки опустить диск. Бывает, что вместо диска стоит стопорное кольцо. В этом случае для удобства можно использовать молоток и гаечный ключ. Наденьте ключ на стопор и сбейте его молотком;
- Оставшееся стопорное кольцо можно стянуть с вала, поддев его маленькой отверткой или специальным съемником;
- Теперь осталось снять бендикс и установить на его место новую деталь;
- Чтобы собрать все обратно, проделайте все шаги в обратном порядке.
Желаю Вам удачи в этом нелегком и кропотливом деле.
Смазка стартера
Бендикс в момент зацепления с маховиком испытывает большие поперечные нагрузки. Происходит постепенное смещение оси, износ втулок привода, увеличение зазора между зубьями бендикса и ободом. Необходимо смазать втулки, вал стартера для облегчения хода обгонной муфты.
Рекомендуется наносить тонкий слой на якорь тягового реле при наличии на нем следов коррозии.
Приводная втулка, вал, якорь реле смазываются. Если стартер оборудован редуктором, шестерни покрыты маслом. Процедура смазки может осуществляться руками водителя.
Чем смазывать (выбор)?
Связано с областью применения и свойствами смазочного материала. Смазка не должна терять свои вязкостные свойства при отрицательных температурах, а в жаркую погоду не должна закипать. То есть подбираются морозостойкие смазки, к которым относятся:
- Синтетика двигателя. Сохраняет свойства вязкости при низких температурах с длительным сохранением масляного покрытия на подвижных, вращающихся соединениях.
- ШРУС жир. Используется в соединениях с постоянной скоростью на автомобилях повышенной проходимости (4х4), (6х6). Свойства масла сохраняются при температуре -30+90°С. Это пластичное минеральное вещество, смешанное с литиевым мылом и добавками. Может использоваться при -40+120 °C. Например, ШРУС отличается от ЦИАТИМ-201 так называемыми трибологическими свойствами.Смазка для ШРУСа может использоваться для смазывания бендикса
Это означает, что смазка противодействует появлению износа, заусенцев на корпусе трущихся деталей. То есть при чрезмерных нагрузках шестерня бендикс сильно против другой аналогичной детали выталкивает масляную пленку. Это приводит к жесткому притиру и создает на металле царапины вплоть до сварки трением. В нашем случае ШРУС-4 можно заменить на ЛИТОЛ-24, обладающий более высокими смазывающими свойствами.
- Кастрол. Изготовлено с литиевым компонентом. Диапазон температур -35+140°С, при относительно низком значении вязкости. Включает присадки к топливу, трансмиссионные масла, смазки.Литиевая смазка Castrol
- Графит. Применяется в узлах, работающих в перегрузочном режиме в диапазоне температур -20+70 °С. Смазки с температурой охлаждения -15°С считаются летними, а -20°С — зимними. Обладает антифрикционными свойствами, улучшенной заделкой швов. Кальциевые добавки в качестве добавки проявляют устойчивость к вымыванию струями воды.
- Смазка Bendix относится к категории трансмиссионных масел. Кстати, вал стартера и шлицевую часть желательно не смазывать. Дело в том, что они должны быть в сухом, чистом состоянии. Так как пара металл-латунь предназначена для лучшего скольжения, бендиксные и анкерные втулки можно без риска покрыть тонким слоем ЦИАТИМ-201.
- Литол — универсальная, морозостойкая, водостойкая литиевая смазка. Он используется в узлах трансмиссии, а не только в транспортных средствах.Смазка ЛИТОЛ
Работа, диапазон температур, например ЦИАТИМ 201 −60+90°С. Применяется в червячных передачах, зубчатых передачах, подшипниках качения, подшипниках скольжения, узлах трения.
Чем смазывать
В Интернете можно найти множество форумов, где спорят о том, какой лубрикант лучше на закуску. Вопрос ее выбора актуален, если вы разбираете стартер своими руками. Если этим занимается автосервис, выбирать не приходится.
Для тех, кто хочет сделать это самостоятельно, есть несколько вариантов:
- Литол;
- Графит;
- Машинное масло;
- Кастрол;
- Циатим-201;
- ШРУС жир.
Бендикс, приводной вал стартера
Чтобы правильно выбрать смазку, нужно знать ее свойства и область применения. При низких температурах смазка теряет свои свойства, становится более вязкой, а при высоких может закоксовываться. Прежде чем приступить к смазке стартера, необходимо по характеристикам подобрать морозостойкое средство, максимально сохраняющее свои свойства.
Литол 24
Может использоваться в диапазоне от -40 до 120 градусов. Вязкость от 8 до 650 Па-с. В объем поставки входят шарниры и трущиеся детали для электрических машин.
Графитовая смазка
Используется в диапазоне температур от -20 до 70 градусов. Его вязкость составляет 100 Па-с при нулевой температуре воздуха. Применяется в деталях, подвергающихся большим нагрузкам, в основном подвески автомобилей и тракторов.
Моторное масло
При использовании моторного масла лучше использовать синтетическое, поскольку оно в значительной степени сохраняет свою вязкость при низких температурах. Образует на поверхности металла достаточно прочную пленку.
Кастрол
Castrol LMX изготовлен на литиевой основе. Диапазон температур от -35 до 140. Вязкость при 40 градусах около 83. Используется в сильно нагруженных узлах.
Циатим-201
Это масло, загущенное стеаратом лития. Используется при температуре от -60 до 90 градусов. Вязкость уже при -50 будет 1100 Па-с.
Чем смазать стартер: варианты и рекомендации
В момент пуска энергия стартера расходуется не только на не преодоление сопротивления двигателя, но и на его внутренние потери, которые значительно возрастают, если трущиеся детали не смазываются. Стартер нуждается в сезонном обслуживании (СТО), которое включает в себя чистку старого и нанесение новой смазки.
Что надо смазывать
При работе стартера возникают нагрузки хоть и кратковременные, но достаточно большие по величине. В момент зацепления шестерни стартера с зубчатым венцом маховика создается сила, действующая в поперечном направлении вала стартера.
Такое направление нагружения приводит со временем к износу (изнашиванию) втулок, и они принимают форму эллипса. При этом происходит смещение вала и увеличение зазора между шестернями, т е кривизна зубьев.
Стартер с трудом справляется с такой нагрузкой, увеличивается потребляемый им ток, что вызывает повышенный нагрев обмотки и силовых линий. В этом случае страдает аккумулятор.
В особо сложных ситуациях износ втулок настолько велик, что стартер практически не в состоянии провернуть коленчатый вал двигателя, а аккумулятор быстро разряжается. При повторных неудачных попытках батарея может разрядиться почти полностью.
Если нет возможности зажечь его от другого автомобиля или зарядного устройства, придется долго ждать. К тому же пластины аккумулятора могут крошиться, что чревато покупкой нового аккумулятора. Получается, что его неразумные действия убили его. Продлить срок службы втулок и соответственно аккумулятора можно, если вовремя смазывать стартер. Сделать это своими руками без посещения автомастера может любой желающий.
Смазывать надо не только втулки, но и пусковой вал, чтобы продольное перемещение переливной муфты не затруднялось. Это важно, потому что, когда сцепление застревает с шестерней, есть вероятность поломки зубьев. Можно посмотреть на характерный звук.
Стартер может быть как с редуктором, так и без него.
Редукция позволяет снизить потребление энергии от аккумулятора. Его легко разобрать своими руками. Практически весь стартер можно раскидать на запчасти. Наличие шестерен редуктора создает сопротивление, которое гораздо больше, когда внутри нет смазки или она превратилась в очень густую мастику.
Смазка шестерни
Как правило, на стартер нужно обращать внимание каждые 45 000 км, иначе могут возникнуть проблемы с вашими действиями (или бездействием.
Также можно смазать якорь тягового реле, если он заржавел. Поэтому перед этим необходимо очистить поверхность от коррозии, чтобы она стала гладкой. Но желательно оставить эту деталь без смазки или нанести ее очень тонким слоем, чтобы не мешать движению при низких температурах и не превращать ее в пылесборник.
Вот и приходится смазывать при ТО своими руками:
- Втулки;
- Стартерный вал;
- Восстановитель (если есть);
- Якорь тягового реле.
Чем смазывать
В Интернете можно найти множество форумов, где спорят о том, какой лубрикант лучше на закуску. Вопрос ее выбора актуален, если вы разбираете стартер своими руками. Если этим занимается автосервис, выбирать не приходится.
Для тех, кто хочет сделать это самостоятельно, есть несколько вариантов:
- Литол;
- Графит;
- Машинное масло;
- Кастрол;
- Циатим-201;
- ШРУС жир.
Бендикс, приводной вал стартера
Чтобы правильно выбрать смазку, нужно знать ее свойства и область применения. При низких температурах смазка теряет свои свойства, становится более вязкой, а при высоких может закоксовываться. Прежде чем приступить к смазке стартера, необходимо по характеристикам подобрать морозостойкое средство, максимально сохраняющее свои свойства.
Литол 24
Может использоваться в диапазоне от -40 до 120 градусов. Вязкость от 8 до 650 Па-с. В объем поставки входят шарниры и трущиеся детали для электрических машин.
Графитовая смазка
Используется в диапазоне температур от -20 до 70 градусов. Его вязкость составляет 100 Па-с при нулевой температуре воздуха. Применяется в деталях, подвергающихся большим нагрузкам, в основном подвески автомобилей и тракторов.
Моторное масло
При использовании моторного масла лучше использовать синтетическое, поскольку оно в значительной степени сохраняет свою вязкость при низких температурах. Образует на поверхности металла достаточно прочную пленку.
Кастрол
Castrol LMX изготовлен на литиевой основе. Диапазон температур от -35 до 140. Вязкость при 40 градусах около 83. Используется в сильно нагруженных узлах.
Циатим-201
Это масло, загущенное стеаратом лития. Используется при температуре от -60 до 90 градусов. Вязкость уже при -50 будет 1100 Па-с.
Смазка ШРУС
Температурный диапазон использования от -30 до 120 градусов. Вязкость при -30 будет 1800 Па-с. Протяженность — шарниры с равными угловыми скоростями.
При обслуживании стартера своими руками шкворни и вал лучше всего смазывать моторным маслом; в коробку передач можно залить Литол 24 или Castrol LMX. При этом помните, что покупать смазку нужно в надежных местах, чтобы избежать подделок.
Возможные причины неисправности бендикса
Стартер бендикс: что это такое и зачем он нужен
Когда сам узел был вынут, теперь приступаем к разборке:
- Перед укладкой на поверхность стола тщательно очистите ее от остатков грязи и других образований. При необходимости можно использовать керосин (но только местное применение);
- Колпачком «на 13» снимаем клеммник втягивающего клапана;
- С помощью шестигранного ключа открутите три болта, которыми крепится клапан. Возможно, будут трудности, так как вода и погодные условия уже наложили на них свой отпечаток. Используйте «WD-40». Если он очень тугой, не ломайте его, иначе у гусениц будут проблемы. Возьмите дрель и просверлите сверлом с потайной головкой. Необходимо будет приобрести две дополнительные шпильки с маркировкой М4х35 или длиннее;
- С помощью колпачков откручиваем болты и разъединяем две части корпуса;
- Отверткой подденьте стопорное кольцо на валу ротора, снимите упорную втулку, снимите бендикс (муфту). Вам может понадобиться металлический буртик немного большего диаметра, чем вал, чтобы постучать по втулке. Все зависит от качества и степени износа;
- Перед нами ось, 3 шестерни и коробка передач. С помощью тряпки очищаем от старой смазки, вытираем насухо;
- Наносим на подшипники небольшое количество смазки, которая была указана в начале статьи. Трамбовать не стоит, так как чрезмерное количество и мороз могут спровоцировать клин;
- Надеваем крышку редуктора и устанавливаем бендикс, предварительно смазав шлицы смазкой;
- При сборке проводим визуальную диагностику щеток. Если видны провода, лучше заменить модуль в сборе;
- Надеваем на вал ротора чехол, смазываем его смазкой;
- Смазываем совсем немного бендикса для легкого доступа к канавке коленвала, вкручиваем шпильки;
- После установки стартера верните воздушный фильтр;
- Тестируем автомобили.
Так как зазор между якорем и статором электродвигателя составляет десятые доли миллиметра, то даже незначительное перекос вала приводит к тому, что якорь касается неподвижного статора.
Некоторые специалисты все же рекомендуют смазывать втягивающее реле и втулки, но мы рассмотрим детали стартера, указанные в списке.
Низкая начальная скорость вала и высокое потребление тока могут быть признаками повышенного сопротивления вращению. Часто это происходит из-за износа подшипников скольжения и перекоса якоря электродвигателя. Пускатели, в которых обмотка якоря возбуждается действием постоянных магнитов статора, имеют дополнительный подшипник на передней крышке.
Внутренние детали стартера необходимо смазывать, например:
- обгонная муфта;
- ось;
- восстановитель (если есть).
Уже больше года при запуске двигателя я слышал скрежет из-под капота, когда на долю секунды, а когда на пару секунд. Мне это надоело, я решил найти причину этого позора.
Нагрузка, которая идет на стартер при запуске двигателя, несмотря на ее кратковременность, довольно значительна. Сила, действующая на вал через шестерни и маховик стартера, может легко вывести втулки из строя. Имея эллиптическую форму, изношенные втулки вызывают зазор между шестернями.
Не путайте вязкость базового масла с вязкостью NLGI. Для автомобилей чаще всего используются смазки с индексом NLGI-2 (мягкие смазки).
Поворот ключа зажигания замыкает контактные болты стартера. Воздействуя на якорь реле (силу тяги) через рычаг, приводится в движение муфта привода, которая, перемещая шестерню, входит в зацепление с ободом маховика.
Стартер нуждается в сезонном обслуживании (СТО), которое включает в себя чистку старого и нанесение новой смазки.